kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по обществознанию 8 класс ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для 8 класса создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения (ФГОС). Рабочая программа по курсу «Обществознание» разработана на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, на основе примерных программ по обществознанию 6-9 классов, авторской программы «Обществознание» Кравченко  (учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, Москва, Издательский центр "Русское слово"- 2012). Программа соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам основного общего образования по образовательной области «Обществознание». Рабочая программа составлена для общеобразовательной школы, дает возможность учитывать особенность разноуровневого контингента обучающихся. Её реализация способствует  обучению и развитию как одаренных детей, так и слабоуспевающих.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию 8 класс ФГОС »







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО обществознанию


УМК Кравченко А.И Издательство «Русское слово»



8 КЛАСС






































Пояснительная записка

Рабочая программа для 8 класса создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения (ФГОС). Рабочая программа по курсу «Обществознание» разработана на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, на основе примерных программ по обществознанию 6-9 классов, авторской программы «Обществознание» Кравченко (учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, Москва, Издательский центр "Русское слово"- 2012). Программа соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам основного общего образования по образовательной области «Обществознание». Рабочая программа составлена для общеобразовательной школы, дает возможность учитывать особенность разноуровневого контингента обучающихся. Её реализация способствует обучению и развитию как одаренных детей, так и слабоуспевающих.



Цели изучения обществознания в основной школе.

• воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
• развитие личности на исключительно важном этапе ее социализации — в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры,  становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
• формирование у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
• овладение учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
• формирование у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Кроме того, учебный предмет «Обществознание» в основной школе призван помогать предпрофильному самоопределению школьников.




Цель курса обществознание:

  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека , ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

  • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

  • овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;

  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Методы и формы решения практических задач - работа в рабочей тетради, практическое задание, работа с тестами, самостоятельная работа с текстами учебника, работа с дополнительной литературой, энциклопедией, словарями.

Формы организации учебного процесса:

  • коллективная;

  • групповая;

  • индивидуальная.

Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной организации:

  • содержания;

  • обучающих средств;

  • методов обучения.

Виды учебных занятий: урок, лекция, практическое занятие, игры-обсуждения, проектная деятельность.

Основные задачи предмета «Обществознание»:

· формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

· овладение учащимися знаниями в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

· воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

· развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

· формирование у школьников умений применять социально-экономические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

При реализации данной рабочей программы основное внимание будет уделяться формированию универсальных учебных действий (УУД) через использование (применение) следующих элементов педагогических технологий, в т.ч. инновационных:

Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса:

Педагогика сотрудничества

Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:

Игровые технологии

Проблемное обучение

Технологии уровневой дифференциации

Групповые технологии

Компьютерные технологии обучения

Частнопредметные педагогические технологии:

Природосообразные технологии

Технология саморазвития (М. Монтессори)

Технологии развивающего обучения:

Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П. Волков, Г.С. Альтшуллер, И.П. Иванов)

Личностно ориентированное развивающее обучение (И.С. Якиманская)

Технология саморазвивающего обучения (Г.К. Селевко), что отражено в календарно-тематическом планировании.

Ключевой задачей при реализации данной программы будет являться здоровьесбережение, так как оно как никогда актуально в учебно-воспитательном процессе и формирует внимательное отношение учащихся к своему организму, воспитывает понимание ценности человеческой жизни, закладывает основы здорового образа жизни, умение ценить свою жизнь и жизнь окружающих.

Новизна разработанных требований в соответствии с ФГОС предполагает приоритет системно-деятельностного подхода к процессу обучения, что определяет не только освоение обучающимися предметных умений, но и развитие у них общих учебных умений и обобщённых способов деятельности, связанных с формированием познавательной, информационной и коммуникативной компетентности.

Рабочая программа составлена к учебнику:

Кравченко А.И.Обществознание. 8 класс. – М.: Издательство «Русское слово», 2012 г.

Кому адресована программа: для 8 класса

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является усиление их ориентации на результаты образования. В рамках стандарта понятие «результат образования» рассматривается с позиций деятельностного подхода. От того, какими понятиями, операциями наполнено содержание обучения, зависит успешность проектирования определенного типа мышления, способов восприятия окружающего мира, возможности самореализации личности ученика.

Основные результаты обучения и воспитания в отношении достижений личностного, социального, познавательного и коммуникативного развития обеспечивают широкие возможности учащихся для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями личности, а также способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию. Это означает, что результаты общего образования должны иметь характер универсальных (метапредметных) умений, обеспечивающих общекультурную направленность общего образования, универсализацию и интеграцию знаний и представлений. Универсальные учебные действия, приобретенные учеником в результате обучения, должны обеспечить его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально - гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся старшего подросткового возраста. Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном поликультурном, полиэтническом обществе.

Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие  в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания  учебного предмета обществознания является опыт  познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности  в учебном процессе и социальной практике.

Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся старшего подросткового возраста.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Согласно основной образовательной программы муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа имени М.М. Рудченко с. Перелюб Перелюбского района Саратовской области» на изучение обществознания в 8 классе отводится 1 час в неделю (35 ч в год).







Содержание тем учебного курса

«Обществознание» в 8кл.


Наименование раздела

Количество часов

1

Введение. Наука о человеческой Вселенной

1

2

Общество и человек

11

3

Экономическая сфера

10

4

Социальная сфера

12

5

Резерв

1


Итого:


35

Введение. Наука о человеческой Вселенной.(1ч)

Тема 1. Общество и человек (11ч.)


Понятие общества. Основные сферы общественной жизни. Изменение положения человека в процессе развития общества. Пути к подлинно гуманному обществу. Нормы, регулирующие общественные отношения. Аграрное, индустриальное, постиндустриальное общество. Представление о человеке как биосоциальном существе, включенном в жизнь природы, малой группы, больших социальных общностей, в экономику, политику, культуру, общество в целом. При этом человек характеризуется и как субъект общественных отношений, специфически проявляющий себя в многообразных взаимосвязях с другими людьми, и как индивидуальность, самостоятельно определяющая свой жизненный путь, постоянно оказывающаяся перед нравственным выбором в различных жизненных ситуациях. Человек и человеческие отношения рассматриваются с точки зрения гармонизации жизненных установок и целей человека с требованиями, предъявляемыми ему со стороны тех природных и социальных образований, в которые он включен. Такой подход призван помогать гуманизации личности, ее отношений к природе, другим людям, к себе и вместе с тем ориентировать на гуманизацию всей социальной системы.

Тема 2. Экономическая сфера (10ч.)

Учащиеся знакомятся с основными сферами экономической жизни, изучают многообразные общественные связи и отношения человека, получают представление о процессах, происходящих в современном обществе. При этом они осознают зависимость судьбы человека не только от состояния общества, но и от собственной социальной активности. На занятиях целесообразно привлекать текущую информацию, позволяющую раскрывать изучаемые положения на актуальных примерах.
Экономика и ее роль в жизни общества. Общественные потребности. Ограниченность ресурсов. Факторы производства. Рыночная экономика, деньги. Конкуренция. Спрос и предложение. Цена товара. Прибыль. Издержки производства. Предприятие.
Роль государства в экономике. Госбюджет. Налоги. Экономика переходного периода в России. Экономическая жизнь общества: понятие и основные элементы.
Техника и технология. Научно-технический прогресс. НТР и ее социальные последствия.

Тема 3. Социальная сфера (12ч.)

Учащиеся знакомятся с основными сферами социальной жизни, изучают многообразные общественные связи и отношения человека, получают представление о процессах, происходящих в современном обществе. При этом они осознают зависимость судьбы человека не только от состояния общества, но и от собственной социальной активности. На занятиях целесообразно привлекать текущую информацию, позволяющую раскрывать изучаемые положения на актуальных примерах.

С помощью социальных норм человек формирует собственные оценки и отношение к себе и другим, к своему поведению и поведению других членов общности или группы, к партнерам в непосредственном общении, к обществу в целом. Они являются и условием, и продуктом, и средством познания социальной действительности. Овладевая ими, человек вырабатывает отношение к фактам и процессам социальной жизни, социальным условиям своего существования и поведения. Только имея целостное представление о социальных нормах и следуя им, человек способен выработать высшие формы и средства регуляции поведения — ценностные системы и критерии, убеждения, идеалы, понимать взаимосвязь прав, свобод личности и ее гражданской ответственности.
Социальная структура. Социальные группы и общности. Проблемы социального равенства. Социальные роли. Социальный статус. Социальный конфликт и пути его разрешения.

Нации и межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Проблемы межнациональных отношений в современном обществе.
Понятие о поколениях. Связь поколений или конфликт поколений? Детство — особый период в жизни человека. Защита прав ребенка.

Резерв-1час.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

Личностные результаты изучения предмета:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  с учётом устойчивых познавательных интересов через введения к учебникам и разделам, описывающим связь целей изучения обществознания с жизнью;через жизненные задачи, завершающие каждый раздел, а также через деятельностные технологии, обеспечивающие мотивацию через вовлечение школьников активную деятельность.

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, гражданской позиции, религии, традициям.

  •  ценностям народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества.

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

Метапредметными результатами изучения является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  2. умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  3. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  4. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

  5. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные УУД:

  1. умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

  2. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Коммуникативные УУД:

  1. смысловое чтение;

  2. умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  3. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Предметными результатами изучения  курса являются следующие умения:

  1. Нравственное самоопределение личности: умение оценивать свои и чужие поступки, опираясь на выращенную человечеством систему нравственных ценностей.

  2. При оценке явлений выявлять гуманистические нравственные ценности.

  3. Гражданско-патриотическое самоопределение личности: умение, опираясь на опыт предков, определить свою мировоззренческую, гражданскую позицию, толерантно взаимодействовать с теми, кто сделал такой же или другой выбор.

  4. Определять и объяснять свои оценки явлений, событий.

Толерантно определять свое отношение к иным позициям Рабочая программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, рекомендуемое структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для составления тематического планирования курса, содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:

·  сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

·  владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

·  выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:

-       на  использование элементов причинно-следственного анализа;

-       на исследование несложных реальных связей и зависимостей;

-       на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

-      на поиск  и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

-      на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

-       на объяснение изученных положений на конкретных примерах;

-  на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

- на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

 Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы  осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся VIII класс Учащиеся должны знать:

Понятия и термины: общество, социальная организация страны, сферы общества, страна, государство, мировое сообщество, глобализация;

Способы защиты природы, организации, реализующие эту задачу, понятия и термины: природа, окружающая среда, антропогенные нагрузки, экологические программы;

Разные подходы к типологии обществ, сравнения различных типов обществ;

Понятия и термины: закон ускорения истории, социальный прогресс, реформы и революции, прогрессивные и регрессивные реформы;

Понятия и термины: социальная среда, воспитание, человек, индивидуальность, личность, моральные нормы, духовные ценности;

Характеристику потребностей человека; понятия: потребности, свобода, ответственность;

Понятия и термины: общение, речевое и неречевое общение, этикет, ритуал, межкультурное общение;

Роль экономики в жизни общества, структуру экономики;

Функции денег и их исторические формы;

Связь спроса и предложения, факторы рыночной экономики, характеристика рыночной экономики;

Основные функции цены, понятия: конкуренция, монополия, олигополия;

Характеристику предпринимательской деятельности, роль малого бизнеса;

Способы воздействия государства на экономику, сравнение государственного и рыночного регулирования;

Характеристику бюджета семьи;

Нормы правового регулирования трудовых отношений, причины безработицы;

Сущность социальной структуры, социального статуса и социальных отношений;

Характеристику образа жизни;

Характеристику больших и малых групп, причины национальных конфликтов, пути решения социальных конфликтов;

Основные нормы правовых основ брака.

Учащиеся должны уметь:

Называть основные сферы общества и характеризовать их;

Объяснять взаимосвязь природы и общества, характеризовать экологические проблемы;

Выделять в тексте оценочные суждения о социальных последствиях НТР;

Характеризовать общение, сравнивать виды межличностных отношений;

Объяснять связь спроса и предложения;

Называть основные функции цены;

Высказывать суждения о роли малого бизнеса;

Сравнивать государственное и рыночное регулирование экономики;

Характеризовать социальную структуру общества;

Выделять в тексте оценочные суждения о социальной дифференциации;

Объяснять причины межнациональных конфликтов, сравнивать пути решения социальных конфликтов;

Характеризовать семью как малую группу.


Разделы

Цель

Должны знать

Общество и человек

Познакомить учащихся с особенностями курса обществознания, которое им предстоит изучать в течении2-х лет. Разъяснить современное понимание общества и его основных сфер жизни.

— что такое общество и в чем заключаются его отличительные признаки;
— уметь анализировать структуру общества, показывая взаимосвязь различных сфер общественной жизни;

- уметь различать такие понятия, как государство, общество, страна и давать им определение.

Экономическая сфера

Познакомить учащихся с пониманием сущности экономических отношений в обществе, основными сферами, экономики, сформировать умения, необходимые для выбора оптимального варианта проведения в сфере рыночной экономики.

- знать, что такое экономика, какова её структура и какую роль она играет в человеческом обществе;

- понимать сущность информационных и человеческих ресурсов экономики, а также других факторов производства;

- уметь разъяснить сущность таких понятий как, экономические отношения, экономика, инфляция, ресурсы, наемный труд, капитал, капиталист, менеджер, предприниматель, потребности, фирма, производство, промышленность, отрасль, предприятие, цех, фирма.

- решать творческие задачи по проблемам ориентации человека в сложных процессах экономической жизни.


Социальная сфера

Разъяснить ученикам сущность социальной структуры общества, показать особенности социальных статусов, социальных отношений и ролей в обществе. Сформировать умения анализировать поведение людей с точки зрения изученных социологических категорий, научить анализировать свой социальный статус и определить манеры своего поведения

-знать, что такое социальный статус личности в обществе; социальная группа, социальные отношения.

- разъяснять социальную структуру любого общества.

-уметь анализировать социальный образ, имидж личности;

- уметь объяснять поступки людей в соответствии с их социальной ролью.


ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Выявление уровня овладения учащимися образовательными результатами через систему контроля и включает:

  1. учительский контроль

  2. самоконтроль

  3. взаимоконтроль учащихся

Предпочтительные формы текущего и промежуточного контроля освоения рабочей программы.

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов:

  1. Активность участия.

  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

  4. Самостоятельность.

  5. Оригинальность суждений.


Предпочтительные формы контроля знаний, умений, навыков.

Преобладающей формой текущего контроля выступает как устные ответы, так и письменная работа (по карточкам, самостоятельные, тестовые, контрольные работы).

В соответствии с рабочей программой лабораторные и практические работы включаются в каждый урок:

  •  извлечение социальной информации из разнообразных источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;

  •  решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;

  •  формулирование  собственных оценочных суждений;

  •  наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в жизни;

  •  оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности;

  •  участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ по обществоведческой тематике;

  • совместная деятельность в процессе участия в ученических социальных проектах в школе, микрорайоне, населенном пункте.


Проектная деятельность по предмету

По определению проект – это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых обучающиеся:

1) самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

2) учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

3) приобретают коммуникативные умения, работая в группах;

4) развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);

5) развивают системное мышление.

Задачи проектной деятельности:

- формировать у обучающихся систему интеллектуальных знаний, умений и навыков, которые способствуют развитию творческих способностей, инициативы и самостоятельности;

- повышать самооценку обучающихся благодаря достижению поставленной цели и полученных результатов.

Выпускник должен научиться:

- использовать знания для решения нестандартных задач

- комбинировать и модернизировать известные решения для достижения нового результата, диктуемого изменяющимися внешними условиями.

- повысить уровень коммуникабельности, то есть расширить круг конструктивного и целенаправленного общения, актуализированного однотипностью деятельности

Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников.

Информационные проекты. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом.

Структура информационного проекта может быть обозначена следующим образом:

  • цель проекта,

  • предмет информационного поиска,

  • источники информации (СМИ, интервью, анкетирование, "мозговая атака"),

  • способы обработки информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы),

  • результаты информационного поиска (статья, аннотация, реферат, доклад, видео и др.),

  • презентация.

Практико-ориентированные проекты отличает четко обозначенный с самого результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников.

Игровые проекты. В таких проектах структура только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь в его конце.

Виды проектов по предметно-содержательной деятельности:

1) культурологические (реферативные работы);

Виды проектов по характеру координации проекта и по количеству участников проекта:

1) с открытой координацией (жесткий), с закрытой координацией (гибкий);

2) личностный, парный, групповой.

Критерии оценивания учащихся по обществознанию.

Критерии оценки устного ответа.

Оценка «5» ставится в том случае, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности литературным языком.

Оценка «4» ставится, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности, при этом допущены 2-3 незначительных ошибки, исправленные по требованию учителя.

Оценка «3» ставится, если ответ полный, но при этом допущены 2-3 существенных ошибки, или ответ неполный, несвязный.

Оценка «2» ставится, если при ответе обнаружено полное непонимание основного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

Оценка «1» ставится в том случае, если ответ полностью отсутствует.

 Критерии оценивания письменного ответа.

При оценке письменного ответа необходимо выделить следующие элементы:

1.Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы.

2. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа.

3. Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.

Оценка «5» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

Оценка «4» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

Оценка «3» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании обществоведческих терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

Оценка «2» ставится, если представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации.

 Оценка «1» ставится, если проблема не раскрыта или дана информация (факты общественной жизни или личного опыта) не в контексте задания.

Критерии оценивания учащихся 5-9 классов

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ Критерии

5 (отл.)

4 (хор.)

3 (уд.)

2 (неуд.)

1. Организация ответа (введения, основная часть, заключение)

Удачное исполнение правильной структуры ответа (введение – основная часть – заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить)

Исполнение структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов

Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или ее определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя

Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы

2. Умение анализировать и делать выводы

Выводы опираются на основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и ее элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями

Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются

Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются

Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий

3. Иллюстрация своих мыслей

Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу

Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия

4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала)

Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений

Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируется; факты отделяются от мнений

Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними

Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы

5.Работа с ключевыми понятиями

Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; четко и полно определяются, правильное и понятное описание

Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются четко, но не всегда полно; правильное и доступное описание

Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда четко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно

Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания



Нормы оценки знаний за выполнение теста учащихся по обществознанию.

% выполнения

0-27

28-52


53-77

78-100

Отметка

«2»

«3»

«4»

«5»


Нормы оценки знаний за творческие работы учащихся по обществознанию.

Отметка Содержание

2

3

4

5

1

Общая информация

Тема предмета не очевидна. Информация не точна или не дана.


Информация частично изложена. В работе использован только один ресурс.

Достаточно точная информация. Использовано более одного ресурса.

Данная информация кратка и ясна. Использовано более одного ресурса.

2

Тема

Не раскрыта и не ясна тема урока. Объяснения некорректны, запутаны или не верны.

Тема частично раскрыта. Некоторый материал изложен некорректно.

Сформулирована и раскрыта тема урока.

Ясно изложен материал.

Сформулирована и раскрыта тема урока.

Полностью изложены основные аспекты темы урока.

3

Применение и проблемы




Не определена область применения данной темы. Процесс решения неточный или неправильный.

Отражены некоторые области применения темы. Процесс решения неполный.

Отражены области применения темы. Процесс решения практически завершен.

Отражены области применения темы. Изложена стратегия решения проблем.




Критерии оценки мультимедийной презентации

Создание слайдов

Максимальное количество баллов

Оценка группы

Оценка учителя

  • Титульный слайд с заголовком

5



  • Минимальное количество – 10 слайдов

10



  • Использование дополнительных эффектов PowerPoint (смена слайдов, звук, графики)

5



Содержание

  • Использование эффектов анимации

15



  • Вставка графиков и таблиц

10



  • Выводы, обоснованные с научной точки зрения, основанные на данных

10



  • Грамотное создание и сохранение документов в папке рабочих материалов

5



Организация

  • Текст хорошо написан и сформированные идеи ясно изложены и структурированы

10



  • Слайды представлены в логической последовательности

5



  • Красивое оформление презентации

10



  • Слайды распечатаны в формате заметок.

5



Общие баллы

Окончательная оценка:

90










Учебно-методическое и материально- техническое обеспечение образовательного процесса


Перечень УМК:


1.Кравченко А.И. Обществознание. Программа курса для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. М.: «Русское слово», 2007 Допущено Министерством образования РФ

2. Кравченко А.И.Обществознание. 8 класс. – М.: Издательство «Русское слово», 2012 г.

3. Обществознание. Поурочные планы по учебнику А.И.Кравченко. – Волгоград, 2012 г.

3. Хромова И.С. Рабочая тетрадь по обществознанию. 8 класс. – М.: Издательство «Русское слово», 2012г.

4. Кравченко А.И Задачник по обществознанию 8-9 классы

5.Певцова Е.А.Обществознание: Книга для учителя. Методическое пособие к учебнику А.И Кравченко «Обществознание 8-9 класс»

6.Агафонов С.В. Схемы по обществознанию 8-9 класс (к учебникам А.И.Кравченко)


Список литературы:

Методическая литература для учителя:


  1. Е.Н. Захарова Человек и общество. Дидактический материал для 8-9 кл. – М.: Центр инноваций в педагогике, 1998г.

  2. А.Ф. Никитин Право и политика 8-11 класс. Материалы и документы к курсам политологии, политики и права, основ государства и права. – М.: Дрофа, 1998 г.

  3. Л.Н. Боголюбов. Человек и общество. Практикум. – М.: Социально-политический журнал, 1993 г.

  4. Тесты и задания по обществознанию: 8 кл.— М., 1997г.
    Мушинский В. О. Обществозвание: 8 кл.— Ч. 1.— М., 2002 г.

  5. Обществознание: 8—9 кл./Под ред. А. Ф. Никитина.— М., 2001 г.
    Человек и общество. Под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2001.

  6. Под ред. Боголюбова Л.Н. и др. Человек и общество. Обществознание. Ч. 1. 10 кл.- Просвещение, 2003. Комплект

  7. Под ред. Боголюбова Л Н., Лазебниковой А.Ю. Человек и общество. Обществознание. Ч. 2. 11 кл.- Просвещение, 2003. Комплект

  8. Дидактические материалы по курсу «Человек и общество». 10-11 кл: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2002.

  9. Лазебникова А.Ю., Калачева Е.Н., Демидов Б.В. Поурочные методические разработки по обществознанию: М.: Издательство «Экзамен», 2005.

Литература для учителя обществознания (основная школа):

1.Безбородов А. Б. Обществознание: учеб. / А. Б. Безбородое, М. Б. Буланова, В. Д. Губин. — М., 2008.

  1. Морозова С. А. Обществознание: учеб.-метод, пособие / С. А. Морозова. - СПб., 2001.

2.Каверин Б. И. Обществознание /Б. И. Каверин, П. И. Чижик. - М., 2007.

  1. Обществознание: пособие для поступающих в вузы / под ред. В. В. Барабанова. — СПб., 2001.

3.Тишков В. А. Российский народ: кн. для учителя / В. А. Тиш-ков. - М., 2010.

4.Кравченко А. И. Социология и политология: учеб. пособие для студентов средних проф. учеб. заведений / А. И. Кравченко. — М., 2000.

5.Философия: учеб. / под ред. О. А. Митрошенкова. — М., 2002.

6.Философия: учеб. / под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидори-ной. — М., 2004.

7.Балашов Л. Е. Практическая философия / Л. Е. Балашов. — М., 2001.

8.Социальная психология: учеб. для вузов / Г. М. Андреева. — М., 2004.

9.Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. — СПб., 2005.

10.Григорович Л. А. Педагогика и психология: учеб. пособие / Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская. — М., 2003.

11.Сухов А. Н. Социальная психология: учеб. пособие для студентов вузов / А. Н. Сухов [и др.]; под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. — М., 2001.

12.Исаев Б. А. Социология в схемах и комментариях: учеб. пособие / Б. А. Исаев. — СПб., 2008.

13.Кравченко А. И. Основы социологии: учеб. пособие для студентов средних спец. учеб. заведений / А. И. Кравченко. - М., 2004.

14.Кравченко  А.   И.   Социология  в  вопросах  и  ответах /А.И. Кравченко. - М., 2008.

15.Латышева В.  В.  Основы социологии: учеб. для ссузов /

16.В. Латышева. — М., 2004.

17.Миголатьев А. А. Курс политологии: учеб. / А. А. Миго-латьев, В. В. Огнева. — М., 2005.

18.Политология: учеб. / под ред. В. А. Ачкасова, В. А. Гуто-рова. — М., 2005.

19.Смирнов Г. Н. Политология: учеб. / Г. Н. Смирнов [и др.]. — М., 2008.

20.Липсиц И. В. Экономика: учеб. для вузов. — М., 2007.

21.Михайлушкин А. Н. Основы экономики: учеб. для ссузов / А. Н. Михайлушкин.— М., 2003.

22.Носова С. С. Основы экономики: учеб. для студентов образовав учреждений среднего проф. образования / С. С. Носова. — М., 2002.

23.Экономика для колледжей: базовый курс. — Ростов н/Д, 2005.

24.Румянцева Е. Е. Новая экономическая энциклопедия / Е. Е. Румянцева. — М., 2005.


Дополнительная литература для учащихся:


  1. Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание. – М.: Дрофа, 2002.

  2. Практикум по обществознанию. – М.: Рольф, 2002.

  3. Человек и общество: Доп. материалы к учеб. — М.: Дрофа, 2001

  4. Кравченко А.И. Основы социологии. – М.: Академический проект, 2002.

  5. Лазебникова А.Ю., Бранд М.Ю. Уроки обществознания: Методическое пособие по курсу «Человек и общество». – М.: Дрофа, 2000.

  6. Лазебникова А.Ю., Котова О.А. Тематическое планирование уроков подготовки к экзамену. - М.: Издательство «Экзамен», 2005.

  7. Боголюбов Л. Н. и др. Обществознание в тестах и заданиях: 9 кл М., 1998 г.

  8. Л.Н. Боголюбов Человек и общество. Практикум. – М.: Социально-политический журнал, 1993 г.

  9. Итоговая аттестация по обществознанию. Основная школа, М., 2000 г.

  10. Кравченко А. И. Социология и политология: Учеб. пособие. М., 2000 г.

  11. Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы российского права. М., 2001 г.

  12. Мушинский В. О. Обществознание: 9 кл.— Ч. 2. М., 2002 г.

  13. А.Ф. Никитин Право и политика 8-11 класс. Материалы и документы к курсам политологии, политики и права, основ государства и права. – М.: Дрофа, 1998 г.

  14. Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства. М., 2001 г.

  15. Обществознание: 8—9 кл./Под ред. А. Ф. Никитина.М., 2001

Оборудование




Хрестоматии и дидактические материалы


  1. Учебный словарь по обществознанию для старшей школы.

  2. Справочные пособия (энциклопедии, словари по экономике, праву, социологии, философии, политологии, демографии, социальной психологии).

  3. Таблицы по основным разделам курса

  4. Схемы по обществоведению (отражающие причинно-следственные связи, системность социальных объектов, явлений и процессов)

  5. Диаграммы и графики, отражающие статистические данные различных социальных процессов

  6. Комплект «Государственные символы Российской Федерации»
  7. Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники по основным разделам обществоведения

  8. Электронные библиотеки по курсу обществоведения

  9. Игровые компьютерные программы (по тематике курса обществоведения)


Интернет-ресурсы для учителя истории и обществознания:


Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса по истории возможно использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

-СД – проект «Мировая историческая энциклопедия»

-СД – проект «Романовы»

-компакт-диск «От Кремля до рейхстага»

-видеофильмы: «Невская битва», «Куликовская битва», «Как жили древние славяне», «I Мировая война», «Крушение царизма», «Двоевластие», «В дни Октября», «Обыкновенный фашизм», «Цвет войны», «Сталинградская битва», «За кремлевскими стенами» и др.

-История Нового времени. 7 класс

-СД – проект «История Отечества. 882-1917» (учебно-методический комплекс)

-электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия

-электронный учебник «История России. XX век» (11кл., автор А.А.Данилов)

-электронные словари, справочники

-видеосборник «Дорогами войны» (автор Ю.Ю. Каргин)

-интернет-история Первой мировой войны: http://www.worldwarl.com

(сайт на английском языке)

-портал «Российское образование»: http://www.edu.ru

-портал «Социально-гуманитарное и политологическое образование»: http://www.humanities.edu.ru

-информационно-образовательный портал «Гуманитарные науки»: http://www.auditorium.ru

-поисково-информационная система «Отличник»: http://www.allsoch.ru

-история России: http://www.tuad.nsk.ru/history

-история России: : http://www.historymill.com

-«Съезд победителей (о XVII съезде ВКП(б): http://www/17.by.ru

-«Правители России и СССР»: http://www.praviteli.narod.ru

-Подборка текстов о русской революции 1917 г.: http://www.magister.msk.ru/libraru/revolt/revolt/htm

-История Гражданской войны (сайт «Белая гвардия»): http://www.whiteforce.newmail.ru

-Библиотека документов по отечественной истории 1917-1927 г.г.: http://www.klio.webservis.ru

-Источник:http://pedsovet.perm.ru/sections/pres.view.php?psid=148

-Источник: http://som.fio.ru/getblob.asp?id=10017285

-Сайт российского школьного образования: http://www.school.edu.ru

-Сайт издательства «Просвещение»: http://www.prosv.ru

-Программа «Живое слово»:http://www.openveb.ru/zhivpravo/t

-Профильное обучение в старшей школе: http://www.profile-edu.ru/

-История. В помощь учителю. Сайт сетевого объединения методистов.: http://som.fio.ru

На данном сайте расположен перечень электронных учебников, электронных пособий, мультимедиаресурсов, например, таких, как электронные учебники «История древнего мира» для 5 класса, «История России XX века» (под редакцией А.А.Данилова,Л.Г.Косулиной), «История государства и права», мультимедиакурс «История России в контексте всемирной истории» (автор Кудрешев В.Н.), дана информация о ресурсах указанных учебников и пособий.

http: //ecsocman. edu. ru.- федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент». Собраны материалы по социальной и экономической истории России, в том числе журнальные статьи и материалы круглых столов, посвященные проблемам исторического пути России.


Банк данных электронных учебных материалов по истории и обществознанию


Предмет

Класс

Название диска и исходные данные


Обществознание

8-11

Обществознание. Практикум. Учебное электронное издание. ЗАО «Новый диск», 2004 г.

Право

9-11

Экономика и право. 9-11 класс. Министерство образования Российской Федерации, 2004


Приложения

Основные понятия курса

Социум, парадокс, научное познание

Общество, сферы общества, страна, государство, глобализация

Природа, окружающая среда, экологические программы

Дописьменные, письменные общества, простые, сложные, доиндустриальные, постиндустриальные общества

Традиционное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество

Закон ускорения истории, прогресс, регресс, реформа, революция

Личность, индивид, человек, социальная среда, моральные нормы, духовные ценности

Потребности , свобода, ответственность

Социализация, воспитание, общение, социальная роль

Межкультурное общение, этикет, ритуал

Рыночная экономика, ресурсы, производство, потребление, обмен, распределение, фирма

Товар, деньги, стоимость, инфляция, прибыль, доход, убыток

Спрос, величина, законы спроса и предложения, маркетинг

Рынок, цена, монополия, олигополия, дефицит, конкуренция

Предпринимательство, бизнес, менеджер, предприниматель

Налоги прямые и косвенные, госбюджет, акциз, пошлина, государственный долг

Доходы и расходы, дефицит бюджета

Труд, занятость, безработица, малый бизнес

Рынок, цена, монополия, олигополия, дефицит, налоги прямые и косвенные, госбюджет, акциз, пошлина, государственный долг

Статус, роль, социальная мобильность

Социальная стратификация страты, расслоение общества, поляризация

Неравенство, роскошь, «новые русские»

Нищета, порог бедности

Этнос, племя, народность, нация

Этноцентризм, толерантность

Конфликт, компромисс, субъект, повод, причина конфликта

Семья, брак, развод, социальная группа, взаимопомощь

Социальная программа, правовой социальный статус, этническая общность

Стратификация социальное расслоение, мобильность, толерантность

Социальная стратификация страты, расслоение,

статус, роль, социальная мобильность


Темы рефератов

  1. Загадка человеческого бытия.

  2. Что значит быть индивидуальностью?

  3. Творческая природа деятельности.

  4. Общество и неординарная творческая личность.

  5. Игры в мире людей, люди в мире игр.

  6. Чем трудна трудовая деятельность.

  7. Богатство мира общения.

  8. Естественные науки и общественные науки: общее и различия.

  9. Наука и искусство — два способа постижения мира.

  10. Объективное и субъективное в социальном познании.

  11. Духовная свобода и проблема выбора.

  12. Культура как критерий гуманности общества.

  13. Национальное и общечеловеческое в культуре.

  14. Духовность и свобода совести.

  15. Религия и духовный прогресс.

  16. Религия и молодежь.

  17. Человек и общество как потребители духовных ценностей.

  18. Личности и история.

  19. Проблема народонаселения в современном мире.

  20. Здоровье и окружающая среда.

  21. Разделение властей.

  22. Структура и функции политических партий.

  23. Организация и проведение выборов.

  24. Тоталитарный режим.

  25. Либеральная демократия.

  26. Право и справедливость.

  27. Состояние и перспективы развития духовной культуры общества.

  28. Массовая и элитарная культура.

  29. Народная культура.

  30. Субкультура.

  31. Контркультура.

  32. Молодежная культура. Отрицание авторитетов или стремление к идеалу?

  33. Что ищет молодежь в искусстве, музыке, творчестве?

  34. Культура как критерий гуманности общества.

  35. Роль традиций в сохранении духовности.

  36. Религия и молодежь.

Алгоритм действий при решении познавательной задачи
  1. Внимательно ознакомьтесь с условием задачи.

  2. Запомните вопрос.

  3. Соотнесите вопрос с условием задачи. Для этого сделайте следующие действия.

    1. Определите информацию, содержащуюся в условии, которая могла бы быть полезной для решения задачи.

    2. Определите, не противоречат ли друг другу данные условия задачи.

  4. Подумайте, какие дополнительные знания следует привлечь для решения задачи. Для этого сделайте следующие действия.

    1. Определите область знаний, в контексте которой поставлен вопрос задачи.

    2. Сократите эту область до конкретной проблемы, информацию по которой необходимо применить.

    3. Соотнесите эту информацию с данными условия задачи.

  5. Продумать предполагаемый ответ в соответствии с вопросом.

  6. Продумайте аргументы, подкрепляющие ваше решение.

  7. Убедитесь в правильности вашего ответа. Для этого сделайте следующие действия.

    1. Определите, соответствует ли ответ сути вопроса.

    2. Определите, нет ли противоречий между вашими аргументами.

    3. Определите, нет ли в условии задачи данных, противоречащих вашему решению.

    4. Подумайте, есть ли другие выводы кроме уже предложенных.

23



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по обществознанию 8 класс ФГОС

Автор: Дубинчина Людмила Николаевна

Дата: 09.10.2014

Номер свидетельства: 117745

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Рабочая программ по истории 5 - 9 классы"
    ["seo_title"] => string(41) "rabochaia-proghramm-po-istorii-5-9-klassy"
    ["file_id"] => string(6) "323984"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1462282252"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» 5-9 класс по ФГОС "
    ["seo_title"] => string(81) "rabochaia-proghramma-uchiebnogho-priedmieta-obshchiestvoznaniie-5-9-klass-po-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "225701"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1439827754"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Календарно- тематическое планирование по обществознанию класс ФГОС "
    ["seo_title"] => string(76) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-obshchiestvoznaniiu-klass-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "104268"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402680264"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Календарно-тематическое планирование по обществознанию для 6 класса ФГОС ООО "
    ["seo_title"] => string(88) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-obshchiestvoznaniiu-dlia-6-klassa-fgos-ooo"
    ["file_id"] => string(6) "129489"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415717412"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Рабочая программа по обществознанию 5 класс ФГОС "
    ["seo_title"] => string(56) "rabochaia-proghramma-po-obshchiestvoznaniiu-5-klass-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "114119"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1411303219"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства