Авторская рабочая программа по обществознанию 5 класс.
Авторская рабочая программа по обществознанию 5 класс.
Рабочая программа по курсу обществознание 5 класс составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (2004 г.). Данная рабочая программа разработана на основе программы Я.В. Соколова по граждановедению для 5 класса. Обществознание Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 52 учебных часа, из расчета 1,5 час в неделю. Программа рассчитана 0,5часа обществознание +1час из числа формируемой участниками образовательных отношений модуля «Граждановедение Брянской области»
Данная программа предусматривает работу по учебнику:
Л.Н.Боголюбова, Л.Ф Ивановой Москва «Просвещение» 2016 год, Соколов Я. В. Граждановедение. Книга для учащихся 5 классов школ Брянской области.- Москва: НИЦ «Гражданин», 2013.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Авторская рабочая программа по обществознанию 5 класс. »
Комитет по образованию Администрации Погарского района Брянской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кистерская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа учебного предмета
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
базовый уровень
5 класс
Срок реализации: 1 год
Разработала: Данченко Н. А.
учитель географии и обществознания
с. Кистер 2015/2016 год
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу обществознание 5 класс составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (2004 г.).
1) Закон Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» (в редак
ции Федерального закона от 17.07.2009 №148-ФЗ)
2) Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утвер
ждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего,
основного общего и среднего (полного) общего образования»
3) Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования,
утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03. 2004;
4) Приказ Департамента Общего и Профессионального образования Брянской области
№552 от 23 марта 2012 года;
5) Примерной рабочей программы по оществознанию и соответствует учебному
плану Кистерской СОШ на 2015-2016учебный год.
Учебник для общеобразовательных организаций 5 класс «Обществознание» Л.Н.Боголюбова,Л.Ф. Ивановой Москва «Просвещение» 2016
Данная рабочая программа разработана на основе программы Я.В. Соколова по граждановедению для 5 класса. Обществознание Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 52 учебных часа, из расчета 1,5 час в неделю. Программа рассчитана 0,5часа обществознание +1час из числа формируемой участниками образовательных отношений модуля «Граждановедение Брянской области»
Данная программа предусматривает работу по учебнику:
Л.Н.Боголюбова, Л.Ф Ивановой Москва «Просвещение» 2016 год, Соколов Я. В. Граждановедение . Книга для учащихся 5 классов школ Брянской области.- Москва: НИЦ «Гражданин», 2013.
Цель данного курса – вызвать у учащихся интерес к истории родного края, пробудить желание узнать как можно больше о своей малой Родине. Ученики должны учиться на примере своих предков делать добрые дела для своего Отечества. Программа составлена из ходя из следующих задач обучения граждановедению в основной школе:
Воспитание у молодых граждан России чувства любви к своему Отечеству и ответственности за ее будущее;
2. Воспитание активной гражданской позиции;
3. Формирование ценностных ориентаций и убеждений школь-
ников на основе личностного осмысления социального, духов-
ного, нравственного опыта людей в прошлом и настоящем,
восприятия идей гуманизма;
Уважение прав человека и демократических ценностей, патриотизма и взаимопонимания между народами;
Формирование аналитических способностей, творческого мышления, а также умение применять полученные знания на практике;
Воспитание граждан правового демократического государства;
Формирование у школьников готовности к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни, образования;
Формирование гражданственности.
Рабочая программа предусматривает формы промежуточной и итоговой аттестации: обобщающие уроки, тестирование, словарные работы, выполнение творческих работ. Программа предусматривает организовывать работу на разных уровнях познавательной деятельности учащихся, с учетом их индивидуальных способностей и потребностей. Учитель имеет возможность выбрать ту форму урока, которая
является наиболее целесообразной для данного класса: традиционный урок; урок изучения нового материала; урок-практикум; комбинированный урок; интегрированный; урок-игру и так далее.
В программе предусмотрены вводные и повторительно-обобщающие уроки, которые способствуют формированию у учащихся целостных представлений об обществе, лучшей организации познавательной деятельности учащихся.
2. Общая характеристика учебного предмета
Структура курса и последовательность предъявления материала
Последовательность, предлагаемая в рабочей программе по обществознанию для основной школы, обусловлена, помимо учёта общих принципов отбора содержания и логики его развёртывания, также особенностями построения учебного содержания курса для школьников-подростков.
Программа предусматривает выделение двух относительно самостоятельных этапов изучения курса, связанных между собой, с учётом возрастных особенностей учащихся.
Содержание первого этапа курса (5 класса), обращённое к младшему подростковому возрасту, посвящено актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в социуме. Даются элементарные научные представления об обществе, о социальном окружении, Родине. Эти вопросы должны быть раскрыты через противопоставление добра и зла, справедливости и несправедливости. Основой содержания являются моральные и правовые нормы. Это создаст условия для единства обучения и воспитания, определяющего нравственные ориентиры, формирующего образцы достойного поведения.
В 5 классе содержание курса носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе. Открывается курс темой «Человек», где рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит ученика в расширяющийся крут социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого — тема «Семья» и «Школа» через раскрытие важнейшей стороны человеческой жизни в теме «Труд» до самого общественно значимого — тема «Родина». Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними.
Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагают использование разнообразных средств и методов обучения .На первой ступени основной школы, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса по обществознанию, особое значение приобретают методы, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщённых знаний курса с личным (пусть пока и небольшим) социальным опытом, с собственными наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями (а возможно, и со стереотипами и с предубеждениями) о социальной жизни и поведении людей в обществе. Развитию у учащихся 5 классов готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению поможет реконструкция и анализ с позиций норм морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения.
Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных технологий. Учителю важно хорошо представлять себе их образовательные возможности и в то же время отчётливо осознавать границы их применения, уметь органически сочетать эти технологии с традиционными методиками.
Программа по обществознанию для основной школы призвана помочь выпускникам основной школы осуществить осознанный выбор путей продолжения образования, а также будущей профессиональной деятельности.
3. Описание учебного предмета , курса в учебном плане.
Предмет обществознание в основной школе изучается с 5 класса.
На этот предмет отводится 52 часа из расчета (1,5часа в неделю). На обществознание отводится 0,5 часа +1 час для изучения модуля «Граждановедение Брянской области»
Количество часов 52ч.
Количество учебных недель 52
Количество тем регионального содержания 20
Резервное время 2
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса, являются:
мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и t мод ел и поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
использование элементов причинно-следственного анализа;
исследование несложных реальных связей и зависимостей;
определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; перевод информации из одной знаковой системы в другую
(из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются:
относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
понимание значения коммуникации в межличностном общении;
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов.
Способы контроля и оценивания образовательных достижений учащихся.
Оценка личностных результатов в текущем образовательном процессе проводится на основе соответствия ученика следующим требованиям:
- соблюдение норм и правил поведения, принятых в образовательном учреждении;
- участие в общественной жизни образовательного учреждения и ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
- прилежание и ответственность за результаты обучения;
- готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории;
- наличие позитивной ценностно-смысловой установки ученика, формируе-мой средствами конкретного предмета.
Оценивание метапредметных результатов ведется по следующим позициям:
- способность и готовность ученика к освоению знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
- способность к сотрудничеству и коммуникации;
- способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
- способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
- способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Оценка достижения учеником метапредметных результатов может осуществляться по итогам выполнения проверочных работ, в рамках системы текущей, тематической и промежуточной оценки, а также промежуточной аттестации. Главной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.
Основным объектом оценки предметных результатов является способность ученика к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач на основе изучаемого учебного материала. Видами контроля учебных достижений по предмету: устный опрос, тест, самопроверка, взаимопроверка, самостоятельная работа, терминологический диктант, хронологический диктант, словарная работа, контрольная работа, работа по карточкам , решение исторических задач, кроссвордов и т.д.
Оценка индивидуального проекта
1.Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого обучающегося, его невыполнение равноценно получению неудовлетворительной оценки по любому учебному предмету.
2.Результат проектной деятельности должен иметь практическую направленность.
Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:
а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);
б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;
г) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.
3. Защита проекта осуществляется в процессе специально организованной деятельности комиссии образовательного учреждения или на школьной конференции.
4. Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентации обучающегося и отзыва руководителя.
5.Критерии оценки проектной работы:
5.1.Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем,проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий.
5.2.Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.
5.3.Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.
5.4.Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументировано ответить на вопросы.
5.5. Отметка за выполнение проекта выставляется в графу «Проектная деятельность» или «Экзамен» в классном журнале и личном деле. В документ государственного образца об уровне образования — аттестат об основном общем образовании — отметка выставляется в свободную строку.
По каждому критерию вводятся количественные показатели, характеризующие полноту проявления навыков проектной деятельности. Максимальная оценка по каждому критерию не должна превышать 3 баллов. При таком подходе достижение базового уровня (отметка «удовлетворительно») соответствует получению 4 первичных баллов (по одному баллу за каждый из четырёх критериев), а достижение повышенных уровней соответствует получению 7—9 первичных баллов (отметка «хорошо») или 10—12 первичных баллов (отметка «отлично»).
5. Содержание курса «Обществознание»
Человек.
Природа человека. Интересы и потребности. Самооценка. Здоровый образ жизни. Безопасность жизни.
Деятельность и поведение. Мотивы деятельности. Виды деятельности. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями.
Как человек познает мир и самого себя. Образование и самообразование.
Социальное становление человека: как усваиваются социальные нормы. Социальные «параметры личности».
Положение личности в обществе: от чего оно зависит. Статус. Типичные социальные роли.
Возраст человека и социальные отношения. Особенности подросткового возраста. Отношения в семье и со сверстниками.
Гендер как «социальный пол». Различия в поведении мальчиков и девочек.
Национальная принадлежность: влияет ли она на социальное положение личности?
Гражданско-правовое положение личности в обществе. Юные граждане России: какие права человек получает от рождения.
Семья
Семья и семейные отношения. Роли в семье. Семейные ценности и традиции. Забота и воспитание в семье.
Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.
Человек в малой группе. Ученический коллектив, группа сверстников.
Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты и пути их разрешения.
Школа.
Что связывает людей в общество. Устойчивость и изменчивость в развитии общества. Основные типы обществ. Общественный прогресс.
общественной жизни, их взаимосвязь.
Труд
Труд и образ жизни людей: как создаются материальные блага. Экономика.
Социальные различия в обществе: причины их возникновения и проявления. Социальные общности и группы.
Государственная власть, ее роль в управлении общественной жизнью.
Из чего складывается духовная культура общества. Духовные богатства общества: создание, сохранение, распространение, усвоение.
Родина.
Мир как единое целое. Ускорение мирового общественного развития.
Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь.
Глобальные проблемы современности. Экологическая ситуация в современном глобальном мире: как спасти природу.
Российское общество в начале XXI в.
Ресурсы и возможности развития нашей страны: какие задачи стоят перед отечественной экономикой.
Наша власть.
Основы конституционного строя Российской Федерации. Государствен-ное устройство нашей страны, многонациональный состав ее населения. Что значит сегодня быть гражданином своего Отечества.
Наши достоинства и недостатки.
Духовные ценности российского народа. Культурные достижения народов России: как их сохранить и приумножить.
Место России среди других государств мира
5.Содержание рабочей программы.
П/
№
Тема раздела
Количество часов
Человек.
7
Семья
7
Школа
7
Труд
5
Родина
6
Мы и наш край
4
Ваше общее образование.
5
Твой отчий дом.
4
Наша власть.
2
Наши достоинства и недостатки.
3
Резерв.
2
Итого: 52часа.
На занятиях курса учащиеся должны не только усвоить основы, элементы демократической, политической и правовой культуры и правосознания личности, получить дальнейшее развитие нравственных качеств, заложенных в начальной школе; продолжить процесс формирования элементарных правовых понятий (закон, право, права, правонарушение, ответственность.)Закладываются представления о статусе гражданина, о государстве и обществе; об отношениях, складывающихся в структуре личность - государство – общество.Знания, полученные при изучении этого курса способствуют становлению общественно-активной личности, обладающей гражданскими качествами.
6. Тематическое планирование
№ урока
Раздел программы (блок) Тема урока
Кол- во часов
Планируемые результаты
Учебные действия
по плану.
Домашнее задание
Предметные
Метапредметные
Личностные
1
Введение
1
Знать значение, использование термина «обществознание».
Иметь представление о связи обществознания с другими науками
Уметь объяснять, почему нужно изучать обществознание; характеризовать некоторые общественные процессы
Воспитание гражданственности, интереса к предмету «обществознание»
Работа с текстом учебника
Стр 5-8 учебника
2-3
Загадка человека
2
Объяснять, как происходило развитие первобытного человека в человека разумного современного вида. Характеризовать особенности познания человеком окружающего мира и самого себя. Раскрывать значение труда в развитии человека.
Формулировать, что такое способности человека, и какие способности проявляли первобытные люди. Сравнивать способности первобытного человека и человека современного XXI в. Оценивать роль творчества в развитии человека.
Приводить примеры из истории Древнего мира, как труд влиял на развитие человека. Использовать дополнительную литературу и ресурсы Интернета и формулировать собственное определение понятия «труд». Иллюстрировать конкретными примерами искусство первобытных людей. Уметь составлять рассказы по рисункам
Усвоить, что труд является основой развития человека, научиться уважать свой и чужой труд. Понимать, что учение и развитие своих способностей важны не только для достижения личного успеха, но и для процветания всей страны в будущем. Научиться оценивать свои знания, способности и поступки, ценить время, понимать его важность. Научиться уважать людей старшего возраста. Сформировать в себе качества доброго, милосердного, порядочного человека, выполняющего свой долг, верить в людей и помогать им, верить в себя. Формировать у себя непримиримое отношение к проявлениям нечестности и обману. Научиться беречь свое здоровье, вести здоровый образ жизни и избегать вредных привычек
Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий, моделирование ситуаций и их анализ.
П.1 раб тетр
№ 2,3,4
П. 1
Раб тетр.
№ 6,7,8
4-5
Отрочество - особая пора жизни
2
Характеризовать черты подросткового возраста; уметь объяснять может ли самостоятельность быть отрицательным качеством.
Оценка своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций, и их анализ.
П.2
Раб тетр
№3,4
П.2 раб тетр
№ 7,8
6-7
Практикум по главе «Человек»
2
Характеризовать основные положения раздела ;анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения
Уметь: работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач
Воспитание трудолюбия, уважения к своему и чужому труду
Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ
подготовкаминипроекта
подготовка тесту
8
Семья и семейные отношения
2
Характеризовать понятие «семья». Показывать роль и значимость семьи в жизни любого человека, т. е. то, что называют «семейные ценности». Сравнивать особенности семей современных и существовавших в России ранее, городских и деревенских; двухпоколенных, трехпоколенных. Характеризовать причины возникновения семейных конфликтов, предлагать пути их разрешения. Называть основной документ, регулирующий семейные отношения, — Семейный кодекс РФ. Описывать семейные обычаи, традиции.
Показывать на конкретных примерах взаимодействие, заботу, поддержку, общий труд и помощь в семье. Рассказывать о собственных обязанностях в своей семье. Исследовать конфликтные ситуации в семье, выявляя причины их возникновения и пути разрешения. Приводить примеры семейных обычаев и традиций, в том числе в вашей семье.
Выражать собственную точку зрения на значение семьи.
Воспитывать
любовь и уважение к старшему поколению, семье.
Моделирование ситуаций и их анализ.
П.3
Раб
Тетр. № 2,3
П.3 раб. Тетр. № 6,7,8
9-10
Семейное хозяйство
2
Описывать совместный труд членов семьи. Характеризовать статьи семейного бюджета; объяснять правила ведения семейного хозяйства; выполнять творческие задания по изученной теме
Показывать на конкретных примерах из жизни кого считают рачительным хозяином, каковы источники экономии в домашнем хозяйстве, что должен знать и уметь рачительный хозяин.Оценивать собственное участие в ведении домашнего хозяйства.
Учимся быть рачительными хозяевами. Учимся помогать семье, как правильно вести хозяйство.
Составить семейный бюджет.
П. 4
Раб. Тетр.
№ 2,3
П.4 раб тетр №6,7,8
11-12
Свободное время
2
Объяснять какое время можно назвать свободным, какие движения губительны для организма, а какие - полезны и ценны для развития и совершенствования человека; что досуговая деятельность - это сфера самовоспитания и самоопределения.
Показывать на конкретных примерах, что свободное время, его организация, играет важную роль в развитии личности.
Формулировать собственное определение понятия «свободное время». Иллюстрировать конкретными примерами досуговую деятельность. Уметь составлять рассказы по рисункам.
Воспитание умение правильно использовать свободное время.
Характеризовать основные положения раздела;анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения
Составлять рассказы:
-учимся быть рачительными хозяевами;
-учимся помогать семье;
-мы - семья, а это значит...
Воспитание ответственности, выражать собственную точку зрения на значение семьи
Моделирование ситуаций и их анализ.
Раб. Тетр № 2,7
П5
Мини проект мое хобби
14
Образование в жизни человека
2
Характеризовать задачи школы. Рассказывать о значении школы в судьбе каждого человека. Раскрывать роль школы в развитии ребенка. Показывать, какое место в системе образования занимает школа. Объяснять, почему образование так важно для современного человека. Описывать возможности личного развития, которые предоставляет образование
Приводить примеры из жизни, литературы и кинофильмов о значимости школы для человека. Оценивать и корректировать собственное отношение к своей учебе, умение учиться, возможности своего развития. Рассказывать о своей школе, как вы относитесь к ней. Исследовать конкретные ситуации, когда проявляется ценность и важность образования человека при приеме на работу, повышении в должности. Использовать элементы причинно следственного анализа для выявления связи между хорошей учебой в школе и возможностью человека реализовать себя в профессии в будущем и построить карьеру. Систематизировать информацию о системе образования в России в табличной форме
Образование и самообразование. Учёба — основной труд школьника. Учение вне стен школы. Умение учиться
Моделирование ситуаций и их анализ.
П. 6
Раб тетр
№3,4
П.6.
Раб. Тетр. № 7,8
15-16
Образование и самообразование
2
Характеризовать учёбу как основной труд школьника.
Опираясь на примеры из художественных произведений, выявлять позитивные результаты учения. С опорой на конкретные примеры характеризовать значение самообразования для человека.Оценивать собственное умение учиться и возможности его развития.
Выявлять возможности практического применения получаемых в школе знаний
Уметь рассуждать о проблемах современного образования, о правах и обязанностях ученика
Воспитание ответственности, умение учиться
Моделирование ситуаций и их анализ.
П. 7
Раб тетр№ 3,4,
П. 7 раб тетр №7
17-18
Одноклассники, сверстники, друзья.
2
Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями.Иллюстрировать примерами значимость товарищеской поддержки сверстников для человека.Оценивать собственное умение общаться с одноклассниками и друзьями
Уметь объяснить, что может помешать дружбе, привести примеры настоящей и мнимой дружбы; пояснить, какие человеческие качества считают наиболее важными для дружбы
Воспитание дружеских отношений младших подростков с одноклассниками, сверстниками, друзьями.
Моделирование ситуаций и их анализ.
П. 8
Раб тетр
№ 2,3
П.8 раб тетр. № 4,5
19
Практикум по главе «Школа»
1
Характеризовать основные положения раздела;анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения
Контроль и оценка
деятельности
Воспитание ответственности, умение учиться
Решение познавательных задач
тест
П.8 раб. Тетр №7,8
подготовка к тесту
20-21
Труд – основа жизни
2
Объяснять значение трудовой деятельности для личности и общества.
Характеризовать особенности труда как одного из основных видов деятельности человек
Различать материальную и моральную оценку труда. Приводить примеры благотворительности и меценатства.
Определять собственное отношение к различным средствам достижения успеха в труде
Моделирование ситуаций и их анализ.
П.9 раб тетр № 2,3
П.9 раб тетр №6,7
22-23
Труд и творчество.
1
Различать творчество и ремесло.
Раскрывать признаки мастерства на примерах творений известных мастеров
Уметь объяснить, всякий ли мастер может быть назван творцом, в чем заключается красота труда; определить различие труда мастера
Творческий труд. Творчество в искусстве
Решение познавательных задач, работа с текстом учебника
П. 10
Раб тетр № 2,3,4
П.10раб.
Тетр № 6
24-25
Практикум
по главе «Труд»
2
Характеризовать основные положения раздела ;анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения проб-лемных заданий с использованием учеб.литературы
Проявлять социальную ответственность за свои мысли и поступки
Моделирование ситуаций и их анализ, решение познавательных задач
Мини проект
подготовка к тесту
26
Наша Родина-Россия.
1
Характеризовать понятие «малая родина». Объяснять, что оно значит для человека. Описывать свою малую родину. Рассказать о своей стране — Родине. Объяснять, почему люди любят свою Отчизну.
Написать эссе о своей малой родине. Иллюстрировать примерами из жизни, литературы и кинофильмов проявления любви к своей Родине, Отчизне. Рассказывать о защитниках Родины, если возможно, — членах своей семьи
Воспитывать любовь к своей малой родине и к своему Отечеству.
Решение познавательных задач
П.11
Раб тетр№ 3,4,5
П.11
Раб тетр 7,8
27
Государственные символы России.
1
Объяснять смысл понятия «государственные символы», для чего они нужны. Рассказывать, когда применяются государственные символы. Рассказывать историю российского герба и флага. Описывать Государственный герб РФ. Описывать Государственный флаг РФ, над какими зданиями он поднят постоянно.
Объяснять, когда и почему были приняты Федеральные законы о государственных символах России.
Иллюстрировать на конкретных примерах отношение солдат к своему знамени во время Великой Отечественной войны. Использовать дополнительную литературу и Интернет для подготовки сообщения на уроке о государственных символах зарубежных стран. Подготовить проект или презентацию об истории Государственного герба в России. Проанализировать текст (Н. А. Соболев «О национальном флаге России») и написать эссе об истории русского флага. Продемонстрировать свое знание слов и музыки Государственного гимна России. Описать свои чувства, когда в конце спортивных соревнований исполняется российский гимн и поднимается флаг нашей страны
Воспитывать уважение к государственным символам России, патриотизм, чувство гордости за свою Родину
Моделирование ситуаций и их анализ.
Стенд
П. 12
Раб тетр
№2,3,4
П.12
Раб тетр.№ 5,6
28-29
Гражданин России
2
Объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданин».Называть и иллюстрировать примерами основные права граждан РФ.Называть основные обязанности граждан РФ.
Приводить примеры добросовестного выполнения гражданских обязанностей. Приводить примеры и давать оценку проявлениям гражданственности, представленным в СМИ
Воспитывать уважение к своему народу и чувство единения с ним, ощущать себя россиянином.
Моделирование ситуаций и их анализ.
П. 13
Раб тетр
№ 3,4
П.13
раб тетр № 6,7
30-31
Мы – многонациональный народ.
2
Знать, как называется наша страна. Рассказывать о главном богатстве нашей страны — ее народе. Характеризовать Россию как многонациональное государство. Раскрывать особенности многонационального государства. Перечислять, какие народы проживают в нашей стране, как они называются все вместе.
Знать, как называется наша страна. Рассказывать о главном богатстве нашей страны — ее народе. Характеризовать Россию как многонациональное государство. Раскрывать особенности многонационального государства.
Воспитывать толерантное и терпимое отношение к людям разных национальностей, проживающих в нашей стране, для поддержания гражданского мира в России, для ее развития и процветания.
Моделирование ситуаций и их анализ.
П.14
Раб тетр № 3,4
П. 14
раб тетр № 7
32
Брянщина-лучший уголок.
2
Знать основные положения курса. Уметь: - анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; - высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; - работать с текстом учебника, выделять главное.
Использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач
Воспитание гражданской ответственности;
дружеских отношений между людьми разных национальностей. Определение собственного отношения к явлениям современной жизни. Формулирование своей точки зрения.
Умение работать с тестовыми заданиями
Работа с тестами
33.
34.
Интерактивное путешествие «Мой любимый уголок село Кистер»
2
Высказывать собственную точку зрения, умение вести диалог
Овладевать различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике
Воспитание ценностных ориентиров, основанных на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству.
Умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой деятельности
проекты
34.
Символы Брянской области..
1
Знать символы нашей страны и Брянской области
Уметь охарактеризовать символы Брянской области.
Воспитывать гражданскую ответственность..
35.
Конкурс семейной геральдики.
1
Объяснять смысл понятия «государственные символы», для чего они нужны. Рассказывать, когда применяются государственные символы. Рассказывать историю российского герба и флага. Описывать Государственный герб РФ. Описывать Государственный флаг РФ, над какими зданиями он поднят постоянно.
Объяснять, когда и почему были приняты Федеральные законы о государственных символах России
Иллюстрировать на конкретных примерах отношение солдат к своему знамени во время Великой Отечественной войны. Использовать дополнительную литературу и Интернет для подготовки сообщения на уроке о государственных символах зарубежных стран. Подготовить проект или презентацию об истории Государственного герба в России. Проанализировать текст (Н. А. Соболев «О национальном флаге России») и написать эссе об истории русского флага. Продемонстрировать свое знание слов и музыки Государственного гимна России. Описать свои чувства, когда в конце спортивных соревнований исполняется российский гимн и поднимается флаг нашей страны
Воспитывать уважение к государственным символам России, патриотизм, чувство гордости за свою Родину
Стр.1-3
36.
Твоя основная школа.
1
Знать чем отличается школьник от дошкольника. Выделять начальную школу и основную школу
Уметь выделять основное и полное общее образование.
.Воспитывать ответственное отношение к учебе.
Стр.3-5
37.
.
38.
Для чего люди учатся.
Образование в твоей семье
1
Знать что образованный человек –это человек гуманный
Приводить примеры добросовестного отношения людей к работе.
Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.
Стр.5-8
39.
40
Твоя будущая профессия.
Путешествие в мир профессий
2
Различать творчество и ремесло.
Раскрывать признаки мастерства на примерах творений известных мастеров
Уметь объяснить, всякий ли мастер может быть назван творцом, в чем заключается красота труда; определить различие труда мастера
Творческий труд. Творчество в искусстве
Стр.8-12
41
Проект «Подготовка к моей будущей профессии.
1
Знать источники накопления знаний о профессиях.
Учиться самостоятельно заниматься творческой деятельностью.
Воспитывать гражданскую ответственность.
Стр.12-14
42.
43.
Ты в своей семье
Что от нас ожидают родители.
2
Характеризовать понятие «семья». Показывать роль и значимость семьи в жизни любого человека, т. е. то, что называют «семейные ценности». Сравнивать особенности семей современных и существовавших в России ранее, городских и деревенских; двухпоколенных, трехпоколенных. Характеризовать причины возникновения семейных конфликтов, предлагать пути их разрешения. Называть основной документ, регулирующий семейные отношения, — Семейный кодекс РФ. Описывать семейные обычаи, традиции.
Показывать на конкретных примерах взаимодействие, заботу, поддержку, общий труд и помощь в семье. Рассказывать о собственных обязанностях в своей семье. Исследовать конфликтные ситуации в семье, выявляя причины их возникновения и пути разрешения. Приводить примеры семейных обычаев и традиций, в том числе в вашей семье.
Выражать собственную точку зрения на значение семьи.
. Воспитывать
любовь и уважение к старшему поколению, семье
Стр.14-19
44.
45.
Проект «Каким я буду родителем и как я буду воспитывать своих детей.»
Проект «Мой неожиданный подарок родителям»
2
Характеризовать основные положения раздела; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения
Составлять рассказы:
-учимся быть рачительными хозяевами;
-учимся помогать семье;
-мы - семья, а это значит
Воспитывать
любовь и уважение к старшему поколению, семье.
Стр.19-22
46
Что такое власть и чему она служит.
1
Объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «власть».Называть органы федеральной государственной власти
Уметь различать власть государственную и местное самоуправление.
Воспитывать
-чувство гражданственности
-ответственности перед своей родиной.
учебник С.24-35
47
Как устроена наша власть
1
Знать органы государственной власти и местное самоуправление.
Уметь делать выводы о власти используя примеры учебника.
Воспитывать
-чувство гражданственности
-ответственности перед своей родиной
Стр.35-40
48
Твоя воспитанность.
1
Знать что такое воспитание и самовоспитание.
Уметь отличать воспитанных людей от невоспитанных на примерах учебника.
Воспитывать любовь к родителям, уважение к людям
-доброжелательность
-умение сочувствовать,
- готовность помочь другим.
Стр43-48
49
Твоя культура
1
Знать и ценить культурные ценности семьи и государства.
Уметь ценить культурные ценности своей родины.
Уважительно относиться к культуре других народов.
Стр.49-53
50
Твой характер
1
Знать волевые качества человека такие как: целеустремлённость, решительность, смелость, настойчивость, выдержка, самостоятельность, дисциплинированность.
Уметь проявлять мужество, стойкость и самообладание в любой ситуации.
.воспитывать человека с положительными чертами характера.
Стр.53-65
51
Резерв
1
Резервное время.
52
резерв
1
Резервное время.
.
7. Учебно-методический комплекс:
1. Соколов Я. В. Граждановедени . Книга для учащихся 5 классов школ Брянской области.- Москва: НИЦ «Гражданин», 2013.
2. Методическое пособие по граждановедению. Н.А.Кузьмин,Я.В.
Соколов.- Москва: Дрофа, 1999.
3. Рабочая тетрадь по граждановедению. А.Б.Драхлер, Москва:
Дрофа, 1999.
4. Всеобщая декларация прав человека. В.В. Антонов, Москва:
6. Обществознание Л.Н.Боголюбов, Ф.Н.Ивановой Москва, «Просвещение» 2016 год.
Календарь памятных дат.
Январь
12 января – день работника прокуратуры РФ.
13 января – день российской печати.
Февраль
23 февраля – день победы Красной армии над кайзеровскими войсками Германии (1918 год). День защитника Отечества.
Март
Апрель
2 апреля – день единения народов
7 апреля – Всемирный день здоровья.
18 апреля – день победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище, 1242 года).
24 апреля – Международный день солидарности молодёжи.
26 апреля – день памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах.
Май
1 мая – праздник весны и труда.
3 мая – Всемирный день свободы печати.
5 мая – день Европы
8 мая – Всемирный день Красного Креста и Красного Полумесяца.
9 мая – день победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 -1945 годов.
15 мая – Всемирный день семьи.
24 мая – день славянской письменности и культуры.
Июнь, июль, август
12 июня – день принятия Декларации о государственном суверенитете РФ. День России.
26 июня – международный день борьбы с наркоманией и наркобизнесом.
27 июня – день изобретателя и рационализатора.
День молодёжи в России.
22 августа – день государственного флага РФ.
23 августа – день разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве.
Сентябрь
1 сентября – день знаний
2 сентября – день российской гвардии.
3 сентября - день солидарности в борьбе с терроризмом.
Октябрь
30 октября – день памяти жертв политических репрессий.
Ноябрь
4 ноября – день народного единства.
7 ноября – день проведения военного парада на Красной площади в городе Москве в ознаменование 24 годовщины Великой Октябрьской социалистической революции.
День Октябрьской социалистической революции 1917 года.
«Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию 5-11 классов»
В пособии представлены подробные разработки классных часов и внеклассных мероприятий, ориентированных на формирование гражданского самосознания и правовой культуры учащихся 5-11 классов. Оригинальные инсценировки нравственно-правового характера, деловые игры, диспуты и юридические викторины позволят расширить социокультурный опыт школьников, создать основы для формирования собственной гражданской позиции. Издание адресовано классным руководителям, заместителям директоров по воспитательной работе, социальным педагогам, психологам, а также студентам педагогических вузов.
Жиренко О.Е. Киселева Т.В. Лапина Е.В. Я - Гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию. 1-4 классы: Формирование гражданского самосознания учащихся. Воспитание любви и уважения к Родине. Государственная символика России.
Настоящее пособие содержит сценарии классных часов, ориентированных на формирование гражданского самосознания у учащихся 1-4 классов, на расширение и углубление их знаний об истории своего Отечества и воспитание любви и уважения к Родине. Содержательно классные часы охватывают разные стороны жизни России в прошлом и настоящем: культурные традиции, военные победы, символы и святыни
Тихомирова Л.Ф. Как сформировать у школьника здоровый образ жизни: Праздники, классные часы, деловые игры и др.