kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка программы элективного курса "Современный батик" для 10-11 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тулун

 

        Программа элективного курса  «Современный батик» разработана для учащихся 10-11 классов в объёме 17 часов и является интегрированным курсом технологии и декоративно – прикладного искусства. 

Нередки случаи, когда детское увлечение становится профессией или хобби. Но даже если в дальнейшем учащиеся не свяжут свою жизнь с батиком, навыки и знания, полученные на занятиях  элективного курса «Современный батик»,  помогут им  систематизировать программный материал по изобразительному искусству и технологии, в частности по материаловедению, цветоведению, композиции, приобрести и систематизировать новые. Данный курс призван помочь осмыслить и обозначить ценность рукотворных изделий как  выражение уникальной индивидуальности личности.  

Актуальность программы заключается в том, что сама специфика работы с процессом росписи ткани,  позволяет учащимся воспринимать  преобразование материи и глубже осмысливать значимость современных стилей в одежде и интерьере, как выражение индивидуальности. Данная программа дает возможность для учащихся на практике познакомиться с видами батика и получить первичные навыки с целью их развития и организации своего бизнеса по росписи ткани.

Новизна программы и ее педагогическая целесообразность в том, что она обеспечивает передачу обучающимся не только теоретических и практических основ, но и технологической культуры росписи по ткани, через систематизацию знаний основ декоративно – прикладного искусства, культуры деловых межличностных отношений, приобретения ими знаний и умений в прикладной творческой деятельности, частичную социально-трудовую адаптацию.

              Особенностью преподавания курса в данном случае заключается в проведении практических занятий и выполнение творческого проекта с использованием персональных компьютеров, что не только делает привлекательным изучение большинства рассматриваемых тем, но и закрепляет множество знаний, умений и навыков, полученных на уроках информатики.

В качестве формы проведения итогового занятия выбран творческий проект, как довольно перспективная форма в последнее время. Проектная деятельность даёт учителю широкие возможности в реализации разнообразных воспитательных задач. Самостоятельная творческая работа осуществляется учащимися индивидуально (или по 2 человека, в зависимости от наполняемости группы). Тема проекта: «Создание собственного дела». Объектом труда школьников здесь является бизнес-план создания и развития предприятия, выполняемый в «электронном» виде, т. е. при помощи ПК.

Завершает проектную деятельность защита проекта. При проведении защиты также необходимо использование компьютерной техники (ПК, мультимедийный проектор).

Разнообразие рассматриваемых вопросов и практических работ позволяет использовать нетрадиционные формы занятий (урок-симпозиум, урок-выставка и др.)

В целом можно выделить для данного курса общие цели и задачи, которые он решает:

1. Создание полноценной обучающей и развивающей среды, которая позволяет сформировать у учащихся жизненно важные основы технологических знаний и умения применять их в различных видах практической деятельности с учётом экономической, экологической и предпринимательской целесообразности, социального опыта.

2. Вооружение учащихся опытом самостоятельной практической деятельности.

3. Развитие у учащихся основных видов мышления, творческих способностей.

4. Выработка и закрепление у подростков анализа  потребительских, экономических, экологических и технологических ситуаций, способности оценивать идеи исходя из реальных потребностей, материальных возможностей.

5. Воспитание нравственно-трудовых качеств, общественно-ценных мотивов выбора профессии, трудолюбия.

Для полноценной реализации проекта с использованием ПК необходимо следующее программное обеспечение:

-       текстовый процессор Word’97;

-       графический редактор Paint;

-       программа подготовки презентаций PowerPoint’97.

Использование других программных средств (Photoshop, CorelDraw, Flash-технологий и др.) вполне возможно, но не является обязательным. Таким образом, для технической реализации проекта на базе компьютерного класса достаточно стандартного набора офисных программ для WINDOWS’98.

Общие цели курса

А) Способствовать выбору профиля обучения.

Б) Развивать способности к самоопределению.

В) Формировать ответственность за самостоятельный выбор.

Г) Развивать мотивацию собственной деятельности.

Частные цели и задачи курса.

А) Повышение значимости технологии и изобразительного искусства на сферу деятельности человека  как фактор самореализации личности в новых социально-экономических условиях.

Б)  Связь учебного материала курса с познавательной и преобразовательной

творческой  деятельностью учащихся.

 В) Профилизация учащихся старшей ступени в области декоративно – прикладного  искусства и экономики, информатики.

Г) Приобретение новых умений и навыков в области ручного производства росписи ткани с  целью дальнейшего их применения.

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка программы элективного курса "Современный батик" для 10-11 класса »

Муниципальное Образовательное Учреждение

Средняя Образовательная Школа № 25 г. Тулуна Иркутской области



Рассмотрено на методическом совете

Протокол № ________

Дата _______________

Подпись председателя ШМС_______



Утверждено на заседании

городского экспертного совета

Протокол № ________

Дата _______________

Подпись председателя ГЭС_________





ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

для учащихся 10-11 классов

«СОВРЕМЕННЫЙ БАТИК»





Автор: Дмитриева Ольга Ивановна

учитель технологии и изобразительного искусства













Тулун

2015 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа элективного курса «Современный батик» разработана для учащихся 10-11 классов в объёме 17 часов и является интегрированным курсом технологии и декоративно – прикладного искусства.

Нередки случаи, когда детское увлечение становится профессией или хобби. Но даже если в дальнейшем учащиеся не свяжут свою жизнь с батиком, навыки и знания, полученные на занятиях элективного курса «Современный батик», помогут им систематизировать программный материал по изобразительному искусству и технологии, в частности по материаловедению, цветоведению, композиции, приобрести и систематизировать новые. Данный курс призван помочь осмыслить и обозначить ценность рукотворных изделий как выражение уникальной индивидуальности личности.

Актуальность программы заключается в том, что сама специфика работы с процессом росписи ткани, позволяет учащимся воспринимать преобразование материи и глубже осмысливать значимость современных стилей в одежде и интерьере, как выражение индивидуальности. Данная программа дает возможность для учащихся на практике познакомиться с видами батика и получить первичные навыки с целью их развития и организации своего бизнеса по росписи ткани.

Новизна программы и ее педагогическая целесообразность в том, что она обеспечивает передачу обучающимся не только теоретических и практических основ, но и технологической культуры росписи по ткани, через систематизацию знаний основ декоративно – прикладного искусства, культуры деловых межличностных отношений, приобретения ими знаний и умений в прикладной творческой деятельности, частичную социально-трудовую адаптацию.

Особенностью преподавания курса в данном случае заключается в проведении практических занятий и выполнение творческого проекта с использованием персональных компьютеров, что не только делает привлекательным изучение большинства рассматриваемых тем, но и закрепляет множество знаний, умений и навыков, полученных на уроках информатики.

В качестве формы проведения итогового занятия выбран творческий проект, как довольно перспективная форма в последнее время. Проектная деятельность даёт учителю широкие возможности в реализации разнообразных воспитательных задач. Самостоятельная творческая работа осуществляется учащимися индивидуально (или по 2 человека, в зависимости от наполняемости группы). Тема проекта: «Создание собственного дела». Объектом труда школьников здесь является бизнес-план создания и развития предприятия, выполняемый в «электронном» виде, т. е. при помощи ПК.

Завершает проектную деятельность защита проекта. При проведении защиты также необходимо использование компьютерной техники (ПК, мультимедийный проектор).

Разнообразие рассматриваемых вопросов и практических работ позволяет использовать нетрадиционные формы занятий (урок-симпозиум, урок-выставка и др.)

В целом можно выделить для данного курса общие цели и задачи, которые он решает:

1. Создание полноценной обучающей и развивающей среды, которая позволяет сформировать у учащихся жизненно важные основы технологических знаний и умения применять их в различных видах практической деятельности с учётом экономической, экологической и предпринимательской целесообразности, социального опыта.

2. Вооружение учащихся опытом самостоятельной практической деятельности.

3. Развитие у учащихся основных видов мышления, творческих способностей.

4. Выработка и закрепление у подростков анализа потребительских, экономических, экологических и технологических ситуаций, способности оценивать идеи исходя из реальных потребностей, материальных возможностей.

5. Воспитание нравственно-трудовых качеств, общественно-ценных мотивов выбора профессии, трудолюбия.

Для полноценной реализации проекта с использованием ПК необходимо следующее программное обеспечение:

  • текстовый процессор Word’97;

  • графический редактор Paint;

  • программа подготовки презентаций PowerPoint’97.

Использование других программных средств (Photoshop, CorelDraw, Flash-технологий и др.) вполне возможно, но не является обязательным. Таким образом, для технической реализации проекта на базе компьютерного класса достаточно стандартного набора офисных программ для WINDOWS’98.

Общие цели курса

А) Способствовать выбору профиля обучения.

Б) Развивать способности к самоопределению.

В) Формировать ответственность за самостоятельный выбор.

Г) Развивать мотивацию собственной деятельности.

Частные цели и задачи курса.

А) Повышение значимости технологии и изобразительного искусства на сферу деятельности человека как фактор самореализации личности в новых социально-экономических условиях.

Б) Связь учебного материала курса с познавательной и преобразовательной

творческой деятельностью учащихся.

В) Профилизация учащихся старшей ступени в области декоративно – прикладного искусства и экономики, информатики.

Г) Приобретение новых умений и навыков в области ручного производства росписи ткани с целью дальнейшего их применения.


В результате усвоения учебного материала по основам декоративно – прикладного искусства учащиеся должны знать и уметь:

  1. Иметь представления:

    1. Об истории росписи по ткани.

    2. О практическом применении данного курса в сфере профессиональной деятельности - бизнесе.

    3. Как применить на практике полученные знания по данному курсу в повседневной жизни.

    4. О применении ПК как вспомогательном средством для решения композиционных задач.

2. Знать:

2.1 Теоретические основы способов ручного производства росписи ткани.

2.2. Общие сведения о способах расчета себестоимости изделий

выполненных в технике «Батик».

    1. Приемы работы материалами, инструментами, приспособлениями.

    2. Основы декоративно – прикладного искусства: стилизация,

цветоведение, декоративная композиция.

2.5. Виды батика и основные правила их выполнения.

2.6. Свойства, технические условия ручной росписи ткани и Т\Б.

3.Уметь:

3.1. Рассчитывать себестоимость продукции ручной росписи ткани.

3.2. Работать с красителями, резервирующими составами приспособлениями

соблюдая технологические особенности.

3.3. Обоснованно применять способы росписи в зависимости назначения

изделия и сложности композиции.

3.4. Создавать грамотные декоративные композиции в технике «Батик».

Учитывать технические условия материала в практическом

применении.

    1. Выполнять техники: «Свободной росписи», «Горячего батика» и «Холодного батика» и организовывать безопасность рабочего места.

    1. Применять знания программных средств (Paint; Photoshop, CorelDraw)

в практических работах по выполнению эскизов в проектной

деятельности.

4. Владеть:

4.1. Элементарными навыками подбора красителей и их цветовой гаммы в

зависимости от вида ткани, инструментов и приспособлений и

оборудования для выполнения росписи ткани ручным способом.

4.2. Элементарными навыками в постановке задачи над видом росписи

изделия и ее анализом.

    1. Элементарными навыками самообучения по приемам росписи ткани.

    2. Навыками безопасного труда.





Тематическое планирование.


Наименование тем

Часы

Тео-

рия

Прак-

тика

Все-

го

1. Вводное занятие.

1.1.История развития батика. Материалы, инструменты, приспособления.








2. Виды и техника батика.

2.1. Техника свободной росписи.


0,5ч


3,5ч


2.2. Декоративная композиция в технике холодного и горячего батика.




  1. Итоговая работа.

ИТОГО:

3,5ч

13,5ч

17ч



Содержание программного материала курса


  1. Вводное занятие.

1.1.История развития батика. Материалы, инструменты и

приспособления 1 ч.

Теоретическая часть. Цели и задачи курса для учащихся. Осмысление название курса «Современный батик», через ознакомления запроса рынка товаров и услуг в современной моде, которая опирается на индивидуальные заказы и ручное производство изделий. Отличительные черты традиционного батика от современного как подхода к стилистическим направлениям современной моды в одежде и интерьерах. Ознакомление с программой курса, способами прохождения курса и формой итоговой работы по теории и практики. Общие сведения об истории росписи по ткани, как о виде декоративно - прикладного искусства, и его роли в профессиональной сфере деятельности человека. Краткие сведения о материалах, инструментах, приспособлениях для росписи ткани.

Зрительный ряд: Просмотр мультимедийной презентации к элективному курсу «Современный батик». Ознакомление с перечнем учебных учреждений связанных с изобразительной деятельностью по текстилю и критерии вступительных экзаменов по профилирующим дисциплинам.

Литература для учащихся в качестве домашнего задания:

1. Брошюра «Методический материал по технологии «Батика».

2. Басов, Н.Г. Световое чудо века. / Н.Г. Басов.– М.: Педагогика, 1987.

3. Золотарева, Е.М. Давайте учиться рисовать. / Е.М. Золотарева – М.:

Педагогика, 1993.

4. Прощицкая, Е.Н. Выбирай профессию: Учебное пособие. / Е.Н.

Прощицкая. – М.: Просвещение, 1991.


2. Виды и техника батика.

2.1. Техника свободной росписи 4 ч.

Теоретическая часть. Значение цвета в росписи ткани. Физическое объяснение цвета. Расположение цветов в цветовом круге и правила работы с ним. Правила получения цвета: основные цвета, холодные и теплые цвета, хроматические и ахроматические цвета, насыщенность цвета, контраст и нюанс в цвете. Понятие акцента на холодный и теплый цвет. Стилизация. (повторение материала по изобразительному искусству). Психология цвета и личность.

Виды батика и техника свободной росписи. Правила приготовление красителей для свободной росписи. Т/Б при работе с кислотами, виды кистей. Правила натягивания ткани на подрамник (обзор материала по брошюре предложенной учащимся для изучения в качестве Д/З).

Практическая часть.1.Натягивание ткани на подготовленный подрамник для выполнения пробника.

2.Практическая работа в материале по получению и смешиванию красок для батика, с целью закрепления теоретического материала по цветоведению и выполнение пробников по свободной росписи.

3. По выбору учащихся: использование текстового процессора Word’97; графического редактора Paint; CorelDraw для закрепления материала по цветоведению: программы подготовки презентаций PowerPoint’97 для выполнения презентации «Техника свободной росписи ткани в интерьере и современной одежде»

Зрительный ряд: Схемы по цветоведению, образцы свободной росписи ткани, иллюстративный материал по применению данной техники в современной одежде и интерьере.

Литература для учащихся в качестве домашнего задания:

1. Брошюра «Методический материал по технологии «Батика».

  1. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. – Учебное пособие. – М.:

Владос, 2005


2.2. Декоративная композиция в технике холодного и горячего батика

6 ч

Теоретическая часть. Понятие композиция по изученному курсу изобразительное искусство: композиционный центр, целостность, ритм, пауза, контраст в декоративной композиции: соотношение изображения и фона, больших и малых форм: методы и приемы решения композиционных задач: статика и динамика в композиции.

Понятие резерва и резервирующего состава. Отличительные особенности горячего и холодного батика. Технология горячего и холодного батика. Красители и приспособления. (Обзор материала по брошюре предложенной учащимся для изучения в качестве Д/З).

Практическая часть. 1.Выполнение эскизов для пробника орнаментальной или сюжетной композиции на контраст, нюанс, акцент теплых или холодных цветов по выбору учащихся в акварели.

  1. Выполнение пробников в технике горячего и холодного батика по выполненным эскизам.

3. По выбору учащихся: использование текстового процессора Word’97; графического редактора Paint; CorelDraw для выполнения эскизов современной одежды и предметов интерьера предстоящей к выполнению в техниках холодного и горячего батика: программы подготовки презентаций PowerPoint’97 для выполнения презентации «Техника горячего и холодного батика интерьере и современной одежде».

Зрительный ряд: Образцы горячего холодного батика в изделиях и на пробниках, иллюстративный материал по применению данной техники в современной одежде и интерьере.

Литература для учащихся в качестве домашнего задания:

1. Брошюра «Методический материал по технологии «Батика».

2. Симоненко,В.Д. Технология: 9 кл. / под.ред. В.Д.Симоненко – М:

Вантана-граф 2001

3. Лохтина, Т.Н. Метелица,В.И. Основы делового общения: Учебное пособие.

/М.И.Лескинен, С.Н.Жданов – Иркутск, 2006.

3.Итоговая работа 6ч.

Теоретическая часть. Документирование предприятия малого бизнеса. Понятия спроса и предложения. Различие массового и индивидуального производства. Расчет статей дохода и расхода. Себестоимости изделия. Реклама и требования к рекламе. Деловые межличностные отношения. Повторение понятия «Проект» и требования к проектной документации по общеобразовательному изученному учащимися курсу «Технология».

Практическая часть. 1.Индивидуальная разработка объекта росписи изделия в технике «горячего» или «холодного» батика по требованиям, предъявляемым к цветоведению и композиции.

Примерные объекты работ: платок, шарф, пляжная юбка, абажур, скатерть, штора, ширма и т. д.

2. Выполнение объекта в материале, запаривание, отделка.

3. Применение программ Paint; Photoshop, CorelDraw с целью выполнения рекламы предприятия по индивидуальному выполнению росписи ткани.

4. Коллективная разработка бизнес - проекта: «Создание собственного дела».

5. Защита проекта.

Примечание: Учитывая возрастные особенности учащихся 10-11 классов, их достаточно развитую способность к анализу и синтезу, программой «Современный батик» изучение теоретического материала предполагается через метод учебного сотрудничества, который относится к методике активного обучения. Данный метод эффективен в условиях сокращения изложения теоретического материала непосредственно на занятиях и способствует более глубокому погружению учащихся в практику на основе самостоятельно изученного «Методического материала по технологии батика», предложенного ниже.

Данный материал к занятиям может быть упрощен, в особенности по изучению и применению красителей в зависимости от оборудования, оснащения кабинета и опыта специалиста преподающий данный курс.

«Методический материал по технологии батика»

составлено по учебному курсу Алферов, А. Технологии росписи./А.Алферов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.

МАТЕРИАЛЫ, ИНСТРУМЕНТЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ

Расписывать можно следующие виды тканей: шелк, шерсть, хлопчатобумажную ткань, ткани из штапельных и синтетических волокон. При этом в зависимости от вида ткани выбирают краситель. Для росписи можно брать ткани любых сортов, размеров и толщины. При этом расписывать можно как готовые изделия, например, платки, так и просто куски тканей, которые впоследствии будут использованы для изготовления одежды или аксессуаров.

КРАСИТЕЛИ

Как уже указывалось, для росписи тканей используют разные красители, которые различаются сферой своего применения. Кроме того, их можно противопоставить друг другу и на основании способов приготовления краски и закрепления ее на поверхности ткани. Однако главным основанием для разделения красителей на группы являются все-таки технические свойства. С этой точки зрения выделяют прямые, кислотные, основные и хромовые красители. Характер красителя обычно обозначается при помощи специальной маркировки. На красителях отечественного производства проставляются буквенные и цифровые обозначения, на основании которых можно выяснить характеристики красителя. Сначала указывают тип красителя, затем буквой обозначают его цвет (C - синий, З- зеленый, К- красный и т.п.).

Интенсивность цвета и оттенок обозначается посредством буквы и цифры. Так, например, если красный краситель имеет ярко выраженный синеватый оттенок и приближается к фиолетовому цвету, то на упаковке будет стоять «ЗС». Это касается, прежде всего, буквы. Цифровое обозначение призвано показать, какова интенсивность дополнительного оттенка — в нашем случае синего оттенка в красном красителе. Краситель, на котором стоит «2С», будет иметь менее выраженный оттенок, чем краситель маркированный «ЗС». Другими словами, чем больше цифра, тем интенсивнее оттенок. Иногда на упаковке обозначают также способ применения и упрочения, а также характеристику красителя с точки зрения прочности.

Для приготовления краски понадобятся следующие вещества:

1) кислоты. Основной кислотой, используемой для приготовления красок, является уксусная кислота, которая представляет собой жидкость без цвета и имеет резкий и специфический запах. Это основная кислота, применяемая при приготовлении красителей. Поскольку уксусная кислота ядовита, а при попадании на кожу вызывает ожоги, следует помнить о необходимых мерах безопасности работы. Уксусная кислота хорошо растворяется в воде.

Используется также лимонная кислота, имеющая вид бесцветных кристаллов и не имеющая запаха. Ее используют в качестве заменителя уксусной кислоты.

При отсутствии уксусной или лимонной кислоты подойдет молочная кислота, которая представляет собой жидкость светло-коричневого цвета без запаха. Ее также используют в качестве заменителя уксусной кислоты;

2) бисульфат натрия, который может иметь форму кристаллов или жидкости желтоватого цвета с резким запахом;

3)вещество ОП-1О или ОП-7, которое представляет собой маслообразную жидкость или пасту различных оттенков желтого и коричневого цветов и обладает способностью хорошо растворяться в воде;

4) едкий натр, твердая масса розового или белого цвета. На воздухе покрывается белым налетом и плавится из-за того, что поглощает углекислый газ и воду. Поэтому едкий натр необходимо хранить в стеклянной или фарфоровой посуде, которая хорошо закрывается;

5) мочевина, которая представляет собой белые или желтоватые кристаллы, обладающие свойством хорошо растворяться в воде; резорцин — хорошо растворяющиеся в воде и спирте кристаллы. Могут иметь белый, розовый, желтоватый, коричневый цвет; технический нашатырный спирт (водный аммиак), бесцветная жидкость со специфическим резким запахом;

6) уротропин — порошок, состоящий из кристаллов, имеющих сладкий и жгучий вкус. Обладает свойством хорошо растворяться в холодной воде; чем больше поднимается температура воды, тем сильнее понижается его способность к растворению;

7) фенол, представляющий собой бесцветные кристаллы или кристаллический порошок, который имеет белый цвет и специфический запах. При работе с ним следует соблюдать те же предосторожности, что и при работе с уксусной кислотой, так как по своему негативному воздействию на организм человека они очень близки.


СПОСОБЫ ПРИГОТОВЛЕНИЯ КРАСИТЕЛЕЙ

Прямые красители имеют яркие цвета и допускают смешивание. Они используются при росписи хлопчатобумажной ткани. Готовят краску с использованием следующих компонентов:

краситель — 8—10 г, аммиак (20%-ный) — 20 г, мочевина — 20 г. ОП-7 или ОП-10 — 0,5 г, вода — 945—950 мл.

Компоненты соединяют в следующей последовательности. Сначала краситель растворяют в горячей воде, хорошо размешивают, а затем добавляют аммиак и варят краситель в течение 5—7 минут. После этого краску охлаждают до температуры 40—5О°С и добавляют в нее раствор мочевины, хорошо размешивают и фильтруют с использованием ткани или ваты.

Основные красители используют для росписи шелка и шерсти. Они дают яркие сочные цвета. Данные красители неплохо растворяются в водно-спиртовом растворе, однако для улучшения их растворяемости в него лучше добавить уксусную кислоту. Их положительными качествами является хорошая растекаемость по ткани и способность к смешиванию для получения необходимых оттенков и цветов.

Чтобы приготовить данные красители, понадобятся следующие компоненты:

краситель — от 5 до 15 г, уксусная кислота — 40 мл, спирт (95—97%-ный) — 425 мл, вода — 510 мл, мочевина — 10 г.

Краситель заливают теплым раствором уксусной кислоты, тщательно перемешивают, после чёго добавляют горячую воду и ставят на огонь. Продолжительность кипячения составляет от 5 до 8 минут. Затем раствор охлаждают и добавляют в него раствор мочевины и спирт. В конце приготовления раствор процеживают через ткань или вату.

Закрепление основных красителей может осуществляться при помощи добавления технического резорцина и уротропина в следующем количестве:

технический резорцин — 10 г, уротропин — 10—15 г.

Введение этих компонентов осуществляется за счет уменьшения количества воды. При этом резорцин следует добавлять в воду, когда ее температура после кипячения будет составлять примерно 6О—70°С. Раствор уротропина добавляют в воду тогда, когда она уже охладилась, а лучше добавлять его непосредственно перед работой.

При добавлении в состав красителей резорцина и уротропина закрепление осуществляется в автоклаве или пароварке. Режим закрепления тот же, что и для кислотных красителей.

Хромовые красители применяют для окрашивания натурального шелка и шерсти. Они также хорошо смешиваются друг с другом, а кроме того, допускают смешивание с основными красителями, о которых мы уже рассказывали. Однако они имеют один существенный недостаток, который сводится к тому, что после закрепления они сильно изменяют свой цвет. Поэтому перед тем, как приступать к расписыванию ткани, необходимо навести красители на пробный образец, закрепить их посредством запаривания и при росписи исходить из полученных образцов.

Чтобы приготовить краситель, понадобятся:

краситель — 10—20 г, аммиак (25%-ный) — 25 мя, хромпик — 4—10 г, вода — 950 мл. Хромпик добавляют из расчета 40—5О% от массы красителя.

Последовательность соединения компонентов следующая: сначала краситель заливают горячей водой и аммиаком, затем ставят его на огонь и выдерживают при слабом кипении в течение 5—8 минут. Затем раствор охлаждают до температуры 40—5О°С и добавляют в него хромпик, который был предварительно растворен в небольшом количестве воды. Раствор тщательно перемешивают и процеживают через ткань или вату. Закрепление красок осуществляется при помощи запаривании в автоклаве или пароварке способ запаривания и его параметры те же, что и при закреплении росписи кислотными красителями.

В настоящее время на рынке появилось множество красок импортного производства в частности, для росписи шелка промышленность выпускает краски двух видов. Во-первых, это краски, которые требуют более трудоемких способов закрепления а именно — закрепления паром в специальном автоклаве или обыкновенной пароварке - (последний способ можно применять в домашних условиях, но только для обработки изделий не очень большого размера). Автоклавы применяются при профессиональной росписи шелка. При желании их можно приобрести в магазине. Во-вторых, это краски, которые закрепляются на шелке посредством проглаживания утюгом. Вторая разновидность красок, будучи более удобной для работы начинающего мастера, не дает таких же хороших результатов, как использование красок, закрепляемых при помощи пара.

Краски, о которых идет речь, разводят водой или спиртом. К воде прибегают при использовании красок, закрепляемых глажением. Для разведения красок, закрепление которых осуществляется при помощи пара, используют 70% -ный спирт. Контурные пасты или контурные составы, предназначенные для четкого отделения одного цветового пятна от другого, разводят бензином или водой. При этом бензин обычно используют тогда, когда роспись осуществляется при помощи красок, которые закрепляются паром. Водой разводят контурный состав, который применяют вместе с красками, закрепляемыми посредством глажения.

Впрочем, о том, как следует разводить краски и вещества, применяемые для выполнения контура, всегда нужно справляться в инструкциях и рекомендациях производителей. Если не соблюдать их, работа может не получиться.

Для сгущения красок служат специальные вещества, называемые уплотнителями. Сгущенные краски нередко используют для росписи по готовому или предварительно выполненному фону. Роспись густыми красками представляет собой самостоятельную технику росписи мелка, которая по внешнему виду готового изделия немного отличается от других технологий росписи.

Отдельно следует отметить свободную роспись, которая предполагает использование масляных красок. В этом случае используют специально разбавленные обыкновенные масляные краски. В качестве веществ для разбавления используют или масляный клей 4С, или клей ВФ-б, или смесь клея ВФ-б с олифой.

С одним из этих веществ (или смесью веществ) масляная краска растирается до образования однородной массы. Количество клея или лака зависит от того, насколько густы масляные краски или эти вещества. В качестве растворителя для клея ВФ-б используют спирт.


РЕЗЕРВЕРЫ

Резервирующие контурные составы предназначены для того, чтобы четко отделить одно цветовое пятно от другого и избежать их слияния. В основном их применяют при использовании техники холодного или горячего батика. Для этих целей используют как составы самостоятельного приготовления, так и специальные контурные пасты или контурные составы, называемые также резерверами, которые можно приобрести в магазине. Необходимо учитывать, что они могут быть бесцветными или цветными. А поэтому резервер заводского производства следует выбирать в соответствии с теми целями, которые ставит перед собой мастер. Так же резервирующий состав можно приготовить самостоятельно.

1. Резервирующий состав, применяемый при работе холодным батиком, готовят из следующих компонентов: парафин — 100 г, канифоль — 4 г, резиновый клей — 400—500 а, бензин —400—500 г.

Бензин используют для растворения резервирующего состава. При подготовке данного резервера к работе необходимо учитывать, что при увеличении количества резинового клея необходимо уменьшить количество бензина и, наоборот, уменьшение количества резинового клея должно влечь увеличение количества бензина. Естественно, говоря об уменьшении или увеличении, мы имеем в виду обозначенные в рецептуре пределы.

Последовательность приготовления следующая. Парафин измельчают, заливают резиновым клеем и хорошо перемешивают. В смесь добавляют канифоль. Смесь ставят на водяную баню и плавят при температуре 95—97°С. Готовить резервер непосредственно на нагревательных приборах запрещается, так как это опасно. Показателем того, что эту операцию можно заканчивать, является сплавление смеси в однородную массу. Подцвечивают резервирующий состав масляной краской, которую предварительно обезжиривают, оставляя на некоторое время на пористой бумаге. Хранят резервер в стеклянной или фарфоровой посуде, которая плотно закрывается.

Для того, чтобы получить резервер более жидкой консистенции, его разбавляют не непосредственно перед применением, а за 18—10 часов до работы.

2. Рецепты резервера для горячего батика включают в свой состав следующие компоненты:

а) парафин — 660 г, технический вазелин, — 340 г;

б) парафин — 790 г, петролатум — 210 г;

в) парафин — 500 г, пчелиный вocк — 250 г, технический вазелин — 250 г.


ИНСТРУМЕНТЫ

Как и при некоторых других видах росписи, роспись тканей лучше всего производить за специально оборудованном рабочим местом. Здесь можно использовать обыкновенный стол, снабженный несколькими ящиками для хранения материалов и инструментов.

Ткань расписывают, натягивая ее на рамы. Для этих целей используются разборные рамы или фиксированные рамы. Недостаток последних состоит в том, что они позволяют расписывать куски ткани только одного размера, тогда как разборные рамы таких ограничений в использовании не имеют.

Крепят ткань к раме либо кнопками, лучше с тремя зубцами, либо иглами, либо специальными натяжными крючками. Использование и крючков предпочтительно, если расписывается уже готовое изделие: таким образом можно предотвратить его разрыв. При закреплении простого куска ткани надрывы и небольшие дырки особой роли не играют, так как поврежденную часть можно отрезать. Чтобы кнопки и иголки хорошо держались, рама должна быть изготовлена из мягкой древесины.

Перед тем, как прикрепить к ней ткань, раму обматывают одним слоем скотча. Это делают для того, чтобы древесина не впитывала краску, не пачкала другие изделия и легко очищалась от краски после работы.

Для удаления излишков краски и ее остатков используют палочки с намотанной на них ватой, бумагу и креп.

Сушка расписанных изделий осуществляется при помощи фена, пароварки, автоклава или обыкновенного утюга. Фен используют только для того, чтобы удалить влагу, ускорить ее высыхание, а потому нужно заметить, что обработки при его помощи оказывается недостаточно. Кроме того, посредством фена можно добиться достаточно интересных эффектов. Кисти для нанесения красок используются самые разные, в первую очередь в зависимости от того, какие цели ставит перед собой мастер. Для покрытия ткани сплошным слоем одноцветной краски используют широкие плоские кисти, называемые флейцами. Для меньших поверхностей, а также для выполнения мелких деталей используют тонкоконечные кисти N 26—12.

Вместо кистей можно использовать ватные тампоны. Они представляют собой куски ваты, намотанные на специальные полочки. С одной стороны, это удобно, так как при использовании нескольких красок не требуется большого количества кисточек (при использовании одной кисточки могут образоваться грязные пятна). С другой стороны, этот способ не всегда позволяет добиться той же детализированности и выразительности рисунка, которых можно достичь при помощи кисте. Кроме того, для нанесения контурных красок и контурных составов используются специальные бутылочки для красок. Поступление их на ткань, а следовательно, и толщину линии регулируют при помощи пера. Если таких бутылочек нет, их обычно заменяют стеклянными трубками. При этом необходимо, чтобы трубки были изготовлены из тонкого стекла. Дело в том, что толщина линии зависит не только от толщины отверстия в трубке, но и от ее общего диаметра: чем он больше, тем толще получается линия. Кроме того, слишком толстые стенки трубок могут приводить к непредвиденному растеканию краски по ткани, а следовательно, к браку. Более толстые трубочки применяют при нанесении контура на толстые ткани, более тонкие трубочки — при нанесении на прозрачные ткали, например, на тонкие разновидности шелка.

Желательно, чтобы такие трубочки были снабжены резервуаром. Такие трубочки не требуют слишком частого наполнения и, соответственно, частых перерывов в работе, что, конечно же, сказывается на качестве нанесения резервера.

Внимательно следует также отнестись к их изгибу. Он должен составлять около 135°, причем возможны лишь незначительные отклонения. Дело в том, что трубочкой с меньшим изгибом работать неудобно, поскольку она будет находиться практически в вертикальном положении по отношению к ткани. Кроме того, слишком сильным будет давление на резервер, в результате чего может произойти его непроизвольное растекание. Также неудобно работать и трубочкой с большим углом изгиба. После работы трубочки обязательно промывают бензином и прочищают при помощи проволоки, на конец которой намотан кусок ваты.

Для работы в технике горячего батика используют не трубочки, а специальные воронки с отверстиями разных диаметров. Такие воронки при желании можно изготовить самостоятельно. Кроме того, для работы в данной технике необходимо иметь кружку для разогревания резервера. Для разведения современных красок, которые не требуют кипячения, можно взять обыкновенный стакан, стеклянный или пластмассовый. Понадобятся также другие емкости для хранения разведенных красок, которые нередко остаются после росписи. Смешивают краски на палитре. Она должна быть изготовлена из пластмассы или фарфора.


ВИДЫ РОСПИСИ

Различают три разновидности росписи: горячий батик, холодный батик и свободная роспись.

Свободная роспись выполняется при помощи кистей без резервирующих составов. Резервирующие составы иногда применяются лишь на последнем этапе отделки. Краски накосятся на поверхность ткани свободными мазками. Свободная роспись позволяет разрабатывать множество приемов, дающих самые необычные эффекты. Перечень тех из них, чье описание приводится ниже, нельзя считать закрытым: здесь можно позволить себе свободу творчества.

Свободная роспись имеет, пожалуй, наибольшее распространение, поскольку она проста в выполнении и позволяет проявить свою индивидуальность.

Холодный и горячий батик представляют собой две очень близкие техники. Общим для них является использование резервирующего состава, который ограничивает окрашивание ткани за счет того, что пропитывает ткань и препятствует ее пропитыванию краски. При работе в технике холодного батика резервер наносят на поверхность ткани в виде замкнутого контура. Расписывают изделие в этом случае в пределах контура в соответствии с эскизом. При этом количество цветов, которые можно использовать в данной технике, практически не ограничено. Обязательной чертой работы, выполненной в технике холодного батика, является наличие четкого цветного контура. Вследствие этого для холодного батика характерен очень четкий геометризм и четкость рисунка и орнамента.

При работе техникой горячего батика резервер не только наносят в виде контура, но и покрывают им те части ткани, которые не должны быть окрашены. Поскольку контурные линии не являются для горячего батика обязательными, эта техника дает возможность выполнения росписей с плавными переходами от одного тона или цвета к другому. Здесь же следует упомянуть, что техника горячего батика предполагает множество различных приемов, благодаря которым удается разнообразить роспись.

Особо можно выделить роспись ткани масляными красками.


ПРОЦЕСС РОСПИСИ

Прежде всего, ткань необходимо натянуть на раму. При этом нужно следить, чтобы она была натянута очень туго, наподобие кожи барабана, поскольку от этого зависит качество работы. Здесь можно рекомендовать следующую последовательность действий. Сначала закрепляют два смежных угла платка или куска ткани, затем на расстоянии 7—10 см друг от друга при помощи кнопок, игл или крючков закрепляют ту сторону, которая находится между этими двумя углами. Только после этого можно закреплять остальные углы и стороны куска ткани.

Если использовать кнопки, то во избежание разрыва и образования ложбинок их следует вставлять так, чтобы на противоположной стороне кнопки не было. Другими словами, рекомендуется не втыкать кнопки друг против друга, а они должны как бы чередоваться. После того, как вы убедились, что ткань хорошо натянута, можно приступать к ее росписи.

Роспись ткани может осуществляться как сразу по чистой ткани, так и после предварительного нанесения рисунка. К последнему способу прибегают в том случае, когда выполняется геометрический или фигурный рисунок; свободная абстрактная композиция предварительного нанесения рисунка, естественно, не требует.

Поскольку шелк (как и некоторые другие ткани) прозрачен, рисунок при необходимости переводят, подкладывая его под ткань. Поскольку рама не дает соприкосновения рисунка с тканью, его перевод производят до закрепления. Для этого рисунок приклеивают к столу, сверху кладут шелк, проглаживают его утюгом и также прикрепляют лентой. При этом сначала приклеивают одну сторону, затем другую, смежную с ним. После этого свободный конец платка или куска мелка оттягивают и также закрепляют лентой. Рисунок на шелк наносят при помощи хорошо подточенного карандаша, желательно мягкого.


СВОБОДНАЯ РОСПИСЬ

Перед тем, как приступить к росписи, следует также подобрать краски. Чаще всего для свободной росписи используются анилиновые красители.

Помните, что в первый раз роспись экспериментируется, т.е. изучается, как ложится краска, что происходит при ее слиянии или наложении на другую краску и т.п. Краски должны хорошо сочетаться друг с другом впрочем, это не означает, что необходимо подбирать только похожие друг на друга краски, например, по тону. Все зависит от вашего желания и замысла: вполне

приемлемо использование контрастных красок, и часто именно в этом случае удается добиться очень красивого эффекта.

Если необходимо ровно окрасить шелк в один цвет, используют флейц, то есть широкую плоскую кисть. Дело в том, что они помогают нанести краску быстро, а покрытие получается равномерным. Прежде всего, разведите нужное количество краски. Не стоит бояться, что краски окажется слишком много: ее всегда можно слить в баночку и закрыть крышкой, оставив до следующего раза. Если же приготовить слишком мало краски, то результат может оказаться неудовлетворительным. Перерыв на приготовление следующей порции краски приведет к тому, что на изделии образуются полосы, а приготовленная краска может иметь тон, отличный от того, которым окрашивалось изделие до этого.

Наносят краску начиная с нижнего края или одного из нижних углов легкими движениями кисти. Перед окрашиванием всю поверхность смачивают водой. Между проводимыми полосами не должно образовываться просветов. Если же они все-таки появились, по ним необходимо пройтись кистью еще раз, разравнивая краску и размазывая ее по всей поверхности. Может случиться, что цвет окажется слишком интенсивным. В этом случае шелк вторично смачивают, а затем промакивают крепом, удаляя таким образом излишки краски. Если вы хотите добиться равномерного перехода одного цвета в другой при их расположении линиями (эффект, напоминающий радугу), можно посоветовать поступить следующим образом. Понятно, что несмотря на сходство с радугой, можно использовать самые разные цвета, увеличивая их число до 12—15 или, наоборот, уменьшая до 2—З. Ткань также смачивают и наносят на нее полосы разных цветов на некотором расстоянии друг от друга. Затем при помощи вымывания краски делают плавные переходы от одного цвета к другому. Для выполнения этой работы лучше обзавестись несколькими кистями, по одной для каждого из цветов. Таким образом вы сэкономите время и избежите образовавшихся грязных разводов.

Выполнение одноцветного или многоцветного фона обязательно при дальнейшем нанесении геометрических узоров или рисунков, особенно с использованием густых красок. При росписи несколькими цветами сначала лучше наносить более светлые тона, так как более темные краски лучше ложатся и включаются в общую композицию при их нанесении в конце работы.

После нанесения одного пятна на шелк можно сразу наносить другоё пятно или же подождать, когда первое высохнет, в зависимости от этого возникают разные эффекты. Так, при нанесении краски с контактом с другой, еще не высохшей, краской, два цвета плавно переходят друг в друга. Если же первое пятно уже высохло, то вторая краска размоет частички контура, в результате чего также образуется особый эффект — броские зубцы. В конце работы при помощи тонкой кисти иногда подправляют и подчеркивают самые красивые места. При этом степень такой правки может быть разной: использование тонкой кисти может быть ограничено единичными и незначительными изменениями или, наоборот, вносить в рисунок много нового. Затем ткань высушивают естественным образом, то есть дожидаясь, когда влага испарится самостоятельно для ускорения этого процесса используют фен. Кроме того, фен окажется для вас крайне полезным, так как при его помощи можно добиться очень красивого эффекта — неровных кругов и овалов, напоминающих бензиновые разводы. Впрочем, это возможно только на тонком шелке. Нужно помнить, что использование фена дает результат лишь в тех случаях, когда краска еще не высохла. Если это уже произошло, то шелк можно повторно смочить чистой водой. Фен подносят к мокрому раскрашенному шелку настолько близко, чтобы на его поверхности образовались круги. Близкое расположение необходимо также для того, чтобы не высыхали расположенные рядом части поверхности. В то же время при слишком близком расположении поверхность может пересушиться, чего надо избегать. После того, как эффект появится, сразу же переходите к обработке другой части ткани. Обработав таким образом всю поверхность, вернитесь к уже обработанным местам и просушите их, водя вокруг них феном. Для получения разного рода геометрических рисунков чуть более светлого цвета с темными краями можно применять размывку с использованием тонкой кисти, смоченной чистой водой. Поверхность должна быть почти сухой. Кистью в соответствии с замыслом наносят узоры: спирали, квадраты, круги, овалы, длинные единичные или расположенные рядами мазки и т.д. При этом узоры могут накладываться друг на друга, совмещаться, что также может быть использовано как один из выразительных эффектов. Для этого рисунок наносят не с одной, а с обеих сторон. Чем больше воды, тем более темными и размытыми получаются контуры, чем меньше воды, тем более спокойным и гармоничным выглядит рисунок. Чтобы уменьшить контраст между контуром и цветом узора, используют спирт, который быстро испаряется и не приводит к слишком сильному размыванию краски. Очень красивый эффект дает обыкновенная поваренная соль, которую насыпают на расписанную поверхность, когда она еще не высохла. Он основан на том, что соль впитывает влагу, но не впитывает пигменты красок, и представляет собой затемнение вокруг того места, где лежала крупинка соли. Соль можно сверху полить краской, в результате чего они смешиваются и образуют очень эффектные разводы. Очень красиво получается в том случае, если на пятно одного цвета насыпают соль и затем при помощи пипетки капают на нее немного краски другого, контрастного, цвета. При этом соль действует до тех пор, пока краска не высохнет. Сила эффекта зависит от того, какие краски используются и насколько интенсивен их тон. После обработки соль убирают, сметая ее при помощи маленькой щеточки или метелки. Существует еще один способ использования соли при росписи тканей. Имеется в виду роспись с применением соленого раствора. Для этого либо соленым раствором пропитывают ткань, либо его добавляют в краску. При пропитывании ткани соленым раствором ее перед росписью надо высушить.

Концентрация соленого раствора зависит от материала, на котором будет производиться роспись. Так, для шифона и крепдешина подходит 20% -ный раствор, для капрона содержание соли должно быть повышено на 1/3—1/2, для креп-жоржета — уменьшено примерно на такое же количество. При этом вводить соляной раствор лучше только в красители из группы основных. В остальных случаях предпочтительно пропитывать им ткань. Делают это для того, чтобы ограничить степени растекания краски по ткани. Вследствие этого свободную роспись можно выполнять широкими мазками, не боясь, что краски будет нанесено слишком много и что она расплывется большим пятном. В данном случае можно выполнять роспись, как при помощи кистей, так и при помощи тампонов. Выше уже отмечалось, что тампоны дают определенные преимущества, но и имеют определенные недостатки. Поэтому наиболее целесообразным представляется применение тампонов при нанесении больших пятен, а кистей — при выполнении тонких линий, точек, небольших пятнышек и т.п. Естественно, для краски каждого из цветов должен быть приготовлен отдельный тампон. Кроме того, необходимо разнообразить и их форму в зависимости от того, элемент какой формы будет нарисован. Так, тампон с тонким кончиком позволяет выполнять достаточно тонкие детали. Круглый большой тампон лучше использовать для нанесения круглых пятен. Роспись с использованиём соленого раствора позволяет выполнять полутоновые или сочные мазки самого различного характера.

После росписи ткань можно высушить, скрутить жгутом, перевязать веревкой и поместить в обыкновенную пароварку. Понятно, что этот прием можно использовать лишь в том случае, когда роспись была осуществлена красками, закрепляющимися паром. Ткань кипятят в течение 10 минут, а затем достают из воды. В зависимости от того, разворачивают ли ее сразу после варки или дожидаются, когда она высохнет, эффект будет разным.

К данному способу обработки желательно прибегать только при условии, что ткань была расписана пятнами большой площади, а не мелкими мазками и пятнышками. Сгущенные краски используют как при росписи по уже готовому фону, так и при росписи по чистому фону. Их при помощи кисти или наливом наносят на чистую белую поверхность, пальцем, расческой или любым другим инструментом размазывают, а затем прикладывают к этой поверхности шелк, натянутый на раму. После высыхания красок изделие обрабатывают при помощи жидких красок и кисти, придавая ему законченный вид. Данный способ росписи допускает неполное закрашивание поверхности шелка. Об этом нельзя забывать, поскольку это самостоятельный выразительный прием. Для этого используют уплотнители краски фабричного производства. Смущенные краски можно изготавливать самостоятельно. Сгущенные краски готовят, добавляя в них загустители, полученные из крахмала, декстрина, сальвитозы или траганта. Все описанные способы росписи тканей могут сочетаться друг с другом. Это также может стать источником новых приемов росписи. Главное, чтобы их применение соответствовало замыслу.


ГОРЯЧИЙ И ХОЛОДНЫЙ БАТИК

Особенность этой техники заключается в том, что изделие, расписанное таким образом, состоит из разноцветных пятен, которые разделяют четкие линии белого, черного, коричневого или какого-то другого цвета. Применение контурных средств (резерверов) дает возможность выполнять очень сложные орнаменты из разнообразных геометрических фигур разной формы и размеров, которые разделены четкой границей. Благодаря тому, что фрагменты ткани, обработанные резервером, не впитывают краску, можно не беспокоиться о том, что контур не получится. Наносят пасту из баллончика как можно более равномерно, следя, чтобы она не выходила за намеченные пределы. Когда паста высохнет, приступают к росписи. Удаляют контурную пасту заводского производства при помощи чистого растворителя. Если ткань слишком толстая, то резервер может не пропитывать ее полностью, из-за чего краска будет попадать на контур. Чтобы этого избежать, сделайте ее более жидкой. Однако слишком жидкая краска сильно растекается по поверхности, что также является недостатком. Следовательно, здесь надо найти золотую середину, которая, впрочем, целиком зависит от того, что вы хотите получить. Недостатком цветных контурных средств является то, что они не выводятся и оставляют на поверхности достаточно жесткий след. Это отчасти ограничивает их применение. Как указывалось, особенностью техники холодного батика является то, что все формы рисунка обрамлены замкнутой обводкой. Вследствие этого рисунок приобретает своеобразный характер. Наносят рисунок на ткань при помощи стеклянной трубочки или специальных баллончиков. О них уже было рассказано выше. Необходимо заметить, что и трубочки, и баллончики следует вести по ткани равномерно, поскольку там, где движение замедляется, заканчивается или начинается, могут образовываться капли. Конечно, эту особенность можно использовать намеренно. Однако чаще нужно получать ровные линии, а это означает, что образование капли представляет собой дефект. Отрывая трубочку от ткани, ее следует сразу же осторожно перевернуть кончиком вверх. После выполнения контура ткани дают просохнуть. Резервер должен стать совершенно сухим. С другой стороны, передерживать ткань с нанесенным на нее резервирующим составом также нельзя. Дело в том, что при слишком длительной выдержке резервирующий состав выделяет жир, вследствие чего краска не подступает к контуру вплотную. Наносят краску кистями, ватными тампонами или трубочкой. В процессе нанесения одной и той же краски следят, чтобы фрагменты разного размера пропитывались краской в одинаковой степени, так как в обратном случае после высыхания они будут обладать разными оттенками.

Горячий батик предполагает две формы росписи. Во-первых, это так называемый простой батик. На ткань резервирующим составом наносят контур, а затем все изделие покрывается краской. В этом случае получается одноцветный рисунок или орнамент, который пересекают неокрашенные линии. После росписи резервирующий состав удаляют.

Этот вариант работы может быть усложнен за счет того, что после росписи и удаления резервирующего состава наносится новый слой последнёго, затем снова накосится краска, нё уже другого цвета и т.д. Для удаления состава после нанесения краски ткань достаточно снять с рамы: резервирующий состав растрескается и осыплется сам.

Другими словами, сущность данного способа росписи ткани состоит в том, что повторяется та же самая операция. При этом повторять ее можно до четырех раз. После каждого нанесения резервирующего состава необходимо очень внимательно проверять, правильно ли он нанесен, все ли элементы, которые должны быть покрыты им, действительно покрыты и т.п. Если бу- дет допущена ошибка, исправить ее уже не удастся.

Естественно, при первом нанесении резервирующим составом покрывают те части куска ткани, которые не должны быть окрашены данным цветом, при втором — те части, которые не должны быть окрашены следующим цветом, и т.д. При таком способе работы, называемом сложным батиком, краски необходимо наносить, начиная с самого светлого тона и заканчивая самым темным.

Наконец, существует еще один способ нанесения рисунка, аналогичный сложному батику. Его называют батиком по пятну. Начинают обработку ткани с нанесения на ее поверхность цветных пятен, которые выполняются в соответствии с эскизом или замыслом. Впрочем, замысел можно разрабатывать и уточнять в процессе работы. Затем на эти цветные пятна наносят резервирующий состав и после его высыхания снова покрывают все изделие краской, на этот раз более темного тона, который смог бы перекрыть прёдыдущие. Эту операцию можно повторять не более трех раз. Понятно, что при таком варианте росписи фон может быть только темным.

Близким к описанному способу является прием кракле. Он заключается в следующем. После росписи ткани ее высушивают, натягивают па раму и сплошным слоем покрывают резервером. Когда он высохнет, ткань снимают и слегка встряхивают, чтобы резервер растрескался. Затем ткань снова натягивают на раму и целиком покрывают более темной краской, которая, проникая в трещинки, создает на ткани дублирующий их рисунок. После высыхания краски ткань снимают окончательно, очищают от резервирующего состава.


ЗАКРЕПЛЕНИЕ КРАСОК

После того, как ткань расписана и высушена, ее необходимо обработать, чтобы закрепить краски. Мы уже указывали, что некоторые краски закрепляются при простом проглаживании утюгом. Фиксация красок паром требует больших усилий. Наконец, закрепление красок осуществляется посредством их выдерживания в специальных составах.

Закрепление прямых красителей осуществляют при помощи закрепителей ДЦМ, ДДУ или У-2. Сначала готовят раствор одного из этих закрепителей, беря его в количестве 5—20 г на 1 л воды. Затем в раствор добавляется разбавленная из расчета 1— г на 1 л воды уксусная кислота. Раствор нагревают до температуры 6О—70°С, погружают в него расписанное и хорошо просушенное изделие и выдерживают в течение 15—20 минут. После закрепления изделие сушат. Закрепление кислотных и хромовых красителей на ткани осуществляется обычно при помощи автоклава или пароварки. Можно также использовать обыкновенный медицинский автоклав. Изделие перекладывают гигроскопичной бумагой или хлопчатобумажной тканью, сворачивают в трубочку и погружают в автоклав, который был предварительно разогрет. Изделие не следует сворачивать слишком туго. Выдержка в автоклаве составляет от 60 до 90 минут при температуре чуть больше 100°С. В домашних условиях для этих целей можно использовать обыкновенную пароварку. Расписанную ткань заворачивают в газету, обвязывают веревкой и кладут на решетку пароварки. Чтобы на шелк не попала типографская краска, используйте несвежие газеты. Затем пакет накрывают фольгой и ставят на кастрюлю наполненную водой не более чем на З см. Ткань ни в коем случае не должна вступать с водой в контакт. В таком положении его выдерживают 3—4 часа, периодически по необходимости подливая воды. По окончании процесса крышку и фольгу снимают и оставляют изделие для охлаждения.

Закрепление основных красителей осуществляется также другим способом — при помощи специального раствора. Его получают путем смешивания следующих компонентов:

кристаллический фенол — 420 г, формалин (37—70%-ный — 300 мл, бисульфит натрия — 30 г, едкий натр (в растворе) — 165 мл, вода — 150 мл. Последовательность смешивания компонентов следующая. Фенол растворяют в формалине, тщательно перемешивают раствор и добавляют бисульфит натрия, предварительно растворенный в воде. Затем в полученную смесь осторожно подливают раствор едкого натра. Все это нагревают, доводя до кипения, и выдерживают на огне в течении 45-50 минут. Варить закрепитель следует в эмалированной посуде. Помещение, в котором осуществляется его приготовление, должно хорошо проветриваться. Это необходимо, поскольку при варке закрепителя происходит выделение вредных для человека паров фенола и формалина.

В результате должна получиться достаточно густая и липкая жидкость, имеющая красно-коричневый цвет и растворяющаяся в воде, не образуя мути. Если муть образуется, то это означает, что закрепитель был недостаточно долго выдержан на огне. В этом случае его следует доварить. Закрепление основных красителей производят, погружая расписанное изделие в 10—12% -ный раствор. Температура раствора должна составлять 20 ±2°С. длительность выдержки — 7—8 минут. После закрепления изделие ополаскивают до тех пор, пока не прекратится образование пены.

Цель закрепления красок состоит прежде всего в их защите от воды. Другими словами, для изделий, которые прошли описанную обработку, вода не страшна. Однако делать закрепление красок далеко не всегда обязательно. В частности, при росписи тканей для абажуров, ширм и т.п. от закрепления можно отказаться, но в этом случае их нельзя будет стирать.

После закрепления красок изделие обязательно стирают. Это необходимо для того, чтобы смыть излишки краски, благодаря чему изделие будет выглядеть более красиво и естественно, более явно проступит фактура ткани, а сама ткань станет более мягкой. Промывают расписанные ткани сначала в воде при температуре 50—6О°С с мылом, затем в теплой и холодной воде. Если вы работали с шелком, то его не помешает промыть в слегка подкисленной воде: таким образом вы вернете ему первоначальный блеск. Для этого в воду температурой около 35-40°С добавляют немного столового уксуса.


БРАК В РАБОТЕ

Основные причины дефектов при росписи нарушение технологии приготовления резервера и красок, а также нарушения основных правил работы. Так, резервирующий состав должен пропитывать ткань насквозь. При слишком поверхностной обработке этого не происходит, резервер остается только на лицевой стороне ткани, а потому краска затекает с изнаночной под слой резервера. Чтобы избежать этого, после наводки контура необходимо проверить, насколько качественно она выполнена. Для этого раму переворачивают и смотрят на ткань с обратной стороны. Если контур проведен плохо, его вторично наносят с обратной стороны. Следует уделять особое внимание тому, совпадают ли контуры с обеих сторон. При неравномерном или небрежном нанесении резервирующего состава после окрашивания и снятия резервирующего слоя на поверхности, которая не должна быть закрашенной, могут образоваться пятна. Этот дефект также является неисправимым. Проверяют правильность нанесения состава до окрашивания, рассматривая натянутую на раму ткань перед лампой. Впрочем, этот дефект можно обыграть, включив его в выполняемый орнамент или рисунок. Кроме того, этот дефект можно попытаться исправить или, по крайней мере, сделать не таким существенным, если только приступить к этому сразу. Для этого чистым ватным тампоном необходимо быстро протереть контур в направлении от чистой ткани к заливаемому пятну. Наконец, это пятно можно быстро обвести резервирующим составом.

Очень важную роль в успешности работы играет качество ткани. Различные дефекты, как, например, утолщенные нити, узлы в структуре материала, препятствуют равномерной пропитке ткани резервом. Поэтому необходимо уделять достаточное внимание подбору материала перед тем, как приступить к работе.

Еще один существенный дефект, который особенно часто образуется в работах начинающих, — это искажение рисунка. Его основной причиной является неправильное натяжение ткани на рамах, при котором между продольными и поперечными нитями нёт прямого угла. Для того чтобы избежать этого дефекта, необходимо соблюдать все данные выше рекомендации и быть очень внимательным при натягивании ткани. В процессе работы не стоит подтягивать полотно. Это следует делать в самом начале. Дело в том, что при подтягивании полотна с него может отделиться резервирующий состав. Если же без подтягивания обойтись невозможно, то делать это нужно очень осторожно, сначала подтянув полотно в поперечном, а затем в продольном направлении. Послё того, как полотно было подтянуто, нужно обязательно проверить целостность резервера, подсветив его снизу лампой. Если слой резервера разрушился, что проявляется в образовании просвечивающих мест, его нужно обновить.

Если вы случайно разлили резервирующий состав, его можно удалить, положив на ткань лист чистой бумаги и проглаживая ее несколько раз горячим утюгом до тех пор, пока следов резервера не останется. Если из-за неправильного выполнения окрашивания, например, при слишком высокой температуре воздуха в помещении, недостаточно быстрой работе и т.п, получилось неравномерное покрытие, поступают таким образом. Ткань в тех местах, где образовались разводы, покрывают вторым слоем краски, но с использованием более темного оттенка. Есть и другой вариант исполнения: на ткань наносят резервером дополнительный рисунок, а затем вторично окрашивают. В случае перенасыщения ткани краской на ней может образоваться бронзовый налет. Удаляют его, протирая ватой участок, на котором он появился. Эту операцию желательно выполнять осторожно.

И последнее, на что необходимо обратить внимание - сушить расписанные ткани необходимо в строго горизонтальном положении, так как при сушке в вертикальном положении краска стекает к нижнему краю, отчего образуются темные пятна.


ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ

Любому человеку, который решил заняться росписью, необходимо овладеть основными представлениями о композиции. Без знаний основ композиции любое владение техниками росписи, оказывается, по большому счету бессмысленным, так как не может быть адекватно применено. Незнание законов, которым подчиняется композиция, приводит к тому, что художественно оформленное изделие не производит желаемого эффекта, выглядит некрасивым, даже нелепым, остаются непонятными причины, по которым мастер выбрал именно такой вид отделки, и т.п.

Композиция — это совокупность закономерностей, правил, приемов, служащая для создания художественного произведения посредством соединения его деталей в одно целое и придающая произведению целостность, выразительность и гармоничность. Овладение этими правилами поможет адекватно применить знания и умения в сфере любого вида художественной росписи.

Под композицией можно понимать и совокупность приемов, благодаря которым увеличивают и усиливают эстетический эффект росписи.

Речь здесь идет о совокупности в полном смысле, так как ни о какой последовательности приемов говорить не приходится. Эти приемы используются в последовательности, которая определяется ситуативно, в соответствии с выполняемой работой. Более того, в некоторых случаях можно говорить об избирательном использовании приемов композиции, которое также зависит от особенностей замысла, материала и т.д.

Прежде всего, изделие должно обладать цельностью. Это предполагает, что части изделия соразмерны друг другу, не выпадают из целого композиции и не возникает желания удалить одну из них или добавить еще что-то. Благодаря цельности изделие можно охватить одним взглядом и сразу определить его основную часть (центр), вокруг которой организованы остальные, причем последние оказываются также необходимыми при восприятии изделия. Из-за этого усиливается связь элементов между собой, которая и позволяет увидеть единство изделия и его отделки. Существенную роль в создании целостности композиции играет ее центр. Как правило, его

размещают в точке или месте, которые находятся в наиболее выгодном по отношении к зрителю. С понятием центра тесно связано понятие уравновешенности композиции. Центр композиции содержит в себе линию или точку, относительно которой изделие делится на части. Уравновешенность создается за счет того, что эти части оказываются в отношении равновесия, то есть равноценности. У плоских предметов композиционным центром обычно является середина обозреваемой поверхности. Так, уравновешенными можно считать предметы, у которых в состоянии равновесия находится правая и левая сторона или верхняя и нижняя часть.

Выразительность предполагает, что при рассматривании предмета человек сразу же может определить его назначение, материал, из которого он сделан, естественность использования именно этого материала, устройство предмета. На основе выразительности создается основное впечатление от предмета.

Гapмоничность представляет собой такое качество предмета, при котором не ощущается несоответствия в размерах частей и элементов, а сочетания цветов не кажутся неприятными, раздражающими. Для придания изделию гармоничности необходимо ориентироваться в первую очередь на собственное художественное чутье, однако существенную роль играет и опыт. Появляется же опыт в процессе продумывания оформления изделий и их воплощения в жизнь, а также в результате планомерного анализа изделий других мастеров и художников.


ПРИЕМЫ И СРЕДСТВА КОМПОЗИЦИИ

Как уже указывалось, приемы композиции призваны сделать изделие более гармоничным и приятным для восприятия. Использование приемов композиции в большинстве случаев избирательно, так как зависит от материала, замысла, характера отделки и т.п.

Основным приемом композиции является контраст. Его применение наиболее просто и эффективно. Контраст представляет собой соединений элементов, противоположных по своим характеристикам. Так, контрастирующие части могут быть выполнены разными цветами, напри мер, белым и черным или любыми другими заметно различающимися цветами. Это основное средство создания контраста в росписи. Другим средством, о котором не следует забывать, является противопоставление расписанной и не расписанной частей изделия. В рисунке контраст может проявляться в противопоставлении форм с острыми и закругленными углами, в противопоставлении детализированных и недетализированных фрагментов и т.п. В частности, в последнем случае часть изделия можно выполнить в виде одного или нескольких относительно крупных пятен, а другую — в виде росписи с большим количеством деталей, элементов и т.д. Кроме того, контраст может достигаться посредством выполнения частей изделия из материалов разной фактуры. Не следует забывать, что использовать контраст нужно сознательно, не полагаясь на то, что он, автоматически сделает роспись красивой. Выбор интенсивности контраста осуществляется на основании художественного чутья. При слишком сильной его степени изделие может оказаться вычурным, неестественным.

Близким к контрасту является другой прием, а именно — нюанс. Его отличие от контраста состоит в том, что между противопоставляемыми фактурами, типами росписи, цветами и т.д. нет четкого перехода. Переход в этом случае осуществляется постепенно, то есть плавно. В частности, можно предложить использовать постепенное укрупнение деталей, плавный, как бы размытый, переход от одного цвета к другому и т.д. Нюанс может представлять собой переход как между частями, которые при наличии четкой границы были бы контрастными, так и между частями, различающимися в незначительной степени. В последнем случае он принимает вид оттенка. Не следует пренебрегать также созданием явно выраженного центра композиции. Создают его либо на основании цвета, либо на основании фактуры, либо при помощи любого другого противопоставления, на основании которого создают контраст или нюанс.

Центр композиции представляет собой элемент, вокруг которого сосредотачиваются и относительно которого организуются остальные элементы композиции. При этом они также могут иметь свои центры, однако они всегда имеют вспомогательный, подчиненный характер. Другими словами, такие центры всегда организуются вокруг основного центра композиции. Средством выделения центра может быть роспись на сплошном фоне или неокрашенном изделии.

Необходимо сказать несколько слов о симмётрии и той роли, которую она играет. Симметрия предполагает наличие композиционной оси, которая делит изделие на две одинаковые по площади половины. Впрочем, количество осей симметрии может превышать одну ось. При наличии нечетного количества осей композиция стягивается к центру и приобретает цельность. В этом проявляется связь симметрии с такой характеристикой, как цельность. Если количество осей четное, то этого не происходит. В таком случае композицию следует дополнять деталями, которые обеспечивали бы такую цельность. Основным приемом в данном случае является создание обрамления. При этом совершенно не обязательно всегда четко обозначать ось симметрии при отделка изделия. Чаще она легко угадывается. Более того, часто изделие выглядит даже лучше, если ось симметрии не обозначена четко, а лишь достраивается в сознании того, кто воспринимает предмет. В этом случае ощущение симметричности создается за счет зрительного равенства частей, на которые ось симметрии разделяет предмет. Иногда даже случается, что четко выделенная ось симметрии приводит к тому, что предмет распадается на две несвязанные части.

Большое количество осей симметрии создает ритм. При использовании ритма необходимо следить, чтобы повторение осей не было слишком частым, так как в этом случае детали становятся слишком мелкими. Это негативно сказывается на целостности предмета. Ритм не всегда задается чередованием одинаковых частей. Он может формироваться, например, благодаря повторению одинаковых частей, размер которых равномерно уменьшается или увеличивается. Такой прием можно использовать в том случае, когда есть необходимость выделить центр композиции.

Симметрия тесно связана с масштабностью, так как именно от масштабности зависит частота ритма. На последнюю мало влияет размер изделия. Под масштабностью обычно понимают соотношение размера предмета с размерами человеческой фигуры, а также с особенностями восприятия. Понятно, что небольшой предмет всегда рассматривают вблизи, а предмет крупный — издали или, по крайней мере, с большего расстояния.

Для создания уравновешенности композиции можно использовать два приема. Во-первых, это применение симметрии. В этом случае уравновешивают правую и левую часть или верх и низ. Во-вторых, это использование асимметрии. Так, небольшой детализированный фрагмент можно уравновесить, окружив его большой однородной по цвету поверхностью, (не окрашенной или окрашенной в цвет). В этом случае необходимо стремиться к тому, чтобы общее впечатление от восприятия сводилось к ощущению статичности, устойчивости. При этом композиция может включать и элементы, зрительно воспринимаемые как динамичные. Однако их динамичность должна быть, как бы обрамлена статичными деталями. Фигуры типа круга, эллипса и т.п. при их использовании в оформлении изделия придают ему неуравновешенность и динамичность. Для придания уравновешенности в оформлении лучше применять квадраты, прямоугольники, трапеции и другие подобные фигуры. Для повышения выразительности иногда используют подобие. Сущность этого приема заключается в том, что вокруг одного элемента сосредотачиваются другие элементы идентичного вида, но меньшего размера.


О ЦВЕТАХ И ИХ СОЧЕТАЕМОСТИ

Выделяют семь основных цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Эти цвета в чистом виде представлены в радуге. Обычно цвета спектра изображают в виде круга, разбитого на секторы. Кроме того, все цвета подразделяются на две группы. К первой группе — группе ахроматических цветов — относятся белый, черный и все промежуточные тона. Ко второй группе — группе хроматических цветов — все остальные цвета вместе с оттенками спектра.

Цвет предмета зависит от того, какие лучи его поверхность отражает, а какие нет. Поверхность белого цвета отражает все лучи спектра. В остальных случаях такого эффекта не наблюдается. Необходимо заметить, что в природе ни один предмет не отражает все цвета, кроме одного-единственного. Во всех случаях речь может идти только о том, что поверхность не отражает сразу несколько цветов. Другое дело, каково их соотношение. Именно таким образом из основных цветов появляются новые цвета, а также их оттенки.

Нет совершенно никакого смысла ограничивать себя работой только цветами тех красок, которые имеются в вашем распоряжении. Для получения необходимого цвета краски в большинстве случаев можно смешивать. При этом для того, чтобы образовалась краска нужного цвета и оттенка, достаточно красок семи основных цветов спектра. Именно поэтому в большинстве случаев они входят в любой набор красок. При этом весьма существенно, используются ли при росписи краски чистых цветов или их смеси. Дело в том, что краски чистых цветов допускают их применение, в принципе, только при выполнении орнаментальных или условных композиций. При их помощи нельзя добиться эффекта реалистичности изображения. Поэтому при выполнении натюрмортов, пейзажей и других видов рисунков, необходимо пользоваться только сложными цветами, то есть теми, которые отличаются от цветов спектра. Чтобы добиться более живого цвета, достаточно добавить в краску совсем немного краски другого цвета, например, немного синей краски в красную. Таким образом, кстати, можно получить краплак. Восприятие цвета во многом зависит не только от его простоты или сложности, но и от того, с какими цветами он соседствует. Другими словами, на восприятие цвета влияет его окружение. Так, например, более светлый тон в единстве с темным кажется еще светлее, а темный тон — еще более темным.

Здесь можно сказать о законе хроматического контраста, частные проявления которого нельзя не учитывать при подборе цветов. В чем проявляется действие этого закона?

Во-первых, и мы уже на это указывали, восприятие цветов зависит от их окружения. Другими словами, цвета могут влиять друг на друга. Это самая общая формулировка закона хроматического контраста. Во-вторых, в том случае, когда по соседству находятся два близких по тону цвета, например, синий и сине-зеленый, оранжевый и желтый, желтый и желто-зеленый и т.п., интенсивность и насыщенность каждого из цветов уменьшается. В-третьих, наиболее контрастными являются цвета, которые с точки зрения расположения их в спектре являются противоположными (вспомните круг, в виде которого представляют спектр). Данные пары цветов называют также парами дополнительных цветов. Так, противоположными будут желтый (точнее, желто-зеленый) и фиолетовый, зеленый и красный, оранжевый и синий. Проявляется же их контрастность в том, что из-за их соседства каждый из цветов увеличивает свою интенсивность, становится более насыщенным. Кстати, смещение дополнительных цветов в результате дает белый цвет. Это не следует понимать буквально, так как смешение соответствующих красок даст лишь серый цвет. При этом краска будет иметь тот же оттенок, что и одна из исходных красок, которая была добавлена в избытке. Это утверждение следует понимать в том же смысле, что и утверждение о том, что смешение всех чистых цветов спектра также дает белый цвет. В-четвертых, будучи расположенными на цветовом фоне, ахроматические цвета, то есть черный, белый и все оттенки серого, приобретают оттенок, который будет контрастным цвету фона. В частности, черное пятно на оранжевом фоне приобретет сиреневатый оттенок, а на зеленом фоне оно будет казаться красноватым. Отношение цветов в росписи может быть построено на контрасте, нюансе или тождестве, что целиком зависит от конкретной задачи. Если изделие носит исключительно декоративный характер, его цветовое решение может быть смелым. Если же оно имеет и практическое применение, цветовое решение его росписи должно быть согласовано с назначением предмета. При работе с цветом необходимо также учитывать такие их свойства, как слияние цветов на расстоянии, способность влиять на увеличение или уменьшение размеров той или иной детали, способность создавать впечатление холодных или теплых, а также влияние на цвет искусственного освещения. При необходимости использовать два контрастных цвета и при нежелательности слишком сильного контраста между ними, последний можно смягчить, разделив два цвета узким темным или светлым контуром: в этом случае влияние контраста заметно снижается, как бы скрадывается». Кроме того, таким образом можно повысить четкость рисунка. При этом нужно помнить, что темный контур часто создает ощущение тени, а светлый контур напоминает кант.




Контролирующие материалы.

Вопросы для актуализации опорных знаний или теоретического контроля в конце изучения курса с преобразованием данных вопросов в тестовую форму по усмотрению учителя.

1. В чем смысл стилизованных объектов?

2. В чем разница между хроматическими и ахроматическими цветами?

3. Перечислите основные признаки цвета.

4. Перечислите виды цветовых контрастов и охарактеризуйте их.

5. Какие цветовые оттенки дает смешение различных пар контрастно –

дополнительных цветов?

6. В чем заключается процесс создания декоративной композиции?

7. Что такое равновесие композиции, и от каких факторов оно зависит?

8. Каким образом достигается динамизм в композиции?

9. Использование каких приемов придает композиции черты декоративности?

10. Перечислите способы организации композиционного центра?

11. Какова роль доминанты в композиции?

12. Какова роль влияния истории развития декоративно – прикладного искусства

на росписи по ткани?

13. Каковы основные документы для создания малого бизнеса?

14. Приведите пример (изделие) расчета себестоимости изделий выполненных

в технике «Батик».

15. Раскройте понятия массового и индивидуального производства.

16. Каковы основные принципы в области делового общения?

17. Какова структура бизнес – плана?

18. Перечислите программное обеспечение ПК, как вспомогательное средство

для решения композиционных задач, эскизов и выполнения рекламы.

19. Раскройте понятия резерва.

20. В чем различие горячего и холодного батика?

21. В чем характерные ошибки по нанесению резерва, пути их устранения?

22. Какова особенность подготовки красителей к росписи ткани?

23. Какие технологические условия необходимо соблюдать для различных

видов ткани?

24. Перечислите технические условия ручной росписи ткани с учетом Т\Б.

25. Какие технологические условия необходимо соблюдать в зависимости от

назначения изделия и сложности композиции.

26. Перечислите этапы выполнения батика в техники «Свободной росписи».

27. Перечислите химические и термические способы закрепления красок.

28. Опишите правила запаривания красок в домашних условиях.

29. Опишите правила натягивания ткани на подрамник. Как неправильное

натягивание ткани влияет на качество росписи и изделие?

30. В чем преимущества и недостатки жидких красителей готовых к

использованию и кислотных, которые требуют подготовки?

31. Как правильно читать маркировку красителей?



Библиография для учителя.

  1. Басов, Н.Г. Световое чудо века. / Н.Г. Басов.– М.: Педагогика, 1987.

2. Алферов, А. Технологии росписи./А.Алферов. - Ростов-на-Дону:

Феникс, 2000.

3. Воробьева, О.Я. Декоративно - прикладное творчество. / О.Я. Воробьева.

Изд. Учитель, 2007.

  1. Золотарева, Е.М. Давайте учиться рисовать. / Е.М. Золотарева – М.: Педагогика, 1993.

  2. Логвиненко, Г.М. Декоративная композиция. – Учебное пособие. / Г.М. Логвиненко – М.: Владос, 2005

  3. Овсянников, М.Ф. Краткий словарь по эстетике: Книга для учителя. / М.Ф. Овсянников – М.: Просвещение, 1983.

  4. Прощицкая, Е.Н. Выбирай профессию: Учебное пособие. / Е.Н. Прощицкая. – М.: Просвещение, 1991.

  5. Халецкая, И.Б. Декоративно – прикладное искусство. / И.Б. Холецкая.– Тулун, 2008.

9. Павлова, М.Б. и др. Метод проектов в технологическом образовании

школьников: Пособие дл учителя / Н.А.Сасова – М. Вантана-граф. 2003.

10. Симоненко,В.Д. Технология: 9 кл. / под.ред. В.Д.Симоненко – М:

Вантана-граф, 2001.

11. Лохтина, Т.Н. Метелица,В.И. Основы делового общения: Учебное пособие.

/М.И.Лескинен, С.Н.Жданов – Иркутск, 2006.

































29




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Разработка программы элективного курса "Современный батик" для 10-11 класса

Автор: Дмитриева Ольга Ивановна

Дата: 26.01.2015

Номер свидетельства: 161805


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства