kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Роль и место философии в духовной жизни общества

Нажмите, чтобы узнать подробности

Каждый человек сталкивается с проблемами, обсуждаемыми в философии. Как устроен мир? Упорядочен или хаотичен? Развивается ли мир? Какое место занимает закономерность, а какое случайность? Положение человека в мире? Что есть истина? Все эти вопросы поставлены самой жизнью, т.к. тот или иной вопрос определяет направление жизнедеятельности. Предметом философии является исследования всеобщих законов бытия, мышления и познания. Объектом философии становится природа, человек и обществознания. Философия теоретически сформировала мышление как систему общих взглядов на мир и место в нём человека. В центре философии находится человек в его отношении с природным и социальным миром. Философия призвана, правильно решить эти вопросы, помочь преобразовать стихийно сложившиеся взгляды в миропонимании.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Роль и место философии в духовной жизни общества »

Тема: Роль и место философии в духовной жизни общества


  1. Философия, её предмет и объект.

  2. Место и роль философии в духовной жизни общества.

  3. Мировоззрение, его общественно-исторический характер. Соотношение мифологии, религии и философии как исторических форм мировоззрения.

  4. Основные проблемы и основной вопрос философии.

  5. Функции философии.


Цель лекции:

Познакомить студентов, что философия имеет дело с предельными, вековечными вопросами. Показать соотношение мифологии, религии, философии. Указать на проблемность основного вопроса философии. Выделить основные функции философии.

Термины: мировоззрение, мифология, религия, философия, синкретизм, основной вопрос философии, материализм, идеализм, агностицизм, монизм, дуализм.


Философия происходит от греческого слова («phillo» - люблю, sofia – мудрость) – любовь к мудрости, любовь к истине. Философия – форма общественного сознания, учение об общих принципах бытия, мышления и познания; наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления; об отношении человека к миру и место человека в этом мире. Рождение философии как специфической формы духовной деятельности было обусловлено великим культурным переворотом в Древней Греции (VIII-V вв. до н.э.), общественно-политической основой которого явилась полисная демократия, открывшая дорогу к свободному обсуждению политических, социальных и духовно-нравственных проблем. Термин «философия» впервые встречается у древнегреческого математика и мыслителя Пифагора (ок.580-500 до н.э.), истолкование же философии как особой науки впервые предпринял Платон.

Каждый человек сталкивается с проблемами, обсуждаемыми в философии. Как устроен мир? Упорядочен или хаотичен? Развивается ли мир? Какое место занимает закономерность, а какое случайность? Положение человека в мире? Что есть истина? Все эти вопросы поставлены самой жизнью, т.к. тот или иной вопрос определяет направление жизнедеятельности.

Предметом философии является исследования всеобщих законов бытия, мышления и познания.

Объектом философии становится природа, человек и общество.

Философия теоретически сформировала мышление как систему общих взглядов на мир и место в нём человека. В центре философии находится человек в его отношении с природным и социальным миром. Философия призвана, правильно решить эти вопросы, помочь преобразовать стихийно сложившиеся взгляды в миропонимании, что является необходимым компонентом в становлении личности, хотя эти проблемы нашли решение задолго до философии – в мифологии и религии, которые являются историческими типами мировоззрения, формами общественного сознания. Эти вопросы не просто философия, а мировоззрение.

Мировоззрение – система обобщённых чувствований, интуитивных представлений и теоретических взглядов на окружающий мир и место человека в нём, на многосторонние отношения человека к миру, самому себе и другим людям, система не всегда осознанных жизненных установок человека, определённой социальной группы, их убеждений, идеалов, социально-политических, морально-правовых, религиозно-атеистических принципов познания и оценок.

Объект мировоззрения – мир в целом. Предмет мировоззрения – взаимоотношения мира природы и мира человека. Мировоззрение невозможно без совокупности знаний о природе, человеке, обществе. Для характеристики мировоззрения имеет значение пропорциональное соотношение знаний, убеждений, верований, надежд, настроений, норм идеалов.

Мировоззрение шире, чем философия. Мировоззрение, как и жизнь людей, носит исторический характер. Человечеству известны также исторические типы мировоззрения: мифология, религия и философия.

Мифология (греч. «mythos» - повествование, сказание и «logos» - учение, слово) – первый исторический тип мировоззрения, универсальная, синкретическая форма общественного сознания, которая доминировала на ранней стадии развития человеческого общества. Принято считать, что мифологическое мировоззрение – это начальный тип мировоззрения, который можно назвать предмировоззрением.

В мифах на стадии становления образуются два пласта: мистический и рациональный. Мистика связана с персонификацией природных явлений и бесчисленными рассказами о их деяниях. Рациональный пласт – это описание явлений природы, исторические события, анализ взаимоотношений между людьми, попытка понять устройство мира.

Эволюция мифов была таковой, что мистический пласт уменьшался, а рациональный увеличивался. Это адекватный процесс особенно активизировался в эпоху неолитической революции – времени завершения первобытной эпохи. Ещё более способствовало процессу рационализации мифов возникновение великих (речных) цивилизаций и вступление человечества в эпоху рабовладения: Индия, Китай, Шумеры, Вавилон, Египет, позже Греция.

Внутри мифологии возникают вопросы углубленного порядка, где ответы остаются неудовлетворительными, поскольку не существовало причинно-следственных связей.

Постепенно из мифов выкристаллизовываются зачатки астрономических, математических, социальных и других знаний.

Религия - (лат. religio – благочестие, святость) – специфическая форма общественного сознания, отличительным признаком которой является фантастическое отражение в сознании людей господствующих над ними внешних сил, при котором земные силы принимают форму неземных.

Спецификой религии является то, что основой здесь является культовая система, т.е. система обрядовых действий, направленных на установление определённых отношений со сверхъестественным.

С помощью обрядности религия культивирует человеческие чувства любви, совести, долга, милосердия, придаёт им особую ценность.

Основная функция религии состоит в том, чтобы помочь преодолеть человеку относительную изменчивость его бытия, и возвысить человека до чего-то абсолютного, вечного. Главная и самоценная идея – идея Бога. Из неё выводится все остальное содержание.

Три великие религии: буддизм, христианство, ислам. Религия считает, что наша эмпирическая действительность несамостоятельна и не самодостаточна. Она вторична, она результат творения. Бог – трансцендентная сущность.

Философия порождает у многих людей разные мнения:

  1. Философия – это не наука (позитивисты)

  2. Вторая позиция близкая к обыденному сознанию исходит из образа философа как кого-то, кто сидит, размышляя над вопросами высшего назначения, отвлечённых и абстрактных. Философия затребована и доступна высокообразованной элите («аристократам» духа).

  3. Третья позиция (противоположная второй), выражена попыткой уберечься от соблазна мнить философию отвлечённым царством мысли, возвышающейся над презренной прозой и представлена формулой – относиться к чему-то «по-философски».

Предметом философии у А. Камю является поиск ответов на вопрос «стоит ли жить»; у русского философа Н.А. Бердяева основной философской проблемой была «проблема свободы человека»; Л.Н. Толстой называл философа «учителем жизни».

Сократ говорил, что «жить, не разобравшись в жизни, не стоит», что задача философии «в самоанализе с помощью логики принципов справедливой и счастливой жизни». Из данных высказываний следует, что под философией понимается не только логика и полнота знания, но и нравственное совершенство, внутренняя целостность духа.

Одним из фундаментальных вопросов является вопрос о первичности начал мира. Философы, объясняющие мир исходя из первичности духа, сознания получили название – идеалисты, кладущие в основу мира природу, материю – материалисты.

Материалисты стоят на позиции познаваемости мира.

Идеализм имеет два ведущих направления: объективный идеализм и субъективный идеализм.

Объективные идеалисты утверждают, что первичное сознание, дух находится вне человека, где-то в пространстве. Природа есть инобытие – порождение данного мирового духа, а поскольку он настолько мудр, что может познать самого себя, то познаваемы и природа, и общество, и человек.

Субъективные идеалисты утверждают, что первичным является сознание человека – субъекта и он может знать только свои ощущения. Мир есть комбинация субъективных ощущений, и познать его невозможно, подобная логика получила название – агностицизм, а философы – агностики.

Философы подразделяются на монистов и дуалистов в зависимости от того, сколько начал закладывают они в основание мира: монисты – одно, дуалисты – два.

Общепринято на современном этапе развития философии выделять две ведущие функции: мировоззренческая, методологическая. Мировоззренческая – создаёт научную картину мира, вооружает человека знанием посредством ответа на фундаментальные вопросы. Методологическая – оказывает воздействие на науки для их оптимального развития.


Вопросы к теме:

  1. Исторические типы мировоззрения: их сходство и различие?

  2. Докажи, что философия есть культура ума.

  3. Устарело ли разделение на материалистов и идеалистов? Ваше мнение.

  4. Нужны ли мудрые люди – в образовании, политике и искусстве? Доводы «за» и «против».

  5. Верно ли, что там, где рождается мудрый, процветает счастливый род?



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Роль и место философии в духовной жизни общества

Автор: Шаукенов Жангельды Арсенович

Дата: 12.04.2015

Номер свидетельства: 200605

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Рабочая программа по обществознанию 11 класс. Авторы учебника: Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И."
    ["seo_title"] => string(91) "rabochaiaproghrammapoobshchiestvoznaniiu11klassavtoryuchiebnikabogholiubovlngorodietskaiani"
    ["file_id"] => string(6) "274320"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1452359308"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Роль образования в современном обществе "
    ["seo_title"] => string(46) "rol-obrazovaniia-v-sovriemiennom-obshchiestvie"
    ["file_id"] => string(6) "224299"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1438683622"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Статья "Технология личностно-ориентированного образовательного процесса" "
    ["seo_title"] => string(82) "stat-ia-tiekhnologhiia-lichnostno-oriientirovannogho-obrazovatiel-nogho-protsiessa"
    ["file_id"] => string(6) "124496"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414698617"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(45) "Кружок "Тряпичная кукла" "
    ["seo_title"] => string(26) "kruzhok-triapichnaia-kukla"
    ["file_id"] => string(6) "173328"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1423978669"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Разработка урока обществознание 11 класс."
    ["seo_title"] => string(43) "razrabotka_uroka_obshchestvoznanie_11_klass"
    ["file_id"] => string(6) "597043"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1641648217"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства