kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока по обществознанию

Нажмите, чтобы узнать подробности

данная разработка поможет учителю спланировать урок по обществознанию в 10 кл. по теме "Становление личности в процессе социализации"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по обществознанию»

Технологическая карта урока по обществознанию





1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА

ФИО разработчика

Голубева Марина Анатольевна

Место работы

МАОУ СОШ №2 г.Сольцы Новгородской области

2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

10

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

Человек в обществе

Тема урока

Становление личности в процессе социализации

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

базовый

Тип урока (укажите тип урока):

☐ урок освоения новых знаний и умений

☐ урок-закрепление

☐ урок-повторение

урок систематизации знаний и умений

☐ урок развивающего контроля

☐ комбинированный урок

☐ другой (впишите)

Планируемые результаты (по ПРП):

  • Личностные: - готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении школы и детско-юношеских организаций;

  • умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением;

  • готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности

- мотивация к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни, интерес к изучению социальных и гуманитарных дисциплин.


  • Метапредметные: - самостоятельно формулировать и актуализировать социальную проблему, рассматривать ее всесторонне;

  • - выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых социальных явлениях и процессах


Предметные:  владеть знаниями о человеке как субъекте общественных отношений и сознательной деятельности; особенностях социализации личности и ее этапах в современных условиях; 


Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): личность, индивидуальность, социализация, агенты социализации

Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы)

На уроке предусморено использование видео о детях- маугли, справочник терминов и понятий, схемы- таблицы.



3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА


БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что)


Урок начинается с просмотра видео о детях- маугли. Затем учитель рассказывает реальную историю судьбы мальчика Вани, который с детства, на протяжении нескольких лет жил, в будке с собакой, перенял ее повадки.

Задает вопрос « может ли ребенок, который вырос среди животных, стать человеком и личностью?

ОТВЕТЫ


Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового



Для характеристики человека используются известные нам понятия – индивид, индивидуальность, личность. Можем ли мы применить их для наших героев? Почему?




Этап 1.3. Целеполагание

Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься



Учитель выводит на экран высказывания великих людей

„Личность закаляется в общении, а растет в одиночестве.“Протоиерей Андрей Ткачев 1969

Личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает.

Фридрих Энгельс



Не делайте что-нибудь только потому, что другие так делают. Лев Толстой

Что же необходимо, чтобы стать личностью?


Проанализируйте цитату на предмет целеполагания и сформулируйте образовательные задачи на сегодняшний урок


Учащиеся формулируют тему урока, цели м задачи.


БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала



В обществе есть механизм, который помогает, который помогает стать личностью. Это- социализация.

Социализация – процесс развития социальной сущности человека, который происходит под влиянием среды при усвоении им социального опыта, ценностей, накопленных человечеством.

Вернемся к видео о детях- маугли. Вопросы для размышления:

    1. Перечислите характерные черты, особенности детей- маугли?

    2. Модно ли сказать, что эти дети стали личностью и прошли процесс социализации?

    3. Дети- маугли – существа биологические или социальные?

    4. Как вы считаете есть ли шанс у этих детей стать нормальным человеком?



Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон)


Человек активно участвует в процессе социализации и не только адаптируется к обществу, но и влияет на жизненные обстоятельства и на себя самого. Сущность социализации состоит в сочетании процессов приспособления (адаптации) и обособления человека к конкретному обществу. 


Для каждого периода жизни характерен процесс социализации. Исследователи выделяют ряд ее этапов и характеристик.

Задание : используя учебник, заполните часть схемы « Социализация»



БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.).


Выполните задание и аргументируйте собственное мнение – Назовите любые три агента социализации и проиллюстрируйте примером действие каждого.





Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Подберите соответствующие учебные задания


Используя СМИ, интернет найдите интересные факты из жизни политических лидеров по становлению их личности. Какие агенты социализации сыграли значительную роль.


Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Подберите соответствующие учебные задания


1.Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Социализация». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.


2.Свойства и роли человека, которые он приобретает только во взаимодействии с другими людьми, характеризуют его как


1)

индивида


2)

индивидуальность


3)

организм


4)

Личность

3. К характеристикам личности ученые относят отношения человека с окружающими людьми. Раскройте различные проявления этих отношений с помощью трех примеров из жизни вашего ровесника. В каждом случае сначала укажите вид отношений, а затем приведите пример.


Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Подберите соответствующие учебные задания


Функциональная грамотность сегодня - это базовое образование личности.

Поскольку формирование функциональной грамотности занимает одну из главных ниш педагогической деятельности, его реализация проходит в рамках самых разных учебных дисциплин. Значимое место среди прочих предметов занимают дисциплины гуманитарного цикла, в том числе история и обществознание.

В работе учителя понимание функциональной грамотности, это, прежде всего, как ученик освоил теоретический материал, и как он может применить его на практике.

Это возможно, если:

  1. В учебном процессе в целом осуществляется активизация познавательной мыслительной деятельности учащегося на каждом уроке.

  2. Формируется навык самообучения, самообразования в учебном процессе непрерывно.

  3. Формируются универсальные учебные действия, характерные для всех школьных дисциплин (развитие памяти, аналитического и критического мышления, умение четко выразить свою мысль).

  4. Ученик научен, работать с текстом, анализирует его и может дополнять. Умеет найти нужную информацию в источниках.

  5. Умеет полученную информацию соотнести с исторической действительностью.

Следует выделить следующие функции уроков истории и обществознания, необходимые для успешного формирования функциональной грамотности учащихся:

  • ценностно-ориентационная, направленная на освоение учащимися значимых исторических, культурных, социальных, духовно-нравственных ценностей через систему личностно-значимой деятельности;

  • компьютерная, включает в себя поиск информации в сети Интернет; пользование электронной почтой; создание и распечатывание текстов; работа с электронными таблицами; использование графических редакторов;

  • коммуникативная, позволяющая расширить круг общения как в урочной, так и во внеурочной деятельности (в том числе за счёт включения в него исторических и литературных героев), познакомиться с правилами и формами сотрудничества, уважительного отношения к партнёрам, сформировать умение вести диалог;

  • социально-адаптационная, обеспечивающая учащегося умениями решать жизненные проблемы, позволяющая ему становиться активным членом сообщества, приобретать качества гражданина, а также гармонизировать свои отношения с обществом, группой, отдельными людьми;

  • культурообразующая, способствующая активному включению учащегося в самые разные пласты национальной и мировой культуры.

  • правовая и общественно - политическая, отстаивание своих прав и интересов; объяснение различий в функциях и полномочиях Президента и Правительства; объяснение различий между уголовным, административным и дисциплинарным нарушением; анализирование и сравнивание предвыборные программы разных кандидатов и партий.

Средства формирования функциональной грамотности на уроках истории и обществознания:

  • пересказы (мифов, биографий, рассказов и т.д.) - предоставление учащемуся возможности, монологически грамотно изъясняя свои мысли, «примерить на себя» те или иные исторические сюжеты и образы, что позволяет «очеловечить» события, расширить их воспитательный диапазон, создавая тем самым соответствующую эмоциональную среду для усвоения базовых ценностей;

  • функциональное чтение - это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания. При функциональном чтении применяются приемы просмотрового чтения (сканирования) и аналитического чтения (выделение ключевых слов, подбор цитат, составление схем, графиков, таблиц);

  • познавательные игры, викторины, уроки-дебаты, которые развивают навыки сотрудничества, индивидуальной работы и умение выступать с собственной точкой зрения в дискуссиях;

  • исторические и обществоведческие диктанты и эссе с их последующей коррекцией со стороны учителя, что формирует письменную грамотность учащихся;

  • изучение исторических и правовых документов, их подробный анализ, что позволяет учащимся высказать своё собственное мнение по проблеме, опираясь на этические ценности, которые выработало человечество за всю свою историю;

  • чтение вариативных источников, что позволяет учащимся отказаться от однозначных и прямолинейных суждений, пристально присматриваться к текстам и авторским позициям. Таким образом, учащиеся делают этический выбор, с одной стороны примеряя на себя исторические роли, а с другой - входя в круг тех, кто эти роли оценивает.

  • исследовательские работы в форме презентаций, рефератов, социологических опросов, проектов (учащиеся используют информацию, полученную в беседах с родственниками, с ветеранами войны и труда, из справочной литературы, обогащая себя новыми знаниями, очередной раз убеждаясь в том, какими нравственными качествами должен обладать человек, чтобы его имя не забывали).



Написать эссе « Личностью не рождаются, личностью становятся»


Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами



Верны ли следующие суждения о личности?


А.


Главным в характеристике личности является социальная сущность.


Б.


Новорожденный человек является личностью.


1)

верно только А


2)

верно только Б


3)

верны оба суждения


4)

оба суждения неверны


БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания

Бланк взаимооценки работы в группе по каждому критерию вы можете поставить от 1 до 3 баллов

Фамилия, имя участника группы

Принимал активное участие в работе группы


Нашел и выделил нужную информацию в тексте

Логично, доступно, четко изложил информацию в письменной форме

Логично, доступно, четко изложил информацию в устной форме

Умеет сотрудничать в группе, вести диалог





















 

 

 

 




БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам
















Этап 5.2. Домашнее задание

Введите рекомендации по домашнему заданию.


Проанализируйте свой личный социальный опыт . Какие агенты социализации оказали на тебя влияние? Какие факторы повлияли на становление твоей личности?




3



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока по обществознанию

Автор: Голубева Марина Анатольевна

Дата: 27.11.2024

Номер свидетельства: 660416

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "технологическая карта урока обществознания в 11 классе по теме "Гендер-социальный пол""
    ["seo_title"] => string(89) "tiekhnologhichieskaiakartaurokaobshchiestvoznaniiav11klassiepotiemiegiendiersotsialnyipol"
    ["file_id"] => string(6) "302413"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457166017"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Технологическая карта урока обществознания «Гражданское общество и государство» в 9 а классе "
    ["seo_title"] => string(109) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-obshchiestvoznaniia-grazhdanskoie-obshchiestvo-i-ghosudarstvo-v-9-a-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "222301"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1436128588"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Технологическая карта урока обществознания "Молодежь как социальная группа" "
    ["seo_title"] => string(88) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-obshchiestvoznaniia-molodiezh-kak-sotsial-naia-ghruppa"
    ["file_id"] => string(6) "176425"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424420324"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Технологическая карта урока "Быть личностью""
    ["seo_title"] => string(45) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_byt_lichnostiu"
    ["file_id"] => string(6) "615797"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1666598302"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Технологическая карта урока обществознания в 5 классе "Отрочество - особая пора жизни" (ФГОС)."
    ["seo_title"] => string(80) "tiekhnologhichieskaia_karta_uroka_obshchiestvoznaniia_v_5_klassie_otrochiestvo_o"
    ["file_id"] => string(6) "433401"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1508437750"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства