kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка по теме: "Семья как малая социальная группа"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методческая разработка по обществознанию для СПО

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по теме: "Семья как малая социальная группа"»

Обществознание

Урок № 37.

Тема: Семья как малая социальная группа

Цели: Образовательные: систематизировать знания обучающихся о социальной роли, нормы, ценности семьи, межличностные отношения в семье,

Развивающие: расширить словарный запас учеников при изучении новой темы, выработать умение делать самостоятельные выводы, аргументировать свою точку зрения, применять уже имеющиеся знания. Способствовать развитию памяти, внимания, мышления, речи учащихся, расширению их кругозора.

Воспитательные: сформировать отношение к процессу социализации, вырабатывать активную гражданскую позицию, воспитывать толерантное отношение к людям.

Оборудование: учебник, тетрадь, маркер, доска.

Тип урока: Комбинированный урок


Ход урока.

  1. Организационный момент. (3 минуты)

  2. Проверка домашнего задания

1.Молодежь, как социальная группа.

2. Особенности молодежной субкультуры(20 минут)

План

  1. Типы семей и стадии их развития. Жизненный цикл семьи.

  2. Государственное регулирование семейных отношений.

  3. Имущественные и неимущественные права супругов

  4. Права ребенка в семье (50 минут)


Семьяэто группа связанных отношениями брака и родства людей, которая обеспечивает воспитание детей и удовлетворяет другие общественно значимые потребности.

Полностью определение выпишите из учебника со стр. 210. Обратите внимание, что там есть юридическое значение слова «семья». Его тоже запишите.

Хорошо, теперь, чтоб проверить правильно ли вы поняли определение, скажите, если два брата съехали от родителей и стали жить отдельно, их можно назвать семьей?

Правильный ответ: Да, т.к. их связывает родство.

Типы семей: По составу семьи: Расширенные семьи (многопоколенные) состоят из супружеской пары с детьми и родственников мужа или жены, проживающих в одном доме и ведущих общее хозяйство. Такие семьи были распространены в прошлом, когда дети после вступления в брак продолжали жить в родительском доме. Как правило, в таких семьях был распространен патриархат. Все знают значение этого слова? А может кто-нибудь проживает в расширенной семьей?

В современном же обществе дети стремятся жить отдельно. Появляется такое понятие, как нуклеарная семья. Когда совместно проживают два поколения – родители и дети.

Итак, мы узнали с вами какие бывают типы семей.

Но помимо типов, очень важно определить какие функции семья выполняет.

  • Репродуктивная – рождение потомства

  • Социально-статусная – связана с наследственной передачей ребенку статуса семьи и его ролевой подготовкой к овладению статусными нормами родителей. Как вы это понимаете? Передача по наследству некоторых статусов, например место в культуре, национальность, место в социальной страте и др

  • Экономическая и хозяйственно-бытовая функция. Удовлетворение материальных и хозяйственно-бытовых потребностей членов семьи и ведение общего хозяйства. Суть этой функции с общественной точки зрения заключается в поддержании несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества, в получении материальных средств и хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других. Связана с питанием семьи, приобретением и содержанием домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройством жилища, созданием домашнего уюта, организацией жизни и быта семьи, формированием и расходованием домашнего бюджета

  • Эмоциональная функция. Основана на потребности человека в любви, заботе, интимном общение.

  • Функция сексуального регулирования. Через семью упорядочиваются естественные сексуальные потребности людей, приобретая форму супружеских отношений.

  • Функция социализации детей. Что такое социализация? Подготовка детей к выполнению необходимых социальных ролей и адаптации в обществе.

Каждая семья имеет свою специфику развития и период существования. Выделяется так называемый жизненный цикл семьи – период от ее возникновения до прекращения ее функционирования. Он состоит из четырех периодов:

  1. Период от заключения брака до рождения ребенка

  2. Существование семьи в составе супругов и детей

  3. Отделение детей и создание ими своих семей

  4. Распад семьи вследствие смерти одного или обоих супругов

Возникает вопрос: Можно ли считать семьей мать с ребенком? Да, можно выделенные периоды относятся к полной семьи. Но не стоит забывать, что семьи бывают разные. И неполные семьи - тоже семьи.

№2. Государственное регулирование семейных отношений. Государство регламентирует семейные отношения. Конституция РФ в статье 38 устанавливает, что семья, материнство и детство находятся под защитой государства. Например, государство устанавливает льготы многодетным семьям и малообеспеченным семьям. Кроме Конституции семейные отношения регулирует еще один нормативный документ. Семейный кодекс принятый в 1995 г. Этот закон основной в сфере семейного права.

  • Добровольность брачных отношений (Никто не может быть принужден к вступлению в брак)

  • Единобрачие

  • Равенство прав супругов. Мужчина и женщина, вступившие в брак, имеют равные права при разрешении всех жизненных вопросов семьи. Этот принцип изложен в ст.19 Конституции. В семье все граждане равны независимо от половой, национальной и иной принадлежности.

  • Приоритет семейного воспитания детей

  • Обеспечение безусловной защищенности интересов и прав детей и нетрудоспособных членов. Повзрослевшие дети также имеют обязанности перед своими престарелыми и нетрудоспособными родителей.

Брак- это равноправный, добровольный союз мужчины и женщины, заключенный с соблюдением порядка и условий, предусмотренных законом, имеющий целью создание семьи и порождающий для супругов взаимные личные и имущественные права и обязанности.

В России государственной поддержкой пользуется только зарегистрированный брак в органах ЗАГС. Желающие вступить в брак должны лично подать об этом заявление. При заключение брака в органах АГС необходимо присутствие обоих лиц, вступающих в брак. Если один из вступающих в брак по объективной причине (болезнь) не может прибыть в ЗАГС, то допускается регистрация брака работниками ЗАГС по его месту пребывания. Условия действительности брака. Закон устанавливает несколько условий действительности брака.

Жених и невеста должны дать взаимное добровольное согласие на вступление в семейный союз. Это проявляется как в совместной подаче заявления в ЗАГС, так и во время самой церемонии бракосочетания, когда у жениха и невесты спрашивают, согласны ли они вступить в брак.

Следующее важное условие— это достижение брачного возраста, который установлен в России в18 лет. При наличии уважительных причин органы местного самоуправления могут разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста 16 лет. Как вы думаете, что подразумевается под уважительными причинами? Ответ: беременность, рождение общего ребенка, непосредственная угроза жизни одной из сторон, призыв жениха на службу в Вооруженные Силы России и др. В каждом регионе, как правило, установлен свой перечень уважительных причин с учетом национальных, культурных и иных особенностей.

Лица, вступающие в брак, не должны находиться в другом зарегистрированном браке. Это выясняется при проверке отметки о браке в паспорте.

Не допускается заключение брака между близкими родственниками, под которыми понимаются родственники по прямой восходящей и нисходящей линии (родители, дети, бабушки, дедушки, внуки). Не допускается также заключение брака между усыновителем и усыновленным, так как они приравниваются к родителям и детям. Вопрос: В старину женились на кузинах или выходили замуж за кузенов (двоюродный брат). А в современной России закон разрешает подобный брак? Да, разрешено.

Запрещается заключение брака недееспособным вследствие душевной болезни и слабоумия лицом (дееспособность — это способность самостоятельно осуществлять свои права и обязанности; недееспособность устанавливается судом).

Брак может быть признан недействительным если нарушено какое-либо из этих условий, а также при сокрытие вступающим в брак наличия у него ВИЧ-инфекции(СПИДа) или венерического заболевания. А также заключение фиктивного брака, т.е. вступление в брак без намерения создать семью. Например, получение гражданства, льгот от государственных или муниципальных служб. Решение о недействительности брака принимает суд. Стороны приводятся в первоначальное положение, как если бы брака не было вообще и между ними никаких прав и обязанностей не возникало (приобретенное имущество не считается общим, не возникает права на алименты и т..д). От недействительного брака следует отличать развод. Если признание брака недействительным прекращает брачные отношения и на будущее, и на прошлое время, то развод прекращает супружеские отношения только на будущее время. Оба супруга имеют право на совместно нажитое имущество, в некоторых случаях — на алименты и др.

Расторжение брака (развод) осуществляется в органах ЗАГС или в судебном порядке. В органах ЗАГС брак расторгается, если супруги пришли к обоюдному решению о невозможности продолжения их семейной жизни, и если у них нет общих несовершеннолетних детей.

Если же такие дети есть и второй супруг против расторжения брака, то вопрос решается в суде. Одновременно суд решает вопросы о том, с кем будут проживать дети, о выплате средств на их содержание, о разделе совместного имущества и т.д. Брак считается расторгнутым с момента решения суда. Бывшие супруги лишь обязаны явиться в ЗАГС, чтобы поставить в паспорте штамп о разводе.

№3. Имущественные и неимущественные права супругов. Вступившие в брак мужчина и женщина обладают личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями. Какими именно прочтите на стр. 214. Учитель спрашивает троих на выбор по темам: личные неимущественные права, личная собственность супругов, совместная собственность супругов.

№4. Права ребенка в семье. С рождением ребенка у родителей возникают по отношению к нему права и обязанности.

  • Статья 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье. Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

  • Статья 55. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками. Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Ребенок, находящийся в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу, нахождение в медицинской организации и другое), имеет право на общение со своими родителями (лицами, их заменяющими

  • Статья 56. Право ребенка на защиту. Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих).

  • Статья 57. Право ребенка выражать свое мнение. Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы

  • Статья 58. Право ребенка на имя, отчество и фамилию. Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца 3. Фамилия ребенка определяется фамилией родителей. При разных фамилиях родителей ребенку присваивается фамилия отца или фамилия матери по соглашению родителей

  • Статья 60. Имущественные права ребенка Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи

Алиментные обязательства. Они обеспечивают получение средств на содержание нетрудоспособных и нуждающихся членов семьи от других ее членов. Эти обязательства носят строго личный характер и существуют, пока живы оба их участника— плательщик и получатель алиментов. Лишь со смертью одного из них алиментные обязательства прекращаются. Наиболее распространена уплата алиментов на содержание несовершеннолетних детей— в том случае, если их родители развелись. Но предусматривается также взыскание алиментов в пользу бывшего супруга, если тот, например, потерял трудоспособность во время пребывания в браке. При отсутствии соглашения об уплате алиментов они взыскиваются в судебном порядке, причем размер алиментов на несовершеннолетних детей установлен законом в процентном отношении к заработку и(или) иному доходу родителя: на одного ребенка — одна четверть, на двух детей — одна треть, на трех и более детей — половина дохода. Стороны могут самостоятельно определять способы и порядок уплаты алиментов. В качестве уплаты алиментов допускается предоставление имущества (квартиры, жилого дома, земельного участка и т.п.). Если лицо, обязанное по решению суда уплачивать алименты, не имеет заработка, достаточного для уплаты алиментов, исполнительный лист передается судебному исполнителю, который осуществляет взыскание алиментов из денежных средств лица, находящихся в банке или иных кредитных учреждения. Взыскание может быть обращено и на любое иное имущество лица, обязанного уплачивать алименты.

Российское семейное законодательство подробно рассматривает вопросы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Один из вариантов устройства таких детей —усыновление. Это юридический акт, в силу которого между усыновленным ребенком и усыновителем устанавливается комплекс отношений, в том числе правовых, существующих между кровными родителями и детьми. Семейное законодательство достаточно строго регламентирует порядок усыновления детей. При проведении этой процедуры наибольшее внимание уделяется вопросу о целесообразности усыновления и его соответствии интересам ребенка. При этом не допускается разлучение родных братьев и сестер.

Еще одной формой воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, являются опека и попечительство. В качестве опекунов и попечителей могут выступать родственники детей ил иные близкие люди. Опекунами и попечителями могут назначаться только дееспособные совершеннолетние граждане, не лишенные родительских прав. Решение о назначении того или иного лица опекуном (попечителем) принимается органами опеки и попечительства. При этом учитываются нравственные и иные личные качества претендента, его физическое здоровье, отношение к ребенку. В ряде случаев учитывается и мнение самого ребенка. Опека – принятие в дом ребёнка на правах воспитуемого. Опека может быть назначена на определённый срок или без срока.

Воспитание оставшегося без попечения родителей ребенка возможно и в приемной семье. Между органами опеки и попечительства и приемной семьей заключается договор, где оговариваются все существенные моменты (условия содержания, воспитания и образования детей, права и обязанности приемных родителей), а также основания и последствия прекращения этого договора. К лицам, желающим взять ребенка на воспитание в свою семью, предъявляются те же требования, что и к опекунам (попечителям).

Опекуны (попечители) и приемные родители выступают официальными представителями своих подопечных детей, имеют право и обязанность осуществлять их воспитание, заботиться об их нравственном и физическом развитии.

- Как вы думаете, какая форма устройства лучше всего для ребенка?

Стоит отметить, что семейное законодательство устанавливает ответственность за нарушение норм семейного права. Так, за ненадлежащее воспитание детей предусматривается лишение родительских прав. Это происходит в случае уклонения от выполнения родительских обязанностей, отказа забрать ребенка из роддома, злоупотребления родительскими правами (например, принуждение ребенка к занятию попрошайничеством), а также если родители являются хроническими алкоголиками, наркоманами и если родители совершили умышленное преступление против жизни и здоровья ребенка.

Решение о лишении родительских прав принимает только суд. Родители, лишенные родительских прав, теряют весь комплекс прав по отношению к ребенку. Они не могут воспитывать ребенка и общаться с ним, не могут получать на него алименты и пользоваться другими льготами, наследовать его имущество. Лишение родительских прав не освобождает от обязанности содержать своего ребенка. Ребенок же сохраняет все имущественные права по отношению к родителям, например право получения наследства. Лишение родительских прав — санкция обратимая. Если родитель исправился, изменил свой образ жизни, суд по его просьбе может восстановить его в родительских правах.

Закрепление.

1. Виды семей.

2. Перечислите нормативно правовые акты регулирующих семейные правоотношения.

3. Права ребенка в семье.

4. Имущественные отношения супругов.

.


Домашнее задание: А.А. Важенин, ст. 205-215 (7 минуты)





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка по теме: "Семья как малая социальная группа"

Автор: Дмитренко Ольга Ивановна

Дата: 20.02.2020

Номер свидетельства: 540537

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) ""Методические рекомендации по оптимизации форм и методов речевого развития детей в условиях ДОУ" "
    ["seo_title"] => string(112) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-po-optimizatsii-form-i-mietodov-riechievogho-razvitiia-dietiei-v-usloviiakh-dou"
    ["file_id"] => string(6) "163556"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422511426"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "Проект занятий по литературе. Тема: Пьесы Шварца «Голый король», «Тень», «Дракон», «Обыкновенное чудо»."
    ["seo_title"] => string(99) "proiekt-zaniatii-po-litieraturie-tiema-p-iesy-shvartsa-golyi-korol-tien-drakon-obyknoviennoie-chudo"
    ["file_id"] => string(6) "258437"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448485109"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Методическая разработка родительского собрания во 2 классе на тему " Учебная мотивация""
    ["seo_title"] => string(87) "mietodichieskaiarazrabotkaroditielskoghosobraniiavo2klassienatiemuuchiebnaiamotivatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "292218"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1455253016"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Проектно – исследовательская  деятельность   на уроках и   внеурочных занятиях. "
    ["seo_title"] => string(84) "proiektno-issliedovatiel-skaia-dieiatiel-nost-na-urokakh-i-vnieurochnykh-zaniatiiakh"
    ["file_id"] => string(6) "104714"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402753020"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "Развитие   личностных и социальных компетенций младших школьников в условиях введения ФГОС второго поколения "
    ["seo_title"] => string(125) "razvitiie-lichnostnykh-i-sotsial-nykh-kompietientsii-mladshikh-shkol-nikov-v-usloviiakh-vviedieniia-fgos-vtorogho-pokolieniia"
    ["file_id"] => string(6) "126300"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415136751"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства