Рабочая программа по обществознанию (базовый уровень). 11 класс
Рабочая программа по обществознанию (базовый уровень). 11 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.
Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по «Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования, из расчета 2 учебных часа в неделю.
Программа рассчитана на 70 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 5 учебных часов для реализации и использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
Рабочая программа составлена к учебнику:
• Обществознание: учеб. для 11 кл. общеобразовательных учреждений.
/ Л. Н. Боголюбов, Н.И.Городецкая, А.И.Матвеев, и др.; под ред. Л. Н.Боголюбова.— М.: Просвещение, 2014
Изучение обществознания на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или самообразования;
овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
В основу содержания курса положены следующие принципы:
соответствие требованиям современного школьного гуманитарного образования, в том числе концепции модернизации образования;
структурирование заданий учащимся применительно к новому познавательному этапу их учебной деятельности;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию (базовый уровень). 11 класс »
«Согласовано»
Руководитель МО
___________/Гасинюкова И.П. /
ФИО
Протокол № ____ от
«___»___________2014г.
«Согласовано»
Заместитель руководителя по УВР «СОШ № 8 »
____________/Зазулина Г.Н./
ФИО
«___»____________2014г.
«Утверждаю»
Руководитель МОУ «СОШ № 8 »
____________/_Николаев А.С./
ФИО
Приказ № _____ от
«___»___________2014г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по обществознанию (базовый уровень)
11 класс.
Учитель:Гасинюкова И.П.
2014-2015учебный год
Учебно-тематическое планирование по обществознанию
Класс -11
Количество часов -70
Всего 70_ час; в неделю 2 час.
Планирование составлено на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.
Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по «Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования, из расчета 2 учебных часа в неделю.
Программа рассчитана на 70 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 5 учебных часов для реализации и использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
Рабочая программа составлена к учебнику:
• Обществознание: учеб. для 11 кл. общеобразовательных учреждений.
/ Л. Н. Боголюбов, Н.И.Городецкая, А.И.Матвеев, и др.; под ред. Л. Н.Боголюбова.— М.: Просвещение, 2014
Изучение обществознания на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или самообразования;
овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
В основу содержания курса положены следующие принципы:
соответствие требованиям современного школьного гуманитарного образования, в том числе концепции модернизации образования;
структурирование заданий учащимся применительно к новому познавательному этапу их учебной деятельности;
• формирование у учащихся умения работать с различными источниками, способности выработки собственных позиций по рассматриваемым проблемам, получение опыта оценочной деятельности общественных явлений
Основное содержание тем курса.
Человек и экономика (28 часа)
Экономика и экономическая наука. Спрос и предложение. Рыночные структуры. Рынки сырья и материалов, товаров и услуг, капиталов, труда; их специфика.
Понятие экономического роста. Факторы роста. экстенсивный и интенсивный рост. Экономическое развитие. Экономический цикл. Понятие ВВП.
Рыночные отношения в современной экономике. Особенности современной экономики России. Экономическая политика РФ. Совершенная и несовершенная конкуренция. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. Естественные монополии, их роль и значение в экономике России.
Экономика предприятия. Факторы производства и факторные доходы. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные издержки.
Правовые основы предпринимательства. Организационно-правовые формы. Стадии государственной регистрации фирмы.
Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.
Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Налоговая система в Российской Федерации. Виды налогов. Функции налогов. Налоги, уплачиваемые предприятиями. Основы денежной и бюджетной политики государства. Кредитно-финансовая политика. Государственный бюджет. Государственный долг.
Банковская система. Роль Центрального банка в банковской системе России. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.
Рынок труда. Безработица и государственная политика в области занятости в России.
Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы.
Рациональное поведение потребителя и производителя.
Проблемы социально-политической и духовной жизни. (14часов)
Свобода в деятельности человека. свобода и ответственность, характеристика особенностей свободного общества.
Общественное сознание. Сущность и особенности, структура общественного сознания. общественная психология и идеология. индивидуальное и общественное сознание.
Политическое сознание. Политика как общественное явление. Политическая система, ее структура и сущность. Политическая деятельность. Политические цели и средства их достижения. Политический экстремизм. Политический статус личности. Политическое участие. Политическое поведение. Политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Гражданское общество и государство. Проблемы формирования правового государства и гражданского общества в РФ. Роль СМИ в политической жизни общества. Влияние СМИ на позицию избирателя во время предвыборных кампаний. Политический процесс. Избирательная кампания в РФ. Законодательство РФ о выборах.
Политическая элита и политическое лидерство. Многопартийность. Политические партии и движения, их классификация. Законодательное регулирование деятельности партий в РФ. Человек в политической жизни.
Демографическая ситуация в современной России. Семья как социальный институт. Семья и брак. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.
Религиозные объединения и организации в РФ. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения.
Человек и закон (21 час)
Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации.
Гражданин Российской Федерации. Гражданство в РФ. Права и обязанности, принадлежащие только гражданину. Воинская обязанность. Призыв на военную службу. Военная служба по контракту. Альтернативная гражданская служба.
Экологическое право. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения. Природоохранные и природоресурсные нормы.
Субъекты гражданского права. Понятия юридического и физического лица. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. Имущественные права. Право собственности. Неимущественные права: честь, достоинство, имя.
Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей.
Законодательство РФ об образовании. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Трудовое законодательство РФ. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора.
Споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности административной юрисдикции.
Особенности уголовного процесса. Виды уголовных наказаний и порядок их назначения.
Конституционное судопроизводство. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Основные нормы социального страхования и пенсионная система
Понятие и система международного права. Взаимоотношения международного и национального права. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.
Требования к уровню подготовки учеников.
В результате изучения обществознания на базовомуровне ученик должен:
знать/понимать:
биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
особенности социально-гуманитарного познания; уметь:
характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук; осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд);
извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам;
систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
совершенствования собственной познавательной деятельности;
критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
• осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Перечень учебно-методического обеспечен
Методические и учебные пособия
Большой энциклопедический словарь.- М.: Дрофа, 2012. Лоскутова М.В. Устная история: Методические рекомендации по проведению исследования. - СПб.
Кравченко А.И. Задачник по обществознанию. 10-11 кл. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», И.А. Панова, Г.И. Ускова, История России. Методические рекомендации и контрольные задания.
Тесты по обществознанию: пособие для подготовки к ЕГЭ, выпускному и вступительному тестированию. - М.: ИКЦ «МарТ»,
Обществознание в таблицах и схемах: 10-11 класс. -М.: Астрель,2009-09-03
Политика. Право. Граждановедение Школьный практикум 9-11 классы. - М.: Дрофа,2013
Оборудование
Таблицы
Схемы
Презентации
иллюстрации
Дидактический материал
Раздаточный материал
Тесты
Фрагменты источников
Статистические данные
Диаграммы
Анкеты и опросники
Литература
Боголюбов, Л. К, Лазебникова, А. Ю., Иванова, Л. Ф. и др. Человек и общество. Обществознание: учебник для учащихся 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. - В 2 ч. - Ч. 2. - 11 кл. / под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой. - Изд. 4-е. - М.: Просвещение, 2010. - 281 с.
Боголюбов, Л. К, Лазебникова, А. Ю., Иванова, Л. Ф. Методические рекомендации по курсу «Человек и общество». - В 2 ч. - Ч. 2. 11 кл. / под ред. Л. Н. Боголюбова. - М.: Просвещение, 2009. - 191 с.
Бахмутова, Л. С. Методика преподавания обществознания: учебное пособие для студентов пед. высш. заведений: в 2 ч. - М.: Гуманит, изд. центр ВЛАДОС, 2005.
Ибрагимов, Р. Ю. Сдаем основы социологии и политологии: для среднего и профессионального образования / Л. Ю. Ибрагимов, И. П. Савченко, Ю. Е. Шепелева. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 220 с.
Иоффе, А. И. Методические материалы по гражданскому образованию. - М.: изд. дом «Новый учебник», 2003. - 240 с.
Клименко, Л. В., Румынина, В. В. Обществознание для школьников старших классов и поступающих в вузы: учебное пособие. - М.: Дрофа, 2001. - 480 с.
Кравченко, А. И. Задачник по обществознанию: 10-11 кл. -Изд. 2-е.- М: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово -РС», 2001.- 192 с.
Тематическое планирование
№
Раздел курса
Количество часов
всего
теоретические
практические
Человек и экономика
28
24
4
2
Проблемы социально-политической и духовной жизни.
14
12
2
3
Человек и закон
21
18
3
4
Итоговое повторение
7
3
4
5
Итого
70
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 11 класс
Календарно – тематическое планирование рассчитано на 2 часа в неделю.
В сумме составляет 70 часов. Учебник «Обществознание» Автор: Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, А.И. Матвеева.
№ п/п
Тема урока
Кол-во часов
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки учащихся
Задание на дом
Дата
1-2
Экономика: наука и хозяйство
2
Понятие об экономической науке, микро- и макроэкономике, круг изучаемых ими проблем. Потребности людей и их виды. Причины, по которым потребности людей не могут быть удовлетворены полностью. Абсолютная и относительная ограниченность ресурсов. Основные виды ограниченных ресурсов человека. Причины, по которым невозможно преодоление относительной ограниченности производственных ресурсов
Знать понятие об экономической науке. Объяснять понятия «микро-» и «макроэкономика».
виды потребностей людей;
причины, по которым потребности людей не могут быть удовлетворены. Знать:
понятия «абсолютная и относительная ограниченность ресурсов»;
виды ограниченных ресурсов;
причины невозможности преодоления ограниченности ресурсов
§1
4.09
6.09
3-4
Экономический рост и развитие
2
Понятие экономического роста и его темпа, источники экономического роста. Экстенсивный и интенсивный рост. Экономическое и общественное развитие. Индекс человеческого развития. Порочный круг бедности
Знать показатели экономического роста, их причины. Уметь:
объяснять закон убывающей доходности;
анализировать экстенсивный и интенсивный экономический рост;
анализировать издержки и выгоды экономического роста;
объяснять понятие «порочный круг бедности»
§2
11.09
13.09
5-6
Рыночные отношения в экономике
2
Частная собственность как основа рыночной экономической системы. Причины эффективности рыночного механизма и источники его слабости. Причины возникновения смешанной экономической системы, основные признаки
Знать:
признаки рыночной, смешанной экономики; - причины эффективности и роль рыночных механизмов.
Уметь решать задачи по теме, приводить примеры и анализировать их
§3
17.09
19.09
7-8
Фирмы в экономике
2
Понятия «фирма» и «предприятие». Фирма и отрасль. Понятие о добавленной стоимости. Понятие о внутренних и внешних ресурсах и затратах фирмы. Понятие о нормальной прибыли владельца фирмы
Знать:
понятия: фирма, предприятие, отрасль;
понятие о добавленной стоимости.
понятие о внутренних и внешних ресурсах и затратах фирмы;
понятие о нормальной прибыли владельца фирмы
§4
24.09
26.09
9
Стартовая контрольная работа.
1
1.10
10-12
Правовые основы предпринимательской деятельности
3
Понятие и признаки предпринимательства. Предпринимательство как инициативная, рискованная самостоятельная деятельность, направленная на систематическое получение прибыли. Индивидуальное предпринимательство. Правовой статус индивидуального предпринимателя в России, условия для занятия предпринимательской деятельностью. Экономическая роль малого бизнеса
Знать основные положения раздела.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.
§5
3.10
8.10
10.10
13-14
Слагаемые успеха в бизнесе
2
Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга, его принципы. Источники финансирования. Банковская система. Банковский кредит
Использовать приобретённые знания для критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации
§6
15.10
17.10
15-16
Экономика и государство
2
Роль государства в экономике. Особенности современной экономики России. Общественные 6лага. Внешние факторы. Механизмы государственного регулирования рыночной экономики. Монетарная и фискальная политика государства
Основы денежной и бюджетной политики государства. Финансы. Банковская система. Роль ЦБ в банковской системе РФ. Финансовые институты. Виды, причины, последствия инфляции
Раскрывать на примерах изученные теоретические положения. Устанавливать соответствия между существенными чертами и обществоведческими терминами
§8
12.11
14.11
19-20
Занятость и безработица
2
Рынок труда. Заработная плата. Прожиточный минимум. Государственная политика в области занятости. Безработица, её виды
Оценивать действия субъектов социальной жизни, формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам
§9
19.11
21.11
21
Мировая экономика
1
Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Тарифные и нетарифные методы регулирования. Глобальные экономические системы
Понимать тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы
§10
26.11
22-23
Человек в системе экономических отношений
2
Налоговая система в РФ. Виды налогов. Функции налогов. Налоги, уплачиваемые предприятиями.
Факторы, определяющие
производительность
труда
Анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выделяя их существенные признаки, закономерности развития
§11
28.11
3.12
24
Контрольная работа. Тема: «Человек и экономика»
1
5.12
25-26
Свобода в деятельности человека
2
Свобода и произвол. Свобода и ответственность. Свобода выбора. Свободное общество. Проблема выбора.
-Знать понятия: свобода, свободное обество.
Развивать умения:
владеть основными видами публичных выступлений;
следовать этическим нормам и правилам ведения диспута
§12
10.12
12.12
27-28
Общественное сознание
2
Сущность и особенности общественного сознания. Структура общественного сознания. Философия. Политическое сознание. Обыденное и массовое сознание
Оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм. Понимать особенности социально-гуманитарного познания
§13
17.12
19.12
29-30
Политическое сознание
2
Обыденное и теоретическое сознание. Идеология. Основные идейно-политические течения современности. Политическая психология и политическое поведение. Политическая пропаганда
Анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выделяя их существенные признаки, закономерности развития
§14
24.12
26.12
31-32
Политическое поведение
2
Политика как деятельность. Субъекты и объекты политики. Соотношение целей и средств в политике. Власть и политика
Знать понятия: власть, политика, субъекты, объекты политики. Развивать умения: - раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия
§15
33-34
Политическая элита и политическое лидерство
2
Типология властных отношений. Политические отношения
Знать понятия: властные отношения, политические отношения.
Развивать умение объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах
§16
35-38
Демографическая ситуация в современной России. Неполные семьи. Р.К. Демографические проблемы края. Проблемы неполных семей в крае. Попытки решения данной проблемы в крае.
4
Демографическая ситуация в России и мире. Демографическая политика в России. Р.К. Демографические проблемы края. Проблемы неполных семей в крае. Попытки решения данной проблемы в крае.
Знать понятия: демографическая ситуация, демографическая политика. Развивать умения анализировать и классифицировать социальную информацию, представляемую в различных знаковых системах (текстах, схемах, таблицах, диаграммах)
§17
39-41
Религиозные объединения и организации в России. Р.К. Религиозные организации и
объединения края. Их деятельность
3
Религиозные объединения и организации в РФ. Опасность сектантства. Права религиозных организаций. Межрелигиозный мир. Р.К. Религиозные организации и объединения края. Их деятельность
Уметь формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам
§18
42
Контрольная работа. Тема: «Проблемы социально-политической и духовной жизни»
1
43-44
Современные подходы к пониманию права
3
Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации, его стадии
Гражданство в Российской Федерации. Основания для приобретения гражданства. Права и обязанности, принадлежащие только гражданину
Уметь подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике
§20
48-49
Экологическое право. Р.К. Экология Мордовского края
2
Общая характеристика экологического права. Право на благоприятную экологическую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения. Природоохранные и природно- ресурсные нормы
Использовать приобретённые знания для предвидения возможных последствий определённых социальных действий, реализации и защиты прав граждан
§21
50-51
Гражданское право
2
Субъекты гражданского права. Понятие юридического и физического лица. Имущественные и личные неимущественные права. Способы их защиты
Уметь характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки. Формулировать аргументы по определённым проблемам
§22
52-54
Семейное право
3
Традиционные семейные ценности. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей. Государственная политика поддержки семьи
Знать понятия: семья, брак, неполная семья, национальные проекты, государственные пособия. Овладение умениями получения и осмысления социальной информации; освоение учебного материала с помощью практической деятельности в характерных социальных ролях
§23
55-56
Правовое регулирование занятости и трудоустройства. Р.К. Проблемы занятости в крае
2
Трудовое законодательство РФ. Занятость и трудоустройство. Порядок приёма на работу, заключения и расторжения трудового договора
Процессуальное право: гражданский и арбитражный процесс
2
Споры, порядок их рассмотрения. Процессуальное право. Основные правила и принципы гражданского процесса. Участники гражданского процесса.
Арбитражный процесс
Использовать приобретённые знания для предвидения возможных последствий определённых социальных действий, реализации и защиты прав граждан
§25
59-60
Процессуальное право: уголовный процесс
2
Особенности уголовного процесса. Виды уголовных наказаний и порядок их назначения. Конституционное судопроизводство. Меры процессуального принуждения
Использовать приобретённые знания для предвидения возможных последствий определённых социальных действий, реализации и защиты прав граждан
§26
61-62
Процессуальное право: административная юрисдикция, конституционное судопроизводство
2
Особенности административной юрисдикции. Субъекты административной ответственности. Основные стадии конституционного судопроизводства. Административное правонарушение
Использовать приобретённые знания для предвидения возможных последствий определённых социальных действий, реализации и защиты прав граждан
§27
63
Контрольная работа. Тема: «Человек и закон»
1
64-65
Международная защита прав человека
2
Понятие и система международного права. Взаимоотношения международного и национального права. Международная защита прав человека в условиях военного и мирного времени
Использовать приобретённые знания для критического восприятия информации, ориентировки в актуальных общественных событиях
§28
66-67
Взгляд в будущее
2
Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Глобальные проблемы человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Информационное общество
Понимать тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы. Формулировать аргументы по определённым проблемам
§29
68-70
Повторение
3
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 11 класс.
Календарно – тематическое планирование рассчитано на 0.5 часа в неделю.
В сумме составляет 17 часов. Учебник «Обществознание» Автор: Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, А.И. Матвеева.
№ п/п
Тема урока
Кол-во часов
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки учащихся
Задание на дом
Дата
факт
план
1
Экономика: наука и хозяйство
Экономический рост и развитие
1
Понятие об экономической науке, микро- и макроэкономике, круг изучаемых ими проблем. Потребности людей и их виды. Причины, по которым потребности людей не могут быть удовлетворены полностью. Абсолютная и относительная ограниченность ресурсов. Основные виды ограниченных ресурсов человека. Причины, по которым невозможно преодоление относительной ограниченности производственных ресурсов
Понятие экономического роста и его темпа, источники экономического роста. Экстенсивный и интенсивный рост. Экономическое и общественное развитие. Индекс человеческого развития. Порочный круг бедности
Знать понятие об экономической науке. Объяснять понятия «микро-» и «макроэкономика».
виды потребностей людей;
причины, по которым потребности людей не могут быть удовлетворены. Знать:
понятия «абсолютная и относительная ограниченность ресурсов»;
виды ограниченных ресурсов;
причины невозможности преодоления ограниченности ресурсов
Знать показатели экономического роста, их причины. Уметь:
объяснять закон убывающей доходности;
анализировать экстенсивный и интенсивный экономический рост;
анализировать издержки и выгоды экономического роста;
объяснять понятие «порочный круг бедности»
§1
§2
Рыночные отношения в экономике
Фирмы в экономике
2
Частная собственность как основа рыночной экономической системы. Причины эффективности рыночного механизма и источники его слабости. Причины возникновения смешанной экономической системы, основные признаки
Понятия «фирма» и «предприятие». Фирма и отрасль. Понятие о добавленной стоимости. Понятие о внутренних и внешних ресурсах и затратах фирмы. Понятие о нормальной прибыли владельца фирмы
Знать:
признаки рыночной, смешанной экономики; - причины эффективности и роль рыночных механизмов.
Уметь решать задачи по теме, приводить примеры и анализировать их
Знать:
понятия: фирма, предприятие, отрасль;
понятие о добавленной стоимости.
понятие о внутренних и внешних ресурсах и затратах фирмы;
понятие о нормальной прибыли владельца фирмы
§3
§4
Стартовая контрольная работа.
3
Правовые основы предпринимательской деятельности
Слагаемые успеха в бизнесе
4
Понятие и признаки предпринимательства. Предпринимательство как инициативная, рискованная самостоятельная деятельность, направленная на систематическое получение прибыли. Индивидуальное предпринимательство. Правовой статус индивидуального предпринимателя в России, условия для занятия предпринимательской деятельностью. Экономическая роль малого бизнеса
Знать основные положения раздела.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.
Использовать приобретённые знания для критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации
§5
§6
Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга, его принципы. Источники финансирования. Банковская система. Банковский кредит
Экономика и государство
Финансы в экономике
5
Роль государства в экономике. Особенности современной экономики России. Общественные 6лага. Внешние факторы. Механизмы государственного регулирования рыночной экономики. Монетарная и фискальная политика государства
Основы денежной и бюджетной политики государства. Финансы. Банковская система. Роль ЦБ в банковской системе РФ. Финансовые институты. Виды, причины, последствия инфляции
Раскрывать на примерах изученные теоретические положения. Устанавливать соответствия между существенными чертами и обществоведческими терминами
§7
§8
Занятость и безработица
Мировая экономика
6
Рынок труда. Заработная плата. Прожиточный минимум. Государственная политика в области занятости. Безработица, её виды
Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Тарифные и нетарифные методы регулирования. Глобальные экономические системы
Оценивать действия субъектов социальной жизни, формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам
Понимать тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы
§9
§10
Человек в системе экономических отношений
7
Налоговая система в РФ. Виды налогов. Функции налогов. Налоги, уплачиваемые предприятиями.
Факторы, определяющие
производительность
труда
Анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выделяя их существенные признаки, закономерности развития
§11
Контрольная работа. Тема: «Человек и экономика»
Свобода в деятельности человека
Общественное сознание
8
Свобода и произвол. Свобода и ответственность. Свобода выбора. Свободное общество. Проблема выбора.
Сущность и особенности общественного сознания. Структура общественного сознания. Философия. Политическое сознание. Обыденное и массовое сознание
-Знать понятия: свобода, свободное обество.
Развивать умения:
владеть основными видами публичных выступлений;
следовать этическим нормам и правилам ведения диспута
Оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм. Понимать особенности социально-гуманитарного познания
§12
§13
Политическое сознание
Политическое поведение
Политическая элита и политическое лидерство
9
Обыденное и теоретическое сознание. Идеология. Основные идейно-политические течения современности. Политическая психология и политическое поведение. Политическая пропаганда
Политика как деятельность. Субъекты и объекты политики. Соотношение целей и средств в политике. Власть и политика
Типология властных отношений. Политические отношения
Анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выделяя их существенные признаки, закономерности развития
Знать понятия: власть, политика, субъекты, объекты политики. Развивать умения: - раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия
Знать понятия: властные отношения, политические отношения.
Развивать умение объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах
§14
§15
§16
Демографическая ситуация в современной России. Неполные семьи. Р.К. Демографические проблемы края. Проблемы неполных семей в крае. Попытки решения данной проблемы в крае.
Религиозные объединения и организации в России. Р.К. Религиозные организации и
объединения края. Их деятельность
10
Демографическая ситуация в России и мире. Демографическая политика в России. Р.К. Демографические проблемы края. Проблемы неполных семей в крае. Попытки решения данной проблемы в крае.
Религиозные объединения и организации в РФ. Опасность сектантства. Права религиозных организаций. Межрелигиозный мир. Р.К. Религиозные организации и объединения края. Их деятельность
Знать понятия: демографическая ситуация, демографическая политика. Развивать умения анализировать и классифицировать социальную информацию, представляемую в различных знаковых системах (текстах, схемах, таблицах, диаграммах)
Уметь формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам
§17
§18
Контрольная работа. Тема: «Проблемы социально-политической и духовной жизни»
11
Современные подходы к пониманию права
Гражданин Российской Федерации
12
Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации, его стадии
Гражданство в Российской Федерации. Основания для приобретения гражданства. Права и обязанности, принадлежащие только гражданину
Уметь подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике
§19
§20
Экологическое право. Р.К. Экология Мордовского края
Гражданское право
13
Общая характеристика экологического права. Право на благоприятную экологическую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения. Природоохранные и природно- ресурсные нормы
Субъекты гражданского права. Понятие юридического и физического лица. Имущественные и личные неимущественные права. Способы их защиты
Использовать приобретённые знания для предвидения возможных последствий определённых социальных действий, реализации и защиты прав граждан
Уметь характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки. Формулировать аргументы по определённым проблемам
§21
§22
Семейное право
Правовое регулирование занятости и трудоустройства. Р.К. Проблемы занятости в крае
14
Традиционные семейные ценности. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей. Государственная политика поддержки семьи
Трудовое законодательство РФ. Занятость и трудоустройство. Порядок приёма на работу, заключения и расторжения трудового договора
Знать понятия: семья, брак, неполная семья, национальные проекты, государственные пособия. Овладение умениями получения и осмысления социальной информации; освоение учебного материала с помощью практической деятельности в характерных социальных ролях
Процессуальное право: гражданский и арбитражный процесс
Процессуальное право: уголовный процесс
15
Споры, порядок их рассмотрения. Процессуальное право. Основные правила и принципы гражданского процесса. Участники гражданского процесса.
Арбитражный процесс
Особенности уголовного процесса. Виды уголовных наказаний и порядок их назначения. Конституционное судопроизводство. Меры процессуального принуждения
Использовать приобретённые знания для предвидения возможных последствий определённых социальных действий, реализации и защиты прав граждан
Использовать приобретённые знания для предвидения возможных последствий определённых социальных действий, реализации и защиты прав граждан
§25
§26
Процессуальное право: административная юрисдикция, конституционное судопроизводство
16
Особенности административной юрисдикции. Субъекты административной ответственности. Основные стадии конституционного судопроизводства. Административное правонарушение
Использовать приобретённые знания для предвидения возможных последствий определённых социальных действий, реализации и защиты прав граждан
§27
Контрольная работа. Тема: «Человек и закон»
17
Международная защита прав человека
Взгляд в будущее
18
Понятие и система международного права. Взаимоотношения международного и национального права. Международная защита прав человека в условиях военного и мирного времени
Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Глобальные проблемы человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Информационное общество
Использовать приобретённые знания для критического восприятия информации, ориентировки в актуальных общественных событиях
Понимать тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы. Формулировать аргументы по определённым проблемам