Рабочая программа элективного курса в 9 классе " Основы предпринимательской деятельности"
Рабочая программа элективного курса в 9 классе " Основы предпринимательской деятельности"
Данная рабочая программа по элективному курсу в 9 классе предназначена для преподавателей, которые успешно внедряют внеурочную и дополнительную работу в классе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса в 9 классе " Основы предпринимательской деятельности"»
Пояснительная записка
Цели:
развитие гражданского образования, экономического образа мышления; потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин; способности к личному самоопределению и самореализации;
воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности;
освоение системы знаний об экономической деятельности фирм и государства, об экономике России для последующего изучения экономических дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства; выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам с применением элементов научного анализа;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач; освоения экономических знаний для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.
Задачи:
1) повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний, полученных в основной школе;
2) закрепление и развитие навыков применения полученных знаний на практике в конкретных ситуациях;
3) подготовка обучающихся к единому государственному экзамену по обществознанию, а также вступительным экзаменам в высшие учебные заведения.
Нормативно- правовые документы
Рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Закон Тамбовской области от 04.06.2007 № 212-З «О региональном компоненте государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Тамбовской области»;
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утв. приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089;
Приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Приказ Минобразования России от 19.10.2009 № 427 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Приказ Минобразования России от 31.08.2009 №320 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Приказ Минобразования Россииот 03.06.2008 № 164 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонентагосударственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Приказ Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
Приказ Минобразования России от 20.08.2008 № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
Приказ Минобразования России от 30.08.2010 № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (изменениями и дополнениями);
Письмом Рособрнадзора от 16.07.2012 № 05-2680 "О направлении методических рекомендаций о проведении федерального государственного контроля качества образования в образовательных учреждениях";
Устав МБОУ Сосновской СОШ №2;
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в МБОУ Сосновской СОШ №2;
Образовательная программа среднего общего образования МБОУ Сосновской СОШ №2;
Учебный план;
-
Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа.
Программа курса «Основы предпринимательства» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по обществознанию и на основе примерной программы основного образования по обществознанию, а так же на основе авторской программы. Рабочая программа составлена в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений, автор Липсиц И В
Обоснование выбора примерной программы.
Рабочая программа по элективному курсу для 9 класса разработана на основе авторской программы, утверждённой МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования.
Определение места и роли учебного курса в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся в соответствии с федеральными образовательными стандартами. Рабочая программа отражает один из возможных вариантов раскрытия государственных стандартов общего образования по образовательной области «Основы предпринимательства». Обязательный минимум содержания позволяет чётко определить круг вопросов, которые должны быть изучены в школе. Требования к уровню подготовки выпускников основной школы дают более конкретные представления о том, что именно должны знать учащиеся, какие умения у них должны быть сформированы, чтобы представить в той или иной форме полученные знания. Курс «Основы предпринимательства» позволяет как обобщить знания, имеющиеся у школьников в результате изучения различных гуманитарных предметов, так и рассмотреть их впервые на уровне, соотносящемся с возрастными особенностями учащихся. Предполагается использование широкого спектра методических приёмов. Прежде всего это закладывается в самом проблемном построении содержательной области курса – многие темы формулируются в виде проблем, а не утверждений, что должно ориентировать обучающихся на поисковую деятельность.
Назначение программы:
-овладение определённым объёмом обществоведческих знаний и умений;
-усовершенствование технологии обучения в соответствии с изменившимися приоритетами целей среднего общего образования;
-реализация основных положений концепции обществоведческого образования.
Информация о количестве учебных часов.
Согласно Федеральному базисному плану, на изучение элективного курса в 9 классе отводится 17часов в год из расчёта 1 час в неделю.
Формы организации образовательного процесса:
-урок изучения нового материала;
-урок закрепления знаний, умений и навыков;
-комбинированный урок;
-урок-беседа;
-урок-лекция;
-урок-игра;
-урок-практикум.
Технология обучения:
-технология личностно-ориентированного обучения;
-здоровье сберегающие технологии;
-технологии коммуникативного общения;
-технология работы с одаренными детьми;
-технология развития критического мышления;
-игровые технологии.
-технология проблемного обучения.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:
-работа в парах;
-проектная деятельность;
-исследовательская деятельность.
Виды и формы контроля:
Виды:
-фронтальный;
-индивидуальный.
Формы:
-тестовые задания;
-исторический диктант;
-самостоятельная работа.
Планируемый уровень подготовки выпускников на конец учебного года.
Знать:
-основные обществоведческиетермины, т. е. распознавать их в различном контексте и правильно использовать в устной и письменной речи;
-историческую обусловленность современных общественных процессов;
-наименование того или иного объекта изучения;
-пояснение изученных теоретических положений и социальных норм на соответствующих факторах, конкретных проявлениях.
Уметь:
-характеризовать изученные социальные объекта и процессы, т. е. указывать свойственные и значимые признаки;
-объяснять изученные социальные явления и процессы, т. е. раскрывать их устойчивое существование связи как внутренние, так и внешние;
-приводить собственные примеры, т. е. пояснять(иллюстрировать, аргументировать, раскрывать) изученные теоретические положения и социальные нормы на соответствующих факторах;
-давать оценку изученных социальных объектов и процессов, т. е. высказывать суждения об их ценности, уровне и названии;
-раскрывать изученные социальные явления и процессы, их устойчивые существенные связи как внутренние, так и внешние.
-устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых процессов и явлений;
-представлять результаты изучения обществоведческого материала в формах конспекта, реферата.
-пояснять изученные теоретические положения и социальные нормы на соответствующих фактах;
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности-использования навыков обществоведческого анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации-соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
-ориентации в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции.
Информация об используемом учебнике. Учебник И В Липсиц, « Экономика». Учебник для общеобразовательных учреждений. Просвещение. 2014 год. В В Янова «Экономика» изд «Экзамен» Москва 2010 г Также в учебный план входят материалы МичГАУ по теме: «Агробизнес» Методические пособия: «Бизнес- планирование в предпринимательской среде» Мичуринск- наукоград РФ ФГБОУ ВПО МичГАУ 2012 г., С.В. Белякова, Л.Н. Трунова «Правовое регулирование предпринимательской деятельности» Мичуринск- наукоград РФ 2012
Содержание рабочей программы.
Глава1. Предпринимательство(17 часов).
Введение,история предпринимательства в России, предпринимательство, содержание и признаки, основные черты предпринимателя, бизнес,организационно- правовые формы, функции предпринимательства, внешняя среда, внутренняя среда, формирование конкурентной среды предпринимательства, конкурентная среда в переходный период экономики ,прибыль, факторы увеличения прибыли, бизнес- планирование, составление бизнес- плана.
.В ходе изучения темы обучающиеся должны
Знать: основные понятия: предприниматель, предпринимательство, прибыль, бизнес, доходы, затраты, конкуренция, рынок, экономика.
Уметь:
-объяснить, что такое предпринимательство
- составлять бизнес- план
-определять основные формы организации бизнеса
-выявлять права граждан в системе частного предпринимательства
Использовать:
-полученные знания в жизни;
-изученные теоретические положения и социальные нормы на соответствующих фактах.
Контрольные материалы: тестовая работа на тему: «Предпринимательство»
Учебно-тематический план.
№ п/п
Тема
Кол-во часов
Кол-во конт. работ
1
Предпринимательство
17
1
Итого:
17
1
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения элективного курса «Основы предпринимательства» ученик должен
Знать и понимать:
- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
- сущность экономики как формы совместной деятельности людей;
- характерные черты и признаки предпринимательства ;
- содержание и значение экономических норм, регулирующих общественные
отношения.
Уметь:
- описывать основные экономические объекты, выделяя их существенные признаки; ; основные экономические понятия;
- сравнивать экономические объекты, выявлять их общие черты и различия;
- объяснять взаимосвязи изученных экономических объектов (включая взаимодействия общества и государства, человека и общества, сфер экономической жизни, гражданина и государства);
- приводить примеры экономических объектов определенного типа, экономических отношений; ситуаций, регулируемых различными видами экономических норм; деятельности людей в различных сферах;
- оценивать поведение людей с точки зрения экономической рациональности;
- решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников), различать в социальной информации факты и мнения;
- самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- первичного анализа и использования социальной информации;