Профильное обучение является одним из основных направлений развития школьного образования. Оно создает условия для получения знаний старшеклассниками в соответствии с их интересами и намерениями в отношении дальнейшей профессиональной деятельности. Важную роль в нем играют информационно-коммуникативные технологии как современная практическая составляющая любого профильного содержания.
В средней общеобразовательной многопрофильной школе №44 им. В.Кудзоева созданы все условия для реализации программ профильного уровня:
- параллельно с классно-урочной системой обучения введены такие формы организации учебных занятий, как практикумы, лабораторные занятия, семинары;
- в расписание введены курсы по выбору, ориентированные на личный интерес подростка;
- в учебных и тематических планах выделяется место и определяется содержание учебного материала для самостоятельной работы подростка, а так же те виды деятельности, которые формируют практическую и навыкообразующую составляющую образования подростка;
- школа оснащена необходимыми современными техническими средствами обучения, расширяется школьная видеотека, достаточна оснащенность компьютерных лабораторий и открыт доступ к ним обучающихся и учителей;
- введены в практику работы с подростками индивидуальные учебные программы;
- совершенствуется методическая оснащенность преподавательского состава.
В учебном процессе по предметам, изучаемым на профильном уровне, используются следующие УМК:
- Литература. В.Я Коровина, В.П.Журавлев (профильный уровень)
- Власенков А.И. Русский язык; Грамматика. Текст, Стили речи: Учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений.
- Сахаров, Буганов. История России (профильный уровень).
- Под ред. Боголюбова.Обществознание (профильный уровень).
- О.С.Габриелян,Ф.Н.Маскаев,С.Ю.Терекин. Химия (профильный уровень. 10 класс.
- О.С.Габриелян, Г.Г.Лысова. Химия (профильный уровень).11 класс.
- Никольский С.М. Алгебра и начала анализа ( профильный уровень).
- Л.С.Атанасян. Геометрия (профильный уровень)
- Биология. Паномарева.И.Н. (профильный уровень).
Преподавание предметов на профильном уровне ведут в основном учителя с большим стажем работы, имеющие высшую квалификационную категорию.
В школе осуществляется контроль за прохождением программ профильного уровня, за обеспечением качества подготовки учащихся по программам профильного уровня. С этой целью посещаются уроки учителей, преподающих в этих классах, систематически ведется проверка журналов курирующими завучами. В конце каждой четверти проводится срез знаний по предметам профильного уровня. Одной из форм контроля является участие обучающихся профильных классов в исследовательской деятельности, в проектной и групповой работе.
Во время проведения диагностики затруднений учащихся обязательным условием является сбор информации о факторах, которые влияют на успеваемость обучения. Анализ и обобщение такой информации помогает в организации коррекционной работы. После анализа создаются учебно-методические материалы для коррекционной работы по улучшению подготовки учащихся.
Мониторинговая диагностика степени соответствия образовательных результатов учащихся профильных классов требованиям программ профильного уровня проводится в начале года и в конце каждого полугодия. Независимо от способов диагностики ведется тщательная подготовка как психологическая, так и по предмету (это повторение учебного материала и его систематизация). Подготовка к мониторингу включает в себя несколько этапов:
- инструктаж учащихся о способах выполняемой работы;
- проведение тренировочных работ;
- анализ результатов.
Такая работа проводится за одну-две недели до мониторинга. Результаты обсуждаются на заседаниях методических объединений, на совещаниях при директоре и педагогических советах.
Одной из основных задач организации работы методической службы в школе по обеспечению качества подготовки по предметам профильного уровня, является совершенствование педагогического мастерства (профессиональной компетентности), использование педагогами технологии проектной и исследовательской деятельности, привлечение учащихся к проектной и исследовательской деятельности, создания системы обучения, обеспечивающей потребности каждого ученика в соответствии со склонностями, интересами, возможностями.
Над этой задачей работали методические объединения учителей: математика и информатика, русский язык и литература, иностранный язык, начальных классов, естественного цикла, истории и географии.
В планировании методической работы МО школы старались отобрать тот комплекс мероприятий, который бы позволил, исходя из особенностей школы, наиболее эффективно решить проблемы и задачи, стоящие перед ними. На МО обсуждались следующие вопросы:
1. Утверждение плана работы на год и календарно – тематического планирования.
2. Проведение предметных недель.
3. Система работы с одаренными учащимися: олимпиады и интеллектуальные марафоны.
4. Утверждение проектных работ учащихся.
5. Подготовка экзаменационного материала.
6. Подготовка к ЕГЭ.
7. Система мер по предупреждению неуспеваемости учащихся и пробелов в знаниях.
8. Организация срезов знаний.
9. Использование технологий инновационного характера.
10. Изучение педагогического опыта коллег.
11. Посещение открытых уроков, их анализ.
12. Отчет педагогов по темам самообразования.
13. Предпрофильная подготовка.и анализ ведения элективных курсов.
14. Результаты итоговой аттестации.
В течение учебного года учителя, работающие в классах профильного уровня давали открытые уроки как на школьном, так и на муниципальном и региональном уровнях. Учащиеся принимали участие во всех этапах всероссийской предметной олимпиады. Вели исследовательскую работу. Большую помощь по обеспечению качества подготовки по предметам профильного уровня оказывает проведение предметных недель. При организации предметных недель используются как стандартные, так и нестандартные формы работы.
Работа по формированию классов профильного уровня начинается с начала второго полугодия. Проводятся собеседования с детьми и их родителями. Анализируя выбор экзаменов по выбору обучающихся в профильных классах, обнаруживается, что выбор, в основном, падает на предметы профильного уровня.
Результаты итоговой аттестации по профильным предметам показали, что обучающиеся на правильном пути при выборе профильного уровня обучения. 100 процентов обучающихся подтвердили свои годовые оценки.