kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа по обществознанию 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

программа разработана для обучающихся 5 класса.расчитана на 35 часов,разработана в соответствии с учебно-методическим комплексом Боголюбова,соответствует федеральному государственному образовательному  стандарту второго поколения.календарно-тематическое планирование расписано с универсальными учебными действиями для обучающихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«программа по обществознанию 5 класс »


 

 

Пояснительная записка

   Рабочая  программа по обществознанию предназначена для обучающихся 5 класса МОУ «Крымская школа» 

Программа составлена на основе следующих нормативно-правовых актов:

ФГОС основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897);

Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе на 2015-2016 учебный год;

Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

Примерной программой по обществознанию для 5 – 9х классов (2011 г., стандарты второго поколения)

Рабочей программы Боголюбова Л.Н., Городецкой Н.И., Иванова Л.Ф., Лазебникова А.Ю., Матвеева А.И. (2011 г.);

Цели изучения курса

Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  •   развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10 -15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

  •    воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;

  • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений.

Исходя из концептуальных подходов к современному обществоведческому образованию и особенностей учащихся отроческого (подросткового) возраста, курс призван решить следующие задачи:

- создать содержательные и организационно - педагогические условия для усвоения подростками важных для становления личности элементов культуры (знаний, опыта практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности);

- способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества (патриотизма, уважения гражданских прав и свобод, осознанного и ответственного выбора в условиях социальных альтернатив);

- помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в формировании рефлексивного отношения к правилам общежития, трудового и учебного взаимодействия, способствовать личностному самоопределению;

- содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне основных социальных ролей в пределах дееспособности личности в подростковом возрасте (член семьи, учащийся школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин);

- обеспечить практическое владение способами получения адаптированной социальной информации из различных источников, включая анализ положения в своем регионе (городе, селе), рефлексию личного социального опыта, актуальной социальной практики, в том числе включенной в содержание курса;

- предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь через включение в него основных обществоведческих терминов и понятий, которые могут быть освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения (называния), правильного употребления в различном контексте в процессе ориентировки в социальной информации;

- помочь формированию осведомленности и практическому освоению конструктивных способов учебной и социальной коммуникации, при котором достигается толерантное взаимоприятие партнера, гуманное поведение в социальных конфликтах;

- предоставить для практического освоения необходимую информацию о возможностях и особенностях получения образования, рефлексии своих склонностей, способностей и перспектив допрофессиональной подготовки.

Срок реализации программы по обществознанию для 5 класса  -1 год. Каждая тема программы 5 класса разбита на 2 урока и предполагает выделение специальных уроков-практикумов, на которых учащиеся выполняют практические задания. Программой предусмотрен 1 ч в неделю, всего 34ч.

Отбор учебного материала для содержания примерной программы по обществознанию для основной школы осуществлялся с учетом целей предмета, его места в системе школьного образования, возрастных  потребностей и познавательных возможностей учащихся 5-9 классов, особенностей данного этапа их социализации (расширение дееспособности, получение паспорта и т.д.), ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.

Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагают использование разнообразныхсредств и методов обучения. На первой ступени основной школы, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса по обществознанию, особое значение приобретают методы, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых Понтий и положений, связи обобщенных знаний курса с личным социальным опытом, с собственными наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями о социальной жизни и поведении людей в обществе. Развитию у учащихся 5 – 9 классов готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению поможет реконструкция и анализ с позиций норм морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения.

Последовательность обусловлена, помимо учета общих принципов отбора содержания и логики его развертывания, также особенностями построения учебного содержания курса для школьников-подростков.

Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных технологий.

Программа по обществознанию для основной школы призвана помочь выпускникам основной школы осуществить осознанный выбор путей продолжения образования, а также будущей профессиональной деятельности.

  

Предполагаемые результаты реализации программы

  1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни).

Основная функция познавательная: беседы, просмотр и обсуждение аудио, видео, текстового материала, работа с Интернет – ресурсами, конференция, викторина и др. Данный уровень результатов будет достигаться лишь в том случае, когда объектом познавательной деятельности детей станет собственно социальный мир. Большое место здесь будет уделяться познанию жизни людей, познанию общества: его структуры и принципов существования, норм этики и морали, базовых общественных ценностей, памятников мировой и отечественной культуры, особенностей межнациональных и межконфессиональных отношений.

Причем важны здесь будут не только и не столько фундаментальные знания, сколько те, которые нужны человеку для полноценного проживания его повседневной жизни, для успешной его социализации в обществе. Как вести себя с человеком в инвалидной коляске, что можно и чего нельзя делать в храме, как искать и находить нужную информацию, какие права есть у человека, попавшего в больницу, как безопасно для природы утилизировать бытовые отходы, как правильно оплатить коммунальные платежи и т.п. Отсутствие этих элементарных социальных знаний может сделать жизнь человека и его ближайшего окружения весьма затруднительной.

  1. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом).

Основная функция – формирование личностного отношения: дискуссия, дебаты, круглый стол, семинары, создание и поиск путей решения проблемных ситуаций, ролевая, деловая, коммуникативная и др. игры. Необходимо инициировать и организовывать работу школьников с воспитывающей информацией, предлагая им обсуждать ее, высказывать по ее поводу мнение, вырабатывать по отношению к ней свою позицию. Это может быть информация о здоровье и вредных привычках, о нравственных и безнравственных поступках людей, о героизме и малодушии, о войне и экологии, о культуре, об экономических, политических или социальных проблемах нашего общества. Позитивное отношение школьника к самому знанию как общественной ценности будет вырабатываться у него тогда, когда знание станет объектом эмоционального переживания.

  1. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного ценностно-окрашенного социального действия).

           Основная функция – деятельностная: выставки, олимпиады, исследовательские           проекты, компьютерная презентация и др. Достижение результатов третьего уровня будет возможно при условии организации взаимодействия школьника с социальными субъектами в открытой общественной среде.

Требования к уровню подготовки  в конце 5-го класса по обществознанию

интеллектуально-познавательные действия:

Добывать и критически оценивать поступающую обществоведческую информацию; систематизировать её (обобщать, группировать, сравнивать факты, явления и понятия, устанавливать причинно-следственные связи) и представлять в виде текста или схемы и т.п.

нравственно-оценочные, личностные и коммуникативные действия:

Определять и объяснять другим людям своё отношение общественным нормам (нравственным, патриотическим общечеловеческим);

Принимать решения в ответственных ситуациях и не бояться отвечать за свои поступки.

Уметь договариваться с людьми, преодолевать конфликты.

нравственно-оценочные, личностные действия:

Успешно решать жизненные задачи в разных сферах общественных отношений (получение образования, контакты с органами власти, торговые сделки  и т.п.).

Система оценки достижений учащихся

Преобладающие формы контроля знаний, умений, навыков.

Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются : текущий и промежуточный контроль знаний, промежуточная аттестация, которые позволяют:

1.определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету ( согласно учебного плана);

2.установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;

3.осуществить контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и программ учебных курсов.

1.Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные и контрольные работы, зачеты , тестирование и т.п. в рамках урока, терминологический диктант, тестовая работа, рабата с карточками.
Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную, контрольную, зачетную и т.п. работу выставляется в классный журнал к следующему уроку.
Формы и средства контроля
Текущий контроль знаний, умений и навыков осуществляется в форме проверочных работ, тестирования, фронтальных опросов, подготовки презентаций, рефератов, устных ответов
Изучение разделов завершается повторительно-обобщающими уроками ( в форме тестирования, работы с документами).
2.Промежуточный контроль знаний обучающихся
Промежуточный контроль знаний – контроль результативности обучения школьника, осуществляемый по окончании полугодия на основе результатов текущего контроля.
Промежуточный контроль проводится в соответствии с установленным годовым календарным учебным графиком.

 Критерии оценивания.


Критерии


5 (ОТЛ.)


4 (ХОР.)


3 (УД.)


2 (НЕУД.)


1. Организация ответа (введение, основная часть, заключение)


Удачное использование правильной структуры ответа (введение - основная часть - заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить)


Использование структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов


Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или её определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя


Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ  распадается на отдельные  фрагменты или фразы


2. Умение анализировать и делать выводы


Выводы опираются не основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и её элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями


Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются


Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются


Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты  не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую  проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий


3. Иллюстрация своих мыслей


Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами


Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами


Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу


Смешивается теоретический и фактический материал, между

ними нет соответствия


4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала)


Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений


Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируются; факты отделяются от мнений


Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними


Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы


5. Работа с ключевыми понятиями


Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; чётко и полно определяются, правильное и понятное описание


Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются чётко, но не всегда полно; правильное и доступное описание


Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда чётко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно


Неумение выделить понятия,

нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания


6. Причинно-следственные связи


Умение переходить от частного к общему или от общего к частному; чёткая последовательность


Частичные нарушения причинно-следственных связей; небольшие логические неточности


Причинно-следственные связи проводятся редко; много нарушений в последовательности


Не может провести причинно-следственные связи даже при наводящих вопросах,  постоянные нарушения последовательности

 

Критерии оценки устного ответа:                                         

 1.глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается  пятью баллами;                                                                                                          2.твердое знание материала в пределах программных требований – четырьмя баллами;                                             

 3.неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;                                                                                                                                 4.наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой«2»;                                                                                     

 

 

Критерии оценки работы на уроке:                                                                                                                        

  1.активное участие учащегося в процессе урока и безошибочное выполнение заданий оценивается пятью баллами;                                                                                                                                              2.активное участие в процессе урока с допущением каких-либо ошибок в процессе выполнения задания –четырьмя баллами;                                                                                                                                             3.неуверенное участие в процессе урока и отсутствие самостоятельной активности – тремя баллами;                                                                                                                                                                   4.полное отсутствие активности - отметка «2»;

Критерии оценки тестового задания:

1. 75-100% - отлично «5»;   

2. 60-74% - хорошо «4

3. 50-59% - удовлетворительно «3»;                                                                                                                                

 4. менее 50% - неудовлетворительно «2»;

Критерии оценки сообщения или проекта:

1.Глубокий, самостоятельный, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика, оценивается пятью баллами;

2.Привлечение дополнительного материала, неуверенный ответ - четырьмя;

3.Выполнена работа в письменном виде, отсутствие ответа, при этом ответы на дополнительные вопросы – тремя баллами;

4.Полное отсутствие работы - отметка «2»;

Критерии выведения оценок за четверть и годовых оценок:

Отметка «5» выводится при выполнении следующих требований:

- активная и правильная работа учащегося на уроке;

- выполнение дополнительных заданий в виде сообщений и проектов

- высокий уровень знания базового материала;

Отметка «4» выводится при выполнении следующих требований:

- активная, но иногда с ошибками работа учащегося на уроке;

- выполнение дополнительных заданий по желанию;

- высокий уровень знания базового материала;

Отметка «3» выводится при выполнении следующих требований:

- отсутствие самостоятельной активности на уроке;

- отсутствие выполнения дополнительных заданий;

- низкий уровень знания базового материала;

I.                Общая характеристика учебного предмета, курса

            Рабочая программа составлена на основе Феде­рального государственного образовательного стандарта общего образования (основное общее образование), Фундаменталь­ного ядра содержания общего образования, авторской программы «Обществознание». 5 класс. Боголюбов Л.Н., Иванова Л. Ф.  Издательство «Просвещение»,  2014 г.

            Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих ос­новные объекты изучения: общество и его основные сферы, положение человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содер­жательными компонентами курса являются: социальные на­выки, умения, совокупность моральных норм и гуманистиче­ских ценностей; правовые нормы, лежащие в основе право­мерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познава­тельной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и соци­альной практике.

Программа предусматривает выделение двух относительно самостоятельных этапов изучения курса, связанных между собой, с учетом возрастных особенностей учащихся.

Содержание первого этапа курса (5 – 7 классы), обращенное к младшему подростковому возрасту, посвящено актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в социуме. Даются элементарные научные представление об обществе, о социальном окружении, Родине. Эти вопросы должны быть раскрыты через противопоставление добра и зла, справедливости и несправедливости. Основой содержания являются моральные и правовые нормы. Это создаст условия для единства обучения и воспитания, определяющего нравственные ориентиры, формирующего образцы достойного поведения.

В 5 классе содержание курса носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе обеспечивается преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе. Открывается курс темой «Человек», где рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит ученика в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого – тема «Семья» и «Школа» через раскрытие важнейшей стороны человеческой жизни в теме «Труд» до самого общественно значимого – тема «Родина». Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними.

Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:

•      развитие личности в ответственный период социального взросления человека, её познавательных интере­сов, критического мышления в процессе восприятия социаль­ной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и право­вой культуры, экономического образа мышления, способно­сти к самоопределению и самореализации;

•      воспитание общероссийской идентичности, граждан­ской ответственности, уважения к социальным нормам; при­верженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;

•      освоение на уровне функциональной грамотности си­стемы знаний,необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оценива­емых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отноше­ний; механизмах реализации и защиты прав человека и граж­данина;

•      формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отноше­ний; экономической и гражданско-общественной деятельно­сти; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоя­тельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений.

                Предпочтительные формы организации учебного процесса

Типы уроков

Педагогические технологии

Формы работы

- игра

- дискуссия

- практикум

- лабораторная работа

- беседа

Интерактивные:

- игровые;

- ТРИЗ;

- технология дискуссии;

- проектная технология;

- проблемное обучение;

- технология развития критического мышления

Индивидуальная

Групповая

Группы с переменным составом

 

II.               Место учебного предмета «Обществознание» в базис­ном учебном (образовательном) плане. Предмет «Обще­ствознание» в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее количество времени на пять лет обучения составляет 170 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обуче­ния составляет 1 час. При этом на долю инвариантной части предмета отводится 75 % учебного времени

III.           Требования  к результатам  обучения и освоения содержания курса по обществознанию 

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса, являются:

•       мотивированность на посильное и созидательное уча­стие в жизни общества;

•       заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;

•       ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотиз­ма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддер­жания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разно­образных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственно­сти за страну перед нынешними и грядущими поколениями.

Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:

•       умении сознательно организовывать свою познаватель­ную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

•       умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

•       способности анализировать реальные социальные ситу­ации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;

•       овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

Предметными результатами освоения выпускниками ос­новной школы содержания программы по обществознанию являются:

•       относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, меха­низмах и регуляторах деятельности людей;

•       знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;

•       знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основ­ных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

•      умения находить нужную социальную информацию в пе­дагогически отобранных источниках; адекватно её восприни­мать, применяя основные обществоведческие термины и поня­тия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (ана­лизировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

•       понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре лич­ности, их значения в жизни человека и развитии общества;

•      знакомство с отдельными приёмами и техниками пре­одоления конфликтов.

Способы контроля и оценивания образовательных достижений учащихся.

Оценка личностных результатов в текущем образовательном процессе проводится на основе соответствия ученика следующим требованиям:

- соблюдение норм и правил поведения, принятых в образовательном учреждении;

- участие в общественной жизни образовательного учреждения и ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;

- прилежание и ответственность за результаты обучения;

- готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории;

- наличие позитивной ценностно-смысловой установки ученика, формируемой средствами конкретного предмета.

Оценивание метапредметных результатов ведется по следующим позициям:

- способность и готовность ученика к освоению знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;

- способность к сотрудничеству и коммуникации;

- способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;

- способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;

- способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Оценка достижения учеником метапредметных результатов может осуществляться по итогам выполнения проверочных работ, в рамках системы текущей, тематической и промежуточной оценки, а также промежуточной аттестации. Главной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.

Основным объектом оценки предметных результатов является способность ученика к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач на основе изучаемого учебного материала. Видами контроля учебных достижений по предмету: устный опрос, тест, самопроверка, взаимопроверка, самостоятельная работа, терминологический диктант, хронологический  диктант, словарная работа, контрольная работа, работа по карточкам , решение исторических задач, кроссвордов и т.д.

Материально-техническое обеспечение: аудио колонки;персональный компьютер; интерактивная доска.


Содержание тем учебного курса  «Обществознание». 5 класс.

 

Введение.1 ч.

Глава I. Человек – 5 часов.

Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека. Человек – биологическое существо. Отличие человека от животных наследственность. Отрочество – особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность – показатель взрослости.

Глава II. Семья – 7  часов.

Семья и семенные отношения. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Виды семей. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы. Семейное хозяйство. Забота и воспитание в семье. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства. Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни.

Глава III. Школа – 7 часов.

Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени школьного образования. Образование и самообразование. Учеба – основной труд школьника. Учение вне стен школы. Умение учиться.Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс.

 Глава IV. Труд – 5 часов.

Труд – основа жизни. Содержание и сложность труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд – условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство. Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве.

 

Глава V. Родина – 8  часов.

Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Субъекты Федерации. Многонациональное государство. Русский язык – государственный. Любовь к Родине. Что значит быть патриотом. Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов. Москва – столица России. Гражданин – Отечества достойный сын. Права граждан России. Обязанности граждан. Россия – многонациональное государство. Национальность человека. Народы России – одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения. Знакомство с Конституцией (поиск ответа на вопрос: «Почему она является основным законом государства») – статьи о человеке, семье, образовании, труде, гражданстве, многонациональном составе.

Итоговое повторение и контроль – 1 часа

Повторение и обобщение «Человек. Соц. институты: семья, школа. Важнейшая сторона человеческой жизни – труд. Родина».К/р «Человек. Семья. Школа. Труд. Родина» - тестирование. Выполнение учащимися компетентностно-ориентированных заданий.

$1V.              

















 Календарно-тематическое планирование по обществознанию. 5 класс.

№ урока

Название раздела, темы, урока

Кол-во часов

Основные элементы содержания

Планируемые результаты/формируемые УУД

Домашнее задание

Дата

Предметные

Метапредметные

Личностные

Факт.

Корр.

1.

Введение

1

Знакомство с курсом «Обществознание». Структура, особенности методического аппарата учебника.

Знать значение, использование термина «обществознание».

Иметь представление о связи обществознания с другими науками

Уметь объяснять, почему нужно изучать обществознание; характеризовать некоторые общественные процессы

Воспитание гражданственности, интереса к предмету «обществознание»

С. 3-8



 

Глава I. Человек –часов.

5

 

 

 

 

 



2.

Человек родился

1

Природа человека. Интересы и потребности. Самооценка

Объяснять, как происходило развитие первобытного челове­ка в человека разумного современного вида. Характеризовать особенности познания человеком окру­жающего мира и самого себя. Раскрывать значение труда в развитии человека.

Приводить примеры из истории Древнего мира, как труд влиял на развитие человека. Использовать дополнительную литературу и ресурсы Интер­нета и формулировать собственное определение понятия «труд». Иллюстрировать конкретными примерами искусство перво­бытных людей. Уметь составлять рассказы по рисункам

Усвоить, что труд является основой развития человека, на­учиться уважать свой и чужой труд. Понимать, что учение и развитие своих способностей важны не только для достижения личного успеха, но и для процве­тания всей страны в будущем. Научиться оценивать свои знания, способности и поступки, ценить время, понимать его важность.

П. 1, зад. 4 рабочая тетрадь



3.

Что такое наследственность.

1

Наследственность

Формулировать, что такое способности человека, и какие способности проявляли первобытные люди. Сравнивать способности первобытного человека и человека современного XXI в. Оценивать роль творчества в развитии человека.

Уметь составлять рассказы по рисункам

Научиться оценивать свои знания, способности и поступки, ценить время, понимать его важность. Научиться уважать людей старшего возраста. Сформировать в себе качества доброго, милосердного, порядочного человека, выполняющего свой долг, верить в людей и помогать им, верить в себя. Формировать у себя непримиримое отношение к проявлени­ям нечестности и обману. Научиться беречь свое здоровье, вести здоровый образ жиз­ни и избегать вредных привычек

П. 1, зад. 2 рабочая тетрадь



4.

Отрочество – особая пора жизни.

1

Возраст человека и социальные отношения. Особенности подросткового возраста.  Отношения со сверстниками.

Характеризовать черты подросткового возраста;

Оценка   своих   учебных   достижений,   поведения,   черт
своей  личности  с  учётом   мнения  других  людей,   в  том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде;

Отрочество- пора мечтаний.

П. 2, зад. 3 рабочая тетрадь



5.

Самостоятельность – показатель взрослости.

1

 

Уметь   объяснять может ли самостоятельность быть отрицательным качеством.

Выполнение  в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

Самостоятельность- показатель взрослости.

П. 2, зад. 4

Рабочая тетрадь



6.

Практикум по теме «Человек».

1

Легко ли быть подростком? Отрочество – пора мечтаний. Самостоятельность – показатель взрослости. Пользу или вред приносит самостоятельность.

Характеризоватьосновные положения раздела;анализировать, делать выво­ды, отвечать на вопросы, высказыватьсобственную точку зрения

Уметь: работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач

Воспитание трудолюбия, уважения к своему и чужому труду

Повт. Гл. 1, зад. 6-8

Рабочая тетрадь



 

Глава 2. Семья.

7

 

 

 

 

 



7

Семья – ячейка общества

1

Семья и семейные отношения. Семья под защитой государства. Семейный кодекс.

Характеризовать понятие «семья».                Показывать роль и значимость семьи в жизни любого чело­века, т. е. то, что называют «семейные ценности». Характеризовать причины возникновения семейных конф­ликтов, предлагать пути их разрешения. Называть основной документ, регулирующий семейные отношения, — Семейный кодекс РФ. Описывать семейные обычаи, традиции.

Показывать на конкретных примерах взаимодействие, заботу, поддержку, общий труд и помощь в семье. Рассказывать о собственных обязанностях в своей семье. Исследовать конфликтные ситуации в семье, выявляя при­чины их возникновения и пути разрешения. Приводить примеры семейных обычаев и традиций, в том числе в вашей семье.

Воспитывать

любовь и уважение к старшему поколению, семье.

П. 3, зад. 1, 2

рабочая тетрадь



8

Семейные заботы

1

Виды семей. Отношения между поколениями.Семейные ценности и традиции. Забота и воспитание в семье

Сравнивать особенности семей современных и существовав­ших в России ранее, городских и деревенских; двухпоколенных, трехпоколенных.

Выражать собственную точку зрения на значение  отношения между поколениями

Воспитывать

любовь и уважение к старшему поколению, семье.

П.3, зад. 3 -6 рабочая тетрадь



9.

Семейное хозяйство

1

Распределение обязанностей. Роли в семье.  Обязанности подростка.

Описывать совместный труд членов семьи.Характеризовать статьи се­мейного бюджета;

Показывать на конкретных примерах из жизни кого считают рачительным хозяином, каковы источники эконо­мии в домашнем хозяйстве

 

П. 4, зад. 1- 4

рабочая тетрадь



10.

Дому нужен хозяин

1

Рациональное ведение хозяйства

Объяснять  правила ведения семейного хозяйства; выпол­нять творческие задания по изученной теме

Что  дол­жен знать и уметь рачительный хозяин. Оценивать собственное участие в ведении домашнего хозяй­ства.

 

П. 4, зад. 1- 4

рабочая тетрадь



11.

Свободное время

1

Свободное время.  Занятия физкультурой и спортом. Здоровый образ жизни.Безопасность жизни. Телевизор и компьютер.

Объяснять какое время можно назвать свободным, какие движения губи­тельны для организма, а какие - по­лезны и ценны для развития и совер­шенствования человека;

Показывать на конкретных примерах, что свободное время, его организация, играет важную роль в развитии личности.

Формулировать собственное определение понятия «свободное время».

Воспитание умение правильно использовать свободное время.

П. 5, зад. 1- 3

рабочая тетрадь



12.

Что такое хобби?

1

Увлечение человека. Значимость здорового образа жизни.

что досуговаядеятельность - это сфера самовоспи­тания и самоопределения.

Иллюстрировать конкретными примерамидосуговуюдеятельность. Уметь составлять рассказы по рисункам.

Воспитание умение правильно использовать свободное время.

П. 5, зад. 4- 5

рабочая тетрадь



13.

Практикум по теме «Семья»

1

Учимся быть рачительными хозяевами. Учимся помогать семье.

Характеризоватьосновные положения раздела;анализировать, делать выво­ды, отвечать на вопросы, высказыватьсобственную точку зрения

 Составлять рассказы:

-учимся быть рачитель­ными хозяевами;

-учимся помогать семье;

-мы - семья, а это значит...

Воспитание ответственности, выражать собственную точку зрения на значение семьи

Повт. Гл. 2;

, зад. 6- 8

рабочая тетрадь



 

Глава 3. школа

7

 

 

 

 

 



14

Образование в жизни человека

1

Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени школьного образования.

Характеризовать задачи школы. Рассказывать о значении школы в судьбе каждого человека. Раскрывать роль школы в развитии ребенка. Показывать, какое место в системе образования занимает школа. Объяснять, почему образование так важно для современного человека. Описывать возможности личного развития, которые предо­ставляет образование

Приводить примеры из жизни, литературы и кинофильмов о значимости школы для человека. Рассказывать о своей школе, как вы относитесь к ней. Исследовать конкретные ситуации, когда проявляется цен­ность и важность образования человека при приеме на рабо­ту, повышении в должности. Использовать элементы причинно следственного анализа для выявления связи между хорошей учебой в школе и воз­можностью человека реализовать себя в профессии в буду­щем и построить карьеру. Систематизировать информацию о системе образования в России в табличной форме

Образование и самообразование. Учё­ба — основной труд школьника. Учение вне стен школы. Умение учиться


П. 6, зад.2 рабочая тетрадь



15

Профессия - ученик

1

Профессия – ученик. Чему учит школа. Учись – учиться.

Описывать возможности личного развития, которые предо­ставляет образование

Оценивать и корректировать собственное отношение к своей учебе, умение учиться, возможности своего развития.

Учё­ба — основной труд школьника. Учение вне стен школы. Умение учиться

П. 6, зад. 5 рабочая тетрадь



16

Образование и самообразование

1

Образование и самообразование.Учеба – основной труд школьника.

Характеризовать учёбу как основной труд школьника.

Опираясь на примеры из художественных произведений, вы­являть позитивные результаты учения

Уметь рассуждать о проблемах современного образования, о правах и обязанностях ученика

Воспитание ответственности, умение учиться

П. 7, зад. 7 рабочая тетрадь



17

Самообразование – путь к успеху

1

Учение вне стен школы. Умение учиться.

 С опорой на конкретные примеры характеризовать значение самообразования для человека. Оценивать собственное умение учиться и возможности его развития.

Выявлять возможности практического применения получа­емых в школе знаний

Уметь  оценивать роль самообразования в жизни школьника

Воспитание ответственности, умение учиться

П. 7, зад. 6 рабочая тетрадь



18

Одноклассники, сверстники, друзья

1

Отношениемладшего подростка с одноклассниками,сверстниками,друзьями. Дружный класс.

Использовать элементы причинно-следственного анализапри характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями.Иллюстрировать примерами значимость товарищеской под­держки сверстников для человека.Оценивать собственное умение общаться с одноклассника­ми и друзьями

Уметь объяснить, что может помешать дружбе, привести примеры настоящей и мнимой дружбы; пояснить, какие человеческие качества считают наиболее важными для дружбы

Воспитание  дружеских отношений младших  подростков с од­ноклассниками, сверстниками, друзьями.

П. 8. зад.1 рабочая тетрадь



19

Слово не воробей

1

Как не обидеть словом. Конфликты в классном коллективе и пути их разрешения.

Иллюстрировать примерами значимость товарищеской под­держки сверстников для человека.Оценивать собственное умение общаться с одноклассника­ми и друзьями

Уметь объяснить, что может помешать дружбе, привести примеры настоящей и мнимой дружбы; пояснить, какие человеческие качества считают наиболее важными для дружбы

Воспитание  дружеских отношений младших  подростков с од­ноклассниками, сверстниками, друзьями.

П. 8. зад.5 рабочая тетрадь



20

Практикум по теме «Школа»

1

Учимся жить дружно в классе. Классный коллектив. Коллективный досуг и взаимопомощь.

Характеризоватьосновные положения раздела; анализировать, делать выво­ды, отвечать на вопросы, высказыватьсобственную точку зрения

Контроль и оценка

деятельности

Воспитание ответственности, умение учиться

Повт. Гл 3,зад. 4-7 рабочая тетрадь



 

Глава 4. Труд.

5

 

 

 

 

 



21

Труд – основа жизни

1

Труд – основа жизни. Содержание и сложность труда. Результаты труда.

Объяснять значение трудовой деятельности для личности и общества.

Характеризовать особенности труда как одного из основных видов деятельности человек

Различать материальную и моральную оценку труда.

Определять собственное отношение к различным средствам достижения успеха в труде

П. 9,

Зад.2,3 рабочая тетрадь



22

Как оценивается труд

1

Труд – условия благополучия человека. Благотворительность и меценатство.

Объяснять значение трудовой деятельности для личности и общества.

Характеризовать особенности труда как одного из основных видов деятельности человек

Приводить примеры благотворительности и меценатства.

Определять собственное отношение к различным средствам достижения успеха в труде

П. 9, зад. 4-6 рабочая тетрадь



23.

Труд и творчество

1

Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства.

Различать творчество и ремесло.

Раскрывать признаки мастерства на примерах творений из­вестных мастеров

Уметь объяснить, всякий ли мастер может быть назван творцом, в чем заключается красота труда; определить различие труда мастера

Творческий труд. Творчество в искусстве

П.10,

зад 2

рабочая тетрадь



24.

Что такое творчество

1

Творческий труд. Творчество в искусстве.

Различать творчество и ремесло.

Раскрывать признаки мастерства на примерах творений из­вестных мастеров

Уметь объяснить, всякий ли мастер может быть назван творцом, в чем заключается красота труда; определить различие труда мастера

Творческий труд. Творчество в искусстве

П. 10, зад.3,4 рабочая тетрадь



25.

Практикум по теме «Труд».

1

Учимся трудиться и уважать труд. Учимся творчеству.

Характеризоватьосновные положения раздела;анализировать, делать выво­ды, отвечать на вопросы, высказыватьсобственную точку зрения

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения проблемных заданий с использованием учеб.литературы

Проявлять социальную ответственность за свои мысли и поступки

Повт. Гл. 4, зад.7-9 рабочая тетрадь



 

Глава 5. Родина

7

 

 

 

 

 



26.

Наша Родина – Россия.

1

Наша Родина – Россия, Российская Федерация.

Субъекты Федерации.Многонациональный состав населения.Русский язык – государственный.

Характеризовать понятие «малая родина». Объяснять, что оно значит для человека. Описывать свою малую родину. Рассказать о своей стране — Родине.

Написать эссе о своей малой родине. Иллюстрировать примерами из жизни, литературы и кино­фильмов проявления любви к своей Родине, Отчизне.

Воспитывать любовь к своей малой родине и к своему Отечеству.

П. 11, зад.1 -4 рабочая тетрадь



27.

Что значит быть патриотом

1

Любовь к Родине. Что значит быть патриотом.

Объяснять, почему люди любят свою Отчизну.

Рассказывать о защитниках Родины, если возможно, — чле­нах своей семьи

Воспитывать любовь к своей малой родине и к своему Отечеству.

П. 11, зад. 5-7 рабочая тетрадь



28..

Государственные символы России.

1

Государственные символы России.

Герб, государственные праздники. История государственных символов. Москва – столица России.

Объяснять смысл понятия «государственные символы», для чего они нужны.Рассказывать, когда применяются государственныесимволы.Рассказывать историю российского герба и флага. Описывать Государственный герб РФ.Описывать Государственный флаг РФ, над какими здания­ми он поднят постоянно.

Объяснять, когда и почему были приняты Федеральные за­коны о государственных символах России.

Иллюстрировать на конкретных примерах отношение сол­дат к своему знамени во время Великой Отечественной войны. Использовать дополнительную литературу и Интернет для подготовки сообщения на уроке о государственных симво­лах зарубежных стран. Подготовить проект или презентацию об истории Государственного герба в России. Проанализировать текст (Н. А. Соболев «О националь­ном флаге России») и написать эссе об истории русского флага. Продемонстрировать свое знание слов и музыки Государст­венного гимна России. Описать свои чувства, когда в конце спортивных соревнова­ний исполняется российский гимн и поднимается флаг нашей страны

Воспитывать уважение к государственным символам Рос­сии, патриотизм, чувство гордости за свою Родину

П. 12.зад.1,2 рабочая тетрадь



29.

Государственные символы России.

1

Государственные символы России.

Флаг, гимн.

История государственных символов

Объяснять смысл понятия «государственные символы», для чего они нужны.Рассказывать, когда применяются государственныесимволы.Рассказывать историю российского герба и флага. Описывать Государственный герб РФ.Описывать Государственный флаг РФ, над какими здания­ми он поднят постоянно.

Объяснять, когда и почему были приняты Федеральные за­коны о государственных символах России.

Иллюстрировать на конкретных примерах отношение сол­дат к своему знамени во время Великой Отечественной войны. Использовать дополнительную литературу и Интернет для подготовки сообщения на уроке о государственных симво­лах зарубежных стран. Подготовить проект или презентацию об истории Государственного герба в России. Проанализировать текст (Н. А. Соболев «О националь­ном флаге России») и написать эссе об истории русского флага. Продемонстрировать свое знание слов и музыки Государст­венного гимна России. Описать свои чувства, когда в конце спортивных соревнова­ний исполняется российский гимн и поднимается флаг нашей страны

Воспитывать уважение к государственным символам Рос­сии, патриотизм, чувство гордости за свою Родину

П. 12, зад.3, 4 рабочая тетрадь



30.

Гражданин России

1

Что значит быть сегодня гражданином своего Отечества.

Объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданин»..

Приводить примеры добросовестного выполнения граждан­ских обязанностей.Приводить примеры и давать оценку проявлениям гражданственности, представленным в СМИ

Воспитывать уважение к своему народу и чувство едине­ния с ним, ощущать себя россиянином.

П. 13. зад.3

Рабочая тетрадь



31.

Права и обязанности граждан России

1

Права граждан. Обязанности граждан. Гражданственность. Юные граждане России. Какие прав человек получает от рождения?

Называть и иллюстрировать примерами основные права граждан РФ.Называть основные обязанности граждан РФ

Приводить примеры добросовестного выполнения граждан­ских обязанностей.

Воспитывать уважение к своему народу и чувство едине­ния с ним, ощущать себя россиянином.

П. 13, зад. 1,2,4 рабочая тетрадь



32.

Мы – многонациональный народ

1

Россия – многонациональное государство. Народы России – одна семья.

Знать, как называется наша страна. Рассказывать о главном богатстве нашей страны — ее народе. Характеризовать Россию как многонациональное государство. Раскрывать особенности многонационального государства. Перечислять, какие народы проживают в нашей стране, как они называются все вместе.

Знать, как называется наша страна. Рассказывать о главном богатстве нашей страны — ее народе. Характеризовать Россию как многонациональное государство. Раскрывать особенности многонационального государства.

Воспитывать толе­рантное и терпимое отношение к людям разных национальностей, проживающих в нашей стране, для поддержания гражданского мира в России, для ее развития и процветания.

П. 14. зад. 1, 3-7 рабочая тетрадь



33

Многонациональная культура России

1

Национальность человека. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения.

Знать, как называется наша страна. Рассказывать о главном богатстве нашей страны — ее народе. Характеризовать Россию как многонациональное государство. Раскрывать особенности многонационального государства. Перечислять, какие народы проживают в нашей стране, как они называются все вместе.

Знать, как называется наша страна. Рассказывать о главном богатстве нашей страны — ее народе. Характеризовать Россию как многонациональное государство. Раскрывать особенности многонационального государства.

Воспитывать толе­рантное и терпимое отношение к людям разных национальностей, проживающих в нашей стране, для поддержания гражданского мира в России, для ее развития и процветания.

П. 14, Практикум по теме «Родина»



34










35

Итоговое повторение и обобщение материала








Резерв

1

Знать основные  положения курса.Уметь: - анализировать, делать вы­воды, отвечать на вопросы;-  высказывать собственную точку зрения или обосновы­вать известные; - работать с текстом учебни­ка,   выделять   главное.

 Ис­пользовать ранее изученный материал для решения по­знавательных задач

Воспитание гражданской ответственности;

дружеских отношений между людьми разных национальностей. Определение собственного отношения к явлениям современной жизни. Формулирование своей точки зрения.













 

 






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
программа по обществознанию 5 класс

Автор: Азиме Усеиновна Абдулхаирова

Дата: 08.09.2015

Номер свидетельства: 229419

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Календарно- тематическое планирование по обществознанию класс ФГОС "
    ["seo_title"] => string(76) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-obshchiestvoznaniiu-klass-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "104268"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402680264"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Рабочая программа. Обществознание. 6 класс."
    ["seo_title"] => string(45) "rabochaia_programma_obshchestvoznanie_6_klass"
    ["file_id"] => string(6) "569544"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1610122831"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Дополнительная общеразвивающая программа "Обществознание для всех""
    ["seo_title"] => string(80) "dopolnitiel_naia_obshchierazvivaiushchaia_proghramma_obshchiestvoznaniie_dlia_vs"
    ["file_id"] => string(6) "411178"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1493015119"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(221) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   учебного предмета «Обществознание» для 11 класса среднего общего образования  на 2014-2015 учебного года "
    ["seo_title"] => string(145) "rabochaia-programma-uchiebnogho-priedmieta-obshchiestvoznaniie-dlia-11-klassa-sriedniegho-obshchiegho-obrazovaniia-na-2014-2015-uchiebnogho-ghoda"
    ["file_id"] => string(6) "132821"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416411991"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Рабочая программ по истории 5 - 9 классы"
    ["seo_title"] => string(41) "rabochaia-proghramm-po-istorii-5-9-klassy"
    ["file_id"] => string(6) "323984"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1462282252"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства