Пояснительная записка
к авторской (адаптированной) программе элективного курса «Познай себя».
Данная авторская (адаптированная) программа разработана на основе программы Л.П. Сверч «Профессиональный выбор: секреты выбора профессии» (Иркутск, 2007г.) Программа соответствует государственному стандарту и учебному плану.
Основная задача средней ступени обучения состоит в том, чтобы помочь подросткам в выборе профиля обучения, направления дальнейшего образовательного маршрута, подготовить их к жизни и труду в современном обществе, способствовать их социализации и социальной адаптации в условиях постоянно меняющегося мира, помочь девятиклассникам в самоопределении, выборе дальнейшего жизненного пути в соответствии с их склонностями и возможностями, стимулировать выпускников к продолжению образования
В связи с этим элективный курс «Познай себя» является актуальным и востребованным.
Цель курса- повышение у учащихся 9-х классов уровня профессиональной зрелости, то есть способности сделать профессиональный выбор, используя при этом собственные ресурсы и имеющуюся информацию.
Задачи:
- Повысить информационную готовность к зрелому выбору:
Информировать учащихся и родителей о современных потребностях рынка труда.
- Повысить мотивационно- ценностную готовность к зрелому выбору.
- Повысить практическую готовность: умение учитывать свои возможности при выборе профессии; умение делать осознанный выбор и нести за него ответственность.
Элективный курс рассчитан на 17 часов и предназначен для учащихся 9-х классов.
Курс состоит из трех блоков:
- Информационный блок (3 часа).
- Диагностический блок (5 часов).
- Практический блок (9 часов).
Для организации занятий используются следующие формы: лекции, диагностирование, деловые игры, упражнения, групповые дискуссии.
Осуществление контроля в рамках реализации элективного курса ожидается через ряд мероприятий:
- Самостоятельные работы.
- Зачеты по пройденным темам в различных формах (рефераты, творческие проекты и т.д.) После изучения курса учащиеся должны знать: правила выбора и пути получения профессии, типичные ошибки при выборе профессии, способы представления себя на рынке труда. Уметь: составлять профессиограммы профессий, формулы профессий, владеть навыками самодиагностики и уметь анализировать полученные данные, уметь учитывать сильные и слабые стороны при выборе профессии, составлять резюме.
Содержание программы элективного курса «Познай себя»
Информационный блок
Цель: расширить представление учащихся о современном мире профессий, о возможностях реализовать свои жизненные цели и планы через избранный способ образования и возможную сферу профессиональной деятельности.
Задачи:
1). Познакомить учащихся с понятиями «успешность», «профессиональный выбор», «профессиограмма», «ценностные установки», «зрелый выбор».
2). Дать девятиклассникам информацию о секретах и правилах выбора профессии, о схеме описания и анализа профессий, о типичных ошибках при выборе профессий.
3). Показать выпускникам наиболее эффективные способы предъявления себя на рынке труда.
Ожидаемые результаты:
Учащиеся должны знать:
- определение понятия «личный профессиональный план»;
- роль профессионального самоопределения в жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
- обосновывать важность выбора профессии в жизни человека;
- называть основные элементы структуры личного профессионального плана;
- называть основные проблемы, возникающие при выборе профессии;
- составлять личный профессиональный план.
Учащиеся должны иметь представление:
- о смысле и значении труда в жизни человека и общества.
Тема 1. Профессиональный выбор: секреты выбора профессии (1 час).
Составляющие зрелого выбора: информационная, мотивационно- зрелостная и практическая готовность.
Профессиональный план- программа профессионального самовоспитания.
Ошибки при выборе профессии: незнание мира профессий, незнание себя, незнание правил выбора профессии.
- Пути получения профессии. Формула успеха: хочу- могу- надо.
Тема 2. Профессиограмма- характеристика профессии, в которой описаны ее способности, содержание и характер труда.
Профессиограммы профессий «юрист», «менеджер» и других (по выбору учащихся).
Формула профессии- последовательность букв, соответствующая описанию профессий.
Самостоятельная работа.
Тема 3. Человек на рынке труда (1 час).
Групповая дискуссия на тему «За что люди получают зарплату».
Как получит информацию о вакансиях.
Как составить резюме.
Собеседование с работодателем: подводные камни.
Диагностический блок
Цель: оказание помощи учащимся в профессиональном и личностном самоопределении через диагностику и самодиагностику.
Задачи:
- Изучение эмоционально- личностной сферы учащихся;
- Изучение способностей учащихся;
- Изучение профессиональных предпочтений и склонностей учащихся;
- Научение учащихся навыкам самодиагностики и умению анализировать полученные данные.
Ожидаемые результаты:
Учащиеся должны знать:
- понятия«мышление», «интеллектуальная сфера», «интеллект»;
основные качества мышления;
- определение понятия «способности», виды способностей; особенности интеллектуальной сферы;
- определения понятий «тип нервной системы», «темперамент», «характер», «самооценка»;
Учащиеся должны уметь:
- определять тип своего интеллекта;
- определять ведущую модальность;
- определять тип своего мышления;
-работать с картой диагностики, выстраивать профессионально-личностный профиль.
Тема 4. Эмоционально- личностная сфера (2 часа).
Методика «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур».
Методика «Опросник Айзенка».
Тема 5. Профессиональные интересы, способности и склонности (2 часа).
Методика « Краткий отборочный тест» Бузина.
Методика на определение ведущей модальности.
Методика « Определение типа мышления»
Методика «Опросник профессиональных склонностей» Л. Йовайши.
Методика «Анкета интересов- 120» Голомштока.
Методика «Определение предпочитаемого типа профессии» Е.А.Климова.
Методика «Оценка профессиональной направленности личности» Дж. Голланда.
Тема 6. Работа с результатами диагностики (1 час).
Работа с Картой диагностики. Выстраивание профессионально- личностного профиля.
Практический блок
Цель: Научить учащихся применять результаты самопознания при прогнозировании своего профессионального будущего.
Задачи:
1.Научить учащихся составлять алгоритмы по
- анализу своих сильных и слабых сторон;
-принятию решений;
-самоанализу и способу определения целей;
- Научить учащихся навыкам планирования своего жизненного и профессионального пути. Стимулировать у подростков личную ответственность за использование результата самопознания при прогнозировании своего профессионального будущего.
Ожидаемые результаты:
Учащиеся должны знать:
- как учитывать сильные и слабые стороны при выборе профессии, используя результаты диагностики;
- навыки самодиагностики;
- определение понятия «личный профессиональный план».
Учащиеся должны уметь:
- анализировать полученные диагностические данные;
- выявлять собственные интересы и склонности в профессиональной сфере деятельности;
- делать вывод о необходимости соотносить свои желания («хочу») со своими способностями и возможностями («могу») и требованиями рынка труда («надо»);
-строить личный профессиональный план.
Тема 7. Умение учитывать сильные и слабые стороны при выборе профессии, используя результаты диагностики (3 часа).
Упражнение « Мои сильные и слабые стороны».
Деловая игра « Торг»
Упражнение «Окно Иогари»
Упражнение «Торг»
Упражнение « Объявление в газету»
Упражнение « Мой портрет в лучах солнца»
Тема 8.Планирование профессионального пути (3 часа).
Упражнение « Мои цели».
Упражнение «Лестница».
Упражнение « Умение планировать свою профессиональную жизнь».
Упражнение « Спящий город»
Тема 9. « Совместная выработка алгоритма принятия решения»
(2 часа).
Упражнение «Строительство своей жизни».
Упражнение « Дорога в горы».
Упражнение « Плюс, минус, интересно».
Упражнение «Рисунок - дорога в жизнь».
Итоговые задания для зачетной работы (на выбор) (1 час).
- Разработать профессиограмму и формулу интересующей профессии.
- Написать резюме.
- Разработать и защитить перспективный план профессионально- личностного развития на 5 лет.
- Собрать, обработать и представить информацию о современном рынке учебных заведений г. Братска: адрес, контактные телефоны, факультеты и отделения, вступительные экзамены и т.д. (о выбранной профессии).
- Написать вывод о соответствии результатов диагностики с профессиональным выбором.