Цели данного материала: формирование у учащихся моральных ориентиров, гуманистического мировоззрения, гражданственности и общей культуры. Задачи: выработка понимания "духовность",формирование коммуникативной, информационной, социокультурной компетенции, собственной позиции, воспитание нравственно-духовных ценностей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Человек как духовное существо »
Тема:Человек как духовное существо
Выполнила
Якунина Е.Н. учитель истории и обществознания
МОУ СОШ № 1р. П. Пачелма
Цель: формирование у учащихся моральных ориентиров, гуманистического мировоззрения, гражданственности и общей культуры.
Задачи:
выработка понимания понятия “духовность”;
формирование коммуникативной, информационной, социокультурной компетенции, собственной позиции;
воспитание нравственно-духовных ценностей.
План урока: Что включает в себя понятие «духовная жизнь людей» Духовные ориентиры личности: мораль, ценности, идеалы Мировоззрение и его роль в жизни человека
Что же такое духовный мир человека?
В научном обиходе понятие духовная жизнь людей охватывает все богатство чувств и достижений разума, объединяет усвоение человечеством накопленных духовных ценностей и творческое созидание новых. Человек, у которого высоко развита духовная жизнь, обладает, как правило, важным личностным качеством: его духовность означает стремление к высоте идеалов и помыслов, определяющих направленность всей деятельности, поэтому некоторые исследователи характеризуют духовность как нравственно сориентированные волю и разум человека. Духовное характеризует не только сознание, но и практику.
Напротив, человек, у которого духовная жизнь мало развита, бездуховен, не способен увидеть и почувствовать все многообразие и красоту окружающего мира.
Вывод.
Духовная жизнь — это то, что возвышает человека, наполняет его деятельность глубоким смыслом, способствует выбору верных ориентиров. Она требует постоянного обогащения путем общения и особенно путем обращения к произведениям русских и зарубежных философов, священным книгам мировых религий, шедеврам отечественной и мировой художественной литературы, музыки, живописи.
Что такое мораль? Кто же устанавливает моральные нормы?
Мораль — это система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей, обеспечивающих единство общественных и личных интересов.
Библия
Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.
Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осёл твой, ни всякий] скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.
Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе.
Не убивай.
Не прелюбодействуй.
Не кради.
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего.
Коран
Не придавайте Аллаху в сотоварищи другое божество (Коран, 17:22) [23, c. 234].
Почитайте своих родителей (Коран, 17:23) [23, c. 234].
Отдавайте другим то, что им положено (Коран, 17:26) [23, c. 234].
Обращайтесь ласково с сиротами (Коран, 17:34) [23, c. 235].
Будьте верны в мере, когда взвешиваете и взвешивайте правильными весами (Коран, 17:35) [23, c. 235].
Выполняйте свои обещания (17:34) [23, c. 235].
Не убивайте своих детей из боязни обеднения (Коран, 17:31) [23, c. 235].
Не убивайте душу, которую запретил Аллах, иначе, как по праву (Коран, 17:33) [23, c. 235].
Не приближайтесь к прелюбодеянию (Коран, 17:32) [23, c. 235].
Не следуй за тем, о чём у тебя нет знания (Коран, 17:36) [23, c. 235].
Не ходи по земле горделиво (Коран, 17:37) [23, c. 235].
Не расточай своё богатство безрассудно, а придерживайся середины (Коран, 17:26, 27) [30, c. 30-31].
«Золотое правило» нравственности
Оно гласит: «Поступай по отношению к другим так, как ты бы хотел, чтобы другие поступали по отношению к тебе».
Задание:выберите каждый по одному высказыванию, которое ближе всего вашим убеждениям.Напишите в тетрадях краткое эссе, используя уже известную вам схему
Самое верное средство остаться бедным - быть честным человеком.
Наполеон Бонапарт
Есть тысяча способов быть очень дурным человеком, не нарушая ни одного закона.
Жерменаде Сталь
Не надо думать, что человек, поступающий в соответствии со своими убеждениями, уже порядочный человек. Надо проверить, а порядочны ли его убеждения.
Федор Михайлович Достоевский
Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов есть соблазн словами "Все так делают".
Лев Николаевич Толстой
СХЕМА
1. Внимательно изучи высказывание, уясни его содержание
2. Сформулируй проблему
3. Раскрой отношение автора высказывания к проблеме (2-3 предложения)
4. Аргументируй свою позицию (2-3 аргумента)
5. Сделай выводы
Задание: на этом слайде вы видите таблицу, в которой заполнена только левая часть. Используя материал параграфа на стр. 37-39 найдите определения для данных терминов
Категорический императив
Идеал
Ценности
Моральные категории
Совесть
Патриотизм
Гражданственность
ОТВЕТ
Категорический императив
безусловное принудительное требование (повеление), не допускающее возражений, обязательное для всех людей, независимо от их происхождения, положения, обстоятельств.
Идеал
совершенство, высшая цель человеческого стремления, представление о высших моральных требованиях, о наиболее возвышенном в человеке
Ценности
то, что наиболее дорого, свято как для одного человека, так и для всего человечества. Ценности отражают отношение человека к действительности (к тем или иным фактам, событиям, явлениям), к другим людям, к самому себе.
Моральные категории
Важнейшие нравственные ценности составляющие систему ценностно-моральной ориентации человека, неразрывно связанную с категориями морали, носят парносоотносительный (биполярный) характер, например добро и зло.
Совесть
способность личности познавать этические ценности и руководствоваться ими во всех жизненных ситуациях, самостоятельно формулировать свои нравственные обязанности, осуществлять моральный самоконтроль, осознавать свой долг перед другими людьми.
Патриотизм
ценностное отношение человека к своему Отечеству, преданность и любовь к Родине, своему народ
Гражданственность
социально-психологические и нравственные качества личности сочетающие в себе чувство любви к Родине и ответственность за нормальное развитие ее социальных и политических институтов, и осознание себя как полноправного гражданина, обладающего совокупностью прав и обязанностей
Формируются ли нравственные начала в человеке стихийно или их необходимо формировать сознательно?
Самовоспитание личности – это…
Мировоззрение — это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.
Обыденное (житейское)
Религиозное
Научное
ЧТО ВЛИЯЕТ НА МИРОВОЗЗРЕНИЕ?
Эпоха
Язы к
Культура
История народа
ЧТО ВЛИЯЕТ НА МИРОВОЗЗРЕНИЕ?
Религия
Страна
Какую же роль играет мировоззрение в деятельности людей?
Во-первых,дает человеку ориентиры и цели для всей его практической и теоретической деятельности.
Во-вторых,именно мировоззрение позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности.
В-третьих,человек получает возможность определять истинные ценности жизни и культуры, отличать действительно важное для деятельности человека в достижении им поставленных целей от того, что реального значения не имеет, носит ложный или иллюзорный характер.
Каждое мировоззрение имеет свои достоинства и недостатки
Виды мировоззрения
Достоинства
Обыденное мировоззрение
Недостатки
опирается на непосредственный жизненный опыт человека
Религиозное мировоззрение
тесная связь с мировым культурным наследием, ориентация на решение проблем, связанных с духовными потребностями человека, стремление дать человеку веру в возможность достижения поставленных целей.
мало использует опыт других людей, опыт науки и культуры, опыт религиозного сознания как элемента мировой культуры
Научное мировоззрение
проявляющаяся иногда непримиримость к другим жизненным позициям, недостаточное внимание к достижениям науки, а подчас и их игнорирование.
прочная научная обоснованность, реальность содержащихся в нем целей и идеалов, органическая связь с производственной и социальной деятельностью людей
человек еще не занял в научном мировоззрении подобающего ему места
Вывод.
Наше время позволяет человеку совершить мировоззренческое самоопределение. Но следует помнить, что обыденное мировоззрение оставляет человека на уровне житейских забот и не дает ему достаточных оснований для ориентации в сложном и быстро меняющемся современном мире. Каждый сам выбирает то, что, по его мнению, помогает ему жить.
Закрепление (тест)
1. Популярный композитор работает над новой песней, посвященной защите мира. Какой вид деятельности иллюстрируется этим примером?
1) духовная
2) экономическая
3) политическая
4) социальная
2. Человек представляет собой единство трех составляющих: биологической, психической и социальной. К социальным характеристикам человека относят
1) возрастные особенности
2) расовые отличия
3) проявления наследственности и изменчивости
4) духовные идеалы и ценности
?
Подумайте
3. Вставьте пропущенное в схеме слово:
Вторичные (приобретенные потребности)
социальные
престижные
Не спешите!
4. Из приведенных примеров выберите те, которые относятся к духовной деятельности человека
материально-производственная деятельность
познавательная деятельность
социально-преобразовательная деятельность
прогностическая деятельность
ценностно-ориентировочная деятельность
5. К духовным ценностям относится:
1) микроскоп
2) компьютер
3) научное открытие
4) телевидение
Соотнесите правильно
6.Мировоззрение формируется под влиянием:
A. Личного опыта.
Б. Окружающей культурной среды.
1) верно А и Г
2) верно А В Г
B. Образования и воспитания.
Г. Психологических особенностей личности.
3) верно В и Г
4) верно А Б В Г
Выбери правильно
7. Способность личности к моральному самоконтролю называется:
1) совестью
2) убеждением
3) талантом
4) этикетом
8. Фундаментом духовной жизни общества является:
1) познание
2) искусство
3)наука
4) культура
Выводы по теме
Есть очень много самых разных мнений о морали и нравственности - про то, что цель оправдывает средства, и что победителей не судят. Наверное, те кто так считает- имеет на это право.
Все можно простить, но не извращение тех высших истин, до которых с таким трудом дошло человечество.(Л.Н. Толстой)
Домашнее задание
1.Параграф 4 учебника, задание 1-4.
2.В сети Интернет найти определение понятия «гуманистическое мировоззрение»