БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность |
Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что) |
Урок начинается с просмотра видео о детях- маугли. Затем учитель рассказывает реальную историю судьбы мальчика Вани, который с детства, на протяжении нескольких лет жил, в будке с собакой, перенял ее повадки. Задает вопрос « может ли ребенок, который вырос среди животных, стать человеком и личностью? ОТВЕТЫ |
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний |
Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового |
Для характеристики человека используются известные нам понятия – индивид, индивидуальность, личность. Можем ли мы применить их для наших героев? Почему? |
Этап 1.3. Целеполагание |
Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься |
Учитель выводит на экран высказывания великих людей „Личность закаляется в общении, а растет в одиночестве.“Протоиерей Андрей Ткачев 1969 Личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает. Фридрих Энгельс Не делайте что-нибудь только потому, что другие так делают. Лев Толстой Что же необходимо, чтобы стать личностью? Проанализируйте цитату на предмет целеполагания и сформулируйте образовательные задачи на сегодняшний урок Учащиеся формулируют тему урока, цели м задачи. |
БЛОК 2. Освоение нового материала |
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала |
|
В обществе есть механизм, который помогает, который помогает стать личностью. Это- социализация. Социализация – процесс развития социальной сущности человека, который происходит под влиянием среды при усвоении им социального опыта, ценностей, накопленных человечеством. Вернемся к видео о детях- маугли. Вопросы для размышления: -
Перечислите характерные черты, особенности детей- маугли? -
Модно ли сказать, что эти дети стали личностью и прошли процесс социализации? -
Дети- маугли – существа биологические или социальные? -
Как вы считаете есть ли шанс у этих детей стать нормальным человеком? |
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения |
Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон) |
Человек активно участвует в процессе социализации и не только адаптируется к обществу, но и влияет на жизненные обстоятельства и на себя самого. Сущность социализации состоит в сочетании процессов приспособления (адаптации) и обособления человека к конкретному обществу. Для каждого периода жизни характерен процесс социализации. Исследователи выделяют ряд ее этапов и характеристик. Задание : используя учебник, заполните часть схемы « Социализация» |
БЛОК 3. Применение изученного материала |
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях |
Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.). |
Выполните задание и аргументируйте собственное мнение – Назовите любые три агента социализации и проиллюстрируйте примером действие каждого. |
Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни |
Подберите соответствующие учебные задания |
Используя СМИ, интернет найдите интересные факты из жизни политических лидеров по становлению их личности. Какие агенты социализации сыграли значительную роль. |
Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) |
Подберите соответствующие учебные задания |
1.Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Социализация». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах. 2.Свойства и роли человека, которые он приобретает только во взаимодействии с другими людьми, характеризуют его как 1) индивида 2) индивидуальность 3) организм 4) Личность 3. К характеристикам личности ученые относят отношения человека с окружающими людьми. Раскройте различные проявления этих отношений с помощью трех примеров из жизни вашего ровесника. В каждом случае сначала укажите вид отношений, а затем приведите пример. |
Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности |
Подберите соответствующие учебные задания |
Функциональная грамотность сегодня - это базовое образование личности. Поскольку формирование функциональной грамотности занимает одну из главных ниш педагогической деятельности, его реализация проходит в рамках самых разных учебных дисциплин. Значимое место среди прочих предметов занимают дисциплины гуманитарного цикла, в том числе история и обществознание. В работе учителя понимание функциональной грамотности, это, прежде всего, как ученик освоил теоретический материал, и как он может применить его на практике. Это возможно, если: -
В учебном процессе в целом осуществляется активизация познавательной мыслительной деятельности учащегося на каждом уроке. -
Формируется навык самообучения, самообразования в учебном процессе непрерывно. -
Формируются универсальные учебные действия, характерные для всех школьных дисциплин (развитие памяти, аналитического и критического мышления, умение четко выразить свою мысль). -
Ученик научен, работать с текстом, анализирует его и может дополнять. Умеет найти нужную информацию в источниках. -
Умеет полученную информацию соотнести с исторической действительностью. Следует выделить следующие функции уроков истории и обществознания, необходимые для успешного формирования функциональной грамотности учащихся: -
ценностно-ориентационная, направленная на освоение учащимися значимых исторических, культурных, социальных, духовно-нравственных ценностей через систему личностно-значимой деятельности; -
компьютерная, включает в себя поиск информации в сети Интернет; пользование электронной почтой; создание и распечатывание текстов; работа с электронными таблицами; использование графических редакторов; -
коммуникативная, позволяющая расширить круг общения как в урочной, так и во внеурочной деятельности (в том числе за счёт включения в него исторических и литературных героев), познакомиться с правилами и формами сотрудничества, уважительного отношения к партнёрам, сформировать умение вести диалог; -
социально-адаптационная, обеспечивающая учащегося умениями решать жизненные проблемы, позволяющая ему становиться активным членом сообщества, приобретать качества гражданина, а также гармонизировать свои отношения с обществом, группой, отдельными людьми; -
культурообразующая, способствующая активному включению учащегося в самые разные пласты национальной и мировой культуры. -
правовая и общественно - политическая, отстаивание своих прав и интересов; объяснение различий в функциях и полномочиях Президента и Правительства; объяснение различий между уголовным, административным и дисциплинарным нарушением; анализирование и сравнивание предвыборные программы разных кандидатов и партий. Средства формирования функциональной грамотности на уроках истории и обществознания: -
пересказы (мифов, биографий, рассказов и т.д.) - предоставление учащемуся возможности, монологически грамотно изъясняя свои мысли, «примерить на себя» те или иные исторические сюжеты и образы, что позволяет «очеловечить» события, расширить их воспитательный диапазон, создавая тем самым соответствующую эмоциональную среду для усвоения базовых ценностей; -
функциональное чтение - это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания. При функциональном чтении применяются приемы просмотрового чтения (сканирования) и аналитического чтения (выделение ключевых слов, подбор цитат, составление схем, графиков, таблиц); -
познавательные игры, викторины, уроки-дебаты, которые развивают навыки сотрудничества, индивидуальной работы и умение выступать с собственной точкой зрения в дискуссиях; -
исторические и обществоведческие диктанты и эссе с их последующей коррекцией со стороны учителя, что формирует письменную грамотность учащихся; -
изучение исторических и правовых документов, их подробный анализ, что позволяет учащимся высказать своё собственное мнение по проблеме, опираясь на этические ценности, которые выработало человечество за всю свою историю; -
чтение вариативных источников, что позволяет учащимся отказаться от однозначных и прямолинейных суждений, пристально присматриваться к текстам и авторским позициям. Таким образом, учащиеся делают этический выбор, с одной стороны примеряя на себя исторические роли, а с другой - входя в круг тех, кто эти роли оценивает. -
исследовательские работы в форме презентаций, рефератов, социологических опросов, проектов (учащиеся используют информацию, полученную в беседах с родственниками, с ветеранами войны и труда, из справочной литературы, обогащая себя новыми знаниями, очередной раз убеждаясь в том, какими нравственными качествами должен обладать человек, чтобы его имя не забывали). Написать эссе « Личностью не рождаются, личностью становятся» |
Этап 3.5. Систематизация знаний и умений |
Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами |
Верны ли следующие суждения о личности? А. Главным в характеристике личности является социальная сущность. Б. Новорожденный человек является личностью. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны |
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков |
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика |
Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания |
Бланк взаимооценки работы в группе по каждому критерию вы можете поставить от 1 до 3 баллов Фамилия, имя участника группы | Принимал активное участие в работе группы | Нашел и выделил нужную информацию в тексте | Логично, доступно, четко изложил информацию в письменной форме | Логично, доступно, четко изложил информацию в устной форме | Умеет сотрудничать в группе, вести диалог | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание |
Этап 5.1. Рефлексия |
Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам |
|
Этап 5.2. Домашнее задание |
Введите рекомендации по домашнему заданию. |
Проанализируйте свой личный социальный опыт . Какие агенты социализации оказали на тебя влияние? Какие факторы повлияли на становление твоей личности? |