kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проектно – исследовательская деятельность на уроках и внеурочных занятиях.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектно – исследовательская  деятельность   на уроках и   внеурочных занятиях

В школьном возрасте дети проводят большую часть своего времени с нами, учителями. Значит, от нас во многом зависит, вырастут ли они пессимистами и нытиками или уверенными в себе и своем завтра людьми, способными дерзать, созидать, делать успешной свою жизнь и жизнь общества. Наряду с совершенствованием учебного процесса школа должна обеспечивать нравственное, эмоциональное и физическое развитие личности с учетом творческих и возрастных особенностей каждого ребенка.

Главным фактором развития для каждого ребенка не должна стать деятельность, совершающаяся по принуждению или необходимости, так как результат может быть отрицательным. Деятельность, которая приносит успех и удовлетворение - вот двигатель развития. Мало того, чтобы деятельность была отмечена другими, надо помочь ребенку преодолеть свой страх и застенчивость, свою робость и неуверенность, помочь поверить в свои силы и добиться хорошего результата своей деятельности. Вот это и будет настоящим успехом, потому что ребенок шагнет вперед в своем личностном развитии. В современной начальной школе происходит активное обновление целей, содержания и методов образования. Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых  и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной позиции учащегося в учебном процессе. Ее решение особенно актуально для начального звена школьного обучения, поскольку учебная деятельность в данный период является ведущей в психическом развитии детей 7 – 10 лет. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все. Поддерживать стремление ребенка к самостоятельной деятельности, способствовать развитию интереса к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности – задачи, которые стоят перед начальной школой. В традиционной школе ученик  очень быстро осознает, что его задача – внимательно слушать на уроке и четко выполнять указания учителя. Иначе отстанешь от товарищей или твои высказывания будут восприняты как незнания. Учитель и родители будут недовольны.

 Как быть? В связи с этим большое значение приобретает не только разработка и совершенствование нового учебного содержания, но и исключение из практики непродуктивных стилей и форм педагогического общения, методов обучения. Если проанализировать цели начального образования, то нетрудно заметить, что основной приоритет отдается развитию личности ребенка: «…Обеспечить начальный этап развития личности  ребенка; выявить и обеспечить развитие способностей; формировать умение и желание учиться; приобрести необходимые умения и навыки учебной деятельности…» В государственном стандарте начального общего образования особое место отведено деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, так как развитие личностных качеств учащихся невозможно без приобретения ими опыта разнообразной деятельности: учебно – познавательной, практической, социальной. Главной задачей для себя, как учителя считаю: не «донести», «преподнести», «объяснить» и «показать» учащимся, а организовать совместный поиск решения возникшей задачи. В учебном процессе должно возникать «учебное общение», при котором учащийся, поняв, чего он не знает, не умеет делать, сам начинает активно действовать, восполняя недостаток знания и включая в этот процесс учителя, как более опытного партнера. Необходимость такого общения вытекает из природы проектной, исследовательской деятельности, при которой поиск истины невозможен без дополнительной информации, общения со сверстниками, родителями.  

Проектно- исследовательская деятельность – это специально организованная творческая деятельность учащихся, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений.

В связи с этим я стараюсь в своей работе применять проектный и исследовательский методы обучения.

 Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания  проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния).

При организации проектно-исследовательской деятельности приходится учитывать интересы и возможности детей каждой возрастной группы и использовать соответствующие методические приемы. Уже с первого класса он предлагает учить детей методам  исследовательской деятельности:

  1. «подумать самостоятельно»;
  2. «спросить у другого человека»;
  3. «посмотреть в книгах»;
  4. «посмотреть по телевизору»;
  5. «получить информацию у компьютера»;
  6. «понаблюдать»;
  7. «провести эксперимент»;
  8. «связаться со специалистом».

Проектная  исследовательской деятельность предполагает:

  1. наличие  проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;
  2. практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;
  3. самостоятельную деятельность ученика;
  4. структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;
  5. использование исследовательских методов, то есть определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования; обсуждение методов исследования, сбор информации, оформление конечных результатов; презентация полученного продукта, обсуждение и выводы.

В целом ряде работ отмечается необходимость системности в использовании активных методов, постепенного увеличения степени детской самостоятельности в учебно – познавательной деятельности и уменьшении различных видов учительской помощи. Все это, безусловно, относится и к применению проектного метода в начальной школе.  

Учитель должен способствовать созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской деятельности.  Одна из  задач учителя – поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздерживаться от негативных оценок. Задача учителя – не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их. Суждения «ты сделал неправильно, ты совсем не старался, не думал…» блокируют желание работать, двигаться дальше. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя.

Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным. В работе над проектами необходимо участие взрослых, в той мере, которое необходимо детям. Практика показывает, что совместная проектная деятельность предоставляет такие возможности, которые ведут к сплочению детско –взрослого союза. Совместная проектная деятельность  детей младшего школьного возраста, педагогов, родителей создает ситуацию успеха, радости, удовлетворения, способствует формированию чутких взаимоотношений между родителями, детьми,

Я придерживаюсь мнения, что каждый проект, исследовательская работа достойны  рассмотрения, уважения. На наших уроках представление работ скорее «рабочее»,  некоторые из них занимали по длительности на уроке 4-5 минут (о любимом животном, растении), а некоторые длились около  10 минут (О разных государствах).  В работе с проектами мы использовали и выпуск газет, и проведение презентаций,  на некоторые занятия приглашали родителей  (Наше село, Олимпиада) Также  считаю, что  любое бальное выражение оценки результатов исследовательской деятельности в начальных классах не должны иметь места, так как учащиеся должны чувствовать себя успешными, они только учатся проводить исследования, любое их достижение уже продвижение вперед, выполнить исследовательскую работу –значит самим постигать новое. Следовательно, никто другой так, как сам ребенок, не сможет почувствовать, увидеть, оценить свой труд. Но это вовсе не означает бесконтрольность данной деятельности. С целью преодоления подобных проблем педагог, учащиеся, другие участники  могут высказывать  оценочные суждения, имеющие форму пожелания, совета.

Проектно-исследовательской работой я начала заниматься с детьми в  третьем  и четвёртом  классе с предыдущим выпуском. В начале работы мы с учениками выбирали темы для сообщения на уроках. В основном на уроках окружающего мира и литературного чтения, (о животных, о разных государствах) готовились и подбирали материал после уроков вместе , итогом этой работы были мини-проекты. Детям  понравилось самостоятельно подбирать материал и многие сами стали создавать мини-проекты. Некоторым помогала я, некоторые работали в группе , но под контролем учителя.  У нас в школе есть традиция в конце каждого полугодия представлять результаты работы над проектами. Мы с ребятами подготовили проект «Пословицы и поговорки», который мы защитили в школе, а потом представили в районном конкурсе и заняли первое место. Так же дети работали над проектом «Олимпиада», «Фразеологизмы», «Чипсы», «Моя малая Родина-Брут». По окончанию работы по теме «Моя малая Родина-Брут» мы провели мероприятие, выступили перед родителями и учащимися школы, отправили работу на всесоюзный конкурс «Мой край Родной» и получили сертификат участника. Методику работы над проектом мы использовали при выпуске школьной газеты. Подбирали интересный материал, рассказывали о школьных мероприятиях, проводили  опросы, поздравляли с праздниками учителей и товарищей. И мне и детям было очень интересно, но четвёртый я выпустила и набрала  первый.

Мне хотелось продолжить эту работу и усовершенствовать. В первой четверти стала присматриваться к детям, узнавать их интересы, выявлять увлечения, чем они любят заниматься чаще. Выяснилось, что интересы у них самые разные. Одни рисуют, другие любят сказки. А Кокаева Динара очень хорошо лепит и у неё есть разные поделки из пластилина. Мы решили собрать все поделки, провести мастер-класс для одноклассников, рассказать о пластилине другим, а может и заинтересовать и начали работать над проектом «Мой друг- пластилин». Результат получился неплохой, и  мы представили его на школьный конкурс, где получили первое место.

 На классном часе мы говорили о правах и обязанностях детей, и они захотели, получше узнать об этом. Так у нас появился второй проект. Дальше уже дети сами начали выбирать себе темы, над которыми идёт работа: «Как правильно питаться», «Моя семья», «Сладкая жизнь». Хотя времени уходит очень много, не у всех есть дома компьютеры, и приходится подбирать материал в школе, но детям интересно. Они с радостью копаются в словарях, в интернете, задают вопросы старшим учащимся, родителям.

Заключение

Главную задачу школы – повышение качества знаний учащихся, развитие их творческих способностей - невозможно решить без формирования положительной мотивации учащихся. Метод проектов – способ достижения дидактической цели через пошаговую разработку темы, которая имеет реальный  итог, так значимый для ребят 7-10 лет.  Практика работы над проектно – исследовательской деятельностью показала, что в них нет неуспевающих детей. Успех, интерес, радость, возможность проявить себя, в независимости от успеваемости  – результат данного вида обучения.  Получение навыков общения со сверстниками, взрослыми: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат.

Организовав проектно – исследовательскую работу в начальной школе, мы оказываем ученику поддержку при выполнении заданий  за курс общеобразовательной школы, так как учим самостоятельно учиться.     

 

 

Просмотр содержимого документа
«Проектно – исследовательская деятельность на уроках и внеурочных занятиях. »





ДОКЛАД



Проектно – исследовательская  деятельность   на уроках и   внеурочных занятиях.







Учитель первого класса

МКОУСОШ с. Брут

Туганова Светлана Хаджимуратовна


Проектно – исследовательская  деятельность   на уроках и   внеурочных занятиях

В школьном возрасте дети проводят большую часть своего времени с нами, учителями. Значит, от нас во многом зависит, вырастут ли они пессимистами и нытиками или уверенными в себе и своем завтра людьми, способными дерзать, созидать, делать успешной свою жизнь и жизнь общества. Наряду с совершенствованием учебного процесса школа должна обеспечивать нравственное, эмоциональное и физическое развитие личности с учетом творческих и возрастных особенностей каждого ребенка.

Главным фактором развития для каждого ребенка не должна стать деятельность, совершающаяся по принуждению или необходимости, так как результат может быть отрицательным. Деятельность, которая приносит успех и удовлетворение - вот двигатель развития. Мало того, чтобы деятельность была отмечена другими, надо помочь ребенку преодолеть свой страх и застенчивость, свою робость и неуверенность, помочь поверить в свои силы и добиться хорошего результата своей деятельности. Вот это и будет настоящим успехом, потому что ребенок шагнет вперед в своем личностном развитии. В современной начальной школе происходит активное обновление целей, содержания и методов образования. Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых  и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной позиции учащегося в учебном процессе. Ее решение особенно актуально для начального звена школьного обучения, поскольку учебная деятельность в данный период является ведущей в психическом развитии детей 7 – 10 лет. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все. Поддерживать стремление ребенка к самостоятельной деятельности, способствовать развитию интереса к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности – задачи, которые стоят перед начальной школой. В традиционной школе ученик  очень быстро осознает, что его задача – внимательно слушать на уроке и четко выполнять указания учителя. Иначе отстанешь от товарищей или твои высказывания будут восприняты как незнания. Учитель и родители будут недовольны.

Как быть? В связи с этим большое значение приобретает не только разработка и совершенствование нового учебного содержания, но и исключение из практики непродуктивных стилей и форм педагогического общения, методов обучения. Если проанализировать цели начального образования, то нетрудно заметить, что основной приоритет отдается развитию личности ребенка: «…Обеспечить начальный этап развития личности  ребенка; выявить и обеспечить развитие способностей; формировать умение и желание учиться; приобрести необходимые умения и навыки учебной деятельности…» В государственном стандарте начального общего образования особое место отведено деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, так как развитие личностных качеств учащихся невозможно без приобретения ими опыта разнообразной деятельности: учебно – познавательной, практической, социальной. Главной задачей для себя, как учителя считаю: не «донести», «преподнести», «объяснить» и «показать» учащимся, а организовать совместный поиск решения возникшей задачи. В учебном процессе должно возникать «учебное общение», при котором учащийся, поняв, чего он не знает, не умеет делать, сам начинает активно действовать, восполняя недостаток знания и включая в этот процесс учителя, как более опытного партнера. Необходимость такого общения вытекает из природы проектной, исследовательской деятельности, при которой поиск истины невозможен без дополнительной информации, общения со сверстниками, родителями.  

Проектно- исследовательская деятельность – это специально организованная творческая деятельность учащихся, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений.

В связи с этим я стараюсь в своей работе применять проектный и исследовательский методы обучения.

 Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания  проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния).

При организации проектно-исследовательской деятельности приходится учитывать интересы и возможности детей каждой возрастной группы и использовать соответствующие методические приемы. Уже с первого класса он предлагает учить детей методам  исследовательской деятельности:

  1. «подумать самостоятельно»;

  2. «спросить у другого человека»;

  3. «посмотреть в книгах»;

  4. «посмотреть по телевизору»;

  5. «получить информацию у компьютера»;

  6. «понаблюдать»;

  7. «провести эксперимент»;

  8. «связаться со специалистом».

Проектная исследовательской деятельность предполагает:

  1. наличие  проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;

  2. практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;

  3. самостоятельную деятельность ученика;

  4. структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;

  5. использование исследовательских методов, то есть определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования; обсуждение методов исследования, сбор информации, оформление конечных результатов; презентация полученного продукта, обсуждение и выводы.

В целом ряде работ отмечается необходимость системности в использовании активных методов, постепенного увеличения степени детской самостоятельности в учебно – познавательной деятельности и уменьшении различных видов учительской помощи. Все это, безусловно, относится и к применению проектного метода в начальной школе.  

Учитель должен способствовать созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской деятельности. Одна из  задач учителя – поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздерживаться от негативных оценок. Задача учителя – не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их. Суждения «ты сделал неправильно, ты совсем не старался, не думал…» блокируют желание работать, двигаться дальше. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя.

Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным. В работе над проектами необходимо участие взрослых, в той мере, которое необходимо детям. Практика показывает, что совместная проектная деятельность предоставляет такие возможности, которые ведут к сплочению детско –взрослого союза. Совместная проектная деятельность  детей младшего школьного возраста, педагогов, родителей создает ситуацию успеха, радости, удовлетворения, способствует формированию чутких взаимоотношений между родителями, детьми,

Я придерживаюсь мнения, что каждый проект, исследовательская работа достойны  рассмотрения, уважения. На наших уроках представление работ скорее «рабочее», некоторые из них занимали по длительности на уроке 4-5 минут (о любимом животном, растении), а некоторые длились около  10 минут (О разных государствах). В работе с проектами мы использовали и выпуск газет, и проведение презентаций, на некоторые занятия приглашали родителей (Наше село, Олимпиада) Также  считаю, что  любое бальное выражение оценки результатов исследовательской деятельности в начальных классах не должны иметь места, так как учащиеся должны чувствовать себя успешными, они только учатся проводить исследования, любое их достижение уже продвижение вперед, выполнить исследовательскую работу –значит самим постигать новое. Следовательно, никто другой так, как сам ребенок, не сможет почувствовать, увидеть, оценить свой труд. Но это вовсе не означает бесконтрольность данной деятельности. С целью преодоления подобных проблем педагог, учащиеся, другие участники  могут высказывать  оценочные суждения, имеющие форму пожелания, совета.

Проектно-исследовательской работой я начала заниматься с детьми в третьем и четвёртом классе с предыдущим выпуском. В начале работы мы с учениками выбирали темы для сообщения на уроках. В основном на уроках окружающего мира и литературного чтения, (о животных, о разных государствах) готовились и подбирали материал после уроков вместе , итогом этой работы были мини-проекты. Детям понравилось самостоятельно подбирать материал и многие сами стали создавать мини-проекты. Некоторым помогала я, некоторые работали в группе , но под контролем учителя. У нас в школе есть традиция в конце каждого полугодия представлять результаты работы над проектами. Мы с ребятами подготовили проект «Пословицы и поговорки», который мы защитили в школе, а потом представили в районном конкурсе и заняли первое место. Так же дети работали над проектом «Олимпиада», «Фразеологизмы», «Чипсы», «Моя малая Родина-Брут». По окончанию работы по теме «Моя малая Родина-Брут» мы провели мероприятие, выступили перед родителями и учащимися школы, отправили работу на всесоюзный конкурс «Мой край Родной» и получили сертификат участника. Методику работы над проектом мы использовали при выпуске школьной газеты. Подбирали интересный материал, рассказывали о школьных мероприятиях, проводили опросы, поздравляли с праздниками учителей и товарищей. И мне и детям было очень интересно, но четвёртый я выпустила и набрала первый.

Мне хотелось продолжить эту работу и усовершенствовать. В первой четверти стала присматриваться к детям, узнавать их интересы, выявлять увлечения, чем они любят заниматься чаще. Выяснилось, что интересы у них самые разные. Одни рисуют, другие любят сказки. А Кокаева Динара очень хорошо лепит и у неё есть разные поделки из пластилина. Мы решили собрать все поделки, провести мастер-класс для одноклассников, рассказать о пластилине другим, а может и заинтересовать и начали работать над проектом «Мой друг- пластилин». Результат получился неплохой, и мы представили его на школьный конкурс, где получили первое место.

На классном часе мы говорили о правах и обязанностях детей, и они захотели, получше узнать об этом. Так у нас появился второй проект. Дальше уже дети сами начали выбирать себе темы, над которыми идёт работа: «Как правильно питаться», «Моя семья», «Сладкая жизнь». Хотя времени уходит очень много, не у всех есть дома компьютеры, и приходится подбирать материал в школе, но детям интересно. Они с радостью копаются в словарях, в интернете, задают вопросы старшим учащимся, родителям.

Заключение

Главную задачу школы – повышение качества знаний учащихся, развитие их творческих способностей - невозможно решить без формирования положительной мотивации учащихся. Метод проектов – способ достижения дидактической цели через пошаговую разработку темы, которая имеет реальный  итог, так значимый для ребят 7-10 лет.  Практика работы над проектно – исследовательской деятельностью показала, что в них нет неуспевающих детей. Успех, интерес, радость, возможность проявить себя, в независимости от успеваемости  – результат данного вида обучения.  Получение навыков общения со сверстниками, взрослыми: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат.

Организовав проектно – исследовательскую работу в начальной школе, мы оказываем ученику поддержку при выполнении заданий  за курс общеобразовательной школы, так как учим самостоятельно учиться.     
























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проектно – исследовательская деятельность на уроках и внеурочных занятиях.

Автор: Туганова Светлана Хаджимуратовна

Дата: 14.06.2014

Номер свидетельства: 104714

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Формирование УУД через проектно-исследовательскую деятельность (из опыта работы) "
    ["seo_title"] => string(88) "formirovaniie-uud-chieriez-proiektno-issliedovatiel-skuiu-dieiatiel-nost-iz-opyta-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "222297"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1436127370"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Презентация "Развитие познавательных интересов обучающихся через проектно-исследовательскую деятельность" "
    ["seo_title"] => string(128) "priezientatsiia-razvitiie-poznavatiel-nykh-intieriesov-obuchaiushchikhsia-chieriez-proiektno-issliedovatiel-skuiu-dieiatiel-nost"
    ["file_id"] => string(6) "238928"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1444670396"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Проектно-исследовательское направление "
    ["seo_title"] => string(44) "proiektno-issliedovatiel-skoie-napravlieniie"
    ["file_id"] => string(6) "233596"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1443162340"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Вовлечение учащихся начальных классов в исследовательскую деятельность в рамках ФГОС.docx "
    ["seo_title"] => string(107) "vovliechieniie-uchashchikhsia-nachal-nykh-klassov-v-issliedovatiel-skuiu-dieiatiel-nost-v-ramkakh-fgos-docx"
    ["file_id"] => string(6) "123925"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414600379"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Внеурочная деятельность – это мир творчества "
    ["seo_title"] => string(49) "vnieurochnaia-dieiatiel-nost-eto-mir-tvorchiestva"
    ["file_id"] => string(6) "190520"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427188385"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства