kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Занятие по обществознанию в 10 классе: Что такое человек?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок – мероприятие (занятие) после просмотра кинофильма о войне.

«Фильм о войне» дает возможность выявлять и анализировать информацию, связанную с проблематикой МГП; применять имеющиеся знания о правилах и обычаях ведения войны и МГП для оценки действий героев фильмов, оказавшихся в условиях вооруженных конфликтов.

(Это может быть фрагмент к уроку по теме: «Международное гуманитарное право».

Или можно отнести к философскому пониманию  -  Человек как духовное существо. Мысль о том, что человек может оставаться Человеком с большой буквы даже в условиях войны, и  достоин того, чтобы государство заботилось о нем. Ведь человек – существо духовное.)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«занятие по обществознанию в 10 классе: Что такое человек? »

Урок – мероприятие (занятие) после просмотра кинофильма о войне.

«Фильм о войне» дает возможность выявлять и анализировать информацию, связанную с проблематикой МГП; применять имеющиеся знания о правилах и обычаях ведения войны и МГП для оценки действий героев фильмов, оказавшихся в условиях вооруженных конфликтов.

(Это может быть фрагмент к уроку по теме: «Международное гуманитарное право».

Или можно отнести к философскому пониманию - Человек как духовное существо. Мысль о том, что человек может оставаться Человеком с большой буквы даже в условиях войны, и достоин того, чтобы государство заботилось о нем. Ведь человек – существо духовное.)


Я проводила это занятие в 10 классе.

Урок обобщения и повторения в 10 классе по обществознанию по теме «Человек». (Урок повторения и обобщения с включением анализа кинофильма «Сталинград»).

Тема: «Что такое человек?»


Цели урока:

- повторить изученный материал по теме «Человек»;

- используя прием анализа кинофильма о войне «Сталинград», просмотренного учениками, попытаться конкретизировать обществоведческое и философское понятие человека;

- вовлечь в размышления над проблемой «человеческого» в людях, о том, как и когда в человеке «человеческое» проявляется;

- заинтересовать исследовательской, проектной работой;

- развивать умение находить и извлекать необходимую информацию; систематизировать полученные данные, делать выводы, оценки событий и поступков людей в различных жизненных ситуациях (в условиях войны).

Предварительная работа:

1. После просмотра кинофильма «Сталинград» старшеклассникам предложили написать о своих впечатлениях, написать отзывы о кинофильме.

Ход урока:

I.Кто такой человек? Тест.

1.Зачитывание отрывков из прозы о человеке и о человечности на войне.

Учитель задает вопрос ученикам:

Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

(Ученики смотрели фильм и знают, что речь пойдет о войне, но учитель продолжает беседу, которая подводит детей к мысли, что фильм о людях и их судьбах, о человеке).

Предполагаемый ответ: речь пойдет о войне.

Учитель: послушайте отзывы о кинофильме «Сталинград», написанные вами и отзывы людей, которые тоже смотрели этот фильм.

Один из учащихся читает наиболее интересные отзывы.

Отзывы учащихся о фильме «Сталинград»:

«Когда я смотрела, я не могла сдерживать слезы, они сами текли по щекам».

«Очень тяжелое кино. А люди мужественные».

«Я прочитал отзыв из Интернета, так как сам не смог точно сформулировать свое впечатление от фильма. Это отзыв мне понравился: «Этот фильм даже не о войне, этот фильм о судьбах, в жизнь которых война внесла коррективы».


«Я никогда не думала, что на войне такое может быть, что люди думают не о себе, а о других. Они внимательны, терпеливы друг к другу, заботливы. И это несмотря на войну, на голод и холод. Как можно в таких условиях выжить?!».

«Меня поразило, что солдаты догадались в день рождения девушке подарить горячую ванну. Тут я поняла, как трудно человеку на войне!».

Учитель: Фильм снят на основе исторических свидетельств и документальных источников об одной из главных битв Великой Отечественной войны.

Мы сегодня поговорим, не столько о фильме «Сталинград». Мы говорим о человеке, оказавшемся в условиях войны, которая оказалась способна вынести на поверхность внутренние качества человека и показать его как существо высокого порядка, его духовность – способность чувствовать и сочувствовать, помогать другим, быть милосердным, понимать ценности жизни человека.

Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

Предполагаемый ответ учеников – о человеке, о его человечности.

Учитель: Верно, мы будем говорить о человеке, который оказался в условиях войны, и о человеке с позиции того, что изучали на уроках обществознания по теме «Человек».

Но сначала о фильме. Мы узнали, что он построен на реальных фактах. Два дня несколько советских солдат держат оборону дома в разбомбленном фашистами Сталинграде. Их цель – не пропустить фашистов к Волге.

Но что вас удивило в начале фильма? Возможно, то, что все ожидали увидеть бомбежки, танки, убитых солдат? А что увидели?

Предполагаемые ответы: увидели не войну, а мирное время, но трагедию в Японии. Увидели спасателя, который пытается освободить детей из-под обломков разрушившегося дома.

Учитель: Какая связь между войной и этим фрагментом фильма?

Предполагаемые ответы учеников: отец защищал дом в Сталинграде и людей от фашистов, страну. Сын защищает и пытается спасти людей в мирное время. Связь времен.

Учитель: Может сын не случайно стал работать спасателем? Война повлияла на судьбу его отца и матери и, возможно, на судьбу его собственную?

Выслушать мнения учеников.


Ученик: «Речь в кинофильме идет о войне, в которой между враждующими сторонами всего несколько десятков метров, в которой враги знают друг друга в лицо. Сталинград 1943 года – место, где средняя продолжительность жизни не превышала суток, а люди, продержавшиеся неделю, считались ветеранами». Так сказал в своем интервью журналистам продюсер фильма «Сталинград» Александр Роднянский.

Примерные вопросы для беседы с учащимися:

Какая сцена из фильма, на ваш взгляд, самая впечатляющая?

Какие поступки людей, защищавших дом и людей, которые там находились, вас удивили, какие - произвели на вас впечатление?

Какие качества проявляли люди?

Как проявлял себя человек в условиях жестокости, смерти, насилия?

Приведите из фильма примеры борьбы добра и зла в человеке.

Приходится ли человеку выбирать между добром и злом в мирное время?

Выслушать ответы детей.

Учитель: Давайте сделаем вывод – что такое человек? Постройте схему - кластер.

Предполагаемая схема (знакомая из уроков обществознания за курс 6-9 классов):


Человек – существо



биологическое ………… социальное

?

(духовное)


Учитель: Человек – существо биологическое, но терпел голод, вшей, грязь, боль и продолжал любить, заботиться и защищать других; социальное, но будучи лишен нормальных условий жизни и возможности удовлетворить социальные потребности, продолжал любить, заботиться и защищать других.

Так какое же еще существо – человек? Дополните схему.

Ученики дополняют схему: человек – существо духовное.

Учитель: Сделаем выводы по теме нашей беседы.

Учитель вместе с учениками формулирует выводы:

  1. Человек – существо биологическое, социальное, но более всего - духовное.

  2. В условиях жестокой войны люди смогли не потерять в себе главные человеческие качества.

  3. Человек в сложных условиях способен и должен оставаться человеком – это важно – сохранить в себе человека, способного любить, быть милосердным, заботиться о тех, кто нуждается в заботе, кто находится рядом.

  4. Человек остается загадкой для самих людей.

  5. Надо помнить и чтить всех людей, которые воевали, жили в условиях войны, сохраняя любовь к Родине.


II. «Кто такой человек?» - тест.


III. Д.з. Составить правила: «Как защитить человека на войне?».

Потребуется вспомнить или повторить то, что изучали по МГП в 9 классе.














































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
занятие по обществознанию в 10 классе: Что такое человек?

Автор: Благовестова Наталья Михайловна

Дата: 10.10.2015

Номер свидетельства: 238166

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Конспект  урока по  обществознанию по теме: "Труд и творчество""
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-po-obshchiestvoznaniiu-po-tiemie-trud-i-tvorchiestvo"
    ["file_id"] => string(6) "249359"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446890134"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Урок в 6 классе по обществознанию "Общение" (ФГОС) "
    ["seo_title"] => string(57) "urok-v-6-klassie-po-obshchiestvoznaniiu-obshchieniie-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "121432"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413974842"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "урок по обществознанию в 6 классе " Человек и его деятельность" "
    ["seo_title"] => string(73) "urok-po-obshchiestvoznaniiu-v-6-klassie-chieloviek-i-iegho-dieiatiel-nost"
    ["file_id"] => string(6) "202405"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429246369"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Конспект  урока по технологии и обществознанию по теме: "Труд и творчество""
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-po-tiekhnologhii-i-obshchiestvoznaniiu-po-tiemie-trud-i-tvorchiestvo"
    ["file_id"] => string(6) "249346"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446887718"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Мастер-класс "Пишем   эссе по обществознанию""
    ["seo_title"] => string(45) "mastierklasspishiemessiepoobshchiestvoznaniiu"
    ["file_id"] => string(6) "261743"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449184186"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства