Тема урока | Быть личностью |
Тип урока | Изучение нового материала |
Цель урока | Создать условия для формирования начальных обществоведческих знаний, представлений о признаках характеризующих человека как индивидуальность и личность, этапы их становления |
Образовательные ресурсы | Учебник Обществознания, 8 класс, Боголюбов Л.Н., 2016. Рабочая тетрадь к учебнику, презентация |
План урока | Человек, индивид, личность. Жизненные ценности и ориентиры Становление личности |
Личностно значимая проблема | Личностью рождаются или становятся? |
методы и формы обучения | Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная |
Основные понятия | Индивид, личность, адаптация, интеграция, социализация |
Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД |
Научатся: проявлять личностные свойства в основных видах деятельности. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения, применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира; определять понятия; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя опорную схему и таблицу; продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа; на перевод информации из текста в схему. | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Развивать умение работать в группах Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного | Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности. Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки. |
Этапы урока | Время | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Универсальные учебные действия (УУД) | Формы контроля |
I. Мотивация к учеб- ной деятельности | 2 | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися | Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать | Фронтальная работа | Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения | |
II. Актуализация знаний | 7 | Беседа по теме: «Быть личностью» | Организует беседу по вопросам: – Кого можно назвать личностью? Какие качества характеризуют сильную личность? Почему людей волнуют вопросы о смысле жизни? Что для человека является жизненными ценностями? | Учащиеся вспоминают изученный ранее материал определяют его значимость, высказывают свою точку зрения. Учащиеся актуализируются на предстоящей проблеме урока и пытаются найти на нее ответ | Фронтальная работа. Индивидуальная работа | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы | 1. Работа в тетради Устные ответы |
III. Изучение нового материала | 17 | 1. Презентация «Человек. Индивид. Личность». 2. Задания в рабочей тетради № 1, 2, с. 4. 3. «Притча о принятии себя» (см. приложение) 4. Самостоятельная работа с учебника, с. 10–13: | 1. Показывает и комментирует слайды презентации. 2. Поясняет задания в рабочей тетради. 3. Проводит беседу по вопросам: В чем смысл этой притчи? Почему так важно проявление индивидуальности в каждом человеке? 4. Поясняет задания: прочитать текст, записать три основных фазы становления личности (привести примеры) | 1. Просматривают презентацию, делают записи в тетрадь. 2. Выполняют задания. 3. Читают текст, отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение 4. Выполняют задания | 1. Индивидуальная. 2. Индивидуальная. 3. Фронтальная 4. Индивидуальная работа | Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания. Регулятивные: совместно с читателем обнаруживают и формулируют выводы Познавательные: извлекают необходимую информацию; дополняют и расширяют имеющиеся знания; самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных. Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты учебников и при этом ведут «диалог с автором»; отделяют новое от известного; выделяют главное | 1. Записи в тетради. 2. Задания в рабочей тетради. 3. Устный опрос. 4. Записи в тетради. |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | 7 | Задание в рабочей тетради № 3, с. 5 | Поясняет задания в рабочей тетради | Выполняют задания в рабочих тетрадях | Индивидуальная | Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение и формулирования цели; логические – осуществление поиска существенной информации (из материалов учебника, по воспроизведению в памяти) | Задание в рабочей тетради |
V. Итоги урока. Рефлексия | 5 | Обобщающая беседа | Проводит беседу по вопросам: – Какие признаки человека характеризуют его как индивидуальность, а какие как личность? Может ли человек проявиться как личность вне общества? Какие этапы проходит личность в процессе становления? | 1. Отвечают на вопросы. 2. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Фронтальная | Регулятивные: определяют уровни усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся за работу на уроке |
Домашнее задание | 2 | § 1. Задания в рабочей тетради № 6, с. 7 | Объясняет домашнее задание | Записывают домашнее задание | Индивидуальная | | |
Однажды один человек пришел в сад и увидел вянущие и гибнущие деревья, кусты и цветы. Он спросил их, почему они умирают? Дуб сказал, что он умирает потому, что не может быть таким высоким, как сосна.
Обратившись к сосне, человек нашел ее опадающей потому, что она не может давать виноград подобно виноградной лозе. А лоза умирала потому, что она не может цвести, словно роза. Вскоре он нашел одно растение, радующее сердце, цветущее и свежее. После расспросов он получил такой ответ:
– Я считаю это само собой разумеющимся, ведь когда меня сажали, люди хотели получить радость. Если бы хотели дуб, виноград или розу – то посадили бы их.
Поэтому я думаю, что не могу быть ничем другим, кроме того, что я есть. И я стараюсь развивать свои лучшие качества.
Так и в нашей жизни – Вы можете быть только собой. Вы можете развиваться и радоваться жизни, или можете завянуть, если не принимаете себя.