kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование русской литературы в 20-е годы ХХ века.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование русской литературы в 20-е годы XX  века

«Эмигрантская» литература
«Потаенная» литература
Советская литература

«Русская литература… всегда была совестью народа. Ее место в общественной жизни страны всегда было почетным и влиятельным. Она воспитывала людей и стремилась к справедливому переустройству жизни». 
                        Д. Лихачев.

"Эмигрантская литература" Это направление русской литературы связано с именами писателей, эмигрировавших за границу Советского государства во время  первой «волны русской эмиграции»  в 1917-1922 годах:  И.А. Бунин, А. И. Куприн, И.Шмелёв,  
В. Набоков, Д. Мережковский, З.Гиппиус,
А.М.Ремизов, М.А. Алданов, М. Цветаева, Л. Андреев, М. Арцыбашев  и др.

"Потаённая литература" Это направление в русской литературе появилось в начале 20-х годов и связано с именами писателей, которые не имели возможности публиковать свои произведения или принципиально их не публиковали из-за разногласий с официальной властью. Произведения «в стол» писали А.Платонов, М.Булгаков,
 А.А. Ахматова, Б.Пастернак, Б.Пильняк и  др.

Советская литература Это литературное направление создавалось во время становления советского государства и испытывало самое мощное давление политического пресса.
Становление советской литературы связано  с борьбой  двух противоположных тенденций:
Стремление власти привести литературу к идеологической монолитности и художественному единообразию.
 Тенденция многовариантного литературного развития.Многоголосие, разнообразие авторских манер привело к обилию группировок, салонов, литературных объединений, групп.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование русской литературы в 20-е годы ХХ века. »

Формирование  русской литературы  в 20-е годы XX века «Эмигрантская» литература «Потаенная» литература Советская литература Урок литературы в 11 классе. Подготовлен учителем русского языка и литературы Ушаковской средней школы Шамровой Н.В.

Формирование русской литературы в 20-е годы XX века

«Эмигрантская» литература

«Потаенная» литература

Советская литература

Урок литературы в 11 классе.

Подготовлен учителем русского языка и литературы Ушаковской средней школы

Шамровой Н.В.

«Русская литература… всегда была совестью народа. Ее место в общественной жизни страны всегда было почетным и влиятельным. Она воспитывала людей и стремилась к справедливому переустройству жизни».  Д. Лихачев.

«Русская литература… всегда была совестью народа. Ее место в общественной жизни страны всегда было почетным и влиятельным. Она воспитывала людей и стремилась к справедливому переустройству жизни».

Д. Лихачев.

Литературный процесс  в 20-е годы Эмигрантская литература Потаённая литература Советская литература

Литературный процесс в 20-е годы

Эмигрантская литература

Потаённая литература

Советская литература

«Эмигрантская литература» Это направление русской литературы связано с именами писателей, эмигрировавших за границу Советского государства во время первой «волны русской эмиграции» в 1917-1922 годах: И.А. Бунин, А. И. Куприн, И.Шмелёв, В. Набоков, Д. Мережковский, З.Гиппиус, А.М.Ремизов, М.А. Алданов, М. Цветаева, Л. Андреев, М. Арцыбашев и др.

«Эмигрантская литература»

Это направление русской литературы связано с именами писателей, эмигрировавших за границу Советского государства во время первой «волны русской эмиграции» в 1917-1922 годах: И.А. Бунин, А. И. Куприн, И.Шмелёв,

В. Набоков, Д. Мережковский, З.Гиппиус,

А.М.Ремизов, М.А. Алданов, М. Цветаева, Л. Андреев, М. Арцыбашев и др.

Иван Бунин  Слово  Молчат гробницы, мумии и кости,—  Лишь слову жизнь дана:  Из древней тьмы, на мировом погосте,  Звучат лишь Письмена.   И нет у нас иного достоянья!  Умейте же беречь  Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,  Наш дар бессмертный — речь.  (1915) Эти писатели и поэты, оказавшись на чужбине, не только не ассимилировали, не забыли свой язык и русскую культуру, но создали литературу русской диаспоры в чужой языковой и культурной среде .

Иван Бунин

Слово Молчат гробницы, мумии и кости,— Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена. И нет у нас иного достоянья! Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бессмертный — речь.

(1915)

Эти писатели и поэты, оказавшись на чужбине, не только не ассимилировали, не забыли свой язык и русскую культуру, но создали литературу русской диаспоры в чужой языковой и культурной среде .

И.А.Бунин Лауреат Нобелевской премии в области литературы  Иван Бунин  У птицы есть гнездо, У зверя есть нора, Как горько было сердцу молодому, Когда я уходил с отцовского двора, Сказать : «Прости!» родному дому!  У зверя есть нора,  У птицы есть гнездо. Как бьётся сердце горестно и громко, Когда вхожу, крестясь, в чужой, наёмный дом С своей уж ветхою котомкой.  (1922)

И.А.Бунин

Лауреат Нобелевской премии в области литературы

Иван Бунин

У птицы есть гнездо,

У зверя есть нора,

Как горько было сердцу молодому,

Когда я уходил с отцовского двора,

Сказать : «Прости!» родному дому!

У зверя есть нора,

У птицы есть гнездо.

Как бьётся сердце горестно и громко,

Когда вхожу, крестясь, в чужой, наёмный дом

С своей уж ветхою котомкой.

(1922)

«Потаённая литература» Это направление в русской литературе появилось в начале 20-х годов и связано с именами писателей, которые не имели возможности публиковать свои произведения или принципиально их не публиковали из-за разногласий с официальной властью. Произведения «в стол» писали А.Платонов, М.Булгаков,  А.А. Ахматова, Б.Пастернак, Б.Пильняк и др.

«Потаённая литература»

Это направление в русской литературе появилось в начале 20-х годов и связано с именами писателей, которые не имели возможности публиковать свои произведения или принципиально их не публиковали из-за разногласий с официальной властью. Произведения «в стол» писали А.Платонов, М.Булгаков,

А.А. Ахматова, Б.Пастернак, Б.Пильняк и др.

Б.Л.Пастернак  Лауреат Нобелевской премии в области литературы Быть знаменитым некрасиво- Не это поднимает ввысь. Не надо заводить архива, Над рукописями трястись. Цель творчества - самоотдача, А не шумиха, не успех. Позорно, ничего не знача, Быть притчей на устах у всех… И надо оставлять пробелы В судьбе, а не среди бумаг, Места и главы жизни целой Отчеркивая на полях… И должен ни единой долькой Не отступаться от лица, Но быть живым, живым и только, Живым и только – до конца.

Б.Л.Пастернак Лауреат Нобелевской премии в области литературы

Быть знаменитым некрасиво-

Не это поднимает ввысь.

Не надо заводить архива,

Над рукописями трястись.

Цель творчества - самоотдача,

А не шумиха, не успех.

Позорно, ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех…

И надо оставлять пробелы

В судьбе, а не среди бумаг,

Места и главы жизни целой

Отчеркивая на полях…

И должен ни единой долькой

Не отступаться от лица,

Но быть живым, живым и только,

Живым и только – до конца.

Советская литература Это литературное направление создавалось во время становления советского государства и испытывало самое мощное давление политического пресса. Становление советской литературы связано с борьбой двух противоположных тенденций:

Советская литература

Это литературное направление создавалось во время становления советского государства и испытывало самое мощное давление политического пресса.

Становление советской литературы связано с борьбой двух противоположных тенденций:

  • Стремление власти привести литературу к идеологической монолитности и художественному единообразию.
  • Тенденция многовариантного литературного развития.
Многоголосие, разнообразие авторских манер привело к обилию группировок, салонов, литературных объединений, групп: РАПП ЛЕФ Имажинисты «Перевал» ОБЕРИУ Конструктивисты «Серапионовы братья» ОПОЯЗ

Многоголосие, разнообразие авторских манер привело к обилию группировок, салонов, литературных объединений, групп:

РАПП

ЛЕФ

Имажинисты

«Перевал»

ОБЕРИУ

Конструктивисты

«Серапионовы братья»

ОПОЯЗ

РАПП - российская ассоциация пролетарских писателей Время существования : 1925 -1932 годы. Печатный орган – журналы «На посту», «На литературном посту». Представители – Дмитрий Фурманов, Александр Фадеев. Идеи : поддержка пролетарских литературных организаций, учиться у классиков, развитие коммунистической критики, отрицание романтизма, борьба с новобуржуазным влиянием в литературе. «Классовые враги»: Ахматова, Ходасевич, Цветаева, Бунин. «Попутчики»: Маяковский, Пришвин, К. Федин.

РАПП - российская ассоциация пролетарских писателей

Время существования : 1925 -1932 годы.

Печатный орган – журналы «На посту», «На литературном посту».

Представители – Дмитрий Фурманов, Александр Фадеев.

Идеи : поддержка пролетарских литературных организаций, учиться у классиков, развитие коммунистической критики, отрицание романтизма, борьба с новобуржуазным влиянием в литературе.

«Классовые враги»: Ахматова, Ходасевич, Цветаева, Бунин.

«Попутчики»: Маяковский, Пришвин, К. Федин.

ЛЕФ - левый фронт искусств Литературная группа. Время существования : 1922-1929 годы. Печатный орган – журналы «ЛЕФ», «Новый ЛЕФ». Представители – Маяковский В., О. Брик, Б. Пастернак. Идеи : создание действенного революционного искусства, критика пассивного «бытоотражающего психологизма»; теория «литературного факта», отрицающая художественный вымысел, требующая освещения в искусстве фактов новой действительности.

ЛЕФ - левый фронт искусств

Литературная группа.

Время существования : 1922-1929 годы.

Печатный орган – журналы «ЛЕФ», «Новый ЛЕФ».

Представители – Маяковский В., О. Брик,

Б. Пастернак.

Идеи : создание действенного революционного искусства, критика пассивного «бытоотражающего психологизма»; теория «литературного факта», отрицающая художественный вымысел, требующая освещения в искусстве фактов новой действительности.

Имажинизм  Литературное течение . Время существования: 1919-1927 годы. Печатный орган : «Советская страна» Представители : С. Есенин, Н. Клюев, В. Шершеневич. Идеи: «поедание образом смысла», которое выражалось в нарушении грамматических форм, определяющих смысл.

Имажинизм

Литературное течение .

Время существования: 1919-1927 годы.

Печатный орган : «Советская страна»

Представители : С. Есенин, Н. Клюев,

В. Шершеневич.

Идеи: «поедание образом смысла», которое выражалось в нарушении грамматических форм, определяющих смысл.

«Перевал» Литературное объединение. Время существования : 1923 – 1932 годы. Печатный орган: журнал «Красная новь». Представители : В. Катаев, Э. Багрицкий, М. Пришвин, М. Светлов. Идеи : выступали против «бескрылого бытовизма», ратовали за сохранение преемственной связи с художественным мастерством русской и мировой классической литературы, выдвигали принцип искренности, интуитивизма, гуманизма.

«Перевал»

Литературное объединение.

Время существования : 1923 – 1932 годы.

Печатный орган: журнал «Красная новь».

Представители : В. Катаев, Э. Багрицкий, М. Пришвин, М. Светлов.

Идеи : выступали против «бескрылого бытовизма», ратовали за сохранение преемственной связи с художественным мастерством русской и мировой классической литературы, выдвигали принцип искренности, интуитивизма, гуманизма.

ОБЕРИУ – объединение  реального искусства Литературно – театральная группа . Время существования : 1927-1928 годы. Представители – Д. Хармс, Н. Заболоцкий, А. Введенский. Идеи : в основе творчества – «метод конкретного материалистического ощущения вещи и явления», развивали отдельные стороны футуризма, обращались к традициям русских сатириков конца 19 –начала 20 веков.

ОБЕРИУ – объединение реального искусства

Литературно – театральная группа .

Время существования : 1927-1928 годы.

Представители – Д. Хармс, Н. Заболоцкий, А. Введенский.

Идеи : в основе творчества – «метод конкретного материалистического ощущения вещи и явления», развивали отдельные стороны футуризма, обращались к традициям русских сатириков конца 19 –начала 20 веков.

Конструктивизм Литературное течение . Время существования : 1923-1930 годы. Представители : И. Сельвинский, В. Ибнер, В. Луговской. Идеи : целесообразность, рациональность, экономичность творчества; лозунг: «Коротко, сжато, в малом – многое, в точке – все!», стремление сблизить творчество с производством (конструктивизм тесно связан с ростом индустриализации); отвергали немотивированную декоративность, язык искусства доводили до схематизма.

Конструктивизм

Литературное течение .

Время существования : 1923-1930 годы.

Представители : И. Сельвинский, В. Ибнер, В. Луговской.

Идеи : целесообразность, рациональность, экономичность творчества;

лозунг: «Коротко, сжато, в малом – многое, в точке – все!», стремление сблизить творчество с производством (конструктивизм тесно связан с ростом индустриализации); отвергали немотивированную декоративность, язык искусства доводили до схематизма.

«Серапионовы братья» Литературная группа. Время существования : 1921 год. Представители – К. Федин, В. Каверин, М. Слонимский. Идеи : «поиски приемов овладения новым материалом» (война, революция), поиски новой художественной формы. Цель – овладение техникой писательского мастерства.

«Серапионовы братья»

Литературная группа.

Время существования : 1921 год.

Представители – К. Федин, В. Каверин, М. Слонимский.

Идеи : «поиски приемов овладения новым материалом» (война, революция), поиски новой художественной формы.

Цель – овладение техникой писательского мастерства.

ОПОЯЗ – общество изучения поэтического языка Русская литературоведческая школа . Время существования : 1914-1925 годы. Представители : Ю. Тынянов, В. Шкловский

ОПОЯЗ – общество изучения поэтического языка

Русская литературоведческая школа .

Время существования : 1914-1925 годы.

Представители : Ю. Тынянов, В. Шкловский

20-е годы – время поиска и литературных экспериментов Главная тема в литературе 20-х годов: изображение революции и гражданской войны : М. Булгаков «Белая гвардия» Д. Фурманов «Чапаев» Б. Пильняк «Голый год» А. Серафимович «Железный поток» М. Шолохов «Донские рассказы» А. Малышкин «Падение Дайра» И. Бабель «Конармия» А. Веселый «Россия, кровью умытая».

20-е годы – время поиска и литературных экспериментов

Главная тема в литературе 20-х годов: изображение революции и гражданской войны :

М. Булгаков «Белая гвардия»

Д. Фурманов «Чапаев»

Б. Пильняк «Голый год»

А. Серафимович «Железный поток»

М. Шолохов «Донские рассказы»

А. Малышкин «Падение Дайра»

И. Бабель «Конармия»

А. Веселый «Россия, кровью умытая».

Развитие жанров: гротеск, фантастика, ирония, сатира. М. Зощенко «Рассказы» А. Платонов «Город Градов», «Чевенгур», «Ювенильное море» М. Булгаков «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита», «Роковые яйца» Е. Замятин «Мы» И. Ильф и Е. Петров «Двенадцать стульев», «Золотой теленок» А. Грин «Алые паруса», «Бегущая по волнам» А. Толстой «Аэлита»

Развитие жанров: гротеск, фантастика, ирония, сатира.

М. Зощенко «Рассказы»

А. Платонов «Город Градов», «Чевенгур», «Ювенильное море»

М. Булгаков «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита», «Роковые яйца»

Е. Замятин «Мы»

И. Ильф и Е. Петров «Двенадцать стульев», «Золотой теленок»

А. Грин «Алые паруса», «Бегущая по волнам»

А. Толстой «Аэлита»

1929 год – конец десятилетия. Все изменилось :  Этот год ознаменовал начало травли  М. Булгакова, А. Платонова, Б. Пильняка. 2. С этого года было резко нарушено относительное равновесие политических сил. 3. В литературу перенеслись методы беспощадной политической борьбы.

1929 год – конец десятилетия.

Все изменилось :

  • Этот год ознаменовал начало травли

М. Булгакова, А. Платонова, Б. Пильняка.

2. С этого года было резко нарушено относительное равновесие политических сил.

3. В литературу перенеслись методы беспощадной политической борьбы.

Наступало новое время с новыми героями и новым пониманием вещей в произведениях. Это была общая драма русской интеллигенции, пережитая ею на рубеже 20-х и 30-х годов. С начала 30-х годов проявляется всё ярче тенденция приведения литературы к единому художественному методу – социалистическому реализму.

Наступало новое время с новыми героями и новым пониманием вещей в произведениях.

Это была общая драма русской интеллигенции, пережитая ею на рубеже 20-х и 30-х годов.

С начала 30-х годов проявляется всё ярче тенденция приведения литературы к единому художественному методу – социалистическому реализму.

Спасибо  за урок!

Спасибо за урок!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Формирование русской литературы в 20-е годы ХХ века.

Автор: Шамрова Надежда Владимировна

Дата: 30.03.2015

Номер свидетельства: 193840

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Урок русской литературы «Война и мир» — роман-эпопея. Изображение дворянства в романе."
    ["seo_title"] => string(80) "urok_russkoi_litieratury_voina_i_mir_roman_epopieia_izobrazhieniie_dvorianstva_v"
    ["file_id"] => string(6) "410290"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1492596192"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Урок литературы в 9 -м классе с использованием ИКТ. Н.М. Карамзин. "Бедная Лиза". Понятие о сентиментализме 12.11.2015г."
    ["seo_title"] => string(123) "urok-litieratury-v-9-m-klassie-s-ispol-zovaniiem-ikt-n-m-karamzin-biednaia-liza-poniatiie-o-sientimientalizmie-12-11-2015gh"
    ["file_id"] => string(6) "252298"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447350767"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Русская литература в оценке В.В.Розанова (теория к урокам литературы в старших классах) "
    ["seo_title"] => string(96) "russkaia-litieratura-v-otsienkie-v-v-rozanova-tieoriia-k-urokam-litieratury-v-starshikh-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "163307"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422462986"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Индивидуальная рабочая программа по литературе с использованием ИКТ для 7 класса "
    ["seo_title"] => string(88) "individual-naia-rabochaia-proghramma-po-litieraturie-s-ispol-zovaniiem-ikt-dlia-7-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "170563"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423570908"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "Быть здоровым  – это здорово! (Кулинария и спорт в жизни русских писателей и их литературных героев)"
    ["seo_title"] => string(104) "byt-zdorovym-eto-zdorovo-kulinariia-i-sport-v-zhizni-russkikh-pisatieliei-i-ikh-litieraturnykh-ghieroiev"
    ["file_id"] => string(6) "285317"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454146333"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства