Просмотр содержимого документа
«Рабочие программы по обществознанию с 5-7 класс ФГОС»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НОВОПОЛТАВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Принято на заседании ШМО
Гуманитарных наук
Протокол № ……
от «____» ___________ 2017 г.
Согласовано
заместитель директора по УВР
______________Зыкова М.Е.
«____» ____________ 2017 г.
Утверждаю
директор школы
_____________Сутугин Н.В.
«____» ____________ 2017 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
7 КЛАСС, БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД
Разработана
Кулинченко Юлией Робертовной,
учителем истории и обществознания
с. Новополтавка, 2017 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса по обществознанию для 7класса соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, разработана на основе ООП ООО МБОУ «Новополтавская СОШ», Примерной программы основного общего образования по обществознанию и Рабочей программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2014г.
В авторскую программу внесены следующие изменения
За счет резерва учебного времени, предполагаемого в авторской программе, увеличено количество практических часов на 1 час в разделе «Регулирование поведения людей в обществе»
За счет сокращения итогового повторения, в связи со сложностью изучаемого раздела «Человек в экономических отношениях», увеличено количество часов (на 1 час) на изучение темы «Деньги, их функции»
Введена итоговая переводная работа за курс 7 класса (за счет резерва учебного времени, предполагаемого в авторской программе), засчитываемая в качестве промежуточной аттестации по обществознанию (в виде контрольной работы)
По расписанию и календарному графику работы школы на 2017-2018 учебный год на изучение предмета выделяется 35 аудиторных часов. Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю. При этом в ней предусмотрено 3 тематических контрольных работы и итоговая контрольная работа за курс 7 класса, засчитываемая в качестве промежуточной аттестации по обществознанию (1 час).
Наряду с этим в течение года возможно изменение количества часов на изучение тем программы в связи с совпадением уроков расписания с праздничными днями, сроками изменения каникул, изменением расписания и другими особенностями функционирования образовательного учреждения.
Данная программа реализована в учебнике: Обществознание. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе/ [Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др.]; под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф.; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2013г
«Обществознание» - учебный предмет, изучаемый в основной школе с 5 по 9 класс. Фундаментом курса являются научные знания об обществе и человеке. Обществознание изучает общественную жизнь многоаспектно, используя для этого комплекс общественных наук: философию, социологию, политологию, экономику, правоведение, социальную психологию, этику и культурологию. Это обуславливает специфику данного учебного предмета: его интерактивный характер, комплексное изучение современных социальных явлений и факторов и их влияние на жизнь человека.
Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:
развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10—15 лет), её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения, к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах
человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной
Исходя из концептуальных подходов к современному обществоведческому образованию и особенностей учащихся отроческого (подросткового) возраста, курс призван решить следующие задачи:
- создать содержательные и организационно - педагогические условия для усвоения подростками важных для становления личности элементов культуры (знаний, опыта практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности);
- способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества (патриотизма, уважения гражданских прав и свобод, осознанного и ответственного выбора в условиях социальных альтернатив);
- помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в формировании рефлексивного отношения к правилам общежития, трудового и учебного взаимодействия, способствовать личностному самоопределению;
- содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне основных социальных ролей в пределах дееспособности личности в подростковом возрасте (член семьи, учащийся школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин);
- обеспечить практическое владение способами получения адаптированной социальной информации из различных источников, включая анализ положения в своем регионе (городе, селе), рефлексию личного социального опыта, актуальной социальной практики, в том числе включенной в содержание курса;
- предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь через включение в него основных обществоведческих терминов и понятий, которые могут быть освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения (называния), правильного употребления в различном контексте в процессе ориентировки в социальной информации;
- помочь формированию осведомленности и практическому освоению конструктивных способов учебной и социальной коммуникации, при котором достигается толерантное взаимоприятие партнера, гуманное поведение в социальных конфликтах;
- предоставить для практического освоения необходимую информацию о возможностях и особенностях получения образования, рефлексии своих склонностей, способностей и перспектив допрофессиональной подготовки.
Место и роль обществоведческого знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека.
Современное развитие, социальные и политические процессы, информационные контексты, глобализация всех сфер жизни, этнический и религиозный политеизм, социальная стратификация предъявляют новые требования к общественным наукам и к преподаванию в школе. Обществознание становится гуманистической базой для образования в целом. Знания по курсу должны стать основой для формирования ценностного отношения, собственной позиции к явлениям социальной жизни, поиску созидательных способов жизнедеятельности. Курс «Обществознание» даёт возможность подростку оценить себя как личность, найти свой путь, раскрыть свой потенциал, понять свои социальные роли и собственное место в социуме и культурной среде. Подросток приобретает опыт социального и культурного взаимодействия, становится активным гражданином.
В 7 классешкольники проходят важный рубеж своего социального взросления: им исполняется 14 лет, они получают паспорт гражданина Российской Федерации, расширяются их права в экономических отношениях, наступает уголовная ответственность за некоторые виды преступлений. Соответственно курс даёт им две необходимые на этом рубеже социализации темы. Первая из них — «Регулирование поведения людей в обществе» — представляет собой цикл уроков, рассчитанных на формирование первоначальных и в определённой мере упорядоченных знаний о роли социальных норм в жизни человека и общества. Материал темы включает сюжеты, раскрывающие вопросы о необходимости соблюдения закона, о правах человека и, отдельно, о правах ребёнка. Специальный урок посвящен необходимости подготовки учащегося к выполнению воинского долга. Вторая тема — «Человек в экономических отношениях» — даёт представление о таких проявлениях экономической жизни общества, как производство, обмен, потребление. Особое внимание уделено рассмотрению основы экономики — производству, в процессе которого реализуется её важнейшая роль в обществе — создание материальных благ для удовлетворения потребностей людей. При изучении экономических явлений акцент делается на раскрытии способов рационального поведения основных участников экономики — потребителей и производителей. Кроме того, программа предполагает раскрытие основной проблематики нравственных и правовых отношений человека и природы (тема «Человек и природа»).
Основные методы обучения основаны на системно-деятельностном подходе: метод проектов и исследований, методика проблемного и развивающего обучения, рефлексивные методы. На первой ступени основной школы, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса по обществознанию, особое значение приобретают методы личностно ориентированного обучения, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщённых знаний курса с личным (пусть пока и небольшим) социальным опытом, с собственными наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями (а возможно, и со стереотипами и с предубеждениями) о социальной жизни и поведении людей в обществе.
Предпочтительная форма организации учебного процесса – комбинированный и проблемный урок.
Рабочая программа предусматривает индивидуальную, групповую, фронтальную деятельность учащихся, ведущие виды деятельности – информационный, исследовательский, проектный.
Рабочая программа предусматривает наряду с традиционными нетрадиционные формы организации образовательного процесса: дискуссии, презентации, игровые технологии и др.; предусматривает использование различных современных технологий обучения (интерактивное обучение с использованием ИКТ), что способствует развитию коммуникативных навыков, развитию критического мышления.
Учащиеся осуществляют следующие виды работ:
— работу с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);
—решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
— анализ современных общественных явлений и событий;
— освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни, через самостоятельное формулирование правил и норм поведения (в школе, общественных местах и т, п.).
Развитию у учащихся 5—9 классов готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению предполагает использование метода реконструкций и анализ с позиций норм морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения. Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных технологий.
Преподавание курса обществознания в основной школе направлено на формирование научных представлений об обществе, его устройстве, месте и роли человека в нем, на развитие специальных предметных, метапредметных и личностных универсальных учебных действий.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» ПО ОКОНЧАНИИ 7 КЛАССА.
Рабочая программа устанавливает требования к результатам освоения обучающимися образовательной программы за 7 класс
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса, являются:
мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
использование элементов причинно-следственного анализа;
исследование несложных реальных связей и зависимостей;
определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.);
выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
подкрепление изученных положений конкретными примерами;оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде;
выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются:
Социальные нормы
Ученик научится:
раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;
различать отдельные виды социальных норм;
характеризовать основные нормы морали;
критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями;
раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества;
характеризовать специфику норм права;
сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;
раскрывать сущность процесса социализации личности;
объяснять причины отклоняющегося поведения;
описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения.
Ученик получит возможность научиться:
использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;
оценивать социальную значимость здорового образа жизни.
Экономика
Ученик научится:
объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;
характеризовать функции денег и их роль в экономике;
раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;
формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;
Ученик получит возможность научиться:
анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;
грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.
Общество
Ученик научится: демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека;
на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональное поведение;
раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность;
Ученик получит возможность научиться:
выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития;
осознанно содействовать защите природы.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тема раздела
Количество часов
В том числе
Контрольные тесты
1.
Введение
1
-
2.
Регулирование поведения людей в обществе
12
1
3.
Человек в экономических отношениях
14
1
4.
Человек и природа
5
1
5.
Промежуточная аттестационная работа
1
1
6.
Повторение
2
-
Всего
35
4
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Введение (1 ч)
Урок 1. Вводный урок
Что мы уже знаем и умеем.
Чем мы будем заниматься в новом учебном году.
Как добиваться успехов в работе в классе и дома
Вспоминают основные итоги прошлого года обучения.
Знакомятся с основным содержанием курса 7 класса.
Намечают перспективу совершенствования умений и навыков в процессе учебной деятельности.
Определяют основные требования к результатам обучения и критерии успешной работы учащихся
Тема 1. Регулирование поведения людей в обществе (12 ч)
Социальные «параметры личности»
Урок 2. Что значит жить по правилам
Социальные нормы и правила общественной жизни. Общественные нравы, традиции и обычаи. Правила этикета и хорошие манеры
Характеризуют на примерах социальные нормы и их роль в общественной жизни
Гражданские правоотношения. Нормы права. Конституционные обязанности гражданина
Уроки 3—4. Права и обязанности граждан
Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Права ребёнка и их защита. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Особенности правового статуса несовершеннолетних
Характеризуют конституционные права и обязанности граждан РФ.
Анализируют несложные практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих прав и свобод.
Называют права ребёнка и характеризовать способы их защиты.
Приводят примеры защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.
Раскрывают особенности правового статуса несовершеннолетних
Закон и правопорядок в обществе
Уроки 5—6. Почему важно соблюдать законы
Необходимость соблюдения законов.
Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость
Раскрывают значение соблюдения законов для обеспечения правопорядка.
Объясняют и конкретизируют фактами социальной жизни связь закона и правопорядка, закона и справедливости
Защита Отечества — долг и обязанность
Уроки 7—8. Защита Отечества
Защита Отечества. Долг и обязанность.
Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга
Характеризуют защиту Отечества как долг и обязанность гражданина РФ.
Приводят примеры важности подготовки к исполнению воинского долга
Дисциплина, воля и самовоспитание
Урок 9. Для чего нужна дисциплина
Дисциплина — необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина.
Внешняя и внутренняя дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание
Раскрывают значение дисциплины как необходимого условия существования общества и человека.
Характеризуют различные виды дисциплины.
Моделируют несложные практические ситуации, связанные с последствиями нарушения общеобязательной и специальной дисциплины
Ответственность за нарушение законов. Ответственность несовершеннолетних
Урок 10. Виновен — отвечай
Ответственность за нарушение законов.
Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Преступления и проступки. Ответственность несовершеннолетних
Характеризуют ответственность за нарушение законов.
Определяют черты законопослушного поведения.
Моделируют несложные практические ситуации, связанные с последствиями противозаконного поведения.
Описывают и иллюстрируют примерами проявления ответственности несовершеннолетних
Правоохранительные органы. Судебная система
Урок 11. Кто стоит на страже закона
Правоохранительные органы Российской Федерации.
Судебные органы Российской Федерации.
Полиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан
Называют правоохранительные органы Российского государства.
Различают сферу деятельности полиции, правоохранительных органов.
Исследуют несложные практические ситуации, связанные с деятельностью правоохранительных органов
Регулирование поведения людей в обществе
Урок 12-13. Практикум по теме «Регулирование поведения людей в обществе»
Контрольная работа по теме «Регулирование поведения людей в обществе» Систематизируют наиболее часто задаваемые вопросы.
Устанавливают причины актуальности тех или иных вопросов для школьников
Тема 2. Человек в экономических отношениях (14 ч)
Экономика и её роль в жизни общества. Основные участники экономики
Уроки 14-15. Экономика и её основные участники
Экономика и её основные участники. Натуральное и товарное хозяйство. Потребители, производители
Характеризуют роль потребителя и производителя в экономике.
Приводят примеры их деятельности.
Описывают различные формы организации хозяйственной жизни.
Исследуют несложные практические ситуации, связанные с выполнением социальных ролей потребителя и производителя
Профессионализм и профессиональная успешность. Трудовая этика. Заработная плата
Урок 16. Мастерство работника
Мастерство работника. Высококвалифицированный и малоквалифицированный труд. Слагаемые профессионального успеха. Заработная плата и стимулирование труда. Взаимосвязь количества и качества труда
Описывают составляющие квалификации работника.
Характеризуют факторы, влияющие на размер заработной платы.
Объясняют взаимосвязь квалификации, количества и качества труда
Факторы производства. Новые технологии и их возможности
Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Роль разделения труда в развитии производства. Новые технологии и их возможности. Издержки производства. Что и как производить. Выручка и прибыль производителя
Раскрывают роль производства в удовлетворении потребностей общества.
Характеризуют факторы, влияющие на производительность труда.
Объясняют значение разделения труда в развитии производства.
Различают общие, постоянные и переменные затраты производства
Виды бизнеса. Предприниматель. Этика предпринимателя
Уроки 19-20. Виды и формы бизнеса
Виды бизнеса. Роль предпринимательства в развитии экономики. Формы бизнеса. Условия успеха в предпринимательской деятельности. Этика предпринимателя
Объясняют значение бизнеса в экономическом развитии страны.
Характеризуют особенности предпринимательской деятельности.
Сравнивают формы организации бизнеса.
Исследуют несложные практические ситуации, связанные с достижением успеха в бизнесе.
Выражают собственное отношение к бизнесу с морально-этических позиций
Обмен, торговля, реклама
Урок 21. Обмен, торговля, реклама
Обмен. Товары и услуги. Стоимость, цена товара. Условия выгодного обмена. Торговля и её формы. Реклама в современной экономике
Объясняют условия осуществления обмена в экономике.
Характеризуют торговлю и её формы как особый вид экономической деятельности.
Раскрывают роль рекламы в развитии торговли.
Выражают собственное отношение к рекламной информации.
Оценивают своё поведение с точки зрения рационального покупателя
Деньги, их функции
Урок 22-23. Деньги, их функции
Деньги. Исторические формы эквивалента стоимости. Основные виды денег
Описывают виды денег.
Раскрывают на примерах функции денег
Экономика семьи. Прожиточный минимум. Семейное потребление
Уроки 24—25. Экономика семьи
Экономика современной семьи. Ресурсы семьи. Личное подсобное хозяйство.
Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Обязательные и произвольные расходы.
Принципы рационального ведения домашнего хозяйства.
Приводят примеры различных источников доходов семьи.
Различают обязательные и произвольные расходы.
Описывают закономерность изменения потребительских расходов семьи в зависимости от доходов
Человек в экономических отношениях
Уроки 26—27. Практикум по теме «Человек в экономических отношениях»
Контрольная работа по теме : «Человек в экономических отношениях»
Обобщают знания и расширить опыт решения познавательных и практических задач по изучаемой теме.
Систематизируют наиболее часто задаваемые вопросы.
Устанавливают причины актуальности тех или иных вопросов для школьников
Тема 3. Человек и природа (5 ч)
Человек — часть природы
Урок 28. Человек часть природы
Человек — часть природы. Значение природных ресурсов как основы жизни и деятельности человечества. Проблема загрязнения окружающей среды
Объясняют значение природных ресурсов в жизни общества.
Характеризуют отношение людей к исчерпаемым ресурсам.
Описывают состояние неисчерпаемых богатств Земли.
Объясняют опасность загрязнения воды, почвы и атмосферы.
Различают ответственное и безответственное отношение к природе.
Определяют собственное отношение к природе
Экологическая ситуация в современном глобальном мире: как спасти природу
Урок. 29. Охранять природу значит охранять жизнь
Охрана природы. Цена безответственного отношения к природе. Главные правила экологической морали
Объясняют необходимость активной деятельности по охране природы.
Характеризуют смысл экологической морали
Законы Российской Федерации, направленные на охрану окружающей среды
Урок 30. Закон на страже природы
Законы Российской Федерации, направленные на охрану окружающей среды. Участие граждан в природоохранительной деятельности
Характеризуют деятельность государства по охране природы.
Называют наказания, установленные законом для тех, кто наносит вред природе.
Иллюстрируют примерами возможности общественных организаций и граждан в сбережении природы
Человек и природа
Уроки 31-32. Практикум по теме «Человек и природа»
Контрольная работа по теме : «Человек и природа»
Систематизируют наиболее часто задаваемые вопросы.
Устанавливают причины актуальности тех или иных вопросов для школьников
Урок 33. Промежуточная аттестационная работа по теме «Обществознание: курс 6 класса» - 1 час
Урок 34-35. Заключительные уроки
Проводят диагностику результатов обучения в 7 классе.
Подводят итоги учебной работы за год. Намечают перспективы обучения в 8 классе
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др.; под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф.; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования, изд-во «Просвещение». Обществознание. 7 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений. – М.: Просвещение, 2013г
3. Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. 7 класс. – М.: ВАКО, 2016г.
4. Мультимедийные презентации к учебнику. Боголюбова Л.Н. «Обществознание, 7 класс»
5. Интернет-ресурсы:
www.uchportal.ru
http://www.edu.ru
www.pedsovet.ru
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Боголюбов Л.Н. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. Организаций – 3-е изд. - М.: Просвещение, 2014г.
2. Основная образовательная программа основного общего образования (с изменениями на основании приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 года № 1577) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Новополтавская средняя общеобразовательная школа». – 2015г.
3. Примерные программы основного общего образования. Обществознание. - М.: Просвещение,2010. - 42с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования — М.: Просвещение, 2008. — 21 с. — (Стандарты второго поколения).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока
Тема
Дата
План
Факт
Введение (1ч)
1
Вводный урок. Что мы уже знаем и умеем.
5.09
Тема 1. Регулирование поведения людей в обществе (12 часов)
2
Что значит жить по правилам
11.09
3
Права и свободы человека и гражданина.
18.09
4
Права и обязанности граждан. Права ребенка и их защита
25.09
5
Почему важно соблюдать законы. Закон устанавливает порядок в обществе
2.10
6
Почему важно соблюдать законы. Закон стремится устанавливать справедливость
9.10
7
Защита Отечества: долг и обязанность
16.10
8
Защита Отечества: в чем заключается военная служба.
23.10
9
Для чего нужна дисциплина
6.11
10
Виновен — отвечай
13.11
11
Кто стоит на страже закона
20.11
12
Контрольная работа по теме «Регулирование поведения людей в обществе»
27.11
13
Работа над ошибками Практикум по теме «Регулирование поведения людей в обществе»
4.12
Тема 2. Человек в экономических отношениях (14 ч)
14
Экономика и её основные участники. Что такое экономика
11.12
15
Экономика и её основные участники. Натуральное и товарное хозяйство
18.12
16
Мастерство работника
25.12
17
Производство, затраты, выручка, прибыль. Что и как производить
15.01
18
Производство, затраты, выручка, прибыль. Затраты производства
22.01
19
Что такое бизнес
29.01
20
Виды и формы бизнеса
5.02
21
Обмен, торговля, реклама
12.02
22
Деньги, их функции. Как деньги стали деньгами
19.02
23
Деньги, их функции. Функции денег
26.02
24
Экономика семьи. Имущество и доходы семьи
5.03
25
Экономика семьи. Что такое семейный бюджет
12.03
26
Контрольная работа по теме: «Человек в экономических отношениях»
19.03
27
Работа над ошибками. Практикум по теме «Человек в экономических отношениях»
3.04
Тема 3. Человек и природа (5 ч)
28
Воздействие человека на природу
9.04
29
Охранять природу - значит охранять жизнь
16.04
30
Закон на страже природы
23.04
Промежуточная аттестационная работа (1 ч.)
31
Промежуточная аттестационная работа по теме «Обществознание: курс 7 класса»
30.04
Тема 3. Человек и природа (5 ч) (продолжение)
32
Практикум по теме «Человек и природа»
7.05
33
Контрольная работа по теме : «Человек и природа»
14.05
Повторение (2 часа)
34
Работа над ошибками. Повторение по теме «Регулирование поведения людей в обществе»
21.05
35
Повторение по теме «Человек в экономических отношениях»
http://ant-m.ucoz.ru - Виртуальный кабинет истории и обществознания
Приложение 2
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ
ДОСТИЖЕНИЙ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Нормы оценки знаний учащихся по обществознанию
(устный, письменный ответ)
Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся в полном объеме выполняет предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения:
- логично, развернуто излагать содержание вопроса, в котором продемонстрировано умение описать то или иное общественное явление или процесс;
- сравнивать несколько социальных объектов, процессов (или несколько источников), выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- делать вывод по вопросу и аргументировать его с теоретических позиций социальных наук;
- сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обоснование собственной позиции и контраргументы по отношению к иным взглядам;
- применять полученные знания при анализе конкретных ситуаций и планировать практические действия;
- оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- раскрывать содержание основных обществоведческих терминов в контексте вопроса;
Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся
- продемонстрировал предъявляемые требования такие же, как и к ответу на «отлично», но при ответе допустил неточности, не искажающие общего правильного смысла;
- верно освятил тему вопроса, но недостаточно полно ее раскрыл;
- продемонстрировал знание причинно-следственных связей, основных теоретических положений, но отдельные положения ответа не подтвердил фактами, не обосновал аргументами;
- не смог самостоятельно дать необходимые поправки и дополнения;
- дал определения прозвучавшим при ответе понятиям;
- дал ответы на уточняющие вопросы.
Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся
- демонстрирует умение описывать то или иное общественное явление, объяснять его с помощью конкретных примеров;
- делает элементарные выводы;
- путается в терминах;
- не может сравнить несколько социальных объектов или точек зрения;
- не может аргументировать собственную позицию;
- затрудняется в применении знаний на практике при решении конкретных ситуаций;
- справляется с заданием лишь после наводящих вопросов.
Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся
- не увидел проблему, но не смог ее сформулировать;
- не раскрыл проблему;
- представил информацию не в контексте задания;
- или отказался отвечать (уважительная причина отсутствует).
Нормы оценки знаний за выполнение теста учащихся по обществознанию
% выполнения
0-35
36-60
61-85
86-100
Отметка
«2»
«3»
«4»
«5»
Нормы оценки знаний за творческие работы учащихся по обществознанию
Отметка Содержание
2
3
4
5
1
Общая информация
Тема предмета не очевидна. Информация не точна или не дана.
Информация частично изложена. В работе использован только один ресурс.
Достаточно точная информация. Использовано более одного ресурса.
Данная информация кратка и ясна. Использовано более одного ресурса.
2
Тема
Не раскрыта и не ясна тема урока. Объяснения некорректны, запутаны или не верны.
Тема частично раскрыта. Некоторый материал изложен некорректно.
Сформулирована и раскрыта тема урока.
Ясно изложен материал.
Сформулирована и раскрыта тема урока.
Полностью изложены основные аспекты темы урока.
3
Применение и проблемы
Не определена область применения данной темы. Процесс решения неточный или неправильный.
Отражены некоторые области применения темы. Процесс решения неполный.
Отражены области применения темы. Процесс решения практически завершен.
Отражены области применения темы. Изложена стратегия решения проблем.
Критерии оценки мультимедийной презентации
СОЗДАНИЕСЛАЙДОВ
Максимальное количество баллов
Оценка группы
Оценка учителя
Титульный слайд с заголовком
5
Минимальное количество – 10 слайдов
10
Использование дополнительных эффектов PowerPoint (смена слайдов, звук, графики)
5
СОДЕРЖАНИЕ
Использование эффектов анимации
15
Вставка графиков и таблиц
10
Выводы, обоснованные с научной точки зрения, основанные на данных
10
Грамотное создание и сохранение документов в папке рабочих материалов
5
ОРГАНИЗАЦИЯ
Текст хорошо написан и сформированные идеи ясно изложены и структурированы
10
Слайды представлены в логической последовательности
5
Красивое оформление презентации
10
Слайды распечатаны в формате заметок.
5
ОБЩИЕ БАЛЛЫ
Окончательная оценка:
90
Работа с текстом (заполнение опорных таблиц и схем, письменный ответ на вопрос)
Высокий уровень -Отметка «5»
Задание выполнено на высоком уровне, отсутствуют ошибки. Работа выполнена в заданное
время, самостоятельно, с соблюдением технологических требований и установок,
качественно, творчески и эстетично.
Повышенный уровень - Отметка «4»
Задание выполнено на хорошем уровне, имеются 1 ошибка в содержании, или имеются
незначительные ошибки в оформлении. Работа выполнена в заданное время, самостоятельно.
Базовый уровень - Отметка «3»
Задание выполнено на достаточном, минимальном уровне, имеются 2-3 ошибки в содержании
или неграмотно оформлено. Работа выполнена с опозданием, но самостоятельно.
Низкий уровень - Отметка «2»
Задание не выполнено или не завершено самостоятельно учеником, при выполнении
допущены большие отклонения от заданных требований и установок.
Оценка проекта.
Высокий уровень - Отметка «5»
1. Правильно поняты цель, задачи выполнения проекта.
2. Соблюдена технология исполнения проекта, выдержаны соответствующие этапы.
3. Проект оформлен в соответствии с требованиями.
4. Проявлены творчество, инициатива.
5. Предъявленный продукт деятельности отличается высоким качеством исполнения,
соответствует заявленной теме.
Повышенный уровень - Отметка «4»
1. Правильно поняты цель, задачи выполнения проекта.
2. Соблюдена технология исполнения проекта, этапы, но допущены незначительные ошибки, неточности в оформлении.
3. Проявлено творчество.
4. Предъявленный продукт деятельности отличается высоким качеством исполнения,
соответствует заявленной теме.
Базовый уровень - Отметка «3»
1. Правильно поняты цель, задачи выполнения проекта.
2. Соблюдена технология выполнения проекта, но имеются 1-2 ошибки в этапах или в
оформлении.
3. Самостоятельность проявлена на недостаточном уровне.
Низкий уровень - Отметка «2»
Проект не выполнен или не завершен.
Критерии оценивания сообщения учащихся
1. Содержательность, глубина, полнота и конкретность освещения проблемы
3 балла
2. Логичность: последовательность изложения, его пропорциональность, обоснование
теоретических положений фактами или обобщение фактов и формулирование выводов
3 балла
3. Концептуальность изложения: рассмотрены ли различные точки зрения (концепции),
выражено ли свое отношение
3 балла
4. Риторика (богатство речи): лаконичность, образное выражение мыслей и чувств путем
использования различных языковых средств, выбора точных слов, эпитетов и т. п.,
правильность и чистота речи, владение, биологической терминологией
3 балла
Итого:
12 баллов – отметка «5» - высокий уровень
9 – 11 баллов – отметка «4»- повышенный уровень
5 – 8 баллов – отметка «3» - базовый уровень
Приложение 3
Контрольные тесты по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ, вошедшие в состав рабочей программы, представлены в методическом пособии: