Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса "Основы предпринимательской деятельности"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3
142300, Московская область, г. Чехов, ул. Лопасненская, стр.1/1
Телефоны: 8(49672)2-38-70; 8(49672)6-52-74
Утверждена
приказом директора школы
МБОУ СОШ№3
от 29августа 2018 года
№ 188.о
Рабочая программа
элективного курса по обществознанию
«Основы предпринимательской деятельности»
9-в класс
Составитель: Самсонова Марина Вениаминовна,
учитель истории и обществознания
высшей категории
2018 год
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса по обществознанию «Основы предприниматель-ской деятельности» разработана на основе:
федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ«Об образовании в Российской Федерации»;
закона Московской области от 27 июля 2013 года №94/2013-ОЗ «Об образовании»;
учебного плана МБОУ СОШ №3 на 2018-2019 учебный год от 29 августа 2018 г. №185.о;
постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 19993).
5. программы элективных курсов под редакцией Б.А.Райзберга «Основы экономики и предпринимательства», М.«Дрофа» 2010.
Программа разработана на основе программы элективного курса Б.А.Райзберга «Основы экономики и предпринимательства», М.«Дрофа» 2010.
Предлагаемый элективный курс рассчитан на учащихся 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки.
Содержание курса существенно расширяет кругозор школьников, повышает воспитательный потенциал обучения, позволяет повысить учебную мотивацию учащихся. Практическая направленность изучаемого материала делает данный курс актуальным. Содержание курса позволяет ученику включиться в учебно-познавательный процесс, предполагает разнообразие видов деятельности обучающихся, работу с различными источниками информации, с Интернет-ресурсами.
Программа элективного курса рассчитана на 34 часа (1 час в неделю)
Цели курса:
обучение учащихся 9 классов основам предпринимательской деятельности.
Разрабатывая данный учебный курс, автор ставила целью создать у учащихся не только представление о сущности и основных особенностях предпринимательства как особого рода деятельности, но и сформировать у них знания о полном цикле предпринимательской деятельности, включая конкретные задачи, которые решает предприниматель на каждом этапе этого цикла, а также обеспечить освоение учащимися средств решения этих задач, то есть всего, что необходимо для создания собственного дела и обеспечения его эффективного функционирования и развития.
развивать интеллектуальные и практические умения учеников в области экономики.
Задачи курса:
Представить фундаментальные положения и закономерности рыночной экономики и предпринимательства.
Развить представление о бизнесе как о сфере деятельности, определить его место и значение в экономической жизни общества.
Рассмотреть черты и качества, необходимые предпринимателю.
Выработать умения и навыки для успешной предпринимательской деятельности в условиях рыночной экономики.
Познакомить с профессиями, связанными с экономикой;
Познакомить учеников с проблемами в области экономики;
Научить анализировать нужную информацию;
Научить учеников применять теоретические знания в жизни
Способствовать развитию самостоятельной работы
Развивать логическое, творческое и аналитическое мышление;
Способствовать развитию коллективной работы.
Методические особенности изучения предмета
В рыночной экономике возрастает значение практического интеллекта, в структуру которого входят следующие качества ума: предприимчивость, экономность, расчетливость, умение быстро и оперативно решать возникающие задачи. На формирование этих качеств уделяется особое внимание.
Для развития предприимчивости учащимся предлагается больше самостоятельности при выполнении практических работ.
Экономность, как качество практического ума, проявляется в умении учащимися самостоятельно производить расчеты материальных затрат, себестоимости, смет доходов и расходов.
Расчетливость проявляется в умении заглядывать вперед, предвидя последствия тех или иных решений и действий, точно определять их результат и оценивать, что он может стоить.
Выработка умения оперативно решать поставленные задачи зависит от темперамента учащегося. Одинаково быстро думать и действовать всех учащихся научить невозможно, но каждому предлагается руководствоваться в практических делах общим правилом: как только проблема возникла, необходимо сразу же приступать к ее решению.
Поэтому методика изучения курса опирается на деятельностный подход в обучении школьников основам предпринимательства, суть которого состоит в том, что учащиеся должны вовлекаться в сам процесс предпринимательства, то есть ставить себя на место предпринимателя.
Виды учебной деятельности
Программой предусмотрено сочетание различных форм и методов обучения. Кроме лекционного изложения материала, занятия проводятся в форме деловых игр, практикумов, предусмотрены защита индивидуальных тематических заданий, различные виды самостоятельной работы, подготовка рефератов. Занятия строятся на сочетании индивидуальной и групповой работы.
1. Планируемые результаты освоения предмета.
Личностные результаты:
мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты:
умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
использование элементов причинно-следственного анализа;
исследование несложных реальных связей и зависимостей;
определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметные результаты
Выпускник научится:
Особенности развития экономики России в условиях рыночных отношений;
Определение рынка, его сущности, виды;
Основные сферы предпринимательской деятельности и основные понятия, связанные с рыночным механизмом: а) что такое рынок, виды рынка; б) что такое спрос и предложение; в) что такое деньги, функции денег; г) что такое бизнес-план, его ценность и назначение; д) что такое конкуренция, фирмы; е) что такое маркетинг и его основные разделы; ж) что такое менеджмент; з) основные риски и способы защиты от них; и) что такое налоги и их основные виды.
Выпускник получит возможность научиться:
Оценивать экономическую ситуацию в стране и в мире; понимать процессы экономического характера, происходящие в стране и в мире; выражать собственную точку зрения, иметь собственную позицию; определить собственное место в изучении экономических процессов;
Анализировать и оценивать возможности объединения различных экономических ресурсов для производства товаров и услуг;
Планировать предпринимательскую деятельность и разработать бизнес-план;
Составлять производственный план;
Рассчитывать себестоимость продукции, цену товара, основные налоги.
Содержание программы
Тема "Предпринимательство" – 10 часов
Место и роль предпринимателя в рыночной экономике. Краткая история развития предпринимательства в России. Основные сферы предпринимательской деятельности.Основные этапы предпринимательской деятельности: выработка идеи, разработка бизнес-плана, изготовление пробной партии, коммерческое освоение продукции. Методы выработки и источники новых идей. Первоначальная оценка их перспективности.Бизнес-план, его назначение и структура. Основные источники информации для составления бизнес-плана. Основные риски в предпринимательстве и способы защиты от них
Налоги и их основные виды. Ответственность налогоплательщика.
Тема :«Банк .Роль банков.»-2 часа
Банк .Роль банков .Виды банков. Кредит. Кредитный и депозитный процент.
Тема: «Формы организации бизнеса»-3часа.
Акционерное общество .Кооперативы, Товарищество .Индивидуальное предприятие .Преимущества и недостатки каждого вида бизнеса.
Тема "Маркетинг в деятельности предпринимателя" – 2часов
Понятие маркетинга. Основные разделы плана маркетинга: разработка товара или услуги, назначение цены, выбор каналов сбыта, разработка рекламной компании. Основные уровни разработки товара: товар по замыслу, товар в реальном исполнении, товар с подкреплением.
Тема : «Деньги .Цены.»-9часов
Денежное обращение .Функции денег. Образование цены .Выды цен. Рыночная цена . Прибыль Инфляция. Построение кривых спроса и предложения .Структура и методика расчета себестоимости продукции. Основные пути снижения себестоимости продукции.
Тема : «Сфера обращения. Рынок»-4часа.
Разновидности рынков. Виды и способы торговли. Коммерция и коммерческая выгода
Тема "Подведение итогов" – 1 час
Календарно-тематическое планирование
№
занятия
Тема занятия
Дата проведения
Чта такое предпринимательство.
Предприимчивость и закон.
Этика и мораль предпринимательства.
Практическое занятие : «Начало бизнеса»
Содержание и виды предпринимательской деятельности.
Схема предпринимательской операции и ее расчет.
Как составить и рассчитать бизнес-план.
Как и с чего начинается бизнес.
Предпринимательский риск.
Конкуренция и монополия
Налоги
Практическое занятие : «Как рассчитать налоги»
Банк .Роль банков.
Кредит. Кредитный и депозитный процент.
Формы организации бизнеса
Акционерное общество.
Кооперативы.
Маркетинг
Деньги. Денежное обращение.
Цена ,ее образование.
Практическое занятие: «Расчет себестоимости, прибыли и цены»
Как образуется цена.
Деловая игра: «Рыночная цена»
Практическое занятие: «Построение кривых спроса и предложения»
Инфляция
Сфера обращения. Рынок.
Разновидности рынков.
Виды и способы торговли
Коммерция и коммерческая выгода.
Итоговое занятие.
Чта такое предпринимательство.
Предприимчивость и закон.
Этика и мораль предпринимательства.
Практическое занятие : «Начало бизнеса»
Азимов Л. Б., Журавская Е. В. Уроки экономики в школе: Ак- тивные формы преподавания. М., 1995.
Диксон Д. Е. Н. Совершенствуйте свой бизнес: Пер. с англ. М., 1994.
Леонтьев А. В. Технология предпринимательства. 9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учебных заведений. М., 2000.
Липсиц И. В. Введение в экономику и бизнес. М., 1997.
Метод проектов в технологическом образовании школьни- ков: Пособие для учителя / М. Б. Павлова, Дж. Питт, М. И. Гу- ревич, И. А. Сасова; Под ред. И. А. Сасовой. М., 2003.
Основные экономические понятия: Структура преподавания / Ф. Сандерс, Г. Л. Бах, Дж. Д. Каддервуд, У. Л. Хансен, Г. Стейн: Пер. с англ. М., 1995.
Прикладная экономика. М., 1992.
Программно-методические материалы: Обществознание. 5— 9 кл. / Сост. Т. И. Тюляева; Министерство образования Россий- ской Федерации. М., 2001.
Сборник задач по экономике с решениями / С. Равичев, С. Григорьев, А. Свахин, Т. Протасевич. М., 2003.
Сборник программно-методических материалов по экономи- ке для общебразовательных учреждений / Авт.-сост. Б. И. Ми- шин; Министерство образования Российской Федерации. М., 2000.
Сборник тестовых заданий по экономике с решениями / С. Равичев, С. Григорьев, А. Свахин, Т. Протасевич. М., 2003.
Фишер С, Дорнбуш Р., Шмадензи Р. Экономика: Пер. с англ. М., 1993.
Черняк В. 3. Введение в предпринимательство. М., 1999.