-Сегодня на уроке мы продолжим подготовку к ЕГЭ. Закрепим знания по теме «Культура и духовная жизнь общества».
- На уроке мы проработаем наиболее сложные задания в части А, умение оценивать различные суждения о культурных процессах с точки зрения общественных наук; в части В умение установить соответствие между характерной чертой и сферой культуры, между признаком и отраслью культуры, умение распознавать термины и их составляющие: соотносить термины с родовым и исключать лишнее; в части С уметь давать определение и составлять предложения с данным понятием.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Тема; «Культура и духовная жизнь общества». Подготовка к ЕГЭ
Цель урока; закрепить и обобщить знания учащихся по теме.
Подготовка к ЕГЭ (умение работать с бланками ответов).
Задачи: развивать умения объяснять внутренние и внешние связи изучаемых социальных объектов, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, оценивать разные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук, участвовать в дискуссии;
Формировать отношение к материальным и духовным ценностям, глубокое уважение к культуре прошлого и настоящего.
Дата проведения урока:13.11.09 года Оборудование: раздаточный материал, проектор
Ход урока;
Оргмомент.
-Сегодня на уроке мы продолжим подготовку к ЕГЭ. Закрепим знания по теме «Культура и духовная жизнь общества».
- На уроке мы проработаем наиболее сложные задания в части А, умение оценивать различные суждения о культурных процессах с точки зрения общественных наук; в части В умение установить соответствие между характерной чертой и сферой культуры, между признаком и отраслью культуры, умение распознавать термины и их составляющие: соотносить термины с родовым и исключать лишнее; в части С уметь давать определение и составлять предложения с данным понятием.
II. Политинформация.
-Как и на каждом уроке, сейчас проведем политинформацию. Это нам поможет в работе над частью С.
- Из новостей назвать события политические, экономические, культурные.
(Учащиеся называют по очереди )
III. Работа с частью А.
- В части А к повышенному уровню сложности относятся тесты оценивание суждения.
Особые затруднения вызывают задания, которые не содержат правильного ответа, и оба варианта суждения являются неверными.
Тест №1 Верны ли следующие суждения о культуре?
А. Произведения духовной культуры не существуют в материальной форме.
Б. Произведения материальной культуры всегда практически применимы.
1) верно только А 20
2)верно только Б
3) верны оба суждения
4)оба суждения неверны
Ответ.
- Правильный ответ на данное задание поможет дать знание определение духовной культуры.
Духовная культура- это совокупность духовно-нравственных, религиозных ценностей, достижения науки, философии, произведения литературы и искусства, мировоззрение.
Следовательно говорить, что произведения духовной культуры не существуют в материальной форме нельзя, исходя из определения мы видим , что духовная культура существует .
Ответ А неправильный.
Второе суждение тоже неправильное, потому что не всегда произведения материальной культуры применимы в обществе.
Правильный ответ 4.
Тест №2 Выполним самостоятельно.
Верны ли следующие суждения о массовой культуре?
А. Для всех явлений массовой культуры характерно обращение к народным традициям.
Б.Для всех явлений массовой культуры характерно простое и доступное содержание.
1)верно только А
2)верно только Б
3) верны оба суждения
4)оба суждения неверны.
Ответ.
-Для того чтобы правильно выполнить данное задание, следует обратиться к содержанию понятия массовая культура.
Напоминаем: Массовая культура - производство культурных ценностей, рассчитанное на массовое потребление.
Поэтому правильный ответ Б, А не правильный ответ потому что оно обращено на узкий обзор.
-А сейчас проведем физ- ку «Тренировка для глаз» .
IV . Работа с частью В.
- В задании В 3 требует умение устанавливать соответствие между характерной чертой и сферой культуры: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующие позиции второго. 21
Характерные черты Сферы культуры
А) стремление к достоверности 1) наука
Б) обоснованность предложений 2) искусство
В) субъективность
Г) чувственное отражение реальности
Начинать работу по выполнению данного задания целесообразно с раскрытия сущности понятий наука, искусство.
Наука – сфера человеческой деятельности, которая направлена на получение, обоснование, систематизацию объективных знаний о мире, одна из форм общественного сознания.
Искусство –форма культуры, связанная со способностью человека к эстетическому освоению мира, к его воспроизведению в образах и символах, опирающихся на творческое воображение.
А
Б
В
Г
1
1
2
2
Знание этих определений дает ключ к выполнению задания поскольку они содержат необходимую информацию, являющуюся ориентиром для установления соответствия между понятиями и характерными чертами. Правильно оформляем таблицу в соответствии с требованием.
В 3. Над следующим заданием работаем самостоятельно.
Установить соответствие.
Признак. Отрасль культуры
А) образность 1)наука
Б) логическая доказательность 2) искусство
В) эстетическое освоение мира
Г) Воздействие на эмоции
Д) комплексное описание объекта.
А
В
Б
Г
Д
2
1
2
2
1
Заполняем правильно таблицу.
Ответ.
ИКТ. 22
В задании В 2 приведен перечень терминов. Все они за исключением одного, связаны с понятием «мораль». Найдите и укажите термин не связанный с понятием «мораль». Самостоятельно.
Социальная норма; право; добро и зло; духовность; санкции.
Ответ.
-Социальная норма – правило поведения, которое регулирует отношения между людьми в процессе их совместной деятельности жизни выработанное отдельной группой или обществом в целом.
-Право- система общеобязательных правил поведения, установленных или призванных государством и охраняемых силой его принуждения.
-Духовность- преобладание в человеке духовных, нравственных, интеллектуальных качеств, ценностей над материальными запросами.
-Санкции- средство поощрения или наказания стимулирующие человека соблюдать социальные нормы, реакция со стороны окружающих на поведение индивида или группы людей.
- Мораль – это система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей для обеспечения единства интересов отдельной личности и всего общества.
-Соответственно, исходя из представленного определения право не связано с понятием «мораль»
-А сейчас проведем физ-ку « Снять нагрузку с позвоночника». Проводит Алмаз.
V. Работа с частью С.
С 5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «мировые религии»?.
Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о мировых религиях.
-При выполнения данного задания учащиеся допускают такую ошибку. Первое требование данного задания «Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «мировые религии»? предполагает дать определение понятия «мировые религии»?, второе требование «Составьте два предложения , содержащие информацию о мировых религиях.» с опорой на знания обществоведческого курса.
В результате сколько предложений должно получиться.
Ответ.
- Три.
Определение понятия «мировые религии»- это группа религий, отличающаяся распространенностью по всем регионам Земли, обращением ко всем людям независимо от этнической и политической принадлежности, наибольшим числом верующих.
Предложения:
- К мировым религиям относят Буддизм, христианство, ислам. 23
-Самая древняя из мировых религий это буддизм.
-Мировые религии обращены к каждому верующему лично, их постулаты понятны, каждый верующий может увидеть путь личного спасения.
VI. Домашнее задание.
-Дома напишите сочинение эссе на тему « Мораль без политики бесполезна, политика без морали бесславна» (А.П. Сумароков.)
Вспомним памятку написания сочинения эссе.
Памятка.
А) интерпритация высказывания (перефразировать другими словами.)
б ) соглашаемся с мнением или нет
в) актуальность, почему выбрал эту тему.
Г) основная часть;
Два аргумента почему согласился, два факта доказательство пример, все это сопровождается с обществоведческим понятием (пять, два из них с определением.)
Д) Заключение.
Вывод еще раз написать свое согласие или несогласие.