Пояснительная записка
к курсу обществознания 10-11 классы, профильный уровень (70 часов)
Настоящая программа составлена на основе:
- Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень);
- Программы по обществознанию, составленной Л. Н. Боголюбовым, Л. Ф. Ивановой, А. Ю. Лазебниковой (Москва, «Просвещение, 2011г.), профильный уровень;
- Использованы «Методические рекомендации по организации учебного процесса в образовательных учреждениях Ставропольского края в 2012-2013 учебном году».
Рабочая программа в 10-11 классах по обществознанию составлена с учетом внутриклассного деления на два профиля. Согласно учебному плану МОУ СОШ № 7 изучение курса обществознания в естественно – математическом и социально- гуманитарном профилях предусмотрено по два часа в неделю на базовом уровне. В социально – гуманитарном профиле в 10-11 классах предусмотрено по одному часу в неделю на изучение курса обществознания ((в 10 классе – 35 часов, 11 класс -35 часов).
Учитывая специфику профильного обучения (внутриклассное деление на профили), учителем была модифицирована трех часовая программа по обществознанию, составленная Л. Н. Боголюбовым, Л. Ф. Ивановой, А. Ю. Лазебниковой (профильный уровень), за счет уплотнения программы.
Содержание среднего (полного) обществоведческого образования на профильном уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера. Все означенные компоненты взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом.
В данном курсе представлены основы важнейших социальных наук: философии, социологии, политологии, социальной психологии.
Помимо знаний содержательными компонентами курса являются социальные навыки, умения ключевые компетенции, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; система гуманистических и демократических ценностей.
Содержание курса на профильном уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов рассмотренных ранее. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных проблем, понимание которых необходимо современному человеку. Изучаются вопросы, являющиеся основой для будущей профессиональной подготовки в области социальных дисциплин.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.
Изучение обществознания в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение конкретных целей и задач.
Цели и задачи курса:
Развитие личности в ответственный период взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной ( в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры; экономического образа мышления, способности к самоопределению и самоорганизации.
Воспитание общероссийской идентичности гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации.
Освоение на уровне функциональной грамотности знаний, необходимых для социальной адаптации; об обществе; об основных социальных полях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности ; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина.
Овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях.
Формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений ; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Основное содержание курса
Обществознание 10 класс
Тема 1. Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность.
Естественно-научные и социально-гуманитарные знания. Специфика философского знания. Философия и общество. Древние мыслители о мире и человеке. Древнеиндийская философия. Философия Древнего Китая. Античная философия. Средневековое представление о человеке и обществе. Просвещение: вера в разум и прогресс. Марксистское учение об обществе. Философия 20 века. Русская философская мысль 11-18 веков. Философские искания 19 века Споры о цивилизационном пути России. Общественные потребности и мир профессий.Профессиональные требования и конкуренция на рынке труда. Мотивы выбора профессии. Особенности профессий социально-гуманитарной направленности.
Тема 2. Общество и человек.
Наука о происхождении человека. Человечество как результат биологической и социокультурной эволюции. Становление культуры – неотъемлемая часть становления человека и человечества. Человек – биосоциальная система. Социальная сущность человеческой деятельности. Общество и социум. Общество и природа. Культура – «вторая природа». Общественные отношения. Общество как система. Сферы общественной жизни. Динамизм и стабильность как характеристики общества. Традиционное и индустриальное общество. Контуры современного пост-индустриального общества. Восток и Запад в диалоге культур. Понятие «цивилизация». Цивлизационный подход к истории. Теория общественно-экономических формаций. Две ветви стадиального подхода к истории: общее и различное. Типы социальной динамики. Факторы изменения социума. Участники исторического процесса. Прогресс и регресс. Противоречивость прогресса. Критерии общественного прогресса. Многообразие путей общественного развития. Почему невозможна абсолютная свобода. Свобода как познанная необходимость. Свобода и ответственность. Что такое свободное общество.
Тема 3. Деятельность как способ существования людей.
Сущность и структура деятельности. Многообразие видов деятельности. Создание и освоение духовных ценностей. Духовная жизнь общества. Духовный мир человека. Труд как вид человеческой деятельности. Человеческий фактор производства. Социальное партнёрство. Политика как деятельность. Цели и средства политической деятельности. Власть и властная деятельность.
Тема 4. Сознание и познание
Познаваемость мира. Познание как деятельность. Виды познавательной деятельности. Истина – цель познания. Критерии истины. Многообразие путей познания: миф. Опыт, народная мудрость и здравый смысл. Познание средствами искусства. Сущность научного познания и его средства и методы. Научное мышление и современный человек. Сравнительный научного познания природы и общества. Основные принципы научного социального познания. Что такое сознание. Классификация видов сознания. Самосознание и самопознание. Роль самооценки в развитии личности. Развитие самосознания и формирование личности.
Тема 5. Личность. Межличностные отношения.
Понятие личности. Индивид и индивидуальность. Структура личности. Периодизация развития личности. Возраст и становление внутреннего мира. Социальное поведение. Структура направленности личности. Жизненные цели и социальные установки. Коммуникация или общение. Средства и виды общения. Особенности общения в современном мире. Общение как взаимодействие. Стратегия взаимодействия в процессе общения. Общение в юношеском возрасте. Восприятие как элемент общения. Стереотипы восприятия. Общение как понимание. Что такое малая группа. Межличностные отношения в группах. Межличностная совместимость. Групповая сплочённость. Конформное поведение. Положение личности в группе. Лидерство. Семья как малая группа. Семейные отношения. Воспитание в семье. Неформальные молодёжные группы. Асоциальность и криминализация в молодежных группах и их опасность. Структура и динамика межличностного конфликта. Поведение личности в конфликте. Как успешно разрешать конфликты.
Обществознание 11 класс
Тема 1. Социальное развитие современного общества
Социальная структура. Социальная стратификация. Социальная мобильность. Современное развитие социальных отношений. Понятие о социальном институте. Функции социальных институтов. Экономика как подсистема общества. Экономика и социальная сфера. Связь экономики с политикой и культурой. Социальный статус личности. Социальные роли личности. Социализация личности. Социальные ценности и нормы. Социальные регуляторы. Отклоняющееся поведение: понятие о нем. Преступность. Социальный контроль. Социальные интересы. Социальное взаимодействие. Социальный конфликт. Нация и национальность. Этническое своеобразие современного мира. Этническая картина современной России. Межэтническое сотрудничество и межнациональный конфликт. Регулирование межэтнических отношений. Демографическая ситуация в РФ на современном этапе. Семья и брак как социальный институт. Государственная политика по отношению к семье в РФ. Молодежь как социальная группа. Особенности социальных ролей, присущих молодежи. Молодежная субкультура.
Тема 2. Политическое развитие современного общества.
Понятие о политической системе. Тоталитаризм как тип политической системы. Политический режим. Принципы и ценности демократии. Парламентаризм. Проблемы современной демократии. Государство как основной институт политической системы Внутренняя и внешняя политика государства. Бюрократия. Государственная служба. Суть правового государства. Гражданское общество. Общественный контроль над деятельностью институтов публичной власти. СМИ в политической системе общества. Характер информации, распространяемой СМИ. Влияние СМИ на сознание граждан страны. Политическое сознание. Суть политической идеологии. Современные политические идеологии. Политическое поведение. Многообразие форм политического поведения. Регулирование политического поведения обществом и государством. Понятие о политических партиях и движениях. Типология и функции политических партий. Типы партийных систем. Тенденции развития политических партий и движений. Политическая элита. Политическое лидерство и его типы. Избирательная система. Избирательная кампания. Избиратель: политические технологии Понятие о политическом участии. Политическая культура. Типология политических культур. Причины политических конфликтов и их развитие. Урегулирование политических конфликтов. Понятие о политическом процессе и его типологизация. Особенности политического процесса в современной России.
Тема 3. Духовная культура
Понятие о культуре. Духовное развитие общества. Проблема многообразия культур. Диалог культур. Толерантность. Духовный мир. Духовность. Мировоззрение – ядро духовной жизни. Менталитет. Мораль в жизни людей. Моральные категории. Нравственная культура. Наука и ее функции. Фундаментальная наука. Этика науки. Личностная и социальная значимость образования. Тенденции развития современного образования. Российское образование на пути модернизации. Религия – форма культуры. Роль религии в жизни общества. Мировые религии. Свобода совести. Искусство. Его суть, функции, структура. Современное искусство. Многообразие культур. Массовая культура.
Тема 4. Современный этап мирового развития
Многообразие современного мира. Традиционное, индустриальное и постиндустриальное общество. Что такое глобализация? Противоречия современной глобализации.Сетевые структуры в современной мировой политике. Глобальные проблемы современности.
Учебно-методический комплект:
а) Обществознание, 11 класс, профильный уровень. Под ред. Л. Н.
Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой, Н. М. Смирновой.
Москва, «Просвещение», 2010 г.
б) Обществознание. Практикум. Профильный уровень.
Под ред. Л. Н. Боголюбова.
Москва, «Просвещение», 2010 г.
в) А. Ю. Лазебникова и др. Обществознание. ЕГЭ.
Тематическая рабочая тетрадь.
Москва, «Экзамен», 2010г.
г) Е. Н. Сорокина Поурочные разработки по обществознанию.
11 класс, профильный уровень.
Москва, «ВАКО», 2009 г.