ОДБ.05. Обществознание (включая экономику и право)
Рабочая программа учебной дисциплины «Обществознание» разработана на основе примерной программы для профессий начального профессионального образования и среднего профессионального образования.- Автор: Кишенкова О.В кандидат исторических наук, доцент, одобренной ФГУ «Федеральный институт развития образования». – М. 2008. по специальностям СПО:
Рабочая программа предназначена для преподавания в группе: «Дошкольное образование»
Рабочая программа учебной дисциплины «Обществознание» является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО:
Программа репродуктивна.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
самостоятельной работы обучающегося 58 часов.
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Дата | Самостоятельная работа | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | | | 4 |
Введение | Содержание учебного материала: Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Методы исследования. | 2-2 | | | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся: Изучение справочной, документальной литературы, работа с интернет-ресурсами Выполнение презентации с использованием ТСО по теме: Социология, политология, социальная психология как общественные науки. Философия как общественная наука. | 1 | | № 1 | 3 |
Раздел 1. Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе | | 16 | | | |
Глава I. Природа человека, врождённые и приобретённые качества. | Основные понятия: Обществознание, социология, философия, культурология, антропогенез, социогенез, человек, индивид, личность, бытие, деятельность, потребности, интересы, познание. | 10 | | | |
Тема 1.1. Человек как продукт эволюции. | Содержание учебного материала: Философские представления о социальных качествах человека. | 1-3 | | | 2 |
Практические занятия | № 1 | | | |
Тема 1. 2. Человек, индивид, личность. | Содержание учебного материала: Человек. Индивид. Личность. Социализация. | 1-4 | | | 2 |
Практические занятия | № 2 | | | |
Самостоятельная работа обучающихся Создать и защитить презентацию: Биосоциальная природа человека. Личность и социальное творчество. Свобода и ответственность личности. Социальное поведение личности. Ролевая теория личности. | 1 | | № 2 | 3 |
Тема 1. 3. Бытие человека. | Содержание учебного материала: Соотношение реального и идеального бытия. Взаимосвязь сознательного и бессознательного. Формы сознания. | 1-5 | | | 2 |
Тема 1. 4. Деятельность человека. | Содержание учебного материала: Деятельность человека. Субъект, объект, орудия деятельности. | 1-6 | | | 2 |
Практические занятия | № 3 | | | |
Самостоятельная работа обучающихся Составление глоссария | 1 | | № 3 | 3 |
Тема 1.5. Цель и смысл жизни человека. | Содержание учебного материала: Проблема смысла жизни в культуре человечества. Цель в жизни человека. | 1-7 | | | 2 |
| Практические занятия | № 4 | | | |
Тема 1.6. Общение. | Содержание учебного материала: Виды общения. Функции и формы общения. Культура общения. | 1-8 | | | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: Создать и защитить презентацию: Виды общения. Функции и формы общения. Культура общения. | 1 | | № 4 | 3 |
Тема 1.7. Познание. | Содержание учебного материала: Познание. Виды познания. Понятие истины и её критерии. Творчество. Роль творчества в процессе познания. Интуиция. Объяснение. | 1-9 | | | 2 |
Практические занятия | № 5 | | | |
Самостоятельная работа обучающихся Защита рефератов: Познание как процесс идеального отражения мира. Структура познавательной деятельности. Объективная и субъективная истина. | 1 | | № 5 | 3 |
Тема 1.8. Духовный мир человека. | Содержание учебного материала: Мировоззрение. Типы мировоззрения. Духовность и его критерии. Взаимосвязь духовного и материального производства. | 1-10 | | | 2 |
Тема 1.9. Зачет «Природа человека, врождённые и приобретённые качества.» | Контрольные работы | 2-12 | | | 2,3 |
Самостоятельная работа обучающихся Изучение справочной, документальной, художественной литературы; работа с интернет-ресурсами Выполнение презентации с использованием ТСО по теме: «Человек в учебной и трудовой деятельности. Основные виды профессиональной деятельности. Выбор профессии. Профессиональное самоопределение». | 1 | | № 6 | 3 |
Глава II. Общество как сложная система. | Основные понятия: Общество, сферы общества, власть, культура, прогресс, эволюция, революция, цивилизация, формация. | 6 | | | |
Тема 2.1. Понятие общества. | Содержание учебного материала: Представление об обществе как сложной динамической системе. Признаки общества. Структура общества. Характеристика основных элементов. | 1-13 | | | 2 |
Практические занятия. | № 6 | | | |
Самостоятельная работа обучающихся: Защита рефератов по темам: Представление об обществе как сложной динамичной системе. Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений. Основные институты общества, их функции. Этнос. Нация. Национальность. Конфликты в России. | 1 | | № 7 | 3 |
Тема 2.2. Сферы общества. | Содержание учебного материала: Сфера общества. Виды. Что такое власть. Культура и её составляющие. | 1-14 | | | 2 |
Практические занятия | № 7 | | | |
Тема 2.3. Общество и природа. | Содержание учебного материала: Взаимосвязь человека и природы. Отношения между обществом и природой. Современные экологические проблемы. | 1-15 | | | 2 |
Практические занятия. | № 8 | | | |
Самостоятельная работа обучающихся: Защита реферат: Экономические и социальные последствия НТР. НТР и природная среда. НТР и экологическая альтернатива. Противоречия НТР. | 1 | | № 8 | 3 |
Тема 2.4. Развитие общества. | Содержание учебного материала: Законы диалектики. Эволюция и революция как формы социального изменения. Смысл истории. Прогресс и регресс. | 1-16 | | | 2 |
Практические занятия | № 9 | | | |
Тема 2.5. Культура и цивилизация. | Содержание учебного материала: Культура. Цивилизация и формация. Глобализация и её основные черты. | 1-17 | | | 2 |
Практические занятия | № 10 | | | |
Самостоятельная работа обучающихся: Создать и защитить презентацию: Особенности древних цивилизация. Цивилизация эпохи Средневековья. Переход к индустриальной цивилизации. Российская цивилизация. | 1 | | № 9 | 3 |
Тема 2.6. Глобализация человеческого общества. | Содержание учебного материала: Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм, его причины и проявления. Современные войны их опасность для человечества. Терроризм. | 1-18 | | | 2 |
Практические занятия. | № 11 | | | |
Раздел 2. Основы знаний о духовной культуре человека и общества | | 8 | | | |
Глава III. Духовная культура личности и общества. | Основные понятия: культура. Религия. Мораль. Искусство. Образование. Наука. | 2 | | | |
Тема 3.1. Духовная культура. | Содержание учебного материала: Понятие о культуре. Культура народная, массовая и элитарная. Особенности молодёжной субкультуры. Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодёжной среде. Формирование нравственных ориентиров. | 1-19 | | | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Создать и защитить презентацию: Молодежные субкультуры. Культурный архетип, менталитет и национальный характер. Прогресс культуры. | 1 | | № 10 | 3 |
Тема 3.2. Этикет. | Содержание учебного материала: Культура общения, труда, учёбы, поведения в обществе. | 1-20 | | | 2 |
Глава IV. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры. | Основные понятия: Мораль, искусство, религия. | 4 | | | |
Тема 4.1. Мораль. | Содержание учебного материала: Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал. | 1-21 | | | 2 |
Практические занятия | № 12 | | | |
Самостоятельная работа обучающихся Защитить рефераты: Моральные идеалы современной молодёжи. Проблемы добра и зла. Моральный самоконтроль личности. | 1 | | № 11 | 3 |
Тема 4.2. Религия. | Содержание учебного материала: Религия как феномен культуры. Мировые религии. Религия и церковь в современном мире. Свобода совести. Религиозные объединения Российской Федерации. | 2-23 | | | 2 |
Практические занятия. | № 13 | | | |
Самостоятельная работа обучающихся: Создать и защитить презентацию: Религия и религиозное мышление. Многообразие религий. Роль религии в современном мире. Веротерпимость. | 1 | | № 12 | 3 |
Тема 4.3. Искусство. | Содержание учебного материала: Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусств. | 1-24 | | | 2 |
Практические занятия. | № 14 | | | |
Глава V. Наука и образование в современном мире. | Основные понятия: Наука. Этика науки. Образование. | 2 | | | |
Тема 5.1. Наука. | Содержание учебного материала: Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Значимость труда ученого, его особенности. | 1-25 | | | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: Защитить рефераты: Роль науки в жизни современного общества. Этика науки. Наука благо или наука зло? | 1 | | № 13 | 3 |
Тема 5.2. Профессиональное образование. | Содержание учебного материала: Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в жизни современного человека и общества. | 1-26 | | | 2 |
Практические занятия. | № 15 | | | |
Раздел 3. Экономика. | | 24 | | | |
Глава VI. Экономика и экономическая наука. Экономические системы. Экономика семьи. | Основные понятия: Экономика. Собственность. Производство. Инвестиции. Предпринимательство. Прибыль. Рынок. | 6 | | | |
Тема 6.1. Понятие экономики. | Содержание учебного материала: Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы экономики. Потребности. Выбор и альтернативная стоимость. Ограниченность ресурсов. Факторы производства. Разделение труда, специализация и обмен. | 2-28 | | | 1 |
Практические занятия. | № 16 | | | |
Самостоятельная работа обучающихся: Защитить рефераты: Типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика. | 1 | | № 14 | 3 |
Тема 6.2. Различные экономические системы. | Содержание учебного материала: Плановая, рыночная и смешанная экономика. | 1-29 | | | 2 |
Практические занятия. | № 17 | | | |
Тема 6.3. Собственность. | Содержание учебного материала: Собственность. Форма собственности. | 1-30 | | | 2 |
Практические занятия. | № 18 | | | |
Самостоятельная работа обучающихся: Создать и защитить презентацию: Приватизация. | 1 | | № 15 | 3 |
Тема 6.4. Производство. | Содержание учебного материала: Экономические ресурсы. Инвестиции. | 1-31 | | | 2 |
Тема 6.5. Зачёт « Экономика и экономическая наука. Экономические системы» | Контрольные работы | 1-32 | | | 2,3 |
Самостоятельная работа обучающихся: Создать и защитить презентацию: Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы экономики. Потребности. Выбор и альтернативная стоимость. Ограниченность ресурсов. Факторы производства. Разделение труда, специализация и обмен. Сбережения. | 1 | | № 16 | 3 |
Глава VII. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике. | Основные понятия: Монополизация. Маркетинг. Менеджмент. Издержки, выручка, прибыль. Производительность. | 8 | | | |
Тема 7.1. Возникновение, структура и функции рынка. | Содержание учебного материала: Рынок одного товара. Спрос. Факторы спроса. Предложение. Факторы предложения. Рыночное равновесие. Основные рыночные структуры: совершенная и несовершенная конкуренция. Роль фирм в экономике. Издержки, выручка, прибыль. Производительность труда. Фондовый рынок. | 2-34 | | | 2 |
Практические занятия. | № 19 | | | |
Самостоятельная работа обучающихся: Создать и защитить презентацию: Основные организационные формы бизнеса в России. Основные источники финансирования бизнеса. Акции и облигации. | 1 | | № 17 | 3 |
Тема 7.2. Издержки производства. | Содержание учебного материала: Издержки, выручка, прибыль. Производительность труда. | 2-36 | | | 2 |
Практические занятия. | № 20 | | | |
Самостоятельная работа обучающихся: Создать и защитить презентацию: Основы менеджмента и маркетинга. | 1 | | № 18 | 3 |
Тема 7.3. Конкуренция и монополия. | Содержание учебного материала: Монополизация. Маркетинг. Менеджмент. | 2-38 | | | 2 |
| Практические занятия. | № 21 | | | |
| Самостоятельная работа обучающихся: Составление и решение кроссвордов. | 1 | | № 19 | 3 |
Тема 7.4. Зачёт « Рынок. Фирма. Роль государства в экономике» | Контрольные работы | 2-40 | | | 2,3 |
Самостоятельная работа обучающихся: Создать и защитить презентацию: Частные и общественные блага. Внешние эффекты. Функции государства в экономике. Виды налогов. Государственные расходы. Государственный бюджет. Государственный долг. Основы налоговой политики государства. | 1 | | № 20 | 3 |
Глава VIII. ВВП, его структура и динамика. Рынок труда и безработица. Деньги, банки, инфляция. | Основные понятия: ВВП, ВНП. Рынок. Безработица. Деньги, банки, инфляция. | 6 | | | |
Тема 8.1. Деньги. | Содержание учебного материала: Понятие ВВП и его структура. Экономический рост и развитие. Экономические циклы. Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда. Роль профсоюзов и государства на рынках труда. Человеческий капитал. Деньги. Процент. | 2-42 | | | 2 |
Практические занятия. | № 22 | | | |
Самостоятельная работа обучающихся: Создать и защитить презентацию: Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Другие финансовые институты: паевые и пенсионные фонды, страховые компании. | 1 | | № 21 | 3 |
Тема 8.2. Инфляция. | Содержание учебного материала: Виды, причины и последствия инфляции. Основы денежной политики государства | 2-44 | | | 2 |
Практические занятия. | № 23 | | | |
Самостоятельная работа обучающихся: Создать и защитить презентацию: Антиинфляционные меры. | 1 | | № 22 | 3 |
Тема 8.3. Цены и их функции. | Содержание учебного материала: Механизм ценообразования, виды цен. Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия. | 2-46 | | | 2 |
Практические занятия. | № 24 | | | |
Самостоятельная работа обучающихся: Защитить реферат: Безработица и ее виды. Безработица в России. | 1 | | № 23 | 3 |
Глава IX. Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики. | Основные понятия: потребитель. Доходы. Заработная плата. Занятость. Интернационализация. Транснациональные экономики. Регионализация. | 4 | | | |
Тема 9.1. Экономика потребителя. | Содержание учебного материала: Права потребителя. Доходы. Заработная плата. Безработица её виды. Служба занятости. | 1-47 | | | 2 |
Практические занятия. | № 25 | | | |
Консультация 1 с | Духовная жизнь общества | 2 | | | |
Тема 9.2. Мировая экономика. | Содержание учебного материала: Международные экономические отношения. Международная торговля. Транснациональные корпорации. | 1-48 | | | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: Создать и защитить презентацию: Россия в мировой экономике. Организация международной торговли. Государственная политика в области международной торговли. | 1 | | № 24 | 3 |
Консультация 1 с | Экономика | 2 | | | |
Тема 9.3. Зачёт по теме: « Экономика». | Контрольные работы | 2-50 | | | 2,3 |
Самостоятельная работа обучающихся: Создать и защитить презентацию: Становление современной рыночной экономики России. Особенности современной экономики России, ее экономические институты. Основные проблемы экономики России и ее регионов. | 1 | | № 25 | 3 |
Раздел 4. Социальные отношения | | 23 | | | |
Глава Х. Социальная роль и стратификация. | Основные понятия: Социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальный статус и престиж. Девиантное поведение | 7 | | | |
Тема 10.1. Социальная структура общества. | Содержание учебного материала: Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. | 2-52 | | | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: Составление глоссария | 1 | | № 26 | 3 |
Тема 10.2. Социальная стратификация. | Содержание учебного материала: Социальная стратификация. Социальная мобильность. | 2-54 | | | 2 |
Практические занятия. | № 26 | | | |
Самостоятельная работа обучающихся: Создать и защитить презентации по темам: Социальные общности. Толпа как социальная общность. Социальный класс и социальный слой. Виды социальных институтов. | 1 | | № 27 | 3 |
Тема 10.3. Престижность профессиональной деятельности. | Содержание учебного материала: Социальный статус и престиж. | 2-56 | | | 2 |
Практические занятия. | № 27 | | | |
Самостоятельная работа обучающихся: Составление и решение кроссвордов. | 1 | | № 28 | 3 |
Тема 10.4. Социальные роли человека. | Содержание учебного материала: Социальная роль. Соотношение личностного «Я» и социальной роли. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе. | 1-57 | | | 2 |
| Самостоятельная работа обучающихся: Создать и защитить презентации по теме: Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе. | 1 | | № 29 | 3 |
Глава ХI. Социальные нормы и конфликты. | Основные понятия: Социальный контроль. Самоконтроль. Девиантное поведение. | 8 | | | |
Тема 11.1. Социальное поведение. | Содержание учебного материала: Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль. | 2-59 | | | 2 |
Тема 11.2. Девиантное поведение. | Содержание учебного материала: Девиантное поведение, его формы, проявления. Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи. | 2-61 | | | 2 |
Практические занятия. | № 28 | | | |
Самостоятельная работа обучающихся: Создать и защитить презентацию по темам: Алкоголизм. Наркомания. Табакокурение. Преступность в молодёжной среде. | 1 | | № 30 | 3 |
Тема 11.3. Значимость здорового образа жизни. | Содержание учебного материала: Опасность наркомании, алкоголизма. | 2-63 | | | 2 |
Практические занятия. | № 29 | | | |
Самостоятельная работа обучающихся: Защитить реферат: Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи. | 1 | | № 31 | 3 |
Тема 11.4. Зачёт « Социальная роль и стратификация» | Контрольные работы | 2-65 | | | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: Создать и защитить презентацию по темам: Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Позитивное и деструктивное в конфликте. Пути разрешения социальных конфликтов. | 1 | | № 32 | 3 |
Глава ХII. Важнейшие социальные общности и группы. | Основные понятия: этнос. Народ. Племя. Нация. Семья. | 8 | | | |
Тема 12.1. Этнические общности. | Содержание учебного материала: Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации. | 2-67 | | | 2 |
| Практические занятия. | № 30 | | | |
Самостоятельная работа обучающихся: Защитить рефераты: Межнациональные конфликты в России. Национализм в молодёжной среде. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации. | 1 | | № 33 | 3 |
Тема 12.2. Семья. | Содержание учебного материала: Семья как малая социальная группа. Семья и брак. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. | 2-69 | | | 2 |
Практические занятия. | № 31 | | | |
Самостоятельная работа обучающихся: Создать и защитить презентацию по темам: Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. Роль семьи в современном мире. Проблемы родителей и детей. Проблема неполных семей. | 1 | | № 34 | 3 |
Тема 12.3. Молодёжь. | Содержание учебного материала: Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной политики в Российской Федерации. | 2-71 | | | 2 |
Практические занятия. | № 32 | | | |
Самостоятельная работа обучающихся: Создать и защитить презентацию по темам: Молодежные субкультуры: скинхеды, эмо, готы и т.д. | 1 | | № 35 | 3 |
Тема 12.4. Зачёт: «Социальные отношения». | Контрольные работы | 2-73 | | | 2,3 |
Самостоятельная работа обучающихся: Создать и защитить презентацию по темам: Семья и брак. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. | 1 | | № 36 | 3 |
Раздел 5. Политика как общественное явление. | | 20 | | | |
Глава ХIII. Политика и власть. Государство в политической системе. | Основные понятия: власть. Государство. Суверенитет. Монархия. Республика. Демократия. | 9 | | | |
Тема 13.1. Государство и политическая система общества. | Содержание учебного материала: Понятие власти. Типы общественной власти. Политика как общественное явление. Политическая система, ее внутренняя структура. Политические институты. Государство как политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет. | 2-75 | | | 2 |
Практические занятия. | № 33-34 | | | |
Самостоятельная работа обучающихся: Создать и защитить презентацию по темам: Государство-главный институт политической системы. Политические нормы. Культурно-идеологический и коммуникативный элемент политической системы. | 1 | | № 37 | 3 |
Тема 13.2. Механизм государства. | Содержание учебного материала: Внутренние и внешние функции государства. Межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных институтов – основные особенности развития современной политической системы. | 2-77 | | | 2 |
| Практические занятия. | № 35-36 | | | |
Самостоятельная работа обучающихся: Защитить реферат: Особенности функционального назначения современных государств. | 1 | | № 38 | 3 |
Тема 13.3. Три составляющих формы государства. | Содержание учебного материала: Формы государства: формы правления. Монархия. Республика. | 2-79 | | | 2 |
Практические занятия. | № 37-38 | | | |
Самостоятельная работа обучающихся: Создать и защитить презентацию по темам: Современные монархии. Современные республики | 1 | | № 39 | 3 |
Тема 13.4. Демократия. | Содержание учебного материала: Три составляющих формы государства: форма государственного устройства и форма политического режима | 2-81 | | | 2 |
Практические занятия. | № 39 | | | |
Самостоятельная работа обучающихся: Создать и защитить презентацию по темам: Условия формирования демократических институтов и традиций. Особенности демократии в современных обществах. | 1 | | № 40 | 3 |
Тема 13.5. Зачёт « Политика и власть. Государство в политической системе» | Контрольные работы | 1-82 | | | 2,3 |
Самостоятельная работа обучающихся: Создать и защитить презентацию по темам: Особенности демократии в современных обществах. Правовое государство, понятие и признаки. | 1 | | № 41 | 3 |
Глава XIV. Участники политического процесса. | Основные понятия: Избирательное право. Абсентеизм. Гражданское общество. Идеология. Консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм. Политические партии и движения. | 11 | | | |
Тема 14.1. Избирательное право. | Содержание учебного материала: Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Абсентеизм, его причины и опасность. Избирательная кампания в Российской Федерации. | 2-84 | | | 2 |
Практические занятия. | № 40 | | | |
Самостоятельная работа обучающихся: Создать и защитить презентации по темам: Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Абсентеизм, его причины и опасность. Избирательная кампания в Российской Федерации. | 1 | | № 42 | 3 |
Тема 14.2. Гражданское общество и государство. | Содержание учебного материала: Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы. Становление институтов гражданского общества и их деятельность в Российской Федерации. | 2-86 | | | 2 |
Практические занятия. | № 41 | | | |
Самостоятельная работа обучающихся: Защитить рефераты: Признаки правового государства Международные документы о правах человека. Местное самоуправление. | 1 | | № 43 | 3 |
Тема 14.3. Политическая идеология. | Содержание учебного материала: Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм. | 1-87 | | | 2 |
Практические занятия. | № 42 | | | |
Самостоятельная работа обучающихся: Защитить рефераты: Тоталитаризм – феномен XX столетия. Антидемократический режим. Тоталитаризм в СССР. | 1 | | № 44 | 3 |
Тема 14.4. Политические партии и движения. | Содержание учебного материала: Политические партии и движения, их классификация. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации. | 2-89 | | | 2 |
Практические занятия. | № 43 | | | |
Самостоятельная работа обучающихся: Создать и защитить презентации по темам: Личность и государство. Политический статус личности. Политическое участие и его типы. Причины и особенности экстремистских форм политического участия. Политическое лидерство. | 1 | | № 45 | 3 |
Тема 14.5. Личность и политика. | Содержание учебного материала: Политическая социализация. Гражданство и его принципы. Способы приобретения и прекращения гражданства. | 1-90 | | | 2 |
Практические занятия. | № 44 | | | |
Тема 14.6. СМИ в политической жизни общества. | Содержание учебного материала: Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний. Характер информации, распространяемой по каналам СМИ. | 1-91 | | | 2 |
Практические занятия. | № 45 | | | |
Тема 14.7. Зачёт по теме: «Участники политического процесса» | Контрольные работы | 2-93 | | | 2,3 |
Самостоятельная работа обучающихся: Создать и защитить презентации по темам: Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации. | 1 | | № 46 | 3 |
Раздел 6. Право | | 24 | | | |
Глава ХV. Правовое регулирование общественных отношений. | Основные понятия: Право. Частное и публичное право. Правонарушение. Презумпция невиновности. Вина. | 6 | | | |
Тема 15.1. Право в системе социальных норм. | Содержание учебного материала: Юриспруденция как общественная наука. Цели и задачи изучения права в современном обществе. Право в системе социальных норм. | 1-94 | | | 2 |
Практические занятия. | № 46 | | | |
Самостоятельная работа обучающихся: Защитить рефераты по темам: Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы. | 1 | | № 47 | 3 |
Тема 15.2. Норма права. | Содержание учебного материала: Правовые и моральные нормы. Система права: основные институты, отрасли права. Частное и публичное право. | 1-95 | | | 2 |
Практические занятия. | № 47 | | | |
Тема 15.3. Формы права. | Содержание учебного материала: Основные формы права. Нормативные правовые акты и их характеристика. | 1-96 | | | 2 |
Практические занятия. | № 48 | | | |
Самостоятельная работа обучающихся: Защитить рефераты по темам: Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. | 1 | | № 48 | 3 |
Тема 15.4. Правосознание. Правоотношение. | Содержание учебного материала: Правовые отношения и их структура. Правомерное и противоправное поведение. Виды противоправных поступков. Юридическая ответственность и ее задачи. | 1-97 | | | 2 |
Тема 15.5. Правонарушение и юридическая ответственность. | Содержание учебного материала: Правонарушение и его признаки. Формы вины. Признаки юридической ответственности. Презумпция невиновности. | 1-98 | | | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: Составление и решение кроссвордов. | 1 | | № 49 | 3 |
Тема 15.6. Права и свободы человека и гражданина. | Содержание учебного материала: Всеобщая декларация прав человека. Правозащитные организации. Международное гуманитарное право. | 1-99 | | | |
Практические занятия. | № 49 | | | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: Создать и защитить презентации по темам: Основные конституционные права и обязанности граждан в России. Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства. Право на благоприятную окружающую среду | 1 | | № 50 | 3 |
Глава XVI. Основы конституционного права РФ. | Основные понятия: Конституционное право. Гражданство. Институт президентства. Местное самоуправление. | 8 | | | |
Тема 16.1. Основы конституционного строя РФ. | Содержание учебного материала: Конституционное право как отрасль российского права. Основы конституционного строя Российской Федерации. Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ. Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства. Формы и процедуры избирательного процесса. Права и обязанности налогоплательщика. | 2-101 | | | 2 |
Практические занятия. | № 50 | | | |
Самостоятельная работа обучающихся: Защитить рефераты: Конституционное право как отрасль российского права. Основы конституционного строя Российской Федерации. | 1 | | № 51 | 3 |
Тема 16.2. Система государственных органов Российской Федерации. | Содержание учебного материала: Право на благоприятную окружающую среду. Гарантии и способы защиты экологических прав граждан. Юридическая ответственность за экологические правонарушения. Обязанность защиты Отечества. Основания отсрочки от военной службы. Право на альтернативную гражданскую службу. | 2-103 | | | 2 |
Практические занятия. | № 51 | | | |
Самостоятельная работа обучающихся: Создать и защитить презентации по темам: Порядок приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг. | 1 | | № 52 | 3 |
Тема 16.3. Президент РФ | Содержание учебного материала: Институт президентства. Местное самоуправление. | 1-104 | | | 2 |
Практические занятия. | № 52 | | | |
Тема 16.4. Прокуратура РФ. | Содержание учебного материала: Правоохранительные органы Российской Федерации. Адвокатура. Нотариат. | 1-105 | | | 2 |
Практические занятия. | № 53 | | | |
Самостоятельная работа обучающихся: Защитить рефераты: Законодательная власть. Исполнительная власть. Институт президентства. Местное самоуправление в России: прошлое, настоящее, перспективы. Федеральное собрание РФ. Права законодательной инициативы. | 1 | | № 53 | 3 |
Тема 16.5. Зачёт «Правовое регулирование» | Контрольные работы | 2-107 | | | 2,3 |
Глава XVII. Отрасли российского права. | Основные понятия: Административные проступки. Административная ответственность. Брачный договор. Опека и попечительство. Заработная плата. | 8 | | | |
Тема 17.1. Административное право. | Содержание учебного материала: Административное право и административные правоотношения. Административные проступки. Административная ответственность. | 1-108 | | | 2 |
Практические занятия. | № 54 | | | |
Самостоятельная работа обучающихся: Составление глоссария | 1 | | № 54 | 3 |
Тема 17.2. Семейное право. | Содержание учебного материала: Семейное право и семейные правоотношения. Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Правовые отношения родителей и детей. Опека и попечительство. | 1-109 | | | |
Практические занятия. | № 55 | | | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: Создать и защитить презентацию по теме: Семья в истории и культуре. Правовое положение семьи. Современные тенденции развития семьи. | 1 | | № 55 | 3 |
Тема 17.3. Гражданское право. | Содержание учебного материала: Гражданское право и гражданские правоотношения. Физические лица. Юридические лица. Гражданско-правовые договоры. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. Имущественные права. Право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги. Право на интеллектуальную собственность. Основания приобретения права собственности: купля-продажа, мена, наследование, дарение. Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. Защита прав потребителей. | 1-110 | | | 2 |
Практические занятия. | № 56 | | | |
Тема 17.4. Трудовое право. | Содержание учебного материала: Понятие трудовых правоотношений. Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Порядок приема на работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. Правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних.Заработная плата. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. | 2-112 | | | 2 |
Практические занятия. | № 57 | | | |
Самостоятельная работа обучающихся: Создать и защитить презентацию по теме: Коллективный договор. Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях. Трудовые споры и порядок их разрешения. | 1 | | № 56 | 3 |
Тема 17.5. Уголовное право. | Содержание учебного материала: Уголовное право. Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. Состав преступления. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность. | 1-113 | | | 2 |
Практические занятия. | № 58 | | | |
Самостоятельная работа обучающихся: Защитить рефераты: Уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. | 1 | | № 57 | 3 |
Консультация 2 с | Социальная структура общества | 2 | | | |
Тема 17.6. Международное право. | Содержание учебного материала: Международное право. Международное гуманитарное право. | 2-115 | | | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: Создать и защитить презентацию по теме: Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. | 1 | | № 58 | 3 |
Консультация 2 с | Политическая система. | 2 | | | |
Тема 17.7. Дифференцированный зачет по курсу. | Контрольные работы | 2-117 | | | 2,3 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
Реализация учебной дисциплины «Обществознание» требует наличия учебного кабинета социально-экономических дисциплин.
Оборудование учебного кабинета: социально-экономических дисциплин.
В процессе реализации учебной дисциплины используются информационные технологии.
результатов освоения учебной дисциплины «Обществознание» осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Формы и методы текущего контроля по учебной дисциплине доводятся до сведения обучающихся в начале обучения.
Дмитриева Виктория Виталиевна, преподаватель, 1 категория.