kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока обществознания «Гражданское общество и государство» в 9 а классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальное общеобразовательное учреждение «СОШ № 3» города Железногорска Курской области  

Технологическая карта урока обществознания «Гражданское общество и государство» в 9 а классе учителя истории и обществознания  Пелеховой Ларисы Вячеславовны.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока обществознания «Гражданское общество и государство» в 9 а классе »



Муниципальное общеобразовательное учреждение «СОШ № 3» города Железногорска Курской области

Технологическая карта урока обществознания «Гражданское общество и государство» в 9 а классе учителя истории и обществознания Пелеховой Ларисы Вячеславовны.

Этап

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Универсальные действия

1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент.

(звучит гимн РФ) Прошу садиться. Я, надеюсь, вы узнали мелодию гимна нашей страны. Мы не случайно начинаем урок с гимна, т.к. он напоминает о том, что мы с вами граждане. Какие чувства вызывает у вас гимн России?



Организация учащихся, включение в деловой ритм. Подведение к озвучиванию темы урока.

Подготовка к восприятию нового материала.

Личностные УУД: самоопределение.

Регулятивные УУД: целеполагание.

Коммуникативные УУД: умение с точностью выражать свои мысли.

Познавательные УУД: поиск и выделение информации.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.










С момента своего рождения все люди становятся гражданами своей страны. Означает ли это, что в стране существует гражданское общество?

Слайд 1 Попробуйте продолжить следующие фразы:

- я, гражданин, потому что, …

- я, представитель гражданского общества, потому что, …

Какую фразу было продолжить проще? Почему?

Слайд 2 Попытаемся определить тему урока («Гражданское общество и государство»)

Проверка домашнего задания

(работа с понятиями: политика, государство, гражданство, демократия, правовое государство, плюрализм).

Для того, чтобы наша работа была успешной, повторим основные понятия темы.

У каждого на столе лежит таблица, в которой есть

изученные понятия и определения этих понятий. Ваша задача с помощью стрелок соотнести определение с понятием, так как вы считаете нужным, это и будет проверкой домашнего задания. Первый вариант – три первых понятия, второй – 4, 5, 6. Для выполнения работы 2-3 минуты. Обменялись работами, проверяем работу соседа по парте. Сверяемся со слайдом.

Слайд 3

За каждое правильное соответствие ставим 1балл. Собрали работы.

Актуализация знаний учащихся: выявление уровня знаний и затруднений, которые связаны с темой урока.

Выполнение задания, тренирующего отдельных способностей к учебной деятельности, мыслительным операциям и учебным навыкам.

Личностные УУД: смыслообразование.

Регулятивные УУД:

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него.

Коммуникативные УУД: умение с точностью выражать свои мысли, владение речью в соответствии с нормами русского языка,  управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; 

Общеучебные универсальные действия: смысловое чтение.

Логические универсальные действия: сравнение, классификация объектов по выделенным признакам

3.Выявление места и причины затруднения










Государство является основой политической системы общества.

? к классу – Может ли жизнь общества происходить без участия государства? (нет).

? к классу – Но все ли в жизни общества подчинено государству? (нет).

Так вот для обозначения тех сфер жизни общества, которые существуют относительно самостоятельно, где действуют негосударственные организации, где граждане могут реализовать свои частные интересы, используется понятие «гражданское общество».
Обратимся к учебнику – стр. 38. Прочитаем определение.

Слушание и корректировка ответов обучающихся на заданные вопросы

Выполнение задания, тренирующего отдельных способностей к учебной деятельности, мыслительным операциям и учебным навыкам.

Действия постановки и решения проблем:

формулирование проблемы и нахождение пути решения проблемы.

4.Построение проекта выхода из затруднения.

Слайд 4 Гражданское общество – та часть общества и те сферы его жизнедеятельности, в которых личность и организации граждан ограждены законом от прямого вмешательства со стороны государственной власти.

Что же представляет собой гражданское общество? Какова его структура и признаки? Как функционирует гражданское общество? На эти и другие вопросы мы постараемся ответить.

Попытайтесь поставить проблемный вопрос, над которым нам предстоит сегодня поработать. Итак. Слайд 5 Гражданское общество сложилось на определенном этапе исторического развития, когда в Западной Европе победили буржуазные революции и утвердились капиталистические отношения. Именно тогда сложились предпосылки для его существования. К концу XIX века в наиболее развитых странах Европы и США гражданское общество сформировалось, а в XX веке произошло его становление и дальнейшее развитие. Таким образом, гражданское общество формировалось в течение нескольких веков. Слайд 6 Но мы живем в России. И говорить мы будем о гражданском обществе в России. Наша страна прошла сложный, отличный от стран Западной Европы исторический путь.

Сформулируйте проблемный вопрос. (Если существует гражданское общество в России, то насколько оно развито?). Слайд 7

Что нужно для решения проблемы? Я предлагаю вам план урока, но он не полный. Помогите вместо вопросов вставить предлагаемые слова.

План урока

Слайд 8, 9

  1. Понятие (гражданского) общества.

  2. Предпосылки (формирования) гражданского общества.

  3. (Структура) гражданского общества.

  4. Институты гражданского общества

а) (местное) самоуправление

б) общественная (палата)

Обратимся к плану. Пункт второй.

Предпосылки для формирования гражданского общества складываются во всех сферах жизни общества. Назовем эти сферы (экономика, политика, социальная сфера, духовная).

  1. Экономические: наличие частной собственности, свободного рынка и конкуренции.

  2. Политико-правовые: признание и полное обеспечение прав человека и их защита, политический плюрализм.

  3. Социальные: большой удельный вес в обществе среднего класса. Именно этой слой, во всех демократических обществах является элементом стабильности и носителем культуры и традиций общества.

  4. Духовные: обеспечение прав человека на информацию, высокий образовательный уровень, укрепление чувства личного достоинства.

Таким образом, существование гражданского общества невозможно без демократии, правового государства, наличия реальных прав и свобод человека и гражданина. В условиях тоталитарных и авторитарных режимов гражданское общество нормально функционировать не может.

Создание проблемной ситуации.

Получение исторической справки о гражданском обществе, фиксация недостатка знаний, озвучивание, уточнение проблемного вопроса. Совместное составление плана урока.

Личностные УУД: смыслообразование.

Регулятивные УУД: планирование, прогнозирование, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него.

Познавательные УУД: постановка проблемы, формулирование проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

самостоятельное выделение познавательной цели.

Логические универсальные действия: установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные УУД: планирование (определение цели, функций, способов взаимодействия обучающихся с учителем и сверстниками).

5. Реализация построения проекта

Граждане любого государства имеют ряд общих интересов.

Эти интересы призвано защищать государство.

? к классу - Назовите эти интересы (охрана границ, защита прав и свобод человека, обеспечение общественного порядка).

Но у граждан есть и частные интересы, связанные очень часто с собственностью. Например, как провести воду в дом? Где найти марки для коллекции? Как открыть свое кафе? Решить эти проблемы легче объединившись с другими людьми, имеющими такой же интерес. Если решение проблем зависит от власти, люди объединяются в ассоциации, чтобы воздействовать на власть эффективно. Обратимся к учебнику – стр. 41, найдем определение понятию «ассоциация».

Слайд 10 Ассоциация – объединение лиц или учреждений одного рода деятельности.

? к классу, – Какой принцип лежит в основе формирования ассоциации? (добровольность)

В гражданском обществе существует огромное количество разнообразных объединений и организаций. Они являются связующим звеном между человеком и государством. Общественные организации защищают интересы человека перед государством и помогают добиться от государства более благоприятных условий жизнедеятельности.

Слайд 11 Все объединения делятся на формальные и неформальные. Формальные имеют свою программу, устав и другие документы; они регистрируются органами власти. (Банки, предприятия, политические партии, профсоюзы)

Неформальные официальной регистрации не имеют.

(благотворительные фонды, клуб любителей бега, клуб болельщиков ЦСКА)

? Деятельность любых объединений разрешена законом в России?

Открываем Конституцию – статья 13 п.5.

? Какие объединения запрещены в нашей стране по Конституции?

Общественные организации действуют в различных сферах жизни общества. Какова же структура гражданского общества? Обратимся к учебнику – стр. 42-43. Слайд 12-13 К какой сфере относятся:

В экономической сфересоюзы предпринимателей, фермеров, крестьянские союзы и кооперативы, рабочие профсоюзы, ассоциации банкиров и т. д.

В социальной сфере семья, общество защиты прав потребителей, объединения в защиту окружающей среды, страховые фонды, молодежные, женские, детские и др.

В духовной сфере – союзы деятелей культуры, сообщества ученых, религиозные объединения и т. д.

В политической сфере – правозащитные организации, союз солдатских матерей, политические движения и организации, возникающие по инициативе граждан на добровольной основе.

Наличие эффективно действующих разнообразных и многочисленных добровольных объединений характеризует степень сформированности гражданского общества.

Слайд 14 В жизни гражданского общества большую роль играет местное самоуправление. При осуществлении самоуправления, разделение людей на управляющих и управляемых исчезает – люди управляют общественными делами самостоятельно. В масштабе страны это невозможно, а в масштабе отдельного населенного пункта вполне осуществимо.

Согласно Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Это означает, что органы местного самоуправления не могут назначаться государством, и не находятся в подчинение органам государственной власти. Должностные лица местного самоуправления избираются местным населением и только ему подотчетны.

Организация обучающихся на исследование проблемных ситуаций.

Анализ текста документа. Определение понятий. Формулирование выводов по изученному материалу.

Выполнение задания, тренирующего отдельных способностей к учебной деятельности, мыслительным операциям и учебным навыкам.

Личностные УУД: смыслообразование.

Регулятивные УУД: прогнозирование, контроль в форме сличения, коррекция.

Познавательные УУД: логические универсальные действия: решение проблемы.

Коммуникативные УУД:

сотрудничество, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Работа в группах. (6 групп)

Задание: Сформулируйте ваши предложения в качестве депутатов городской думы по поводу актуальных проблем нашего города.

Формой сотрудничества государства и гражданского общества является Общественная палата Российской Федерации.

Сообщение об Общественной палате Калашникова Павла (презентация)

? к классу - Как вы считаете, насколько развито гражданское общество в нашем городе?

Какие общественные организации в нашем городе вы можете назвать? (Общество защиты прав потребителей, Союз женщин России, Российский союз ветеранов Афганистана, литературное объединение «Автограф», детское общественное объединение «Родник» в нашей школе)

Одним из проявлений гражданского общества является волонтерское движение.

У нас на уроке присутствует ученица 11 б кл. Ксения Алмосова – неоднократный победитель городского конкурса «Волонтер года», председатель городского совета старшеклассников, член молодежного представительства «Радуга»

Сообщение Алмосовой Ксении о волонтерском движении в нашем городе. Слады 15-30

Вопрос к Ксении - планируешь ли ты связать будущую профессию с общественной деятельностью?

Установление осознанного восприятия. Обобщение.

Решение творческого задания. Анализ ошибок.

Коррекция.

Регулятивные УУД: контроль, оценка, коррекция.

Коммуникативные УУД: сотрудничество.

Познавательные УУД: общеучебные – логические (анализ, классификация, подведение под понятие, вывод.)

7 .Самостоятельная работа.

Тренинг.

Гражданское общество

Слайды 32-33

1. Какое понятие используется для характеристики негосударственных социальных связей и отношений граждан?

1) Правовое государство

2) Гражданское общество

3) Социальное государство

4) Общественная организация

2. Какая организация представляет гражданское общество?

  1. Правоохранительные органы

  2. Союз защиты потребителей

  3. Вооруженные силы

  4. Районный суд

3. Одним из условий существования гражданского общества является

1) Наличие рыночных отношений

2) Отсутствие безработицы

3) Независимость судебной власти

4) Наличие подоходного налога

4. Между государством и гражданским обществом должны существовать

1) Постоянные противоречия

2) Отношения партнерства

3) Враждебные отношения

4) Отношение власти и подчинения

Организация деятельности по применению и корректировке новых знаний.

Самостоятельная работа. Осуществление самопроверки.

Регулятивные УУД: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные УУД: самоопределение.

Коммуникативные УУД: сотрудничество.


8.Включение в систему знаний и повторение.



Слайд 33 Возвращаемся к проблеме урока (существует ли ГО в России и насколько оно развито?). Мы с вами рассмотрели все пункты нашего плана урока? И к каким выводам вы пришли?

Выводы

  1. Гражданское общество в современной России активно развивается.

  2. В России есть все необходимые условия для развития гражданского общества.

Организация деятельности по закреплению новых знаний.

Повторение с проговариванием основных положений пройденной темы по плану урока. Формулирование выводов.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные УУД: общеучебные – логические (анализ, классификация, подведение под понятие, вывод.)


9. Рефлексия учебной деятельности

-Достигли мы своей цели?

Ответ по плану:

- Я узнала…….

--Я хочу узнать……-

- Мне понравилось….

-Мне не понравилось….

Вы – будущее нашей страны, и от вас во многом будет зависеть дальнейшее развитие гражданского общества в России.

Заканчивая наш урок, обратимся к высказыванию Л. Н. Толстого: «Если сила плохих людей в том, что они вместе, то хорошим людям, чтобы стать силой надо сделать то же самое»

? к классу, - объясните это высказывание.

Д/З Слайд 34

1.§ 5

2. Составьте два предложения, содержащие информацию о гражданском обществе.

3. Подумайте, что нужно сделать в вашем микрорайоне, доме, чтобы улучшить условия жизни его жителей?

Организация рефлексии.

Осуществление самооценки собственной учебной деятельности, соотнесение цели и результатов, степени их соответствия.

Познавательные УУД: рефлексия.

Личностные УУД: смыслообразование.






















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Пелехова Лариса Вячеславовна

Дата: 05.07.2015

Номер свидетельства: 222301

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(29) "Правонарушение "
    ["seo_title"] => string(17) "pravonarushieniie"
    ["file_id"] => string(6) "207730"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430633745"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства