~~Программа курса «Обществознание» для 10-11 класса, профильный уровень, автора Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова, А.Ю.Лазебникова Рабочая программа ориентирована на 11 класс, рассчитана на 105 учебных часов, 3 часа в неделю. Резервные часы предусмотрены в количестве 25 часов, отводятся на итоговое повторение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«рабочая программа по обществознанию »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Дружбинская средняя общеобразовательная школа »
Алейского района Алтайского края
Принята Утверждаю
педагогическим советом школы директор школы:
Протокол №____ ________Н.В. Жукова
от «___»________ приказ №___ от «___»__
Рабочая программа
по учебному предмету «Обществознание»
для 11 класса
профильный уровень
среднего (полного) общего образования
срок реализации – 1 год
Составитель: учитель истории
Степанова Е. В., первая квалификационная
категория
Дружба
2014
Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию составлена на основе
- Приказа от 5 марта 2004 г. N 1089 Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования
- Приказ от 9 марта 2004 г. N 1312 Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования
- Примерной программы по обществознанию среднего (полного) общего образования
- Программы курса «Обществознание» для 10-11 класса, профильный уровень, автора Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова, А.Ю.Лазебникова
Место предмета в учебном плане
Рабочая программа ориентирована на 11 класс, рассчитана на 105 учебных часов, 3 часа в неделю. Резервные часы предусмотрены в количестве 25 часов, отводятся на итоговое повторение.
Содержание среднего (полного) обществоведческого образования на профильном уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. В данном курсе представлены основы важнейших социальных наук: философии, социологии, политологии, социальной психологии. Программа учитывает, что в профильных классах как самостоятельные курсы изучаются экономика и право.
Помимо знаний, содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; система гуманистических и демократических ценностей.
Функции.
Данная программа выполняет две основные функции:
● Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
● Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Цели и задачи:
● развитие личности в ответственный период социального взросления человека , ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
● воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
● освоение на уровне функциональной грамотности знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
● овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
● формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
50% учебного времени в каждой теме отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. К этому добавляется время из резерва, выделенного для каждого года обучения. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:
● работу с различными педагогически неадаптированными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);
● критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
● анализ явлений и событий, происходящих в современной социальной жизни, с применением методов социального познания;
● решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы социально-гуманитарного знания;
● участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;
● участие в дискуссиях, диспутах, дебатах по актуальным социальным проблемам, отстаивание и аргументацию своей позиции, оппонирование иному мнению;
● осуществление учебно-исследовательских работ по социальной проблематике, разработку индивидуальных и групповых ученических проектов;
● подготовку рефератов, освоение приемов оформления результатов исследования актуальных социальных проблем;
● осмысление опыта взаимодействия с другими людьми, социальными институтами, участия в гражданских инициативах и различных формах самоуправления.
● Тема 6 «Социальное развитие современного общества» базируется на теоретических обобщениях и эмпирических данных социологической науки. Здесь, так же как и в других темах курса, структурный анализ (выделение основных социальных групп, социальных институтов) сочетается с раскрытием значимых процессов и изменений в этой сфере жизни общества (рост социальной мобильности, тенденции в развитии современной семьи, демографические процессы и т. п.). Специальное внимание уделяется вопросу регулирующей роли социальных норм. Акцент сделан и на тех аспектах, которые представляют особый интерес для старшеклассников: молодежь в современном обществе, специфика ее субкультуры, социальные роли в юношеском возрасте.
● Тема 7 «Политическая жизнь современного общества» на основе политической науки — политологии — дает многоаспектную системную характеристику политической сферы жизни общества. Рассматриваются важнейшие политические институты, субъекты политики, особенности их воздействия на политический процесс. Значительное внимание уделяется роли личности в политике, проблемам политического участия и политического поведения.
● Тема 8 «Духовная культура» с опорой на философию и социологию характеризует существенные черты различных областей духовной жизни человека и общества. В ней освещаются роль духовной культуры в общественном развитии, ее значение для становления человеческого в человеке. Раскрывается необходимость сохранения ценностей отечественной и мировой культуры, их освоения и обогащения каждым новым поколением людей.
● Тема 9 «Современный этап мирового развития» завершает изучение курса. От философского осмысления общества как целого, через анализ его отдельных структур, институтов, форм развития в отдельных областях, внимание старшеклассников вновь обращается к обществу в его целостности, в его конкретной полноте и временной определенности. В центре внимания — основные тенденции развития современного общества, возможные перспективы будущего человечества.
Формы организации учебного процесса:
● коллективная;
● групповая;
● индивидуальная.
Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной организации:
● содержания;
● обучающих средств;
● методов обучения.
Виды учебных занятий: урок, лекция, практическое занятие, игры-обсуждения, проектная деятельность.
Преобладающие формы контроля знаний, умений, навыков.
Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются : текущий и промежуточный контроль знаний, промежуточная аттестация ,которые позволяют:
● определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету ( согласно учебного плана);
● установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;
● осуществить контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и программ учебных курсов.
1.Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные и контрольные работы, зачеты, тестирование и т.п. в рамках урока.
Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную, контрольную, зачетную и т.п. работу выставляется в классный журнал к следующему уроку.
2.Промежуточный контроль знаний обучающихся
Промежуточный контроль знаний – контроль результативности обучения школьника, осуществляемый по окончании полугодия на основе результатов текущего контроля.
Промежуточный контроль проводится в соответствии с установленным годовым календарным учебным графиком.
Промежуточный контроль обучающихся, пропустивших значительную часть учебного времени, проводится в форме собеседования, зачета, контрольной работы и т.п. в конце установленного периода с целью определения фактического уровня предметных знаний. В случае отсутствия обучающегося на протяжении всего установленного периода и (или) невозможности определения фактического уровня его предметных знаний в классном журнале делается запись «н/а» (не аттестован).
3. Итоговая аттестация обучающихся
Итоговая аттестация обучающихся 11-х проводится по окончании учебного года на основе итогов промежуточного контроля и в форме ЕГЭ (тестирования). Сроки итоговой аттестации устанавливаются в соответствии с Положением о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
Учебно-методическое обеспечение
для учащихся:
Боголюбов Л. Н., Лазебникова А. Ю. "Обществознание. 11 класс. Профильный уровень" учебник для 11 класса общеобразовательных. учреждений . М.: Просвещение. 2008 год.
Методические рекомендации по курсу «Человек и общество»: 10—11 классы: В 2 ч. / Под. ред. Л. Н. Боголюбова.М.: Просвещение. 2008 год.
Дидактические материалы по курсу «Человек и общество»: 10—11 классы / Под ред. Л. Н. Боголюбова, А.Т. Кинкулькина.М.: Просвещение. 2008 год.
"Обществознание".11 класс. Поурочные планы по учебнику Л.Н. Боголюбова. Автор-составитель С.Н.Степанько. "Учитель".Волгоград.2007год
для учителя:
1. Аверьянова Г.И. Обществознание. Тематические тренировочные задания.- М., «Эксмо»,2009.
2. Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю. Обществознание. 10кл.,- М., «Просвещение», 2003.
3. Боголюбов Л.Н. Обществознание: поурочные планы- 11кл,.- М., «Просвещение», 2007.
http://www.gov.ru
Президент России: официальный сайт
http://www.president.kremlin.ru
Президент России - гражданам школьного возраста
http://www.uznay-prezidenta.ru
Государственная Дума: официальный сайт
http://www.duma.gov.ru
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
11 КЛАСС (105 Ч)
№
Тема урока
Количество часов
Оснащение
Формы и методы
Требования к уровню подготовки
Домашнее задание
1-2
Социальная структура и социальные отношения
2
Работа с источниками: из книги социолога М. Н. Руткевича
словесный,
Знать о социальной стратификации и о социальной мобильности. Уметь анализировать различные точки зрения на проблему социального неравенства
§1
3-4
Социальные институты
2
Работа с источником: из книги П. Бергера и Б. Бергер «Социология: автобиографический подход»
словесный, частично-поисковый
Знать типы, функции социальных институтов. Уметь приводить примеры главных и второстепенных социальных институтов
§2
5-6
Роль экономики в жизни общества
2
Высказывание Аристотеля: «Цель государства—это совместное продвижение к высокому качеству жизни»
Презентации учащихся словесный,
Знать о взаимосвязи экономики и социальной структуры. Уметь раскрывать роль культуры в развитии рыночной экономики
§3конспект
7-8
Социальные статусы и роли
2
Работа с источником: «Социализация ребенка» Т. Парсонс
словесный, частично-поисковый
Знать о социальных статусах и ролях, о социализации личности. Уметь анализировать свой собственный статус
§4
9-10
Социальные ценности и нормы
2
Выполнение творческого задания
Презентации учащихся
Знать о социальных ценностях и нормах, о правовом регулировании социальных отношений
§5
11-12
Отклоняющееся поведение и социальный контроль
2
Работа с источником: «Драма перемен» Рывкина Р. В.
Тесты словесный,
Знать о преступлении и о социальном контроле. Уметь оценивать значение самоконтроля
§ 6 доклады учащихся
13-14
Социальное сотрудничество
2
Работа Р. Дарендорфа «Элементы теории социального конфликта», сформулировать принципы решения конфликтов
частично-поисковый
Знать о формах социального взаимодействия и о социальном конфликте. Уметь решать конфликтные ситуации
§ 7
15-16
Этнос и нация
2
Заполнение таблицы
словесный, наглядный,
Знать об этническом многообразии мира. Уметь дорожить своим менталитетом
§ 8
17-18
Межэтнические отношения и национальная политика
2
Анализ тенденции современной политики РФ в области межэтнических отношений
Презентации учащихся словесный,
Знать о межнациональных конфликтах. Уметь находить компромисс
§ 9
19-20
Демографическая ситуация с России и в мире.
2
Изучаем «концепцию демографической политики РФ до 2025 г»
словесный, наглядный,
Знать основу демографической политики страны. Уметь характеризовать основные тенденции изменения народонаселения в РФ