kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по обществознанию для 11 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. по обществознанию  для  11 класса

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по обществознанию для 11 класса»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 7
города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по обществознанию для 11А класса
на 2018 - 2019 учебный год
cоставила учитель истории и обществознания

Ахметова Лариса Маратовна









ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Сведения о примерной программе по учебному предмету, на основе которой разработана рабочая программа с указанием наименования, автора и года издания

Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Л.Н.Боголюбова. 5-9 кл. –М.: Просвещение, 2016

Сведения об УМК

Реализация данной программы осуществляется с помощью УМК «Обществознание. 10-11 классы» для 10 класса общеобразовательных учреждений: базовый уровень. Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова, А.И.Матвеев – М.: Просвещение, 2015

Формы организации учебных занятий

Основной формой организации учебных занятий является урок. В преподавании истории реализует системно-деятельностный подход и используются технологии деятельностного типа: технология продуктивного чтения, технология критического мышления, технология постановки проблемных вопросов, проектная технология.

Формы контроля

Контрольная работа в 1полугодии. Промежуточный контроль в форме контрольной работы на конец учебного года.







ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностные

Личностными результатами обучающихся при изучении курса обществознания в 10-11 классах являются:

-мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;

-заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества;

-ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании своей ответственности за судьбу страны.

Метапредметные

Познавательные:

  • овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.);

  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

Регулятивные:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

Коммуникативные:

  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;

  • активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.

Предметные

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются:

относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни,

механизмах и регуляторах деятельности людей; знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах;

умение объяснять явления социальной действительности с опорой на эти понятия;

знания, и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках;

адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия;

преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать)

имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями; давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых

в современном российском обществе социальных ценностей;

понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека,

места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества.















ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание предмета

Основные виды деятельности учащихся

Наименование раздела – шрифт жирный, далее с новой строки темы, изучаемые в курсе

Прописываются по разделам

Раздел I. Экономическая жизнь общества (29 часов).

Роль экономики в жизни общества. Экономика как подсистема общества. Экономика как основа жизнеобеспечения общества. Экономика и социальная структура. Взаимовлияние экономики и политики.

Экономика и экономическая наука. Что изучает экономическая наука. Экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП.
Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. Экономические циклы.
Рынок и рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения. Фондовый рынок. Акции, облигации и другие ценные бумаги.

Роль фирм в экономике. Факторы производства и факторные доходы. Постоянные и переменные издержки. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Налоги, уплачиваемые предприятиями.
Бизнес в экономике. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.  Вокруг бизнеса. Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга
Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Госбюджет. Государственный долг. Основы денежной и бюджетной политики. Защита конкуренции и антимонопольное законодательство.
Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции. Рынок труда. Безработица. Причины и экономические последствия безработицы. Государственная политика в области занятости.
Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики.

Экономическая культура. Экономический интерес, экономическое поведение. Свобода экономической деятельности и социальная ответственность хозяйствующего субъекта. Культура производства и потребления.
Экономика потребителя. Сбережения, страхование. Защита прав потребителя. Экономика производителя. Рациональное экономическое поведение потребителя и производителя.

знать, с чем связано появление экономической науки; что изучают макроэкономика и микроэкономика; как можно измерить и определить ВВП.

Понимать, каковы основные проблемы экономической науки, назвать и охарактеризовать их.

Уметь объяснять, что необходимо для того, чтобы объекты природы были преобразованы в предметы потребления, какова роль экономической деятельности в этом процессе; объяснять, какими способами можно увеличить объем производимой продукции при имеющихся ограниченных ресурсах

знать основные признаки свободного рынка; какова структура и инфраструктура рынка; чем характеризуется современный рынок.


знать, что такое «эффективное предприятие»; какие налоги платят фирмы. Понимать, какие доходы можно получить, владея факторами производства; зачем производитель рассчитывает издержки и прибыль.

Приводить примеры, от чего зависит успех деятельности предприятия; объяснять, можно ли и как получить доход, не имея капитала


знать, в чем заключается ограниченность возможностей рынка «регулировать» экономику.

Понимать, почему государство занимается производством общественных благ; должны ли существовать пределы вмешательства государства в экономику, если да, то почему.

Уметь объяснять, какие цели преследует правительство, проводя экономическую политику; называть основные методы воздействия государства на экономику; объяснять, как государство оказывает поддержку рыночной экономике. Учиться быть рациональным потребителем в будущем.


Раздел II. Социальная структура общества (14 часов).

Социальная структура. Многообразие социальных групп. Неравенство и социальная стратификация. Социальные интересы. Социальная мобильность.
Социальные взаимодействия. Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт.
Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Многообразие социальных норм. Девиантное поведение, его причины и профилактика. Социальный контроль и самоконтроль.
Национальные отношения. Этнические общности. Межнациональное сотрудничество и межнациональные конфликты.. Культура межнациональных отношений. Национальная политика Национальная политика в России
Семья и быт. Семья как социальный институт. Функции семьи. Семья в современном обществе. Бытовые отношения. Гендер – социальный пол.
Молодежь в современном обществе. Молодежь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальное развитие и молодежь. Молодежная субкультура. Демографическая ситуация в современной России.


Уметь характеризовать сущность социальной структуры, осуществлять поиск информации по заданной теме; различать факты и суждения; представлять результаты своей деятельности.

Выявлять классификацию социальных норм; находить причины отклоняющегося поведения.

Понимать необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизм правового регулирования.

Вырабатывать в себе терпимость, дружелюбное отношение к другим народам. Учиться взаимодействовать в жизни с людьми.

знать, какие тенденции в развитии семьи можно оценить как неблагоприятные, что такое неполная семья, как увеличение числа неполных семей сказывается на демографической и социальной ситуации в обществе.

Владеть информацией, чем характеризуется современная демографическая ситуация
в России.

Объяснять, какие факторы оказали негативное влияние на современную демографическую ситуацию в России

Раздел III. Политическая жизнь общества (23 часа).

Политика и власть. Политика и общество. Политические институты и отношения. Власть, ее происхождение и виды. Политическая власть.
Политическая система. Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политические режимы. . Демократические перемены в современной России . Политическая жизнь современной России.
Гражданское общество и правовое государство. Основные черты гражданского общества. Правовое государство, его признаки. Защита прав человека. Местное самоуправление. Участие граждан в политической жизни.
Демократические выборы и политические партии. Избирательные системы. Политические партии и движения Многопартийность. Типология и функции политических партий . Типы партийных систем. Политическая элита и политическое лидерство.

Политическое участие. Политический процесс. Политическое сознание. Политическая идеология. Современные идеологии.

Средства массовой информации в политике.

Политическое поведение и политическая культура.


Знать соотношение власти и политики, признаки политических институтов.

Объяснять, причинно-следственные связи изученных социальных объектов; взаимосвязи подсистем и элементов общества; осуществлять поиск социальной информации, анализировать ее, формулировать свое отношение по определенным проблемам.



Характеризовать признаки, функции и типы партий. Знать особенности партийной системы.

Учиться разбираться в политической реальности современной России, давать свою аргументированную оценку действиям политических лидеров.

Характеризовать разнообразие современных СМИ.




Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа, график контрольных и проектных работ

Четверть

Количество часов в

четверти

Количество контрольных работ

Количество проектных работ

I семестр

32

1

3

II семестр

34

1

3

Итого в год

66

2

6

Количество часов в неделю – 2 часа



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

урока в году

урока в разделе

Темы уроков

Дата

Примечания

планируемая

фактическая

Раздел I. Экономическая жизнь общества (29 часов)

Роль экономики в жизни общества

5.09



2.

Экономика и социальная структура общества

7.09



3.

Экономика и политика

12.09



4.

Экономическая наука

14.09



5.

Экономическая деятельность и ее измерители

19.09



6.

Экономический рост и его факторы

21.09



7.

Экономическое развитие. Экономические циклы

26.09



8.

Рыночная экономика и ее структура. Рыночные законы

28.09



9.

Конкуренция и монополия

3.10



10.

Современная рыночная экономика

5.10



11.

Фирма в экономике. Факторы производства и факторные доходы

10.10



12.

Издержки производства и прибыль

12.10



13.

Правовые основы предпринимательства

17.10



14.

Организационно-правовые формы предпринимательства

19.10



15.

Бизнес. Источники финансирования бизнеса

24.10



16.

Менеджмент и маркетинг

26.10



17.

Роль государства в экономике

7.11



18.

Инструменты и механизмы государственного регулирования экономики

9.11



19.

Денежно-кредитная (монетарная) политика государства

14.11



20.

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика государства

16.11



21.

Банковская система. Финансовые институты

21.11



22.

Инфляция: виды, причины, последствия

23.11



23.

Рынок труда и занятость населения

28.11



24.

Причины и виды безработицы

30.11



25.

Мировая экономика. Международная торговля

5.12



26.

Государственная экономика в области международной торговли

7.12



27.

Глобальные экономические проблемы

12.12



28.

Повторительно-обобщающий урок по разделу «Экономическая жизнь общества». Контроль освоения программного материала.

14.12


Приложение 1.

29.

Рациональное поведение участников экономической деятельности

19.12



Раздел II. Социальная структура общества (14 часов).

1.

Социальная структура общества.

21.12



2.

Социальная стратификация и мобильность

26.12



3.

Социальное взаимодействие

28.12



4.

Социальные нормы и социальный контроль

16.01



5.

Отклоняющееся (девиантное) поведение.

18.01



6.

Нации и межнациональные отношения

23.01



7.

Межнациональное сотрудничество

25.01



8.

Национальная политика в России

30.01



9.

Семья как социальный институт. Функции семьи

1.02



10.

Семья в современном обществе

6.02



11.

Гендер – социальный пол

8.02



12.

Социальное развитие и молодежь

13.02



13.

Молодежная субкультура

15.02



14.

Демографическая ситуация в современной России

20.02



Раздел III. Политическая жизнь общества (23 часа)

1.

Политическая деятельность

22.02



2.

Политические институты

27.02



3.

Политические отношения. Политическая власть

1.03



4.

Политическая структура, ее функции

6.03



5.

Государство в политической системе

13.03



6.

Политический режим. Демократические перемены в современной России

15.03



7.

Правовое государство. Защита прав человека

20.03



8.

Гражданское общество

22.03



9.

Местное самоуправление. Участие граждан в политической жизни

3.04



10.

Демократические выборы. Избирательная система

5.04



11.

Политические партии и движения

10.04



12.

Типология и функции политических партий

12.04



13.

Типы партийных систем

17.04



14.

Политическая элита

19.04



15.

Политическое лидерство.

24.04



16.

Политический процесс.

26.04



17.

Политическое сознание.

3.05



18.

Политическая идеология.

8.05



19.

Современные идеологии.

10.05



20.

СМИ в политике. Повторительно-обобщающий урок по разделу «Экономическая, политическая и социальная сферы». Контроль освоения программного материала.

15.05


Приложение 2.

21.

Политическое поведение, его регулирование.

17.05



22.

Политическая культура.

22.05



23.

Итоговое обобщение пройденного.

24.05





















КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

по обществознанию для 11 А класса

на 2018-2019 учебный год












Приложение 1

Контрольная работа «Экономическая жизнь общества»

1 вариант

  1. Су­ще­ству­ет не­сколь­ко зна­че­ний по­ня­тия «эко­но­ми­ка». Какая по­зи­ция ил­лю­стри­ру­ет эко­но­ми­ку как науку?

1) от­кры­тие но­во­го су­пер­мар­ке­та

2) расчёт из­ме­не­ния спро­са на мо­биль­ные те­ле­фо­ны

3) ока­за­ние на­се­ле­нию ме­ди­цин­ских услуг

4) рас­ши­ре­ние сети па­рик­ма­хер­ских са­ло­нов

2. Су­ще­ству­ют раз­лич­ные зна­че­ния по­ня­тия «эко­но­ми­ка». Что ил­лю­стри­ру­ет эко­но­ми­ку в зна­че­нии «хо­зяй­ство»?

1) ока­за­ние на­се­ле­нию ме­ди­цин­ских услуг

2) ана­лиз фак­то­ров фор­ми­ро­ва­ния де­неж­ной массы

3) вы­яв­ле­ние за­ко­но­мер­но­стей фор­ми­ро­ва­ния спро­са

4) ис­сле­до­ва­ние прин­ци­пов се­те­во­го мар­ке­тин­га

3. При­ме­ром эко­но­ми­че­ско­го яв­ле­ния, от­но­ся­щим­ся к мак­ро­эко­но­ми­ке, яв­ля­ет­ся

1) вы­пуск круп­ным пред­при­я­ти­ем па­ке­та акций и тор­гов­ля ими

2) сни­же­ние авиа­ком­па­ни­ей объёма пе­ре­воз­ки пас­са­жи­ров

3) по­куп­ка не­ко­то­ры­ми пред­при­я­ти­я­ми пи­ще­вой про­мыш­лен­но­сти новых тех­но­ло­ги­че­ских линий

4) опре­де­ле­ние раз­ме­ров про­жи­точ­но­го ми­ни­му­ма в стра­не

4. По­ка­за­те­лем эко­но­ми­че­ско­го роста счи­та­ет­ся

1) уве­ли­че­ние ре­аль­но­го ВВП

2) уве­ли­че­ние но­ми­наль­но­го ВВП

3) умень­ше­ние ре­аль­но­го ВВП

4) умень­ше­ние но­ми­наль­но­го ВВП

5. Что из пе­ре­чис­лен­но­го от­но­сит­ся к фак­то­рам ин­тен­сив­но­го эко­но­ми­че­ско­го роста?

1) уве­ли­че­ние штата ра­бот­ни­ков и про­дол­жи­тель­но­сти ра­бо­че­го вре­ме­ни

2) осво­е­ние новых зе­мель, уве­ли­че­ние до­бы­чи по­лез­ных ис­ко­па­е­мых

3) от­кры­тие новых ме­сто­рож­де­ний, при­вле­че­ние им­порт­ных ре­сур­сов

4) тех­но­ло­ги­че­ский про­гресс, по­вы­ше­ние про­из­во­ди­тель­но­сти труда

6. Цена то­ва­ра сни­зит­ся, если пред­ло­же­ние то­ва­ра

1) оста­нет­ся не­из­мен­ным, а спрос со­кра­тит­ся

2) сни­зит­ся, а спрос оста­нет­ся не­из­мен­ным

3) оста­нет­ся не­из­мен­ным, а спрос воз­рас­тет

4) сни­зит­ся, а спрос воз­рас­тет

7. Как из­ме­нит­ся рынок греч­не­вой крупы после ано­маль­но жар­ко­го лета?

1) ры­ноч­ная цена крупы по­ни­зит­ся

2) пред­ло­же­ние крупы по­ни­зит­ся

3) спрос на крупу по­ни­зит­ся

4) ко­ли­че­ство про­дан­ной крупы по­вы­сит­ся

8. В по­след­ние две не­де­ли ав­гу­ста мно­гие су­пер­мар­ке­ты и тор­го­вые сети ор­га­ни­зу­ют школь­ные ба­за­ры, на ко­то­рых можно при­об­ре­сти кан­це­ляр­ские то­ва­ры, учеб­ни­ки, школь­ную форму. Какой фак­тор яв­ля­ет­ся опре­де­ля­ю­щим в по­ве­де­нии про­дав­ца в при­ве­ден­ном при­ме­ре?

1) рост по­тре­би­тель­ских до­хо­дов

2) тра­ди­ци­он­ное на­ча­ло учеб­но­го года

3) от­кры­тие новых пред­при­я­тий по про­из­вод­ству канц­то­ва­ров

4) сни­же­ние по­шлин на ввоз им­порт­ных кан­це­ляр­ских при­над­леж­но­стей

9. В стра­не Z про­из­во­дят­ся раз­лич­ные то­ва­ры и услу­ги. Какая до­пол­ни­тель­ная ин­фор­ма­ция под­твер­жда­ет на­ли­чие в стра­не Z ко­манд­ной эко­но­ми­ки?

1) ос­нов­ные во­про­сы эко­но­ми­ки ре­ша­ют­ся с опо­рой на опыт пред­ков

2) в сель­ском хо­зяй­стве пре­об­ла­да­ет рас­те­ние­вод­ство

3) го­ро­да яв­ля­ют­ся цен­тра­ми эко­но­ми­че­ской жизни

4) соб­ствен­ни­ком земли и пред­при­я­тий яв­ля­ет­ся го­су­дар­ство

10. Го­су­дар­ство в ры­ноч­ной эко­но­ми­ке

1) уста­нав­ли­ва­ет рав­но­ве­сие на рынке то­ва­ров и услуг

2) сти­му­ли­ру­ет сба­лан­си­ро­ван­ный эко­но­ми­че­ский рост

3) пла­ни­ру­ет, что и в каком ко­ли­че­стве про­из­во­дить

4) опре­де­ля­ет ко­ли­че­ство ра­бо­та­ю­щих на пред­при­я­ти­ях

11. От­ли­чи­тель­ной чер­той ры­ноч­ной эко­но­ми­че­ской си­сте­мы яв­ля­ет­ся(ются)

1) пре­об­ла­да­ние ин­фля­ции от­кры­то­го типа

2) не­по­сред­ствен­ное управ­ле­ние всеми пред­при­я­ти­я­ми из еди­но­го цен­тра

3) на­ли­чие го­су­дар­ствен­ной соб­ствен­но­сти почти на все эко­но­ми­че­ские ре­сур­сы

4) не­зна­чи­тель­ные темпы эко­но­ми­че­ско­го роста

12. И для пла­но­вой, и для ры­ноч­ной эко­но­ми­ки ха­рак­тер­но

1) пре­об­ла­да­ние го­су­дар­ствен­ной формы соб­ствен­но­сти на пред­при­я­тия

2) со­став­ле­ние ди­рек­тив­ных пла­нов раз­ви­тия на­род­но­го хо­зяй­ства

3) мак­си­маль­ное от­кры­тие хо­зяй­ства стра­ны для ино­стран­но­го ин­ве­сто­ра

4) осу­ществ­ле­ние по­ис­ка раз­ре­ше­ния про­бле­мы огра­ни­чен­но­сти ре­сур­сов

13. На рынке со­то­вой связи стра­ны Н. вы­де­ли­лись три круп­ных опе­ра­то­ра, ко­то­рые опре­де­ля­ют в целом всю по­ли­ти­ку в об­ла­сти та­ри­фов и сер­ви­сов. Какое эко­но­ми­че­ское яв­ле­ние ил­лю­стри­ру­ет дан­ный факт?

1) со­вер­шен­ную кон­ку­рен­цию

2) мо­но­по­лию

3) тех­ни­че­ский де­фолт

4) оли­го­по­лию

14. Не­по­сред­ствен­ным не­га­тив­ным по­след­стви­ем ин­фля­ции может стать

 1) ослаб­ле­ние кон­ку­рен­ции между пред­при­я­ти­я­ми

2) умень­ше­ние ас­сор­ти­мен­та про­из­во­ди­мых то­ва­ров

3) ослаб­ле­ние го­су­дар­ствен­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния эко­но­ми­ки

4) па­де­ние ре­аль­ной сто­и­мо­сти лич­ных сбе­ре­же­ний

15. Врачу му­ни­ци­паль­ной боль­ни­цы за­дер­жа­ли вы­пла­ту за­ра­бот­ной платы. От ин­фля­ции

1) врач вы­иг­ра­ет

2) врач про­иг­ра­ет

3) го­су­дар­ство и врач вы­иг­ра­ют

4) го­су­дар­ство и врач про­иг­ра­ют

16. В усло­ви­ях вы­со­кой ин­фля­ции пра­ви­тель­ство стра­ны Н. пошло на со­кра­ще­ние рас­ход­ных ста­тей бюд­же­та, по­вы­си­ло учет­ную став­ку бан­ков­ско­го про­цен­та. Ан­ти­ин­фля­ци­он­ные меры го­су­дар­ству не­об­хо­ди­мо пред­при­ни­мать, так как ин­фля­ция

1) при­во­дит к обес­це­не­нию на­ци­о­наль­ной ва­лю­ты

2) спо­соб­ству­ет воз­рас­та­нию бюд­жет­но­го про­фи­ци­та

3) де­ла­ет не­воз­мож­ным про­ве­де­ние де­валь­ва­ции

4) со­дей­ству­ет воз­рас­та­нию внеш­не­тор­го­во­го саль­до

17. Фис­каль­ная функ­ция на­ло­гов со­сто­ит в том, что

1) на­ло­ги от­ра­жа­ют при­зна­ние осо­бых за­слуг граж­дан

2) на­ло­ги могут сти­му­ли­ро­вать раз­ви­тие эко­но­ми­че­ско­го субъ­ек­та

3) на­ло­ги фор­ми­ру­ют до­хо­ды гос­бюд­же­та

4) на­ло­ги поз­во­ля­ют кон­тро­ли­ро­вать де­я­тель­ность фирм

18. Видом на­ло­га, взи­ма­е­мо­го с фи­зи­че­ских лиц, яв­ля­ет­ся

1) налог на иму­ще­ство пред­при­я­тий

2) налог на до­бав­лен­ную сто­и­мость

3) налог на иму­ще­ство

4) налог на при­быль

19. На ми­ро­вом рынке энер­го­но­си­те­лей су­ще­ствен­но сни­зи­лись цены на энер­ге­ти­че­ское сырьё. В ре­зуль­та­те стра­на N, яв­ля­ю­ща­я­ся экс­портёром энер­го­но­си­те­лей, не­до­счи­та­лась до­хо­дов в бюд­жет. Го­су­дар­ствен­ные рас­хо­ды N пре­вы­си­ли со­бран­ные до­хо­ды. Какое эко­но­ми­че­ское яв­ле­ние ил­лю­стри­ру­ет дан­ный факт?

1) де­фи­цит бюд­же­та

2) де­валь­ва­цию

3) тех­ни­че­ский де­фолт

4) не­со­вер­шен­ную кон­ку­рен­цию

20. В стра­не Z про­цент на­ло­га на до­хо­ды фи­зи­че­ских лиц по­вы­шал­ся в за­ви­си­мо­сти от ве­ли­чи­ны са­мо­го до­хо­да фи­зи­че­ско­го лица. Какой спо­соб на­чис­ле­ния на­ло­га ис­поль­зо­вал­ся в этом слу­чае?

1) про­грес­сив­ный

2) про­пор­ци­о­наль­ный

3) твёрдые став­ки

4) ре­грес­сив­ный

21. Что из пе­ре­чис­лен­но­го от­но­сит­ся к до­хо­дам го­су­дар­ствен­но­го бюд­же­та?

1) та­мо­жен­ные по­шли­ны и сборы

2) со­дер­жа­ние пра­во­охра­ни­тель­ных ор­га­нов

3) фи­нан­си­ро­ва­ние обо­рон­ных пред­при­я­тий

4) со­ци­аль­ные вы­пла­ты

22. Что от­но­сит­ся к рас­хо­дам го­су­дар­ствен­но­го бюд­же­та?

1) на­ло­ги и сборы с граж­дан и фирм

2) со­дер­жа­ние армии

3) вы­пла­та за­ра­бот­ной платы ра­бот­ни­кам част­ных пред­при­я­тий

4) вы­пла­та про­цен­тов по бан­ков­ским вкла­дам

23. Кто может пре­тен­до­вать на по­лу­че­ние по­со­бия по без­ра­бо­ти­це?

1) стро­и­тель, утра­тив­ший тру­до­спо­соб­ность в ре­зуль­та­те про­из­вод­ствен­ной трав­мы

2) мно­го­дет­ная мать, ко­то­рая не ра­бо­та­ет и не ищет ра­бо­ту

3) бух­гал­тер, ко­то­рый не ра­бо­та­ет, но ищет ра­бо­ту

4) элек­тро­мон­тер, ра­бо­та­ю­щий не­пол­ный ра­бо­чий день

24. К не­эко­но­ми­че­ским от­ри­ца­тель­ным по­след­стви­ям без­ра­бо­ти­цы от­но­сит­ся

1) рост числа пра­во­на­ру­ше­ний

2) по­вы­ше­ние кон­ку­рен­ции на рынке труда

3) не­до­по­лу­чен­ный вы­пуск про­дук­ции

4) умень­ше­ние шан­сов найти вы­со­ко­опла­чи­ва­е­мую ра­бо­ту в бу­ду­щем

25. Эко­но­ми­че­ский кри­зис привёл к за­кры­тию пред­при­я­тий и росту без­ра­бо­ти­цы во мно­гих от­рас­лях. Какой вид без­ра­бо­ти­цы ил­лю­стри­ру­ет­ся этим при­ме­ром?

1) струк­тур­ная

2) фрик­ци­он­ная

3) цик­ли­че­ская

4) се­зон­ная

26. Граж­дан­ка K. уво­ли­лась со сво­е­го пред­при­я­тия и ищет новое место ра­бо­ты.

О каком виде без­ра­бо­ти­цы идёт речь?

1) цик­ли­че­ская

2) струк­тур­ная

3) скры­тая

4) фрик­ци­он­ная

27. На ри­сун­ке от­ра­же­ны из­ме­не­ния спро­са на ку­хон­ную ме­бель на со­от­вет­ству­ю­щем рынке (линия спро­са D пе­ре­ме­сти­лась в новое по­ло­же­ние Dl). (P — цена то­ва­ра, Q — ко­ли­че­ство то­ва­ра.)

Это пе­ре­ме­ще­ние может быть свя­за­но в первую оче­редь с

1) со­вер­шен­ство­ва­ни­ем тех­но­ло­гии про­из­вод­ства ку­хон­ной ме­бе­ли

2) умень­ше­ни­ем из­дер­жек про­из­во­ди­те­лей ку­хон­ной ме­бе­ли

3) уве­ли­че­ни­ем объёма транс­порт­ных услуг

4) уве­ли­че­ни­ем до­хо­дов на­се­ле­ния

28. На ри­сун­ке от­ра­же­ны из­ме­не­ния пред­ло­же­ния тро­пи­че­ских фрук­тов на со­от­вет­ству­ю­щем рынке (линия пред­ло­же­ния S пе­ре­ме­сти­лась в новое по­ло­же­ние S1). (Р — цена то­ва­ра, Q — ко­ли­че­ство то­ва­ра.)

Это пе­ре­ме­ще­ние может быть свя­за­но с

1) умень­ше­ни­ем за­трат про­из­во­ди­те­лей фрук­тов

2) по­вы­ше­ни­ем до­хо­дов по­тре­би­те­лей

3) по­вы­ше­ни­ем по­шлин на им­порт фрук­тов

4) вы­со­ким уро­жа­ем тро­пи­че­ских фрук­тов

29. Най­ди­те в при­ведённом ниже спис­ке функ­ции цен­траль­но­го банка и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) эмис­сия денег

2) кре­ди­то­ва­ние на­се­ле­ния и фирм

3) ли­цен­зи­ро­ва­ние ком­мер­че­ских бан­ков

4) уве­ли­че­ние раз­ме­ра на­ло­гов

5) кон­троль над объёмом де­неж­ной массы

30. Най­ди­те в при­ведённом ниже спис­ке фак­то­ры, вли­я­ю­щие на по­вы­ше­ние спро­са на по­тре­би­тель­ские то­ва­ры. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) рост цен на то­ва­ры

2) по­вы­ше­ние на­ло­га на до­бав­лен­ную сто­и­мость

3) сни­же­ние про­из­вод­ства то­ва­ров

4) ин­тен­сив­ная ре­кла­ма то­ва­ров

5) до­ступ­ность по­тре­би­тель­ских кре­ди­тов

6) уве­ли­че­ние до­хо­дов семей

2 вариант

Экономика

  1. 1.11По­яс­не­ние.

Эко­но­ми­че­ская наука — наука о хо­зяй­стве, управ­ле­нии, от­но­ше­ни­ях между лю­дь­ми, а также лю­дь­ми и окру­жа­ю­щей сре­дой, воз­ни­ка­ю­щи­ми в про­цес­се про­из­вод­ства, рас­пре­де­ле­ния, об­ме­на, по­треб­ле­ния про­дук­та, благ, услуг.

 

Пра­виль­ный ответ ука­зан под но­ме­ром 3.

Ответ: 3

  1. Су­ще­ству­ет не­сколь­ко зна­че­ний по­ня­тия «эко­но­ми­ка». Какая по­зи­ция ил­лю­стри­ру­ет эко­но­ми­ку как хо­зяй­ство?

1) про­из­вод­ство не­об­хо­ди­мых об­ще­ству благ и услуг

2) объ­яс­не­ние фак­то­ров, вли­я­ю­щих на сни­же­ние курса на­ци­о­наль­ной ва­лю­ты

3) ис­сле­до­ва­ние при­чин эко­но­ми­че­ской стаг­на­ции

4) раз­ра­бот­ка пер­спек­тив­ных мо­де­лей раз­ви­тия сферы услуг

2. По­яс­не­ние.

Эко­но­ми­ка как хо­зяй­ство —  это сфера де­я­тель­но­сти, на­прав­лен­ная на про­из­вод­ство, рас­пре­де­ле­ние, обмен и по­треб­ле­ния не­об­хо­ди­мых благ услуг.

Пра­виль­ный ответ: 1

Ответ: 1

Эко­но­ми­ка рас­смат­ри­ва­ет­ся в двух клю­че­вых смыс­лах: «наука» и «хо­зяй­ство». Какая по­зи­ция ха­рак­те­ри­зу­ет эко­но­ми­ку как науку?

1) раз­ви­тие сети со­вре­мен­ных спа-са­ло­нов

2) от­кры­тие за­во­да по про­из­вод­ству мо­лоч­ных про­дук­тов

3) изу­че­ние тен­ден­ций раз­ви­тия ва­лют­но­го рынка

4) от­ме­на ввоз­ных та­мо­жен­ных по­шлин на га­д­же­ты

3. Что из при­ведённого ниже от­но­сит­ся к сфере по­треб­ле­ния?

1) ока­за­ние стра­хо­вых услуг

2) про­из­вод­ство ме­бе­ли на заказ

3) ис­поль­зо­ва­ние в быту отоп­ле­ния

4) сбор на­ло­гов

4. Ва­ло­вой внут­рен­ний про­дукт — это

1) со­во­куп­ная сто­и­мость ко­неч­ных то­ва­ров и услуг, со­здан­ных как внут­ри стра­ны, так и за ее пре­де­ла­ми

2) ры­ноч­ная сто­и­мость всех ко­неч­ных то­ва­ров и услуг, про­из­ве­ден­ных за год во всех от­рас­лях эко­но­ми­ки на тер­ри­то­рии го­су­дар­ства

3) схема до­хо­дов и рас­хо­дов, уста­нав­ли­ва­е­мая на опре­де­лен­ный пе­ри­од вре­ме­ни, обыч­но на один год

4) со­во­куп­ность эко­но­ми­че­ских от­но­ше­ний, воз­ни­ка­ю­щих в про­цес­се фор­ми­ро­ва­ния, рас­пре­де­ле­ния и ис­поль­зо­ва­ния де­неж­ных средств

5. По­яс­не­ние.

Это опре­де­ле­ние надо вы­учить.

 

Пра­виль­ный ответ ука­зан под но­ме­ром 2.

Ответ: 2

Что из пе­ре­чис­лен­но­го от­но­сит­ся к фак­то­рам ин­тен­сив­но­го эко­но­ми­че­ско­го роста?

1) рост до­бы­чи по­лез­ных ис­ко­па­е­мых, стро­и­тель­ство новых пред­при­я­тий

2) со­вер­шен­ство­ва­ние управ­ле­ния про­из­вод­ством, по­вы­ше­ние про­из­во­ди­тель­но­сти труда

3) от­кры­тие ме­сто­рож­де­ний, уве­ли­че­ние ра­бо­че­го вре­ме­ни

4) уста­нов­ка до­пол­ни­тель­но­го обо­ру­до­ва­ния, осво­е­ние новых зе­мель

6. По­яс­не­ние.

Ин­тен­сив­ный эко­но­ми­че­ский рост обу­слов­лен по­вы­ше­ни­ем ка­че­ства ис­поль­зу­е­мых ре­сур­сов.

Фак­то­ры ин­тен­сив­но­го эко­но­ми­че­ско­го роста:

−по­вы­ше­ние про­из­во­ди­тель­но­сти труда

−со­вер­шен­ство­ва­ние тех­ни­ки и тех­но­ло­гии

−по­вы­ше­ние ка­че­ства управ­ле­ния.

 

Пра­виль­ный ответ ука­зан под но­ме­ром 2.

Ответ: 2

Ко­ли­че­ство про­дан­но­го то­ва­ра воз­рас­тет, если спрос

1) оста­нет­ся не­из­мен­ным, а пред­ло­же­ние со­кра­тит­ся

2) умень­шит­ся, а пред­ло­же­ние оста­нет­ся не­из­мен­ным

3) со­кра­тит­ся и пред­ло­же­ние со­кра­тит­ся

4) воз­рас­тет, а пред­ло­же­ние оста­нет­ся не­из­мен­ным

7. По­яс­не­ние.

Чем выше спрос, тем боль­ше продаётся товар.

 

Пра­виль­ный ответ ука­зан под но­ме­ром 4.

Ответ: 4

В стра­не, из­вест­ной сво­и­ми пляж­ны­ми ку­рор­та­ми, на­ча­лись бес­по­ряд­ки и во­ору­жен­ные столк­но­ве­ния оп­по­зи­ции с пра­ви­тель­ствен­ны­ми вой­ска­ми. Какие из­ме­не­ния воз­мож­ны в связи с этими со­бы­ти­я­ми на рынке ту­ри­сти­че­ских услуг?

1) сни­же­ние цен на авиа­ци­он­ный бен­зин и авиа­пе­ре­воз­ки

2) по­вы­ше­ние цен на пляж­ный отдых в дру­гих ре­ги­о­нах

3) рост до­хо­дов ту­ро­пе­ра­то­ров, ра­бо­та­ю­щих в дан­ном ре­ги­о­не

4) сни­же­ние цен на услу­ги стра­хо­вых ком­па­ний, об­слу­жи­ва­ю­щих ту­ри­сти­че­ский биз­нес

8. По­яс­не­ние.

В при­ве­ден­ной си­ту­а­ции опи­сы­ва­ет­ся сни­же­ние спро­са ту­ри­сти­че­ских пу­те­вок, но пред­ло­же­ние оста­ет­ся преж­ним. Так как умень­шит­ся спрос на ту­ри­сти­че­ские пу­тев­ки в эту стра­ну, уве­ли­чит­ся спрос на пу­тев­ки в дру­гих стра­нах, и, со­от­вет­ствен­но, там воз­рас­тут цены на них.

 

Пра­виль­ный ответ ука­зан под но­ме­ром 2.

Ответ: 2

Вла­дель­цы за­го­род­ных зе­мель­ных участ­ков вы­жда­ли, пока цена земли по­вы­сит­ся, и вы­ста­ви­ли на про­да­жу при­над­ле­жав­шую им землю. В этом про­яви­лись осо­бен­но­сти фор­ми­ро­ва­ния

1) ры­ноч­ной кон­ку­рен­ции

2) пред­ло­же­ния

3) за­ра­бот­ной платы

4) спро­са

9. От­ли­чи­тель­ной чер­той ад­ми­ни­стра­тив­но-ко­манд­ной эко­но­ми­че­ской си­сте­мы яв­ля­ет­ся

1) со­че­та­ние го­су­дар­ствен­но­го пред­при­ни­ма­тель­ства с част­ным

2) цен­тра­ли­зо­ван­ное, ди­рек­тив­ное эко­но­ми­че­ское пла­ни­ро­ва­ние

3) ре­ше­ние клю­че­вых эко­но­ми­че­ских про­блем в со­от­вет­ствии с обы­ча­я­ми

4) быст­рое об­нов­ле­ние и вы­со­кая диф­фе­рен­ци­а­ция вы­пус­ка­е­мой про­дук­ции

10. Го­су­дар­ство в ры­ноч­ной эко­но­ми­ке

1) берет на себя ор­га­ни­за­цию про­из­вод­ства боль­шин­ства то­ва­ров и услуг

2) осу­ществ­ля­ет рас­пре­де­ле­ние эко­но­ми­че­ских ре­сур­сов

3) уста­нав­ли­ва­ет цены на про­из­во­ди­мые на пред­при­я­ти­ях то­ва­ры

4) за­ко­но­да­тель­но за­креп­ля­ет мно­го­об­ра­зие форм соб­ствен­но­сти

11. Ры­ноч­ная эко­но­ми­ка, в от­ли­чие от ко­манд­ной

1) ис­клю­ча­ет ин­фля­цию

2) по­рож­да­ет то­вар­ный де­фи­цит

3) обес­пе­чи­ва­ет пол­ную за­ня­тость

4) по­рож­да­ет кон­ку­рен­цию то­ва­ро­про­из­во­ди­те­лей

12. И ры­ноч­ная, и ко­манд­ная эко­но­ми­ки

1) ос­но­вы­ва­ют­ся на част­ной соб­ствен­но­сти

2) цен­тра­ли­зо­ван­но ре­гу­ли­ру­ют цены на про­дук­цию

3) обес­пе­чи­ва­ют ос­нов­ные на­род­но­хо­зяй­ствен­ные про­пор­ции

4) ис­клю­ча­ют мо­но­по­ли­за­цию

13. Какой при­мер яв­ля­ет­ся ил­лю­стра­ци­ей мо­но­по­лиз­ма на рынке?

1) В стра­не Z су­ще­ству­ют три ос­нов­ных опе­ра­то­ра мо­биль­ной связи.

2) По вы­ход­ным дням в го­ро­де ор­га­ни­зу­ют­ся яр­мар­ки, где продаётся фер­мер­ская про­дук­ция из близ­ле­жа­щих хо­зяйств.

3) В стра­не М же­лез­но­до­рож­ные ло­ко­мо­ти­вы про­из­во­дят­ся толь­ко на трёх пред­при­я­ти­ях, при­над­ле­жа­щих од­но­му кон­цер­ну.

4) На­ка­ну­не школь­ных ка­ни­кул ту­ри­сти­че­ская ком­па­ния пред­ло­жи­ла новые ва­ри­ан­ты туров для групп уча­щих­ся.

14. В росте цен на то­ва­ры и услу­ги, не обу­слов­лен­ном по­вы­ше­ни­ем их ка­че­ства, про­яв­ля­ет себя

1) гло­ба­ли­за­ция

2) стаг­на­ция

3) ин­фля­ция

4) ре­валь­ва­ция

15. Пен­си­о­не­ру за­дер­жа­ли вы­пла­ту пен­сии. От ин­фля­ции

1) пен­си­о­нер вы­иг­ра­ет

2) пен­си­о­нер про­иг­ра­ет

3) го­су­дар­ство и пен­си­о­нер вы­иг­ра­ют

4) го­су­дар­ство и пен­си­о­нер про­иг­ра­ют

16. В усло­ви­ях эко­но­ми­че­ско­го спада и со­кра­ще­ния объ­е­мов про­из­вод­ства пра­ви­тель­ство стра­ны Н. пошло на офи­ци­аль­ное сни­же­ние курса своей на­ци­о­наль­ной ва­лю­ты по от­но­ше­нию к ва­лю­там дру­гих стран. Цель дан­ной меры –

1) уде­ше­вить оте­че­ствен­ные то­ва­ры, по­вы­сить их кон­ку­рент­но­спо­соб­ность

2) про­ве­сти струк­тур­ную пе­ре­строй­ку эко­но­ми­ки

3) об­лег­чить до­ступ на внут­рен­ний рынок ино­стран­ным то­ва­ро­про­из­во­ди­те­лям

4) со­кра­тить го­су­дар­ствен­ные обя­за­тель­ства на рынке труда

17. Ос­нов­ным ис­точ­ни­ком по­пол­не­ния го­су­дар­ствен­но­го бюд­же­та яв­ля­ют­ся

1) на­ло­ги с граж­дан и пред­при­я­тий

2) при­быль от при­ва­ти­за­ции

3) до­хо­ды от де­я­тель­но­сти го­су­дар­ствен­ных пред­при­я­тий

4) штра­фы с фи­зи­че­ских и юри­ди­че­ских лиц

18. Субъ­ек­том на­ло­го­об­ло­же­ния яв­ля­ет­ся

1) доход фирмы

2) юри­ди­че­ское лицо

3) иму­ще­ство пред­при­я­тия

4) гек­тар земли

19. Про­фи­цит го­су­дар­ствен­но­го бюд­же­та — это

1) по­ни­же­ние курса на­ци­о­наль­ной ва­лю­ты

2) вы­со­кий уро­вень ин­фля­ции

3) отказ ис­пол­нять дол­го­вые обя­за­тель­ства

4) пре­вы­ше­ние до­хо­дов над рас­хо­да­ми

20. В стра­не Z про­цент на­ло­га на до­хо­ды фи­зи­че­ских лиц из­ме­нял­ся в за­ви­си­мо­сти от ве­ли­чи­ны са­мо­го до­хо­да фи­зи­че­ско­го лица. Какой спо­соб на­чис­ле­ния на­ло­га ис­поль­зо­вал­ся в этом слу­чае?

1) про­пор­ци­о­наль­ный

2) про­грес­сив­ный

3) твёрдые став­ки

4) твер­дый

21. Что от­но­сит­ся к до­хо­дам го­су­дар­ствен­но­го бюд­же­та?

1) фи­нан­си­ро­ва­ние обо­рон­но­го за­ка­за пред­при­я­ти­ям

2) вы­пла­ты го­су­дар­ствен­ных гран­тов круп­ным учёным

3) со­дер­жа­ние го­су­дар­ствен­но­го ап­па­ра­та

4) сред­ства от про­да­жи об­ли­га­ций го­су­дар­ствен­но­го займа

22. К рас­ход­ным ста­тьям го­су­дар­ствен­но­го бюд­же­та от­но­сит­ся(-ятся)

1) ак­циз­ные сборы

2) со­ци­аль­ные вы­пла­ты

3) лич­ный по­до­ход­ный налог

4) аренд­ная плата за сдачу во вре­мен­ное поль­зо­ва­ние го­су­дар­ствен­но­го иму­ще­ства

23. Кто из пе­ре­чис­лен­ных ниже граж­дан яв­ля­ет­ся струк­тур­ным без­ра­бот­ным?

1) уво­лив­ший­ся учи­тель, рас­счи­ты­ва­ю­щий найти более лег­кую ра­бо­ту

2) жен­щи­на, на­хо­дя­ща­я­ся в от­пус­ке по уходу за ре­бен­ком

3) шах­тер, уво­лен­ный в связи с за­кры­ти­ем не­рен­та­бель­ной шахты

4) мед­сест­ра, пе­ре­ехав­шая с мужем в дру­гой город

24. К не­га­тив­ным по­след­стви­ям без­ра­бо­ти­цы от­но­сит­ся

1) стрем­ле­ние ра­бот­ни­ков к по­вы­ше­нию своей ква­ли­фи­ка­ции

2) со­зда­ние и де­я­тель­ность го­су­дар­ствен­ных служб за­ня­то­сти

3) утра­та ча­стью тру­до­спо­соб­но­го на­се­ле­ния тру­до­вых на­вы­ков и сти­му­лов к труду

4) рас­ши­ре­ние воз­мож­но­стей для жен­щин за­ни­мать­ся до­маш­ним хо­зяй­ством и вос­пи­та­ни­ем детей

25. Эко­но­ми­че­ский кри­зис привёл к за­кры­тию пред­при­я­тий и росту без­ра­бо­ти­цы во мно­гих от­рас­лях. Какой вид без­ра­бо­ти­цы ил­лю­стри­ру­ет­ся этим при­ме­ром?

1) фрик­ци­он­ная

2) се­зон­ная

3) струк­тур­ная

4) цик­ли­че­ская

26. После за­му­же­ства до­че­ри Анна уво­ли­лась из бух­гал­те­рии, на­ме­ре­ва­ясь, устро­ить­ся на ра­бо­ту с более гиб­ким гра­фи­ком, чтобы нян­чить вну­ков. Какой вид без­ра­бо­ти­цы ил­лю­стри­ру­ет дан­ная си­ту­а­ция?

1) се­зон­ную

2) цик­ли­че­скую

3) фрик­ци­он­ную

4) струк­тур­ную

27. На ри­сун­ке от­ра­же­но из­ме­не­ние спро­са на джин­со­вую одеж­ду на со­от­вет­ству­ю­щем рынке (линия спро­са D пе­ре­ме­сти­лась в новое по­ло­же­ние Dl). (P — цена то­ва­ра, Q — ко­ли­че­ство то­ва­ра.)

Это пе­ре­ме­ще­ние может быть свя­за­но со (с)

1) сни­же­ни­ем до­хо­дов по­тре­би­те­лей

2) модой на джин­со­вую одеж­ду

3) уве­ли­че­ни­ем та­мо­жен­ных по­шлин на им­порт­ную одеж­ду

4) по­вы­ше­ни­ем цен на энер­го­но­си­те­ли

28. На ри­сун­ке от­ра­же­ны из­ме­не­ния пред­ло­же­ния мор­ко­ви и лука на со­от­вет­ству­ю­щем рынке (линия пред­ло­же­ния S пе­ре­ме­сти­лась в новое по­ло­же­ние S1). (Р — цена то­ва­ра, Q — ко­ли­че­ство то­ва­ра.)

Это пе­ре­ме­ще­ние может быть свя­за­но с (со)

1) уве­ли­че­ни­ем до­хо­дов про­из­во­ди­те­лей мор­ко­ви и лука

2) уве­ли­че­ни­ем цен на ми­не­раль­ные удоб­ре­ния

3) сни­же­ни­ем платы за арен­ду зе­мель­ных участ­ков

4) сни­же­ни­ем цен на ди­зель­ное топ­ли­во и бен­зин

29. Най­ди­те в при­ведённом спис­ке опе­ра­ции цен­траль­но­го банка. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) кре­ди­то­ва­ние бан­ков

2) от­кры­тие де­по­зит­ных вкла­дов

3) эмис­сия денег

4) опре­де­ле­ние учётной став­ки

5) кон­суль­ти­ро­ва­ние граж­дан по фи­нан­со­вым во­про­сам

6) приём ком­му­наль­ных пла­те­жей

30. Най­ди­те в спис­ке цен­ные бу­ма­ги и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) при­ви­ле­ги­ро­ван­ные акции

2) кви­тан­ции

3) об­ли­га­ции

4) век­се­ля

5) ав­тор­ские до­го­во­ры

6) тру­до­вые книж­ки



Ключ к КИМ

1 вариант

2 вариант

  1. 2

  2. 1

  3. 4

  4. 1

  5. 4

  6. 1

  7. 2

  8. 2

  9. 4

  10. 2

  11. 1

  12. 4

  13. 4

  14. 4

  15. 2

  16. 1

  17. 3

  18. 3

  19. 1

  20. 1

  21. 1

  22. 2

  23. 3

  24. 1

  25. 3

  26. 4

  27. 4

  28. 3

  29. 135

  30. 456


Критерии оценивания

1-28-по 1 баллу

29,30 –по з балла

34-31 балл – «5», 30-27- «4», 26-20- «3», 19 и ниже «2»

  1. 1

  2. 3

  3. 3

  4. 2

  5. 2

  6. 4

  7. 2

  8. 2

  9. 2

  10. 4

  11. 4

  12. 3

  13. 3

  14. 3

  15. 2

  16. 1

  17. 1

  18. 2

  19. 4

  20. 2

  21. 4

  22. 2

  23. 3

  24. 3

  25. 4

  26. 3

  27. 2

  28. 2

  29. 134

  30. 134
























Приложение 2.

Контрольная работа «Экономическая, политическая и социальная сферы»

1 вариант

Часть 1.

1. Существуют несколько значений понятия «экономика». Что из приведенного ниже иллюстрирует экономику в значении «наука»? 1) продажа стирального порошка 2)изготовление шоколадных конфет 3)прогноз изменения биржевого курса акций

4)открытие ресторана китайской кухни

2. Что из приведенного ниже иллюстрирует экономику как хозяйство? 1)производство необходимых обществу благ и услуг 2)объяснение факторов, влияющих на повышение курса национальной валюты 3)исследование причин экономического роста 4)разработка перспективных моделей развития сферы услуг

3. Что свойственно командной экономике? 1)свободное ценообразование 2)совершенная (чиста я) конкуренция 3)преобладание частной собственности над другими видами 4)централизованное распределение факторов производства

4. Что свойственно рыночной экономике? 1) дефицит товаров и услуг 2)многообразие форм собственности 3)централизованное ценообразование 4)уравнительная оплата труда работников

5.Фирма выращивает в теплицах цветы, овощи и зелень. К труду как фактору производства фирмы относится 1)оборудование теплиц 2) выращенная продукция 3)выручка сбыта продукции 4) штат работников теплиц

6.Общество с ограниченной ответственностью организовало добычу и разлив артезианской воды. К какому фактору производства можно отнести воду? 1)земля 2)капитал 3)труд 4)предпринимательство

7.Фактором интенсивного роста может быть 1)закупка новых станков 2) приглашение иностранных рабочих 3)открытие новых месторождений полезных ископаемых 4) направление рабочих на курсы повышения квалификации


8.Для экстенсивного экономического роста характерно 1)повышение квалификации персонала 2)ускорение оборачиваемости фондов 3)совершенствование орудий производства 4)увеличение численности рабочей силы


9.Цена товара снизится, если предложение товара 1)останется неизменным, а спрос сократится 2)снизится, а спрос останется неизменным 3)останется неизменным, а спрос возрастет 4)снизится, а спрос возрастет


10. Как изменится рынок гречневой крупы после аномального жаркого лета? 1)рыночная цена крупы понизится 2)предложение крупы понизится 3)спрос на крупу понизится 4) количество проданной крупы повысится



11.Какую функцию в экономике выполняет рынок 1)регулирует денежное обращение 2) координирует деятельность потребителей и производителей 3)обеспечивает высокие прибыли товаропроизводителей 4)обеспечивает гармонию общественных и личных интересов


12. На фондовом рынке происходит 1) взаимодействие непосредственных производителей продукции 2)купля - продажа ценных бумаг 3) оборот товаров сельскохозяйственного значения 4) покупка и продажа недвижимости


13.Основным доходом коммерческого банка является: 1)сдача в аренду недвижимости 2)оплата населением коммунальных услуг 3) налоговые отчисления 4)плата за предоставляемый кредит


14. Гражданин сдает принадлежащий ему участок земли в аренду фермеру. Как называется доход гражданина от распоряжения этой недвижимостью? 1)капитал 2)прибыль 3)рента 4)процент


15.Право на получение части прибыли в виде дивидендов закреплено в 1)банковских сертификатах 2)акциях 3)чеках 4)облигациях


16.К типам предприятий, выделяемых в зависимости от формы собственности, относится 1)производственное объединение 2)акционерное общество 3)филиал фабрики


17.Какие затраты можно отнести к постоянным затратам 1)закупочную стоимость проданных товаров 2)расходы на сырье и материалы 3)заработную плату рабочих 4)проценты по банковскому кредиту


18. Какие затраты можно отнести к переменным 1)налоги на имущество предприятия 2)затраты на энергию, потребляемую в процессе производства 3)командировочные расходы сотрудников 4)затраты на печать рекламных каталогов


19. К основным функциям государства в рамках рыночной системы хозяйства относится 1)установление цен на товары повседневного спроса 2) регулирование заработной платы 3)перераспределение доходов с помощью налогообложения 4)разработка пятилетних хозяйственных планов развития экономики


20.Превышение расходов государства над его доходами называют бюджетным 1)убытком 2)потерями 3)профицитом 4)дефицитом


21.Ценральный банк, в отличие от коммерческого банков 1)осуществляет финансовые операции 2)производит эмиссию денег 3) участвует в торгах на валютной бирже 4)работает с вкладами граждан и фирм


22. Протекционизм 1)предоставляет благоприятный торговый режим зарубежным фирмам 2)охраняет авторские права отечественных производителей 3)стимулирует рост отечественного ВВП 4)обеспечивает снижение цен на импорт


23.Государственный долг страны значительно вырос и не позволяет в прежнем объеме финансировать социальные и иные обязательства государства. Государство собирается объявить о невозможности обеспечить выплаты по своим обязательствам перед внешними и внутренними кредиторами. Данный пример отражает такое понятие как 1)дефолт 2)рецессию 3)девальвацию 4)стагфляцию


24. Верны ли следующие суждения о действии рыночного механизма? А. Потребитель в рыночной экономике участвует в формировании рыночного механизма Б. Цены товаров и услуг на рынке устанавливают производители без участия потребителей 1) верно А 2)верно Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения не верны


25. Верны ли следующие суждения о безработице и безработных? А.К категории безработных относятся все неработающие совершеннолетние жители страны Б К категории неработающих относятся те, кто ищет работу или ожидает возвращения на работу потребителей 1) верно А 2)верно Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения не верны


26. Верны ли следующие суждения о рациональном поведении производителя? А. Производители стремятся добиться желаемого результата при наименьших затратах Б. При решении экономических вопросов производитель исходит из фактора ограниченных ресурсов 1) верно А 2)верно Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения не верны

.


27.Верны ли суждения о Государственном бюджете? А. Государственный бюджет РФ обсуждается и утверждается Государственной Думой, а исполняет его Правительство Б. Государственный бюджет отражает основные направления внутренней и внешней политики государства ресурсов 1) верно А 2)верно Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения не верны


28.Одна из функций политической элиты 1)деления населения на партии 2)установление своей диктатуры 3 ) выражение интересов различных слоев населения 4)быть главным творцом художественных ценностей

29. Конституция РФ провозглашает ценности 1)индивидуализма 2)патриотизма 3)национального превосходства 4)диктатуры пролетариата


30 Верны ли суждения о праве? А. Право является частью общечеловеческой культуры Б .Для человека современной культуры право является руководством в жизни и деятельности

1) верно А 2)верно Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения не верны


Часть 2.

В1.Запишите слово, пропущенное в схеме

…………..







Прямые

Косвенные





В2.Запишите слово, пропущенное в таблице

Тип общества

Основа производства

--------------------------

Земля и ручной труд

Индустриальное

Промышленное производство

Постиндустриальное

Знание, информация

В3.Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «налоговая политика» 1)кодекс 2)ставка 3)рынок 4)платежи 5)инфляция 6)льготы 7)объекты

Запишите цифры, выпадающие из общего ряда

В4.Установите соответствие

Конкретное выражение статей бюджета


Виды статей бюджета

А) акцизные сборы

Б) обслуживание государственного долга

В ) личный подоходный налог

Г) выплата жалованья госслужащим

Д) проценты по государственным облигациям

1) расходные статьи

2) доходные статьи



В5.Найдите в приведённом ниже списке меры, способствующие снижению инфляции, и запишите цифры: 1)увеличение расходов на социальные программы 2)закрытие убыточных предприятий 3)изъятие лишних денег Центральным банком 4)отказ от повышений зарплат и пенсий 5)переход на натуральный обмен вместо денежного 6)внесение поправок в Трудовой кодекс

В6. Рынок пассажирских перевозок области Z поделен между четырьмя крупными компаниями, другие производители не представлены. Выберите в приведенном ниже списке характеристики данного рынка и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) рынок услуг 2 )совершенная конкуренция 3)региональный рынок 4)рынок товаров 5)олигополия 6)рыночный дефицит

В7. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий, и запишите цифру, под которой оно указано.

1)безвозмездные выплаты стипендий 2) государственные меры социальной поддержки, 3) установление минимального размера оплаты труда 4)обеспечение льготных условий для ведения малого и среднего бизнеса 5)пособия по безработице


В8. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) равновесная цена 2)спрос 3)предложение 4)рынок 5)продавцы

6)потребители

2 вариант

Часть 1.

1. Существуют несколько значений понятия «экономика». Что из приведенного ниже иллюстрирует экономику как хозяйство? 1)расчет изменения спроса на парикмахерские услуги 2)прогнозирование динамики курса валют 3)выявление закономерностей формирования предложения 4)производство аксессуаров для собак и кошек

2. Что из приведенного ниже иллюстрирует экономику в значении «наука»? 1)производство кондитерских изделий 2)расчет параметров экономического роста 3)оказание бытовых услуг населению 4)биржевая игра на разнице курсов валют


3, Что характерно для традиционной экономической системы? 1)натуральное хозяйство 2)свободная конкуренция 3)развитие товарно- денежных отношений 4)дефицит товаров и услуг


4.Отличительной чертой рыночной экономической системы является? 1) преобладание инфляции открытого типа 2)управление всеми предприятиями из единого центра 3)государственная собственность почти на все экономические ресурсы 4)незначительные темпы экономического роста


5.Владельцы находящейся на грани банкротства фирмы наняли нового управляющего. За год он добился сокращения расходов, обновления продукции фирмы. Кризис был преодолен. Какой фактор производства был в первую очередь использован владельцами фирмы? 1) предпринимательские способности 2)труд 3)информация 4)земля, природные ресурсы


6.Трактор, приобретенный фермерским хозяйством для сельскохозяйственных работ, относится к такому фактору производства, как 1)земля 2)капитал 3)труд 4)предпринимательство

7. Для интенсивного роста характерно 1)расширение производственной базы 2) вовлечение в производство дополнительных ресурсов 3) совершенствование организации труда 4) увеличение численности рабочих


8.Для экстенсивного экономического роста характерно 1)повышение квалификации персонала 2)ускорение оборачиваемости фондов 3)совершенствование орудий производства 4)увеличение численности рабочей силы


9. Количество проданного товара возрастет, если спрос 1)останется неизменным, а предложение сократится 2)уменьшится, а предложение останется неизменным 3)сократится и предложение сократится 4)возрастет, а предложение останется неизменным


10. Увеличение спроса на скейтборды произойдет, если 1) налог для производителей горных лыж станет ниже 2)пройдет удачная реклама на скейтборды 3)горные лыжи станут дешевле 4)возрастет предложение скейтбордов


11.Одной из функций рынка является 1)обеспечение предприятий средствами 2)посредничество между производителями и потребителями 3)установление заданий для производителей 4)налаживание продуктообмена между городом и деревней


12.Спрос на услуги специалистов по рекламе формируется на рынке 1)информации 2)товаров и услуг 3)капитала 4)труда


13. Рост занятости женщин, имеющих малолетних детей, в процессе производства сопровождается увеличением спроса на услуги профессиональных нянь. Это пример функционирования рынка 1)труда 2)товаров 3)капиталов 4)фондового


14. Гражданин вложил часть своих сбережений в акции Сбербанка России. Что будет получать гражданин в виде дохода? 1)процент 2)вексель 3)ренту 4)дивиденд


15.Ежегодный доход владельцев акций 1)заработная плата 2)предпринимательский доход 3)дивиденд 4)вексель


16.К типам предприятий, выделяемых в зависимости от формы собственности, относится 1)производственное объединение 2)акционерное общество 3)филиал фабрики


17. Какие затраты можно отнести к переменным 1)налоги на имущество предприятия 2)затраты на энергию, потребляемую в процессе производства 3)командировочные расходы сотрудников 4)затраты на печать рекламных каталогов


18.Какие затраты можно отнести к постоянным затратам 1)закупочную стоимость проданных товаров 2)расходы на сырье и материалы 3)заработную плату рабочих 4)проценты по банковскому кредиту


19.Государство в рыночной экономике, в отличие от командной 1) поддерживает конкуренцию производителей 2)устанавливает необходимые объемы производства 3)регулирует ценообразование 4)перераспределяет ресурсы между предприятиями


20.Превышение доходов государства над его расходами называют 1)сальдо 2)балансом 3) дефицитом 4)профицитом


21.Одной из функций Центрального банка является 1)прием и хранение вкладов населения 2)обслуживание отраслей экономики 3)предоставление кредитов 4)поддержание устойчивости национальной денежной единицы


22. Жители многих городов страны обнаружили, что на протяжении года цены на товары и услуги стабильно увеличиваются, а качество их не изменяется. Данный факт свидетельствует о таком экономическом явлении, как 1)кризис перепроизводства 2)инфляция 3)дефицит товаров и услуг


23.Государственный долг страны значительно вырос и не позволяет в прежнем объеме финансировать социальные и иные обязательства государства. Государство собирается объявить о невозможности обеспечить выплаты по своим обязательствам перед внешними и внутренними кредиторами. Данный пример отражает такое понятие как 1)дефолт 2)рецессию 3)девальвацию 4)стагфляцию


24.Верны ли следующие суждения об ограниченности ресурсов ограниченностью человеческих А) Ограниченность ресурсов вызвана ограниченностью человеческих потребностей Б)Способы распределения ограниченных ресурсов не зависят от типа экономической системы

1) верно А 2)верно Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения не верны


25. Верны ли следующие суждения о занятых и безработных? А. Человек, работающий неполный рабочий день, относится к категории занятых.

Б. Если человек не имеет работы и готов приступить к работе немедленно, он должен зарегистрироваться в службе занятости и может претендовать на пособие по безработице.

1) верно А 2)верно Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения не верны


26. Верны ли следующие суждения о целях потребителя?

А. Потребитель стремится извлечь максимальную пользу от

потребления товаров и услуг

Б .Потребитель заинтересован в удовлетворении своих потребностей с наименьшими затратами

1) верно А 2)верно Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения не верны


27.Верны ли суждения о Государственном бюджете?

А. Государственный - это особая форма перераспределения отношений

Б. Государственный бюджет - это финансовый план страны на определенный период времени

1) верно А 2)верно Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения не верны

28. Кого из представителей разных слоев обществ можно отнести к политической элите? 1)священник приходской церкви 2) судья Конституционного Суда РФ 3)директор школы 4)член акционерного общества


29.Какой источник права утвердил государственное устройство РФ? 1)распоряжение Правительства 2)Конституция РФ 3)Указ Президента 4)постановление Совета Федерации


30. Верны ли суждения о праве?

А.В законе право приобретает свою определенность , точность, завершенность

Б. Практическое значение права состоит в защите прав человека 1) верно А 2)верно Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения не верны


Часть 2.

В1.Запишите слово, пропущенное в схеме

--------------------------------------------------------------------------





Рента


Заработная плата

Дивиденды

Проценты





В2.Запишите слово, пропущенное в таблице


Виды безработицы

Условия (причины) возникновения

Сезонная

Зависит от колебаний в уровне экономической активности в течение года, характерных для некоторых отраслей экономики

------------------

Вызывается повторяющимися спадами производства в стране или регионе


В3 .Ниже приведены термины экономического содержания. Все они, за исключением двух, относятся к понятию государственный бюджет»: 1) финансовый план 2)рыночная система 3) экономический цикл 4)статьи доходов 5)финансовый год

Запишите цифры, выпадающие из общего ряда



В4.Установите соответствие

Факторы экономического роста

Типы роста

А) увеличение добычи полезных ископаемых

Б) использование передовых технологий

В ) вовлечение в хозяйственный оборот новых земель

Г) рост квалификации рабочих

Д)строительство новых предприятий

1)экстенсивный


2)интенсивный




В5.Найдите в приведенном списке факторы, влияющие на величину спроса. Запишите цифры. 1)величина издержек производства 2)уровень доходов покупателей 3)дотации, предоставляемые покупателям 4) численность покупателей 5)показатель производительности труда 6)технологичность производства

В6. На рынке представлен только один производитель электроэнергии, поставляющий её фирмам и в жилой сектор области Z. Выберите в приведенном ниже списке характеристики данного рынка и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) рынок услуг 2) региональный рынок 3)рынок товаров 4) монополия 5)олигополия 6)рыночный дефицит

В7. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий, и запишите цифру, под которой оно указано.

1)безвозмездные выплаты стипендий 2) государственные меры социальной поддержки, 3) установление минимального размера оплаты труда 4)обеспечение льготных условий для ведения малого и среднего бизнеса 5)пособия по безработице


В8. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) равновесная цена 2)спрос 3)предложение 4)рынок 5)продавцы

6)потребители

Ключи к КИМ

1 вариант

1-3.2-1.3-4.4-2.5-4.6-1.7-4.8-4.9-1.10-2.11-2.12-2.13-4.14-3.15-2.16-2.17-4.18-2.19-3.20-4.21-2.22-3.23-1.23-1.25-4.26-3.27-3.28-3.29-2.30-3

1-налоги.2-традиционная.3-3 5. 4- 21211. 5-2 3 4 .6-1 3 5 . 7-2. 8-4.

2 вариант

1-4.2-2.3-1.4-1.5-1.6-2.7-3.8-4.9-4.10-3.11-2.12-4.13-1.14-1.15-3.16-2.17-2.18-4.19-4.20-4.21-4.22-2.23-1.24-1.25-1.26-3.27-2.28-2.29-2.30-3.

1-факторные доходыю2-циклическая.3-3 2.4-12121.5-234.6-1256.7-2.8-2.

1-30 по 1 баллу, 2-ая часть №1, 2 по 4 балла,3 задан.-3 балла, №4-4 по 2 балла.

Критерии оценивания

49-39 баллов –оценка «5», 38-33 балла –оценка «4», 32-26 баллов –оценка «3», 25 баллов и ниже- оценка «2»

31



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по обществознанию для 11 класса

Автор: Ахметова Лариса Маратовна

Дата: 19.06.2019

Номер свидетельства: 515349

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Дополнительная общеразвивающая программа "Обществознание для всех""
    ["seo_title"] => string(80) "dopolnitiel_naia_obshchierazvivaiushchaia_proghramma_obshchiestvoznaniie_dlia_vs"
    ["file_id"] => string(6) "411178"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1493015119"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Рабочая программ по истории 5 - 9 классы"
    ["seo_title"] => string(41) "rabochaia-proghramm-po-istorii-5-9-klassy"
    ["file_id"] => string(6) "323984"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1462282252"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Рабочая программа по обществознанию (5 класс) "
    ["seo_title"] => string(53) "rabochaia-proghramma-po-obshchiestvoznaniiu-5-klass-2"
    ["file_id"] => string(6) "227746"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1440938809"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Рабочая программа по обществознанию 8 класс ФГОС "
    ["seo_title"] => string(56) "rabochaia-proghramma-po-obshchiestvoznaniiu-8-klass-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "117745"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412875915"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Обществознание 6 класс. Рабочая программа. "
    ["seo_title"] => string(48) "obshchiestvoznaniie-6-klass-rabochaia-proghramma"
    ["file_id"] => string(6) "126825"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415214663"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства