kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Элективный курс "Имею право"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа предназначена для работы на дополнительных занятиях по курсу Обществознание в 9 классе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс "Имею право"»

Элективный курс по обществознанию

«Имею право»

9 класс


Пояснительная записка


На изучение курса по выбору «Имею право» в 9 классе отводится 1 час в неделю, итого 17 часов за учебный год. Изучение учебного курса завершается проведением промежуточной аттестации в форме ЗАЧЕТ по всем темам учебного курса в текущем году.

В современных условиях перед нашим государством стоит задача превращения его в современное правовое государство. В решении этой задачи важную роль может сыграть правовое образование граждан, а следовательно, включение в учебные программы школ различных правовых курсов.

Программа курса «Имею право!» предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов.

Содержание учебного материала соответствует целям предпрофильного обучения и содержит элементы новизны.

Актуальность программы определяется тем, что учащимся важно знать роль и значение права в их жизни и уметь защитить себя, отстаивая свои права.

Принципами отбора содержания материала программы являются:

– системность;

– научность;

– доступность;

– возможность практического применения полученных знаний;

– реалистичность, с точки зрения возможности усвоения основного содержания программы за 17 часов.

Данный курс дает учащимся сведения практического характера, знакомит их с социально-правовыми проблемами и способами их решения, опираясь на конкретные нормы российского законодательства. Поэтому в содержании курса рассматривается много житейских проблем, касающихся широких слоев населения и, в частности, самих учащихся. Рассмотрение этих проблем позволяет учащимся увидеть личностную значимость правовых знаний и лучше ориентироваться в современном законодательстве.

Цели:

1. Способствовать развитию правовой культуры школьников на основе усвоения ими основных правовых норм.

2. Заинтересовать учащихся поиском необходимой правовой информации при решении конкретных жизненных ситуаций и проблем.

3. Воспитать у учащихся уважение к праву и закону.

Задачи курса:

1. Знакомство учащихся с основными нормативно-правовыми актами, с которыми человеку чаще всего приходится сталкиваться в жизни.

2. Освоение учащимися навыков и умений в области защиты своих прав.

3. Развитие коммуникативных способностей, прежде всего устной речи.

4. Воспитание ответственности за собственное благополучие.

Необходимым условием реализации этих целей и задач является использование в ходе проведения занятий новых, активных, форм работы наряду с традиционными.

Формы организации учебной деятельности: лекции, практикумы, сюжетно-ролевые игры, беседы.

Система оценивания

С учетом названных целей и задач объектом оценивания достижений учащихся в правовом образовании посредством элективного курса должны быть следующие компоненты:

– правовые знания как основа социальных умений и навыков;

– конкретные умения и навыки в сфере правоотношений.

В данном случае отметка – лишь один из инструментов оценивания, но далеко не единственный.

Оценить действия ученика можно при помощи слов или жестов. Оценивание должно быть полезным, оно должно обеспечивать информацией всех заинтересованных лиц, включая учеников, учителей, родителей.

Поэтому наряду с традиционным устным и письменным опросом, тестированием, проверкой качества выполнения практических заданий, могут быть использованы методы социологического исследования: интервьюирование, анкетирование, самооценка, наблюдение за поведением ученика в реальной и учебной ситуации.

Формы контроля:

– тестирование;

– задания на выявление операционных умений;

– моделирование жизненных ситуаций.

Тестирование нацелено на определение уровня знаний, а две другие формы – на выявление поведенческого компонента в правосознании школьника.

Для оценивания достижений учащихся можно использовать следующие варианты тестов:

– с единственно верным вариантом ответа;

– с множественными верными ответами;

– на заполнение пропусков в верном утверждении.

Оценить поведенческие знания поможет анализ предложенных ситуаций, умение выразить свою точку зрения по тому или иному юридически значимому вопросу.

Предполагаемые результаты изучения курса:

В результате изучения курса у учащихся должны сформироваться:

– знания и представления о нормах современного российского законодательства;

– знания, достаточные для защиты прав, свобод и законных интересов личности;

– коммуникативные способности; способность к творческому мышлению и деятельности в ситуациях с незаданным результатом.





Тематическое планирование

п\п

Наименование тем и разделов

Максимальная нагрузка

Из них

Техническое обучение

Лабораторные и практические

Контрольные работы

Экскурсии и эссе

Самостоятельная работа

1

Тема 1. Роль права в жизни человека и общества

1

1




1

2

Тема 2. Право на образование

2

1




1

3

Тема 3. Семейное право

2

2

1

1


1

4

Тема 4. Трудовое право

2

1




1

5

Тема 5. Жилищные права граждан: государственные гарантии и реальная практика

2





1

6

Тема 6. Права потребителя: законодательство и реальная практика

3

1




2

7

Тема 7. Уголовное право

3

1

1

1

1

2

8

Тема 8. Обобщение по курсу

2

3

1


1

2


ИТОГО

17

10

3

2

2

11


Содержание курса


Тема 1. Роль права в жизни человека и общества.

Право, его роль в судьбе отдельного гражданина и общества.

Основные отрасли права: уголовное, гражданское, семейное, трудовое, административное.

Законы – лишь разновидность различных нормативно-правовых актов.

Правила поведения и нормы права – это не диктат государства, а удобные образцы человеческой жизни, вносящие в нее организованность и стабильность.

Тема 2. Право на образование.

Государственная политика в области образования; основные принципы: гуманистический характер образования, общедоступность образования, светский характер образования, свобода и плюрализм в образовании.

Виды и формы получения образования. Виды учебных заведений, дающих возможность получить профессиональное образование в РФ: начальное, средне-специальное, высшее. Диплом государственного образца. Негосударственные учебные заведения. Лицензирование и аккредитация негосударственных учебных заведений.

Российское законодательство и реальная практика. Разные возможности получения образования у городских и сельских учащихся.

Материальные гарантии права на образование.

Государственное финансирование образования.

Тема 3. Семейное право.

Семья: за и против. Семейный кодекс – отражение государственной политики в области семейного права. Правовое регулирование института брака в РФ. Гражданский и церковный браки. Имущественные права и брачный договор.

Роль мужчины и женщины в обществе и семье. Взаимные обязанности родителей и детей друг перед другом. Правоспособность и дееспособность субъектов семейного права.

Порядок расторжения брака. Порядок назначения и выплаты алиментов. Развод родителей и его влияние на судьбу детей.

Тема 4. Трудовое право.

Право человека на свободный труд. Нормативно-правовая база трудового права. Трудовой кодекс РФ.

Работник и работодатель на рынке труда. Порядок приема на работу. Расторжение трудового договора. Споры между участниками трудовых отношений. Порядок увольнения.

Проблема трудоустройства. Проблема безработицы и социальных льгот, предоставляемых трудовым законодательством.

Трудовое законодательство о правах различных категорий граждан, в том числе несовершеннолетних.

Тема 5. Жилищные права граждан.

Нормативно-правовые акты, регулирующие жилищные правоотношения. Конституция РФ и Жилищный кодекс РФ о праве на жилище и порядке найма жилого помещения.

Приватизация жилья. Виды сделок с жильем. Купля-продажа, дарение, наследование жилья.

Ипотечное кредитование.

Региональное жилищное законодательство. Порядок предоставления гражданам жилья из муниципального фонда.

Участие несовершеннолетних в приватизации жилья.

Несовершеннолетние как собственники жилья. Условия совершения сделок с жильем, в котором проживают несовершеннолетние. Права органов опеки и попечительства. Защита прав несовершеннолетних при совершении сделок с жильем.

Тема 6. Права потребителя.

Понятие информации. Средства массовой информации как четвертая власть. Основные источники информации для потребителя.

Советы друзей: плюсы и минусы данного источника информации для потребителя.

Информация производителя. Этикетка и упаковка товара.

Реклама как источник информации для потребителя. Влияние рекламы на потребности. Можно ли доверять рекламе?

Кто такой потребитель по российскому закону «О защите прав потребителей». Право на качественный товар или услугу – основное право потребителей. Право на безопасность товаров и услуг. Обязательность инструкции на русском языке. Гарантийный срок и срок службы товара.

Порядок обмена товара ненадлежащего качества.

Право на компенсацию морального вреда. Судебная защита прав потребителей. Комитет по защите прав потребителей.

Тема 7. Уголовное право.

Уголовная ответственность. Уголовный кодекс РФ.

Различные виды преступлений. Обстоятельства, исключающие преступность деяний (необходимая оборона; крайняя необходимость; задержание лица, совершившего преступление; причинение вреда в результате физического принуждения).

Проблемы юридической ответственности. Мораторий на смертную казнь. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Порядок расследования преступления и судебного разбирательства.

Следователь, прокурор, адвокат.

Обжалование решения суда.

Тема 8 (обобщение по курсу). Я – гражданин России.

Правовой статус гражданина России. Права и обязанности несовершеннолетних.



Календарно-тематический план


п/п


Тема урока


Вид занятия

Количество часов

Виды самостоятельной работы

Дата проведения занятия



Плановая факт-я

Тема 1. Роль права в жизни человека и общества (1ч)

1

1.1

Право и человек

комбинированный

1

Работа с локальными законодательными актами



Тема 2. Право на образование (2ч)

2

2.1

Государственная политика

комбинированный

1

Лекция с элементами беседы; работа с законодательными актами



2.2

Доступность образовательных услуг

комбинированный

1

Беседа



Тема 3. Семейное право (2ч)

3

3.1

Правовые основы брака

комбинированный

1

Беседа; работа с законодательными актами



3.2

Родители и дети

комбинированный

1

Работа с документами



Тема 4. Трудовое право (2ч)

4

4.1

Работодатели и работники на рынке труда

комбинированный

1

Беседа; работа в малых группах; работа с законодательными актами



4.2

Правила поведения в трудовой сфере

комбинированный

1

Решение правовых задач



Тема 5. Жилищные права граждан: государственные гарантии и реальная практика (2ч)

5

5.1

Правовое регулирование отношений в сфере недвижимости

комбинированный

1

Лекция



5.2

Защита прав несовершеннолетних при совершении сделок с жильем

комбинированный

1

Анализ реальных случаев из судебной практики



Тема 6. Права потребителя: законодательство и реальная практика (3ч)

6

6.1

Источники информации для потребителя

комбинированный

1

Лекция



6.2

Закон «О защите прав потребителей»

комбинированный

1

Лекция с элементами беседы; работа с документом



6.3

Правила грамотного поведения потребителя на рынке товаров и услуг

комбинированный

1

Практикум



Тема 7. Уголовное право (3ч)

7

7.1

Основы уголовного законодательства

комбинированный

1

Лекция с элементами беседы



7.2

Порядок судебного разбирательства

комбинированный

1

Посещение судебного заседания



7.3

Несовершеннолетние в системе уголовного законодательства

комбинированный

1

Беседа, работа с документами



Тема 8. Обобщение по курсу (1ч)

8

8.1

Я – гражданин России (обобщение)

комбинированный

1

Подбор материала из СМИ о нарушении или соблюдении отдельных конституционных прав граждан



8.2

Обобщение по курсу

комбинированный

1

Итоговое тестирование по курсу: «Имею право!»





ИТОГО


17

17



Материально-техническое обеспечение учебного предмета

Перечень оборудования:

Компьютер

Мультимедийный проектор

Интерактивная доска

Кимы


Учебно-методическое обеспечение учебного предмета

Основная литература

Кимы

Дополнительная литература

1. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ. – М., 2015.

2. Комментарий к Трудовому кодексу РФ. – М., 2015.

3. Комментарий к уголовному кодексу РФ. – М., 2015

4. Комментарий к Семейному кодексу РФ. – М., 2015.

5. Федеральный Закон РФ «Об образовании». – М., 2015.

методические рекомендации

Тема 1. Роль права в жизни
человека и общества

Урок 1. Роль права в жизни человека и общества

Цели: способствовать формированию у учащихся понимания необходимости получения правовых знаний; умения высказать свое мнение, анализировать ситуацию; формировать умение работать в группе, уважать мнение других.

Содержание урока:

1) Роль права в судьбе отдельного гражданина.

2) Отрасли права. Нормы права.

3) Различные виды нормативно-правовых актов.

4) Роль права в жизни общества.

Формы и методы обучения: эвристическая беседа с обсуждением правовых ситуаций; работа в группах; работа с документами.

Элементы рефлексии.

Задание: продолжите предложения:

«Право для меня важно, так как…».

«Право важно для страны, так как…».

Тема 2. право на образование

Урок 2. Государственная политика
в области образования

Цели: познакомить учащихся с содержанием государственной политики в области образования; способствовать совершенствованию навыков работы с законодательными актами; формировать умение работать в группе, уважать мнение других.

Содержание урока:

1) Основные принципы государственной политики в области образования.

2) Виды и формы получения образования. Государственные и негосударственные учебные заведения.

3) Диплом государственного образца.

Формы и методы обучения: лекция с элементами беседы; работа с законом РФ «Об образовании».

Формы контроля: открытый микрофон: «Что бы вы посоветовали нашему правительству по изменению политики в области образования».

Урок 3. Доступность образовательных услуг

Цели: сформировать у учащихся понимание необходимости получения образования; развивать навыки устной речи; воспитывать желание помочь другому.

Содержание урока:

1) Российское законодательство и реальная практика.

2) Материальные гарантии права граждан на образование.

3) Государственное финансирование образования.

Формы и методы обучения: беседа; «мозговой штурм»; групповая работа.

Домашнее задание: написать письмо в Министерство образования со своими предложениями об улучшении образовательных услуг в сельской местности.

Тема 3. Семейное право

Урок 4. Правовые основы брака

Цели: способствовать формированию у учащихся восприятия семьи как необходимой ячейки общества; способствовать формированию коммуникативных навыков учащихся; воспитывать уважение к семейным отношениям.

Содержание урока:

1) Семья: за и против.

2) Правовое формирование института брака в РФ.

3) Виды брака. Условия, препятствующие вступлению в брак.

4) Имущественные права и брачный договор.

Формы и методы обучения: беседа; сюжетно-ролевая игра; работа с документами.

Формы контроля:

1) Тест.

Какие из перечисленных ситуаций имеют отношение к нормам Семейного кодекса РФ?

а) Гражданин Котов подал губернатору жалобу на отдел ЗАГСа, указав в ней, что сотрудники этого учреждения отказались регистрировать его брак с гражданкой Семеновой, которая живет в другом городе, но прислала в ЗАГС письменное согласие на брак, заверенное у нотариуса.

б) «Вдруг я заболею, – сказала жена своему мужу, – тогда мне потребуется от тебя материальная помощь. Давай заключим брачный договор, где укажем (если ты не возражаешь) твое обязательство в случае моей болезни оказывать мне регулярную финансовую помощь». На это муж возразил: «Э-э-э… поезд уже ушел. Надо было заключать брачный договор до брака, а теперь поздно».

в) Муж говорит своей жене: «Я решил, что мы в следующем месяце переедем в город Днепропетровск. Как бы ты к этому ни относилась, все равно тебе придется ехать со мной, потому что ты как жена обязана следовать за мужем туда, куда он хочет».

2) Можно предложить учащимся заполнить брачный договор на вымышленных людей.

Урок 5. Родители и дети

Цели: способствовать пониманию того, что дети несут определенные обязанности по отношению к родителям; развивать коммуникативные навыки у учащихся; воспитывать уважение к семейным отношениям.

Содержание урока:

1) Роль мужчины и женщины в обществе и семье.

2) Права ребенка в семье.

3) Взаимные обязанности родителей и детей друг перед другом.

4) Развод в судьбе детей.

Формы и методы обучения: беседа; диктант по правовым понятиям; групповая работа; работа с документами.

Домашнее задание: написать мини-сочинение на тему: «Семья – это…» или «Создание семьи – очень ответственный шаг, потому что…».

Тема 4. Трудовое право

Урок 6. Работодатели и работники на рынке труда

Цели: способствовать расширению знаний учащихся о нормативно-правовой базе трудового права; способствовать развитию аналитического мышления у учащихся; воспитывать уважение к труду и людям, умеющим трудиться.

Содержание урока:

1) Право человека на свободный труд. Нормативно-правовая база трудового права.

2) Работник и работодатель на рынке труда.

3) Трудовое законодательство о правах различных категорий граждан, в том числе несовершеннолетних.

Формы и методы обучения: эвристическая беседа; групповая работа; работа с документами.

Формы контроля: тестирование.

Какие документы должен представлять в отдел кадров поступающий на работу гражданин:

а) трудовую книжку;

б) характеристику с предыдущего места работы;

в) резюме;

г) паспорт;

д) страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;

е) документы о наградах.

Домашнее задание: подобрать из прессы примеры нарушения трудового законодательства.

Урок 7. Правила поведения в трудовой сфере

Цели: способствовать пониманию того, как на практике можно применить имеющиеся знания; развивать умение в выгодном свете представить свои способности; воспитывать уважение к труду.

Содержание урока:

1) Споры между участниками трудовых отношений. Расторжение трудового договора. Увольнение. Сокращение.

2) Проблема безработицы и социальных льгот. Скрытая безработица.

3) Государственные органы, помогающие разрешить спорные вопросы в трудовой сфере.

Формы и методы обучения: решение правовых задач; сюжетно-ролевая игра: «Расторжение трудового договора».

Формы контроля: фронтальный опрос.

Найти в документах ответы на вопросы:

1) В каком случае вы можете быть приняты на работу, если вам 13 лет? 14 лет? 15 лет? 16 лет.

Можете ли вы подписать трудовой договор, если вам 13 лет? 14 лет? 15 лет? 16 лет?

2) Имеете ли вы право на труд? Подтверждение найдите в документе.

3) Олег работает в школе лаборантом. В школе он сдал вступительные экзамены в институт. Олег подал заявление о расторжении трудового договора. В заявлении он указал, что увольняется в связи с зачислением в институт и просит его уволить с 1 сентября, так как в этот день начинаются занятия. Должен ли Олег после подачи заявления отработать две недели?

Домашнее задание: поговорить с родителями о том, сталкивались ли они с трудовыми спорами. Если да, то как они разрешились. Найти в документах подтверждение правильности принятого решения.

Тема 5. жилищные права граждан:
государственные гарантии и реальная практика

Урок 8. Правовое регулирование отношений
в сфере недвижимости

Цели: углубить знания учащихся о нормативно-правовой базе по жилищным правам граждан; начать формировать навыки поведения при совершении различных видов сделок с жильем; воспитывать уважение к мнению другого.

Содержание урока:

1) Конституция РФ о праве на жилище и Жилищный Кодекс РФ о порядке найма жилого помещения.

2) Виды сделок с жильем. Правила поведения при их совершении.

3) Порядок предоставления гражданам жилья из муниципального фонда.

Формы и методы обучения: лекция с элементами практикума; решение правовых ситуаций; работа в группах.

Домашнее задание: подобрать ситуативный материал для следующего урока по теме: «Защита прав несовершеннолетних при совершении сделок с жильем».

Урок 9. Защита прав несовершеннолетних
при совершении сделок с жильем

Цели: углубить знания учащихся по жилищному законодательству; способствовать развитию творческого и аналитического мышления школьников; воспитывать уважение учащихся друг к другу.

Содержание урока:

1) Участие несовершеннолетних в приватизации жилья.

2) Несовершеннолетние как собственники жилья. Условия совершения сделок с жильем, в котором проживают несовершеннолетние.

3) Роль органов опеки и попечительства в защите прав несовершеннолетних.

Формы и методы обучения: групповая работа: «Анализ реальных случаев из судебной практики».

Домашнее задание:

1-й г р у п п е: выяснить в администрации района, сколько и какого жилья было предоставлено несовершеннолетним, оставшимся без попечения родителей;

2-й г р у п п е: узнать в органах опеки и попечительства, возникают ли спорные вопросы при продаже жилья, в котором проживают несовершеннолетние;

3-й г р у п п е: провести социологический опрос: «Необходимы ли изменения в жилищном законодательстве? Если да, то какие?».

Тема 6. Права потребителя: законодательство
и реальная практика

Урок 10. источники информации для потребителя

Цели: формировать понимание того, что «реклама – двигатель торговли» не лозунг, а действующий закон на рынке труда; продолжить работу по формированию навыков отстаивать свою точку зрения.

Содержание урока:

1) Понятие информации. Информация как власть.

2) Основные источники информации для потребителя.

3) Влияние рекламы на потребителя.

Формы и методы работы: беседа, «мозговой штурм».

Домашнее задание: нарисовать упаковку к любому товару и придумать к этому товару рекламный ролик.

Урок 11. Закон РФ «О защите прав потребителей»

Цели: познакомить учащихся с содержанием закона «О защите прав потребителей»; продолжить работу по формированию навыков работы с документами.

Содержание урока:

1) Кто такой потребитель по российскому закону «О защите прав потребителей».

2) Права потребителей.

3) О работе комитета по защите прав потребителей.

Формы и методы обучения: лекция с элементами беседы; работа с документами; «мозговой штурм».

Элементы рефлексии: ответить на вопрос, может или нет потребитель защитить свои права?

«Может, потому что…»

«Не может, потому что…»

Урок 12. Правила грамотного поведения
потребителя на рынке товаров и услуг

Цели: познакомить учащихся с азбукой поведения на рынке товаров и услуг; формировать навыки по защите своих прав; воспитывать уважение к государственным органам, защищающим интересы потребителей.

Содержание урока:

1) Основные правила грамотного потребительского поведения.

2) Порядок защиты прав потребителя, обращение в соответствующие государственные органы.

Формы и методы обучения: сюжетно-ролевая игра; практическая работа по заполнению претензионного заявления и искового заявления в суд; групповая работа.

Формы контроля: заполнение заявлений.

Тема 7. Уголовное право

Урок 13. Основы уголовного законодательства

Цели: познакомить учащихся с основами уголовного законодательства России; повышать мотивацию к учебной деятельности.

Содержание урока:

1) Уголовный кодекс РФ.

2) Уголовная ответственность. Различные виды преступлений.

3) Обстоятельства, исключающие преступность деяний.

Формы и методы обучения: лекция с элементами беседы; «мозговой штурм» по решению проблем роста преступности.

Домашнее задание: высказать свое мнение относительно следующего утверждения:

«Смертная казнь – это нарушение права человека на жизнь, поэтому ее надо запретить».

Если вы с этим тезисом не согласны, приведите аргументы против. Свою точку зрения можно подтвердить материалами прессы или цитатами из художественной литературы.

Урок 14. Порядок судебного разбирательства

Цели: познакомить учащихся с ходом судебного разбирательства; формировать умение высказывать и аргументировать свою точку зрения; воспитывать уважение к мнению других.

Содержание урока:

1. Что такое следствие.

2. Полномочия прокурора, адвоката, суда.

3. Возможность обжалования решения суда.

Желательно посещение судебного заседания.

Домашнее задание: выступите (на ваш выбор) в роли прокурора или адвоката в предложенной ситуации:

Находясь за рулем автомобиля «Жигули», Владимир Петрович Николаев нарушил правила дорожного движения. Машину отбросило на тротуар, где стояла Марина Васильевна Павлова. Женщина упала. Не дожидаясь сотрудников ГАИ, Николаев посадил пострадавшую в машину и отвез ее в больницу. Затем он приехал в ближайшее отделение милиции и рассказал, при каких обстоятельствах сбил пешехода.

С п р а в к а. Совершено преступление, предусмотренное частью 1 статьи 264 УК РФ.

Могут быть назначены следующие виды наказания:

– ограничение свободы на срок до пяти лет;

– арест на срок от 3 до 6 месяцев;

– лишение свободы на срок до двух лет с лишением права управлять транспортным средством до трех лет или без такового.

Урок 15. Несовершеннолетние в системе
уголовного законодательства

Цели: объяснить учащимся, какую ответственность несут несовершеннолетние в случае нарушения закона; отрабатывать навыки групповой работы и работы с документами; воспитывать уважение к закону.

Содержание урока:

1) Уголовная ответственность несовершеннолетних.

2) Обстоятельства, смягчающие или отягчающие совершенное преступление.

Формы и методы обучения: беседа; групповая работа с документами.

Формы контроля: «открытый микрофон».

«Возраст уголовной ответственности несовершеннолетних надо снизить, так как…».

«Главными причинами роста уровня преступности несовершеннолетних являются…».

«Мои предложения по вопросу снижения уровня преступности среди несовершеннолетних».

Урок 16. Обобщение по курсу: «Я – гражданин России»

Цели: обобщить полученные в ходе изучения курса «Имею право!» знания; способствовать формированию аналитического и творческого мышления.

Содержание урока:

1) Правовой статус гражданина России.

2) Права и обязанности несовершеннолетних.

Формы и методы обучения: работа с материалами из СМИ о нарушении или соблюдении отдельных конституционных прав граждан; групповая работа по отдельным правам граждан.

Формы контроля: итоговый тест.

1. Самая распространенная сделка по приобретению права собственности на жилье:

а) обмен;

б) дарение;

в) купля-продажа;

г) рента и пожизненное содержание с иждивенцем.

2. Приватизация жилья оформляется:

а) договором передачи;

б) свидетельством о регистрации;

в) договором дарения.

3. Владимир Л. купил автомобиль. Через некоторое время он обратил внимание на стук в двигателе. Он обратился в транспортную мастерскую, но мастера не смогли определить причину стука и отказались принимать какие-либо меры. Владимир Л. обратился в суд. Суд обязал продавца заменить автомобиль, так как:

а) покупатель в любом случае имеет право заменить купленный автомобиль на новый;

б) наличие шума в двигателе не характерно для нормальной работы автомобиля, а значит, автомобиль не соответствует обычно предъявляемым требованиям;

в) гарантийная мастерская оказалась малокомпетентной и непрофессиональной.

4. Что из перечисленного должен подписать гражданин, поступающий на работу:

а) договор о проведении ремонта в кабинете;

б) обязательство не опаздывать на работу;

в) трудовой договор;

г) коллективный договор.

5. В каком правовом акте отражены основные нормы трудового права:

а) в Конституции РФ;

б) в коллективном договоре, заключенном между работниками и директором предприятия;

в) в Трудовом кодексе РФ;

г) в Международной Конвенции об упразднении принудительного труда.

6. Степанов С., 16 лет, решил устроиться на работу. Определи то место, куда его могут принять на работу в соответствии с трудовым законодательством:

а) ночной сторож в детском саду;

б) грузчик в магазине;

в) работник по уборке газонов;

г) почтальон;

д) официант в ночном клубе.

7. Совершеннолетие наступает:

а) в 14 лет;

б) в 16 лет;

в) в 18 лет;

г) в 21 год.

8. Уголовная ответственность наступает:

а) с 14 лет;

б) с 16 лет;

в) с 18 лет.

9. Если вами совершено преступление, вы должны:

а) просить потерпевшего не писать заявление;

б) бежать в другой город;

в) искать человека, который возьмет ответственность на себя;

г) идти в отделение милиции.

10. Смягчающими обстоятельствами являются:

а) подкуп следователя;

б) побег;

в) чистосердечное признание;

г) содействие следствию.

11. Официально признанным в России является:

а) брак, зарегистрированный в ЗАГСе;

б) брак, зарегистрированный в церкви;

в) и тот, и другой.

12. Попечительство устанавливается над детьми в возрасте:

а) 12–14 лет;

б) 14–16 лет;

в) 14–18 лет.

13. Если вы приобрели товар ненадлежащего качества, а магазин отказался вам его заменить, куда вы должны обратиться в первую очередь:

а) к соседям;

б) в суд;

в) в комитет по защите прав потребителей.

14. При обращении в суд вы должны написать:

а) претензионное заявление;

б) ходатайство;

в) исковое заявление.

15. Правом на образование обладают:

а) граждане в возрасте от 7 до 17 лет;

б) граждане в возрасте от 7 до 35 лет;

в) все граждане государства;

г) каждый человек, проживающий в стране.

16. При поступлении на работу вы пишете:

а) заявление;

б) ходатайство;

в) иск.

рекомендуемый вариант
проведения урока

Урок 1. Роль права в жизни человека и общества

Цели: способствовать формированию у учащихся понимания необходимости получения правовых знаний; учить высказывать свое мнение, анализировать ситуацию; формировать умение работать в группе, уважать мнение других.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

После вступительного слова учителя каждый учащийся получает описание правовой ситуации.

В о п р о с:

– О чем идет речь в предложенных ситуациях?

(О нарушении прав.)

– Вспомним, что такое право и каковы его признаки. Сделаем мы это с помощью метода незавершенных мыслей:

Право – это нормы…

регулирующие… отношения между людьми,

устанавливается… государством,

обязательно… для всех,

охраняется и защищается… государством,

должно быть… специально оформлено.

– А теперь сформулируем определение.

Право – это система общеобязательных норм, регулирующих поведение людей, установленных и охраняемых государством.

– Объединимся по группам: 1–4; 5–8; 9–12; 13–16.

– Объясните принцип объединения вас в группы? (По отраслям права).

– Подумайте и ответьте на в о п р о с ы:

1) Какие отношения регулирует ваша отрасль права?

2) Какие законодательные акты вам известны?

3) Какие государственные органы решают конфликтные вопросы, связанные с вашей отраслью права?

4) Можем ли мы отказаться от правовых норм?

5) Что будет, если в государстве исчезнут права?

6) Только ли право регулирует взаимоотношения людей в обществе? (Еще мораль и религия).

– Работая в группах, выполните з а д а н и е:

1) Разделите приведенные далее понятия на четыре группы:

а) относящиеся к правовой сфере;

б) к морально-нравственной сфере;

в) к религиозной сфере;

г) одновременно к нескольким сферам:

Закон, правопорядок, добро, грех, справедливость, молитва, договор, зло, собственность, свобода совести, доверие, благодарность, референдум, раскаяние, совесть, преступление, стыд, любовь, причастие, дееспособность, суеверие, устав, свобода слова.

– Заслушаем ответ группы, которая первая справилась с заданием.

– Из нижеприведенных признаков найдите общие для права и морали.

1) Активно воздействует на поведение людей;

2) Отмирает вместе с государством;

3) Обусловлено экономическими интересами;

4) Возникает раньше государства;

5) Исполнение обеспечивается принуждением государством;

6) выражает общественное мнение.

– Объясните эту связь: право базируется на нормах морали.
А значит, исторически обусловлено и необходимо.

– И в заключение – «открытый микрофон»:

«Право важно для меня…»

«Право важно для страны…»

III. Итог урока.

Домашнее задание: закрепить изученное на уроке.

ВОЗМОЖНЫЕ СИТУАЦИИ ДЛЯ АНАЛИЗА
НА ОБОБЩАЮЩЕМ УРОКЕ

1. В рамках гарантийного срока у гражданина Петрова сломался пылесос. Он обратился в гарантийную мастерскую, где ему ответили, что ремонт будет платным, так как сломалась очень дорогостоящая деталь.

2. Марина купила в магазине платье, а придя домой обнаружила на нем пятно. Обратившись в магазин с просьбой заменить товар, получила отказ.

3. Сергей купил билет на поезд, зашел в вагон и выяснил, что его место занято. Обратился к проводнику за разъяснением, а она сказала, что может предложить ему лишь более худшее место.

4. Марина начала работать по устному распоряжению директора, а через две недели она была поставлена в известность, что уволена. Трудовой договор заключен не был, и директор посчитал, что правила при увольнении соблюдать не надо.

5. Андрей подал заявление о расторжении трудового договора, а через две недели директор завода сказал, что уволить Андрея не может, так как на его место не найден новый работник. «А если не выйдешь на работу – уволю за прогул!» – сказал директор.

6. Юноше отказали в приеме на работу на том основании, что он не имеет опыта работы, хотя была вакансия именно по его специальности.

7. Человек вернулся домой и обнаружил, что из его квартиры похищена видеотехника.

8. Пятнадцатилетние подростки взяли чужой автомобиль, чтобы «покататься».

9. Саша и Миша играли на стройке. Саша толкнул Мишу, тот упал и, ударившись виском о кирпич, скончался на месте.

10. Родители Владимира и Леонида не заботятся о воспитании своих детей, в связи с чем они часто приходят в школу голодными.

11. Владимир Сергеевич считает, что воспитать настоящего мужчину можно только очень строгими мерами, и поэтому часто применяет к сыну телесные наказания.

12. Взрослые дети вспоминают о своей престарелой матери только затем, чтобы уговорить ее переехать в дом престарелых, продав свой дом.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Элективный курс "Имею право"

Автор: Парфенова Наталья Александровна

Дата: 17.01.2019

Номер свидетельства: 495782

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Программа элективного курса"Функция знаков препинания и тенденция их употребления в современной печати "
    ["seo_title"] => string(121) "proghramma-eliektivnogho-kursa-funktsiia-znakov-priepinaniia-i-tiendientsiia-ikh-upotrieblieniia-v-sovriemiennoi-piechati"
    ["file_id"] => string(6) "102605"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402534821"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Элективный курс по биологии для учащихся 9 класса на тему "Флористика" "
    ["seo_title"] => string(78) "eliektivnyi-kurs-po-biologhii-dlia-uchashchikhsia-9-klassa-na-tiemu-floristika"
    ["file_id"] => string(6) "139581"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417758785"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Программа элективного курса по русскому языку для 10-11 классов"
    ["seo_title"] => string(68) "proghramma-eliektivnogho-kursa-po-russkomu-iazyku-dlia-10-11-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "290645"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1455008236"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "Программа элективного курса  Орфоэпия в современном русском  литературном языке. По русскому языку для 11 класса "
    ["seo_title"] => string(120) "proghramma-eliektivnogho-kursa-orfoepiia-v-sovriemiennom-russkom-litieraturnom-iazykie-po-russkomu-iazyku-dlia-11-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "169177"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423383082"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Программа элективного курса для учащихся 9 класса "Познай себя"."
    ["seo_title"] => string(73) "proghramma-eliektivnogho-kursa-dlia-uchashchikhsia-9-klassa-poznai-siebia"
    ["file_id"] => string(6) "253918"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447681048"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства