Развитие мелкой моторики и ее влияние на воспитание у детей правильной речи
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном образовании как одна из основ воспитания и обучения детей.
Речь связана с познанием окружающего мира, развития сознания и личности.
К сожалению, в последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих плохо развитую речь. Исследованиями сотрудников лаборатории установлено, что уровень развития речей детей находятся в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев. Именно поэтому мой выбор остановился на проблеме "Развития мелкой моторики и ее влияния на воспитание у детей правильной речи".
Цель моей работы - развитие речи детей посредством различных координированных манипуляций рук.
Строя свою работу с детьми я поставила перед собой задачи:
§ Подобрать и проанализировать литературу, касающуюся проблемы развития мелкой моторики;
§ Собрать практический материал по играм с пальчиками;
§ Изготовить практический материал на развитие мелкой моторики рук.
Для решения этих задач по играм с пальчиками, используя основной принцип дидактики: от простого к сложному. Подборка игр, их интенсивность, количественный и качественный состав (т. е. количество упражнений и степень их сложности) варьировались в зависимости от индивидуальных особенностей детей. Все упражнения начинали делать в медленном темпе, сопровождая показом и четким произнесением текста. Каждую игру проводили в течение нескольких минут, 2 -3 раза в день.
Примерно, к середине учебного года перешли к более сложным упражнениям, к работе с каждым пальчиком по отдельности. Проводя пальчиковую гимнастику с детьми, обнаружила, что веселых и разнообразных пальчиковых игр для постоянных занятий явно недостаточно, поэтому начала искать литературу, а некоторые стихи "перекладывать" на пальцы. Благодаря этому у нас образовалась так называемая "Копилка игр с пальчиками". Конечно, я не ограничивалась только пальчиковой гимнастикой, добавляла дополнительные упражнения на мелкую моторику рук, действия с пластилином, игры с конструктором "Лего", собирание различных пирамидок, перекладывание карандашей из одной коробки в другую и т. д.
Хорошо зарекомендовала себя разнообразная предметная деятельность, которая также способствует развитию мелкой моторики:
§ Застегивание и расстегивание пуговиц;
§ Шнуровки;
§ Нанизование колец на тесьму;
§ Игры с мозаикой;
§ Игры с конструктором.
Хотелось бы отметить, что вся работа велась совместно с родителями. С ними дополнительно проводились консультации, индивидуальные беседы, где говорилось о влиянии мелкой моторики на развитие речи детей.
В конце года результаты меня порадовали. Если в начале я наблюдала, что у большинства детей возникают трудности: пальцы малоподвижные, движения неточные, темп упражнений замедленный, то в процессе регулярных игр и упражнений движения пальчиков стали более точные, координированные, исчезло напряжение не только с самих рук, но и с губ. Улучшалось произношение многих звуков, обогатился словарный запас детей.
Проанализировав результаты, пришла к выводу, что работу по развитию мелкой моторики необходимо продолжать и дальше.
В следующем учебном году задачи:
§ Организовать кружок "Оригами" с целью развития мелкой моторики;
§ Продолжать пополнять "Копилку игр с пальчиками".
После этого кружок "Оригами", руководствуется принципом: от простого - к сложному, а также возможностями детей.
Сначала воспитанникам было трудно овладевать различными приемами и способами действий с бумагой, такими как сгибание, многократные складывания, им приходилось постоянно думать, соизмерять свои движения, следить, чтобы при сгибании противоположные стороны и углы совпадали. Отношение детей к оригами существенным образом изменилось, когда им стало ясно, что из бумаги можно делать определенные поделки, игрушки, различных животных, птиц и т. д. Чтобы вызвать у детей интерес и эмоционально настроить их деятельность, использовала художественную литературу. Прежде чем перейти от одного изделия к другому, убеждалась, хорошо ли дети овладели тем или иным приемом складывания, научились ли складывать игрушку от начала до конца самостоятельно.
Занятия в кружке вызвали у детей огромный интерес, а игрушки, которые они мастерили, вкладывая частичку своего труда, выдумки, фантазии и любви, становились им особенно дороги.
Не забывала и про игры с пальчиками: занимались с детьми индивидуально, а также со всей группой в свободное от занятий время. Практиковали использование пальчиковых игр вместо физкультминуток.
В конце года я пришла к выводу, что эти занятия очень полезны именно для развития мелких и точных движений рук, для установления координации в работе глаза и руки. Выполняя различные действия с бумагой, ребенок упражняет свою руку. Вот почему очень важно и необходимо заниматься с детьми именно такими видами деятельности, среди которых главное место занимает оригами.
Это интересное, приятное и полезное занятие развивает усидчивость, наблюдательность, память и, что не менее важно, мелкую мускулатуру пальцев рук.
Так как анализ работы по развитию речи прошлых лет показал хорошие результаты - я решила не останавливаться на достигнутом и в этом году, когда дети стали воспитанниками средней группы, продолжить работу над развитием мелкой мускулатуры и воспитанием правильной речи у детей.
Задачи, которые я поставила перед собой на этот учебный год:
§ Продолжать работу кружка "Оригами";
§ Использовать пальчиковые игры в соответствии с лексическими темами;
§ Изготовить дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики;
§ Сотрудничество с родителями.
Для решения этих задач были составлены перспективные планы:
§ Игр с пальчиками по принципу концентрического наращивания материала по всем разделам изучаемых лексических тем;
§ Кружка "Оригами" с опорой на уже имеющиеся у детей умения и навыки;
§ По проблеме "Взаимодействие с семьей по вопросам развития речи детей".
Строя свою работу с детьми 4-5 лет, включаю пальчиковые игры, массаж или самомассаж пальцев и ладоней в каждое занятие. Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не заучивается. То, что в обычной речи могло остаться незамеченным, в процессе игры с пальчиками откладывается в памяти, запоминается без напряжения, тем самым закрепляется представление детей о слове, его звучании.
Во время занятий учитываю индивидуальные особенности ребенка, его возможности, настроения.
Для систематичности в работе по применению пальчиковых игр использую перспективный план, составленный с учетом лексических тем.
Для развития мелкой мускулатуры рук приобрела настольные игры. Например, "Умная шнуровка", "Пазлы" (сначала использовала крупные, затем мельче и мельче), "Мозаика" (различные варианты). Это увлекательные, развивающие игры. Во время игры у детей развиваются координация и моторика движений рук, творческие способности, воображение.
Изготовила дидактические игры. Очень нравится детям сортировать, например: горох и фасоль (игра "Золушка"); макаронные изделия разные по форме и величине (игра "Любимые макароны"); гречку и рис (игра "Зернышко к зернышку"). Из них можно складывать и причудливые узоры. Можно "рисовать" с помощью пуговиц (игра "Выложи узор") и веревочки (игра "Раз веревка, два веревка…"). Все эти предметы помогут не только развивать мелкую мускулатуру пальчиков рук, но и воображение, память, глазомер, сформулировать простые мыслительные операции, помогут научить детей сравнивать предметы.
Сложнее дело обстояло с заданиями, требующими выложить зернышки по контуру какого-либо предмета (игра "Попробуй выложить"), т.к. мелкая моторика еще не развита на столько, чтобы свободно действовать с мелким материалом. Однако эта игра увлекла многих терпеливых ребят.
Особый интерес у детей вызвал массаж ладоней и пальчиков рук, для этого были изготовлены нетрадиционные игры "Колючие иголочки" - ребенок катает круглую щетку для волос между ладонями, приговаривая, например:
У сосны, у пихты, елки
Очень колкие иголки.
Но еще сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник.
Или
Гладила мама-ежиха ежат:
Что за пригожие детки лежат!
Можно играть в эту игру, меняя темп.
Игра - массаж "Чудо - прищепки" - ребенок поочередно на каждое слово стиха "кусает" прищепкой ногтевые фаланги. Например:
Кусается сильно котенок - глупыш,
Он думает: это не палец, а мышь.
Ноя же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться,
Скажу тебе: кыш!
Можно использовать любое другое стихотворение: "Орешки для белочки", "Волшебные карандаши", "Лапки - царапки".
Игры на развитие точных движений пальцев вызывали у детей некоторые затруднения и нежелания использовать их в своей игровой деятельности ("Колодец", "Не урони").
Для развития мелкой моторики у детей использую самые разные приемы штриховки, закрепляя навыки проведения линии с соблюдением контуров предметов. Заинтересовала детей работа с "раскрасками". Кропотливая, упорная работа над "раскрасками" - один из главных способов подготовки руки ребенка к письму, развития мелкой мускулатуры рук, усидчивости, внимания. Непередаваемую заинтересованность вызывал у детей "сухой бассейн".
Работа по развитию мелкой моторики продолжается в процессе овладения детьми различных видов деятельности: на занятиях по рисованию, конструированию, аппликации, развитию речи, в ходе дидактических игр и игр - драматизаций.
Занятия в кружке "Оригами" все больше привлекают детей, они используют свои знания, умения и навыки. Движения пальцев рук становятся более координированными, совмещение углов и сторон квадрата более точными. Дети посещают кружок с большим удовольствием.
Сознавая, что проблемы развития речи и мелкой моторики не возможно решить без единства с семьей, уделяю особое внимание работе с родителями. Составила перспективный план, куда включила как коллективные формы работы (родительские собрания, вечера вопросов и ответов, выставки совместных работ родителей и детей), так и индивидуальные (беседы и консультации), а также наглядно - информационные формы работы (выставки детских работ, реклама книг, статей из журналов, выставки игр, информация о жизни детей в группе). Изготовила папки - передвижки по проблеме развития речи детей, подготовила ряд консультаций.
Полезны для родителей и Дни открытых дверей с просмотром занятий и режимных моментов. Подсказываю, как и чем можно заниматься с ребенком дома, как пользоваться практическим материалом, чтобы ребенок не только получил знания, выработал определенные и умения, но и испытал интерес к занятиям.
В помощь родителям в формировании речи ребенка в семье рекомендовала некоторый практический материал - массаж ладоней и пальчиков рук, пальчиковые игры, загадки, пословицы, считалки, стихи. Советовала, какие книги следует читать детям. К беседам организовывала выставки книг, игр, статей из журналов.
Пальчиковые игры и упражнения - развлекательное и развивающее занятие. Поэтому игровую тренировку необходимо начинать с раннего детства. С помощью таких упражнений звуковой строй речи становится более качественным: голос звучит четко, ясно, появляется хорошая дикция. Пальчиковые игры также способствуют совершенствованию лексической, грамматической и связной речи (умение вести диалог, рассказывать, пересказывать). Пальчиковые упражнения как игра помогают преодолеть стеснительность, поверить в себя, формировать чувство собственного достоинства. Для совершенствования опыта работы по данной проблеме я наметила следующие перспективы:
§ Продолжать работу кружка "Оригами" (планировать более сложные поделки)
§ Продолжать работу над совершенствованием мелкой моторики, готовить руку детей к письму;
§ Продолжать пополнять "Копилку игр с пальчиками";
§ Следить за новыми разработками, пособиями, литературой в области развития речи.