Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию для курса 9 класса »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 44
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УВР
____________А.В.Гаврикова
«______»__________2014г.
Протокол педагогического совета
«_______»____________2014г.
Рабочая программа
по обществознанию
9Б,9Вкласс
на 2014-2015 учебный год
Составитель: Ветрова Наталья Ивановна
учитель истории МБОУ СОШ № 44
первая категория
г. Хабаровск
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ:
пояснительная записка;
содержание тем учебного курса;
учебно-тематический план;
требования к уровню подготовки учащихся;
критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся применительно к различным формам контроля знаний;
учебно-методическое обеспечение;
календарно-тематическое планирование.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по обществознанию для курса 9 класса составлена на основе:
Закона РФ «Об образовании»
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - М.2011.
Примерной программы основного общего образования по обществознанию 5-9 классы М. «Просвещение» 2010.
Авторской программы «Обществознание. Программы общеобразовательных учреждений. 6-11 классы» Л.Н.Боголюбов, Н.И. Городецкая ;Л.Ф.Иванова. – М.Просвещение, 2010 стр.14-17;
Учебного плана МБОУ СОШ №44 на 2013-2014 гг.
Программа отвечает требованиям Федерального базисного учебного плана, предусматривающего объем изучения обществознания в 9 классе(1 час в неделю – 35 часов);
Цель и задачи данного курса в 9 классе:
-развитие личности в ответственный период социального взросления, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия экономической и правовой информации и определение собственной позиции
-воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к правовым нормам
- усвоение знаний, необходимых для социальной адаптации.
-овладение умениями познавательной коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях.
-формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области экономической и гражданско-правовой деятельности.
Формы организации учебной деятельности:
Лекции практикумы, сюжетно-ролевые игры, беседы, лабораторные работы, дискуссии
Формы контроля
Тестирование, задания на выявление жизненных ситуаций, моделирование жизненных ситуаций
Система оценивания:
Наряду с устным, письменным опросом и тестированием, могут быть использованы методы социологического исследования, анкетирование, самооценка
Предполагаемые результаты
В процессе изучения курса у учащихся должны сформироваться:
- Знания и представления о нормах российского законодательства,
- Знания, достаточные для защиты прав и свобод и законных интересов личности;
- Коммуникативные способности, способствующие творческому мышлению и деятельности в ситуациях с незаданным результатом.
Основные методические приемы преподавания курса
Реализация рабочей программы способствует
-развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самореализации и самоопределению; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правого самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ
-освоению системы знаний об экономических и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах,. Правом регулировании общественных отношений, необходимых для воздействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования
-овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной практической деятельности, необходимые для участия в жизни гражданского общества и государства.
-формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, в сферах гражданской и общественной деятельности, в межличностных отношениях, в отношениях между людьми разных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Требования к уровню подготовки выпускников по обществознанию – установленные стандартом результаты освоения выпускниками обязательного минимума федерального компонента государственного стандарта общего образования, необходимые для получения государственного документа о достигнутом уровне общего образования. Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной дейст-вительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:
познавательной
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
трудовой
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Содержание учебного курса
Тема 1.Политика и социальное управление ( 10 часов).
Политика. Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики. Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства. Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире. Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ. Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ. Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах. Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.
Повторение и контроль (1 час)
Тема 2. Право (21 час).
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства. Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности. Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат. Конституция — основной закон РФ. Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека — идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ. Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ. Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей. Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних. Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей. Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний. Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних Социальные права. Жилищные правоотношения. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов. Правовое регулирование отношений в сфере образования. Итоговое повторение (1 час).Итоговый контроль (2 час).
____________УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (35 ЧАСОВ)
№
Наименование раздела
Количество часов
контроль
1
Политика
10
1
2
Право
21
3
Итоговое обобщение
1
2
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся применительно к различным формам контроля знаний
Формы и средства контроля-устные ответы на вопросы и задания учебника;- письменные и самостоятельные работы;- тестирование;- моделирование жизненных ситуаций;- выполнение познавательных и практических заданий;- проектная деятельность
Формы организации учебной деятельности: - лекции;- практикумы;- сюжетно-ролевые игры;- беседы;- лабораторные работы;- дискуссии.
Система оценивания: наряду с традиционным устным и письменным опросом, тестирование, проверка качества выполнения практических заданий, могут быть использованы методы социологического исследования: анкетирование, самооценка и т. д. Не менее 25% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:
- извлечение социальной информации из разнообразных (в том числе эконо-
мических и правовых) источников, осмысление представленных в них раз-
личных подходов и точек зрения;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные
жизненные ситуаций;
- формулирование собственных оценочных суждений о современном обще-
стве на основе сопоставления фактов и их интерпретаций;
- наблюдение и оценку явлений и событий, происходящих в социальной
жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические,
культурологические знания;
- оценку собственных действий и действий других людей с точки зрения
нравственности, права, и экономической рациональности;
- участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах,
моделирующих ситуации из реальной жизни;
- выполнение творческих работ по обществоведческой тематике;
- конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учеб-
ных задачах и в реальной жизни.
Оценка знаний предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся. Оцениваются ответы на вопросы; участие в беседе; исправление ответов то-варищей; умение использовать различные источники знаний; текст учебного пособия; текст Конституции РФ; рассказ учителя; научно-популярную и художественную литературу; различного рода источники и документы; кинофильмы и другую информацию; умение правильно анализировать явления окружающей жизни.
Оценка «5» - материал усвоен в полном объеме, изложение логично; основные умения сформированы и устойчивы. Выводы и обобщения точны и связаны с современной действительностью.
Оценка «4» - в освоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное; отдельные умения недостаточно устой-чивы; выводы и обобщения имеют некоторые неточности.
Оценка «3» - в усвоении материала имеются пробелы; он излагается не систематизировано; отдельные умения недостаточно сформированы; выводы и обобщения слабы, в них допускаются ошибки.
Оценка «2» - основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет.
На выполнение тематических тестов отводится 7-10 минут. Эти задания могут быть использованы на каждом уроке, привлекая к проверке знаний отдельных учащихся или весь класс. На выполнение итоговых тестов отводится 20-25 минут (за исключением итогового теста оп всему курсу «Обществознание. 9 класс»).
Критерии оценки знаний при письменном виде контроля:
В зависимости от вида задания используются различные формы оценивания (взяты из выше упомянутого пособия): дихотомическая и политомическая. Дихотомическая система оценки состоит в том, что вопрос оценивается 1 баллом в случае правильного ответа и 0 баллов, если ответ неправильный.
При политомической системе баллы начисляются по схеме:
- полностью правильно указаны характеристики – 3 балла;
- две правильно указанные характеристики – 2 балла;
- одна правильно указанная характеристика – 1 балл;
- отсутствие правильных характеристик – 0 баллов.
Выбор системы оценки диктуется целью тестирования и видом педагогического контроля (промежуточный или итоговый). Используется рекомендованная автором пособия гибкая система оценивания результатов тестирования, при которой ученик имеет право на ошибку:
100 – 90% от максимальной суммы баллов – оценка «5»;
80 -70% - оценка «4»;
60-40% - оценка «3»;
40-0% - оценка «2».
Рабочая программа рассчитана на применение следующего УМК:
Для учителя:
Л.Н. Боголюбов, А.И. Матвеев Обществознание: Учебник для 9 класса. – М. «Просвещение», 2010.Словарь терминов и понятий по обществознанию / автор-составитель А.М. Лопухов; вступит. Слово А.С. Стрельцов. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2009. – 448с.Тесты по обществознанию: 9 класс/ С.В.Краюшкина. – М.: Издательство «Экзамен», 2010 – 159с.Обществознание. Тесты/ Белокрылова О.С., Михалкина Е.В. и др. – Ростов н/Д: Феникс, 2007Контрольные и проверочные работы по обществознанию: к учебнику Л.Н. Боголюбова и др. «Введение в обществознание. 8-9 классы» (М.:Просвещение) : 9 класс/ С.Н. Дыдко. – 2-е изд. – М.: Издательство «Экзамен», 2007. – 94 с.О.А. Котова, Т.Е. Лискова. Обществознание. Рабочая тетрадь. 9 класс. – М.: Просвещение, 2010КИМы для подготовки к ГИА по обществознанию. – М.: Издательство «Экзамен», 2008 - 2010
Бахмутова Л.С. Методика преподавания обществознания: Учебное пособие для студ. пед. высш. учеб. заведений: В 2 ч. – М.: ВЛАДОС, 2001.Законы и кодексы Российской Федерации.
Литература для учащихся.
Л.Н. Боголюбов, А.И. Матвеев Обществознание: Учебник для 9 класса. – М. «Просвещение», 2010.Словарь терминов и понятий по обществознанию / автор-составитель А.М. Лопухов; вступит. Слово А.С. Стрельцов. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2009. – 448с.
Тесты по обществознанию: 9 класс/ С.В.Краюшкина. – М.: Издательство «Экзамен», 2010 – 159с. 7. КИМы для подготовки к ГИА по обществознанию. – М.: Издательство «Экзамен», 2008 – 2010
Календарно-тематическое планирование курса
«Обществознание» 9 класс (35 ч)
№
Тема урока
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки учащихся
дата
план
факт
Тема 1. Политика и соц. управление (8 ч + 3 резерва)
1
Политика и власть
Роль политики в обществе. Основные направления
Приводить примеры внутр. и внеш. политики
2
Государство
Отличительные признаки, функции и формы государства
Давать характеристику формам государства
3-4
Полит. режимы
Демократия и её ценности. Тоталитаризм
Раскрывать понятие полит. режима. Обобщать и классифицировать социальную информацию
5
Правовое государство
Разделение властей. Правовое гос-во в России
Способствовать формированию уважительного отношения к высшим демократическим ценностям
6
Гражданское общество и гос-во
Понятия темы, местное самоуправление, общетвенная палата
Наблюдение и оценка явлений соц. жизни. Раскрывать теоретические положения на конкретных примерах
7-8
Участие граждан в полит. жизни
Участие в выборах. Референдум. Выборы в РФ
Участие в обучающих играх. Воспитание гражданской активности
9
Повторение и обобщение
Контроль знаний по теме
10
Полит. партии и движения
Партии в РФ. Отличия партий от общественно-полититческих движений
Сопоставление фактов соц. жизни. Оценочные суждения о роли партий
11
СМИ
Роль СМИ в предвыборной борьбе
Участие в социальном проекте
Тема 2. Право (16 ч + 8 резерва)
12
Право и его роль
Понятие нормы права. Системы законодательства, взаимодействие прав и обязанностей
Давать х-ку понятиям темы
13-14
Правоотношения и субъекты права
Виды, субъекты. Особенности правового статуса несовершеннолетних
Знать понятия темы
15-16
Правонорушения и юридическая ответственность
Признаки и виды правонарушений. Виды юр. ответственности. Презумпция невиновности
Различать виды правонарушений, ролевая игра
17
Правоохранительные органы
Судебная система
Ознакомить с простейшими видами юр. документов
18-19
Конституция РФ. Основы конституционного строя
Конституция – основной закон. Органы гос. власти. Федеративное устройство
Работа с источниками
20-21
Права и свободы человека и гражданина
Конституционные права и обязанности. Права ребенка
Способы реализации и защиты прав человека в жизни
22-23
Гражданские правоотношения
Право собственности. Основные виды договоров. Права потребителей
Защита своих прав в сфере гражданских правоотношений
24
Трудовые правоотношения
Трудовое право. Право на труд
Социальная и правовая компетенция
25-26
Семейные правоотношения
Брак. Права и обязанности родителей и детей
Анализ соц. информации. Воспитание ответственности к семейным обязанностям
27
Административные правоотношения
Виды правонарушений и наказаний
Профилактика админ. правонарушений
28-29
Уголовно – правовые отношения
Понятия темы. Уголовная ответственность несовершеннолетних
Характеризовать особенности данных отношений
30
Соц. права
Право на жилище, соц. обеспечение и здоровье
Поиск информации по заданной теме
31
МГП
Основные принципы и нормы
Сущность МГП
32
Правовое регулирование в сфере образования
Основные нормы
Компетентность выпускников в выборе профильного образования
object(ArrayObject)#862 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(221) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Обществознание» для 11 класса среднего общего образования на 2014-2015 учебного года "
["seo_title"] => string(145) "rabochaia-programma-uchiebnogho-priedmieta-obshchiestvoznaniie-dlia-11-klassa-sriedniegho-obshchiegho-obrazovaniia-na-2014-2015-uchiebnogho-ghoda"
["file_id"] => string(6) "132821"
["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
["date"] => string(10) "1416411991"
}
}