Просмотр содержимого документа
«Программа по Обществознанию 6 класс»
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса по обществознанию в 6 классе разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по обществознанию (включая экономику и право) и Программы курса обществознания для 6-11 классов общеобразовательных учреждений, О.Б. Соболевой, В.В. Барабанова.- М.Вентана – Граф, 2009
Общая характеристика учебного предмета
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, положение человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важным содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Изучение обществознания на ступени основного общего образования направленно на достижение следующих целей:
• воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
• развитие личности на исключительно важном этапе ее социализации — в подростковом возрасте, повышение уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры; становление социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углубление интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формирование способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышение мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
• формирование у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста;
• освоение учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
• овладение учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоение ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
• формирование у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Кроме того, учебный предмет «Обществознание» в основной школе призван помогать предпрофильному самоопределению школьников.
Главными целями изучения предмета «Обществознание» в 6 классе являются:
- осознание условий для развития личности подростка в период его социального взросления, формирование познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации, определения собственной жизненной позиции;
- воспитание у подростков общероссийской идентичности, патриотизма, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам;
- освоение учащимися на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации;
- овладение обучающимися умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в рамках основных социальных ролей, характерных для подросткового возраста;
- формирование у подростков опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений.
Задачи изучения предметного курса:
- познакомить учеников с проблемами происхождения человека, его физического, психического и духовного развития.
- пробудить интерес ученика к самому себе, к своему внутреннему миру, что является обязательным условием для самопознания и самосовершенствования.
-познакомить с различными проявлениями человеческой индивидуальности — характерами, темпераментами, способностями, что дает возможность не только идентифицировать себя по этим и другим параметрам, но и научиться жить с другими людьми, взаимодействовать с ними.
- раскрытие регуляторов поведения человека, прежде всего на мораль и моральный контроль, на проблемы свободы и ответственности.
способствовать эффективности процесса самопознания, актуализации опыта совместной деятельности и личного опыта взаимодействия с другими людьми.
Место учебного предмета в учебном плане:
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение учебного предмета «Обществознание» в 6 классе (34 учебных недель, 1 час в неделю, 34 часов в год) на этапе основного общего образования.
Описание учебно-методического обеспечения образовательного процесса:
Работа по курсу «Обществознание» обеспечивается УМК:
В.В. Барабанов, И.П. Насонова. Под общ. ред. Г.А. Бордовского, Обществознание. Мир человека. 6 класс. ООО Издательский центр "ВЕНТАНА-ГРАФ" 2013-2014
О.Б. Соболева. Рабочая тетрадь по обществознанию. 6 класс. М.: Вентана – Граф, 2014г.
Для учителя:
Поурочные планы по обществознанию. 6 класс: методическое пособие / авт.- сост. Е.Н. Сорокина. – Е.А. Певцова.
Поурочные методические разработки к учебнику А.И. Кравченко. 8 класс – М.: Русское слово, 2010г.
Дополнительная литература:
Конституция РФ
Конвенция права ребенка
Декларация о правах человека
В. В. Похлепкин Словарь международной символики и эмблематики. – М: 1996 г.
Е. А. Певцова «Обществознание. Книга для учителя» 6-7 класс. «Русское слово», 2004 г.
Полный сборник кодексов РФ.- М:2002 г.
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения предмета « Обществознание»
Личностными результатами, формируемыми при изучении предмета «Обществознание» являются:
- мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
- заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями;
Метапредметные результаты, формируемые при изучении предмета «Обществознание»:
- умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
- способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
- овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
- умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на: 1) использование элементов причинно-следственного анализа; 2) исследование несложных реальных связей и зависимостей; 3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; 4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; 5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; 6) объяснение изученных положений на конкретных примерах; 7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований; 8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметные результаты, формируемые при изучении предмета «Обществознание»
В познавательной сфере
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей, что обеспечивается самим содержанием курса;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности путем участия в различных социальных проектах;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия;
• давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей.
В ценностно-мотивационной сфере
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
В трудовой сфере
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних путем изучение Трудового кодекса;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества через участие в общественно-полезном труде, производственные экскурсии и т.п.
В эстетической сфере
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания через межпредметные связи с историей, искусством;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества путем проведения экскурсий в музеи.
В коммуникативной сфере
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации путем создания презетаций;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, аргументировать собственную точку зрения путем проведения деловых игр;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов используя помощь психолога.
Планируемые результаты достижения обучающимися требований к результатам освоения
основной образовательной программы по обществознанию за курс 6 класса.
Ученик научится:
• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения.
Ученик получит возможность научиться:
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: в анализе актуальных общественных событий и процессов; нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социальной информации;
• использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности;
• описывать реальные связи и зависимости между воспитанием и социализацией личности.
Содержание учебного предмета.
Человек – часть природы (5часов)
Что мы узнаем о человеке. Почему эти знания важны. В чем будет заключаться наша работа по освоению учебного материала курса.
Происхождение человека в мифах и религиях народов мира. Научный подход к происхождению человека. Пути эволюции. Потомки одного вида.
Познавая мир и самого себя (10 часов)
Как человек познает мир. Ощущение и восприятие. Бессознательное. Сознание человека. Речь. Мышление. Память. Виды памяти. Внимание. Эмоциональный мир человека. Темперамент. Характер, черты характера. Воспитание характера. Способности человека. Развитие способностей. Гениальность.
Деятельность человека (9 часов)
Поведение и поступок. Мотивы поступков. Результаты поступков. Потребности и интересы. Деятельность. Виды деятельности: игра, труд, познание. Творчество. Общение. Виды общения. Правила общения. Этикет. Отношения между людьми. Мораль в жизни человека. Добро и зло. «Золотое правило морали».
Жизненный путь человека (4 часа)
Возрастная периодизация человеческой жизни. Детский подростковый и юношеский возраст. Зрелость, старость.
Человек в мире культуры (6 часов)
Великое множество культур. Материальная и духовная культура. Традиции и обряды. Наше наследие. Вера. Религиозная вера. Свобода совести. Толерантность. Искусство и наука. Жизненные ценности человека.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
1. Дополнительная литература:
1. Примерные программы по учебным предметам. Обществознание. 5–9 классы. – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 2011.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2011.
2. Интернет-ресурсы:
Социально – гуманитарное и политологическое образование
http://www.humanities.edu.ru/index.html
Концепция гражданского образования в общеобразовательной школе
http://www.teacher.syktsu.ru/05/liter/007.htm
Рекомендации участникам олимпиад по обществознанию
Презентации по курсу обществознания 6 класс (учебник В.В.Барабанов, И.П. Насонова. Обществознание. Мир человека)
4.Технические средства обучения:
Мультимедийный компьютер.
№
п/п
Наименование
раздела
программы
Коли
чество
часов
Тема урока
Освоение предметных знаний (элементы содержания)
Виды, характеристика деятельности учащихся.
Творческая, проектная, исследовательская деятельность
Дата
план
факт
1
Глава 1. Человек часть природы . (5 часов)
1
Вводный урок
Знакомство с курсом «Обществознание». Структура, особенности методического аппарата учебника.
Осознавать какое значение и смысл имеет для меня учение, извлекать информацию из текста, составлять целое из частей, работая в группах; составлять план своих действий
2
1
Происхождение человека в мифах и религиях народов мира
Зарождение мифа, мифы о происхождении человека, библия о сотворении человека
Давать определение мифа, знать – что такое тотем?; пересказывать библейскую версию происхождения человека и подтверждать примерами то, что человек осознавал себя частью природы.
Уметь высказывать свою точку зрения.
Подготовка сообщений.
3
1
На пути эволюции
Научный подход к происхождению человека, предыстория человечества, человек современного вида
Знать, что такое эволюция; как Дарвин и его последователи объясняли происхождение человека, кто такой неандерталец и каково его судьба в истории человечества; основные достижения первобытного человека разумного вида.
Уметь работать в группе с текстом и отвечать на вопросы
4
1
Люди: похожие и непохожие
Внешность человека, происхождение рас
Знать по каким признакам люди отличаются друг от друга;
выявлять особенности внешнего облика представителей негроидной расы и чем они объясняются; какие факторы влияют на сохранение внешнего облика некоторых народов.
Уметь работать в паре и высказывать свое мнение.
5
1
В гармонии с природой
Среда обитания человека, что объединяет человека и животных и чем человек отличается от животного
Знать чем человек отличается от животных и что их объединяло;
Уметь при работе с текстом выяснить: как менялось отношение человека к природе, и как человек обогащал свой опыт, наблюдая за инстинктивным поведением животных.
Уметь доказательно высказывать свою точку зрения.
Коллективный проект: «Самый лучший рассказ».
6
Познавая мир и самого себя . (10 часов)
1
Как человек познает мир
Эмоции – это душа; основной инструмент познания мира; ощущение и восприятие
Знать, что такое психика и называть основные процессы психики;
уметь, работая с текстом, определить какую роль в процессе познания играет мозг и в чем различие ощущений и восприятий;
работать в группе.
7
1
Путешествие вглубь сознания
Сознательное, бессознательное.
Знать, что такое самосознание;
Уметь выяснять: в процессе чего возникает связь человека с миром, в чем проявляется бессознательное.
Высказывать свою тоску зрения
8
1
Путешествие вглубь сознания
Сознательное, бессознательное.
Знать: сущностные характеристики сознания, самосознания и бессознательного;
Выяснить: какие факторы влияют на изменение сознания и поведение человека;
Уметь сопоставлять самосознание человека с восприятием его окружающими людьми
9
1
Как рождаются мысли
Размышляем, анализируем, делаем выводы; мысли, облеченные в слова
Знать: что такое умозаключение, что значить мыслить, какую роль процесс мышления играет в жизни человека.
Выяснить: какой обработке подвергается информация после того, как она поступила в мозг и зачем человеку необходимо четко и ясно выражать свои мысли.
Уметь, работая с текстом, извлекать главные мысли, составлять план; работать в паре.
10
1
Память
Память – бесценный дар; как работает память, вспомнить быстро, запомнить надолго; такая разная память; внимание – помощник памяти.
Уметь рассказывать, как работает память, почему внимание называют помощником памяти;
Выяснить, как сделать процесс запоминания более продуктивным;
Высказывать свою точку зрения и работать в группе.
11
1
Эмоциональный мир человека
От эмоций к чувствам; как важно контролировать эмоции
Знать основные эмоции человека;
Уметь объяснять: как в эмоциях проявляется внутренний мир человека, и какими способами человек выражает свое эмоциональное состояние;
Работать в паре.
12
1
Воспитываем характер
Темперамент, типы темперамента; характер, черты характера; как формируется характер
Знать: что такое темперамент и какую роль он играет в жизни человека;
Выявлять: какие существуют типы темпераментов и как они проявляются в жизни;
Работая в группе, доказательно объяснять: почему характер каждого человека является уникальным.
13
1
Способности человека
На что я способен, трудно ли быть гением
Знать: что такое гениальность, задатки и способности; какие качества характера необходимы для развития способностей и талантов;
Выявить: факторы, влияющие на развитие способностей; способности, которые обусловлены физическими данными человека;
Работая в группе, объяснить - почему гениев, как правило, плохо понимают их современники?
14
1
Человеком рождаешься, личностью становишься.
Индивид, индивидуальность. Формирование личности. Сильная личность. Ответственность личности. Поступки личности
Формировать эмоционально положительное принятие своей личности, воспитывать уважение к личности, ее достоинствам; формировать и развивать доброжелательное отношение к окружающим, адекватно оценивать себя и других, опираясь на нормы морали.
15
1
Защита проекта «Познаю себя»
Использовать умения работать над проектом, составлять план, проводить самооценку, слушать собеседника, излагать свое мнение, осуществлять практическую деятельность
Создание проекта.
16
Деятельность человека (9 часов)
1
Поведение и поступок
Поведение и поступок. Мотив поступков. Агрессия. Агрессивное поведение. Результаты поступков.
Знать: что такое поведение, поступок.
Уметь давать характеристику непроизвольного и произвольного поведения и из курса истории Древнего мира приводить примеры агрессии одного народа против другого.
Работать в паре с текстам и отвечать на вопросы.
17
1
Потребности и интересы
Потребности. Классификация потребностей. Лжепотребности. Интересы
Называть основные потребности человека; выяснить: как интерес влияет на активность человека, как взаимосвязаны потребность и интерес; что связывает потребности и мотивы наших поступков.
18
1
Что такое деятельность
Деятельность. Мотивы, цели. Виды деятельности. Игра, учеба, труд, творчество
Знать определение понятий «деятельность» и «творчество».
Выяснить: что необходимо для успешной деятельности, что мешает процессу творчества.
Работать с текстом и отвечать на вопросы.
19
1
Что такое деятельность
Деятельность. Мотивы, цели. Виды деятельности. Игра, учеба, труд, творчество
Знать виды деятельности.
Выяснить, что результат деятельности влияет на развитие человека, его самооценку.
20
1
Как общаются люди
Что такое общение. Средства и формы общения. Правила общения. Культура общения
Знать, что такое общение, основные средства общения.
Выявить формы речевого общения и другие.
Использовать формы обращения к неизвестным людям.
Работать в группе.
21
1
Отношения между людьми
Как правильно строить отношения между людьми; симпатия, антипатия. Альтруизм, индивидуализм. Дружба. Любовь.
Знать: что такое социализация личности, симпатия и антипатия.
Выявить: какую роль играет мотив поведения «делать как все» в становлении личности, какие качества необходимы человеку для жизни в обществе.
Работать в группе при обсуждении заданий.
22
1
Отношения между людьми
Как правильно строить отношения между людьми; симпатия, антипатия. Альтруизм, индивидуализм. Дружба. Любовь.
Знать определения понятий «дружба», «любовь».
Выяснить, в чем проявляется дружба и любовь.
Работать в группе при обсуждении заданий.
23
1
Мораль в жизни человека
Мораль в жизни человека. Добро и зло.
«Золотое» правило морали. Милосердие. Благотворительность.
Знать: что такое мораль, в чем сущность «Золотого правила» морали.
Обсуждая в группе жизненные ситуации, высказывать свою точку зрения. Уметь приводить примеры из жизни.
24
1
Защита проекта «Мой идеал»
Использовать умения работать над проектом, составлять план, проводить самооценку, слушать собеседника, излагать свое мнение, осуществлять практическую деятельность
Создание проекта
25
Жизненный путь человека. (4 часа)
1
Легко ли быть молодым?
Возрастная периодизация человеческой жизни. Детский подростковый и юношеский возраст.
Знать, что такое инфантилизм, как развивается новорожденный ребенок
Выяснить: почему у ребенка дошкольного возраста развито любопытство, почему подростковый возраст называют «переходным», какие особенности юношеского возраста.
Работа с текстом в паре.
26
1
На пике активности
Зрелость. Работа. Семья. Досуг.
Знать, в чем заключаются особенности домашней работы, чем досуг отличается от домашней работы.
Выяснить: почему возраст 20-25 лет вполне благоприятен для создания семьи, каковы основные жизненные достижения сорокалетнего человека.
Работать в группе, обсуждая текст.
27
1
От зрелости к старости
Возрастная периодизация старости; особенности периода старости.
Знать: в чем особенность пожилого возраста;
Выяснить, почему период жизни от 40 до 60 лет называют «золотой порой», каких людей называют пожилыми и в чем особенность этого возраста.
Работая в группе, ответить на вопрос «Какие профессии можно назвать интеллектуальными? Почему занятие ими помогает человеку сохранять работоспособность?
28
1
Защита проекта «Три возраста
Использовать умения работать над проектом, составлять план, проводить самооценку, слушать собеседника, излагать свое мнение, осуществлять практическую деятельность.
Создание проекта
29
Человек в мире культуры. (6 часов)
1
Наше наследие
Великое множество культур. Материальная и духовная культура. Ценности духовной культуры. Язык. Традиции, обычаи, обряды. Толерантность.
Знать: что такое толерантность, что относится к вещественным памятникам культуры, что такое духовная культура.
Выяснить: посредством чего передаются ценности духовной культуры, основные ценности духовной культуры.
Уметь работать с текстом.
30
1
Во что мы верим
Вера и доверие. Религиозная вера. Свобода совести. Веротерпимость
Знать: что такое вера, атеизм, свобода совести; мировые религии.
Уметь выделять особенности религиозной веры.
Работать в группе, приводить примеры из истории, литературы, жизни, когда вера человека становится основой его благородных поступков.
31
1
Искусство и наука
Искусство и его виды. Наука
Знать определения понятиям «искусство», «наука, виды искусства, что и как изучают ученые.
Объяснять связь искусства и науки с творчеством.
Выяснить, как создаются художественные произведения.
Подготовка сообщений
32
1
Защита проекта «Хранить и обогащать традиции»
Использовать умения работать над проектом, составлять план, проводить самооценку, слушать собеседника, излагать свое мнение, осуществлять практическую деятельность.
Создание проекта
33
1
Заключение. «Жизненные ценности человека»
Мировоззрение человека. Идеалы, моральные принципы, религиозные представления. Ценности.
Уметь оценивать с позиции норм морали свое поведение и поступки, а также поступки окружающих.
34
1
Заключение. «Жизненные ценности человека»
Мировоззрение человека. Идеалы, моральные принципы, религиозные представления. Ценности.
В работе с группой показать свои основные компетенции
object(ArrayObject)#883 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(221) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Обществознание» для 11 класса среднего общего образования на 2014-2015 учебного года "
["seo_title"] => string(145) "rabochaia-programma-uchiebnogho-priedmieta-obshchiestvoznaniie-dlia-11-klassa-sriedniegho-obshchiegho-obrazovaniia-na-2014-2015-uchiebnogho-ghoda"
["file_id"] => string(6) "132821"
["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
["date"] => string(10) "1416411991"
}
}