Элективный курс по биологии для учащихся 9 класса на тему "Флористика"
Элективный курс по биологии для учащихся 9 класса на тему "Флористика"
Программа элективного курса для предпрофильной подготовки учащихся 9 класса основной средней общеобразовательной школы
Тема: «Флористика»
Разработчик Варейко Ольга Васильевна учитель биологии высшей категории
МБОУ Новогригорьевской СОШ Иловлинского муниципального района Волгоградской области
Ст.Новогригорьевская, 2014г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа элективного курса по биологии предпрофильной подготовки «Флористика» предназначена для учащихся 9 класса, рассчитана на 17 часов.
Программа элективного курса «Флористика» предусматривает формирование интереса к науке флористике, изучение составления букетов и цветочных композиций из сухоцветов. По красоте такие композиции не уступают композициям из живых цветов. составление букетов из сухих цветов – модное направление в цветочном дизайне. Программа данного курса познакомит учащихся со способами подготовки растений для сухих букетов , с техникой создания композиций, с методами обработки и хранения цветочного и растительного материала. Поможет учащимся накопить знания о том, какие растения используются в цветочном дизайне, об особенностях выращивания таких растений в саду или на участке, о местах произрастания и видах дикорастущих растений.
При изучении курса учащиеся получат практические советы и рекомендации когда, кому и какие следует дарить цветы, по аранжировке различных видов жилых помещений, по хранению свежесрезанных цветов и декоративной зелени.
Программа носит профориентационный характер, предназначена для тех, кто хотел бы связать свою будущую профессию с искусством цветочного дизайна.
Целями программы являются:
1. Сформировать интерес к искусству составления букетов из сухих цветов – флористике.
2. Познакомить с методами обработки и хранения растительного материала для цветочного дизайна.
Цели данного курса достигаются решением следующих задач:
1. Научить технике создания композиций из цветов и подсобного природного материала.
2. Показать способы подготовки растительного материала для составления сухих букетов.
В процессе обучения по элективному курсу предпрофильной подготовки «Флористика» учащиеся приобретают следующие умения:
- отбирать и обрабатывать растения, необходимые для составления традиционных и современных композиций из цветов;
- составлять элегантные цветочные композиции;
- оформлять интерьеры растениями и природным материалом;
- представлять результаты труда в виде панно, икебан, букетов, подвесок и др.;
- участвовать в выставках по цветочному дизайну.
На занятиях курса используются различные формы и методы, в основном , практические занятия; лекции носят обзорный характер, сопровождаются элементами демонстрации. К программе прилагаются образцы диагностических работ, методические рекомендации по содержанию курса, рекомендации по проведению одной из практической работ, эталон правильных ответов на вопросы теста.
1. Элективный курс «Флористика» способствует развитию у учащихся природоохранных качеств, чувства прекрасного; умению замечать красоту цветка, проникать в творение природы, скрытое от взора неискушенного человека.
2. Перечисленные умения формируются на основе знаний о морфологической классификации растений: трав, деревьев, кустарников; о месте и условиях их произрастания.
Содержание программы
Тема 1
Введение во флористику.
История и основные направления аранжировки (1 ч.)
Флористика – искусство выполнения различных композиций из высушенных цветов, листьев, стеблей растений.
Принадлежности флориста.
История аранжировки Древнего Египта.
Украшения из цветов Древнего Рима и Древней Греции.
Искусство аранжировки Франции, Италии, Англии, Америки. Икебана из Японии.
Флористика России.
Тема 2 «Ассортимент растений для сухих букетов» (1 ч.)
Деревья и кустарники. Использование шишек и веток сосны. Кора березы. Колючие ветки боярышника без плодов и листьев для укрепления фрагментов сухоцветов. Соцветия, зрелые и незрелые плоды, зеленые и спелые коробочки разных оттенков – пригодные для аранжировки. Травянистые растения на разных стадиях развития.
Тема 3 «Заготовка и хранение растений» (2 ч.)
Практическая работа «Заготовка растительного материала»
Засушивание под прессом. Засушивание в гербарной сетке. Засушивание под горячим утюгом. Засушивание в песке.
Практическая работа «Отработка способов хранения растений»
Хранение растений в сухом и прохладном помещении. Хранение способом заворачивания в бумагу; помещения в картонные коробки. Обработка коробок аэрозольными средствами против насекомых-вредителей.
Тема 4 «Методы обработки растений» (2 ч.)
Воздушная сушка. Сушка при помощи различных материалов. Сушка в микроволновой печи. Плоскостная сушка. Обработка глицерином. Скелетенизация. Покрытие кристаллами. Отбеливание. Окрашивание.
Практическая работа «Отработка навыков отбеливания и окрашивания растительного материала».
Тема 5 «Основные правила составления букетов и композиций» (2 ч.)
Геометрия букета. Правило «золотого сечения». Объемность, ритм, равновесие. Принцип динамичности. Цветовые решения в композиции. Ваза как элемент композиции. Составные элементы композиции: ажурные листья, «голые» стебли, гипсофила, пни, коряги, поролон, губки, туф.
Практическая работа «Составление композиций из сухоцветов с применением «геометрии букета» и правила «золотого сечения».
Тема 6 «Цветочная аранжировка» (2 ч.)
Свадебные аранжировки. Бутоньерка и цветы как личное украшение. Ампели на окнах. Посадка в ажурное кашпо. Балкон для лакомок. Цветущие ветки в зимнее время.
Практическая работа «Изготовление личных украшений из элементов растительного материала».
Тема 7 «Рождение букета» (3 ч.)
Букеты – красиво собранная группа цветов.
Букеты для подношения. Букеты в вазах. Цветочные корзинки и подушки. Макартовские букеты. Искусство икебаны. Европейский букет.
Практическая работа «Составление букетов разных видов» (2 ч.)
Тема 8 «Оформление интерьеров растениями и природным материалом» (2 ч.)
Оформление общественных помещений.
Оформление школ и детских садов.
Оформление рабочих и служебных помещений.
Оформление жилых помещений.
Цветочное оформление столов.
Практическая работа «Оформление интерьера общеобразовательной школы. Составление проекта».
Тема 9 «Искусство дарить цветы» (1 ч.)
Когда и кому следует дарить цветы.
Какие цветы следует дарить: артистам, по поводу рождения ребенка, по случаю ухода на пенсию, к новоселью, в день рождения, защитившему диплом или диссертацию.
Цветы детям и от детей. Цветы невесте и жениху. Подарки с цветами.
Тема 10 «Выставка «Цветочная фантазия» (1 ч.)
Выполнение композиций из цветов.
Составление букетов. Защита творческих работ.
Учебно-тематический план элективного курса
«Флористика»
№№
п/п Наименование тем курса Всего часов Лекции Практ. Представл. творч. работ
1 Введение во флористику. История и основные направления аранжировки 1 1
2 Ассортимент растений для сухих букетов 1 1
3 Заготовка и хранение растений 2 2
4 Методы обработки растений 2 1 1
5 Основные правила составления букетов и композиций 2 1 1
6 Цветочная аранжировка 2 1 1
7 Рождение букета 3 1 2
8 Оформление интерьеров растениями и природным материалом 2 1 1
9 Искусство дарить цветы 1 1
10 Выставка «Цветочная фантазия» 1 1
Всего 17 ч. 8 ч. 8 ч. 1 ч.
Диагностика элективного курса «Флористика»
I. Тестирование с целью проверки знаний, умений и навыков учащихся по заготовке, хранению и обработке растений для составления букетов.
II. Анкетирование учащихся для выявления сформированности интереса к изученному по содержанию курса.
III. Творческие работы по выбору учащихся:
Выставка букетов «Цветочная фантазия».
Приложение I
Диагностика/ Тестирование с целью проверки ЗУН учащихся по заготовке, хранению и обработке растений для составления букетов.
Выбери правильный ответ
1. В какую погоду собирают растения, предназначенные для сушки?
а) в сухую;
б) влажную;
в) облачную
2. Чем посыпают место среза растений для последующего засушивания?
а) песком;
б) древесным углем;
в) тальком.
3. Какой груз ставят на фанеру при засушивании ромашек, герберы, ноготков?
а) не менее 5 кг;
б) не менее 12 кг;
в) не менее 15 кг.
4. Через какой промежуток времени необходимо заменить газету в день закладывания в нее цветочного материала для сохранения цвета лепестков?
а) через 1 час;
б) через 12 часов;
в) через сутки.
5. Для правильного хранения растений зимних композиций их заворачивают в бумагу и подвешивают
а) горизонтально;
б) цветками вверх;
в) цветками вниз.
6. Чтобы при высыхании у шишек хвойных растений не расходились чешуйки и они не раскрывались необходимо:
а) опустить шишки в горячий расплавленный воск;
б) обработать шишки клеем ПВА;
в) залить шишки кипятком.
7. Чтобы окраска соцветий некоторых растений не изменила цвет, надо:
а) погрузить соцветия в раствор антифриза;
б) погрузить соцветия в раствор соляной или уксусной кислоты;
в) обработать соцветия глицерином.
8. Для отбеливания злаковых растений их нужно выдержать в растворе хлорной извести
а) 1-2 дня;
б) 2-3 дня;
в) 4-5 дней.
9. Установите соответствие:
1) Данные растения можно сушить только в гербарной сетке.
2) Лепестки этих растений засушивают под прессом, перекладывая их слоями газет.
3) Листья цветов данных растений необходимо сушить с помощью горячего утюга.
Ответы: А – Розы, георгины, пионы;
Б – Васильки, герань, иван-да-марья;
В – ирис, ландыш, камыш.
10. Для хранения части растений подвергают специальной обработке.
1) Вымачивают в концентрированном растворе сахара.
2) Обрабатывают стебли растений солью.
3) Обжигают конец стебля над пламенем свечи или газовой горелки.
Ответы: А – Гортензии, розы, георгины
Б – Бамбук, осенние ветки деревьев и кустарников
В – маргаритки.
Эталон правильных ответов к приложению II (тест)
1. – а
2. – б
3. – в
4. – б
5. – в
6. – а
7. – б
8. – в
9. 1-В; 2- А; 3 – Б
10. 1- Б; 2 – В; 3 – А.
Приложение II
II. Анкета
1. Какая из тем элективного курса «Флористика» вам наиболее понравилась и почему?
2. Какие навыки, полученные при прохождении элективного курса , вы можете применить на практике?
3. Владеете ли вы техникой создания цветочных композиций?
4. Научились ли вы применять правило «золотого сечения»?
5. Какое впечатление производят на вас композиции, составленные из сухоцветов?
6. Какие цветы вы считаете любимыми и почему?
7. Букет из каких цветов вы подарите своей маме в день рождения?
8. Появились ли в вашем доме композиции из цветов, выполненные вами?
9. Какие растения вы хотели бы выращивать на участке для использования в цветочном дизайне?
10. Поможет ли вам изучение данного курса в выборе профессии?
Приложение IV
Тема 3. Заготовка и хранение растительного материала
Практическое занятие
«Заготовка растительного материала»
Оборудование: гербарная сетка, газеты, пресс, утюг, растительный
материал.
Ход работы
I. Вступительное слово учителя
Каждый, занимающийся флористикой, должен иметь запас разнообразных высушенных растений. Заготавливать цветы, листья и другой природный материал необходим, соблюдая целый ряд правил. Прежде всего – растения собирают только в сухую погоду; на них не должно быть капелек дождя или росы. Если растения собирают вдали от дома, их сразу же кладут в старую книгу или между газетами. В этом случае долго сохранится форма цветов, листьев, стеблей. Дома растения сразу же перекладывают в другие газеты. Глянцевая бумага для этой цели не годится – она плохо впитывает влагу. Нельзя собирать увядшие цветы. Лепестки, листья, стебли нежелательно сушить отдельно.
II. Засушивание под прессом
1. Махровые цветы (розы, пионы, георгины) разберите на лепестки и переложите их слоями газет.
2. Каждый лепесток положите отдельно.
3. Всю стопку газет накройте фанерой с отверстиями для вентиляции, сверху поставьте груз 5-10 кг.
4. Цветы с тонкими лепестками (маки, ирисы, лилии, вьюны, гладиолусы) уложите в сложенную вдвое (бумагу) газету и не вынимайте до конца засушивания, т.к. при перекладывании их можно повредить. У воронкообразных цветов воронку заполните ватой.
5. Положенный сверху груз не должен превышать 2-3 кг, т.к. при большей нагрузке лепестки обесцвечиваются.
6. Ромашки, ноготки, герберы положите на газету стеблем вверх, раскрытый цветок вниз. Лепестки вокруг плодоножки закройте валиком из ваты; сверху цветок накройте газетой, фанерой и поставьте груз не менее 15 кг.
7. Замените газеты после закладывания через 12 ч. Далее можете менять газеты через каждые сутки в течение 4-5 дней.
III. Засушивание в гербарной сетке
1. Поместите между сетками газеты с заложенными в них растениями, не более 5-6 слоев.
2. Цветы переложите тонким слоем ваты и туго свяжите сетку.
3. Далее сетку необходимо поместить в духовой шкаф электрической или газовой плиты. В жаркую погоду сетку можно повесить на сквозняке.
4. Меняйте газеты ежедневно до полного высыхания растений.
5. Следите за тем, чтобы они не пересохли и не стали хрупкими.
IV. Засушивание под горячим утюгом
1. Возьмите сочные листья ириса, ландыша, камыша, лилий.
2. Заложите листья этих растений в газету.
3. Гладьте листья через газету до полного высыхания.
4. Следите, чтобы листья не были пересушенными, потому что они могут стать ломкими или изменить свою окраску. Цветы утюгом не сушат.
Литература для учащихся
1. Александрова М., Александров П. «Составление композиций
из цветов»
М: «Лабиринт Пресс», 2002 г.
2. Воронцов В.В. Практические советы любителям цветов
М: ЗАО «Фитон», 2001 г.
3. Коновалова Т.Ю., Шевырева Н.А.
Уроки флористики
М: ЗАО «Фитон», 2003 г.
4. Фомина Ю. Современные букеты
М: ИД «Фантазия», 2004 г.
Литература для учителя
1. Бухольц К. Флористический дизайн
Ростов н/Д: Феникс, 2002 г.
2. Кирпичева И. Растения в интерьере.
М: Изд. «Эннимо», 2003 г.
3. Коновалова Т.Ю. Шевырева Н.А.
Уроки флористики
М: ЗАО «Фитон», 2003 г.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Элективный курс по биологии для учащихся 9 класса на тему "Флористика" »
9
МБОУ Новогригорьевская СОШ
Программа элективного курса для предпрофильной подготовки учащихся 9 класса основной средней общеобразовательной школы
Тема: «Флористика»
Разработчик
Варейко Ольга Васильевна
учитель биологии высшей категории
МБОУ Новогригорьевской СОШ
Иловлинского муниципального района
Волгоградской области
Ст.Новогригорьевская, 2014г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа элективного курса по биологии предпрофильной подготовки «Флористика» предназначена для учащихся 9 класса, рассчитана на 17 часов.
Программа элективного курса «Флористика» предусматривает формирование интереса к науке флористике, изучение составления букетов и цветочных композиций из сухоцветов. По красоте такие композиции не уступают композициям из живых цветов. составление букетов из сухих цветов – модное направление в цветочном дизайне. Программа данного курса познакомит учащихся со способами подготовки растений для сухих букетов , с техникой создания композиций, с методами обработки и хранения цветочного и растительного материала. Поможет учащимся накопить знания о том, какие растения используются в цветочном дизайне, об особенностях выращивания таких растений в саду или на участке, о местах произрастания и видах дикорастущих растений.
При изучении курса учащиеся получат практические советы и рекомендации когда, кому и какие следует дарить цветы, по аранжировке различных видов жилых помещений, по хранению свежесрезанных цветов и декоративной зелени.
Программа носит профориентационный характер, предназначена для тех, кто хотел бы связать свою будущую профессию с искусством цветочного дизайна.
Целями программы являются:
1. Сформировать интерес к искусству составления букетов из сухих цветов – флористике.
2. Познакомить с методами обработки и хранения растительного материала для цветочного дизайна.
Цели данного курса достигаются решением следующих задач:
1. Научить технике создания композиций из цветов и подсобного природного материала.
2. Показать способы подготовки растительного материала для составления сухих букетов.
В процессе обучения по элективному курсу предпрофильной подготовки «Флористика» учащиеся приобретают следующие умения:
- отбирать и обрабатывать растения, необходимые для составления традиционных и современных композиций из цветов;
- составлять элегантные цветочные композиции;
- оформлять интерьеры растениями и природным материалом;
- представлять результаты труда в виде панно, икебан, букетов, подвесок и др.;
- участвовать в выставках по цветочному дизайну.
На занятиях курса используются различные формы и методы, в основном , практические занятия; лекции носят обзорный характер, сопровождаются элементами демонстрации. К программе прилагаются образцы диагностических работ, методические рекомендации по содержанию курса, рекомендации по проведению одной из практической работ, эталон правильных ответов на вопросы теста.
1. Элективный курс «Флористика» способствует развитию у учащихся природоохранных качеств, чувства прекрасного; умению замечать красоту цветка, проникать в творение природы, скрытое от взора неискушенного человека.
2. Перечисленные умения формируются на основе знаний о морфологической классификации растений: трав, деревьев, кустарников; о месте и условиях их произрастания.
Содержание программы
Тема 1
Введение во флористику.
История и основные направления аранжировки (1 ч.)
Флористика – искусство выполнения различных композиций из высушенных цветов, листьев, стеблей растений.
Принадлежности флориста.
История аранжировки Древнего Египта.
Украшения из цветов Древнего Рима и Древней Греции.
Искусство аранжировки Франции, Италии, Англии, Америки. Икебана из Японии.
Флористика России.
Тема 2 «Ассортимент растений для сухих букетов» (1 ч.)
Деревья и кустарники. Использование шишек и веток сосны. Кора березы. Колючие ветки боярышника без плодов и листьев для укрепления фрагментов сухоцветов. Соцветия, зрелые и незрелые плоды, зеленые и спелые коробочки разных оттенков – пригодные для аранжировки. Травянистые растения на разных стадиях развития.
Тема 3 «Заготовка и хранение растений» (2 ч.)
Практическая работа «Заготовка растительного материала»
Засушивание под прессом. Засушивание в гербарной сетке. Засушивание под горячим утюгом. Засушивание в песке.
Практическая работа «Отработка способов хранения растений»
Хранение растений в сухом и прохладном помещении. Хранение способом заворачивания в бумагу; помещения в картонные коробки. Обработка коробок аэрозольными средствами против насекомых-вредителей.
Тема 4 «Методы обработки растений» (2 ч.)
Воздушная сушка. Сушка при помощи различных материалов. Сушка в микроволновой печи. Плоскостная сушка. Обработка глицерином. Скелетенизация. Покрытие кристаллами. Отбеливание. Окрашивание.
Практическая работа «Отработка навыков отбеливания и окрашивания растительного материала».
Тема 5 «Основные правила составления букетов и композиций» (2 ч.)
Геометрия букета. Правило «золотого сечения». Объемность, ритм, равновесие. Принцип динамичности. Цветовые решения в композиции. Ваза как элемент композиции. Составные элементы композиции: ажурные листья, «голые» стебли, гипсофила, пни, коряги, поролон, губки, туф.
Практическая работа «Составление композиций из сухоцветов с применением «геометрии букета» и правила «золотого сечения».
Тема 6 «Цветочная аранжировка» (2 ч.)
Свадебные аранжировки. Бутоньерка и цветы как личное украшение. Ампели на окнах. Посадка в ажурное кашпо. Балкон для лакомок. Цветущие ветки в зимнее время.
Практическая работа «Изготовление личных украшений из элементов растительного материала».
Тема 7 «Рождение букета» (3 ч.)
Букеты – красиво собранная группа цветов.
Букеты для подношения. Букеты в вазах. Цветочные корзинки и подушки. Макартовские букеты. Искусство икебаны. Европейский букет.
Практическая работа «Составление букетов разных видов» (2 ч.)
Тема 8 «Оформление интерьеров растениями и природным материалом» (2 ч.)
Оформление общественных помещений.
Оформление школ и детских садов.
Оформление рабочих и служебных помещений.
Оформление жилых помещений.
Цветочное оформление столов.
Практическая работа «Оформление интерьера общеобразовательной школы. Составление проекта».
Тема 9 «Искусство дарить цветы» (1 ч.)
Когда и кому следует дарить цветы.
Какие цветы следует дарить: артистам, по поводу рождения ребенка, по случаю ухода на пенсию, к новоселью, в день рождения, защитившему диплом или диссертацию.
Цветы детям и от детей. Цветы невесте и жениху. Подарки с цветами.
Тема 10 «Выставка «Цветочная фантазия» (1 ч.)
Выполнение композиций из цветов.
Составление букетов. Защита творческих работ.
Учебно-тематический план элективного курса
«Флористика»
№№
п/п
Наименование тем курса
Всего часов
Лекции
Практ.
Представл. творч. работ
1
Введение во флористику. История и основные направления аранжировки
1
1
2
Ассортимент растений для сухих букетов
1
1
3
Заготовка и хранение растений
2
2
4
Методы обработки растений
2
1
1
5
Основные правила составления букетов и композиций
2
1
1
6
Цветочная аранжировка
2
1
1
7
Рождение букета
3
1
2
8
Оформление интерьеров растениями и природным материалом
2
1
1
9
Искусство дарить цветы
1
1
10
Выставка «Цветочная фантазия»
1
1
Всего
17 ч.
8 ч.
8 ч.
1 ч.
Диагностика
элективного курса «Флористика»
I. Тестирование с целью проверки знаний, умений и навыков учащихся по заготовке, хранению и обработке растений для составления букетов.
II. Анкетирование учащихся для выявления сформированности интереса к изученному по содержанию курса.
III. Творческие работы по выбору учащихся:
Выставка букетов «Цветочная фантазия».
Приложение I
Методические рекомендации по содержанию и проведению курса «Флористика»
№
п/п
Название темы курса
Цель
Методы
Приемы
Виды
деятельности
1
Введение во флористику.
История и основные направления аранжировки
Познакомить с искусством создавать композиции из высушенных цветов, листьев, стеблей, семян растений. Показать тесную связь флористики с другими видами искусства.
Сформировать представление об истории развития флористики
Диалог
Лекция
Эвристическая беседа
Проблемная ситуация
Таблицы,
рисунки,
растительные объекты
Групповая работа с историческими очерками по развитию флористики
2
Ассортимент растений для сухих букетов
Показать из каких видов ассортимента создаются сухие букеты; соответствие между растениями и подсобным материалом.
Научить отбирать виды ассортимента для сухих букетов
Эвристическая беседа
Диалог
Растительные объекты,
рисунки,
таблицы
Индивидуальная работа по выбору ассортимента для создания букетов
3
Заготовка и хранение растений
Познакомить учащихся со способами заготовки и хранения растительного материала для создания букетов из сухих цветов.
Научить применять умения и навыки на практике
Практическая работа.
Проблемная ситуация
Гербарная сетка,
инструмент и подсобный материал
Работа в парах
4
Методы обработки растений
Сформировать представление учащихся о способах обработки растений для создания букетов.
Познакомить с методами сушки, скелетизации, отбеливания, окрашивания
Эвристическая беседа
Практическая работа
Подсобный материал для обработки растений.
Рисунки
Таблицы
Видеозапись
Групповая работа по отработке навыков обработки растений
Тестирование
5
Основные правила составления букетов и композиций
Познакомить с основными правилами составления букетов и композиций.
Научить выдерживать геометрию букета, выполнять правило «золотого сечения», выполнять цветовые решения
Диалог
Практическая работа
Составные элементы композиции.
Рисунки
Подсобный материал
Фронтальная беседа
Групповая работа по отработке правил составления букетов и композиций
6
Цветочная аранжировка
Показать виды цветочной аранжировки: свадебные, личные украшения, ажурное кашпо, зимние цветущие ветки и др.
Научить выполнять цветочные аранжировки, применять умения на практике
Проблемная ситуация
Диалог
Практическая работа
Рисунки, видеозапись
Растительные объекты
Индивидуальная работа по выбору и выполнению цветочных композиций
7
Рождение букета
Сформировать представление о букетах как красиво собранной группе цветов.
Научить составлять различные виды букетов , икебан, макартовские, европейские
Эвристическая беседа
Диалог
Практическая работа
Сухоцветы, подсобный материал, рисунки, готовые композиции
Групповая работа по созданию разных видов букетов
8
Оформление интерьеров растениями и природным материалом
Познакомить учащихся со способами и приемами оформления общественных помещений, школ, служебных и жилых помещений. Отработать навыки применения полученных знаний на
практике
Проблемная ситуация
Диалог
Эвристическая беседа
Практическая работа
Растительный и природный материал
Рисунки
Схемы
Таблицы
Индивидуальная работа по составлению проектов оформления интерьера школы
9
Искусство дарить цветы
Познакомить с правилами искусства дарить цветы.
Научить когда, кому и какие следует дарить цветы
Эвристическая беседа
Диалог
Таблица
Рисунки
Фронтальная беседа
10
Заключительное занятие
Выставка «Цветочная фантазия»
Проверить умения и навыки учащихся по составлению и оформлению букетов из сухоцветов за курс предпрофильного обучения по флористике.
Выявить наиболее способных учащихся в цветочном дизайне
Творческий отчет
Цветочные композиции,
Подсобный материал
Инструменты
Растительные объекты
Творческие работы по составлению букетов и оформлению выставки «Цветочная фантазия»
Анкетирование
Приложение II
Диагностика
Тестирование с целью проверки ЗУН учащихся по заготовке, хранению и обработке растений для составления букетов.
Выбери правильный ответ
1. В какую погоду собирают растения, предназначенные для сушки?
а) в сухую;
б) влажную;
в) облачную
2. Чем посыпают место среза растений для последующего засушивания?
а) песком;
б) древесным углем;
в) тальком.
3. Какой груз ставят на фанеру при засушивании ромашек, герберы, ноготков?
а) не менее 5 кг;
б) не менее 12 кг;
в) не менее 15 кг.
4. Через какой промежуток времени необходимо заменить газету в день закладывания в нее цветочного материала для сохранения цвета лепестков?
а) через 1 час;
б) через 12 часов;
в) через сутки.
5. Для правильного хранения растений зимних композиций их заворачивают в бумагу и подвешивают
а) горизонтально;
б) цветками вверх;
в) цветками вниз.
6. Чтобы при высыхании у шишек хвойных растений не расходились чешуйки и они не раскрывались необходимо:
а) опустить шишки в горячий расплавленный воск;
б) обработать шишки клеем ПВА;
в) залить шишки кипятком.
7. Чтобы окраска соцветий некоторых растений не изменила цвет, надо:
а) погрузить соцветия в раствор антифриза;
б) погрузить соцветия в раствор соляной или уксусной кислоты;
в) обработать соцветия глицерином.
8. Для отбеливания злаковых растений их нужно выдержать в растворе хлорной извести
а) 1-2 дня;
б) 2-3 дня;
в) 4-5 дней.
9. Установите соответствие:
1) Данные растения можно сушить только в гербарной сетке.
2) Лепестки этих растений засушивают под прессом, перекладывая их слоями газет.
3) Листья цветов данных растений необходимо сушить с помощью горячего утюга.
Ответы: А – Розы, георгины, пионы;
Б – Васильки, герань, иван-да-марья;
В – ирис, ландыш, камыш.
10. Для хранения части растений подвергают специальной обработке.
1) Вымачивают в концентрированном растворе сахара.
2) Обрабатывают стебли растений солью.
3) Обжигают конец стебля над пламенем свечи или газовой горелки.
Ответы: А – Гортензии, розы, георгины
Б – Бамбук, осенние ветки деревьев и кустарников
В – маргаритки.
Эталон правильных ответов к приложению II (тест)
1. – а
2. – б
3. – в
4. – б
5. – в
6. – а
7. – б
8. – в
9. 1-В; 2- А; 3 – Б
10. 1- Б; 2 – В; 3 – А.
Приложение III
II. Анкета
1. Какая из тем элективного курса «Флористика» вам наиболее понравилась и почему?
2. Какие навыки, полученные при прохождении элективного курса , вы можете применить на практике?
3. Владеете ли вы техникой создания цветочных композиций?
4. Научились ли вы применять правило «золотого сечения»?
5. Какое впечатление производят на вас композиции, составленные из сухоцветов?
6. Какие цветы вы считаете любимыми и почему?
7. Букет из каких цветов вы подарите своей маме в день рождения?
8. Появились ли в вашем доме композиции из цветов, выполненные вами?
9. Какие растения вы хотели бы выращивать на участке для использования в цветочном дизайне?
10. Поможет ли вам изучение данного курса в выборе профессии?
Приложение IV
Тема 3. Заготовка и хранение растительного материала
Каждый, занимающийся флористикой, должен иметь запас разнообразных высушенных растений. Заготавливать цветы, листья и другой природный материал необходим, соблюдая целый ряд правил. Прежде всего – растения собирают только в сухую погоду; на них не должно быть капелек дождя или росы. Если растения собирают вдали от дома, их сразу же кладут в старую книгу или между газетами. В этом случае долго сохранится форма цветов, листьев, стеблей. Дома растения сразу же перекладывают в другие газеты. Глянцевая бумага для этой цели не годится – она плохо впитывает влагу. Нельзя собирать увядшие цветы. Лепестки, листья, стебли нежелательно сушить отдельно.
II. Засушивание под прессом
1. Махровые цветы (розы, пионы, георгины) разберите на лепестки и переложите их слоями газет.
2. Каждый лепесток положите отдельно.
3. Всю стопку газет накройте фанерой с отверстиями для вентиляции, сверху поставьте груз 5-10 кг.
4. Цветы с тонкими лепестками (маки, ирисы, лилии, вьюны, гладиолусы) уложите в сложенную вдвое (бумагу) газету и не вынимайте до конца засушивания, т.к. при перекладывании их можно повредить. У воронкообразных цветов воронку заполните ватой.
5. Положенный сверху груз не должен превышать 2-3 кг, т.к. при большей нагрузке лепестки обесцвечиваются.
6. Ромашки, ноготки, герберы положите на газету стеблем вверх, раскрытый цветок вниз. Лепестки вокруг плодоножки закройте валиком из ваты; сверху цветок накройте газетой, фанерой и поставьте груз не менее 15 кг.
7. Замените газеты после закладывания через 12 ч. Далее можете менять газеты через каждые сутки в течение 4-5 дней.
III. Засушивание в гербарной сетке
1. Поместите между сетками газеты с заложенными в них растениями, не более 5-6 слоев.
2. Цветы переложите тонким слоем ваты и туго свяжите сетку.
3. Далее сетку необходимо поместить в духовой шкаф электрической или газовой плиты. В жаркую погоду сетку можно повесить на сквозняке.
4. Меняйте газеты ежедневно до полного высыхания растений.
5. Следите за тем, чтобы они не пересохли и не стали хрупкими.
IV. Засушивание под горячим утюгом
1. Возьмите сочные листья ириса, ландыша, камыша, лилий.
2. Заложите листья этих растений в газету.
3. Гладьте листья через газету до полного высыхания.
4. Следите, чтобы листья не были пересушенными, потому что они могут стать ломкими или изменить свою окраску. Цветы утюгом не сушат.
Литература для учащихся
1. Александрова М., Александров П. «Составление композиций