Рабочая программа учебной дисциплины «Химия» предназначена для изучения химии в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования.
При освоении профессии 15.01.05 Сварщик (газосварочные и электросварочные работы) учебная дисциплина изучается как базовый учебный предмет в объеме 114 часов.
Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
? освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
? овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
? развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
? воспитание убежденности позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к собственному здоровью и окружающей среде;
? применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, на производстве и в сельском хозяйстве, для решения практических задач в повседневной жизни, для предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Основу рабочей программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего полного общего образования базового уровня.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ -ХИМИЯ»
8
Министерство образования и науки Челябинской области
Пластовский технологический филиал
ГБПОУ «Копейский политехнический колледж
имени С.В.Хохрякова»
ХИМИЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
для профессии: 15.01.05 Сварщик (газосварочные и электросварочные работы)
Пласт 2015
РАССМОТРЕНО
на заседании ЦК математических и общих естественнонаучных дисциплин «___» _________ 2015г.
Председатель ЦК __________
Ю.В. Тимофеева
УТВЕРЖДАЮ
Зав. отделением
«____» _________ 2015г.
________ Т.В.Гусейнова
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта далее (ФГОС) 15.01.05 Сварщик (газосварочные и электросварочные работы) и примерной программы по дисциплине «Химия», утвержденной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16 апреля 2008г.
Организация-разработчик:
Пластовский технологический филиал ГБПОУ «Копейский политехнический колледж имени С.В. Хохрякова»
Разработчик:
Преподаватель О.П. Плотникова
Пластовского технологического филиала ГБПОУ «Копейский политехнический колледж имени С.В.Хохрякова»
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
8
условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины
25
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
26
1. пОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ХИМИЯ
Рабочая программа учебной дисциплины «Химия» предназначена для изучения химии в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования.
При освоении профессии 15.01.05 Сварщик (газосварочные и электросварочные работы) учебная дисциплина изучается как базовый учебный предмет в объеме 114 часов.
Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
воспитание убежденности позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к собственному здоровью и окружающей среде;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, на производстве и в сельском хозяйстве, для решения практических задач в повседневной жизни, для предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Основу рабочей программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего полного общего образования базового уровня.
содержание курса основывается на следующих ведущих идеях:
- материальное единство веществ природы и их генетическая связь;
- причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами и применением веществ;
- познаваемость мира и закономерностей химических процессов;
- объясняющая и прогнозирующая роль теоретических знаний для фактологического материала;
- конкретное химическое соединение представляет собой звено в непрерывной цепи превращений веществ, оно участвует в круговороте химических веществ и в химической эволюции;
- законы природы объективны и познаваемы; знание законов химии дает возможность управлять превращениями веществ, находить экологически безопасные способы производства веществ и материалов и охраны окружающей среды от химического загрязнения;
- наука и практика взаимосвязаны: требования практики – движущая сила развития науки, успехи практики обусловлены достижениями науки;
- развитие химической науки и химизация народного хозяйства служат интересам человека и общества в целом, имеют гуманистический характер и призваны способствовать решению глобальных проблем человечества.
Реализация дедуктивного подхода к изучению химии способствует развитию таких логических операций мышления, как анализ и синтез, обобщение и конкретизация, сравнение и аналогия, систематизация и классификация и др.
В рабочей программе теоретические сведения дополняются демонстрациями, лабораторными опытами и практическими работами.
В процессе изучения химии формируется информационная компетентность обучающихся, для этого при организации самостоятельной работы осуществляется поиск информации в Интернете, в учебной и специальной литературе с соответствующим оформлением и представлением результатов.
Требования к результатам обучения:
В результате изучения учебной дисциплины «Химия» обучающийся должен знать/понимать:
- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава веществ, Периодический закон Д.И. Менделеева;
- основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических и неорганических соединений;
- важнейшие вещества и материалы: важнейшие металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; благородные газы, водород, кислород, галогены, щелочные металлы; основные, кислотные и амфотерные оксиды и гидроксиды, щелочи, углекислый и угарный газы, сернистый газ, аммиак, вода, природный газ, метан, этан, этилен, ацетилен, хлорид натрия, карбонат и гидрокарбонат натрия, карбонат и фосфат кальция, бензол, метанол и этанол, сложные эфиры, жиры, мыла, моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза), полисахариды (крахмал и целлюлоза), анилин, аминокислоты, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
В результате изучения учебной дисциплины «Химия» обучающийся должен уметь:
- называть: изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре;
- определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических и органических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений;
- характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных неорганических и органических соединений;
- объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи (ионной ковалентной, металлической и водородной), зависимость скорости химической реакции и положение химического равновесия от различных факторов;
- выполнять химический эксперимент: по распознаванию важнейших неорганических и органических соединений;
- проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников(научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
- связывать: изученный материал со своей профессиональной деятельностью;
- решать: расчетные задачи по химическим формулам и уравнениям;
В результате изучения учебной дисциплины «Химия» обучающийся должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами и лабораторным оборудованием;
- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Количество часов на освоение рабочей программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 171 час, в том числе:
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
171
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
114
в том числе:
Лабораторные работы
6
Практические работы
12
Контрольные работы
6
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
57
в том числе:
Работа с учебником – составление конспекта
Составление логико-дидактических структур по теме
Работа с книгой и конспектом
Подготовка рефератов, сообщений, презентаций
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплиныХИМИЯ
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Введение
Содержание учебного материала:
3
2
1.Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов.
2
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка сообщения по теме: «Значение химии в жизни человека»
1
РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ И НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
124
Тема 1.1
Основные понятия и законы химии
Содержание учебного материала:
9
2.Основные понятия химии. Вещество. Атом. Молекула. Химический элемент. Аллотропия. Простые и сложные вещества. Качественный и количественный состав веществ. Химические знаки и формулы. Относительные атомная и молекулярная массы. Количество вещества.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся: Составление химических формул по валентности неорганических соединений.
1
3. Основные законы химии. Стехиометрия. Закон сохранения массы веществ. Закон постоянства состава веществ молекулярной структуры. Закон Авогадро и следствия их него.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка сообщения по теме: «Жизнь и творчество М.В.Ломоносова»
1
4.Практическая работа №1.Решение задач на нахождение относительной молекулярной массы, определение массовой доли химических элементов в сложном веществе.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся: Составление конспекта по теме: «Химические технологии получения простых и сложных веществ»
1
Тема 1.2.
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома
Содержание учебного материала:
10
5. Периодический закон Д.И. Менделеева. Открытие Д.И. Менделеевым Периодического закона. Периодический закон в формулировке Д.И. Менделеева.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся: Составление конспекта по теме: Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.
2
6.Периодическая таблица химических элементов – графическое отображение периодического закона. Структура периодической таблицы: периоды (малые и большие), группы (главная и побочная).
2
2
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка реферата и презентации по теме: Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева.
1
7. Строение атома и периодический законД.И. Менделеева. Атом – сложная частица. Ядро (протоны и нейтроны) и электронная оболочка. Изотопы. Понятие об орбиталях. s-, р- и d-Орбитали. Электронные конфигурации атомов химических элементов.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся: Составление электронных конфигураций атомов химических элементов.
1
Тема 1.3
Строение вещества
Содержание учебного материала:
21
8. Ионная химическая связь Ионная связь, как связь между катионами и анионами за счет электростатического притяжения. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с ионным типом кристаллической решетки.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка сообщения по теме: «Роль ионных соединений в неживой природе и жизни человека»
1
9. Ковалентная химическая связь.. Ковалентные полярная и неполярная связи. Кратность ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с молекулярными и атомными кристаллическими решетками.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка сообщения по теме: «Области технического применения графита и алмаза»
1
10. Металлическая связь. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Физические свойства металлов.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся: Определение типа химической связи в химических формулах.
1
11. Агрегатные состояния веществ и водородная связь. Твердое, жидкое и газообразное состояния веществ. Переход вещества из одного агрегатного состояния в другое. Водородная связь.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка реферата и презентации по теме: «Аморфные вещества в природе, технике, быту.
1
12.Чистые вещества и смеси. Понятие о смеси веществ. Гомогенные и гетерогенные смеси. Состав смесей: объемная и массовая доли компонентов смеси, массовая доля примесей.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся: Решение задач на определение массовой доли примесей.
1
13.Дисперсные системы. Понятие о дисперсной системе. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем. Понятие о коллоидных системах.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка реферата и презентации по теме: «Плазма – четвертое состояние вещества»
1
14. Лабораторная работа №1 Приготовление суспензии карбоната кальция в воде. Получение эмульсии моторного масла. Ознакомление со свойствами дисперсных систем.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовить отчёт по лабораторной работе.
1
Тема 1.4
Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация
Содержание учебного материала:
18
15. Вода. Растворы. Растворение. Вода как растворитель. Растворимость веществ. Насыщенные, ненасыщенные, пересыщенные растворы. Зависимость растворимости газов, жидкостей и твердых веществ от различных факторов. Массовая доля растворенного вещества.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся: Решение задач на определение массовой доли растворённого вещества.
1
16. Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Гидратированные и негидратированные ионы. Степень электролитической диссоциации.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение упражнений по теме: Реакции ионного обмена.
1
17.Сильные и слабые электролиты. Основные положения теории электролитической диссоциации. Кислоты, основания и соли как электролиты.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение упражнений по теме: Кислоты, основания и соли как электролиты.
1
18.Практическая работа №2 Приготовление раствора заданной концентрации.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовить отчёт по практической работе.
1
19.Практическая работа №3 Решение задач на массовую долю растворённого вещества.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовиться к контрольной работе.
1
20. Контрольная работа №1 по теме: Электролитическая диссоциация»
2
2
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка сообщения по теме: «Вода как реагент и как среда для химического процесса»
1
Тема 1.5
Классификация неорганических соединений и их свойства
Содержание учебного материала:
21
21.Кислоты и их свойства. Кислоты как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка реферата и презентации по теме: Серная кислота – «хлеб химической промышленности»
1
22.Основания и их свойства. Основания как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации. Разложение нерастворимых в воде оснований. Основные способы получения оснований.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка реферата и презентации по теме: «Использование минеральных кислот на предприятиях различного профиля»
1
23. Соли и их свойства. Соли как электролиты. Соли средние, кислые и оснóвные. Химически свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Способы получения солей.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка сообщения по теме: «Значение соды в народном хозяйстве и история содового производства»
1
24.Гидролиз солей.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся: Решение упражнений по теме: Гидролиз.
1
25. Лабораторная работа №2 Гидролиз солей различного типа.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовить отчёт по лабораторной работе.
1
26. Оксиды и их свойства. Солеобразующие и несолеобразующие оксиды. Основные, амфотерные и кислотные оксиды. Химические свойства оксидов. Получение оксидов.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовиться к контрольной работе, повторить пройденный материал.
1
27. Контрольная работа №2 по теме: Классификация неорганических соединений и их свойства
2
2
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка сообщения по теме: «Поваренная соль как химическое сырьё»
1
Тема 1.6
Химические реакции
Содержание учебного материала:
21
28. Классификация химических реакций. Реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Каталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. Экзотермические и эндотермические реакции. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка сообщения по теме: «Реакция горения на производстве»
1
29. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся: Решение термохимических уравнений
1
30. Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Окислитель и восстановитель. Восстановление и окисление.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся: Составление окислительно- восстановительных реакции. (Работа с книгой, конспектом.)
1
31. Практическая работа №4 Составление уравнений окислительно- восстановительных реакций методом электронного баланса.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовить отчёт по практической работе.
1
32. Скорость химических реакций. Понятие о скорости химических реакций. Зависимость скорости химических реакций от различных факторов: природы реагирующих веществ, их концентрации, температуры, поверхности соприкосновения и использования катализаторов.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка сообщения по теме: «Использование катализаторов на производственных предприятиях.
1
33. Лабораторная работа №3 Зависимость скорости взаимодействия соляной кислоты с металлами от их природы.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовить отчёт по лабораторной работе.
1
34.Обратимость химических реакций. Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие и способы его смещения.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка сообщения по теме: «Жизнь и деятельность Анри Ле - Шателье»
1
Тема 1.7
Металлы и неметаллы
Содержание учебного материала:
21
35. Металлы. Особенности строения атомов и кристаллов. Физические свойства металлов. Классификация металлов по различным признакам. Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Металлотермия.
2
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка сообщения по теме: «Роль металлов в истории человеческой цивилизации»
1
36.Общие способы получения металлов. Понятие о металлургии. Пирометаллургия, гидрометаллургия и электрометаллургия. Сплавы черные и цветные.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка сообщений по темам: «История отечественной черной металлургии»
«История отечественной цветной металлургии»
1
37. Неметаллы. Особенности строения атомов. Неметаллы – простые вещества. Зависимость свойств галогенов от их положения в Периодической системе.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка сообщений по темам: «Жизнь и деятельность Г. Дэви»
1
2
38. Защита металлов от коррозии. Области применения металлов, сплавов.
2
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка сообщения по теме: «Роль металлов и сплавов в научно-техническом прогрессе»
1
39. Практическая работа №5 Получение, собирание и распознавание газов. Решение экспериментальных задач.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовить отчёт по практической работе.
1
40. Повторение пройденного материала.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовиться к контрольной работе.
1
41. Контрольная работа №3 за курс неорганической химии.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка сообщения по теме: «Химия металлов в моей профессиональной деятельности»
1
Раздел 2. ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
47
Тема 2.1
Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений
Содержание учебного материала:
9
42. Предмет органической химии.Природные, искусственные и синтетические органические вещества. Сравнение органических веществ с неорганическими. Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулы по валентности.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся: Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. Основные положения теории химического строения. Изомерия и изомеры. Химические формулы и модели молекул в органической химии. (работа с учебником – составление конспекта)
1
43.Классификация органических веществ. Классификация веществ по строению углеродного скелета и наличию функциональных групп. Гомологи и гомология. Начала номенклатуры IUPAC.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка реферата и презентации по теме: «Роль отечественных ученых в становлении и развитии мировой органической химии»
1
44. Классификация реакций в органической химии. Реакции присоединения (гидрирования, галогенирования, гидрогалогенирования, гидратации). Реакции отщепления (дегидрирования, дегидрогалогенирования, дегидратации). Реакции замещения. Реакции изомеризации.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение упражнений.
1
Тема 2.2
Углеводороды и их природные источники
Содержание учебного материала:
15
45. Алканы. Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов.Химические свойства алканов (метана, этана): горение, замещение, разложение, дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка реферата и презентации по теме: «Экологические аспекты использования углеводородного сырья»
1
46. Алкены. Этилен, его получение (дегидрированием этана, деполимеризацией полиэтилена).Гомологический ряд, изомерия, номенклатура алкенов. Химические свойства этилена. Применение этилена на основе свойств.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение упражнений по названию веществ. Составление изомеров.
1
47.Диены и каучуки. Понятие о диенах как углеводородах с двумя двойными связями. Сопряженные диены. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена. Натуральный и синтетические каучуки. Резина.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка реферата и презентации по теме: «Сварочное производство и роль химии углеводородов в ней»
1
48. Алкины. Ацетилен.Химические свойства ацетилена. Применение ацетилена на основе свойств. Межклассовая изомерия с алкадиенами.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение упражнений по названию веществ. Составление изомеров.
1
49.Арены. Бензол.Химические свойства бензола: горение, реакции замещения (галогенирование, нитрование). Применение бензола на основе свойств.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся: . Природные источники углеводородов. Природный газ: состав, применение в качестве топлива. Нефть. Состав и переработка нефти. Перегонка нефти. Нефтепродукты. (Составление логико-дидактических структур по теме)
1
Тема 2.3
Кислородсодержащие органические соединения
Содержание учебного материала:
12
50. Спирты и фенолы. Физические и химические свойства. Применение на основе свойств. Понятие о предельных одноатомных спиртах.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся:Составление опорного конспекта по теме: «Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина»
1
51. Альдегиды. Понятие об альдегидах. Альдегидная группа как функциональная. Формальдегид и его свойства.. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Применение формальдегида на основе его свойств.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка сообщения и презентации по теме: «Алкоголизм и его профилактика»
1
52.Карбоновые кислоты. Понятие о карбоновых кислотах.. Гомологический ряд предельных однооснóвных карбоновых кислот. Химические свойства уксусной кислоты. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка сообщения и презентации по теме: «Муравьиная кислота в природе, науке и производстве»
1
53.Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств. Классификация жиров. Химические свойства жиров. Применение жиров на основе свойств.Мыла.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся: Углеводы. Углеводы, их классификация. Глюкоза – вещество с двойственной функцией – альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы. Применение глюкозы на основе свойств. Значение углеводов в живой природе и жизни человека (Работа с учебником- составление конспекта)
1
Тема 2.4
Азотсодержащие органические соединения. Полимеры
Содержание учебного материала:
11
54. Амины. Понятие об аминах. Алифатические амины, их классификация и номенклатура. Анилин, как органическое основание. Получение анилина из нитробензола.Применение анилина на основе свойств.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся: Аминокислоты как амфотерные дифункциональные органические соединения. Химические свойства аминокислот. Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств. (Работа с учебником- составление конспекта)
1
55. Белки.Первичная, вторичная, третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, цветные реакции. Биологические функции белков.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся: Пластмассы. Получение полимеров реакцией полимеризации и поликонденсации. Термопластичные и термореактивные пластмассы. Представители пластмасс. Волокна, их классификация. Получение волокон. Отдельные представители химических волокон. (Составление логико-дидактических структур по теме)
1
56.Практическая работа №6 Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений. Распознавание пластмасс и волокон.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовиться к зачёту, повторить весь пройденный материал.
1
57.Дифференцированный зачёт
2
2
Итого:
171
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Формой итогового контроля является зачет.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Уметь:
называть: изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатурам;
Проверка и анализ письменных домашних заданий и самостоятельных работ по темам: «Классификация неорганических соединений и их свойства», «Углеводороды и их природные источники», «Кислородсодержащие органические соединения».
определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, пространственное строение молекул, тип кристаллической решетки,
характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, направление смещения равновесия под влиянием различных факторов,
изомеры и гомологи, принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений; характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в неорганической и органической химии;
характеризовать:s-, p-, d-элементы по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и свойства органических соединений (углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов, кетонов, карбоновых кислот, аминов, аминокислот и углеводов);
объяснять: зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от положения в Периодической системе Д.И. Менделеева; зависимость свойств неорганических веществ от их состава и строения, природу химической связи, зависимость скорости химической реакции от различных факторов, реакционной способности органических соединений от строения их молекул;
выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ, получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений;
проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;
осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
Оценка освоенных умений в ходе фронтального опроса и опроса по индивидуальным заданиям по теме: « Строение вещества.
Проверка письменных домашних заданий по теме: «Химические реакции».
Индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий по теме «Основные понятия органической химии и теории строения органических соединений».
Оценка освоенных умений в ходе опроса по индивидуальным заданиям. Проверка письменных домашних заданий
Индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий
________________________________
Экспертная оценка выполненных лабораторных и практических работ
Анализ выполнения расчетов на нахождение относительной молекулярной массы, определение массовой доли химических элементов в сложном веществе, массовой доли растворенного вещества.
________________________________
Экспертная оценка выполненных реферативных работ, конспектов, логико-дидактических структур
Знать:
роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества;
важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, ион, радикал, аллотропия, нуклиды и изотопы, атомные s-, p-, d-орбитали, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, комплексные соединения, дисперсные системы, истинные растворы, электролитическая диссоциация, кислотно-оснóвные реакции в водных растворах, гидролиз, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, механизм реакции, катализ, тепловой эффект реакции, энтальпия, теплота образования, энтропия, химическое равновесие, константа равновесия, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия, индуктивный и мезомерный эффекты, электрофил, нуклеофил, основные типы реакций в неорганической и органической химии;
основные законы химии: закон сохранения массы веществ, закон постоянства состава веществ, Периодический закон Д.И. Менделеева, закон Гесса, закон Авогадро;
основные теории химии: строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических и неорганических соединений (включая стереохимию), химическую кинетику и химическую термодинамику;
классификацию и номенклатуру неорганических и органических соединений;
природные источники углеводородов и способы их переработки;
вещества и материалы, широко используемые в практике: основные металлы и сплавы, графит, кварц, минеральные удобрения, минеральные и органические кислоты, щелочи, аммиак, углеводороды, фенол, анилин, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты, белки, искусственные волокна, каучуки, пластмассы, жиры, мыла и моющие средства;
Индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий по теме «Основные понятия и законы химии».
________________________________
Проверка письменных домашних заданий по темам: «Химические реакции», «Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация», «Химические реакции».
Анализ письменных домашних заданий и самостоятельных работ по темам: «Классификация неорганических соединений и их свойства», «Углеводороды и их природные источники», «Кислородсодержащие органические соединения».