Рабочая программа по обществознанию разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и Программы основного общего образования по обществознанию. Программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение часов по разделам и темам курса. Курс рассчитан на 35 часов, из расчета 1 час в неделю.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта: Учебник Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И. Обществознание. Гражданин, общество, государство. 5 кл., Рабочая тетрадь Обществознание: Гражданин. Общество. Государство. 5 кл.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию для 5 класса »
Рабочая программа по обществознанию (5 класс)
Раздел 1. Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и Программы основного общего образования по обществознанию. Программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение часов по разделам и темам курса. Курс рассчитан на 35 часов, из расчета 1 час в неделю.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта: Учебник Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И. Обществознание. Гражданин, общество, государство. 5 кл., Рабочая тетрадь Обществознание: Гражданин. Общество. Государство. 5 кл.
Цель:
Сформировать первоначальные представления о сферах общества: экономической, политической, социальной, духовной.
Задачи:
- интеллектуальное развитие учащихся;
- гуманизация личности;
- формирование жизненной стратегии личности подростка;
- развитие познавательных способностей учащихся.
Изучение обществознания в 5 классе носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. Программы курсов в 6-9 классах являются продолжением и обеспечивают преемственность и развитие в изучении обществознания в основной школе.
Раздел 2. Требования к подготовке учащихся
В ходе освоения программы учащиеся должны приобрести следующие умения:
пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, раскрыть содержание иллюстрации;
умение спорить и отстаивать свои взгляды;
умение оперировать обществоведческими понятиями;
умение анализировать тексты;
развитие навыков проектной деятельности.
Раздел 3. Учебно-тематический план
№
Тема
Кол-во часов
1
Введение
1
2
Человек
4
3
Семья
8
4
Школа
4
5
Труд
5
6
Родина
8
7
РНК
4
8
Обобщение
1
Итого
35
Содержание курса
5 класс (35 часов)
Тема 1. «Человек» (6 ч)
Введение.
Тема 1. Загадка человека. Зачем человек рождается. Что такое наследственность. Наследственность – биологическая сущность всех людей. Можно ли влиять на наследственность.
Отрочество – особая пора. Легко ли быть подростком? Отрочество – пора мечтаний. Самостоятельность – показатель взрослости. Всегда ли самостоятельность приносит пользу. Нужны ли сегодня рыцари.
Учимся общаться.
Практикум.
Тема 2. «Семья» (7ч)
Семья и семейные отношения. Зачем люди создают семьи. Семья и государство. Если семья не выполняет своих обязанностей. Какие бывают семьи.
Семейное хозяйство. Семейные заботы. Каким должен быть хозяин дома. Как хозяйствовать по правилам.
Учимся помогать вести семейное хозяйство.
Свободное время. Что такое свободное время. Свободное время и занятия физкультурой. Свободное время и телевизор. Своими руками. Что такое хобби.
Практикум
Тема 3. «Школа» (7 ч)
Образование в жизни человека. Школьное образование. О чем рассказала бабушка. Чему учит школа. Учись учиться.
Образование и самообразование. Формы самообразования. Испокон века книга растит человека. Самообразование – путь к успеху. Самообразование и самоорганизация.
Одноклассники, сверстники, друзья. Ты и другие ребята. Слово не воробей.
Учимся дружить жить в классе.
Практикум.
Тема 4. «Труд» (5 ч)
Труд – основа жизни. Каким бывает труд. Что создается трудом. Как оценивается труд. Богатство и бедность. Богатство обязывает.
Учимся трудиться и уважать труд.
Труд и творчество. Что такое творчество. Мастер и ремесленник. Творчество в искусстве.
Учимся творчеству.
Практикум.
Тема 5. «Родина» (10 ч)
Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Русский язык – государственный. За что мы любим свою страну.
Государственные символы России и Адыгеи. Герб. Флаг. Гимн.
Гражданин России.. Гражданин. Права и обязанности граждан России. Моя хата с краю?
Учимся быть достойными гражданами.
Мы – многонациональный народ. Что говорит закон. Мы – дети разных народов, мы – один народ. Многонациональная культура России. Что такое национальность.
Учимся уважать людей любой национальности.
Практикум.
Раздел 4.
Календарно-тематическое планирование
№
Дата
Кол-во часов
Тема урока
Дидактические материалы, наглядные пособия
Формирование специальных умений и навыков
Домашнее задание
план
факт
1.
1
Введение.
(изучение нового материала)
Представление о новом курсе, навыки работы с книгой
введение
Тема 1. Человек (4 ч.)
2.
1
Загадка человека
(изучение нового материала)
Схема эволюции человека. Таблица «Отличие человека от животного».
Представление о становлении личности, отличии человека от животного. Умение выделять главное в тексте. Работа в парах.
§1
3-4.
2
Человек и другие люди
(комбинированный урок)
Таблица «Этапы жизни человека». Стихи о человеке, дружбе и любви. Таблица «Мотивы и деятельность».
Работа в группах. Анализ устного ответа. Написание сочинения-эссе.
§2
5.
1
Отрочество – особая пара жизни
(урок контроля)
Таблица «Подросток: ребёнок или взрослый?» Тест «Настоящий друг». Тест «Леди и Джентльмены»
Анализ текста, работа в парах, самооценка. Применение и определение уровня усвоения информации
§1-2
Тема 2. Семья (8 ч.)
6-7.
2
Семья и семейные отношения
(изучение нового материала)
Игра «Мой дом». Стихи и афоризмы о семье. Отрывки из Семейного кодекса РФ.
Составление синквейнов. Ведение дискуссии. Ответы на вопросы по тексту. Создание иллюстраций к тексту. Технология Пометки а полях
§3
8-9.
2
Семейное хозяйство (комбинированный урок)
Выдержки из словаря Ожегова. Таблица «Семейный бюджет».
Создание вопросов к тексту. Составление расписания дня
§4
10-11.
2
Дому нужен хозяин
(комбинированный урок)
Текст Домостроя.
Анализ текста. Технология Пометки на полях.
§4 -5
12.
1
Свободное время
(комбинированный урок)
Таблица «Распорядок дня». Текст «Режим дня»
Организация свободного времени. Работа в группах
§5
13.
1
Семья
(урок контроля)
Тест
Выполнение заданий теста
§5-6
Тема 3. Школа (4 ч.)
14-15.
2
Образование в жизни человека
(изучение нового материала)
Схема «Ступени школьного образования». Рис. «Школа в разные эпохи»
Знакомство с понятием алгоритм. Работа с иллюстрациями. Анализ схемы.
§7
16.
1
Одноклассники, сверстники, друзья
(комбинированный урок)
Стихи о дружбе. Тест «Одноклассники»
Самоанализ и самооценка. Работа в парах и группах.
§8
17.
1
Образование и самообразование
(урок контроля)
Словарь терминов по теме
Составление кроссворда
§7-8
Тема 4. Труд (5 ч.)
18-19.
2
Труд – основа жизни
(изучение нового материала)
Схема «Какой бывает труд». Рассказ «Чёрные руки». Пословицы и поговорки о труде
Аргументация собственной позиции. Работа с текстом. Работа с иллюстрациями. Работа с терминами.
§9
20-21.
2
Труд и творчество
(комбинированный урок)
Материалы для аппликации. Правила работы в группе. Афоризмы о профессии. Игра «Страшный суд»
Применение навыков. Практическая работа. Работа в группах.
§10
22.
1
Труд
(урок контроля)
Тест
Выполнение заданий теста
§9-10
Тема 5. Родина (8 ч.)
23-24.
2
Наша Родина - Россия
(изучение нового материала)
Карта РФ. Термины по теме
Работа с терминами. Работа с текстом
§11-12
25.
1
Государственные символы России
(комбинированный урок)
Флаг, герб, гимн (тексты об их происхождении).
Работа с текстом. Технология Критического мышления. Работа в группах. Ответы на вопросы по тексту
§13
26-27.
2
Гражданин России - достойный сын
(комбинированный урок)
Конституция РФ. Термины по теме. Тренинг «Гражданин и обыватель». Таблица «Права и обязанности граждан»
Работа с документом. Заполнение таблицы по тексту. Работа в группах.
§13
28-29.
2
Мы – многонациональный народ
(комбинированный урок)
Текст «Россия – многонациональная страна». Термины по теме. Игра «Межкультурные контакты». Тренинг «Толерантность»
Составление собственного текста на основе прочитанного. Работа в группах. Работа с терминами
§14
30.
1
Родина
(урок контроля)
Задания практикума
Работа в группах
§13-14
Тема 6. РНК (4ч.)
31.
1
Государственные символы Адыгеи
Флаг, герб, гимн (тексты об их происхождении).
Работа с текстом. Технология Критического мышления. Работа в группах. Ответы на вопросы по тексту
32.
1
Конституция РА
Термины по теме. Тренинг «Гражданин и обыватель». Таблица «Права и обязанности граждан»
Работа с текстом. Технология Критического мышления.
33.
1
Адыгея – многонациональная республика
Термины по теме. Игра «Межкультурные контакты». Тренинг «Толерантность»
Работа в группах.
34.
1
Адыгея сегодня
Задания практикума
Анализ высказываний.
35.
1
Урок итогового обобщения
Задания практикума. повторение
Работа в группах. Работа с терминами
Раздел 5. Критерий оценки знаний учащихся
Контроль успеваемости учащихся – это выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых.
Выявление и изменение – это проверка, которая является составным компонентом контроля, функция которого обеспечение обратной связи между учителем и учащимися. Так же в контроль входит оценивание (как процесс) и оценки, которые в журналах фиксируются в виде отметок.
Формы учета: оценка (оценочное суждение), отметка, самооценка.
Критерии оценки устного ответа:
глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;
твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;
неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;
наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;
отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (используется очень редко).
Критерии оценки работы на уроке:
активное участие учащегося в процессе урока и безошибочное выполнение заданий оценивается пятью баллами;
активное участие в процессе урока с допущением каких-либо ошибок в процессе выполнения задания - четырьмя;
неуверенное участие в процессе урока и отсутствие самостоятельной активности – тремя баллами;
полное отсутствие активности - отметка «2»;
отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (используется очень редко)
Критерии оценки тестового задания:
90-100% - отлично «5»;
70-89% - хорошо «4»
50-69% - удовлетворительно «3»;
менее 50% - неудовлетворительно «2»;
Критерии оценки сообщения или проекта:
глубокий, самостоятельный, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика, оценивается пятью баллами;
привлечение дополнительного материала, неуверенный ответ - четырьмя;
выполнена работа в письменном виде, отсутствие ответа, при этом ответы на дополнительные вопросы – тремя баллами;
полное отсутствие работы - отметка «2»;
Критерии выведения четвертных и годовых оценок:
Отметка «5» выводится при выполнении следующих требований:
- активная и правильная работа учащегося на уроке;
- выполнение дополнительных заданий в виде сообщений и проектов
- высокий уровень знания базового материала;
Отметка «4» выводится при выполнении следующих требований:
- активная, но иногда с ошибками работа учащегося на уроке;
- выполнение дополнительных заданий по желанию;
- высокий уровень знания базового материала;
Отметка «3» выводится при выполнении следующих требований:
- отсутствие самостоятельной активности на уроке;
- отсутствие выполнения дополнительных заданий;
- низкий уровень знания базового материала;
В случае если оценка является спорной, то для повышения результата учитель в праве учитывать выполнение следующих требований к учащимся:
- ведение тетради (наличие в ней материала)
- активное или безактивное участие учащихся в общешкольных мероприятиях на историческую и обществоведческую тематику (это касается и классных часов если классный руководитель посчитает необходимым отметить учащихся)
- участие в самостоятельной или общешкольной экскурсионной деятельности
- готовность к уроку (выполнение домашних заданий)
Раздел 6. Информационно-методическое сопровождение