«Формирование духовно-нравственных качеств и ценностей у детей
дошкольного возраста в современном мире»
Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям.
То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.
Размышляя на тему воспитания духовности у дошкольников, нас посещают мысли: почему же наши дети растут черствыми, бездушными? Почему дорогие нашему сердцу детские сказки об Иване - Царевиче, Василисе Прекрасной, Морозко, почти не интересны нашим детям? Почему им интересны, мало понятные для нас, Винкс, Покимоны, Бакуганы, Человек - паук, и прочая продукция американских авторов? Мальчики практически не играют в космонавтов, моряков, военных, эти герои ушли на второй план, а главное место занимают игры в человека – Паука, Бетмана, различные трансформеры и прочее. На что провоцируют наших детей современные игры и игрушки, чему и как учат мультфильмы? Такие понятия как миролюбие, доброжелательность, великодушие, устремленность не на удовлетворение своих желаний, а на служение другим в условиях современной культуры могут оказаться, незнакомыми нашим детям. В этой связи остро ощущается необходимость специальной педагогической работы по формированию гуманных отношений ребенка к миру, визуальной форме отношения ребенка к природной и социальной окружающей действительности. Кризисное состояние духовно-нравственной сферы общества и семьи, а также все проблемы общества, безусловно, отражаются на духовно нравственном здоровье детей дошкольного возраста. Распространенность психических нарушений среди подрастающего поколения, в том числе и детей дошкольного возраста, очень велика. Большая часть нарушений, с которыми сталкиваются сегодня педагоги и психологи, имеет социально-педагогическую и духовно-практическую природу.
К сожалению, многие родители и педагоги утратили четкие представления о закономерностях, определяющих развитие ребенка в тот или иной период детства. Воспитание малыша с пеленок превращается в подготовку к учебе в школе и реализации удачной жизненной карьеры. А педагогический процесс, ориентированный на обучение в ущерб воспитанию, вытесняет из жизни дошкольника игру, доброе и живое общение со сверстниками и взрослыми.
Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле. Именно младший возраст называют "золотой порой" духовно-личностного становления.
Задачи воспитания духовно- нравственной культуры детей являются в настоящее время наиболее актуальной задачей системы дошкольного образования. Это объясняется введением в Стандарты нового поколения для начальной школы новой предметной области «Духовно - нравственная культура народов России» в составе шести модулей, среди которых « Основы православной культуры». Задачи духовно- нравственного воспитания, определяемые как воспитание «готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; ознакомления с основными нормами светской и религиозной морали и понимания их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; понимания значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; формирования первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности, первоначальных представлений об исторической роли традиционных религий, становления внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов; осознание ценности человеческой жизни» определяются в Концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина.
В Государственном образовательном стандарте начального общего образования определены параметры оценки личностных, межпредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. И если результаты по межпредметным и предметным требованиям к обучающимся могут быть получены на основе программ начальной школы, то поставленные ориентиры личностного развития требуют специальной организации уже на уровне звена дошкольного образования. Так как процесс формирования личностных качеств ребенка, имея сенситивный период развития в раннем дошкольном детстве, носит длительный пролонгированный характер, имеет отсроченные результаты, то для получения полноценных личностных результатов должна быть обеспечена преемственность на уровне дошкольного и школьного звена системы образования. Можно предположить, что для успешности решения поставленных задач личностного развития должна быть осуществлена преемственная взаимосвязь таких воспитательных институтов как « семья - система дошкольного образования (детский сад) - начальная школа» в соответствии с требованиями организациями педагогического процесса на уровне преемственности следующих его содержательных компонентов:
- педагогических понятий (выделение базовых и периферических понятий предметной области «Духовно- нравственная культура народов» (по модулю «Основы православной культуры»), введенной в стандарты начального образования;
- программно - содержательного обеспечения(корректировки понятий в рамках образовательных программ воспитания и обучения в детских садах); 3. Учебно-методического обеспечения (разработки корпуса учебно-методических материалов: хрестоматий, наглядных материалов и т.п.)
В педагогическом опыте последовательность работы включает несколько этапов:
- Ознакомительно - активный. Прогулка. Ознакомление с окружающим миром в формах активной деятельности. А/ Наблюдение на прогулке за конкретным явлением окружающего мира (солнце, свет и т.п.) и ответы на вопросы « что видим?», «какой?», «для чего?»; Б/ Игровая деятельность Сюжетная игра на ту же тему. которая импровизируется воспитателем и разыгрывается им совместно с детьми.
- Ознакомительно - аналитический. Занятие в группе.
- Закрепляюще - проверочный. Практические творческие работы, ситуации нравственного выбора, требующие применения полученных знаний.
Одни и те же понятия в рамках каждой темы - «Прогулки» православной культуры последовательно разрабатываются в разных формах работы- наблюдениях явлений окружающего мира на прогулках с их оформлением в играх, в группе- в слушании текстов, которые читает детям воспитатель, декламации стихотворений, рисовании, сочинении сказок, аппликации, работ с природным материалом, организации выставки детских работ. Учитывая психологические особенности дошкольников, наибольшее количество заданий предполагает использование практических и игровых форм работы. Важное значение имеет использование музыкального сопровождения занятий. Место использования этих материалов обозначено как в тексте хрестоматий, так и в методическом пособии. Тексты каждой темы завершает их содержательное обобщение (повторение, вывод) в формах:
- Проблемного обсуждения «Обсуждаем - размышляем».
- Создания коллективного творческого проекта (художественное панно и т.д.)
Содержательное обобщение используется и по завершении каждой подтемы в форме - индивидуальных творческих работ.
Реализация задач проходит как в форме кружкой деятельности 1 раз в неделю, так и в интеграции с различными видами деятельности.
По результатам мониторинговых исследований, можно сказать, что духовно-нравственное воспитание наших детей показывает: что дети меняются, стало меньше конфликтов, стараются больше проявлять терпимость, сдержанность, заботливость, внимательность по отношению друг к другу, учатся прощать, уступать, соотносить свои интересы с интересами других. И главный результат нашей работы, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.