РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ХИМИЯ, Содержание: Паспорт рабочей программы учебной дисциплины, Структура и содержание рабочей программы учебной дисциплины, Условия реализации учебной дисциплины, Контроль и оценка реализации учебной дисциплины.Рабочая программа дисциплины химия разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) среднего профессионального образования (СПО) по подготовке специалистов среднего звена по ХИМИЯ, Содержание: Паспорт рабочей программы учебной дисциплины, Структура и содержание рабочей программы учебной дисциплины, Условия реализации учебной дисциплины, Контроль и оценка реализации учебной дисциплины.Рабочая программа дисциплины химия разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) среднего профессионального образования (СПО) по подготовке специалистов среднего звена по специальностям:
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ХИМИЯ »
Бюджетное образовательное учреждение
Орловской области среднего профессионального образования
«Орловский технологический техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ХИМИЯ
г. Орёл, 2015 г.
Содержание
1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины........................................4
2.Структура и содержание рабочей программы учебной дисциплины..............................................................................................................5
3. Условия реализации учебной дисциплины.....................................................13
4. Контроль и оценка реализации учебной дисциплины...................................14
Рабочая программа дисциплины химия разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) среднего профессионального образования (СПО) по подготовке специалистов среднего звена по специальностям:
15.02.15 Техническая эксплуатация оборудования в торговле и общественном питании
23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
09.02.04 Информационные системы
19.02.10 Технология продукции общественного питания
Утверждена заместителем директора по научно-методической работе
___________________Мельникова И.В.
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины "Химия"
1.1 Область применения учебной программы
Рабочая программа учебной дисциплины общеобразовательного цикла химия разработана на основе примерной программы дисциплины, рекомендованной ФИРО – 2008 г. И в соответствии с требованиями ФГОС СПО. Программа учебной дисциплины общеобразовательного цикла химия является частью основной профессиональной образовательной программы, составленной в соответствии с ФГОС СПО по подготовке специалистов среднего звена по специальностям:
15.02.15 Техническая эксплуатация оборудования в торговле и общественном питании
23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
09.02.04 Информационные системы
19.02.10 Технология продукции общественного питания
1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл.
1.3 Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате изучения учебной дисциплины «Химия» обучающийся должен
знать/понимать:
важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава веществ, Периодический закон Д.И. Менделеева;
основные теории химии; химической связи, электролитической диссоциации, строения органических и неорганических соединений;
важнейшие вещества и материалы: важнейшие металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; благородные газы, водород, кислород, галогены, щелочные металлы; основные, кислотные и амфотерные оксиды и гидроксиды, щелочи, углекислый и угарный газы, сернистый газ, аммиак, вода, природный газ, метан, этан, этилен, ацетилен, хлорид натрия, карбонат и гидрокарбонат натрия, карбонат и фосфат кальция, бензол, метанол и этанол, сложные эфиры, жиры, мыла, моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза), полисахариды (крахмал и целлюлоза), анилин, аминокислоты, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
уметь:
называть: изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре;
определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических и органических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений;
характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных неорганических и органических соединений;
объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи (ионной ковалентной, металлической и водородной), зависимость скорости химической реакции и положение химического равновесия от различных факторов;
выполнять химический эксперимент: по распознаванию важнейших неорганических и органических соединений;
проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
связывать: изученный материал со своей профессиональной деятельностью;
решать: расчетные задачи по химическим формулам и уравнениям;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами и лабораторным оборудованием;
приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
1.4 Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающего 117 часов, в том числе:
2.1 Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной деятельности
Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
117
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
78
в том числе:
Лабораторные работы
4
Практические занятия
4
Контрольные работы
6
Самостоятельная работа обучающего (всего)
39
в том числе:
подготовка рефератов, докладов
8
работа с учебной, справочной литературой
9
решение задач
8
создание презентаций
8
Дифференцированный зачет
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень усвоения
Раздел 1. Органическая химия
39
Введение
Предмет органической химии. Особенности строения и свойств органических соединений. Значение и роль органической химии в системе естественных наук в жизни общества. Краткий очерк истории развития органической химии.
1
1
Тема 1.1 Теория строения органических соединений
Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные положения теории химического строения органических соединений. Понятие о гомологах, изомерии и изомеров. Химические формулы и модели формул в органической химии.
1
1
Тема 1.2
Углеводороды
Предельные углеводороды. Алканы. Гомологический ряд и общая формула алканов. Строение молекулы метана и других алканов. Изомерия и номенклатура алканов. Физические и химические свойства алканов: реакции замещения, горение алканов в различных условиях, термическое разложение алканов, изомеризация алканов. Применение алканов.
9
1
Непредельные углеводороды. Алкены. Гомологический ряд и общая формула алкенов. Строение молекулы этилена и других алкенов. Изомерия алкенов: структурная и пространственная. Номенклатура и физические свойства алкенов. Получение этиленовых углеводородов из алканов, галогеналканов, спиртов. Реакции присоединения (гидрирование, гидрогалогенирование, галогенирование, гидратация). Реакции окисления и полимеризации алкенов. Применение алкенов на основе их свойств.
Непредельные углеводороды. Алкины. Гомологический ряд алкинов. Общая формула. Строение молекулы ацетилена и других алкинов. Изомерия алкинов. Номенклатура ацетиленовых углеводородов. Получение алкинов. Физические свойства алкинов. Реакции присоединения: галогенирование, гидрирование, гидрогалогенирование, гидратация. Окисление. Применение алкинов.
Ароматические соединения. Бензол. Изомерия. Химические свойства и применение.
Природные источники углеводородов. Нефть. Состав и переработка нефти. Перегонка нефти.
Контрольная работа по теме:
Углеводороды
1
Самостоятельная работа:
Решение вариативных задач
Работа с учебной, справочной литературой и интернет-ресурсами.
Подготовка рефератов.
Создание презентаций.
Примерная тематика рефератов и презентаций:
Значение алканов в жизни человека
Получение алканов
Применение алканов на основе их свойств
Значение алкенов в жизни человека
8
Тема 1.3
Кислородосо-держащие органические соединения
Спирты. Получение и химические свойства одноатомных спиртов: горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Понятие о многоатомных спиртах (глицерин). Фенол.
9
2
Фенолы. Строение, изомерия, номенклатура фенолов, их физические свойства и получение. Химические свойства фенолов. Применение фенола.
Альдегиды и кетоны. Классификация, строение их молекул, изомерия и номенклатура. Особенности строения карбонильной группы. Физические свойства формальдегида и его гомологов. Химические свойства альдегидов. Особенности строения и химических свойств кетонов.
Карбоновые кислоты. Строение молекул карбоновых кислот и карбоксильной группы. Классификация и номенклатура карбоновых кислот. Физические свойства карбоновых кислот и их зависимость от строения молекул. Карбоновые кислоты в природе. Биологическая роль карбоновых кислот. Общие свойства неорганических и органических кислот (взаимодействие с металлами, оксидами металлов, основаниями, солями). Реакция этерификации, условия ее проведения. Отдельные представители кислот.
Углеводы. Углеводы, их классификация: моносахариды,дисахариды (сахароза) и полисахариды. Глюкоза-вещество с двойственной функцией. Химические свойства глюкозы. Применение глюкозы на основе свойств.
Контрольная работа по теме:
Кислородосодержащие органические соединения
1
Самостоятельная работа:
Решение вариативных задач
Работа с учебной, справочной литературой и интернет-ресурсами.
Подготовка рефератов.
Создание презентаций.
Примерная тематика рефератов и презентаций:
Получение спиртов
Вредное воздействие этилового спирта на организм
Значение спиртов в жизни человека
Особенности свойств фенола
9
Тема 1.4
Азотосодер-жащие органические соединения
Амины. Понятие об аминах. Алифатические амины, их классификация и номенклатура. Анилин, как органическое основание. Получение анилина из нитробензола. Применение анилина на основе свойств.
6
1
Аминокислоты. Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Химические свойства аминокислот: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств.
Белки. Первичная, вторичная, третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, цветные реакции. Биологические функции белков.
Нуклеиновые кислоты. Синтез нуклеиновых кислот в клетке из нуклеотидов. Сравнение строения и функций ДНК и РНК. Роль нуклеиновых кислот в хранении и передаче наследственной информации. Понятие о биотехнологии и генной инженерии.
Лабораторные работы:
Идентификации органических соединений
1
Тема 1.5
Биологически активные органические соединения
Ферменты. Ферменты как биологические катализаторы белковой природы. Роль ферментов.
4
Витамины. Классификация витаминов. Нарушение связанные с недостатком и переизбытком витаминов в организме.
Решение расчетных задач на установление химической формулы вещества по массовым долям элементов
2
Самостоятельная работа:
Решение вариативных задач
Работа с учебной, справочной литературой и интернет-ресурсами.
Подготовка рефератов.
Создание презентаций.
Примерная тематика рефератов и презентаций:
Классификация аминокислот.
Применение аминокислот на основе их свойств.
Биологическая роль аминокислот
Значение и биологическия роль ферментов, витаминов, гормонов.
4
Тема 1.6
Искусственные и синтетические полимеры
Искусственные полимеры. Классификация, строения, химические свойства. Применение и использование. Пластмассы и волокна.
2
Лабораторные работы
Распознавание пластмасс и волокон.
1
Контрольная работа по теме:
Высокомолекулярные соединения.
1
Раздел 2
Общая и неорганическая химия
39
Тема 2.1
Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева
Строение атома. Атом-сложная частица. Ядро (протоны и нейтроны) и электронная оболочка. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов элементов малых периодов. Особенности строения электронных оболочек атомов элементов больших периодов. Понятие об орбиталях. Электронные конфигурации атомов химических элементов.
3
Периодический закон Д.И. Менделеева. Открытие Д.И. менделеевым Периодического зпакона. Периодический закон в формулировке Д.И. Менделеева. Периодическая таблица химических элементов – графическое отображение периодического закона. Структура периодической таблицы.
Самостоятельная работа:
Решение вариативных задач
Работа с учебной, справочной литературой и интернет-ресурсами.
Подготовка рефератов.
Создание презентаций.
Примерная тематика рефератов и презентаций:
Основные гипотезы и теории строении атома
Квантовые постулаты Н. Бора
Вклад в химию русских ученых (Д.И. Менделеев и др.)
3
Тема 2.2
Строение вещества
Ионная химическая связь. Катионы. Анионы. Классификация ионов: по составу, знаку заряда, наличие гидратной оболочки. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с ионным типом кристаллической решетки.
11
2
Ковалентная химическая связь. Механизм образования ковалентной связи. Электроотрицательность. Ковалентные полярные и неполярные связи. Кратность ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с молекулярными и атомными кристаллическими решетками.
Металлическая химическая связь. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Физические свойства металлов.
Водородная химическая связь. Межмолекулярная и внутримолекулярная водородная связь.
Газообразное состояние вещества. Особенности строения газов. Представители газообразных веществ, их получение, собирание и распознавание.
Жидкое состояние вещества. Вода. Жесткость воды и способы её устранения.
Твердое состояние вещества. Аморфные твердые вещества в природе и в жизни человека, их значение и применение. Кристаллическое строение веществ.
Дисперсные системы. Понятие о дисперсной системе. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем. Понятие о коллоидных системах.
Практические работы:
Состав смесей: объёмная и массовая доли компонентов смеси, массовая доля примесей.
Контрольная работа:
Строение вещества
2
1
Самостоятельная работа:
Решение вариативных задач
Работа с учебной, справочной литературой и интернет-ресурсами.
Подготовка рефератов.
Создание презентаций.
Выполнение домашних заданий по разделу 2.
Примерная тематика рефератов и презентаций:
Сравнительная характеристика химических связей.
Представители пластмасс
7
Тема 2.4
Химические реакции
Классификация химических реакций. Реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Каталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения.
7
2
Скорость химических реакций. Понятие о скорости химических реакций. Зависимость скорости химических реакций от различных факторов: природы реагирующих веществ, их концентрации, температуры, поверхности соприкосновения и использования катализаторов.
Обратимость химических реакций. Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие и способы его смещения.
Вода. Растворы. Растворение. Вода как растворитель. Растворимость веществ. Насыщенные, ненасыщенные, пересыщенные растворы. Зависимость растворимости газов, жидкостей и твердых веществ от различных факторов.
Гидролиз органических и неорганических соединений. Обратимый и необратимый гидролиз.
Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Окислитель и восстановитель. Восстановление и окисление. Метод электронного баланса для составления уравнений окислительно-восстановительных реакций
Электролиз. Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Электрическая диссоциация. Механизмы электрической диссоциации для веществ с различными типами связи. Степень электрической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Основные положения теории электрической диссоциации. Кислоты, основания и соли как электролиты.
Лабораторные работы:
Получение, собирание и распознавание газов
1
Контрольная работа:
Химические реакции
1
Самостоятельная работа:
Решение вариативных задач
Работа с учебной, справочной литературой и интернет-ресурсами.
Подготовка рефератов.
Создание презентаций.
Выполнение домашних заданий по разделу 2.
Примерная тематика рефератов и презентаций:
Классификация химических реакций. Рассмотреть на конкретных примерах
Использование химических реакций в тяжелой и легкой промышленности, фармацевтической промышленности.
Значение гидролиза и основные свойства воды.
4
Тема 2.3
Классификация неорганических соединений и их свойства
Металлы. Особенности строения атомов и кристаллов. Физические свойства металлов. Классификация металлов по различным признакам. Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжения металлов. Металлотермия. Общие способы получения металлов. Коррозия металлов.
9
2
Неметаллы. Особенности строения атомов. Неметаллы – простые вещества. Зависимость свойств галогенов от их положения в Периодической системе. Окислительные и восстановительные свойства неметаллов в зависимости от их положения в ряду электроотрицательности.
Кислоты и их свойства. Кислоты как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации. Особенности взаимодействия концентрированной серной и азотной кислот с металлами. Основные способы получения кислот.
Основания и их свойства. Классификация оснований. Химические свойства.
Соли и их свойства. Классификация оснований. Химические свойства.
Генетическая связь между классами неорганических и органических соединений. Понятие о генетической связи в рядах.
Лабораторная работа:
Химические свойства кислот
2
Контрольная работа:
Классификация неорганических соединений и их свойства
1
Самостоятельная работа:
Решение вариативных задач
Работа с учебной, справочной литературой и интернет-ресурсами.
Подготовка рефератов.
Создание презентаций.
Выполнение домашних заданий по разделу 2.
Примерная тематика рефератов и презентаций:
Способы получения металлов. Понятие о металлургии. Пирометаллургия электрометаллургия. Сплавы черные и цветные.
Особенности взаимодействия концентрированной серной и азотной кислот с металлами.
Качественные реакции на кислотные остатки
5
Дифференцированный зачет
1
Итого
117
Уровни освоения учебного материала:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3.–продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета -лаборатории Химия
Оборудование учебного кабинета-лаборатории:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий "таблица калорийности пищевых продуктов", "правила техники безопасности в химической лаборатории", "периодическая система химических элементов Д.И. Мендеелеева".
- раковины по количеству обучающихся;
- химические реактивы.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
2. Рудзитис Г.Е. Химия. Основы общей химии. 11 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений: базовый уровень. - М.: Просвещение, 2012.
3. Химия. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ О.С. Габриелян, Ф.Н. Маскаев, С.Ю. Пономарев, В.И. Теренин; под ред. Теренина.- М.: Дрофа, 2013.
4. Габриелян О.С. Химия. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова - М.: Дрофа, 2013.
5. О.С. Габриелян, И.Г. Остроумова. Настольная книга учителя химии 10 класс. - М.: «Блик и К», 2010.
6. Рябов М.А. Тесты по химии. 11 класс: к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 11 класс. Базовый уровень» - М.: Издательство «Экзамен», 2010.
7. Гара Н.Н., Зуева М.В. Контрольные и проверочные работы по химии. 10-11 кл.: Метод. пособие. - М.: Дрофа, 2014.
8. Гаврусейко Н.П. Проверочные работы по органической химии: Дидакт. материал: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2013.
9. Дайнеко В.И. Как научить школьников решать задачи по органической химии: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2009.
Дополнительные источники:
1. Габриелян О.С. Химия для преподавателя: учебно-методическое пособие / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова – М., 2006.
2. Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 10 класс / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов – М., 2004.
3. Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 11 класс: в 2 ч. / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова, А.Г. Введенская – М., 2004.
4. Аршанский Е.А. Методика обучения химии в классах гуманитарного профиля – М., 2003.
5. Кузнецова Н.Е. Обучение химии на основе межпредметной интеграции / Н.Е. Кузнецова, М.А. Шаталов. – М., 2004.
6. Чернобельская Г.М. Методика обучения химии в средней школе. – М., 2003.
7. Габриелян О.С. Лысова Г.Г. Химия для преподавателя: методическое пособие. – М., 2004.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контрольи оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1
2
Умения:
выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
лабораторные работы
раскрывать строение, свойства и практическое значение органических и неорганических веществ
практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа
решать расчетные задачи
практические занятия
выполнять учебный эксперимент, распознавать органические и неорганические вещества по соответствующим признакам и свойствам
лабораторная работа
Знания:
основы учения о химическом строении органических соединений
контрольная работа
понятие изомерии, способы образования простых и кратных связей между атомами, важнейшие функциональные группы органических соединений,
контрольная работа
строение, свойства и значение органических веществ
практические занятия
периодический закон и его значение, объяснять структуру и основные закономерности периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева
практические занятия, выполнение индивидуальных проектных заданий
строение и свойства неорганических веществ
практические занятия, выполнение индивидуальных проектных заданий, лабораторные работы
Значение химии в жизни общества
практические занятия, выполнение индивидуальных проектных заданий