kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Раздел "Человек" (подготовка к ЕГЭ по обществознанию)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал подходящий для подготовки одинадцатиклассников к ЕГЭ по обществознанию. Рассматривает темы из раздела "Человек": 

1.Природное и общественное в человеке. (Человек  как результат биологической и социокультурной эволюции.)

2.  Мировоззрение, его виды и формы

3.  Виды знаний

4.  Понятие истины, ее критерии

5.  Мышление и деятельность

6.  Потребности и интересы

7.  Свобода и необходимость в человеческой деятельности

8.  Системное строение общества: элементы и под-

системы

9.  Основные институты общества

10.  Понятие общественного прогресса

11.  Многовариантность общественного развития

(типы обществ)

12.  Угрозы XXI века (глобальные проблемы)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Раздел "Человек" (подготовка к ЕГЭ по обществознанию)»

Раздел:  Человек

Раздел: Человек

1.Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.) 2. Мировоззрение, его виды и формы 3. Виды знаний 4. Понятие истины, ее критерии 5. Мышление и деятельность 6. Потребности и интересы 7. Свобода и необходимость в человеческой деятельности 8. Системное строение общества: элементы и под- системы 9. Основные институты общества 10. Понятие общественного прогресса 11. Многовариантность общественного развития (типы обществ) 12. Угрозы XXI века (глобальные проблемы)

1.Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.)

2. Мировоззрение, его виды и формы

3. Виды знаний

4. Понятие истины, ее критерии

5. Мышление и деятельность

6. Потребности и интересы

7. Свобода и необходимость в человеческой деятельности

8. Системное строение общества: элементы и под-

системы

9. Основные институты общества

10. Понятие общественного прогресса

11. Многовариантность общественного развития

(типы обществ)

12. Угрозы XXI века (глобальные проблемы)

Природа человека  Ч Биологическое начало Социальное начало инстинкты биологическая программа развития анатомия, физиология Относится к высшим млекопитающим деятельность общение мышление  речь Психическое начало внутренний мир человека характер эмоциональная сфера бессознательное Человек – это субъект общественно-исторической деятельности и культуры, биопсихосоциальное существо , обладающее сознанием (мышлением), членораздельной речью, нравственными качествами, силой воли и способностью изготавливать орудия труда

Природа человека

Ч

Биологическое начало

Социальное начало

  • инстинкты
  • биологическая программа развития
  • анатомия, физиология
  • Относится к высшим млекопитающим
  • деятельность
  • общение
  • мышление
  • речь

Психическое начало

  • внутренний мир человека
  • характер
  • эмоциональная сфера
  • бессознательное

Человек – это субъект общественно-исторической деятельности и культуры, биопсихосоциальное существо , обладающее сознанием (мышлением), членораздельной речью, нравственными качествами, силой воли и способностью изготавливать орудия труда

124, бессознательное

124, бессознательное

Г, 12112, 2, 2, 1. Человек, согласно современным представлениям, есть существо А) духовное Б) социальное В) биологическое Г) биосоциальное

Г, 12112, 2, 2,

1. Человек, согласно современным представлениям, есть существо

А) духовное

Б) социальное

В) биологическое

Г) биосоциальное

Установите соответствие между примерами и сторонами сущности человека: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца. ПРИМЕРЫ СТОРОНЫ СУЩНОСТИ ЧЕЛОВЕКА А) Рост Владимира 195 см 1) биологическая Б) Ирина доброжелательна к коллегам по работе 2) социальная В) Фёдор физически вынослив Г) Василий любит классическую музыку Д) У Николая много друзей

Установите соответствие между примерами

и сторонами сущности человека: к каждому элементу,

данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из

второго столбца.

ПРИМЕРЫ

СТОРОНЫ СУЩНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

А) Рост Владимира 195 см

1) биологическая

Б) Ирина доброжелательна к коллегам по работе

2) социальная

В) Фёдор физически вынослив

Г) Василий любит классическую музыку

Д) У Николая много друзей

Отличие человека от животных

Отличие человека от животных

  • Животные
  • Человек
  • Изготавливает орудия труда и использует их как средство производства материальных благ
  • Осуществляет сознательную целенаправленную творческую деятельность
  • Обладает высокоразвитым мозгом, мышлением и речью
  • Используют только естественные орудия
  • Поведение подчинено инстинктам
  • Не обладают высокоразвитым мозгом и не умеют говорить
456, 125, 2

456, 125, 2

Верны ли следующие суждения о сходстве и различии человека и животного?  А. Муравьи и другие «социальные» животные трудятся так же, как и люди.  Б. Все особи животных, в отличие от людей, всегда действуют согласно генетической программе. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
  • Верны ли следующие суждения о сходстве и различии человека и животного?
  • А. Муравьи и другие «социальные» животные трудятся так же, как и люди.
  • Б. Все особи животных, в отличие от людей, всегда действуют согласно генетической программе.
  • 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают Понятие «человек» употребляется для характеристики всеобщих , присущих всем людям качеств и способностей; понятие подчеркивает наличие такой общности , как человеческий род Индивид – единичный представитель человеческого рода, конкретный человек Индивидуальность – неповторимое своеобразие , отличительные особенности (внутренние и внешние)от других людей 1 .Личность – устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, как члена того или иного общества. 2. Личность – как субъект отношений и сознательной деятельности

Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают

Понятие «человек» употребляется для характеристики всеобщих , присущих всем людям качеств и способностей; понятие подчеркивает наличие такой общности , как человеческий род

Индивидединичный представитель человеческого рода, конкретный человек

Индивидуальность – неповторимое своеобразие , отличительные особенности (внутренние и внешние)от других людей

1 .Личность – устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, как члена того или иного общества.

2. Личность – как субъект отношений и сознательной деятельности

135, 234, 13213, 4, 125 17 - 35

135, 234, 13213, 4, 125

17 - 35

Социализация - процесс усвоения человеком социального опыта, форм поведения, приемлемых для данного общества. Первичная социализация : агенты (родственники, учителя) и институты социализации (семья, школа). Вторичная социализация: агенты (коллеги, преподаватели, должностные лица) и институты (ВУЗы, армия, церковь).
  • Социализация - процесс усвоения человеком социального опыта, форм поведения, приемлемых для данного общества.

Первичная социализация : агенты (родственники, учителя) и институты социализации (семья, школа).

Вторичная социализация: агенты (коллеги, преподаватели, должностные лица) и институты (ВУЗы, армия, церковь).

  • Десоциализация – процесс отхода от старых ценностей, норм, правил, ролей.
  • Ресоциализация – процесс обучения новым ценностям, нормам, правилам, ролям.

123

123

Мировоззрение, его виды и формы Мировоззрение - система взглядов человека на мир(природа, общество, человек) в целом; отношение человека к миру три основные формы Мифология-  форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности. Философия- особый, научно-теоретический тип мировоззрения, основано на знании (а не на вере) Религия- форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир.

Мировоззрение, его виды и формы

Мировоззрение - система взглядов человека на мир(природа, общество, человек) в целом; отношение человека к миру

три основные формы

Мифология- форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности.

Философия- особый, научно-теоретический тип мировоззрения,

основано на знании (а не на вере)

Религия- форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир.

2- 4, 6-235,

2- 4, 6-235,

Типы(виды) мировоззрения обыденное религиозное 1. Основывается на жизненном опыте. 2. Взгляды формируются стихийно. 3. Мало использует научный опыт научное 1.Основывается на религиозных учениях. 2. Недостаточное внимание к научным достижениям. 3. Тесно связано с духовными потребностями человека 1. Опирается на достижения науки. 2. Включает в себя научную картину мира

Типы(виды) мировоззрения

обыденное

религиозное

1. Основывается на жизненном опыте.

2. Взгляды формируются стихийно.

3. Мало использует научный опыт

научное

1.Основывается на религиозных учениях.

2. Недостаточное внимание к научным достижениям.

3. Тесно связано с духовными потребностями человека

1. Опирается на достижения науки.

2. Включает в себя научную картину мира

3, 4, обыденное

3, 4, обыденное

Потребности и интересы  Мотив Деятель- ность побудитель То, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности Потребности Убеждения Эмоции Идеалы Интересы  «Иметь значение важно»1)Условия, обеспечивающие удовлетворения потребностей; 2)это ценности, характерные для определенной группы людей.

Потребности и интересы

Мотив

Деятель-

ность

побудитель

То, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается

переживаемая

и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности

Потребности

Убеждения

Эмоции

Идеалы

Интересы

«Иметь значение важно»1)Условия, обеспечивающие удовлетворения потребностей; 2)это ценности, характерные для определенной группы людей.

В, 3 Нужда человека, в чем либо, это: А) способности Б) деятельность В) потребности Г) интерес Д) ценности

В, 3

Нужда человека, в чем либо, это:

А) способности

Б) деятельность

В) потребности

Г) интерес

Д) ценности

20 Взаимосвязь I классификация потребностей Идеальные (духовные)потребности - познание мира, осознание своего места в нем, потребность в духовных благах Социальные потребности , порожденные обществом . Потребность в общении, в самореализации , в общественном признании. Биологические потребности -переживание нужды в дыхании, питании, воде, одежде, движении и др.

20

Взаимосвязь

I классификация потребностей

Идеальные (духовные)потребности - познание мира, осознание своего места в нем, потребность в духовных благах

Социальные потребности , порожденные обществом . Потребность в общении, в самореализации , в общественном признании.

Биологические потребности -переживание нужды в дыхании, питании, воде, одежде, движении и др.

8. Запишите слово пропущенное в схеме:  потребности ? социальные естественные

8. Запишите слово пропущенное в схеме:

потребности

?

социальные

естественные

22 II классификация потребностей Пирамида потребностей человека (по А. Маслоу) Вторичные, приобретенные духовные Престижные уважение, признание физиологические экзистенциальные безопасность существования социальные Первичные, врожденные

22

II классификация потребностей

Пирамида потребностей человека (по А. Маслоу)

Вторичные,

приобретенные

духовные

Престижные

уважение, признание

физиологические

экзистенциальные безопасность существования

социальные

Первичные,

врожденные

22 231223, 34, 12313

22

231223, 34, 12313

22 S Деятельность как способ существования людей 1 .« Деятельность — форма психической активности  субъекта, заключающаяся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели познания или преобразования объекта ». 2. Деятельность - специфическая форма отношения человека к окружающему миру и самому себе с целью изменения и преобразования  О Д  S S  О S S

22

S

Деятельность как способ существования людей

1 .« Деятельность — форма психической активности субъекта, заключающаяся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели познания или преобразования объекта ».

2. Деятельность - специфическая форма отношения человека к окружающему миру и самому себе с целью изменения и преобразования

О

Д

S

S

О

S

S

Деятельность как способ существования людей Субъект - тот, кто осуществляет деятельность ( может быть человек, группа людей, организация, государственный орган.) Объект - то, на что направлена деятельность ( могут быть природные материалы, различные предметы, сферы или области жизни людей.)

Деятельность как способ существования людей

Субъект - тот, кто осуществляет деятельность

( может быть человек, группа людей, организация, государственный орган.)

Объект - то, на что направлена деятельность

( могут быть природные материалы, различные предметы, сферы или области жизни людей.)

22 2-3, 134, 21131

22

2-3, 134, 21131

Виды деятельности: Труд – это вид деятельности, направленный на достижение практически полезного результата. Игра – это особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс – отдых, развлечение. Учение – это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков.

Виды деятельности:

Труд – это вид деятельности, направленный на достижение практически полезного результата.

Игра – это особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс – отдых, развлечение.

Учение – это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков.

Установите соответствие между особенностью (обозначено буквами)  и видом деятельности, к которой она относится (обозначено цифрами). Особенность Вид деятельности А) необходимость специальной подготовки 1) общение Б) обязательное использование языка 2) игра В) создание необходимых для общества благ 3) труд Г) наличие воображаемой обстановки Д) использование замещающих предметов

Установите соответствие между особенностью (обозначено буквами)

и видом деятельности, к которой она относится (обозначено цифрами).

Особенность

Вид деятельности

А) необходимость специальной подготовки

1) общение

Б) обязательное использование языка

2) игра

В) создание необходимых для общества благ

3) труд

Г) наличие воображаемой обстановки

Д) использование замещающих предметов

Структура деятельности М→Д=Ц+С+д=Р То, что представляется в сознании и ожидается в результате Д Действия Мотив это итог, продукт деятельности это предметы труда, орудия труда, технологии

Структура деятельности

М→Д=Ц+С+д=Р

То, что представляется в сознании и ожидается в результате Д

Действия

Мотив

это итог, продукт деятельности

это предметы труда, орудия труда, технологии

1- цель, 6-235 К осмысленным побудителям деятельности человека относятся  А) привычки  Б) влечения  В) мотивы  Г) эмоции

1- цель, 6-235

К осмысленным побудителям деятельности человека относятся А) привычки Б) влечения В) мотивы Г) эмоции

Критерии для классификации Виды деятельности Отношение человека к окружающему миру - Практическая - Духовная Исторический процесс Прогрессивная – Регрессивная Созидательная - Разрушительная Социальные нормы Законная – Незаконная Моральная - Аморальная Социальные формы объединения людей Коллективная Массовая Индивидуальная Способы существования Однообразная, монотонная, шаблонная Инновационная, изобретательская, творческая Сферы общественной жизни Экономическая, политическая, социальная, духовная Этапы становления и развития личности человека Игра – учение – труд - общение

Критерии для классификации

Виды деятельности

Отношение человека к окружающему миру

- Практическая

- Духовная

Исторический процесс

Прогрессивная – Регрессивная

Созидательная - Разрушительная

Социальные нормы

Законная – Незаконная

Моральная - Аморальная

Социальные формы объединения людей

Коллективная

Массовая

Индивидуальная

Способы существования

Однообразная, монотонная, шаблонная

Инновационная, изобретательская, творческая

Сферы общественной жизни

Экономическая, политическая, социальная, духовная

Этапы становления и развития личности человека

Игра – учение – труд - общение

123, 1345, 135

123, 1345, 135

Познавательная деятельность Познание – это отражение и воспроизведение действительности в мышлении субъекта, результатом которого является знание о мире; процесс поиска истины. Знание  – результат познания, верное отражение действительности в мышлении человека; научные сведения . мышление — совокупность умственных процессов, лежащих в основе познания С П О С О Б Ы П О З Н А Н И Я Сенсуализм (эмпирики) Чувственное познание (с помощью пяти основных чувств) Ощущения Восприятие Представление Рационализм (рационалисты) Рациональное познание (с помощью мышления, разума) Умозаключение Суждение Понятие

Познавательная деятельность

Познание – это отражение и воспроизведение действительности в мышлении субъекта, результатом которого является знание о мире; процесс поиска истины. Знание – результат познания, верное отражение действительности в мышлении человека; научные сведения .

мышление — совокупность умственных процессов, лежащих в основе познания

С П О С О Б Ы П О З Н А Н И Я

Сенсуализм

(эмпирики)

Чувственное познание

(с помощью пяти основных чувств)

Ощущения

Восприятие

Представление

Рационализм

(рационалисты)

Рациональное познание

(с помощью мышления, разума)

Умозаключение

Суждение

Понятие

Виды познания I.Ненаучное познание: -Обыденное (житейское) - Практическое (народная мудрость) - Религиозное -Мифологическое - Художественное (средствами искусства). II. Научное познание – познание, направленное на получение объективного знания. Цель – описание, объяснение, предсказание явлений действительности .  Признаки: объективность, системность, обоснованность, достоверность, особый язык, необходимость специальных приспособлений и специалистов.

Виды познания

I.Ненаучное познание:

  • -Обыденное (житейское)
  • - Практическое (народная мудрость)
  • - Религиозное
  • -Мифологическое
  • - Художественное (средствами искусства).
  • II. Научное познание познание, направленное на получение объективного знания.

Цель – описание, объяснение, предсказание явлений действительности .

Признаки: объективность, системность, обоснованность, достоверность, особый язык, необходимость специальных приспособлений и специалистов.

Уровни научного познания 1) Эмпирический

Уровни научного познания

1) Эмпирический

  • Наблюдение - целенаправленное восприятие явлений объективной действительности.
  • Описание - фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объекте.
  • Измерение - сравнение объекта по каким-либо сходным свойствам или сторонам.
  • Эксперимент - наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях, что позволяет восстановить ход явления при повторении условий.
Уровни научного познания 1) Эмпирический

Уровни научного познания

1) Эмпирический

  • Наблюдение - целенаправленное восприятие явлений объективной действительности.
  • Описание - фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объекте.
  • Измерение - сравнение объекта по каким-либо сходным свойствам или сторонам.
  • Эксперимент - наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях, что позволяет восстановить ход явления при повторении условий.
3

3

Критерий (мерило) истины Теоретический Практический

Критерий (мерило) истины

Теоретический

Практический

  • Данные органы чувств
  • Эксперимент
  • Научный опыт
  • Логическая непротиворечивость данных
  • Согласованность с общей системой заний
Критерий (мерило) истины ПРАКТИКА Деятельность человека, направленная на преобразование им окружающего мира Материальное производство Накопленный опыт Научный эксперимент Не все идеи можно проверить на практике Научная теория и логическое доказательство

Критерий (мерило) истины

ПРАКТИКА

Деятельность человека, направленная на преобразование им окружающего мира

Материальное производство

Накопленный опыт

Научный эксперимент

Не все идеи можно проверить на практике

Научная теория и логическое доказательство

Объективность истины – это свойство истины, независимость от сознания человека, его пристрастий и интересов Относительная истина – неполное, ограниченное, незавершенное знание об окружающем мире Абсолютная истина – это несомненное, неизменное, полное и исчерпывающее знание о мире Истина -это соответствие наших знаний о предмете самому предмету 41

Объективность истины – это свойство истины, независимость от сознания человека, его пристрастий и интересов

Относительная истина – неполное, ограниченное, незавершенное знание об окружающем мире

Абсолютная истина – это несомненное, неизменное, полное и исчерпывающее знание о мире

Истина -это соответствие наших знаний о предмете самому предмету

41

41 4-35

41

4-35

Антиподы истины  Ложь – преднамеренное возведение заведомо неправильных представлений в истину.  Дезинформация – передача ложного знания как истинного или истинного как ложного.  Заблуждение – непреднамеренное несоответствие суждений или понятий объекту.

Антиподы истины

Ложь – преднамеренное возведение заведомо неправильных представлений в истину.

Дезинформация – передача ложного знания как истинного или истинного как ложного.

Заблуждение – непреднамеренное несоответствие суждений или понятий объекту.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Раздел "Человек" (подготовка к ЕГЭ по обществознанию)

Автор: Мартыновский Иван Александрович

Дата: 20.10.2021

Номер свидетельства: 588997

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Тест подготовки к ЕГЭ по разделу "Человек и общество" на основе заданий Банка ФИПИ"
    ["seo_title"] => string(80) "test_podgotovki_k_ege_po_razdelu_chelovek_i_obshchestvo_na_osnove_zadanii_banka_"
    ["file_id"] => string(6) "505109"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1553782420"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Нетестовые задания ФИПИ к ЕГЭ раздел "Человек и общество""
    ["seo_title"] => string(60) "netestovye_zadaniia_fipi_k_ege_razdel_chelovek_i_obshchestvo"
    ["file_id"] => string(6) "520525"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1569167472"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Ответы на задания ФИПИ к ЕГЭ по обществознанию (раздел "Человек и общество")"
    ["seo_title"] => string(80) "otvety_na_zadaniia_fipi_k_ege_po_obshchestvoznaniiu_razdel_chelovek_i_obshchestv"
    ["file_id"] => string(6) "542274"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1583839538"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Рабочая программа по обществознанию 11 класс. Авторы учебника: Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И."
    ["seo_title"] => string(91) "rabochaiaproghrammapoobshchiestvoznaniiu11klassavtoryuchiebnikabogholiubovlngorodietskaiani"
    ["file_id"] => string(6) "274320"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1452359308"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Заданияк ЕГЭ с развернутыми ответами по обществознанию (раздел "Человек и общество")"
    ["seo_title"] => string(80) "zadaniiak_ege_s_razvernutymi_otvetami_po_obshchestvoznaniiu_razdel_chelovek_i_ob"
    ["file_id"] => string(6) "519298"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1567964731"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства