- Тема опыта: «Этическая беседа как средство воспитания гуманных чувств у детей дошкольного возраста»
- Условия становления опыта
Нравственное воспитание подрастающего поколения - одна из важнейших задач общества. Последние десятилетия мы живем в условиях нестабильности, жесточайшего расслоения масс. Столь резкая дифференцированность общества ведет к социальной незащищенности людей, снижению нравственного уровня, усилению социальной и межнациональной напряженности в государстве, что оказывает негативное влияние на детей и молодежь, способствуя формированию у них неизменных, антидуховных личностных качеств. Такие личностные качества как совесть, долг, честь, добронравие, добролюбие, достоинство не могут пробудиться в человеке, если он станет богаче и социально защищеннее. Их нужно воспитывать с рождения в любом обществе, при любых социально-экономических условиях.
В процессе своей педагогической деятельности столкнулась с недостаточной сформированностью гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста, которые выступают важным компонентом мировоззренческих основ дошкольников. Итоги наблюдений, анализ полученных результатов работы с детьми и их родителями стали причиной, побудившей меня к углубленному изучению проблемы гуманного воспитания и развития дошкольников, разработки системы работы в этом направлении. Наиболее продуктивными в решении поставленных задач в работе над опытом является этическая беседа.
Произведения художественной литературы высоконравственного содержания являются особой формой осмысления окружающей действительности, формирования эмоционального отношения к миру. Рассказы, а особенно сказки, всегда были самым эффективным средством общения с детьми. Дети невольно находят в них отголоски своей собственной жизни. Они стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами.
- Актуальность опыта
Модернизация образования предполагает ориентацию на развитие созидательной личности, обладающей гражданской ответственностью, толерантностью, высокой нравственностью и культурой, способностью к успешной социализации и социальному самоопределению.
Нравственный кризис в современном обществе, отчуждение человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, нарушение связи и духовно-нравственной преемственности поколений, трудности социализации, снижение воспитательной роли семьи актуализируют проблему целенаправленного и последовательного формирования гуманной личности, основы которой закладываются в детском возрасте, являющемся важным этапом становления морального облика ребенка, формирования нравственного сознания, развития его нравственных качеств, приобретения субъектного опыта деятельности и поведения. Поэтому важно с детских лет заложить основы нравственности, сформировать первые моральные представления, гуманные чувства, привычки, отношения, которые в дальнейшем помогут стать растущему человеку «действенным субъектом человеческого сообщества» (Д.И. Фельдштейн). По своей актуальности проблема воспитания гуманных чувств считается одной из самых важных и сложных социально-педагогических проблем. Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может, в конце концов, овладеть элементарными нормами жизни в человеческом обществе.
Однако путь этот очень долог, не всегда эффективен и не обеспечивает глубины в освоении морали. Поэтому роль взрослого как «социального проводника» очень важна и ответственна. Задача взрослого – определить, чему, как и когда учить ребенка, чтобы его адаптация к человеческому миру состоялась и прошла безболезненно.
Стержнем и показателем нравственной воспитанности человека является характер его отношения к людям, к природе, к самому себе. С точки зрения гуманизма это отношение выражается в сочувствии, сопереживании, отзывчивости, доброте.
По словам одного из исследователей в области нравственного воспитания Н.Ф. Виноградовой, «сочувствовать – значит понимать чувства и мысли другого человека, переживать то, что переживает он. Способность к сочувствию является одним из свойств человека как общественного существа. Это социальное чувство ограничивает частный эгоизм людей, позволяет каждому поставить себя на место другого человека, увидеть в нем себе подобного.
При воспитании у ребенка гуманных чувств необходимо, прежде всего, развивать способность к сопереживанию и переживанию вообще. Речь идет о развитии общей эмоциональности ребенка. Эмоциональный человек более активно воспринимает окружающее, проявляет заинтересованность, у него появляется желание заботиться о других, бережно относиться к природе».
Формирование гуманного отношения к людям и природе начинается с раннего возраста. Главное направление в методике – проявлять по отношению к ребенку любовь, ласку, чаще употреблять ласковые слова, поглаживание, хвалить малыша за каждое проявление доброжелательности к людям, обучать способам выражения сочувствия, внимания. Нельзя разрешать ребенку проявлять недоброжелательность по отношению к взрослым и детям и тем более подкреплять эти действия положительной оценкой. Ребенок очень восприимчив в этом возрасте к оценке взрослого, он как бы «прощупывает» правильность своего поведения через эту оценку и быстро усваивает, что вызвало положительную реакцию, а что – отрицательную.
В дошкольном возрасте важно, чтобы социальный опыт ребенка пополнялся множеством единичных положительных поступков. Ребенок еще не способен самостоятельно сделать обобщение, но постепенно благодаря оценкам взрослых начинает понимать, что такое хорошо и что такое плохо.
В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким людям, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы. Руководя деятельностью детей, воспитатель формирует у них такие важные для русского человека черты, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание посильно помогать им, активность и инициативу в самостоятельной деятельности.
1.4. Ведущая педагогическая идея
В формировании этических представлений и гуманных чувств у старших дошкольников особое место принадлежит беседам. Они побуждают детей к осознанию поступков, явлений, ситуаций морального характера. Благодаря беседам на этические темы воспитатель имеет возможность на конкретных примерах показать, что содержат в себе такие понятия, как «доброта»,
«честность», «правдивость», «смелость», «справедливость», «дружба» и т.д.
С помощью таких бесед воспитатель может ставить детей перед выбором поступка. В этой связи он формулирует вопросы с нравственной направленностью, так, чтобы они пробуждали у детей активность, самостоятельность в решении поставленной задачи. Старшим дошкольникам можно задать вопросы типа «Что бы ты сделал и что бы сказал?» и предложить различные ситуации, например: «Если ты увидел, что взрослый что-то уронил?
Если ты сидишь в вагоне, а на ближайшей остановке вошел пассажир, и мест свободных больше не оказалось? Если к тебе в дом пришел товарищ, а ты ешь апельсин? Если мама послала тебя к соседям одолжить что-нибудь? Если ты вошел в вестибюль детского сада, а там родители твоих товарищей по группе?»
Беседовать можно на занятиях со всеми детьми или только с некоторыми, а также индивидуально в процессе проведения режимных моментов, игр, труда.
Это могут быть краткие вопросы, содержащие проблему нравственного выбора и побуждающие ребенка к оценке поступка, когда он руководствуется усвоенными моральными нормами. Это могут быть ситуации с моральной направленностью. Их целесообразно обсуждать коллективно. В процессе беседы дети высказывают свои суждения и выслушивают мнения других, отстаивают свою точку зрения, а также, если необходимо, могут отказываться от первоначального мнения. От того, как проводится беседа, во многом зависит осмысление детьми обсуждаемой ситуации. Она не должна быть назидательной, поэтому воспитатель не навязывает своего мнения, а побуждает ребят к размышлению, к высказыванию собственного мнения. И здесь имеет немаловажное значение эмоциональное отношение самого педагога к обсуждаемой ситуации. Его голос, мимика, жест подчеркивают отношения к той нравственной проблеме, которая заключена в содержании ситуации.
Особенно активны дети тогда, когда они обсуждают темы, наиболее близкие для них, например, затрагивающие случаи из жизни группы. Целесообразно обсуждать ситуации положительного содержания. Например: «Как мы вместе трудились на участке», «Как помогали малышам», «Как нас выручил Миша»,
«Вера – моя помощница», «За что я люблю свою подружку», «Наши добрые дела» и т.д. Воспитатель так направляет суждения детей (с помощью наводящих вопросов), чтобы в них содержались высказывания, свидетельствующие о понимании ребенка, что значить хорошо, дружить (не ссориться, помогать друг другу, делиться игрушками и т.д.); что, значит, проявить доброжелательность (относиться внимательно, сочувственно, оказывать помощь); что, значит, проявить справедливость (уметь поровну разделить игрушки, дождаться своей очереди в игре, правильно распределить роли и т.д.); что значит поступить по-товарищески (проявлять заботливое отношение друг к другу, умение прийти на помощь, поделиться, заступиться) и т.д.
Для наиболее полноценного осмысления нравственной сути ситуации важно четко и правильно сформулировать вопросы, логически последовательно их поставить, чтобы они были проблемными, т.е. направляли на решение нравственно-этической проблемы.