ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО"
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО"
Программа учебной дисциплинсовременное общество составлена с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) среднего общего образования в пределах освоения соответствующей программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (далее - ППКРС) образовательных программ среднего профессионального образования (далее - СПО).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО"»
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 3
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по ТО
___________ С.В.Баталова
. «_____» ______________ 2015г.
ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО
46.01.03 Делопроизводитель
Профиль обучения: социально-экономический
Хабаровск, 2015
Программа учебной дисциплины современное общество составлена с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) среднего общего образования в пределах освоения соответствующей программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (далее - ППКРС) образовательных программ среднего профессионального образования (далее - СПО).
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ современное общество
2
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ современное общество
3
СТРУКТУРА и содержание ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ современное общество
4
условия реализации ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ современное общество
5
Контроль и оценка результатов Освоения УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ современное общество
6
ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ, ВНЕСЕННЫЕ В ПРОГРАММУ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ современное общество
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ современное общество
1.1. Область применения программы:
Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС по профессии (профессиям) СПО:
- 46.01.03 Делопроизводитель, входящей в укрупнённую группу профессий 46.00.00 История и археология.
Программа учебной дисциплины может быть использованапри изучении учебных дисциплин предметной области: общественные науки.
1.2. Место учебной дисциплины: входит в дополнительные учебные дисциплины
1.3. Цели и задачи общеобразовательной учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
подготавливатьустное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
применятьсоциально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
особенности социально-гуманитарного познания.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен овладеть общими компетенциями:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами
Профилированное изучение современного общества осуществляется внутри тем базового курса данной дисциплины, обеспечивающих своевременную проработку материала курса, проведением практических работ, в которых рассматриваются социальные отношения, применяемые в ходе подготовки обучающихся по конкретной профессии.
1.5. Количество часов, отведенное на освоение программы дополнительной учебной дисциплины, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 185 часов, в том числе:
Личностные результаты освоения учебной дисциплины современное общество должны отражать:
российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
готовность к служению Отечеству, его защите;
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты освоения учебной дисциплины современное общество должны отражать:
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты освоения учебной дисциплины современное общество должны отражать:
сформированность знаний об как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО
3.1. Объем дополнительной учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
185
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
123
в том числе:
лабораторные работы
-
практические занятия
34
контрольные работы
3
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
62
в том числе:
работа над проектом
5
внеаудиторная самостоятельная работа
57
Промежуточная аттестация в форме - зачета
3.2. Тематический план, содержание учебной дисциплинысовременное общество и основные виды учебной деятельности
3.2.1 Тематический план и содержание учебной дисциплины современное общество
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Введение.
Содержание учебного материала
1
1, 2
1
Предмет, основные задачи, методы исследования, история воззрений на общество.
2
Социальные науки. Специфика объекта их изучения.
Раздел 1 Духовная сфера. Человек как творец и творение культуры.
50
Тема 1.1. Человек и культура
Содержание учебного материала
10
1,2
1
Человек как биосоциальное существо.
2
Человек, индивид, личность.
3
Бытие человека. Соотношение бытия и сознания.
4
Потребности и интересы человека.
5
Деятельность и мышление.
6
Познание.
7
Духовный мир человека.
Практические работы
3
2,3
Социокультурная эволюция человека.
Проявление личности человека в деятельности.
Свобода и необходимость в человеческой деятельности.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
6
3
Составление конспекта «Философские представления о социальных качествах человека».
Эссе на тему «Самовоспитание – свойство развитой личности».
Подборка Интернет-ресурсов к теме: «Познание личности».
Подготовить сообщение по теме «Понимание человека в истории философии»
Используя учебные пособия составить сравнительную таблицу «Отличие человека от животного».
Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки.
4
Религия как феномен культуры.
5
Роль религии в современном мире.
6
Философия.
7
Проблема познаваемости мира. Понятие истины.
8
Искусство как вид духовного производства
9
Мораль как вид регулятор социального поведения.
10
Мировоззрение.
Практические работы
6
2,3
Межкультурное взаимодействие.
Истоки духовной культуры.
Моральный долг
Мировые религии
Функции науки, морали и религии в общественной жизни.
Влияние искусства на формирование личности.
Контрольная работа
1
2,3
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
9
3
Составление конспекта «Формы и разновидности культур»
Заполнение таблицы: «Основные типы мировоззрения»
Анализ СМИ по вопросу «Культура и духовная жизнь».
Анализ проблем в научной жизни России по материалам Интернета с указанием ссылок на используемый ресурс.
Составление тезисов «Мораль как регулятор социального поведения».
Подготовка информации по предложенным темам: «Специфика искусства как форма художественного познания», «Современные виды искусства».
Сравнительная таблица «Жанры искусства».
Темы проектов:
Сущность православной религии.
География религий, влияние религий на мировые проблемы.
Место традиций в жизни современного человека.
Общество и элитарная культура.
Можно ли прожить без искусства?
Раздел 2. Социальная сфера. Общество как сложная динамическая система.
25
Тема 2.1 Общество и его институты.
Содержание учебного материала
3
1,2
1
Общество и общественные отношения.
2
Системное строение общества.
3
Социальное взаимодействие и общественные отношения.
Практические работы
2
2,3
Сферы общества.
Основные институты общества.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
3
3
Составление схемы и опорного конспекта по теме.
Используя учебные пособия и периодическую печать подобрать конкретные факты взаимосвязи и взаимозависимости различных сфер жизни общества. Данные использовать в схеме «Сферы общественной жизни»
Тема 2.2. Многовариативность общественного развития.
Содержание учебного материала
7
1,2
1
Понятие закона в социологии.
2
Основные тенденции развития общества.
3
Эволюция и революция как формы социального изменения
4
Общество и природа.
5
Культура и цивилизация.
6
Понятие общественного прогресса.
7
Процессы глобализации и становление единого человечества.
Практические работы
3
Типы общества.
Глобальные проблемы человечества.
Человек и общество.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
7
3
Составление плана и схемы по теме: «Многовариантность общественного развития»
Составление таблицы «Типология обществ».
Обозначить основные проблемы современного общества.
Разработать программу или рекомендации по преодолению актуальных проблем общества.
Написать эссе на тему «Проблема общественного прогресса»
Темы проектов:
Место отдельного человека в жизни общества.
Традиция и культура в информационном обществе.
Концепции развития общества.
Роль человека в глобальных процесса.
Гидроэлектростанции и связанные с ними экологические проблемы.
Раздел 3. Социальные отношения.
44
Тема 3.1. Социальная роль и стратификация.
Содержание учебного материала
7
1,2
1
Социальная структура общества.
2
Социальные институты.
3
Социальная стратификация.
4
Социальные группы.
5
Социальные отношения и взаимодействия.
6
Социальная мобильность. Маргинальность.
7
Социальная роль.
Практические работы
2
2,3
Виды и каналы социальной мобильности.
Социальный статус и престиж
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
6
3
Составление плана-конспекта по теме: «Виды социальных связей».
Разработка модели поведения по предложенному алгоритму.
Подготовить сообщение по теме: «Социальные группы и страты»»
Тема 3.2. Социальные нормы и конфликты
Содержание учебного материала
4
1,2
1
Социальные нормы и отклоняющееся поведение: Социальный контроль.
2
Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль.
3
Социальная и личностная значимость здорового образа жизни.
Практические работы
2
2,3
Виды социальных норм.
Социальный конфликт.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
3
3
Анализ СМИ «Правонарушения молодежи» (тезисы); «Мировые рекорды как пример позитивного отклоняющегося поведения».
Подборка дополнительного материала по теме «Виды социальных конфликтов».
Составить таблицу основных типов социальных норм.
Тема 3.3. Важнейшие социальные общности и группы
Содержание учебного материала
10
1,2
1
Особенности социальной стратификации в современной России.
2
Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы.
3
Молодежь как социальная группа.
4
Семья и брак.
5
Виды семьи и проблемы неполных семей.
6
Этнические общности и межнациональные отношения.
7
Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.
8
Церковь как социальный институт.
9
Религиозные объединения и организации в РФ.
Практические работы
3
2,3
Особенности молодежной субкультуры
Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.
Этносоциальные конфликты, пути их разрешения.
Контрольная работа
1
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
6
3
Подборка интернет - ресурсов и литературы по теме «Где грань между богатством и бедностью?».
Составление конспекта «Подходы к пониманию сущности этносов, их происхождение».
Анализ СМИ по теме «Межнациональные отношения в современном мире – причины и последствия».
Составление тестов по теме: «Социальные общности и группы».
Темы проектов:
Молодежный экстремизм и молодежная субкультура.
Семейные ценности и значение их в современном мире.
Социальное неравенство и можно ли его устранить.
Причины межнациональных конфликтов и пути их цивилизованного преодоления.
Виды наций и межнациональные взаимоотношения.
Раздел 4. Человек в системе общественных отношений.
23
Тема 4.1. Социализация индивида.
Содержание учебного материала
6
1,2
1
Общественное и индивидуальное сознания.
2
Механизмы социализации индивида.
3
Социальные роли в юношеском возрасте.
4
Духовная жизнь человека.
5
Самосознание индивида и социальное поведение.
6
Мотивы и предпочтения.
Практические работы
4
2,3
Социальный статус и социальные роли.
Ценности и нормы.
Свобода и ответственность.
Девиантное поведение, его формы, проявления.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
7
3
Составьте схему, используя следующие понятия.
Работа с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими, правовыми), в том числе новыми нормативными актами;
изложение и аргументация собственных суждений о социальных реалиях и явлениях общественной жизни.
Решение отдельных социальных ситуаций с учетом личного социального опыта студентов.
Анализ типичных социальных ситуаций, решение познавательных задач с актуальным социальным содержанием.
Темы проектов:
Развитие человека как личности и индивида.
Особенности межличностных отношений.
Место традиций в жизни современного человек
Проблема выбора жизненного пути.
Виртуальный персонаж. Проблемы поведения.
Тема 4.2. Образование.
Содержание учебного материала
2
1,2
1
Общественная значимость и личностный смысл образования.
2
Знание в условиях информационного общества.
Практические работы
-
Контрольная работа
1
2,3
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
3
3
Заполните таблицу «Наука и образование», используя материалы учебника.
Работа с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими, правовыми), в том числе новыми нормативными актами;
Сравнить два высказывания и написать эссе о вашем понимании соотношения воспитания и образования в современную эпоху.
Раздел 5. Политическая сфера. Политика как общественное явление.
41
Тема 5.1. Политика и власть. Государство в политической системе
Содержание учебного материала
11
1,2
1
Государство и политическая система.
2
Политическая система, ее внутренняя структура. Политические институты.
3
Государство как политический институт.
4
Основные особенности развития современной политической системы.
5
Механизм государства: Внутренние и внешние функции государства.
6
Типология политических режимов.
7
Политическая идеология.
8
Основные ценности и признаки демократии.
9
Избирательное право.
10
Избирательная система РФ.
Практические работы
5
2,3
Соотношение политики и власти. Типы власти.
Форма государства.
Политические режимы
Органы государственной власти.
Признаки правового государства.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
5
3
Составление мини-конспекта, используя тезисы Дж. Локка, А. Гамильтона, Д. Мэдисона «Теория разделения властей»
Составление таблицы «Политические партии сегодня».
Составить презентацию.
Выполните задания, используя, материалы учебника Важенин А.Г. (стр. 233- 244).
Тема 5.2. Участники политического процесса
Содержание учебного материала
10
1,2
1
Личность и политическое участие.
2
Политический статус и политические роли.
3
Политическое участие личности.
4
Гражданское общество и государство.
5
Политическая культура.
6
СМИ в политической системе.
7
Законодательное регулирование деятельности партий в РФ.
8
Политическая жизнь современной России, Хабаровского края.
9
Политическое сознание и поведение.
Практические работы
3
2,3
Политическая элита и политические лидеры.
Политические партии и движения.
Политика как общественное явление.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
7
3
Составление таблицы «Типы личности по степени их участия политической жизни».
Составление конспекта на тему «Политический статус граждан России в законах РФ».
Анализ СМИ по теме «Выборы – важнейший элемент демократического общества»
Составление перечня интернет-сайтов политических движений России.
Работа с Конституцией РФ. Найти и выписать статью о правовом статусе личности. Найти и выписать из Конституции РФ основные права и обязанности граждан России.
Темы проектов:
Политика и ее влияние на жизнь современного обществ.
Политический лидер: идеал и реальность.
Народ – единственный источник власти.
Политика - наука, искусство и профессия.
Политика – это история или история – это политика.
Зачет
1
2,3
Итого:
185
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
4. условия реализации ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ дисциплины современное общество
4.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству учащихся.
- рабочее место преподавателя.
- дидактический материал.
- дополнительная литература.
- документы, нормативно-правовые акты
Технические средства обучения:
компьютер с лицензионным программным обеспечением;
мультимедиапроектор.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Важенин, А.Г. Обществознание для профессий и специальностей социально-экономического профиля; учеб./А.Г. Важенин. - М. Академия, 2014. - 336 с.
Обществознание: учебник для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений: в 2 ч. – Ч. 1: 10 кл. / под ред. Л.Н. Боголюбова и А.Ю. Лазебниковой. – М., 2008. -
Обществознание: учебник для учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л.Н. Боголюбова и А.Ю. Лазебниковой. – Ч. 2. – 11 кл. – М., 2008. -
Кравченко, А.И., Певцова, Е.А. Обществознание: учебник для 11 кл./А.И. Кравченко, Е.А. Певцова. – М.: «ТИД «Русское слово - РС», 2007.-
Дополнительные источники:
Певцова, Е.А. Право для профессий и специальностей социально-экономического профиля. /Е.А. Певцова. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. -
Никитин, А.Ф. Право: учебник для 10-11 кл./ А.Ф. Никитин. – М.: Просвещение, 2008. -
Горелов, А.А. Обществознание для профессий и специальностей социально-экономического профиля: практикум: учебное пособие для нач. и сред.образования./А.А. Горелов. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. -
ЕГЭ. Практикум по обществознанию: Экономика. Социология: подготовка к выполнению заданий А, В, С/ Е.С. Королькова, Е.Л. Рутковская. – М.: Издательство «Экзамен», 2014. -
Словарь-справочник по обществоведению: Пособие для учащихся/Сост. Н.С. Чернавин. – М.: Просвещение, 1985.-
Краткий политический словарь / Абаренков В.П., Аверкин А.Г. и др.; Сост. и общ.ред. Л.А. Оникова, Н.В. Шишлина. – М.: Политиздат, 1987. -
Нормативные правовые акты
Конституция Российской Федерации. 1993 г. – М., 2006.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 21 октября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. ФЗ от 26.06.2007 № 118-ФЗ)) // СЗ РФ. –1994. – № 32. – Ст. 3301.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 5. – Ст. 410.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья). Раздел V «Наследственное право» от 26 ноября 2001. № 146-ФЗ от 03.06.2006 № 73-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 29.12.2006 № 258-ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. – № 49. – Ст. 4552.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) 18.12.2006 № 231-ФЗ СЗ РФ , 25.12.2006, № 52 (1 ч.), ст. 5496.
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 № 138-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 46. – Ст. 4532.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. ФЗ от 24.07.2007 № 214-ФЗ)) // СЗ РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.
Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ст. 1.
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001. № 197-ФЗ // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ч. 1. – Ст. 3.
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. – № 52. – Ч.1. – Ст. 4921.
Закон Российской Федерации «Об образовании» 10 июля 1992 . № 3266-1 (в ред. ФЗ от 21.07.2007 № 194-ФЗ) / СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-Ф (в ред. ФЗ от 13.07.2007 № 131-ФЗ) // СЗ РФ РФ. – 1996. – № 35. – Ст. 4135.
Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (в ред. ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 52. – Ст. 5880.
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 30.06.2007 № 120-ФЗ)) // СЗ РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3802.
Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 1999. – № 26. – Ст. 3177.
Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 9 января 1996 г. № 2 –ФЗ (в ред. от 25.11.2006 № 193-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. 140.
Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ (в ред. ФЗ от 18.07.2006 № 121-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 22. – Ст. 2031.
Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ (вред.ФЗ от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2003. – № 2. – Ст. 171.
Интернет-ресурсы:
http://edu-net.khb.ru
http://www.ippk.ru
http://center.ippk.ru
http://experiment.edu.ru
http://www.school.edu.ru
http://www.openet.edu.ru
http://ege.edu.ru
http:// www.ucheba.com./
9. http://edu-rin.ru
5. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины современное общество
Результаты обучения
Формируемые общие компетенции
Элементы технологий формирования общих компетенций
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Освоенные умения:
характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
Развивающего обучения
Групповая и коллективная технология
ИКТ
отчеты по практическим занятиям;
наблюдение за выполнением практической работы.
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
Развивающего обучения
Групповая и коллективная технология
ИКТ
Отчеты по практическим занятиям;
наблюдение за выполнением практической работы.
объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
Развивающего обучения
Групповая и коллективная технология
ИКТ
Отчеты по практическим занятиям;
наблюдение за выполнением практической работы.
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
Развивающего обучения
Групповая и коллективная технология
ИКТ
Отчеты по практическим занятиям;
наблюдение за выполнением практической работы.
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
Развивающего обучения
Групповая и коллективная технология
ИКТ
Отчеты по практическим занятиям;
наблюдение за выполнением практической работы.
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
Развивающего обучения
Групповая и коллективная технология
ИКТ
Отчеты по практическим занятиям;
наблюдение за выполнением практической работы.
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
Развивающего обучения
Групповая и коллективная технология
ИКТ
Отчеты по практическим занятиям;
наблюдение за выполнением практической работы.
подготавливатьустное выступление, творческую работу по социальной проблематике
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
Развивающего обучения
Групповая и коллективная технология
ИКТ
Отчеты по практическим занятиям;
наблюдение за выполнением практической работы.
применятьсоциально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
Развивающего обучения
Групповая и коллективная технология
ИКТ
Отчеты по практическим занятиям;
наблюдение за выполнением практической работы.
Освоенные знания:
биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
Развивающего обучения
Групповая и коллективная технология
ИКТ
Тестирование; контрольная работа; отчеты по практическим занятиям
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
Развивающего обучения
Групповая и коллективная технология
ИКТ
Тестирование; контрольная работа; отчеты по практическим занятиям
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
Развивающего обучения
Групповая и коллективная технология
ИКТ
Тестирование; контрольная работа; отчеты по практическим занятиям
особенности социально-гуманитарного познания.
1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
Развивающего обучения
Групповая и коллективная технология
ИКТ
Тестирование; контрольная работа; отчеты по практическим занятиям
6. ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ, ВНЕСЕННЫЕ В ПРОГРАММУ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО
№ изменения, дата внесения изменения; № страницы с изменением