Новые образовательные технологии. Критерии оценки продуктивной деятельности на основе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) младших школьников.
Новые образовательные технологии. Критерии оценки продуктивной деятельности на основе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) младших школьников.
Критерии оценки продуктивной деятельности на основе ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) младших школьников.
Продуктивная деятельность младших школьников на основе ТРИЗ отражена прежде всего в формах работы с проблемой. Важно различать проблемную задачу от повседневной. Работа с проблемой на основе ТРИЗ предполагает формирование методологической культуры школьников в решении творческих задач, которая заключается в освоении алгоритма решения проблемы; освоении методов, приемов творчества и т.д.
Основой для формирования методологической культуры учащихся являются диалектический, системный, ресурсный, функциональный, идеальный, рефлексивный подходы.
Диалектический подход: умение определять противоположные признаки объекта; умение определять и формулировать противоречия; умение различать противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени.
Системный подход: умение классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям; умение устанавливать причинно-следственные связи; умение видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами; умение рассматривать систему в развитии.
Ресурсный подход: определять ресурсы системы; осуществлять поиск оптимальных ресурсов системы для ее преобразования; создавать необходимые ресурсы.
Идеальность как подход: определять идеальный конечный результат; ориентироваться на идеальное развитие системы; прогнозировать результат развития системы.
Рефлексивный подход: готовность и способность учащихся творчески осмысливать и преодолевать проблемные ситуации; умение обретать новый смысл и ценности; умения ставить и решать нестандартные задачи как в коллективных, так и в индивидуальных условиях; умения адаптироваться в непривычных межличностных системах отношений(Т.И.Шамова).
Функциональный подход: определять функции системы; характеризовать систему как носителя функции; определять закономерности развития системы.
Содержание работы педагогов представлено следующими направлениями: воспитание качеств творческой личности; развитие творческого мышления и творческого воображения школьников; обучение навыкам организации творческой деятельности; организация исследовательской деятельности школьников.
Работа педагогов по первому направлению основано на положениях теории развития творческой личности (Г.С.Альтшуллер, И.М.Верткин), изучающую взаимосвязь личности и системы, которую она развивает, внешние проявления творческого стиля жизни, стратегию постановки и достижения творческих целей. В результате работы в данном направлении в курсе продуктивная деятельность школьников заключается в формировании способности выбрать достойную цель; видеть проблемы, для ее достижения; способность работать планомерно; проявлять высокую работоспособность (в выполнении планов); владеть техникой решения творческих задач, входящих в проблему; проявлять способность отстаивать свои идеи.
Реализация второго направления предполагает развитие креативности школьников на основе формирования системного, диалектического мышления с помощью системы творческих заданий различных видов (направленных на познание, преобразование, использование в новом качестве, создание). Развитие продуктивного управляемого воображения (умение использовать разные системы ориентации в воображаемом пространстве; умение представлять объект на основании выделенных признаков, которое предполагает: умение преодолевать психологическую инерцию мышления; умение оценивать уровень решения творческой задачи; умение сужать поле поиска решения; умение фантастически преобразовывать объекты, ситуации, явления; умение мысленно преобразовывать объекты в соответствии с заданной темой). Умения формируются посредством выполнения заданий учащимися, опираясь на субъективный опыт; эвристических методов творчества; алгоритмических методов творчества. Оценка выполнения творческих заданий по критериям: оригинальность, новизна, идеальность, общественная значимость, отношение к решению, наличие ресурсов, наличие противоречия.
Реализация третьего направления предполагает обучение, развитие, воспитание школьников посредством перехода от интуитивного к системно-диалектическому уровню освоения работы с проблемой. Результатом является освоение методов творчества школьниками, оценка уровня применяемого метода решения проблемы.
Реализация четвертого направления предполагает знакомство учащихся с основными этапами исследования на основе ТРИЗ, овладение технологиями работы с проблемой на разных этапах исследовательской деятельности. Исследовательская работа школьников является также средством освоения ТРИЗ, условием формирования интереса, потребности учащихся в творческой деятельности.
Таким образом, критерии продуктивной деятельности школьников сформированы на основе методологических подходов ТРИЗ, направлений творческого образования школьников, а также результатов оценки творческих заданий. Оценка творческих заданий производится на основе количественных показателей (использование при выполнении заданий на многовариантности способов изображения, подбора аналогий, оригинальных ответов, определения функций и др.), а также на основе качественных показателей (новизна, оригинальность, идеальность, убедительность, гуманность, использование методов творчества и др.). Критерии оценки творческих заданий приведены в таблице.
Критерии и показатели оценки творческих заданий
Критерии/Показатели
«Новизна»
Копирование объекта (ситуации, явления)
Незначительные изменения в исходном объекте (ситуации, явления)
Качественное изменение прототипа
Получение принципиально нового объекта (ситуации, явления)
«Убедительность»
Убедительной считается обоснованная идея, описанная ребенком с достаточной достоверностью
«Идеальность» (1 вариант)
Не ориентируется на идеальный конечный результат
Изменяет объект в направлении идеала
Ориентируется на идеальный конечный результат
Строит систему близкую к идеальной
(2 вариант)
Максимальная затратность, минимальный результат
Затратность немного выше результативности
Затратность немного ниже результативности
Минимальная затратность, максимальный результат
«Методы творчества»
Использует метод проб и ошибок
Использует методы активизации мышления, отдельные приемы фантазирования
Использует приемы разрешения противоречий, типовые приемы разрешения противоречий
Использует АРИЗ, ЗРТС
«Цель»
Цель и средства достижения известны
Цель известна, новые средства ее достижения
Новая цель, известны средства ее достижения
Новая цель, новые средства ее достижения
«Значимость (ценность)»
Не значимо
Значимо для себя
Значимо для других
Значимо для всех
«Ресурсы»
Наличие всех ресурсов для достижения цели, ресурсы осознаны и явные
Ресурсы существуют в готовом виде, неосознанны, необходим поиск ресурсов
Преобразование имеющихся ресурсов в зависимости от цели
Создание ресурсов для достижения цели
«Гуманность»
Нарушение прав, свобод, жизнедеятельности, безопасности систем
Учет прав, свобод, жизнедеятельности, безопасности систем
Спасение, сохранение, обеспечение жизнедеятельности, безопасности систем
Создание условий безопасного существования
«Субъективная оценка»
Не нравится
Все равно
Нравится
Очень нравится
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Новые образовательные технологии. Критерии оценки продуктивной деятельности на основе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) младших школьников. »
Критерии оценки продуктивной деятельности на основе ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) младших школьников.
Продуктивная деятельность младших школьников на основе ТРИЗ отражена прежде всего в формах работы с проблемой. Важно различать проблемную задачу от повседневной. Работа с проблемой на основе ТРИЗ предполагает формирование методологической культуры школьников в решении творческих задач, которая заключается в освоении алгоритма решения проблемы; освоении методов, приемов творчества и т.д.
Основой для формирования методологической культуры учащихся являются диалектический, системный, ресурсный, функциональный, идеальный, рефлексивный подходы.
Диалектический подход: умение определять противоположные признаки объекта; умение определять и формулировать противоречия; умение различать противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени.
Системный подход: умение классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям; умение устанавливать причинно-следственные связи; умение видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами; умение рассматривать систему в развитии.
Ресурсный подход: определять ресурсы системы; осуществлять поиск оптимальных ресурсов системы для ее преобразования; создавать необходимые ресурсы.
Идеальность как подход: определять идеальный конечный результат; ориентироваться на идеальное развитие системы; прогнозировать результат развития системы.
Рефлексивный подход: готовность и способность учащихся творчески осмысливать и преодолевать проблемные ситуации; умение обретать новый смысл и ценности; умения ставить и решать нестандартные задачи как в коллективных, так и в индивидуальных условиях; умения адаптироваться в непривычных межличностных системах отношений(Т.И.Шамова).
Функциональный подход: определять функции системы; характеризовать систему как носителя функции; определять закономерности развития системы.
Содержание работы педагогов представлено следующими направлениями: воспитание качеств творческой личности; развитие творческого мышления и творческого воображения школьников; обучение навыкам организации творческой деятельности; организация исследовательской деятельности школьников.
Работа педагогов по первому направлению основано на положениях теории развития творческой личности (Г.С.Альтшуллер, И.М.Верткин), изучающую взаимосвязь личности и системы, которую она развивает, внешние проявления творческого стиля жизни, стратегию постановки и достижения творческих целей. В результате работы в данном направлении в курсе продуктивная деятельность школьников заключается в формировании способности выбрать достойную цель; видеть проблемы, для ее достижения; способность работать планомерно; проявлять высокую работоспособность (в выполнении планов); владеть техникой решения творческих задач, входящих в проблему; проявлять способность отстаивать свои идеи.
Реализация второго направления предполагает развитие креативности школьников на основе формирования системного, диалектического мышления с помощью системы творческих заданий различных видов (направленных на познание, преобразование, использование в новом качестве, создание). Развитие продуктивного управляемого воображения (умение использовать разные системы ориентации в воображаемом пространстве; умение представлять объект на основании выделенных признаков, которое предполагает: умение преодолевать психологическую инерцию мышления; умение оценивать уровень решения творческой задачи; умение сужать поле поиска решения; умение фантастически преобразовывать объекты, ситуации, явления; умение мысленно преобразовывать объекты в соответствии с заданной темой). Умения формируются посредством выполнения заданий учащимися, опираясь на субъективный опыт; эвристических методов творчества; алгоритмических методов творчества. Оценка выполнения творческих заданий по критериям: оригинальность, новизна, идеальность, общественная значимость, отношение к решению, наличие ресурсов, наличие противоречия.
Реализация третьего направления предполагает обучение, развитие, воспитание школьников посредством перехода от интуитивного к системно-диалектическому уровню освоения работы с проблемой. Результатом является освоение методов творчества школьниками, оценка уровня применяемого метода решения проблемы.
Реализация четвертого направления предполагает знакомство учащихся с основными этапами исследования на основе ТРИЗ, овладение технологиями работы с проблемой на разных этапах исследовательской деятельности. Исследовательская работа школьников является также средством освоения ТРИЗ, условием формирования интереса, потребности учащихся в творческой деятельности.
Таким образом, критерии продуктивной деятельности школьников сформированы на основе методологических подходов ТРИЗ, направлений творческого образования школьников, а также результатов оценки творческих заданий. Оценка творческих заданий производится на основе количественных показателей (использование при выполнении заданий на многовариантности способов изображения, подбора аналогий, оригинальных ответов, определения функций и др.), а также на основе качественных показателей (новизна, оригинальность, идеальность, убедительность, гуманность, использование методов творчества и др.). Критерии оценки творческих заданий приведены в таблице.
Критерии и показатели оценки творческих заданий
Критерии
Показатели
«Новизна»
Копирование объекта (ситуации, явления)
Незначительные изменения в исходном объекте (ситуации, явления)
Качественное изменение прототипа
Получение принципиально нового объекта (ситуации, явления)
«Убедительность»
Убедительной считается обоснованная идея, описанная ребенком с достаточной достоверностью
«Идеальность» (1 вариант)
Не ориентируется на идеальный конечный результат
Изменяет объект в направлении идеала
Ориентируется на идеальный конечный результат
Строит систему близкую к идеальной
(2 вариант)
Максимальная затратность, минимальный результат
Затратность немного выше результативности
Затратность немного ниже результативности
Минимальная затратность, максимальный результат
«Методы творчества»
Использует метод проб и ошибок
Использует методы активизации мышления, отдельные приемы фантазирования
Использует приемы разрешения противоречий, типовые приемы разрешения противоречий
Использует АРИЗ, ЗРТС
«Цель»
Цель и средства достижения известны
Цель известна, новые средства ее достижения
Новая цель, известны средства ее достижения
Новая цель, новые средства ее достижения
«Значимость (ценность)»
Не значимо
Значимо для себя
Значимо для других
Значимо для всех
«Ресурсы»
Наличие всех ресурсов для достижения цели, ресурсы осознаны и явные
Ресурсы существуют в готовом виде, неосознанны, необходим поиск ресурсов
Преобразование имеющихся ресурсов в зависимости от цели
Создание ресурсов для достижения цели
«Гуманность»
Нарушение прав, свобод, жизнедеятельности, безопасности систем
Учет прав, свобод, жизнедеятельности, безопасности систем
Спасение, сохранение, обеспечение жизнедеятельности, безопасности систем