Ранняя юность — единственная пора социально-узаконенного, общественно необходимого выбора растущим человеком своего собственного будущего. Ведущий вид деятельности обучающихся данного возраста — учебно-профессиональный. Характерной чертой его является формирование жизненных планов, связанных с выбором профессии. К выбору профессии не многие молодые люди подходят основательно, так как это требует длительного времени и большой мыслительной аналитической деятельности. Старшеклассники чаще всего хотят определить свой будущий жизненный путь и трудовую деятельность без вмешательства взрослых, что порождает дополнительные трудности в процессе принятия ими соответствующих решений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
1.Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы.
Ранняя юность — единственная пора социально-узаконенного, общественно необходимого выбора растущим человеком своего собственного будущего. Ведущий вид деятельности обучающихся данного возраста — учебно-профессиональный. Характерной чертой его является формирование жизненных планов, связанных с выбором профессии. К выбору профессии не многие молодые люди подходят основательно, так как это требует длительного времени и большой мыслительной аналитической деятельности. Старшеклассники чаще всего хотят определить свой будущий жизненный путь и трудовую деятельность без вмешательства взрослых, что порождает дополнительные трудности в процессе принятия ими соответствующих решений. С одной стороны, они еще не знают, что такое профессиональный труд и чем конкретно придется заниматься человеку, избравшему для себя ту или иную профессию. С другой стороны, не могут полностью представить себе, как адаптироваться к условиям будущей профессии. И здесь, как правило, они создают идеал собственного будущего, которое оторвано от реальности. Большинство юношей и девушек выбирают профессию, руководствуясь именно этим идеалом, в дальнейшем у них возникают разочарование и желание попробовать себя в другой сфере; таким образом, выбор профессии осуществляется методом “проб и ошибок”.
Стремительный переход российского общества к новым формам хозяйственной деятельности привел к возрастанию потребности общества в инициативных, предприимчивых, компетентных и ответственных специалистах. В подготовке таких специалистов важная роль принадлежит общеобразовательной школе, поэтому профессиональное самоопределение школьников - социально-значимый раздел обучения.
Актуальность курса определяется значимостью формирования у обучающихся профессионального самосознания и осознанного профессионального намерения, осознанию интереса к будущей профессии. За краткостью слов «выбор профессии» стоит планирование, проектирование, обдумывание профессионального жизненного пути, «профессионального старта». Правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности.
В психологическом плане самоопределившаяся личность — это субъект, осознавший,
что он хочет (цели, жизненные планы, склонности),
что он есть (интеллект, личностные и физические свойства),
что он может (возможности и способности),
что от него хочет общество, и что он ждет от общества.
Старшекласснику для принятия решения, выбора «старта в профессию» нужно хорошо знать мир профессий, их требования к человеку и рейтинг на рынке труда, он должен правильно и реально оценивать свои возможности, способности и интересы. По сути дела, он стоит перед решением сложной творческой задачи со многими неизвестными, а подготовить его к успешному решению этой задачи должна система школьной профориентации.
2. Цели программы:
Сформировать психологическую готовность к совершению осознанного профессионального выбора с учётом индивидуальных особенностей, способностей и возможностей;
Повысить компетентность старшеклассников в области планирования карьеры;
Развить у обучающихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.
3. Задачи программы.
Образовательные задачи:
Формирование актуального для подростков “информационного поля” мира профессий, ознакомление с основными принципами выбора профессии, планирования карьеры;
Формирование знаний о системе учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, их требованиях к выпускникам школы.
Знакомство с «азбукой» трудоустройства и основами трудового права.
Повышение уровня психологической компетентности обучающихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями. Расширения границ самовосприятия, пробуждения потребностей в самосовершенствовании;
Воспитательные задачи:
Определение степени соответствия “профиля личности” и профессиональных требований, внесение корректив в профнамерения обучающихся;
Приобретение практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности школьника;
Формирование готовности выпускников школы к непрерывному образованию и труду с учетом потребностей нашего города, его развития и благополучия;
Развитие способности адаптироваться в реальных социально-экономических условиях.
Развивающие задачи:
Развитие потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации;
Выявление интересов, склонностей обучающихся, направленности личности, первичных профнамерений и их динамики;
Формирование готовности к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний;
Создание условий для развития прикладных умений (способность действовать в ситуации выбора, строить перспективные планы на будущее, решать практические проблемы в экспериментальной ситуации, презентовать себя);
Формирование положительного отношения к себе, уверенности в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;
Формирование навыков коммуникативной и управленческой деятельности в процессе коллективной работы.
Особенности программы:
Программа курса даёт многостороннее освещение профессиональной деятельности человека. Она составлена таким образом, что обучающиеся могут изучить проблему многосторонне: часть учебного материала учащиеся получают в форме теоретических знаний, другая часть материала направлена на практические работы в форме дискуссий, диагностических процедур, сочинений, развивающих процедур, профориентационных, деловых игр. Существенное уплотнение информационной насыщенности учебного материала достигается путём самостоятельного изучения: составление карты интересов, анализ личного профессионального плана, получение информации из компьютерных сетей, составление собственного резюме. Для развития мотивации к изучению курса в содержании делается акцент на самоопределение.
По желанию учащихся ими могут быть выполнены реферативные и исследовательские работы по отдельным темам курса.
Особенностью нашей программы является использование в учебно-практических целях электронного пособия «Мой выбор», разработанного с учётом поставленных целей и задач данной программы авторами курса и созданного в программе Miсrosoft Office Power Point 2007. Пособие построено по блочно-модульному принципу в виде отдельных элементов, образующих логическую структуру, что позволяет достаточно легко дифференцировать разделы и темы пособия. В текстах установлены необходимые гипертекстовые связи, отражающие ключевые слова, термины, основные понятия, и т.п. Одной из важнейших особенностей электронного учебного пособия является возможность самостоятельного использования электронной базы профессиограмм, работа над которой еще продолжается (она включает в себя не только психологический анализ профессий, но и видеоматериалы). Использование электронного пособия «Мой выбор» определяется значимостью формирования у обучающихся профессионального самосознания, осознанного выбора профессии. Пособие может использоваться как материал для самостоятельного знакомства обучающихся с данным блоком, для сопровождения занятий учителем, в помощь организации профконсультирования. Использование пособия поможет дать обучающимся представление о способах и средствах профессионального самоопределения, развить интерес, выявить особенности будущей профессиональной деятельности.
Особенности организации занятий курса:
Организация занятий по программе “Мой выбор” опирается на использование следующих важных принципов:
свободного выражения своего мнения;
взаимоуважения;
доверительности;
обратной связи;
безоценочности.
Место проведения занятий: кабинет профориентации и информатики.
Оптимальное число учащихся: 10-15 человек, т.к. при увеличении количества человек в группе уменьшается возможность включенности каждого в групповой процесс, что снижает эффективность занятий.
Продолжительность курса: 18 академических часов.
Периодичность занятий: 1 час в неделю в течение полугодия.
Организационно-методическое сопровождение курса должен осуществлять специалист, компетентный не только в общепедагогических, но и в информационных, психологических и организационных проблемах профильного обучения.
Принципы и подходы, лежащие в основе программы:
Программа реализует личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании обучающихся, интеграцию научных знаний и образовательных технологий.
Кроме того ей присуща практическая направленность, а также принципы доступности и гуманизации.
Требования к уровню подготовки учащихся:
По результатам курса старшеклассники должны овладеть:
знаниями о значении профессионального самоопределения, о требованиях к составлению личного профессионального плана;
правилами выбора профессии;
знаниями об определении профессии и профессиональной деятельности;
понятиями об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;
понятиями темперамента, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сферы, интеллектуальных способностей, стилей общения;
значение творческого потенциала человека, карьеры;
требования современного общества к профессиональной деятельности человека;
понятие рынка профессионального труда и образовательных услуг;
Обучающиеся должны уметь:
находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профиля и пути продолжения образования;
объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью;
ставить цели и планировать действия для их достижения;
использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;
анализировать профессиограммы, информацию о профессиях (по общим признакам профессиональной деятельности), а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;
пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
Критерии и показатели усвоения материала:
1) Информационные:
сформированность представления о мире профессий;
знание места каждого их градообразующих предприятий в истории города;
знание основных направлений производств города, особенностей технологий;
знание о возможностях получения специального профессионального образования в городе, республике, стране.
2) Исследовательские:
участие в проектной деятельности по изучению социальных, экономических и психологических сторон профессий;
изучение путей овладения избранными профессиями.
3) Практические:
сформированность ценностных ориентаций, стойких профессиональных интересов и мотивов выбора профессии;
готовность к самоанализу своих основных способностей и склонностей;
определение профессиональных планов и намерений учащихся;
развитие способностей через углубленное или расширенное изучение отдельных предметов;
знание функций и задач городского центра занятости.
Формы контроля:
диагностика знаний, умений, навыков учащихся в виде рефлексии по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного выражения своего отношения к теме;
презентации проектов обучающихся;
деловые игры;
профориентационные игры;
анкетирование;
выполнение самостоятельных работ — написание творческих эссе по темам: «Мир профессий и мой выбор», «Мое профессиональное будущее» и др.
Тематическое содержание курса.
Тема 1. Что такое профориентация (1 час).
Содержание занятий. Профессиональная деятельность как способ самореализации личности. Обсуждение правил работы на занятиях. Сбор информации.
Практическая работа: работа с анкетой на определение основных мотивов выбора профессии.
Тема 2. Рынок образовательных услуг и рынок труда в городе, республике, стране (2 часа).
Система профессионального образования в РФ и возможности приобретения профессии в Набережных Челнах, в республике Татарстан, а также Москве и Санкт-Петербурге. Государственные и коммерческие организации, оказывающие услуги по профориентации трудоустройству молодежи в регионе. Встреча с представителями Центра занятости.
Развивающие процедуры: Просмотр информационных роликов ССУЗов и ВУЗов города и республики, а также визитные карточки градообразующих предприятий.
Знакомство с понятием “профессия”, профессиограмма. Классификация профессий по Е.А. Климову: типы профессий, требования профессии к человеку, орудия труда, условия труда. Формирование теоретических представлений и понятий, связанных с миром профессий. Активизация умственной активности.
Диагностические методики: ДДО.
Профориентационная игра: “Ассоциации”.
Развивающие процедуры: обсуждение результатов диагностических тестов.
Тема 4. Анализ профессий (1 час).
Составление формулы профессии, анализ профессии. Формирование представлений учащихся об основных психологических признаках профессиональной деятельности как обобщенных качествах, характеризующих виды профессионального труда; выработка умения анализировать профессиональную деятельность на основе указанных признаков.
Развивающие процедуры: обсуждение результатов диагностических тестов.
Тема 6. Здоровье и выбор профессии (1 час).
Свойства нервной системы, их взаимосвязь с индивидуальными особенностями поведения личности, значение нервной системы в профессиональной деятельности. Понятие «неблагоприятные производственные факторы». Работоспособность. Условия и режим работы.
Практическая работа: знакомство с нормативными документами по охране труда.
Диагностические методики: «Теппинг-тест», «Профессиональная пригодность и здоровье».
Развивающие процедуры: обсуждение результатов диагностических тестов.
Тема 7. Профессиональный тип личности (1 час).
Определение своего профессионального типа личности. Ошибки, которые наиболее часто допускаются при выборе профессии.
Диагностические методики: «Профессиональный тип личности» Дж. Голланда.
Развивающие процедуры: обсуждение результатов диагностических тестов.
Профориентационное упражнение: «Рейтинг ошибок»
Тема 8. Профессиональная перспектива (1 час).
Понятие о профессиональной пригодности. Профессионально важные качества личности. Призвание. Целеустремлённость.
Развивающие процедуры: дискуссия на тему «Мой выбор – моё призвание».
Профориентационные упражнения: «Дорожная карта», «Силовое поле выбора профессии».
Тема 9. Деловая игра «Кадровый вопрос» (1 час).
Актуализация осознанного самостоятельного выбора (самоопределения) учащимися профессионального пути. Знакомство с новыми профессиями. Развитие навыков целеполагания и планирования. Формирование информационного пространства.
Практическая работа: автономный игровой тренинг по развитию навыков целеполагания и планирования «Кадровый вопрос». Учащиеся знакомятся как с малоизвестными профессиями, так и с традиционными. Учащиеся соотносят требования, которые предъявляет профессия с возможностями человека (претендента).
Развивающие процедуры: дискуссия по результатам выполненных заданий.
Тема 10. Секреты выбора профессии (2 часа).
Мотивы выбора профессии. Тактика осуществления «выбора»: «хочу» - «могу» - «надо». Профессиональные интересы. Активная роль личности при выборе профессии.
Практическая работа: конференция «Профессия, которую я выбираю» - подготовка и защита профориентационных проектов - презентация профессий (интеграция с уроком информатики).
Развивающие процедуры: дискуссия на тему: «Профессия, которую я выбираю».
Профориентационное упражнение: «Жил-был у бабушки серенький козлик…»
Тема 11. Навыки самопрезентации. Основы технологической культуры (2 часа).
Резюме, правила составления. Навыки самопрезентации. Деловой этикет и его составляющие. Введение понятия “профессиональное взаимодействие”. Профессиональная этика и культура деловых взаимоотношений. Профессиональное становление.
Практическая работа: деловая игра «Интервью», упражнение «Резюме». Создание собственного резюме (интеграция с уроком информатики).
Тема 12. Личный профессиональный план (2 часа).
Индивидуальный профессиональный план как средство реализации программы личностного и профессионального роста человека. Профессиональное прогнозирование и самоопределение.
Практическая работа: составление и анализ личного профессионального плана. Написание творческого эссе на одну из предложенных тем: «Мир профессий и мой выбор», «Мое профессиональное будущее» (интеграция с уроком развития речи «Написание сочинений на заданную тему»).
Развивающие процедуры: дискуссия по результатам выполненных заданий.
Профориентационное упражнение: «Личная профессиональная перспектива (ЛПП)», «Заборы и овраги».
Заключение:
Необходимость проведения профориентационной работы в школе связана с быстрыми темпами технического развития общества и с появлением новых профессий на рынке труда. Отрицательные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и все общество. При правильном выборе индивидуальные особенности подростка совпадают с требованиями профессии. Помочь обучающемуся правильно решить проблему профессионального выбора призвана данная программа.
На занятиях данного элективного курса старшеклассники получат теоретические знания о том, какие профессии существуют на сегодняшний день, на что надо обращать внимание при выборе профессии, какими источниками информации можно воспользоваться при ознакомлении с рынком труда. В ходе работы на занятиях обучающиеся получат возможность овладеть практическими навыками в освоении стратегии выбора профессии, опыт соотнесения своих желаний в выборе профессии со своими возможностями выполнять ту или иную деятельность. Данная программа предполагает использование тестового материала, который позволит обучающимся узнать больше о себе: о своих способностях, профессиональных предпочтениях, уровне развития познавательных процессов, о качествах личности.
Список литературы.
Афанасьева Н.В. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор»/ под ред. Н.В. Афанасьевой. – СПб.: Речь. 2007.
«Закон о занятости населения». М.: МП «Новая школа», 1992.
«Закон об образовании». М.: Про-Пресс, 2004.
Климов Е.А. Как выбирать профессию? //Библиография.- М., 2005, №6
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д: Феникс, 1996.
Пряжников Н.С. “Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8–11 классы). — М.: ВАКО, 2005.
Пряжников Н.С. Направления и методы профориентации.//Директор школы. №2, М., 2006.
Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Профриентация. М.: «Академия», 2005.
Основы технологической культуры. Учебник для 10-11-х классов под ред. В.Д.Симоненко. М.: Вентана-Граф. 2007.
Образцова Т.Н. Ролевые игры для детей. М.: ООО “Этрол”, ООО “ИКТЦ “ЛАДА”, 2005.
Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9–11 класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов / Под науч. ред. Л.А. Обуховой.- М.: «Вако», 2005.
Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. М.: ВЛАДОС пресс, 2001.
Савченко М.Ю. Профориентация (сценарии занятий, тренинги для учащихся 9-11 классов). М.: «Вако», 2005.
Столяренко Л.Д. Психодиагностика и профориентация в образовательных учреждениях. Ростов/нД: «Феникс», 2005.
Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию. М.: «Просвещение», 1991.
Чернов С.В. Азбука трудоустройства. Элективный курс для 9-11 классов. М.: Вита-пресс, 2007.
Л.А.Ясюкова Прогноз и профилактика проблем обучения, социализация и профессиональное самоопределение старшеклассников (часть 1): Методическое руководство, Спб: «ИМАТОН», 2005
Тематическое планирование курса «Мой выбор» (34часа):
Анализировать профессиональную деятельность на основе указанных признаков.
3
24.10.
7.11.
14.11.
Основные подходы к индивидуальному выбору профессии.
Понятия: «темперамент», «свойства нервной системы», «индивидуальный стиль деятельности», «типы темперамента»;
Особенности типов темперамента и их внешние проявления;
Взаимосвязь типа темперамента с выбором профессии.
Соотносить понятия «темперамент» и «профессия»;
Пользоваться сведениями о типах темперамента, свойствах нервной системы, об индивидуальном стиле деятельности.
3
21.11.
28.11.
5.12.
Здоровье и выбор профессии.
Основные свойства нервной системы;
Типы высшей нервной деятельности;
Факторы, влияющие на работоспособность человека;
Понятия: «неблагоприятные производственные факторы», «работоспособность», «условия и режим работы»;
Нормативные документы по охране труда.
Пользоваться знаниями о взаимосвязи свойств нервной системы с индивидуальными особенностями поведения личности, значением нервной системы в профессиональной деятельности;
Пользоваться основными понятиями темы.
2
12.12.
19.12.
Профессиональный тип личности.
Понятие: «профессиональный тип личности»
Типы профессиональной направленности личности;
Ошибки при выборе профессии.
Анализировать и использовать информацию по своему профессиональному типу личности;
Пользоваться основными понятиями темы.
3
26.12
16.01
23.01.
Профессиональная перспектива.
Понятие о профессиональной пригодности;
Профессионально важные качества личности. Призвание. Целеустремлённость.
Пользоваться основными понятиями темы;
Аргументированно участвовать в дискуссии
3
30.01.
6.02.
13.02.
Деловая игра «Кадровый вопрос».
Собственный выбор профессионального пути(самоопределение). Знакомство с новыми профессиями;
Соотносить требования, которые предъявляет профессия с возможностями человека (претендента)
Формировать информационное пространство;
Выделять главное, анализировать, сравнивать, обобщать и участвовать в дискуссии.
Использовать и развивать навыки целеполагания и планирования.