занятие по обществознанию в 10 классе: Что такое человек?
Занятие по обществознанию в 10 классе: Что такое человек?
Урок – мероприятие (занятие) после просмотра кинофильма о войне.
«Фильм о войне» дает возможность выявлять и анализировать информацию, связанную с проблематикой МГП; применять имеющиеся знания о правилах и обычаях ведения войны и МГП для оценки действий героев фильмов, оказавшихся в условиях вооруженных конфликтов.
(Это может быть фрагмент к уроку по теме: «Международное гуманитарное право».
Или можно отнести к философскому пониманию - Человек как духовное существо. Мысль о том, что человек может оставаться Человеком с большой буквы даже в условиях войны, и достоин того, чтобы государство заботилось о нем. Ведь человек – существо духовное.)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«занятие по обществознанию в 10 классе: Что такое человек? »
Урок – мероприятие (занятие) после просмотра кинофильма о войне.
«Фильм о войне» дает возможность выявлять и анализировать информацию, связанную с проблематикой МГП; применять имеющиеся знания о правилах и обычаях ведения войны и МГП для оценки действий героев фильмов, оказавшихся в условиях вооруженных конфликтов.
(Это может быть фрагмент к уроку по теме: «Международное гуманитарное право».
Или можно отнести к философскому пониманию - Человек как духовное существо. Мысль о том, что человек может оставаться Человеком с большой буквы даже в условиях войны, и достоин того, чтобы государство заботилось о нем. Ведь человек – существо духовное.)
Я проводила это занятие в 10 классе.
Урок обобщения и повторения в 10 классе по обществознанию по теме «Человек». (Урок повторения и обобщения с включением анализа кинофильма «Сталинград»).
Тема: «Что такое человек?»
Цели урока:
- повторить изученный материал по теме «Человек»;
- используя прием анализа кинофильма о войне «Сталинград», просмотренного учениками, попытаться конкретизировать обществоведческое и философское понятие человека;
- вовлечь в размышления над проблемой «человеческого» в людях, о том, как и когда в человеке «человеческое» проявляется;
- развивать умение находить и извлекать необходимую информацию; систематизировать полученные данные, делать выводы, оценки событий и поступков людей в различных жизненных ситуациях (в условиях войны).
Предварительная работа:
1. После просмотра кинофильма «Сталинград» старшеклассникам предложили написать о своих впечатлениях, написать отзывы о кинофильме.
Ход урока:
I.Кто такой человек? Тест.
1.Зачитывание отрывков из прозы о человеке и о человечности на войне.
Учитель задает вопрос ученикам:
Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
(Ученики смотрели фильм и знают, что речь пойдет о войне, но учитель продолжает беседу, которая подводит детей к мысли, что фильм о людях и их судьбах, о человеке).
Предполагаемый ответ: речь пойдет о войне.
Учитель:послушайте отзывы о кинофильме «Сталинград», написанные вами и отзывы людей, которые тоже смотрели этот фильм.
Один из учащихся читает наиболее интересные отзывы.
Отзывы учащихся о фильме «Сталинград»:
«Когда я смотрела, я не могла сдерживать слезы, они сами текли по щекам».
«Очень тяжелое кино. А люди мужественные».
«Я прочитал отзыв из Интернета, так как сам не смог точно сформулировать свое впечатление от фильма. Это отзыв мне понравился: «Этот фильм даже не о войне, этот фильм о судьбах, в жизнь которых война внесла коррективы».
«Я никогда не думала, что на войне такое может быть, что люди думают не о себе, а о других. Они внимательны, терпеливы друг к другу, заботливы. И это несмотря на войну, на голод и холод. Как можно в таких условиях выжить?!».
«Меня поразило, что солдаты догадались в день рождения девушке подарить горячую ванну. Тут я поняла, как трудно человеку на войне!».
Учитель:Фильм снят на основе исторических свидетельств и документальных источников об одной из главных битв Великой Отечественной войны.
Мы сегодня поговорим, не столько о фильме «Сталинград». Мы говорим о человеке, оказавшемся в условиях войны, которая оказалась способна вынести на поверхность внутренние качества человека и показать его как существо высокого порядка, его духовность – способность чувствовать и сочувствовать, помогать другим, быть милосердным, понимать ценности жизни человека.
Как вы думаете, о чем мы будем говорить?
Предполагаемый ответ учеников – о человеке, о его человечности.
Учитель:Верно, мы будем говорить о человеке, который оказался в условиях войны, и о человеке с позиции того, что изучали на уроках обществознания по теме «Человек».
Но сначала о фильме. Мы узнали, что он построен на реальных фактах. Два дня несколько советских солдат держат оборону дома в разбомбленном фашистами Сталинграде. Их цель – не пропустить фашистов к Волге.
Но что вас удивило в начале фильма? Возможно, то, что все ожидали увидеть бомбежки, танки, убитых солдат? А что увидели?
Предполагаемые ответы: увидели не войну, а мирное время, но трагедию в Японии. Увидели спасателя, который пытается освободить детей из-под обломков разрушившегося дома.
Учитель:Какая связь между войной и этим фрагментом фильма?
Предполагаемые ответы учеников: отец защищал дом в Сталинграде и людей от фашистов, страну. Сын защищает и пытается спасти людей в мирное время. Связь времен.
Учитель:Может сын не случайно стал работать спасателем? Война повлияла на судьбу его отца и матери и, возможно, на судьбу его собственную?
Выслушать мнения учеников.
Ученик: «Речь в кинофильме идет о войне, в которой между враждующими сторонами всего несколько десятков метров, в которой враги знают друг друга в лицо. Сталинград 1943 года – место, где средняя продолжительность жизни не превышала суток, а люди, продержавшиеся неделю, считались ветеранами». Так сказал в своем интервью журналистам продюсер фильма «Сталинград» Александр Роднянский.
Примерные вопросы для беседы с учащимися:
Какая сцена из фильма, на ваш взгляд, самая впечатляющая?
Какие поступки людей, защищавших дом и людей, которые там находились, вас удивили, какие - произвели на вас впечатление?
Какие качества проявляли люди?
Как проявлял себя человек в условиях жестокости, смерти, насилия?
Приведите из фильма примеры борьбы добра и зла в человеке.
Приходится ли человеку выбирать между добром и злом в мирное время?
Выслушать ответы детей.
Учитель:Давайте сделаем вывод –что такое человек? Постройте схему - кластер.
Предполагаемая схема (знакомая из уроков обществознания за курс 6-9 классов):
Человек – существо
биологическое ………… социальное
?
(духовное)
Учитель:Человек – существо биологическое, но терпел голод, вшей, грязь, боль и продолжал любить, заботиться и защищать других; социальное, но будучи лишен нормальных условий жизни и возможности удовлетворить социальные потребности, продолжал любить, заботиться и защищать других.
Так какое же еще существо – человек? Дополните схему.
Ученики дополняют схему: человек – существо духовное.
Учитель: Сделаем выводы по теме нашей беседы.
Учитель вместе с учениками формулирует выводы:
Человек – существо биологическое, социальное, но более всего - духовное.
В условиях жестокой войны люди смогли не потерять в себе главные человеческие качества.
Человек в сложных условиях способен и должен оставаться человеком – это важно – сохранить в себе человека, способного любить, быть милосердным, заботиться о тех, кто нуждается в заботе, кто находится рядом.
Человек остается загадкой для самих людей.
Надо помнить и чтить всех людей, которые воевали, жили в условиях войны, сохраняя любовь к Родине.
II. «Кто такой человек?» - тест.
III. Д.з. Составить правила: «Как защитить человека на войне?».
Потребуется вспомнить или повторить то, что изучали по МГП в 9 классе.