kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект занятий по литературе. Тема: Пьесы Шварца «Голый король», «Тень», «Дракон», «Обыкновенное чудо».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект занятий по литературе.

Тема: Пьесы Шварца «Голый король», «Тень», «Дракон», «Обыкновенное чудо»

Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включение в неё новых элементов.

№1. Тема: Пьесы Шварца. Вид занятия: вводное.

Этапы занятия.

1. Организа-ционный момент

2 Актуализация знаний

3 Постановка учебной задачи (4-5 минут)

4. Проектирование деятельности по освоению новых знаний.

5. Первичное закрепление материала

6. Применение знаний и способов действий

7. Информация о домашнем задании

Действия учителя:

1. Организация посадки учащихся. Приветствие.

2. Читает стихотворение М.Цветаевой

Ты, кто муку видишь в каждом миге,

Приходи сюда, усталый брат!

Все, что снилось, сбудется, как в книге —

Темный Шварцвальд сказками богат!

Все людские помыслы так мелки

В этом царстве доброй полумглы.

Здесь лишь лани бродят, скачут белки.

Пенье птиц. Жужжание пчелы.

Погляди, как скалы эти хмуры,

Сколько ярких лютиков в траве!

Белые меж них гуляют куры

С золотым хохлом на голове.

На поляне хижина-игрушка

Мирно спит под шепчущий ручей.

Постучишься — ветхая старушка

Выйдет, щурясь от дневных лучей.

Нос как клюв, одежда земляная,

Золотую держит нить рука, —

Это Waldfrau, бабушка лесная,

С колдовством знакомая слегка.

Если добр и ласков ты, как дети,

Если мил тебе и луч, и куст,

Все, что встарь случалося на свете,

Ты узнаешь из столетних уст.

Будешь радость видеть в каждом миге,

Всe поймешь: и звезды, и закат!

Что приснится, сбудется, как в книге, —

Темный Шварцвальд сказками богат!

 - Организует беседу по тексту стихотворения

 3) Направляет к формулировке темы занятия (Если уже изучены сказки и сценарии для детского фильма, продолжить изучение творчества Шварца можно чтением его пьес)

 -  Организация работы с «Ментальными картами». Подытоживает высказывание учащихся. Обращает внимание на сказочную суть произведений для изучения.

 - Предлагает поработать с содержанием книги

Озвучивает название пьес для изучения.

4) Организация планирования учебной деятельности

5) Организация работы по изучению творчества Шварца.

6) Обобщает материал.

7) Озвучивает д.з. Прочитать пьесы «Голый король» и «Тень»

Деятельность обучающихся:

1. Рассаживаются, формируя 4 группы по 5-6 человек

2.

 - Слушают стихотворение Цветаевой «Сказочный Шварцвальд» рассматривают иллюстративный ряд.

Отвечают на вопросы:

А) Какие ассоциации вызывает у вас это стихотворение?

Б) С фамилией какого писателя и драматурга ассоциируется стихотворение Цветаевой?

В) Стихотворение о Шварце? (нет, но ассоциируется с творчеством)

Г) Назовите известные вам произведения Шварца (сказки и киносценарии Шварца изучались в младшей школе и в 5 классе)

 3. Самостоятельно или с помощью учителя формулируют тему занятия.

 -  Изучают приготовленные учителем таблички с названиями предметов или иллюстрации, изображающие предметы из пьес-сказок Шварца. Составляют ассоциативные ряды. Озвучивают полученные результаты

 -  В содержании ищут названия тех пьес, которые наиболее близки по предметному ряду.

4. Называют этапы изучения творчества автора и произведения.:

 - биография

 - изучения текста

 - анализ текста

 - проверка полученных знаний.

5. В различных источниках ищут биографию Шварца.

Составляют конспект по биографии автора.  Озвучивают полученный результат.

6. Готовят по группам вопросы тестового характера.

7. Обдумывают вопрос учителя: Могут ли биографические сведения раскрыть личность автора?

Ответ очевиден. Необходимо прочесть произведения автора. Запись домашнего задания.

Методы и техники креативности (с указанием этапа урока):

2. Подготовка к ассоциативному методу «Ментальные карты»

4.Составление «ментальных карт»

7. Эвристический метод

Урок №2.

Тема: «Вымысел не есть обман…» Анализ пьес «Голый король», «Тень»

Вид урока: Урок «открытия нового знания»

Этапы занятия:

1. Организа-ционный момент

2 Актуализация знаний

3 Постановка учебной задачи

4. Планирование и решение ученических задачв группах. Выступления учащихся.

5. Создание проблемной ситуации.

6. Обобщение материала

7. Информация о домашнем задании

Действия учителя:

1. Традиционное приветствие.

2. Используя тестовый материал предыдущего урока (тщательно отобранный и выверенный), который был подготовлен детьми.

3. Организует беседу по анализируемому материалу.

4. Организовывает аналитическую работу по группам.

5. Проблемный вопрос:

Почему Шварц использует сюжеты сказок Андерсена? (Путём эвристической беседы направляет учащихся к анализу не внешнего сходства или различия сказок Андерсена и пьес Шварца, а к сути понимания идеи произведений Шварца)

6. Организация творческой работы

7. Совместно с ребятами определяет тему исследования следующего урока по пьесам Шварца.

Деятельность учащихся:

1. Формируют 4 рабочие группы.

2. Выполняют тестовое задание с самопроверкой. Узнают вопросы, которые сформулировали на прошлом уроке и осознают значимость своей работы.

3. Отвечают на вопрос:

Есть ли что-то общее в двух произведениях Шварца? (сказочность, жанровая принадлежность, андерсеновские сюжеты, тематика?)

1 группа – готовит материал по характеристике литературной сказки.

2 группа – готовит материал по характеристике пьесы как жанра драмы с её составляющими.

3 группа – поиск андерсеновских сюжетов в пьесах «Голый король» и «Тень»

4 группа – сравнение андерсеноских и шварцевских персонажей

Выступления учащихся.

5. Проблемное обсуждение.

6. Письменный ответ на вопрос: «Какие герои пьес Шварца несут в себе черты самого автора?» Обосновать свой выбор

7. Запись домашнего задания (Читать пьесу «Дракон»)

Методы и техники креативности (с указанием этапа урока):

4 Методика Уолта Диснея

5«Мозговой штурм»

6«Фрирайтинг

Урок № 3. Тема: Анализ пьесы «Дракон»

Вид занятия: Урок «открытия нового знания»

Этапы урока:

1. Организа-ционный момент

2 Актуализация знаний

3 Постановка учебной задачи

4. Планирование и решение ученических задачв группах. Выступления учащихся.

5. Создание проблемной ситуации.

6. Обобщение материала

7. Информация о домашнем задании

Действия учителя:

Урок с данной тематикой методически разработан. За основу можно взять урок на сайте по адресу http://www.testsoch.com/e-l-shvarc-drakon-drakony-zhivut-tam-gde-im-pozvolyayut/ Е. Л. Шварц. «Дракон»: «Драконы живут там, где им позволяют…».

Глубокий анализ произведения дан на сайте по адресу http://festival.1september.ru/articles/418324/  Конспект урока литературы по теме: "Е.Шварц. "Дракон", разработанный  Сметаниной Людмилой Тихоновной.

Проводя аналитическую работу по данной пьесе, необходимо установить её связь с предшествующими изученными пьесами Шварца «Голый король» и «Тень» В сознании школьника должно утвердиться, что эти пьесы составляют трилогию  - « социальные антифашистские драмы с подчёркнуто «иным» пространством.

Деятельность учащихся:

-. Складывают  из букв фамилию писателя, слова-ассоциации с именем Шварца.

АБЬХСПОЛШВАРЦПРОНЫЙ

 - анализируют текст (см. методические разработки)

 - отвечают на вопрос, составляют акростих

Что же конкретно — какие качества, «семена» — посеял Дракон в своем народе?

Двуличие, деспотизм

Разобщенность, равнодушие

Аморальность

Коварство, карьеризм

Опустошение, омертвение

Низкопоклонство, неискренность*

 - Письменный ответ на вопрос: «Какие герои пьесы Шварца несут в себе черты самого автора?» Обосновать свой выбор

 - Запись домашнего задания6 читать пьесу «Обыкновенное чудо»

Методы и техники креативности (с указанием этапа урока):

1. Ассоциативный метод. Сложить из букв фамилию писателя, слова-ассоциации с именем Шварца.

АБЬХСПОЛШВАРЦПРОНЫЙ

4. акростих.

Урок № 4. Тема: «Обыкновенное чудо».

Вид урока:

Урок «открытия нового знания»

Этапы урока:

1. Организа-ционный момент

2 Актуализация знаний

3 Постановка учебной задачи

4. Эвристическая беседа

5. Творческое задание.

6. Обобщение материала

7. Информация о домашнем задании.

Действия учителя:

1) Традиционное приветствие

2) Анализ письменных работ учащихся

3) Сообщает школьникам, что это последняя «сказочная» пьеса. Ни одну из пьес Шварц не писал так долго (замысел относится к 1943 – заключительная правка вносится в начале 1957 года) Драма эта – итоговая не только потому, что окончена автором за 2 года до смерти. В «Обыкновенном чуде» ярко и недвусмысленно воплощаются уже отточенные всей творческой жизнью замыслы и приёмы, которыми запомнились фантастические пьесы Шварца.

4) Работа с заголовком пьесы (оксюморон), основным конфликтом.

5) Анализ персонажей пьесы.

6) Подводит итог: Зачем автор написал пьесы? Что хотел сказать потомкам?

7) Озвучивает фразу для осмысления. Вопрос: Согласны ли с мнением автора о собственном творчестве?

В августе 1957 года, за полгода до смерти, писатель подвел итоги своей жизни следующим, уже совсем неутешительным и несправедливым образом:

   «Настоящей ответственной книги в прозе так и не сделал.

   Я мало требовал от людей, но как все подобные люди, мало и давал.

   Я никого не предал, не оклеветал, даже в самые трудные годы, выгораживал, как мог, попавших в беду.

   Но это был значок второй степени.

   Это не подвиг.

   И перебирая свою жизнь, ни на чем не могу успокоиться и порадоваться.

   Дал ли я кому-нибудь счастья?.». (Е.Шварц. Дневники.)

Деятельность учеников:

1. Формируются постоянные рабочие группы.

2. Участвуют  в обсуждении мыслей, прозвучавших в письменных работах учащихся.

5. Запись темы занятия.

4. Анализируют пьесу Отвечают на вопросы:

«В чём особенность пьесы «Обыкновенное чудо?»

«В чём конфликт пьесы?» (между литературной (сочинённой) жизнью и подлинной реальностью)

5. Анализируют героев с точки зрения «реальности» и «фантастичности»

 - Роль хозяина – волшебника в пьесе. Фантазируют на тему того, что бы мог волшебник придумать с реальными предметами, чтобы они стали нереальными.

 - находят персонажей – носителей черт характера самого Шварца (наводящий вопрос: кто самый мудрый в этой пьесе?)

6) Устами героев – носителей черт характера Шварца – формулируют идею, которую автор хотел донести до последующих поколений.

7. Записывают домашнее задание: письменный ответ на вопрос.

Методы и техники креативности (с указанием этапа урока):

2. метод Эдварда де Боно (метод 6 шапок)

4. метод синектики Уильяма Гордона

5. метод синектики Уильяма Гордона фантастические аналогии

6. Методика Уолта Диснея (элемент инсценирования)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект занятий по литературе. Тема: Пьесы Шварца «Голый король», «Тень», «Дракон», «Обыкновенное чудо».»

Проект занятий по литературе.

Тема: Пьесы Шварца «Голый король», «Тень», «Дракон», «Обыкновенное чудо»

Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включение в неё новых элементов.

Тема

Вид занятия

Этапы занятий

Действия учителя

Деятельность обучающихся

Методы и техники креативности

1.
























































Пьесы Шварца.



















































Вводное




















































1. Организа-ционный момент

2 Актуализация знаний

3 Постановка учебной задачи (4-5 минут)

4. Проектирование деятельности по освоению новых знаний.

5. Первичное закрепление материала

6. Применение знаний и способов действий

7. Информация о домашнем задании

1. Организация посадки учащихся. Приветствие.

2. Читает стихотворение М.Цветаевой

Ты, кто муку видишь в каждом миге,

Приходи сюда, усталый брат!

Все, что снилось, сбудется, как в книге —

Темный Шварцвальд сказками богат!


Все людские помыслы так мелки

В этом царстве доброй полумглы.

Здесь лишь лани бродят, скачут белки...

Пенье птиц... Жужжание пчелы...


Погляди, как скалы эти хмуры,

Сколько ярких лютиков в траве!

Белые меж них гуляют куры

С золотым хохлом на голове.


На поляне хижина-игрушка

Мирно спит под шепчущий ручей.

Постучишься — ветхая старушка

Выйдет, щурясь от дневных лучей.


Нос как клюв, одежда земляная,

Золотую держит нить рука, —

Это Waldfrau, бабушка лесная,

С колдовством знакомая слегка.


Если добр и ласков ты, как дети,

Если мил тебе и луч, и куст,

Все, что встарь случалося на свете,

Ты узнаешь из столетних уст.


Будешь радость видеть в каждом миге,

Всe поймешь: и звезды, и закат!

Что приснится, сбудется, как в книге, —

Темный Шварцвальд сказками богат!

- Организует беседу по тексту стихотворения

3) Направляет к формулировке темы занятия (Если уже изучены сказки и сценарии для детского фильма, продолжить изучение творчества Шварца можно чтением его пьес)

- Организация работы с «Ментальными картами». Подытоживает высказывание учащихся. Обращает внимание на сказочную суть произведений для изучения.

- Предлагает поработать с содержанием книги

Озвучивает название пьес для изучения.

4) Организация планирования учебной деятельности

5) Организация работы по изучению творчества Шварца.

6) Обобщает материал.

7) Озвучивает д.з. Прочитать пьесы «Голый король» и «Тень»

1. Рассаживаются, формируя 4 группы по 5-6 человек

2.

- Слушают стихотворение Цветаевой «Сказочный Шварцвальд» рассматривают иллюстративный ряд.

Отвечают на вопросы:

А) Какие ассоциации вызывает у вас это стихотворение?

Б) С фамилией какого писателя и драматурга ассоциируется стихотворение Цветаевой?

В) Стихотворение о Шварце? (нет, но ассоциируется с творчеством)

Г) Назовите известные вам произведения Шварца (сказки и киносценарии Шварца изучались в младшей школе и в 5 классе)

3. Самостоятельно или с помощью учителя формулируют тему занятия.

- Изучают приготовленные учителем таблички с названиями предметов или иллюстрации, изображающие предметы из пьес-сказок Шварца. Составляют ассоциативные ряды. Озвучивают полученные результаты

- В содержании ищут названия тех пьес, которые наиболее близки по предметному ряду.

4. Называют этапы изучения творчества автора и произведения.:

- биография

- изучения текста

- анализ текста

- проверка полученных знаний.

5. В различных источниках ищут биографию Шварца.

Составляют конспект по биографии автора. Озвучивают полученный результат.

6. Готовят по группам вопросы тестового характера .

7. Обдумывают вопрос учителя: Могут ли биографические сведения раскрыть личность автора?

Ответ очевиден. Необходимо прочесть произведения автора. Запись домашнего задания.




2. Подготовка к ассоциативному методу «Ментальные карты»






















Составление «ментальных карт»










Эвристический метод












2

«Вымысел не есть обман…» Анализ пьес «Голый король», «Тень»

Урок «открытия нового знания»

1. Организа-ционный момент

2 Актуализация знаний

3 Постановка учебной задачи

4. Планирование и решение ученических задач в группах. Выступления учащихся.

5. Создание проблемной ситуации.

6. Обобщение материала

7. Информация о домашнем задании

1. Традиционное приветствие.

2. Используя тестовый материал предыдущего урока (тщательно отобранный и выверенный), который был подготовлен детьми.

3. Организует беседу по анализируемому материалу.

4. Организовывает аналитическую работу по группам.

5. Проблемный вопрос:

Почему Шварц использует сюжеты сказок Андерсена? (Путём эвристической беседы направляет учащихся к анализу не внешнего сходства или различия сказок Андерсена и пьес Шварца, а к сути понимания идеи произведений Шварца)

6. Организация творческой работы

7. Совместно с ребятами определяет тему исследования следующего урока по пьесам Шварца.

1. Формируют 4 рабочие группы.

2. Выполняют тестовое задание с самопроверкой. Узнают вопросы, которые сформулировали на прошлом уроке и осознают значимость своей работы.

3. Отвечают на вопрос:

Есть ли что-то общее в двух произведениях Шварца? (сказочность, жанровая принадлежность, андерсеновские сюжеты, тематика?)

1 группа – готовит материал по характеристике литературной сказки.

2 группа – готовит материал по характеристике пьесы как жанра драмы с её составляющими.

3 группа – поиск андерсеновских сюжетов в пьесах «Голый король» и «Тень»

4 группа – сравнение андерсеноских и шварцевских персонажей

Выступления учащихся.

5. Проблемное обсуждение.

6. Письменный ответ на вопрос: «Какие герои пьес Шварца несут в себе черты самого автора?» Обосновать свой выбор

7. Запись домашнего задания (Читать пьесу «Дракон»)

















Методика Уолта Диснея



«Мозговой штурм»


«Фрирайтинг

3.

Анализ пьесы «Дракон»

Урок «открытия нового знания»

1. Организа-ционный момент

2 Актуализация знаний

3 Постановка учебной задачи

4. Планирование и решение ученических задач в группах. Выступления учащихся.

5. Создание проблемной ситуации.

6. Обобщение материала

7. Информация о домашнем задании

Урок с данной тематикой методически разработан. За основу можно взять урок на сайте по адресу http://www.testsoch.com/e-l-shvarc-drakon-drakony-zhivut-tam-gde-im-pozvolyayut/ Е. Л. Шварц. «Дракон»: «Драконы живут там, где им позволяют…».

Глубокий анализ произведения дан на сайте по адресу http://festival.1september.ru/articles/418324/ Конспект урока литературы по теме: "Е.Шварц. "Дракон", разработанный Сметаниной Людмилой Тихоновной.

Проводя аналитическую работу по данной пьесе, необходимо установить её связь с предшествующими изученными пьесами Шварца «Голый король» и «Тень» В сознании школьника должно утвердиться, что эти пьесы составляют трилогию - « социальные антифашистские драмы с подчёркнуто «иным» пространством.

- . Складывают из букв фамилию писателя, слова-ассоциации с именем Шварца.

АБЬХСПОЛШВАРЦПРОНЫЙ

- анализируют текст (см. методические разработки)

- отвечают на вопрос, составляют акростих

Что же конкретно — какие качества, «семена» — посеял Дракон в своем народе?

Двуличие, деспотизм

Разобщенность, равнодушие

Аморальность

Коварство, карьеризм

Опустошение, омертвение

Низкопоклонство, неискренность*


- Письменный ответ на вопрос: «Какие герои пьесы Шварца несут в себе черты самого автора?» Обосновать свой выбор

- Запись домашнего задания6 читать пьесу «Обыкновенное чудо»

Ассоциативный метод. Сложить из букв фамилию писателя, слова-ассоциации с именем Шварца.

АБЬХСПОЛШВАРЦПРОНЫЙ



акростих.

4.

«Обыкновенное чудо»

Урок «открытия нового знания»

1. Организа-ционный момент

2 Актуализация знаний

3 Постановка учебной задачи

4. Эвристическая беседа

5. Творческое задание.

6. Обобщение материала

7. Информация о домашнем задании

1) Традиционное приветствие

2) Анализ письменных работ учащихся

3) Сообщает школьникам, что это последняя «сказочная» пьеса. Ни одну из пьес Шварц не писал так долго (замысел относится к 1943 – заключительная правка вносится в начале 1957 года) Драма эта – итоговая не только потому, что окончена автором за 2 года до смерти. В «Обыкновенном чуде» ярко и недвусмысленно воплощаются уже отточенные всей творческой жизнью замыслы и приёмы, которыми запомнились фантастические пьесы Шварца.

4) Работа с заголовком пьесы (оксюморон), основным конфликтом.

5) Анализ персонажей пьесы.

6) Подводит итог: Зачем автор написал пьесы? Что хотел сказать потомкам?

7) Озвучивает фразу для осмысления. Вопрос: Согласны ли с мнением автора о собственном творчестве?

В августе 1957 года, за полгода до смерти, писатель подвел итоги своей жизни следующим, уже совсем неутешительным и несправедливым образом:

«Настоящей ответственной книги в прозе так и не сделал.

Я мало требовал от людей, но как все подобные люди, мало и давал.

Я никого не предал, не оклеветал, даже в самые трудные годы, выгораживал, как мог, попавших в беду.

Но это был значок второй степени.

Это не подвиг.

И перебирая свою жизнь, ни на чем не могу успокоиться и порадоваться.

Дал ли я кому-нибудь счастья?...». (Е.Шварц. Дневники.)

1. Формируются постоянные рабочие группы.

2. Участвуют в обсуждении мыслей, прозвучавших в письменных работах учащихся.

5. Запись темы занятия.

4. Анализируют пьесу Отвечают на вопросы:

«В чём особенность пьесы «Обыкновенное чудо?»

«В чём конфликт пьесы?» (между литературной (сочинённой) жизнью и подлинной реальностью)

5. Анализируют героев с точки зрения «реальности» и «фантастичности»

- Роль хозяина – волшебника в пьесе. Фантазируют на тему того, что бы мог волшебник придумать с реальными предметами, чтобы они стали нереальными.

- находят персонажей – носителей черт характера самого Шварца (наводящий вопрос: кто самый мудрый в этой пьесе?)

6) Устами героев – носителей черт характера Шварца – формулируют идею, которую автор хотел донести до последующих поколений.

7. Записывают домашнее задание: письменный ответ на вопрос.


метод Эдварда де Боно (метод 6 шапок)


метод синектики Уильяма Гордона






метод синектики Уильяма Гордона фантастические аналогии



Методика Уолта Диснея (элемент инсценирования)



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Еленец Снежана Николаевна

Дата: 25.11.2015

Номер свидетельства: 258437


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства