Образовательная программа по обществознанию 10-11 класс (профильный уровень)
Образовательная программа по обществознанию 10-11 класс (профильный уровень)
Данная образовательная программа по обществознанию и праву ориентирована на обучающихся, выбравших изучение вышеуказанных предметов в старшей школе на профильном уровне.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Образовательная программа по обществознанию 10-11 класс (профильный уровень)»
Образовательная программа по обществознанию и праву
для учащихся 10 – 11 классов
(профильный уровень)
1. Аналитический модуль.
Данная образовательная программа по обществознанию и праву ориентирована на обучающихся, выбравших изучение вышеуказанных предметов в старшей школе на профильном уровне, успешно освоивших государственный стандарт основного общего образования по данному предмету, следовательно, частично-предметные способы познавательной деятельности, и комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера.
При переходе от подросткового возраста к юношескому происходит изменение в отношении к будущему: старшеклассники смотрят на настоящее с позиции будущего. Учебная деятельность становится учебно-профессиональной, реализующей профессиональные и личностные устремления юношей и девушек. Ведущее место у старшеклассников занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни, с дальнейшим образованием и самообразованием. Эти мотивы приобретают личностный смысл и становятся значимыми.
Одно из достижений этой ступени - новый уровень развития самосознания:
открытие своего внутреннего мира во всей его индивидуальной целостности и уникальности;
стремление к самопознанию;
формирование личной идентичности, чувство индивидуальной самотождественности, преемственности и единства;
самоуважение;
становление личностного способа бытия, когда во многих жизненных коллизиях юный человек может вслух сказать: "Я - лично отвечаю за это!"
В стандарте профильного уровня, в отличии от общеобразовательного, акцент делается не только на изучении обществознания как комплекса знаний, отражающих основные объекты изучения: общество, человек в обществе, познание, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера. Профильность интегрированного учебного предмета «Обществознание» отражается в представлении в нем основ важнейших социальных наук. Изучение предмета содействует дальнейшему развитию социальных навыков, социальных умений, ключевых компетентностей, совокупности моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям.
Образовательная программа изучения обществознания и права на профильном уровне предполагает введение ряда новых, более сложных проблем, понимание которых необходимо современному человеку, изучаются вопросы, являющиеся основой для будущей профессиональной подготовки в области социальных дисциплин.
Образовательная программа по обществознанию и праву на профильном уровне предполагает дифференциацию и индивидуализацию обучения, наиболее полно учитывает интересы, склонности и способности учащихся, создает условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.
Учитывая интересы и способности учащихся, данная программа позволяет в дальнейшем скорректировать профессиональные и образовательные приоритеты старшеклассников. Для поступления в различных ВУЗах страны, требующих обществоведческой подготовки, предъявляются разные требования к уровню подготовки по предмету. Поэтому в данной программе предусмотрена возможность для учащихся овладения знаниями, умениями и навыками по обществознанию не только на профильном, но и на углубленном уровне через:
Разнообразие проектной деятельности, предлагаемые элективные курсы и социальные практики;
Различные формы организации деятельности;
Дифференцированные домашние задания;
Возможность выбора заданий разного уровня сложности;
Сочетание образовательных технологий, учитывающих способности и возможности учащихся.
Для поступления в различных ВУЗах страны, требующих обществоведческой подготовки, т.е. с обязательной сдачей экзаменов по обществознанию, предъявляются разные требования к уровню подготовки по предмету. Поэтому в данной программе предусмотрена возможность для учащихся овладения знаниями, умениями и навыками по обществознанию не только на профильном, но и на углубленном уровне через проектную деятельность, элективные курсы, социальные практики. Выбор учащимися проектов позволяет составить индивидуальную образовательную траекторию для каждого обучающегося профильного класса.
2. Концептуальный модуль.
В соответствии с Концепцией содержания и структуры общего среднего образования в 10 - 11 классах изучение обществознания и права на профильном уровне преследует цели обеспечить:
развитие личности в период ранней юности, ее духовной культуры, социального мышления, познавательного интереса, критического мышления;
воспитание российской идентичности, гражданственности, социальной ответственности;
освоение системы знаний по философии, социологии, политологии, социальной психологии;
освоение социальных ролей и основных компетентностей: социальной, коммуникативной.
формирование углубленного интереса к праву, создание основы для становления правовой компетенции выпускников и оказание помощи в осознанном выборе модели дальнейшего профессионального образования.
В задачи обучения обществознанию и праву на профильном уровне входят:
содействовать формированию у обучающихся целостного представления о тенденциях и закономерностях развития прошлого человечества, его социальной структуре, политических институтах, экономическом базисе и духовной сфере, становлению гражданской позиции;
создание условий, необходимых для овладения обучающимися умения получать и критически осмысливать социальную информацию, осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в жизни гражданского общества и государства;
способствовать формированию правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы;
создать условия для освоения учащимися знаний о праве, как о науке, принципах, нормах и институтах права, необходимых для ориентации в российском и мировом нормативно-правовом материале;
создать условия для овладения умениями, необходимыми для применения приобретенных знаний для решения практических задач в социально-правовой сфере, продолжение обучения в системе профессионального образования.
Образовательная программа по обществознанию и праву направлена на формирование опыта познавательной и практической деятельности:
Работа с различными педагогически неадаптированными источниками социальной информации, включая ресурсы Интернета;
Критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулировании на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
Анализ явлений и событий, происходящих в современной социальной жизни с применением методов социального познания;
Решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы социально-гуманитарного знания;
Участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;
Участие в дискуссиях, диспутах, дебатах по актуальным социальным проблемам, отстаивание и аргументация своей позиции, оппонирование иному мнению;
Осуществление учебно-исследовательских работ по социальной проблематике, разработка индивидуальных и групповых ученических проектов;
Подготовка рефератов, освоение приемов оформления, результатов исследования актуальных социальных проблем;
Осмысление опыта взаимодействия с другими людьми, социальными институтами, участие в гражданских инициативах и различных формах самоуправления.
Рефлексивная деятельность предполагает приобретение умений контроля и оценки своей деятельности, умения предвидеть возможные результаты своих действий, объективно оценить свои учебные достижения, поведение, черты своей личности, учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, умение определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свои мировоззренческие взгляды, осуществлять осознанный выбор путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Образовательной программой предусмотрена творческая, исследовательская и самостоятельная деятельности обучающихся.
Принципы построения программы:
дифференциация и индивидуализация (адаптированность к уровню и особенностям развития и подготовленности обучающихся);
непрерывность образования;
системность образования;
научности.
3. Образовательный модуль.
Образовательная программа включает в себя рабочие программы по обществознанию и праву, программу элективного курса, а также перечень проектов, социальных практик и план педагогического сопровождения проектной деятельности. Все рабочие программы составлены на основе программ, рекомендованных МО РФ.
Л.Д. Ибрагимова Методические рекомендации по использованию учебников А.И. Кравченко
«Обществознание» (10-11 класс) при изучении предмета на базовом и профильном уровне.-М.; Русское слово, 2006 год
210 часов
Рабочая программа по праву
(профильный уровень)
Е.А. Певцова, И.В. Козленко. Право. Основы правовой культуры. М.; Русское слово, 2006 год
140 часов
Рабочая программа элективного курса
«Личность и история России»
Н. И. Чеботарева. История России. 10 – 11 классы. История России в лицах. 10 -17 вв. Герои и изгои революции. Личность и история России: элективные курсы. – Волгоград: Учитель, 2007г.
34 часа
Рабочая программа элективного курса «Теория государства и права»
В.Ф. Гнатюк, С.А. Потапова. «Введение в правоведение: Учебная программа по интегрированному курсу для учащихся 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений, лицеев, гимназий». – Сургут: МОУ «Лицей
№ 4 имени генерал-майора Хисматуллина В.И.», 2005 г.
34 часа
Перечень проектов
План педагогического сопровождения проектной деятельности
8 часов
Социальные практики
4 часа
4. Дидактический модуль
Для реализации профильного обучения разработаны:
10 класс.
1.
Методические и дидактические материалы:
Карточки;
Схемы;
Конструкты занятий;
По темам:
«Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность»,
«Философия в системе социально-гуманитарного знания»,
«Философия человека»,
«Социальная философия»,
«Личность и общество»
«Виды социальных отношений
«Теоретические основы права как системы»,
«Правоотношения и правовая культура»,
«Государство и право»,
«Правосудие и правоохранительные органы»
2.
Тесты – тренажеры и подборка материалов ЕГЭ
по темам:
«Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность»,
«Философия в системе социально-гуманитарного знания»,
«Философия человека»,
«Социальная философия»,
«Личность и общество»
«Виды социальных отношений
«Теоретические основы права как системы»,
«Правоотношения и правовая культура»,
«Государство и право»,
«Правосудие и правоохранительные органы»
3.
Самостоятельные работы по темам:
«Деятельность человека»
«Общество и общественные отношения»
«Мировоззрение, его формы и виды»
«Социальные группы, их классификация»
«Социальный контроль и отклоняющееся поведение»
«Этническая общность»
«Экономические отношения»
«Признаки государства»
«Юридическая ответственность»
«Правовое государство»
«Формы права»
«Формы государства»
«Избирательная система»
4.
Контрольные работы по темам:
«Введение в социологию»
«Роль права в жизни человека и общества»
«Система права»
«Правоотношения и правовая культура»
«Государство и право»
«Этнические отношения»
«Годовые контрольные работы»
5.
Нетрадиционные уроки по темам:
«Профессиональная деятельность в сфере социально-гуманитарного знания»
«Социальные группы, их классификация»
«Молодежь как социальная группа»
«Семья как социальный институт»
«Юридическая ответственность»
«Избирательная система и ее виды»
6.
Олимпиадные задания.
7.
Презентации к занятиям по темам:
Общество
Духовная жизнь общества
Человек, личность
Познание
Социальные отношения
Процессы глобализации
Юридическая ответственность
11 класс
1.
Методические и дидактические материалы:
Карточки;
Схемы;
Конструкты занятий;
По темам:
«Формы государственного устройства»,
«Формы государственного управления»,
«Политика и власть»,
«Гражданское общество и его институты»,
«Политический процесс»,
«Правовое государство»,
«СМИ и их роль в обществе»,
«Гражданское право»
« Семейное и жилищное право»
« Трудовое право»
«Уголовное право»
2.
Самостоятельные работы по темам
«Государство политической системе»
«Основные общественные институты»
«Человек в политической жизни»
«Политический режим и его признаки»
«Право собственности»
«Юридическая ответственность в гражданском праве»
«Трудовые споры и дисциплинарная ответственность»
«Трудовой договор»
«Гражданское право»
«Семейное право»
3.
Контрольные работы по темам
Входная
«Формы государства»
«Роль государства в жизни общества»
«Политическая система государства»
«Права потребителей и их защита»
«Содержание трудового договора»
«Административная ответственность»
4.
Олимпиадные задания
5.
Тесты – тренажеры и подборка материалов ЕГЭ
по темам:
«Формы государственного устройства»,
«Формы государственного управления»,
«Политика и власть»,
«Гражданское общество и его институты»,
«Политический процесс»,
«Правовое государство»,
«СМИ и их роль в обществе»,
«Гражданское право»
« Семейное и жилищное право»
« Трудовое право»
6.
Презентации к занятиям по темам
«Политика»
«Экономика»
«Социальные отношения»
«Право»
«Уголовное право»
5. Управленческий модуль.
Этапы реализации образовательной программы:
август - этап проектирования программы;
201? – 201? учебные года - этап реализации образовательной программы;
Сентябрь, май каждого года - диагностический этап (осмысление результатов, планирование коррекционных мер).
6. Диагностический модуль.
По итогам реализации образовательной программы уровень знаний учащихся должен соответствовать требованиям государственного образовательного стандарта по обществознанию (профильный уровень), по праву (профильный уровень). Кроме того, обучающиеся (на разном уровне) должны владеть приемами самооценки, быть готовыми к продолжению образования в учебных заведениях, где одним из профилирующих предметов является обществознание.
Критерии отслеживания:
Уровень обученности:
Динамика качества знаний учащихся;
Уровень сформированности ОУУН;
Анкета « Общеучебные умения и навыки» (Методика Марковой А.К.);
Усвоение государственных стандартов:
Срезовые контрольные работы;
Результаты экзамена в форме и по материалам ЕГЭ.
Уровень готовности к непрерывному образованию:
Профессиональные интересы и склонности
Методика "Карта интересов" (автор Климов Е.);
Методика «Дифференциально-диагностический Опросник (ДДО)», автор Климов Е
Опросник типа мышления. (Автор Резапкина Г.);
Анализ данных о продолжении образования выпускниками профильной группы.
Специальные способности:
Тест Амтхауэра (7, 8 субтест);
Личностные особенности:
«Шкала личностной тревожности для учащихся 14-16 лет». (Автор Кондраш О.);