Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по обществознанию для 11 класса»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 7 города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по обществознанию для 11А класса на 2018 - 2019 учебный год cоставила учитель истории и обществознания
Ахметова Лариса Маратовна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Сведения о примерной программе по учебному предмету, на основе которой разработана рабочая программа с указанием наименования, автора и года издания
Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Л.Н.Боголюбова. 5-9 кл. –М.: Просвещение, 2016
Сведения об УМК
Реализация данной программы осуществляется с помощью УМК «Обществознание. 10-11 классы» для 10 класса общеобразовательных учреждений: базовый уровень. Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова, А.И.Матвеев– М.: Просвещение, 2015
Формы организации учебных занятий
Основной формой организации учебных занятий является урок. В преподавании истории реализует системно-деятельностный подход и используются технологии деятельностного типа: технология продуктивного чтения, технология критического мышления, технология постановки проблемных вопросов, проектная технология.
Формы контроля
Контрольная работа в 1полугодии. Промежуточный контроль в форме контрольной работы на конец учебного года.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные
Личностными результатамиобучающихся при изучении курса обществознания в 10-11 классах являются:
-мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
-заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества;
-ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании своей ответственности за судьбу страны.
Метапредметные
Познавательные:
овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.);
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
Регулятивные:
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
Коммуникативные:
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;
активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.
Предметные
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются:
относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни,
механизмах и регуляторах деятельности людей; знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах;
умение объяснять явления социальной действительности с опорой на эти понятия;
знания, и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках;
адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия;
преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать)
имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями; давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых
в современном российском обществе социальных ценностей;
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека,
места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание предмета
Основные виды деятельности учащихся
Наименование раздела – шрифт жирный, далее с новой строки темы, изучаемые в курсе
Прописываются по разделам
Раздел I. Экономическая жизнь общества (29 часов).
Роль экономики в жизни общества. Экономика как подсистема общества. Экономика как основа жизнеобеспечения общества. Экономика и социальная структура. Взаимовлияние экономики и политики.
Экономика и экономическая наука. Что изучает экономическая наука. Экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. Экономические циклы. Рынок и рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения. Фондовый рынок. Акции, облигации и другие ценные бумаги.
Роль фирм в экономике. Факторы производства и факторные доходы. Постоянные и переменные издержки. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Налоги, уплачиваемые предприятиями. Бизнес в экономике. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. Вокруг бизнеса. Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Госбюджет. Государственный долг. Основы денежной и бюджетной политики. Защита конкуренции и антимонопольное законодательство. Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции. Рынок труда. Безработица. Причины и экономические последствия безработицы. Государственная политика в области занятости. Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики.
Экономическая культура. Экономический интерес, экономическое поведение. Свобода экономической деятельности и социальная ответственность хозяйствующего субъекта. Культура производства и потребления. Экономика потребителя. Сбережения, страхование. Защита прав потребителя. Экономика производителя. Рациональное экономическое поведение потребителя и производителя.
знать, с чем связано появление экономической науки; что изучают макроэкономика и микроэкономика; как можно измерить и определить ВВП.
Понимать, каковы основные проблемы экономической науки, назвать и охарактеризовать их.
Уметь объяснять, что необходимо для того, чтобы объекты природы были преобразованы в предметы потребления, какова роль экономической деятельности в этом процессе; объяснять, какими способами можно увеличить объем производимой продукции при имеющихся ограниченных ресурсах
знать основные признаки свободного рынка; какова структура и инфраструктура рынка; чем характеризуется современный рынок.
знать, что такое «эффективное предприятие»; какие налоги платят фирмы. Понимать, какие доходы можно получить, владея факторами производства; зачем производитель рассчитывает издержки и прибыль.
Приводить примеры, от чего зависит успех деятельности предприятия; объяснять, можно ли и как получить доход, не имея капитала
знать, в чем заключается ограниченность возможностей рынка «регулировать» экономику.
Понимать, почему государство занимается производством общественных благ; должны ли существовать пределы вмешательства государства в экономику, если да, то почему.
Уметь объяснять, какие цели преследует правительство, проводя экономическую политику; называть основные методы воздействия государства на экономику; объяснять, как государство оказывает поддержку рыночной экономике. Учиться быть рациональным потребителем в будущем.
Раздел II. Социальная структура общества (14 часов).
Социальная структура. Многообразие социальных групп. Неравенство и социальная стратификация. Социальные интересы. Социальная мобильность. Социальные взаимодействия. Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт. Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Многообразие социальных норм. Девиантное поведение, его причины и профилактика. Социальный контроль и самоконтроль. Национальные отношения. Этнические общности. Межнациональное сотрудничество и межнациональные конфликты.. Культура межнациональных отношений. Национальная политика Национальная политика в России Семья и быт. Семья как социальный институт. Функции семьи. Семья в современном обществе. Бытовые отношения. Гендер – социальный пол. Молодежь в современном обществе. Молодежь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальное развитие и молодежь. Молодежная субкультура. Демографическая ситуация в современной России.
Уметь характеризовать сущность социальной структуры, осуществлять поиск информации по заданной теме; различать факты и суждения; представлять результаты своей деятельности.
Выявлять классификацию социальных норм; находить причины отклоняющегося поведения.
Понимать необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизм правового регулирования.
Вырабатывать в себе терпимость, дружелюбное отношение к другим народам. Учиться взаимодействовать в жизни с людьми.
знать,какие тенденции в развитии семьи можно оценить как неблагоприятные, что такое неполная семья, как увеличение числа неполных семей сказывается на демографической и социальной ситуации в обществе.
Владеть информацией, чем характеризуется современная демографическая ситуация в России.
Объяснять, какие факторы оказали негативное влияние на современную демографическую ситуацию в России
Раздел III. Политическая жизнь общества (23 часа).
Политика и власть. Политика и общество. Политические институты и отношения. Власть, ее происхождение и виды. Политическая власть. Политическая система. Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политические режимы. . Демократические перемены в современной России . Политическая жизнь современной России. Гражданское общество и правовое государство. Основные черты гражданского общества. Правовое государство, его признаки. Защита прав человека. Местное самоуправление. Участие граждан в политической жизни. Демократические выборы и политические партии. Избирательные системы. Политические партии и движения Многопартийность. Типология и функции политических партий . Типы партийных систем. Политическая элита и политическое лидерство.
Политическое участие. Политический процесс. Политическое сознание. Политическая идеология. Современные идеологии.
Средства массовой информации в политике.
Политическое поведение и политическая культура.
Знатьсоотношение власти и политики, признаки политических институтов.
Объяснять, причинно-следственные связи изученных социальных объектов; взаимосвязи подсистем и элементов общества; осуществлять поиск социальной информации, анализировать ее, формулировать свое отношение по определенным проблемам.
Характеризовать признаки, функции и типы партий. Знать особенности партийной системы.
Учиться разбираться в политической реальности современной России, давать свою аргументированную оценку действиям политических лидеров.
Характеризовать разнообразие современных СМИ.
Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа, график контрольных и проектных работ
Четверть
Количество часов в
четверти
Количество контрольных работ
Количество проектных работ
I семестр
32
1
3
II семестр
34
1
3
Итого в год
66
2
6
Количество часов в неделю – 2 часа
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ урока в году
№ урока в разделе
Темы уроков
Дата
Примечания
планируемая
фактическая
Раздел I. Экономическая жизнь общества (29 часов)
Роль экономики в жизни общества
5.09
2.
Экономика и социальная структура общества
7.09
3.
Экономика и политика
12.09
4.
Экономическая наука
14.09
5.
Экономическая деятельность и ее измерители
19.09
6.
Экономический рост и его факторы
21.09
7.
Экономическое развитие. Экономические циклы
26.09
8.
Рыночная экономика и ее структура. Рыночные законы
28.09
9.
Конкуренция и монополия
3.10
10.
Современная рыночная экономика
5.10
11.
Фирма в экономике. Факторы производства и факторные доходы
10.10
12.
Издержки производства и прибыль
12.10
13.
Правовые основы предпринимательства
17.10
14.
Организационно-правовые формы предпринимательства
19.10
15.
Бизнес. Источники финансирования бизнеса
24.10
16.
Менеджмент и маркетинг
26.10
17.
Роль государства в экономике
7.11
18.
Инструменты и механизмы государственного регулирования экономики
9.11
19.
Денежно-кредитная (монетарная) политика государства
14.11
20.
Бюджетно-налоговая (фискальная) политика государства
16.11
21.
Банковская система. Финансовые институты
21.11
22.
Инфляция: виды, причины, последствия
23.11
23.
Рынок труда и занятость населения
28.11
24.
Причины и виды безработицы
30.11
25.
Мировая экономика. Международная торговля
5.12
26.
Государственная экономика в области международной торговли
7.12
27.
Глобальные экономические проблемы
12.12
28.
Повторительно-обобщающий урок по разделу «Экономическая жизнь общества». Контроль освоения программного материала.
14.12
Приложение 1.
29.
Рациональное поведение участников экономической деятельности
19.12
Раздел II. Социальная структура общества (14 часов).
1.
Социальная структура общества.
21.12
2.
Социальная стратификация и мобильность
26.12
3.
Социальное взаимодействие
28.12
4.
Социальные нормы и социальный контроль
16.01
5.
Отклоняющееся (девиантное) поведение.
18.01
6.
Нации и межнациональные отношения
23.01
7.
Межнациональное сотрудничество
25.01
8.
Национальная политика в России
30.01
9.
Семья как социальный институт. Функции семьи
1.02
10.
Семья в современном обществе
6.02
11.
Гендер – социальный пол
8.02
12.
Социальное развитие и молодежь
13.02
13.
Молодежная субкультура
15.02
14.
Демографическая ситуация в современной России
20.02
Раздел III. Политическая жизнь общества (23 часа)
1.
Политическая деятельность
22.02
2.
Политические институты
27.02
3.
Политические отношения. Политическая власть
1.03
4.
Политическая структура, ее функции
6.03
5.
Государство в политической системе
13.03
6.
Политический режим. Демократические перемены в современной России
15.03
7.
Правовое государство. Защита прав человека
20.03
8.
Гражданское общество
22.03
9.
Местное самоуправление. Участие граждан в политической жизни
3.04
10.
Демократические выборы. Избирательная система
5.04
11.
Политические партии и движения
10.04
12.
Типология и функции политических партий
12.04
13.
Типы партийных систем
17.04
14.
Политическая элита
19.04
15.
Политическое лидерство.
24.04
16.
Политический процесс.
26.04
17.
Политическое сознание.
3.05
18.
Политическая идеология.
8.05
19.
Современные идеологии.
10.05
20.
СМИ в политике. Повторительно-обобщающий урок по разделу «Экономическая, политическая и социальная сферы». Контроль освоения программного материала.
3) покупка некоторыми предприятиями пищевой промышленности новых технологических линий
4) определение размеров прожиточного минимума в стране
4. Показателем экономического роста считается
1) увеличение реального ВВП
2) увеличение номинального ВВП
3) уменьшение реального ВВП
4) уменьшение номинального ВВП
5. Что из перечисленного относится к факторам интенсивного экономического роста?
1) увеличение штата работников и продолжительности рабочего времени
2) освоение новых земель, увеличение добычи полезных ископаемых
3) открытие новых месторождений, привлечение импортных ресурсов
4) технологический прогресс, повышение производительности труда
6. Цена товара снизится, если предложение товара
1) останется неизменным, а спрос сократится
2) снизится, а спрос останется неизменным
3) останется неизменным, а спрос возрастет
4) снизится, а спрос возрастет
7. Как изменится рынок гречневой крупы после аномально жаркого лета?
1) рыночная цена крупы понизится
2) предложение крупы понизится
3) спрос на крупу понизится
4) количество проданной крупы повысится
8. В последние две недели августа многие супермаркеты и торговые сети организуют школьные базары, на которых можно приобрести канцелярские товары, учебники, школьную форму. Какой фактор является определяющим в поведении продавца в приведенном примере?
1) рост потребительских доходов
2) традиционное начало учебного года
3) открытие новых предприятий по производству канцтоваров
4) снижение пошлин на ввоз импортных канцелярских принадлежностей
9. В стране Z производятся различные товары и услуги. Какая дополнительная информация подтверждает наличие в стране Z командной экономики?
1) основные вопросы экономики решаются с опорой на опыт предков
2) в сельском хозяйстве преобладает растениеводство
3) города являются центрами экономической жизни
4) собственником земли и предприятий является государство
10. Государство в рыночной экономике
1) устанавливает равновесие на рынке товаров и услуг
2) стимулирует сбалансированный экономический рост
3) планирует, что и в каком количестве производить
4) определяет количество работающих на предприятиях
13. На рынке сотовой связи страны Н. выделились три крупных оператора, которые определяют в целом всю политику в области тарифов и сервисов. Какое экономическое явление иллюстрирует данный факт?
1) совершенную конкуренцию
2) монополию
3) технический дефолт
4) олигополию
14. Непосредственным негативным последствием инфляции может стать
1) ослабление конкуренции между предприятиями
15. Врачу муниципальной больницы задержали выплату заработной платы. От инфляции
1) врач выиграет
2) врач проиграет
3) государство и врач выиграют
4) государство и врач проиграют
16. В условиях высокой инфляции правительство страны Н. пошло на сокращение расходных статей бюджета, повысило учетную ставку банковского процента. Антиинфляционные меры государству необходимо предпринимать, так как инфляция
1) приводит к обесценению национальной валюты
18. Видом налога, взимаемого с физических лиц, является
1) налог на имущество предприятий
2) налог на добавленную стоимость
3) налог на имущество
4) налог на прибыль
19. На мировом рынке энергоносителей существенно снизились цены на энергетическое сырьё. В результате страна N, являющаяся экспортёром энергоносителей, недосчиталась доходов в бюджет. Государственные расходы N превысили собранные доходы. Какое экономическое явление иллюстрирует данный факт?
1) дефицит бюджета
2) девальвацию
3) технический дефолт
4) несовершенную конкуренцию
20. В стране Z процент налога на доходы физических лиц повышался в зависимости от величины самого дохода физического лица. Какой способ начисления налога использовался в этом случае?
1) прогрессивный
2) пропорциональный
3) твёрдые ставки
4) регрессивный
21. Что из перечисленного относится к доходам государственного бюджета?
23. Кто может претендовать на получение пособия по безработице?
1) строитель, утративший трудоспособность в результате производственной травмы
2) многодетная мать, которая не работает и не ищет работу
3) бухгалтер, который не работает, но ищет работу
4) электромонтер, работающий неполный рабочий день
24. К неэкономическим отрицательным последствиям безработицы относится
1) рост числа правонарушений
2) повышение конкуренции на рынке труда
3) недополученный выпуск продукции
4) уменьшение шансов найти высокооплачиваемую работу в будущем
25. Экономический кризис привёл к закрытию предприятий и росту безработицы во многих отраслях. Какой вид безработицы иллюстрируется этим примером?
1) структурная
2) фрикционная
3) циклическая
4) сезонная
26. Гражданка K. уволилась со своего предприятия и ищет новое место работы.
О каком виде безработицы идёт речь?
1) циклическая
2) структурная
3) скрытая
4) фрикционная
27. На рисунке отражены изменения спроса на кухонную мебель на соответствующем рынке (линия спроса D переместилась в новое положение Dl). (P — цена товара, Q — количество товара.)
Это перемещение может быть связано в первую очередь с
28. На рисунке отражены изменения предложения тропических фруктов на соответствующем рынке (линия предложения S переместилась в новое положение S1). (Р — цена товара, Q — количество товара.)
29. Найдите в приведённом ниже списке функции центрального банка и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) эмиссия денег
2) кредитование населения и фирм
3) лицензирование коммерческих банков
4) увеличение размера налогов
5) контроль над объёмом денежной массы
30. Найдите в приведённом ниже списке факторы, влияющие на повышение спроса на потребительские товары. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) рост цен на товары
2) повышение налога на добавленную стоимость
3) снижение производства товаров
4) интенсивная реклама товаров
5) доступность потребительских кредитов
6) увеличение доходов семей
2 вариант
Экономика
1.11Пояснение.
Экономическая наука — наука о хозяйстве, управлении, отношениях между людьми, а также людьми и окружающей средой, возникающими в процессе производства, распределения, обмена, потребления продукта, благ, услуг.
4) разработка перспективных моделей развития сферы услуг
2. Пояснение.
Экономика как хозяйство — это сфера деятельности, направленная на производство, распределение, обмен и потребления необходимых благ услуг.
Правильный ответ: 1
Ответ: 1
Экономика рассматривается в двух ключевых смыслах: «наука» и «хозяйство». Какая позиция характеризует экономику как науку?
1) развитие сети современных спа-салонов
2) открытие завода по производству молочных продуктов
3) изучение тенденций развития валютного рынка
4) отмена ввозных таможенных пошлин на гаджеты
3. Что из приведённого ниже относится к сфере потребления?
1) оказание страховых услуг
2) производство мебели на заказ
3) использование в быту отопления
4) сбор налогов
4. Валовой внутренний продукт — это
1) совокупная стоимость конечных товаров и услуг, созданных как внутри страны, так и за ее пределами
2) рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных за год во всех отраслях экономики на территории государства
3) схема доходов и расходов, устанавливаемая на определенный период времени, обычно на один год
4) совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования денежных средств
5. Пояснение.
Это определение надо выучить.
Правильный ответ указан под номером 2.
Ответ: 2
Что из перечисленного относится к факторам интенсивного экономического роста?
1) рост добычи полезных ископаемых, строительство новых предприятий
2) совершенствование управления производством, повышение производительности труда
Количество проданного товара возрастет, если спрос
1) останется неизменным, а предложение сократится
2) уменьшится, а предложение останется неизменным
3) сократится и предложение сократится
4) возрастет, а предложение останется неизменным
7. Пояснение.
Чем выше спрос, тем больше продаётся товар.
Правильный ответ указан под номером 4.
Ответ: 4
В стране, известной своими пляжными курортами, начались беспорядки и вооруженные столкновения оппозиции с правительственными войсками. Какие изменения возможны в связи с этими событиями на рынке туристических услуг?
1) снижение цен на авиационный бензин и авиаперевозки
2) повышение цен на пляжный отдых в других регионах
3) рост доходов туроператоров, работающих в данном регионе
4) снижение цен на услуги страховых компаний, обслуживающих туристический бизнес
8. Пояснение.
В приведенной ситуации описывается снижение спроса туристических путевок, но предложение остается прежним. Так как уменьшится спрос на туристические путевки в эту страну, увеличится спрос на путевки в других странах, и, соответственно, там возрастут цены на них.
Правильный ответ указан под номером 2.
Ответ: 2
Владельцы загородных земельных участков выждали, пока цена земли повысится, и выставили на продажу принадлежавшую им землю. В этом проявились особенности формирования
13. Какой пример является иллюстрацией монополизма на рынке?
1) В стране Z существуют три основных оператора мобильной связи.
2) По выходным дням в городе организуются ярмарки, где продаётся фермерская продукция из близлежащих хозяйств.
3) В стране М железнодорожные локомотивы производятся только на трёх предприятиях, принадлежащих одному концерну.
4) Накануне школьных каникул туристическая компания предложила новые варианты туров для групп учащихся.
14. В росте цен на товары и услуги, не обусловленном повышением их качества, проявляет себя
1) глобализация
2) стагнация
3) инфляция
4) ревальвация
15. Пенсионеру задержали выплату пенсии. От инфляции
1) пенсионер выиграет
2) пенсионер проиграет
3) государство и пенсионер выиграют
4) государство и пенсионер проиграют
16. В условиях экономического спада и сокращения объемов производства правительство страны Н. пошло на официальное снижение курса своей национальной валюты по отношению к валютам других стран. Цель данной меры –
1) удешевить отечественные товары, повысить их конкурентноспособность
3) доходы от деятельности государственных предприятий
4) штрафы с физических и юридических лиц
18. Субъектом налогообложения является
1) доход фирмы
2) юридическое лицо
3) имущество предприятия
4) гектар земли
19. Профицит государственного бюджета — это
1) понижение курса национальной валюты
2) высокий уровень инфляции
3) отказ исполнять долговые обязательства
4) превышение доходов над расходами
20. В стране Z процент налога на доходы физических лиц изменялся в зависимости от величины самого дохода физического лица. Какой способ начисления налога использовался в этом случае?
1) пропорциональный
2) прогрессивный
3) твёрдые ставки
4) твердый
21. Что относится к доходам государственного бюджета?
4) средства от продажи облигаций государственного займа
22. К расходным статьям государственного бюджета относится(-ятся)
1) акцизные сборы
2) социальные выплаты
3) личный подоходный налог
4) арендная плата за сдачу во временное пользование государственного имущества
23. Кто из перечисленных ниже граждан является структурным безработным?
1) уволившийся учитель, рассчитывающий найти более легкую работу
2) женщина, находящаяся в отпуске по уходу за ребенком
3) шахтер, уволенный в связи с закрытием нерентабельной шахты
4) медсестра, переехавшая с мужем в другой город
24. К негативным последствиям безработицы относится
1) стремление работников к повышению своей квалификации
2) создание и деятельность государственных служб занятости
3) утрата частью трудоспособного населения трудовых навыков и стимулов к труду
4) расширение возможностей для женщин заниматься домашним хозяйством и воспитанием детей
25. Экономический кризис привёл к закрытию предприятий и росту безработицы во многих отраслях. Какой вид безработицы иллюстрируется этим примером?
1) фрикционная
2) сезонная
3) структурная
4) циклическая
26. После замужества дочери Анна уволилась из бухгалтерии, намереваясь, устроиться на работу с более гибким графиком, чтобы нянчить внуков. Какой вид безработицы иллюстрирует данная ситуация?
1) сезонную
2) циклическую
3) фрикционную
4) структурную
27. На рисунке отражено изменение спроса на джинсовую одежду на соответствующем рынке (линия спроса D переместилась в новое положение Dl). (P — цена товара, Q — количество товара.)
Это перемещение может быть связано со (с)
1) снижением доходов потребителей
2) модой на джинсовую одежду
3) увеличением таможенных пошлин на импортную одежду
4) повышением цен на энергоносители
28. На рисунке отражены изменения предложения моркови и лука на соответствующем рынке (линия предложения S переместилась в новое положение S1). (Р — цена товара, Q — количество товара.)
Это перемещение может быть связано с (со)
1) увеличением доходов производителей моркови и лука
2) увеличением цен на минеральные удобрения
3) снижением платы за аренду земельных участков
4) снижением цен на дизельное топливо и бензин
29. Найдите в приведённом списке операции центрального банка. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) кредитование банков
2) открытие депозитных вкладов
3) эмиссия денег
4) определение учётной ставки
5) консультирование граждан по финансовым вопросам
6) приём коммунальных платежей
30. Найдите в списке ценные бумаги и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) привилегированные акции
2) квитанции
3) облигации
4) векселя
5) авторские договоры
6) трудовые книжки
Ключ к КИМ
1 вариант
2 вариант
2
1
4
1
4
1
2
2
4
2
1
4
4
4
2
1
3
3
1
1
1
2
3
1
3
4
4
3
135
456
Критерии оценивания
№1-28-по 1 баллу
№ 29,30 –по з балла
34-31 балл – «5», 30-27- «4», 26-20- «3», 19 и ниже «2»
1
3
3
2
2
4
2
2
2
4
4
3
3
3
2
1
1
2
4
2
4
2
3
3
4
3
2
2
134
134
Приложение 2.
Контрольная работа «Экономическая, политическая и социальная сферы»
1 вариант
Часть 1.
1. Существуют несколько значений понятия «экономика». Что из приведенного ниже иллюстрирует экономику в значении «наука»? 1) продажа стирального порошка 2)изготовление шоколадных конфет 3)прогноз изменения биржевого курса акций
4)открытие ресторана китайской кухни
2. Что из приведенного ниже иллюстрирует экономику как хозяйство? 1)производство необходимых обществу благ и услуг 2)объяснение факторов, влияющих на повышение курса национальной валюты 3)исследование причин экономического роста 4)разработка перспективных моделей развития сферы услуг
3. Что свойственно командной экономике? 1)свободное ценообразование 2)совершенная (чиста я) конкуренция 3)преобладание частной собственности над другими видами 4)централизованное распределение факторов производства
4. Что свойственно рыночной экономике? 1) дефицит товаров и услуг 2)многообразие форм собственности 3)централизованное ценообразование 4)уравнительная оплата труда работников
5.Фирма выращивает в теплицах цветы, овощи и зелень. К труду как фактору производства фирмы относится 1)оборудование теплиц 2) выращенная продукция 3)выручка сбыта продукции 4) штат работников теплиц
6.Общество с ограниченной ответственностью организовало добычу и разлив артезианской воды. К какому фактору производства можно отнести воду? 1)земля 2)капитал 3)труд 4)предпринимательство
7.Фактором интенсивного роста может быть 1)закупка новых станков 2) приглашение иностранных рабочих 3)открытие новых месторождений полезных ископаемых 4) направление рабочих на курсы повышения квалификации
8.Для экстенсивного экономического роста характерно 1)повышение квалификации персонала 2)ускорение оборачиваемости фондов 3)совершенствование орудий производства 4)увеличение численности рабочей силы
9.Цена товара снизится, если предложение товара 1)останется неизменным, а спрос сократится 2)снизится, а спрос останется неизменным 3)останется неизменным, а спрос возрастет 4)снизится, а спрос возрастет
10. Как изменится рынок гречневой крупы после аномального жаркого лета? 1)рыночная цена крупы понизится 2)предложение крупы понизится 3)спрос на крупу понизится 4) количество проданной крупы повысится
11.Какую функцию в экономике выполняет рынок 1)регулирует денежное обращение 2) координирует деятельность потребителей и производителей 3)обеспечивает высокие прибыли товаропроизводителей 4)обеспечивает гармонию общественных и личных интересов
12. На фондовом рынке происходит 1) взаимодействие непосредственных производителей продукции 2)купля - продажа ценных бумаг 3) оборот товаров сельскохозяйственного значения 4) покупка и продажа недвижимости
13.Основным доходом коммерческого банка является: 1)сдача в аренду недвижимости 2)оплата населением коммунальных услуг 3) налоговые отчисления 4)плата за предоставляемый кредит
14. Гражданин сдает принадлежащий ему участок земли в аренду фермеру. Как называется доход гражданина от распоряжения этой недвижимостью? 1)капитал 2)прибыль 3)рента 4)процент
15.Право на получение части прибыли в виде дивидендов закреплено в 1)банковских сертификатах 2)акциях 3)чеках 4)облигациях
16.К типам предприятий, выделяемых в зависимости от формы собственности, относится 1)производственное объединение 2)акционерное общество 3)филиал фабрики
17.Какие затраты можно отнести к постоянным затратам 1)закупочную стоимость проданных товаров 2)расходы на сырье и материалы 3)заработную плату рабочих 4)проценты по банковскому кредиту
18. Какие затраты можно отнести к переменным 1)налоги на имущество предприятия 2)затраты на энергию, потребляемую в процессе производства 3)командировочные расходы сотрудников 4)затраты на печать рекламных каталогов
19. К основным функциям государства в рамках рыночной системы хозяйства относится 1)установление цен на товары повседневного спроса 2) регулирование заработной платы 3)перераспределение доходов с помощью налогообложения 4)разработка пятилетних хозяйственных планов развития экономики
20.Превышение расходов государства над его доходами называют бюджетным 1)убытком 2)потерями 3)профицитом 4)дефицитом
21.Ценральный банк, в отличие от коммерческого банков 1)осуществляет финансовые операции 2)производит эмиссию денег 3) участвует в торгах на валютной бирже 4)работает с вкладами граждан и фирм
22. Протекционизм 1)предоставляет благоприятный торговый режим зарубежным фирмам 2)охраняет авторские права отечественных производителей 3)стимулирует рост отечественного ВВП 4)обеспечивает снижение цен на импорт
23.Государственный долг страны значительно вырос и не позволяет в прежнем объеме финансировать социальные и иные обязательства государства. Государство собирается объявить о невозможности обеспечить выплаты по своим обязательствам перед внешними и внутренними кредиторами. Данный пример отражает такое понятие как 1)дефолт 2)рецессию 3)девальвацию 4)стагфляцию
24. Верны ли следующие суждения о действии рыночного механизма? А. Потребитель в рыночной экономике участвует в формировании рыночного механизма Б. Цены товаров и услуг на рынке устанавливают производители без участия потребителей 1) верно А 2)верно Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения не верны
25. Верны ли следующие суждения о безработице и безработных? А.К категории безработных относятся все неработающие совершеннолетние жители страны Б К категории неработающих относятся те, кто ищет работу или ожидает возвращения на работу потребителей 1) верно А 2)верно Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения не верны
26. Верны ли следующие суждения о рациональном поведении производителя? А. Производители стремятся добиться желаемого результата при наименьших затратах Б. При решении экономических вопросов производитель исходит из фактора ограниченных ресурсов 1) верно А 2)верно Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения не верны
.
27.Верны ли суждения о Государственном бюджете? А. Государственный бюджет РФ обсуждается и утверждается Государственной Думой, а исполняет его Правительство Б. Государственный бюджет отражает основные направления внутренней и внешней политики государства ресурсов 1) верно А 2)верно Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения не верны
28.Одна из функций политической элиты 1)деления населения на партии 2)установление своей диктатуры 3 ) выражение интересов различных слоев населения 4)быть главным творцом художественных ценностей
30 Верны ли суждения о праве? А. Право является частью общечеловеческой культуры Б .Для человека современной культуры право является руководством в жизни и деятельности
1) верно А 2)верно Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения не верны
Часть 2.
В1.Запишите слово, пропущенное в схеме
…………..
Прямые
Косвенные
В2.Запишите слово, пропущенное в таблице
Тип общества
Основа производства
--------------------------
Земля и ручной труд
Индустриальное
Промышленное производство
Постиндустриальное
Знание, информация
В3.Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «налоговая политика» 1)кодекс 2)ставка 3)рынок 4)платежи 5)инфляция 6)льготы 7)объекты
Запишите цифры, выпадающие из общего ряда
В4.Установите соответствие
Конкретное выражение статей бюджета
Виды статей бюджета
А) акцизные сборы
Б) обслуживание государственного долга
В ) личный подоходный налог
Г) выплата жалованья госслужащим
Д) проценты по государственным облигациям
1) расходные статьи
2) доходные статьи
В5.Найдите в приведённом ниже списке меры, способствующие снижению инфляции, и запишите цифры: 1)увеличение расходов на социальные программы 2)закрытие убыточных предприятий 3)изъятие лишних денег Центральным банком 4)отказ от повышений зарплат и пенсий 5)переход на натуральный обмен вместо денежного 6)внесение поправок в Трудовой кодекс
В6. Рынок пассажирских перевозок области Z поделен между четырьмя крупными компаниями, другие производители не представлены. Выберите в приведенном ниже списке характеристики данного рынка и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) рынок услуг 2 )совершенная конкуренция 3)региональный рынок 4)рынок товаров 5)олигополия 6)рыночный дефицит
В7. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий, и запишите цифру, под которой оно указано.
1)безвозмездные выплаты стипендий 2) государственные меры социальной поддержки, 3) установление минимального размера оплаты труда 4)обеспечение льготных условий для ведения малого и среднего бизнеса 5)пособия по безработице
В8. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий, и запишите цифру, под которой оно указано.
1. Существуют несколько значений понятия «экономика». Что из приведенного ниже иллюстрирует экономику как хозяйство? 1)расчет изменения спроса на парикмахерские услуги 2)прогнозирование динамики курса валют 3)выявление закономерностей формирования предложения 4)производство аксессуаров для собак и кошек
2. Что из приведенного ниже иллюстрирует экономику в значении «наука»? 1)производство кондитерских изделий 2)расчет параметров экономического роста 3)оказание бытовых услуг населению 4)биржевая игра на разнице курсов валют
3, Что характерно для традиционной экономической системы? 1)натуральное хозяйство 2)свободная конкуренция 3)развитие товарно- денежных отношений 4)дефицит товаров и услуг
4.Отличительной чертой рыночной экономической системы является? 1) преобладание инфляции открытого типа 2)управление всеми предприятиями из единого центра 3)государственная собственность почти на все экономические ресурсы 4)незначительные темпы экономического роста
5.Владельцы находящейся на грани банкротства фирмы наняли нового управляющего. За год он добился сокращения расходов, обновления продукции фирмы. Кризис был преодолен. Какой фактор производства был в первую очередь использован владельцами фирмы? 1) предпринимательские способности 2)труд 3)информация 4)земля, природные ресурсы
6.Трактор, приобретенный фермерским хозяйством для сельскохозяйственных работ, относится к такому фактору производства, как 1)земля 2)капитал 3)труд 4)предпринимательство
7. Для интенсивного роста характерно 1)расширение производственной базы 2) вовлечение в производство дополнительных ресурсов 3) совершенствование организации труда 4) увеличение численности рабочих
8.Для экстенсивного экономического роста характерно 1)повышение квалификации персонала 2)ускорение оборачиваемости фондов 3)совершенствование орудий производства 4)увеличение численности рабочей силы
9. Количество проданного товара возрастет, если спрос 1)останется неизменным, а предложение сократится 2)уменьшится, а предложение останется неизменным 3)сократится и предложение сократится 4)возрастет, а предложение останется неизменным
10. Увеличение спроса на скейтборды произойдет, если 1) налог для производителей горных лыж станет ниже 2)пройдет удачная реклама на скейтборды 3)горные лыжи станут дешевле 4)возрастет предложение скейтбордов
11.Одной из функций рынка является 1)обеспечение предприятий средствами 2)посредничество между производителями и потребителями 3)установление заданий для производителей 4)налаживание продуктообмена между городом и деревней
12.Спрос на услуги специалистов по рекламе формируется на рынке 1)информации 2)товаров и услуг 3)капитала 4)труда
13. Рост занятости женщин, имеющих малолетних детей, в процессе производства сопровождается увеличением спроса на услуги профессиональных нянь. Это пример функционирования рынка 1)труда 2)товаров 3)капиталов 4)фондового
14. Гражданин вложил часть своих сбережений в акции Сбербанка России. Что будет получать гражданин в виде дохода? 1)процент 2)вексель 3)ренту 4)дивиденд
15.Ежегодный доход владельцев акций 1)заработная плата 2)предпринимательский доход 3)дивиденд 4)вексель
16.К типам предприятий, выделяемых в зависимости от формы собственности, относится 1)производственное объединение 2)акционерное общество 3)филиал фабрики
17. Какие затраты можно отнести к переменным 1)налоги на имущество предприятия 2)затраты на энергию, потребляемую в процессе производства 3)командировочные расходы сотрудников 4)затраты на печать рекламных каталогов
18.Какие затраты можно отнести к постоянным затратам 1)закупочную стоимость проданных товаров 2)расходы на сырье и материалы 3)заработную плату рабочих 4)проценты по банковскому кредиту
19.Государство в рыночной экономике, в отличие от командной 1) поддерживает конкуренцию производителей 2)устанавливает необходимые объемы производства 3)регулирует ценообразование 4)перераспределяет ресурсы между предприятиями
20.Превышение доходов государства над его расходами называют 1)сальдо 2)балансом 3) дефицитом 4)профицитом
21.Одной из функций Центрального банка является 1)прием и хранение вкладов населения 2)обслуживание отраслей экономики 3)предоставление кредитов 4)поддержание устойчивости национальной денежной единицы
22. Жители многих городов страны обнаружили, что на протяжении года цены на товары и услуги стабильно увеличиваются, а качество их не изменяется. Данный факт свидетельствует о таком экономическом явлении, как 1)кризис перепроизводства 2)инфляция 3)дефицит товаров и услуг
23.Государственный долг страны значительно вырос и не позволяет в прежнем объеме финансировать социальные и иные обязательства государства. Государство собирается объявить о невозможности обеспечить выплаты по своим обязательствам перед внешними и внутренними кредиторами. Данный пример отражает такое понятие как 1)дефолт 2)рецессию 3)девальвацию 4)стагфляцию
24.Верны ли следующие суждения об ограниченности ресурсов ограниченностью человеческих А) Ограниченность ресурсов вызвана ограниченностью человеческих потребностей Б)Способы распределения ограниченных ресурсов не зависят от типа экономической системы
1) верно А 2)верно Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения не верны
25. Верны ли следующие суждения о занятых и безработных? А. Человек, работающий неполный рабочий день, относится к категории занятых.
Б. Если человек не имеет работы и готов приступить к работе немедленно, он должен зарегистрироваться в службе занятости и может претендовать на пособие по безработице.
1) верно А 2)верно Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения не верны
26. Верны ли следующие суждения о целях потребителя?
А. Потребитель стремится извлечь максимальную пользу от
потребления товаров и услуг
Б .Потребитель заинтересован в удовлетворении своих потребностей с наименьшими затратами
1) верно А 2)верно Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения не верны
27.Верны ли суждения о Государственном бюджете?
А. Государственный - это особая форма перераспределения отношений
Б. Государственный бюджет - это финансовый план страны на определенный период времени
1) верно А 2)верно Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения не верны
28. Кого из представителей разных слоев обществ можно отнести к политической элите? 1)священник приходской церкви 2) судья Конституционного Суда РФ 3)директор школы 4)член акционерного общества
29.Какой источник права утвердил государственное устройство РФ? 1)распоряжение Правительства 2)Конституция РФ 3)Указ Президента 4)постановление Совета Федерации
30. Верны ли суждения о праве?
А.В законе право приобретает свою определенность , точность, завершенность
Б. Практическое значение права состоит в защите прав человека 1) верно А 2)верно Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения не верны
Зависит от колебаний в уровне экономической активности в течение года, характерных для некоторых отраслей экономики
------------------
Вызывается повторяющимися спадами производства в стране или регионе
В3 .Ниже приведены термины экономического содержания. Все они, за исключением двух, относятся к понятию государственный бюджет»: 1) финансовый план 2)рыночная система 3) экономический цикл 4)статьи доходов 5)финансовый год
Запишите цифры, выпадающие из общего ряда
В4.Установите соответствие
Факторы экономического роста
Типы роста
А) увеличение добычи полезных ископаемых
Б) использование передовых технологий
В ) вовлечение в хозяйственный оборот новых земель
Г) рост квалификации рабочих
Д)строительство новых предприятий
1)экстенсивный
2)интенсивный
В5.Найдите в приведенном списке факторы, влияющие на величину спроса. Запишите цифры. 1)величина издержек производства 2)уровень доходов покупателей 3)дотации, предоставляемые покупателям 4) численность покупателей 5)показатель производительности труда 6)технологичность производства
В6. На рынке представлен только один производитель электроэнергии, поставляющий её фирмам и в жилой сектор области Z. Выберите в приведенном ниже списке характеристики данного рынка и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) рынок услуг 2) региональный рынок 3)рынок товаров 4) монополия 5)олигополия 6)рыночный дефицит
В7. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий, и запишите цифру, под которой оно указано.
1)безвозмездные выплаты стипендий 2) государственные меры социальной поддержки, 3) установление минимального размера оплаты труда 4)обеспечение льготных условий для ведения малого и среднего бизнеса 5)пособия по безработице
В8. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий, и запишите цифру, под которой оно указано.