Рабочая программа предназначена для изучения обществознания в основной школе (5 классы), соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /Стандарты второго поколения / М.: «Просвещение», 2011- стр.48).
Учтены Федеральные требования к образовательным организациям в части минимальной оснащённости учебного процесса.
Обществознание - учебный предмет, фундаментом которого являются научные знания о человеке и обществе, о влиянии различных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук (социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии), а также философии.
Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально - гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на обучающихся старшего подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.
Общие цели на ступени основного общего образования по обществознанию следующие:
• углубление интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
• формирование способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю;
• формирование у обучающихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста;
• овладение обучающимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
• формирование у обучающихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейнобытовой сфере, для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом, для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Сроки реализации программы: 2014-2015 учебный год (5 классы).
Рабочая программа по обществознанию в 5 классах призвана достичь следующие предполагаемые результаты:
Овладевать элементарными представлениями об обществе и формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для выполнения типичных социальных ролей;
Формировать умение получать необходимую информацию из разных источников, осмысливать ее, систематизировать и анализировать данные;
Воспитать патриота, гражданина Российской Федерации;
сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике.
Система оценки достижения обучающихся
Нормы оценки знаний предполагают учет индивидуальных особенностей обучающихся, дифференцированный подход к обучению, проверке знаний и умений.
В развернутых и кратких ответах обучающихся на вопросы, в их сообщениях и докладах, а также в письменных ответах оцениваются знания и умения учеников по пятибалльной системе. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определённую тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При этом учитываются: глубина и полнота знаний, владение необходимыми умениями (в объеме программы), осознанность и самостоятельность применения знаний и способов учебной деятельности, логичность изложения материала, включая обобщения, выводы (в соответствии с заданными вопросами), соблюдение норм литературной речи.
Инструментарий для оценивания ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик:
1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определение понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1 – 2 ошибки, которые сам же и исправляет, и 1 – 2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик:
1) обнаруживает незнание большей части излагаемого материала;
2) допускает ошибки в формулировке определений, искажающие их смысл;
3) беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Выведение итоговых оценок.
За учебную четверть и учебный год ставится итоговая оценка. Она является единой и отражает в обобщённом виде все стороны подготовки обучающегося по обществознанию усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие.
Итоговая оценка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих оценок. Решающим при определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой оценки. Однако для того чтобы стимулировать серьёзное отношение обучающихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых оценок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию (5 класс) »
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ПРИОБСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА"
Рассмотрено на заседании МО общественных наук
_____________________
ФИО руководителя
протокол №________
от «___»________ 20__ г
Согласовано на заседании педагогического совета протокол №________
от «_»________ 20__ г
Утверждаю
директор МКОУ ПСОШ
_________ Т.И. Лаврова
Приказ № ________
от «___»________ 20__ г
Рабочая программа учителя
по учебному предмету «Обществознание»
5 классы
Разработчик программы
Мухаметгалиев
Ильнур Ильсурович
г.п. Приобье
2014 – 2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа предназначена для изучения обществознания в основной школе (5 классы), соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /Стандарты второго поколения / М.: «Просвещение», 2011- стр.48).
Учтены Федеральные требования к образовательным организациям в части минимальной оснащённости учебного процесса .
Обществознание - учебный предмет, фундаментом которого являются научные знания о человеке и обществе, о влиянии различных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук (социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии), а также философии.
Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально - гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на обучающихся старшего подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.
Общие цели на ступени основного общего образования по обществознанию следующие:
• углубление интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
• формирование способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю;
• формирование у обучающихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста;
• овладение обучающимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
• формирование у обучающихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейнобытовой сфере, для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом, для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Сроки реализации программы: 2014-2015 учебный год (5 классы).
Рабочая программа по обществознанию в 5 классах призвана достичь следующие предполагаемые результаты:
Овладевать элементарными представлениями об обществе и формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для выполнения типичных социальных ролей;
Формировать умение получать необходимую информацию из разных источников, осмысливать ее, систематизировать и анализировать данные;
Воспитать патриота, гражданина Российской Федерации;
сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике.
Система оценки достижения обучающихся
Нормы оценки знаний предполагают учет индивидуальных особенностей обучающихся, дифференцированный подход к обучению, проверке знаний и умений.
В развернутых и кратких ответах обучающихся на вопросы, в их сообщениях и докладах, а также в письменных ответах оцениваются знания и умения учеников по пятибалльной системе. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определённую тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При этом учитываются: глубина и полнота знаний, владение необходимыми умениями (в объеме программы), осознанность и самостоятельность применения знаний и способов учебной деятельности, логичность изложения материала, включая обобщения, выводы (в соответствии с заданными вопросами), соблюдение норм литературной речи.
Инструментарий для оценивания ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик:
1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определение понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1 – 2 ошибки, которые сам же и исправляет, и 1 – 2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик:
1) обнаруживает незнание большей части излагаемого материала;
2) допускает ошибки в формулировке определений, искажающие их смысл;
3) беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Выведение итоговых оценок.
За учебную четверть и учебный год ставится итоговая оценка. Она является единой и отражает в обобщённом виде все стороны подготовки обучающегося по обществознанию усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие.
Итоговая оценка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих оценок. Решающим при определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой оценки. Однако для того чтобы стимулировать серьёзное отношение обучающихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых оценок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание курса строится на основе системно-деятельностного подхода. «Обществознание» - учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируется на результатах исследования, научном аппарате комплекса общественных наук.
Тематическое планирование Рабочей программы составлено с учетом требований к результатам обучения и освоения содержания курса по обществознанию.
«Обществознание» в основной школе опирается на пропедевтическую обществоведческую подготовку обучающихся в начальных классах в рамках учебного предмета «Окружающий мир».
Рабочая программа по обществознанию для 5 классов разработана на основе следующих документов:
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования1;
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования2;
Примерной программы основного общего образования по обществознанию 5–9 класс (2004)3;
Примерные программы по учебным предметам. Обществознание. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2012. – 85 с. – (Стандарты второго поколения);
Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Основная школа. – М.: Просвещение, 2011. – 342 с. (Стандарты второго поколения);
Результатом изучения курса является развитие у учащихся широкого круга компетентностей:
Социально – адаптивной (гражданственной)
Когнитивной (познавательной)
Информационно – технологической
Коммуникативной
Новизна данной программы определяется тем, что при её реализации:
происходит замена традиционной репродуктивной деятельности учащихся на уроках и вне урока на продуктивную;
у учащихся формируются и развиваются универсальные учебные действия (УУД);
реализуется главная задача образования – гражданское становление личности.
Программа ориентирована на учебник по обществознанию: Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова Обществознание. 5 класс/М. «Просвещение» 2013 - с.127
При реализации данной программы учителем используется проблемно-диалогический метод обучения, деятельностный подход.
Особенность содержания учебной деятельности, заключается в разных формах урочной и внеурочной деятельности, в том числе содержание проектных и исследовательских форм учебной деятельности.
Типы уроков
Педагогические технологии
Формы работы
игра
дискуссия
практикум
контрольная работа
беседа
Интерактивные:
игровые;
ТРИЗ;
технология дискуссии;
проектная технология;
проблемное обучение;
технология развития критического мышления
Индивидуальная
Групповая
Группы с переменным составом
Место учебного предмета в Учебном плане
МКОУ "Приобская СОШ" на 2014 - 2015 учебный год
Федеральный базисный учебный план для образовательных организаций Российской Федерации отводит 174 часа для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на ступени основного общего образования, в том числе: в V, VI, VII, VIII классах по 35 часов и в IX классе - 34 часа, из расчета 1 учебный час в неделю.
Данная программа рассчитана на 35 учебных часов. При этом резерв свободного времени, предусмотренный примерной программой, направлен на реализацию авторского подхода для использования разнообразных форм организации учебного процесса и внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения истории на ступени основного общего образования
Личностные:
•восприятие основ для формирования мотивации к будущей активной жизненной позиции;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в различных сторонах жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, на отношении к человеку; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании ответственности за свои личные поступки.
Метапредметные:
• первоначальные умения сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей;
• овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог);
• первоначальное умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках, на:
• использование элементов причинно-следственного анализа;
• исследование несложных реальных связей и зависимостей;
• выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
• поиск извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
• перевод несложной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
• объяснение изученных положений на конкретных примерах;
• оценку своих учебных достижений, поведения.
Предметные:
• относительно-целостное представление о человеке;
• знание ряда ключевых понятий: человек, семья, гражданин, патриот и т.д.
• умение находить нужную социальную информацию в различных источниках, систематизировать ее и соотносить их с собственными знаниями.
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил и умение применять их на практике.
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества.
• понимание специфики познания мира средствами искусства
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности (общение со взрослыми и сверстниками);
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, принимать коллективное решение, распределять роли, брать ответственность на себя за другие группы;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Содержание учебного предмета обществознание (35 ч.)
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Тема 1. Введение в общество (1ч.)
Введение в обществознание.
Тема 2. Человек (6 ч.)
Личность как совокупность важнейших человеческих качеств. Индивидуальность человека. Качества сильной личности. Цели и ценность человеческой жизни. Человек — биологическое существо. Отличие человека от животных. Наследственность.
Познание мира. Познание самого себя (самопознание). Самосознание и самооценка. Способности человека. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями.
Отрочество — особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность — показатель взрослости. Различия в поведении мальчиков и девочек.
Деятельность человека, ее основные формы (труд, игра, учение). Особенности игры как одной из основных форм деятельности людей в детстве. Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и умения как условие успешной деятельности.
Потребности человека — биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Духовный мир человека. Мысли и чувства.
Контрольная работа № 1. Индивид. Индивидуальность. Личность.
Тема 3. Семья (6 ч.)
Семья — ячейка общества. Семейные ценности и традиции. Семья под защитой государства. Семейный кодекс.
Права ребенка. Гражданско-правовое положение личности в обществе. Юные граждане России: какие права человек получает от рождения. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.
Виды семей. Отношения между поколениями.
Семейное хозяйство. Заботы членов семьи. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства.
Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения человека. Здоровый образ жизни. Безопасность жизни. Значимость здорового образа жизни.
Контрольная работа № 2. Семья.
Тема 4. Школа (6 ч.)
Значение образования в жизни общества. Ступени школьного образования. Урочная и внеурочная деятельность. Образование и самообразование.
Система образования в нашей стране. Подросток в школе.
Учеба — основной труд школьника. Умение учиться. Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями.
Проблемы общения. Конфликт и компромисс.
Дружба. Дружный класс.
Контрольная работа № 3. Школа.
Тема 5. Труд (6 ч.)
Труд — основа жизни. Содержание и сложность труда. Результаты труда.
Заработная плата. Труд — условие благополучия человека.
Благотворительность и меценатство.
Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве. На пути к жизненному успеху. Привычка к труду.
Проблема выбора профессии. Важность взаимопонимания и взаимопомощи.
Контрольная работа № 4. Труд.
Тема 6. Родина (10 ч.)
Наша родина — Россия, Российская Федерация. История страны. Кто мы в мире? Соседи России.
Россия — федеративное государство. Субъекты Федерации. Город-миллионер.
Русский язык — государственный. Любовь к Родине. Черты патриота.
Государственные символы России. Герб, флаг, гимн. История государственных символов.
Государственные праздники.
Москва — столица России.
Права граждан России. Гражданин — Отечества достойный сын. Обязанности граждан. Гражданственность.
Национальность человека. Народы России — одна семья. Многонациональное государство. Многонациональная культура России. Национальная принадлежность: влияет ли она на социальное положение личности?
Межнациональные отношения.
Контрольная работа № 5. Россия.
Тематическое планирование
№
Раздел
Количество часов
Из них
контрольных работ
Резерв
Введение в общество
1
-
Человек
6
1
-
Семья
6
1
-
Школа
6
1
-
Труд
6
1
-
Родина
10
1
-
ВСЕГО
35
5
-
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
http://www.subscribe.ru/catalog/economics.education.eidos6social — Обществознание в школе (дистанционное обучение).
Приложения к программе
Календарно-тематическое планирование по предмету обществознание (отдельный документ)
1Приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования»
2Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
3 Письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. №03– 1263