Речевое развитие традиционно осуществляется в разных видах деятельности детей: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, явлениями окружающей действительности, обучению грамоте и др., а также вне занятий - в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни ребенка.
В разработке выделяются основные задачи педагогической работы по развитию речи, каждой из которых соответствует определенный комплекс частных образовательных задач:
* развитие связной речи;
* развитие лексической стороны речи;
* формирование грамматического строя речи;
* развитие звуковой стороны речи;
* развитие образной речи.
Развитие связной речи. Решение этой задачи сопряжено с развитием двух форм речи - диалогической и монологической. При развитии диалогической речи особое внимание уделяется формированию у детей умения строить диалог (спрашивать, отвечать, объяснять и др.), пользуясь при этом разнообразными языковыми средствами в соответствии с ситуацией. Для этого используются беседы на самые разнообразные темы, касающиеся жизни ребенка в семье, в детском саду и т.д. Именно в диалоге развивается умение выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста. Все эти умения необходимы и для развития монологической речи детей.
Большую роль в организации связного высказывания играет интонация. Поэтому формирование умения правильно использовать интонацию отдельного предложения способствует оформлению структурного единства и смысловой законченности текста в целом.
Развитие лексической стороны речи. Работа над словом - исходной единицей языка - занимает одно из самых важных мест в общей системе работы по развитию речи. Овладение словарным составом родного языка - необходимое условие освоения его грамматического строя, развития связной монологической речи, воспитания звуковой стороны слова.
Работа над словом - это прежде всего работа по осмыслению его значения.
В процессе словарной работы (как и при решении других задач речевого воспитания) следует стремиться к тому, чтобы речь ребенка приобретала такие качества, как точность, правильность, выразительность.
Формирование грамматического строя речи. В процессе овладения речью ребенок приобретает умение образовывать и употреблять грамматические формы. С учетом этого предусматривается специальная работа над морфологией (изменение слов по родам, числам, падежам), словообразованием (образование одного слова на базе другого с помощью особых средств), синтаксисом (построение простых и сложных предложений).
Дети осваивают и различные способы словообразования. Так, у них формируется умение образовывать слово на базе другого однокоренного слова, которым оно мотивировано, с помощью аффиксов (окончаний, приставок, суффиксов) и др.
При работе над синтаксисом детей обучают способам соединения слов в словосочетания и предложения разных типов - простые и сложные.
Развитие звуковой стороны речи. Овладевая звуковыми средствами языка, ребенок опирается на речевой слух. Важными средствами звуковой выразительности речи являются тон, тембр, паузы, разные типы ударений.
Важнейшие источники развития выразительности детской речи - это произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки, фразеологизмы).
Методическая разработка включает содержание и формы работы по развитию образной речи ребенка средствами литературных произведений разных жанров (сказки, рассказа, стихотворения) и малых фольклорных форм.
«Оптимизация форм и методов речевого развития детей в условиях дошкольного образовательного учреждения»
В системе дошкольного образования развитие речи, обучение родному языку занимает ведущее место.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенка разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической.
– речь ребенка развивается в ходе обобщения языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речевой активности;
– язык и речь представляют собой своеобразный «узел», в который «сплетаются» различные линии психического развития – развитие мышления, воображения, памяти, эмоций;
– ведущим направлением в обучении родному языку является формирование языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи;
- ориентировка ребенка в языковых явлениях определяет условия для
самостоятельных наблюдений за языком, для саморазвития речи, придает речи творческий характер.
Основные задачи развития речи – воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи – решаются на протяжении всего дошкольного детства, однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение содержания речевой работы, меняются и методы обучения. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, который необходимо решать параллельно и своевременно.
Развитие связной речи ребенка происходит в тесной взаимосвязи с освоением звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя языка. Важной составной частью общеречевой работы является развитие образной речи. Воспитание интереса к художественному слову, умение использовать средства художественной выразительности в самостоятельном высказывании приводят к развитию у детей поэтического слуха, и на этой основе развивается его способность к словесному творчеству.
Речевое воспитание в нашем детском саду рассматривается как взаимодействие педагога и ребенка, овладевающего родным языком. Эта проблема тесно связана с обучением родному языку, т. е. педагогическим процессом, в ходе которого осуществляется формирование у ребенка речевых умений и навыков. На этой основе происходит развитие его речи: понимание смысла слова и обогащение словаря, усвоение системы языковых понятий и закономерностей в области морфологии, словообразования, синтаксиса, овладение звуковой культурой речи, формирование связной речи.
Развитие речи традиционно осуществляется в разных видах деятельности детей: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, с явлениями окружающей действительности, обучению грамоте, на всех остальных занятиях, а также вне их – в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни. Однако только обучение родному языку на специальных занятиях может дать устойчивый развивающий эффект.
Решение каждой речевой задачи (воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, словарная работа, развитие связной речи) осуществляется, прежде всего, линейно, так как от группы к группе идет постепенное усложнение материала внутри каждой задачи, варьируются и сочетаемость упражнений, их смена и связь. Однако в этом усложнении на каждом этапе обучения сохраняется программное ядро. В развитии связной речи – это связывание предложений в высказывание, в словарной работе – это работа над смысловой стороной слова, в грамматике – это формирование языковых обобщений.
Сформированная речь не только способствует эффективному обучению ребенка в школе, установлению гармоничных отношений с окружающими людьми и миром, но им является важным условием полноценного развития личности ребенка и ее успешной самореализации в последующей жизнедеятельности.
Описание форм, методов и приемов
активизации речевого развития детей в условиях ДОУ.
Основной формой педагогического процесса в детском саду являются занятия (в данном случае занятия по развитию речи). Здесь конкретизируются и уточняются знания детей, полученные ими практическим путём и которые они получили, действуя с предметами ближайшего окружения. Но чтобы программные задачи организованного обучения решались более успешно, необходимо весь день пребывания ребёнка в детском саду сделать более содержательным в плане речевого развития. В сборнике предлагается, по мнению авторов, наиболее интересные формы организации детской деятельности, где успешно решаются задачи речевого развития детей :
· наблюдение и труд в природе;
· организация досуга по сценариям активизирующего общения;
· игры-забавы и игры-хороводы на развитие общения;
· слушание художественной литературы с использованием ярких красочных картинок;
· инсценирование, драматизация литературных произведений;
· игры на развитие мелкой моторики рук;
· дидактические игры и упражнения;
· бытовые и игровые ситуации;
· элементарное экспериментирование.
В основе речевого развития всегда лежит развитие психических процессов ребенка. Насколько ребенок научится слушать, слышать, запоминать, думать, рассуждать, настолько успешно будут формироваться речевые навыки ребенка. Естественная среда в которой находится ребенок должна быть познавательной, речевой, побуждающей его на общение, познание, рассказывание. Основным условием ускорения развития речевой деятельности является применение различных методов обучения речи.
Метод – способ работы воспитателей и детей, обеспечивающий приобретение детьми знаний, умений и навыков. В методике обучения родному языку можно выделить несколько групп методов.
Группы методов:
- Наглядный
- Словесный
Во всех словесных методах применяются наглядные приемы обучения (кратковременный показ предмета, игрушки; рассматривание иллюстраций) или демонстрация наглядного объекта (чтение стихов кукле, появление разгадки – предмета и т.д.)
Для дошкольного периода развития речи характерны практические методы: метод имитации, метод разговора (беседы), метод пересказа, метод рассказывания (сочинения). Практический метод используется при организации дидактических и словесных игр с наглядным материалом; при знакомстве с литературным текстом; игре – драматизации. Обучение методу имитации происходит непроизвольно в процессе общения с воспитанником, во время любой игры. Особенно много благоприятных ситуаций для развития речи детей складывается в процессе сюжетно-ролевых игр, режиссерских игр, игр-драматизаций. В игре дошкольник копирует различные ситуации, которые он наблюдал или о которых знает по рассказам. Дети копируют и действия взрослых и речь, которой они сопровождают свои действия.
Более сложный по выполнению для воспитанника метод обучения его речи – это метод разговора, еще его называют методом вопросов и ответов, методом беседы. Своим вопросом обучающий побуждает ребенка вспомнить уже известные ему слова, звуки, грамматические формы или связный текст и употребить их к месту, побуждает пользоваться своим речевым запасом и тем самым совершенствовать свою речь.
Детей старшего дошкольного возраста обучают речи методом пересказа, обогащающего их речь всеми компонентами языка, тренирующего их связную речь. Метод пересказа заключается в изложении увиденного, услышанного, просмотренного, прочитанного.
Наибольшую самостоятельность в речи предоставляет детям метод сочинения (рассказывания) где педагог поощряет самостоятельное «сочинение» детьми сказок, рассказывание ими реальных случаев из жизни, на темы из прочитанной художественной литературы, описания ими картинок, реальных объектов – вещей, животных, растений.
Все приведенные примеры методов обучения осуществляются различными приемами. Прием – это элемент метода, вариант применения данного метода.
Так приемами, с помощью которых реализуются методы, могут быть:
* Словесные приемы: речевой образец, повторение, объяснение, указания, словесное упражнение, оценка детской речи, вопрос (репродуктивный, поисковый, требующий умозаключения, прямой, наводящий, подсказывающий).
* Наглядные приемы: показ картинки, игрушки, движения или действия (в игре – драматизации, чтение стихотворения), показ положения органов артикуляции при произнесении звуков.
* Игровые приемы
От правильного взаимодействия детского сада и семьи зависит успех воспитания детей.
Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по- своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.