Рабочая программа по обществознанию составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы Л. Н. Боголюбова. (Сборник Рабочие программы. Обществознание. 5-9 классы М.:Просвещение, 2011)
Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально-гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Изучение обществознания в основной школе призвано создать условия для полноценного выполнения выпускником типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения. Выпускник основной школы должен получить достаточно полное представление о возможностях, которые существуют в современном российском обществе для продолжения образования и работы, для самореализации в многообразных видах деятельности, а также об условиях достижения успеха в различных сферах жизни общества. Курс призван помогать предпрофильному самоопределению.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию 6-9 класс»
МБОУ Тогучинского района «Завьяловская средняя школа»
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР МБОУ Тогучинского района «Завьяловская средняя школа»
______________/Куликова Л.В../
«__»__________________ 2015г.
«Утверждаю»
Директор МБОУ Тогучинского района «Завьяловская средняя школа»
_________________/Червова Л.В../
Приказ № ___ от «__»____________ 2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Обществознание»
для 6-9 классов
на 2015-2016 учебный год,
Составитель:
Куприянова В.Н., учитель обществознания
С. Завьялово
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования и авторской программы Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой, Л. Ф. Ивановой, А. И. Матвеева.
Предмет входит в образовательную область «Обществознание». На изучение предмета отводится 140 часов за 4 года. Из них 35 часов в 6 классе, 35 часов в 7 классе, 36 часов в 8 классе и 34 часа в 9 классе.
Изучение обществознания направлено на достижение следующих целей:
● развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
● воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
● освоение на уровне функциональной грамотности системы необходимых для социальной адаптации знаний: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
● овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
● формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальны отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений, семейно-бытовых отношений.
Резервные часы в 6 классе (7 часов) направлены на: «Введение» с целью ознакомления учащихся с основами будущего изучаемого предмета; на контрольные работы после изучения тематических блоков «Человек», «Семья» и «Труд» с целью закрепления знаний, полученных в процессе изучения данных тем; на итоговое повторение с целью обобщенного повторения основ курса «Введение в обществознание» по темам, наиболее понравившимся учащимся.
Рабочая программа соответствует авторской. Резервные часы в 7 классе (5 часов) направлены на проведение контрольных работ после изучения тематических блоков «Человек и другие люди», «Человек и экономика», «Человек и природа» с целью закрепления и понимания важности взаимодействия человека с другими людьми, с природой и экономикой; на итоговое повторение с целью обобщенного повторения курса «Основы обществознания».
Резервные часы в 8 классе (9 часов) направлены на проведение контрольных работ после изучения тематических блоков «Сфера духовной культуры», «Экономика» и «Социальная сфера» с целью закрепления и понимания сущности и роли духовной культуры для человека, роли экономики в жизни не только отдельного человека, но и общества в целом, а также социальной структуре общества и способности людей переходить из одной социальной группы в другую; на проведение дополнительного урока по теме «Личность» с целью полного изучения данной темы и повышения способности учащихся различать обществоведческие понятия «личность», «индивид» и «индивидуальность»; на закрепление знаний по тематическому блоку «личность и общества» с целью дополнительной проверки знаний учащихся по данной теме.
Резервные часы в 9 классе (11 часов) направлены на дополнительное изучение следующих тем: «Государство» (с целью углубленной характеристике государство как одного из политических институтов), «Политический режим» (с целью подробного изучения политических режимов современного мира и условиях жизни людей в различных политических режимах), «Участие граждан в политической жизни» (с целью подробного изучения учащимися правовых основ участия граждан в политической жизни страны и возможности гражданина оказывать влиять на политику страны), «Право, его роль в жизни человека, общества и государства» ( с целью подробного изучения роли права в жизни не только отдельного человека, общества, но и государства в целом), «Правонарушения и юридическая ответственность» ( с целью подробного изучения видов правовой ответственности человека за совершение правонарушений, несущих определенную опасность обществу), «Права человека и гражданина» (с целью подробного изучения прав каждого человека и гражданина и отсутствием возможности других людей нарушать права, закрепленные в юридическом документе - Всеобщей декларации прав человека и гражданина), «Уголовные правоотношения» ( с целью подробного изучения данной темы с указанием на важность данных правоотношений среди остальные и указанием на самые строгие наказания за их нарушение). Два резервных часа направлены на проведение контрольных работ по тематическим блокам «Политика и социальное управление» и «Право» с целью закрепления знаний учащихся по данным темам. Последний резервный час направлен на итоговое повторение курса 9 класса «Основы обществознания».
Содержание курса (6 класс)
Тема
Количество часов по авторской программе
Количество часов по рабочей программе
Введение
-
1
Человек
7
8
Семья
4
5
Школа
4
4
Труд
4
5
Родина
5
6
Добродетели
4
4
Итоговое обобщение
-
1
Итоговая контрольная работа
-
1
Резервные часы
7
-
Итого
35
35
Содержание курса (7 класс)
Тема
Количество часов по авторской программе
Количество часов по рабочей программе
Введение
-
1
Человек и другие люди
5
6
Человек и закон
11
11
Человек и экономика
10
11
Человек и природа
4
5
Итоговое обобщение
-
1
Резерв
5
-
Итого
35
35
Содержание курса (8 класс)
Тема
Количество часов по авторской программе
Количество часов по рабочей программе
Введение
-
1
Личность и общество
3
5
Сфера духовной культуры
7
8
Экономика
12
13
Социальная сфера
4
5
Итоговая контрольная работа
-
1
Итоговое обобщение
-
2
Резерв
9
-
Итого
35
36
Содержание курса (9 класс)
Тема
Количество часов по авторской программе
Количество часов по рабочей программе
Политика и социальное управление
8
13
Право
16
21
Резерв
11
-
Итого
35
34
Учебно-методический комплект по обществознанию для 6 класса состоит из:
Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
Учебно-методический комплект по обществознанию для 7 класса состоит из:
Обществознание. 7 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
Учебно-методический комплект по обществознанию для 8 класса состоит из:
Обществознание. 8 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой. – М.: Просвещение, 2010.
Учебно-методический комплект по обществознанию для 9 класса состоит из:
Обществознание. 9 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой. – М.: Просвещение, 2010.
Требования к уровню подготовки учащихся:
Учащиеся 6 класса должны:
Знать:
● основные понятия курса;
● важнейшие свойства человека; круг социальных институтов, окружающих человека в течение его жизни: от самого близкого (семья) до самого общественно значимого (Родина);
● основы экономических знаний в сочетании с показом общественного значения труда и качеств, связанных с отношением к труду и его результатам.
Уметь:
1) объяснять смысл изученных понятий и терминов;
2) высказывать свое мнение; анализировать, делать выводы;
3) работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач; отвечать на поставленные вопросы;
4) характеризовать личность по иллюстрации;
5) находить в СМИ информацию по заданной теме.
Учащиеся 7 класса должны:
Знать:
● основные понятия курса;
● основы специфики отношений в ближнем социальном окружении (друзья);
● о роли социальных норм, в том числе правовых, в жизни человека и общества; о правах человека и отдельно о правах ребенка;
● необходимость соблюдения закона;
● основы экономики, способы рационального поведения отдельных участников экономики – потребителей и производителей.
Уметь:
1) выражать собственное отношение к предмету;
2) высказывать и аргументировать свое мнение;
3) самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов;
4) приводить примеры правовых отношений;
5) находить в СМИ информацию по заданной теме;
6) давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций;
7) приводить примеры правовых отношений и ситуаций, регулируемых различными видами норм.
Учащиеся 8 класса должны:
Знать:
● соотношение в человеке биологического и социального, значимости социализации личности;
● проблемы современного общества и общественных отношений;
● круг проблем морали, важных для осознания себя как существа нравственного;
● об основных экономических проявлениях (производство, потребление); о роли государства в экономике, безработице, международной торговле;
● особенности социальных отношений в современном обществе.
Уметь:
1) выражать свое мнение, приводить аргументы и доказательства;
2) анализировать дополнительные источники информации, самостоятельно делать выводы;
3) устанавливать связь между развитием государства, экономики и культуры;
4) анализировать проблемы современного общества: социальные, экономические и др.;
5) характеризовать процесс функционирования в современном обществе системы образования, науки и религии.
Учащиеся 9 класса должны:
Знать:
● об основах государственной власти, о возможностях участия граждан в управлении делами общества;
● основы теории права; виды отраслей права и их особенности;
● основы конституционного строя РФ, федерального устройства РФ, механизм реализации и защиты прав и свобод гражданина РФ.
Уметь:
1) использовать в процессе своей познавательной деятельности элементов причинно-следственного анализа;
2) определять сущностные характеристики изучаемого объекта;
3) выбирать необходимые критерии для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) осуществлять поиск и извлекать нужную информацию в различного типа источниках;
5) переводить информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из в текст и др.);
6) объяснять изученные положения на конкретных примерах;
7) определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Используемое учебно-методическое обеспечение:
Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
Обществознание. 7 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
Обществознание. 8 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой. – М.: Просвещение, 2010.
Обществознание. 9 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова, А. И. Матвеева. – М.: Просвещение, 2010.
Обществознание. Человек, право, экономика. Методические рекомендации: 7 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / под. Ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
Обществознание. Поурочные разработки. 8 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2010.
Обществознание. Поурочные разработки. 9 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова, А. И. Матвеева. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
Нормативно-правовые акты:
Конституция Российской Федерации.
Всеобщая декларация прав человека.
Уголовный кодекс РФ.
Гражданский кодекс РФ.
Трудовой кодекс РФ.
Семейный кодекс РФ.
Кодекс об административных правонарушениях РФ (КоАП).
Федеральный закон «Об образовании».
Календарно-тематическое планирование курса
«Обществознание» 6 класс
Планируемая дата
Фактическая дата
№ урока
№ урока по теме
Тема урока
Основные понятия
Знания, умения
Формы контроля
Домашнее задание
1
1
Введение
Общество, обществознание
Объяснять значение терминов
Беседа
С. 5-8
Тема 1. Человек (7 часов+1)
2
1
Отличие человека от животного. Наследственность
Рождение, наследственность, гуманизм
Выделять отличия человека от животных
Работа со схемой
§1
3
2
Личность как совокупность важнейших человеческих качеств.