kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Кружок Мой выбор

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ранняя юность — единственная пора социально-узаконенного, общественно необходимого выбора растущим человеком своего собственного будущего. Ведущий вид деятельности обучающихся данного возраста — учебно-профессиональный. Характерной чертой его является формирование жизненных планов, связанных с выбором профессии. К выбору профессии не многие молодые люди подходят основательно, так как это требует длительного времени и большой мыслительной аналитической деятельности. Старшеклассники чаще всего хотят определить свой будущий жизненный путь и трудовую деятельность без вмешательства взрослых, что порождает дополнительные трудности в процессе принятия ими соответствующих решений.

Просмотр содержимого документа
«Кружок Мой выбор»




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по обществознанию составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы Л. Н. Боголюбова. (Сборник Рабочие программы. Обществознание. 5-9 классы М.:Просвещение, 2011)

Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендован­ных Министерством образования и науки Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально-гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные со­циологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологи­ческие знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум зна­ний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.

Изучение обществознания в основной школе призвано создать условия для полноценного выполнения выпускником типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения. Выпускник основной школы должен получить достаточно полное представление о возможностях, которые существуют в современном российском обществе для продолжения образования и работы, для самореализации в многообразных видах деятельности, а также об условиях достижения успеха в различных сферах жизни общества. Курс призван помогать предпрофильному самоопределению.

Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:

- развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11 – 15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;

- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений.

Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагают использование разнообразных средств и методов обучения. На первой ступени основной школы, когда учащийся только начинает систематическое изучение содержания курса, особое значение приобретают методы, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщенных знаний курса с личным (пусть пока и небольшим) социальным опытом, с собственными наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями (а возможно, и со стереотипами и с предубеждениями) о социальной жизни и поведении людей в обществе. Развитию у учащихся 6 – 9 классов готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению поможет реконструкция и анализ с позиций норм морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения.


Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по обществознанию


Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса, являются:


Мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;

Заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;

Ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.

Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:

  • Умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

  • Умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

  • способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;

  • Овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

  • Умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:

  1. Использование элементов причинно-следственного анализа;

  2. Исследование несложных реальных связей и зависимостей;

  3. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

  4. Поиск и извлечение нужной информации по заданной теме и адаптированных источниках различного типа;

  5. Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной коммуникативной ситуации;

  6. Подкрепление изученных положений конкретными примерами;

  7. Оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

  8. Определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.


Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются:

  • Относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

  • Знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;

  • Знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

  • решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражаю­щие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;

  • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носите­лей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социаль­ной информации факты и мнения; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями);

  • Понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

  • Знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

  • Приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;

  • Знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

  • Понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

  • Понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

  • Понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

  • Знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

  • Знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

  • Понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

  • Понимание значения коммуникации в межличностном общении;

  • Умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

  • Знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.


Предмет «обществознание» в основной школе изучается с 6 по 9 класс. Общая недельная нагрузка составляет 1 час.


Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

  1. Обществознание. 6 класс : учеб, для общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Про­свещение». - М.: Просвещение, 2012.

  2. Обществознание. 6 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений / Л. Ф. Иванова, Я. В. Хотеенкова. - М.: Просвещение, 2011.

  3. Обществознание. 6 класс: поурочные разработки: пособие для учителей общеобразоват.учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.]; под ред. Л. Ф. Ивановой. - М.: Просвещение, 2010.

  4. Обществознание. 7 класс : учеб, для общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Про­свещение». - М.: Просвещение, 2011.

  5. Поздеев А.В., Биянова Е.Б. Универсальные поурочные разработки по обществознанию: 6 кл. М., 2011.

  6. Поздеев А.В. Поурочные разработки по обществознанию: 7 кл. М., 2012.

  7. Обществознание. 7 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. / Котова О.А., Лискова Т.Е./ М., 2011

  8. Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразоват. учреждений (Л. Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.); под ред. Л. Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой;– М.: Просвещение, 2011.

  9. Обществознание. Поурочные разработки. 8 класс: пособие для учителей для общеобразоват. учреждений (Л. Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.); под ред. Л. Н. Боголюбова;– М.: Просвещение, 2011.

  10. Обществознание. 8 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений (О.А. Котова, Т.Е. Лискова), М.: Просвещение, 2011.

  11. Задания и тесты по обществознанию: 8 класс /Боголюбов Л.Н. и др. – М., 2001.

  12. Обществознание. 8 класс. 36 диагностических вариантов /О.А.Котова, Т.Е.Лискова. – М., 2011.

  13. Обществознание. 9 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений / Л.Н.Боголюбов, А.И.Матвеев, Е.И.Жильцова и др. М., 2011.

  14. Обществознание. 9 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. / Котова О.А., Лискова Т.Е./ М., 2011

  15. Боголюбов, Л. Н. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л. Н. Боголю­бов, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова. - М.: Дрофа, 2008.

  16. И.А.Буйволова Рабочие программы по учебникам под редакцией Л.Н.Боголюбова. Волгоград, 2010г.

  17. Лазебникова, А. Ю. Современное школьное обществознание: метод, пособие для учителя с дидакт. материалами / А. Ю. Лазебникова. - М. : Школа-Пресс, 2000.

  18. Прутченков, А. С. Свет мой, зеркальце, скажи...: метод, разработки социально-психолог. тренингов / А. С. Прутченков. - М.: Новая школа, 1996.

19. Прутченков, А. С. Наедине с собой. Психологические тесты и психотехнические упражне­ния для подростков и старшеклассников / А. С. Прутченков. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996.

20. Прутченков, А. С. Школа жизни: метод, разработки социально-психолог. тренинга / А. С. Прутченков. - М.: Международная Педагогическая Академия, 1998.

21. Кравченко, А. И. Введение в социологию учеб, пособие для 10-11 кл. общеобразоват. уч­реждений /А. И. Кравченко. - М.: Просвещение, 1996.

  1. Обществознание. 10 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений: базовый уровень /Л.Н.Боголюбов, Ю.И.Аверьянов, Н.И.Городецкая и др. М., 2011.

  2. Обществознание. Поурочные разработки. 10 класс: пособие для учителей для общеобразоват. учреждений (Л. Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Ю.И.Аверьянов и др.); под ред. Л. Н. Боголюбова;– М.: Просвещение, 2011.

  3. Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень /Л.Н.Боголюбов, А.И.Матвеев, Н.И.Городецкая и др. М., 2011.

  4. Обществознание. Поурочные разработки. 11 класс: пособие для учителей для общеобразоват. учреждений (Л. Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.); под ред. Л. Н. Боголюбова;– М.: Просвещение, 2012.

  5. Зверева Л.И., Тувельман А.Е. Обществознание: краткие конспекты уроков для учителя. М., 2005.

  6. Задания и тесты по обществознанию: 11 класс /Аверьянов Ю.И., Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И. и др. М., 2000.

Дополнительная литература для учителя:

Гражданский кодекс Российской Федерации.

Кодекс об административных правонарушениях.

Конституция Российской Федерации.

Семейный кодекс РФ.

Трудовой кодекс РФ.

Александрова, И. Ю. Обществознание. Интенсивный курс / И. Ю. Александрова, В. В. Вла­димирова, Л. Ш. Лозовский. - М. : Айрис-Пресс, 2010.

Бахмутова, Л. С. Методика преподавания обществознания: учеб, пособие для студентов пед. высш. учеб, заведений: в 2 ч. / Л. С. Бахмутова. - М.: Гуманит. ИЦ ВЛАДОС, 2001.

Бекешев, К. А. Обществознание : учеб, пособие / К. А. Бекешев. - М.: Проспект, 2010.

Ибрагимов, Р. Ю. Сдаем основы социологии и политологии : для средн. профессион. обра­зования / Р. Ю. Ибрагимов [и др.]. - Ростов н/Д. : Феникс, 2005.

Лозовский, Л. Ш. Практикум по обществознанию : вопросы и ответы; тесты с решениями / Л. Ш. Лозовский, Б. А. Райзберг. - М. : Рольф Айрис-Пресс, 2010.

Политика и право. Школьный практикум. 10-11 кл. : пособие для учащихся общеобразо­ват. учеб, заведений / авт.-сост. М. И. Шилобод, В. Ф. Кривошеев. - М. : Дрофа, 1997.

Сычев, А. А. Обществознание: учеб, пособие / А. А. Сычев. - М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2010.

Сиделъникова, Т. Т. Политология : комментарии, схемы, афоризмы : учеб, пособие для студентов высш. учеб, заведений / Т. Т. Сидельникова, Д. А. Темникова, И. А. Шарагин. - М. : Гу­манит. ИЦ ВЛАДОС, 1999.

Тюляева, Т. И. Обществознание : настольная книга учителя / Т. И. Тюляева. - М.: Астрель, 2010.

Учебно-методическое обеспечение

Печатные пособия.

Демонстрационные таблицы:

Человек познает мир.

Внутренний мир и социализация человека.

Человек, природа, общество.

Рыночная экономика.

Развитие общества.

Политическая система общества.

Политическая жизнь общества.

Право.

Социальная система общества.

Взаимодействие людей в обществе.

Культура и духовная жизнь.

Информационно-коммуникативные средства.

Обществознание. Рекомендации. Разработки / Н. Ю. Бухарева [и др.]. - Волгоград : Учитель, 2010. - (Методики. Материалы к урокам). - 1 электрон, опт. диск (СО-КОМ).

Обществознание. Сетевая версия «Учитель + 15 учеников». Тематические тесты. Редактор тес­тов / сост. Н. А. Скобелина. - Волгоград : Учитель, 2010. - (Сетевой тестовый контроль). - 1 элек­трон, опт. диск (СО-КОМ).

Обществознание. Курс лекций : учеб, пособие / А. Ю. Ларин, О. Е. Боровик. - М. : Книжный мир, 2010. - 1 электрон, опт. диск (СО-КОМ).

Технические средства обучения.

Телевизор. Магнитофон. Мультимедийный компьютер. Мультимедийный проектор. Экран проекционный.

Учебно-практическое оборудование.

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.

Шкаф для хранения карт.

Ящики для хранения таблиц.

Предусматривается выделение двух самостоятельных, связанных между собой этапов.

Первый этап (6 класс) носит преимущественно пропе­девтический характер, связанный с проблемами социали­зации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе.

Открывается курс темой «Человек», в которой рассмат­риваются важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит ученика в расширяю­щийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого (тема «Семья») до самого об­щественно значимого (тема «Родина»). Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о каче­ствах человека, проявляющихся во взаимодействии с ни­ми. Тема «Труд» включает необходимые азы экономичес­ких знаний в сочетании с показом общественного значе­ния труда и качеств, связанных с отношением к труду и его результатам. Тема «Добродетели» посвящена нрав­ственным качествам человека, тесно связанным с важней­шими понятиями морали: добро как благо; доброта и бла­городство как качества человека; зло и способность чело­века противостоять ему.

Второй этап (7—9 классы) ориентирован на более сложный круг вопросов и не только сопровождает про­цесс социализации, но и способствует предпрофильной подготовке учащихся. На втором этапе последователь­ность изучения учебного материала определяется с уче­том возрастных рубежей изменения социального статуса (расширение дееспособности), социального опыта, позна­вательных возможностей учащихся.

В 7 классе первой изучается тема, которая показывает специфику отношений в ближнем социальном окружении (тема «Ты и другие люди»).

Тема «Человек и закон» представляет собой цикл уро­ков, рассчитанных на формирование первоначальных и в определенной мере упорядоченных знаний о роли соци­альных норм, в том числе правовых, в жизни человека и общества. Материал темы включает сюжеты, раскрываю­щие вопросы о необходимости соблюдения закона, о пра­вах человека и отдельно о правах ребенка. Специальный урок посвящен необходимости подготовки к выполнению воинского долга.

Тема «Человек и экономика» дает представление о та­ких проявлениях экономической жизни общества, как производство, обмен, потребление. Особое внимание уде­лено рассмотрению основы экономики — производства, в процессе которого реализуется ее важнейшая роль в об­ществе — создание материальных благ для удовлетворе­ния потребностей людей. При изучении экономических явлений акцент делается на раскрытии способов рацио­нального поведения основных участников экономики — потребителей и производителей.

Тема «Человек и природа» раскрывает нравственные и правовые аспекты отношения к природе.

В 8 классе курс включает четыре темы. Первая — «Че­ловек и общество» — дает представление о соотношении биологического и социального в человеке, значимости со­циализации личности. Тема вводит ученика в круг проб­лем современного общества и общественных отношений.

Следующая тема курса — «Сфера духовной культу­ры» — вводит ученика в круг проблем морали, важных для осознания себя как существа нравственного. Кроме того, в этой теме учащиеся получают возможность позна­комиться с функционированием в обществе системы об­разования, науки и религии.

Тема «Экономика» углубляет знания учащихся об ос­новных экономических проявлениях (производство, об­мен, потребление) через раскрытие ключевых экономи­ческих понятий. Изучаются понятия высокой степени обобщенности, охватывающие широкий спектр разнооб­разных явлений экономической жизни (экономическая система, рынок, собственность, ограниченность ресурсов). Преимущество отдано рассмотрению вопросов микроэко­номики — экономическим отношениям между отдельны­ми хозяйствующими субъектами (производители, потре­бители). Специальное внимание уделено и некоторым макроэкономическим проблемам: роли государства в эко­номике, безработице, международной торговле.

Тема «Социальная сфера» раскрывает ключевые социо­логические понятия: социальная структура, социальные группы, социальный статус, социальная роль, социальная мобильность, социальный конфликт, межнациональные отношения. На их основе характеризуются социальные отношения в современном обществе.

В 9 классе завершается рассмотрение основных сфер жизни общества. Тема «Политика и социальное управле­ние» дает обобщенное представление о государственной власти, о возможностях участия граждан в управлении делами общества.

Заключительная тема «Право», на которую отводится наибольший в 9 классе объем учебного времени, вводит учащихся в сложный и обширный мир права и закона. Одна часть уроков отводится вопросам теории права, дру­гая — отраслям права. Особое внимание уделено элемен­там конституционного права. Рассматриваются основы конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ, государственного устройства РФ, а также механизм реализации и защиты прав и свобод гражданина РФ.

На заключительных уроках с опорой на знания по ис­тории характеризуются социальные изменения и их фор­мы. Рассматриваются основные проблемы современного мирового развития.

На каждом из этапов реализуются межпредметные свя­зи с курсом «История» и другими учебными дисциплина­ми.

Программа предусматривает формирование у учащих­ся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом на­правлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования явля­ются:

  • умение сознательно организовывать свою познава­тельную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

  • владение такими видами публичных выступлений, как высказывание, монолог, дискуссия; следование эти­ческим нормам и правилам ведения диалога;

  • выполнение познавательных и практических зада­ний, в том числе с использованием проектной деятельнос­ти, на уроках и в доступной социальной практике


Критерии оценки знаний учащихся

Предполагается проведение тестирования; практические занятия, письменные проверочные работы, семинары, уроки-диспуты, рефераты, ролевые игры. Подобные формы контроля позволяют проверить теоретические знания и практические навыки учащихся, уровень усвоения материала и умение пользоваться полученными знаниями, что и является основными целями данного курса.




Система оценки достижений учащихся.

Оценка «5» - дается четкий, развернутый ответ на поставленный вопрос, все ключевые понятия темы, даются определения и описания, нет фактических неточностей,

речь правильная, включаются факты, поддерживающие детали.

Оценка «4» - большинство ключевых понятий и фактов хорошо определяются, описываются, есть небольшие фактические неточности, речь правильная.

Оценка «3» - определяется и описывается около половины ключевых понятий, проблем и фактов. Около половины объема информации правильной, остальная неверная, неточная или отсутствует.

Оценка «2» - определяется незначительное количество (либо отсутствует полностью) ключевых понятий, проблем, фактов, в основном информация неверная или не относится к поставленному вопросу.


Содержание программы по курсу
6 класс (35 часов)


Тема 1. «Человек» (10 ч)

      Человек родился. Зачем человек рождается. Что такое наследственность. Наследственность — биологическая сущность всех людей. Можно ли влиять на наследственность.
      Человек — личность. Что такое личность. Индивидуальность — плохо или хорошо? Сильная личность — какая она?
      Особый возраст: отрочество. Легко ли быть подростком? Отрочество — пора мечтаний. Самостоятельность — показатель взрослости. Всегда ли самостоятельность приносит пользу. Нужны ли сегодня рыцари.
      Учимся общаться.
      Познай самого себя. Познание мира и себя. Что такое самосознание. На что ты способен.
      Учимся узнавать и оценивать себя.
      Человек и его деятельность. «Птицу узнают по полету, а человека — по работе». «Пчела мала, да и та работает». Жизнь человека многогранна...
      Учимся правильно организовывать свои занятия.
      Что человек чувствует, о чем размышляет.
      Какие бывают потребности. «Не место красит человека...». Мир мыслей. Мир чувств.
      Учимся размышлять.

Тема 2. «Семья» (4 ч)

      Семья — ячейка общества. Зачем люди создают семьи. Семья и государство. Если семья не выполняет своих обязанностей. Какие бывают семьи.
      Семейное хозяйство. Семейные заботы. Каким должен быть хозяин дома. Как хозяйствовать по правилам.
      Учимся помогать вести семейное хозяйство.
      Делу время — потехе час. Что такое свободное время. Свободное время и занятия физкультурой. Свободное время и телевизор. Своими руками. Что такое хобби.

Тема 3. «Школа» (3 ч)

      Профессия — ученик. Школьное образование. О чем рассказала бабушка. Чему учит школа. Учись учиться.
      Одноклассники, сверстники, друзья. Ты и другие ребята. Слово не воробей.
      Учимся дружно жить в классе.

Тема 4. «Труд» (5 ч)

      Труд — основа жизни. Каким бывает труд. Что создается трудом. Как оценивается труд. Богатство и бедность. Богатство обязывает.
      Учимся трудиться и уважать труд.
      Труд и творчество. Что такое творчество. Мастер и ремесленник. Творчество в искусстве.
      
Учимся творчеству.
      На пути к жизненному успеху. Слагаемые жизненного успеха. Привычка к труду помогает успеху. Готовимся выбирать профессию. Поддержка близких — залог успеха. Выбор жизненного пути.

Тема 5. «Родина» (6 ч)

      Что значит быть патриотом. Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Русский язык — государственный. За что мы любим свою страну.
      Символика России. Герб России. Флаг. Гимн.
      Гражданин — Отечества достойный сын. Гражданин. Права и обязанности граждан России. Моя хата с краю?
      Учимся быть достойными гражданами.
      Мы — многонациональный народ. Что говорит закон. Мы — дети разных народов, мы — один народ. Многонациональная культура России. Что такое национальность.
      Учимся уважать людей любой национальности.

Тема 6. «Добродетели» (5 ч)

      Человек славен добрыми делами. Что такое добро. Кого называют добрым. Доброе — значит хорошее. Главное правило доброго человека.
      Учимся делать добро.
      Будь смелым. Что такое страх. Смелость города берет. Имей смелость сказать злу «нет».
      Учимся быть терпимыми.
      Что такое человечность. Гуманизм — уважение и любовь к людям. Прояви внимание к старикам.
      Заключительное занятие.

7 класс (35 ч)

Тема 1. Человек и другие люди (5ч)

Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество.

Социальные группы (большие и малые). Одноклассники, сверстники, друзья. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы.

Общение — форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.

Человек среди других людей. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание.

Конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт

Тема 2. Человек и закон (11 ч)

Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи, ритуалы, обряды. Правила этикета и хорошие манеры.

Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.

Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость.

Защита Отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга. Международно-правовая защита жертв войны.

Дисциплина — необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Внешняя и внутренняя дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание.

Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение Преступления и проступки Ответственность несовершеннолетних.

Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона. Судебные органы Милиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Тема 3. Человек и экономика (10 ч)

Экономика и ее роль в жизни общества Натурально и товарное хозяйство. Основные участники экономики – потребители и производители.

Мастерство работника. Высококвалифицированный и малоквалифицированный труд. Слагаемые профессионального успеха. Заработная плата и стимулирование труда. Взаимосвязь количества и качества труда.

Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Роль разделения и развитии производства. Издержки производства. Что и как производить. Выручка и прибыль производителя.

Виды бизнеса. Роль предпринимательства в развитии экономики. Формы бизнеса. Условия успеха в предпринимательской деятельности.

Обмен. Товар, стоимость, цена товара. Условия выгодного обмена. Торговля и ее формы. Реклама в современной экономике.

Деньги. Исторические формы эквивалента стоимости. Основные виды денег. Функции денег.

Экономика современной семьи. Ресурсы семьи. Личное подсобное хозяйство. Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Обязательные и произвольные расходы. Принципы рационального ведения домашнего хозяйства.

Тема 4. Человек и природа (4 ч)

Человек — часть природы. Взаимодействие человека и природы. Проблема загрязнения окружающей среды.

Охранять природу — значит охранять жизнь. Цена безответственного отношения к природе. Главные правила экологической морали.

Значение земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности человечества.

Законы Российской Федерации, направленные на охрану окружающей среды. Участие граждан в природоохранительной деятельности.

Резерв – 5 часа

    8 класс (35 часов)
Тема 1. Личность и общество (4 ч)

Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры.

Общество как форма жизнедеятельности людей. Основ­ные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Обще­ственные отношения.

Социальные изменения и их формы. Развитие общест­ва. Человечество в XXI веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современнос­ти.

Тема 2. Сфера духовной культуры (7 ч)

Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.

Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гума­низм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло — главные понятия этики. Критерии морального поведения.

Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность.

Долг общественный и долг моральный. Совесть — внутренний самоконтроль человека.

Моральный выбор. Свобода и ответственность. Мораль­ные знания и практическое поведение. Критический ана­лиз собственных помыслов и поступков.

Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Непрерывность образования. Са­мообразование.

Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание ро­ли научных исследований в современном мире.

Религия как одна из форм культуры. Религиозные ор­ганизации и объединения, их роль в жизни современно­го общества. Свобода совести.

Тема 3. Экономика (14 ч)

Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора).

Основные вопросы экономики: что, как и для кого про­изводить. Функции экономической системы. Модели эко­номических систем.

Собственность. Право собственности. Формы собствен­ности. Защита прав собственности.

Рынок. Рыночный механизм регулирования экономи­ки. Спрос и предложение. Рыночное равновесие.

Производство. Товары и услуги. Факторы производ­ства. Разделение труда и специализация.

Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные орга­низационно-правовые формы. Малое предприниматель­ство и фермерское хозяйство.

Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами.

Распределение. Неравенство доходов. Перераспределе­ние доходов. Экономические меры социальной поддерж­ки населения.

Потребление. Семейное потребление. Страховые услу­ги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя.

Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банков­ские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбере­жения граждан. Потребительский кредит.

Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.

Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.

Тема 4. Социальная сфера (5 ч)

Социальная структура общества. Социальная мобиль­ность. Большие и малые социальные группы. Формаль­ные и неформальные группы. Социальный конфликт, пу­ти его разрешения.

Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личности. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростка. От­ношения между поколениями.

Этнические группы. Межнациональные отношения. От­ношение к историческому прошлому, традициям, обыча­ям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе.

Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значи­мость здорового образа жизн.

Резерв 5 часов

9 класс (34 часа)

Тема 1. Политика и социальное управление (11 часов)

Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.

Государство, его отличительные признаки. Государ­ственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.

Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в совре­менном мире.

Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.

Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.

Участие граждан в политической жизни. Участие в вы­борах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность полити­ческого экстремизма.

Политические партии и движения, их роль в общест­венной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.

Средства массовой информации. Влияние СМИ на по­литическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.

Тема 2. Право (21 час)

Право, его роль в жизни человека, общества и госу­дарства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства.

Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовер­шеннолетних.

Понятие правонарушения. Признаки и виды правона­рушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.

Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.

Конституция — основной закон РФ.

Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаи­моотношения органов государственной власти и граждан.

Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декла­рация прав человека — идеал права. Воздействие между­народных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.

Права и свободы человека и гражданина в РФ, их га­рантии. Конституционные обязанности гражданина. Пра­ва ребенка и их защита. Механизмы реализации и защи­ты прав человека и гражданина в РФ.

Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.

Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.

Семейные правоотношения. Порядок и условия заклю­чения брака. Права и обязанности родителей и детей.

Административные правоотношения. Административ­ное правонарушение. Виды административных наказаний.

Основные понятия и институты уголовного права. По­нятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Социальные права. Жилищные правоотношения.

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов.

Правовое регулирование отношений в сфере образования.

Резерв 2 часа

 Распределение учебного материала в 6 классе

№ п/п

Наименование раздела

Количество часов

1

Введение. Как работать с учебником

1

2

Человек

8

3

Семья

5

4

Школа

4

5

Труд

5

6

Родина

6

7

Добродетели

6


Итого

35

Распределение учебного материала в 7 классе


№ п/п

Наименование раздела

Количество часов

1

Введение. Как работать с учебником

1

2

Человек среди людей

7

3

Человек и закон

12

4

Человек и экономика

10

5

Человек и природа

5


Итого

35


Распределение учебного материала в 8 классе


№ п/п

Наименование раздела

Количество часов

1

Личность и общество

5

2

Сфера духовной культуры

8

3

Экономика

15

4

Социальная сфера

6


Резерв

1


Итого

35


Распределение учебного материала в 9 классе


№ п/п

Наименование раздела

Количество часов

1

Политика

11

2

Право

21

3

Итоговое повторение

2


Итого

34


























Календарно-тематическое планирование

Курс: Обществознание 6 класс

  • Обществознание. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений/Л.Н.Боголюбов, Н.Ф.Виноградова, Н.И.Городецкая- М.:Просвещение,2008.

  • Обществознание, рабочая тетрадь 6 класс для общеобразовательных учреждений/О.А. Котова, Т.Е. Лискова -М., Просвещение, 2010.

урока

Дата

Тема главы (раздела) урока

Дом. задание

Примечание

1

5.09


Введение. Как работать с учебником.

с.5





Глава I. Человек (7 ч)



2

12.09


Человек родился.

§1


3

19.09


Человек- личность.

§2


4

26.09


Особый возраст: отрочество. Учимся общаться.

§3


5

3.10


Познай самого себя. Учимся узнавать и оценивать себя.

§4


6

10.10


Человек и его деятельность. Учимся правильно организовывать свои занятия.

§5


7

17.10


Что человек чувствует, о чём размышляет. Учимся размышлять.

§6


8

24.10


Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек».






Глава II. Семья ( 5 ч)



9

14.11


Семья- ячейка общества.

§7


10

21.11


Семейное хозяйство.

§8


11

28.11


Учимся вести семейное хозяйство.

§8


12

5.12


Делу время, потехе час.

§9


13

12.12


Повторительно-обобщающий урок по теме «Семья».






Глава III. Школа (4 ч)



14

19.12


Профессия- ученик.

§10


15

26.12


Одноклассники, сверстники, друзья.

§11


16

16.01


Учимся дружно жить в классе.

§11


17

23.01


Повторительно-обобщающий урок по теме «Школа».






Глава IV. Труд (5 ч)



18

30.01


Труд-основа жизни. Учимся трудиться и уважать труд.

§12


19

6.02


Труд и творчество. Учимся творчеству.

§13


20

13.02


На пути к жизненному успеху.

§14


21

20.02


На пути к жизненному успеху.

§14


22

27.02


Повторительно-обобщающий урок по теме «Труд».






Глава V. Родина (8 ч)



23

5.03


Что значит быть патриотом.

§15


24

12.03


Что значит быть патриотом.

§15


25

19.03


Символика России.

§16


26

26.03


Право на службе человека.

§16


27

9.04


Гражданин- Отечества достойный сын.

§17


28

16.04


Конституция РФ.

§17


29

23.04


Мы- многонациональный народ. Учимся уважать людей любой национальности.

§18


30

30.04


Повторительно-обобщающий урок по теме «Родина».






Глава VI. Добродетели (5 ч)



31

7.05


Человек славен добрыми делами.

§19


32

14.05


Будь смелым. Учимся быть терпимыми.

§20


33

21.05


Что такое человечность.

§21


34

28.05


Повторительно-обобщающий урок по теме «Добродетели».



35



Итоговый урок.





























Календарно-тематическое планирование

Курс: Обществознание 7 класс

  • Обществознание, учебник 7 класса для общеобразовательных учреждений/Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова-М., Просвещение, 2009.

  • Обществознание, рабочая тетрадь/О.А. Котова, Т.Е. Лискова- М., Просвещение, 2011.

урока

Дата

Тема главы (раздела) урока

Дом. задание

Примечание

1

5.09


Введение. Как работать с учебником.

с.3






Глава I. Человек среди людей (5 ч)



2

12.09


Отношения между людьми

§1


3

19.09


Ты и твои товарищи.

§2


4

26.09


Зачем люди общаются.

§3


5

3.10


Почему нужно быть терпимым.

§4


6

10.10


Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек среди людей».







Глава II. Человек и закон (10 ч)



7

17.10


Что значит жить по правилам.

§5


8

24.10


Права и обязанности граждан.

§6


9

14.11


Почему важно соблюдать законы.

§7


10

21.11


Защита Отечества.

§8


11

28.11


Что такое дисциплина.

§9


12-13

5.12

12.12


Виновен - отвечай.

§10


14-15

19.12

26.12


Кто стоит на страже закона.

§11


16

16.01


Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек и закон».







Глава III. Человек и экономика (14 ч)



17-18

23.01

30.01


Экономика и её основные участники.

§12


19

6.02


Золотые руки работника.

§13


20-21

13.02

20.02


Производство: затраты, выручка, прибыль.

§14


22-23

27.02

5.03


Виды и формы бизнеса.

§15


24-25

12.03

19.03


Обмен, торговля, реклама.

§16


26-27

26.03

9.04


Деньги, их функции.

§17


28-29

16.04

23.04


Экономика семьи.

§18


30

30.04


Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек и экономика».







Глава IV. Человек и природа (5 ч)



31

7.05


Воздействие человека на природу.

§19


32

14.05


Охранять природу - значит охранять жизнь.

§20


33

21.05


Закон на страже природы.

§21


34

28.05


Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек и природа».



35



Итоговый урок.












Календарно-тематическое планирование

Курс: Обществознание 8 класс

  • Обществознание, учебник 8 класса для общеобразовательных учреждений/Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова-М., Просвещение, 2010

  • Обществознание, рабочая тетрадь/О.А. Котова, Т.Е. Лискова- М., Просвещение, 2011.

урока

Дата

Тема главы (раздела) урока

Дом. задание

Примечание




Введение (1 ч)



1

5.09


Введение. Как работать с учебником.

с.4





Глава I. Личность и общество (4 ч)



2

12.09


Быть личностью.

§1


3

19.09


Общество как форма жизнедеятельности людей.

§2


4

26.09


Развитие общества.

§3


5

3.10


Повторительно-обобщающий урок по теме «Личность и общество».






Глава II. Сфера духовной культуры ( 8 ч)



6

10.10


Сфера духовной жизни.

§4


7

17.10


Мораль.

§5


8

24.10


Долг и совесть.

§6


9

14.11


Моральный выбор- это ответственность.

§7


10

21.11


Образование.

§8


11

28.11


Наука о современном обществе.

§9


12

5.12


Религия как одна из форм культуры.

§10


13

12.12


Повторительно-обобщающий урок по теме «Сфера духовной культуры».






Глава III. Экономика (16 ч)



14

19.12


Экономика и её роль в жизни общества.

§11


15

26.12


Главные вопросы экономики.

§12


16

16.01


Собственность.

§13


17

23.01


Рыночная экономика.

§14


18-19

30.01

6.02


Производство- основа экономики.

§15


20

13.02


Предпринимательская деятельность.

§16


21-22

20.02

27.02


Роль государства в экономике.

§17


23

5.03


Распределение доходов.

§18


24

12.03


Потребление.

§19


25

19.03


Инфляция и семейная экономика.

§20


26

26.03


Безработица, её причины и последствия.

§21


27-28

9.04

16.04


Мировое хозяйство и международная торговля.

§22


29

23.04



Повторительно-обобщающий урок по теме «Экономика».






Глава IV. Социальная сфера (6 ч)



30

30.04


Социальная структура общества.

§23


31

7.05


Социальные статусы и роли.

§24


32

14.05


Нации и межнациональные отношения.

§25


33

21.05


Отклоняющееся поведение.

§26


34

28.05


Повторительно-обобщающий урок по теме «Социальная сфера».



35



Итоговый урок.












Календарно-тематическое планирование

Курс: Обществознание 9 класс

  • Обществознание, учебник 9 класса для общеобразовательных учреждений/Л.Н. Боголюбов, А. И. Матвеев, Е.И. Жильцова-М., Просвещение, 2011

  • Обществознание, рабочая тетрадь 9 класс для общеобразовательных учреждений/О.А. Котова, Т.Е. Лискова -М., Просвещение, 2011.

урока

Дата

Тема главы (раздела) урока

Дом. задание

Примечание




Введение (1 ч)



1

8.09.15


Введение. Как работать с учебником.

с.4





Глава I. Политика (9 ч)



2

15.09.15


Политика и власть.

§1


3

22.09.15


Государство.

§2


4

29.09.15


Политические режимы.

§3


5-6

6.10.15

13.10.15


Правовое государство.

§4


7

20.10.15


Гражданское общество и государство.

§5


8

27.10.15


Участие граждан в политической жизни.

§6


9

10.11.15


Политические партии и движения.

§7


10

17.11.15


Повторительно-обобщающий урок по теме «Политика».






Глава II. Право (25 ч)



11

24.11.15


Право, его роль в жизни общества и государства

§8


12-13

1.12.15

8.12.15




Правоотношения и субъекты права.

§9


14-15

15.12.15

22.12.15


Правонарушения и юридическая ответственность.

§10


16

29.12.15


Правоохранительные органы.

§11


17

12.01.16



Конституция Российской Федерации.

§12


18-19

19.01.16

26.01.16


Основы конституционного строя.

§13


20

2.02.16


Права и свободы человека и гражданина.

§14-15


21

9.02.16


Гражданские правоотношения

§16


22-23

16.02.16

1.03.16



Право на труд. Трудовые правоотношения.

§17


24-25

15.03.16

22.03.16



Семейные правоотношения.

§18


26-27

5.04.16

12.04.16


Административные правонарушения.

§19


28-29

19.04.16

26.04.16


Уголовно-правовые отношения.

§20


30

10.05.16


Социальные права.

§21


31-32

17.05.16



Международно- правовая защита жертв вооружённых конфликтов.

§22


33

24.05.16


Правовое регулирование отношений в сфере образования.

§23


34

31.05.16


Повторительно-обобщающий урок по теме «Право».



35



Итоговый урок.


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Кружок Мой выбор

Автор: Дарья Сергеевна Аксенова

Дата: 02.06.2020

Номер свидетельства: 552322

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(208) "Вокальный кружок, как одна из форм внеурочной деятельности учащихся в условиях внедрения ФГОС второго поколения "
    ["seo_title"] => string(130) "vokal-nyi-kruzhok-kak-odna-iz-form-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia-v-usloviiakh-vniedrieniia-fgos-vtorogho-pokolieniia"
    ["file_id"] => string(6) "127228"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415283476"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Кружок по вокалу – это организация внеурочной деятельности детей, целью которой является научить детей петь "
    ["seo_title"] => string(124) "kruzhok-po-vokalu-eto-orghanizatsiia-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-dietiei-tsiel-iu-kotoroi-iavliaietsia-nauchit-dietiei-piet"
    ["file_id"] => string(6) "127242"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415284597"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Развитие мелкой моторики и ее влияние на воспитание у детей правильной речи "
    ["seo_title"] => string(86) "razvitiie-mielkoi-motoriki-i-ieie-vliianiie-na-vospitaniie-u-dietiei-pravil-noi-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "198211"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428382709"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Урок самопознания  классе  на тему «Мои увлечения»"
    ["seo_title"] => string(53) "urok-samopoznaniia-klassie-na-tiemu-moi-uvliechieniia"
    ["file_id"] => string(6) "263535"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449568258"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Урок самопознания  классе  на тему «Мои увлечения»"
    ["seo_title"] => string(55) "urok-samopoznaniia-klassie-na-tiemu-moi-uvliechieniia-1"
    ["file_id"] => string(6) "263536"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449568265"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства