Занятие внеурочной деятельности на тему «Проблема современных семей» (9класс)
Занятие внеурочной деятельности на тему «Проблема современных семей» (9класс)
В индивидуальном проекте «Проблема современных семей» рассматриваются проблемы семей, которые способствуют их распаду. В работе приводятся примеры последствий развода для развития личности ребёнка, формирования его характера. К работе прилагается памятка «Как уберечь семью от развода», которую составили учащиеся 9 класса после проведённых исследований. Работа может быть использована на уроке обществознания в 9 классе, а также во внеклассной работе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
В последнее время значительно возросло внимание к проблемам брака и семьи. Я хочу знать, что происходит в современных семьях, почему так часты разводы, отчего семья всё чаще ограничивается одним ребенком, в силу каких причин множество мужчин и женщин, испытывающих потребность в любви и заботе, стремящихся отдать своё тепло близкому человеку, остаются одинокими.
Вступление в брак, рождение и воспитание детей, создание крепкой семьи - дело отнюдь не такое простое. Успешно решать эту задачу большой общественной значимости может лишь тот, кто вступает в брак с сознанием своей огромной ответственности.
Актуальностьтемы: семья является одним из пяти фундаментальных институтов общества, способных восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой – самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. Почему как в России, так и в нашем городе так много неполных семей?
На сегодняшний день в России и в нашем регионе можно наблюдать как положительные, так и отрицательные тенденции развития семейно-брачных отношений. От чего это зависит?
Предмет исследования: проблемы семейно-брачных отношений
Объект исследования: особенности современных семейно- брачных отношений, влияние разводов на жизнь детей.
Цель исследования: изучение литературы и Интернет - источников по теме,
выявление проблем современной семьи, их особенностей и влияния на разводы на жизнь детей.
Задачи исследования:
- Определить состояние современной семьи на основе анализа статистических данных по регистрации браков и разводов, рождаемости, количеству детей в семье в районном масштабе, на уровне школы, выделить основные проблемы.
- Провести социологическое анкетирование ребят нашей школы с целью выявления типологии семьи.
- Рассмотреть особенности отношения молодежи к семье как к ценности.
- Обобщить результаты исследования и сформулировать собственную точку зрения на проблему.
- Предложить пути разрешения насущных проблем современной семьи.
Методы исследования: наблюдение, социологический опрос, анкетирование, анализ информации, синтез полученных данных исследования.
Гипотеза: у современной семьи есть много проблем, которые отрицательно влияют на жизнь детей.
1.Семья и её проблемы.
1.1. Роль семьи в жизни человека.
Семья - это группа людей, объединенная брачными или родственными отношениями на основе взаимной любви, чувства родства, единства духовных интересов и стремлений, нравственной ответственности ее членов
друг за друга, их взаимной помощи и поддержки.
Каждая семья связана с обществом, государством, государственными и общественными организациями и учреждениями. Она чутко реагирует на все изменения, происходящие в государстве и общественной жизни, а внутрисемейные процессы, в свою очередь, оказывают воздействие на общество. Поэтому гармоничное развитие общества и семьи предполагает, с одной стороны, заботу общества и государства о семье, а с другой - необходимость, чтобы каждая семья руководствовалась не только узкосемейными, но и общественными интересами. Государство заинтересованно в будущем страны. Дети - это будущее поколение, которое встанет у руля государства. От того, каким это будет поколение, зависит благосостояние страны.
Через семью проходит социализация человека. Именно, в ней формируется личность, происходит воспитание ребенка, в ней он впитывает все норы морали. От того какая семья в духовном плане, зависит состояние общества.
К сожалению, согласно статистике, основная тенденция развития семьи с детьми на сегодняшний день – это снижение среднего числа детей в семье, а также снижение количества полных (мама, папа, дети) и многодетных семей.
Коэффициент семей с детьми в РФ
Многодетных семей в РФ
С тремя детьми
Более трёх детей
46,6%
9,4%
7,7%
1,7%
Несмотря на возникающие трудности, семья служит источником удовлетворения самых разных потребностей человека. Благодаря семье, каждый человек может организовать свое время – быт, работу, досуг – наиболее оптимальным образом. Совместный отдых придает новые силы и восполняет потребность в общении. Разделение обязанностей в семье способствует лучшему и более быстрому выполнению дел по хозяйству. Совместный бюджет дает возможность более рационально тратить деньги. Семья оказывает большое влияние на поведение человека и его выбор. Множество достижений стало возможным именно потому, что предвкушение гордости в отцовских глазах или восхищение жены, помогало членам семьи справляться с трудностями на пути к цели.
Важнейшей функцией семьи и по сей день является рождение и воспитание ребенка. Однако на сегодняшний день многие родители разрываются между их обязанностями по воспитанию детей и желанием творческой реализации, и профессиональным ростом. Решение завести ребенка в современном мире является следствием тщательного планирования и долгих размышлений. Появляющиеся при этом дети по большей части желанные и долгожданные, родители хотят проводить с ними как можно больше времени. В результате такого несоответствия желаний и возможностей родители все чаще находятся в состоянии цейтнота, у них возникает недовольство собой, раздражительность, которую они срывают на тех самых детях, на благо которых направлены их старания. Однако исследования психологов и социологов говорят, что достаточно любви и тепла своим детям могут дать даже очень занятые, но любящие родители. Важно не столько количество общения, сколько его качество. Тут можно отметить еще одну важнейшую функцию семьи – функцию эмоциональной поддержки, психологической защиты и душевного общения.
По данным Министерства труда и социального развития, каждый 7-й ребенок до 18 лет в России воспитывается в неполной семье. Большую часть неполных семей составляют матери с детьми (94%). Папы-одиночки, явление крайне редкое, чаще даже встречаются дети-сироты, которых растят бабушки и дедушки. Самая распространенная модель неполной семьи – это матери-одиночки с ребенком или даже несколькими детьми.
1.2. Тенденции в развитии современной семьи.
1. Одной из тенденций развития семьи является то, что семья стремительно идет от многодетности, среднедетности к малодетности. Рождаемость резко упала. В некоторых областях России смертность превысила рождаемость. Сейчас у нас преобладает однодетная семья. Однодетность нередко негативно влияет на характер ребенка, его личностные качества, в целом, на детско-родительские отношения, особенно тогда, когда в семье есть дедушки и бабушки.
2. Следующей тенденцией является процесс личностной автономии семьи. От 50 до 70% молодых супругов хотят жить отдельно от родителей, что влечет за собой и положительные и отрицательные моменты. С одной стороны, молодая семья раньше приобретает самостоятельность, ответственность, легче проходит процесс адаптации молодых супругов друг к другу. Но с другой стороны, молодая семья лишается зачастую систематической помощи родителей, которая им необходима, особенно в период рождения ребенка. Нарушается в этом случае и постоянное общение с дедушкой и бабушкой, которое очень благотворно для внуков. Отсутствие таких контактов нарушает преемственность поколений, когда дети не знают даже своих близких предков. В этом случае появляются и заброшенные одинокие старики. В связи с ростом личностной автономии семья, вероятно и дальше будет развиваться в этом направлении. И тут задача заключается в том, чтобы смягчить негативные следствия этого процесса.
3. В семье наблюдается активный процесс эгалитаризации и демократизации внутрисемейных отношений. В эгалитарной семье отношения между супругами, родителями и детьми чаще, хотя и не всегда строятся на основе партнерства, признания за каждым членом семьи, в том числе и за ребенком, не только обязанностей, но и права на автономию, инициативу и свободу. В современной семье супруги предъявляют друг к другу более серьезные требования в морально-психологическом плане по сравнению с традиционной семьей. И мужу, и жене необходимы понимание, уважение, внимание, забота, поддержка, терпимость в отношениях друг к другу, что связано с необходимостью удовлетворения эмоциональных потребностей личности. Семья становится биархатной, т,е. такой семьей, в основе которой лежит справедливое равенство двоих. Женская эмансипация в большой степени способствовала тому, что справедливое равенство в семье между супругами становится непременным условием благополучия и счастья семьи. Идет перераспределение власти в семье. Демократизация супружеских отношений быстрее осуществляется в молодых семьях, где супругам менее 40 лет. В семьях с большим семейным стажем чаще всего отношения между супругами остаются патриархальными. Сложнее и труднее идет процесс демократизации между поколениями. Еще многие родители придерживаются авторитарных методов воспитания, используют приказания, категорические требования, запрещения без особых разъяснений, физические наказания.
1.3. Проблемы молодых семей.
Молодые семьи в процессе становления и жизнедеятельности испытывают трудности, которые качественным образом влияют на развитие каждой из них. Рассмотрим проблемы, характерные для молодой семьи в современной России, но только те из них, которые сами члены молодой семьи осознают и декларируют как свои проблемы.
В результате проведенных социологических исследований было выявлено два блока наиболее актуальных с точки зрения молодых семей проблем:
· социально-экономический блок, включающий в себя проблему материальной обеспеченности, жилищную проблему и проблему трудоустройства молодых супругов;
· социально-психологический блок, в котором можно выделить проблемы адаптации молодых супругов друг к другу, к новой ситуации (смене ролей, стереотипов и стилей поведения) и к новым родственникам.
1.4. Основные причины разводов.
Развод является формальным прекращением действительного брака между супругами. От развода следует отличать признание брака недействительным в случае судебного решения и прекращение брака ввиду кончины одного из супругов.
Следует выделить самые распространенные причины разводов, которые в большинстве случаев называются разводящимися супругами:
1. Утрата любви, взаимоуважения и доверия. Основой современной семьи является любовь, поэтому утрату данного чувства следует рассматривать как достаточно серьезную причину для развода.
2. Супружеская измена, которая посягает на любовь как основу брака, разрушая целостность семьи. Она затрагивает большинство сфер семейного функционирования, нанося психологический ущерб личности, и представляет угрозу самоуважению.
Комплекс чувств, который возникает как реакция на супружескую измену, включает переживание ревности, одиночества, предательства, утраты чувства безопасности.
3. Вмешательство родственников в семейную жизнь. По данным исследований, среди основных причин расторжения брака в первые три года семейной жизни, указывается именно данная причина.
4. Алкоголизм, а также неумеренное употребление спиртных напитков. Данную мотивацию используют в основном женщины.
В последние годы к проблеме алкоголизма прибавилась проблема наркомании, которая становится распространенным явлением в молодых семьях, где брачный возраст не превышает пяти лет супружеской жизни.
5. Притязания супруга на единоличное лидерство, влекущее за собой нарушение норм семейного равноправия. Авторитарный стиль поведения супруга или же склонность к авторитаризму обоих, проявляющаяся в нежелании взаимных уступок при решении значимых семейных вопросов.
6. Несправедливое распределение домашних обязанностей, перегрузка женщин из-за трудностей по совмещению рабочих и семейных обязанностей.
Ключевую проблему эта причина приобретает в тех семьях, где оба супруга работают, а для жен являются значимыми профессионально-карьерные цели. Нередко семейные конфликты возникают из-за отсутствия единства супругов по вопросам степени реализации женщины в профессиональной сфере.
К внешним факторам, стимулирующим развитие и обострение внутрисемейных конфликтов, относятся неприятности на работе, противоречия с родственниками, что оказывает влияние на прочность семейных взаимоотношений.
Несмотря на значительные социально-экономические изменения в российском социуме в последние годы, в причинах разводов ничего не меняется.
К традиционным факторам риска относится воспитание будущего супруга в неполной или дисгармоничной семье. Особое значение здесь уделяется эмоциональным нарушениям супружеских и детско-родительских отношений. Здесь речь идет о холодности, отвержении, отстраненности, враждебности. Значительную разницу в возрасте, также, как и дистанцию в образовательном и социальном статусе будущих супругов, следует выделить в качестве существенных факторов риска для семейной жизни.
Важное значение также уделяется истории создания семьи: условия знакомства, особенности добрачного периода, мотивация на вступление в брак, первичная совместимость пары.
Стабильность брака может быть снижена в том случае, когда период знакомства был слишком коротким и недостаточным для знакомства друг с другом и установления равных отношений, с помощью которых партнеры учатся взаимопониманию в решении семейных вопросов.
К факторам риска успешности брака можно отнести добрачную беременность невесты, особенно в том случае, когда супруги очень молоды и в финансовом отношении находятся в зависимости от своих родителей. В данном случае период ухаживания значительно сокращен, кроме того, молодожены оказываются не готовы психологически и экономически к семейной жизни.
Факторы, повышающие готовность к разводам:
- урбанизация;
- рост мобильности трудоспособного населения;
- изменения роли женщины в сфере профессиональной занятости общества;
- индивидуализация жизненной концепции, где автономному личностному росту отводится все больше внимания.
- либерализация отношения к разводам, а также облегчение правовых норм, которые регулируют развод, являются не последними факторы, провоцирующими принятие решения о расторжении брака.
Вместе с факторами риска развода следует говорить и о факторах толерантности, которые снижают вероятность распада семьи в условиях возникновения семейных проблем.
К наиболее значимым факторам относится наличие в семье ребенка. Ребенок нередко выступает в роли «последнего аргумента» в принятии решения о разводе в пользу сохранения семьи. Наличие детей оказывает значительное влияние на психологическое желание и экономическую обоснованность развода.
Распад семьи - не только личностная, но и общественная проблема.
Для общества это приводит к ухудшению демографической ситуации, обесцениванию института семьи, снижению работоспособности граждан, которые находятся в состоянии развода, увеличению одиноких людей, появлению неполных семей, где воспитание детей без отца - ущербно.
В неполных семьях создают специфическую систему отношений между матерью и ребенком, а также нередко формируют образцы поведения, которые представляют альтернативные нормы и ценности, на которых базируется институт брака.
1.5. Влияние развода на жизнь ребёнка.
Развод тяжело сказывается также на моральном состоянии детей. Дошкольники ощущают страх, неуверенность и считают себя причиной развода родителей.
Большинство детей успокаиваются в течение года или двух лет после развода, но некоторые из них ощущают себя несчастными в течение 5 лет после развода родителей.
Воздействие развода на психику ребёнка зависит от целого комплекса факторов:
- субъективное представление о семейном счастье непосредственно до развода;
- возраст матери и ребенка;
- степень определения негативных норм по отношению к разводу;
- способность оставшегося с ребенком супруга справиться с личным беспокойством и обеспечить ему безопасное окружение.
В возрасте до 3-х лет развод оказывает на детскую психику гораздо менее серьезное влияние, чем в старших возрастах. Наблюдения психологов показывают, что особенно серьезно переживают уход отца 5-7-летние мальчики. Девочки наиболее остро переносят разлуку в возрасте от 2 до 5 лет, когда происходит период интенсивного эмоционального развития.
Жизнь в неполной семье накладывает отпечаток на формирование детской личности.
Дети, которые растут без отца, часто являются категорией «трудных». Среди них большое количество тех, кто отстает в учебе, конфликтует с преподавателями, сверстниками, совершают правонарушения.
Существует статистика, что дети разведенных родителей, когда становятся взрослыми, разводятся гораздо чаще тех, кто вырос в полных семьях.
Факты. По неофициальным данным, в России около 5 млн. беспризорных детей. Из них 95% не являются сиротами.
Главным средством по профилактике разводов и их тяжелых последствий является эффективная система по подготовке граждан к браку.
Анализ существующих брачно-семейных отношений убедительно показывает, что большинство специалистов, которые занимаются проблематикой семейного воспитания, относят к главным условиям устойчивого существования брака - моральный уровень, который включает, в первую очередь, осознанность нравственных норм.
К благоприятным факторам, которые способствуют укреплению отношений, следует отнести:
- сходство в образовании, социальном положении, во взглядах на большинство ключевых вопросов;
- личностные особенности, такие как способность создавать и принимать душевную близость, эмоциональная стабильность.
1.7. Профилактика разводов.
Профилактику разводов молодых семей можно разделить по следующим направлениям:
психологическую консультацию: профилактику и разрешение семейных конфликтов, психологию семейных взаимоотношений в разные периоды жизни, кризисов в семье;
юридическую консультацию: жилищные программы для молодых семей, составление брачного контракта, реализацию сертификата на материнский капитал;
медицинскую консультацию: планирование рождения детей, способы оказания медицинской помощи заболевшему ребёнку;
педагогическую консультацию (обучение семейной жизни без конфликтов, работу с разводящимися парами, помощь в решении семейных конфликтов)
2. Практическая часть.
Я провела исследование в 9 Б классе по вопросу: «Влияние полных и неполных семей на жизнь учащихся».
В классе обучается 26 учащихся.
В полных семьях воспитываются – 13 учащихся. Из них в многодетных семьях воспитываются - 3 учащихся. Эти семьи имеют статус «малообеспеченная».
Исследование показало, что в этих семьях дети более уверены в завтрашнем дне, они ощущают поддержку со стороны родителей, хотя у части этих ребят(мальчики) есть проблемы с поведением.
В неполных семьях воспитываются - 13 учащихся. Из них - опекаемые дети - 2 человека.
В неполных семьях 10 детей находятся на содержании матери, 1 – на содержании отца. Большая чась этих семей имеют статус «малообеспеченная». У учащихся этой группы более выражены следующие проблемы:
- низкая успеваемость (9 учащихся);
- проблемы с поведением на уроках (5 учащихся);
- агрессия (3 учащихся).
Основные проблемы, которые беспокоят родителей в этих семьях:
- низкие доходы семьи, не позволяющие обеспечить достойную жизнь
детям;
- озабоченность постоянным повышением цен на предметы первой необходимости, а также на жилье и коммунальные услуги;
- отсутствие уверенности в завтрашнем дне для своих детей в условиях безработицы и отсутствия серьезной государственной программы занятости молодежи.
Опрос учащихся, «В какой семье вы хотели бы жить?» показал, что большинство учащихся хотели бы жить в полной семье (22 из 26).
В каком браке вы хотели бы жить, создав семью, учащиеся ответили:
- Гражданский брак или светский брак (брачный союз, зарегистрированный и оформленный в соответствующих органах государственной власти) -19 человек.
- Церковный брак (венчание) - 2 человека.
- Фактический (сожительство, незарегистрированный брак) - 5 человек.
Таким образом я сделала выводы:
- Большая часть учащихся класса хотели бы жить в полных семьях, т.к. считают её надёжной опорой для своего будущего;
- Самым надёжным браком учащиеся считают Гражданский или светский брак (брачный союз, зарегистрированный и оформленный в соответствующих органах государственной власти).
3.Заключение.
Семья - важный социальный институт, в нем развертывается процесс социализации человека, и любые, даже не ярко выраженные, изменения этого института свидетельствуют об изменениях в других областях человеческой жизни, государства, общества.
На сегодняшний день можно выделить следующие тенденции развития современной семьи:
1. Рост числа малодетных и бездетных семей;
2. Рост числа разводов и неполных семей;
3. Увеличение проблем молодых семей.
В числе причин развития негативных тенденций семьи я считаю:
- низкие доходы семьи, не позволяющие обеспечить достойную жизнь
детям;
- озабоченность постоянным повышением цен на предметы первой необходимости, а также на жилье и коммунальные услуги;
- отсутствие уверенности в завтрашнем дне для своих детей в условиях безработицы и отсутствия серьезной государственной программы занятости молодежи;
- низкий уровень медицинского обслуживания, которое практически повсеместно стало платным.
Для решения проблем семей, я считаю, необходимо:
- пропагандировать ценности брака, семьи, детей;
- организовывать социально-педагогическое консультирование по проблемам брака, семьи, рождения и воспитания детей;
- повысить интерес к семейным ценностям среди молодежи серией телепередач;
-проводить продуманную государственную политику поддержки малообеспеченных и многодетных семей;
- включить в школьную программу предметы, которые способствовали формированию семейных ценностей.
Я уверена, что негативные тенденции развития семьи обязательно будут преодолены. Чем эффективнее государство будет решать проблемы в этой области, тем лучше. Наше государство всегда опиралось на семью, где детям прививались основные моральные ценности, главная из которых – любовь к своей Родине. Слово «патриотизм» буквально значит «любовь к земле своего отца», следовательно, Родина и семья – это понятия неразрывные. Мне хочется верить, что в нашем государстве семья будет высшей ценностью.
Источники.
1. Обществознание 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Л.Н. Боголюбов, А.И. Матвеев и др.
Тема моей работы: «Проблема семейно-брачных отношений». Она актуальна в силу того, что семья является одним из институтов общества, способных восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой – самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. Почему как в России, так и в нашем городе так много неполных семей? От чего это зависит?
Цель исследования: изучение литературы и Интернет - источников по теме, выявление проблем современной семьи, их особенностей и влияния на разводы на жизнь детей.
Задачи исследования:
- Определить состояние современной семьи на основе анализа статистических данных по регистрации браков и разводов, рождаемости, количеству детей в семье в районном масштабе, на уровне школы, выделить основные проблемы.
Методы исследования: наблюдение, социологический опрос, анкетирование, анализ информации, синтез полученных данных исследования.
В Практической части я провела исследование в 9 Б классе по вопросу: «Влияние полных и неполных семей на жизнь учащихся» и пришла к следующим выводам:
- В полных семьях дети более уверены в завтрашнем дне, они ощущают поддержку со стороны родителей, хотя у части этих ребят(мальчики) есть проблемы с поведением.
- У учащихся из неполных семей более выражены следующие проблемы:
- низкая успеваемость (9 учащихся);
- проблемы с поведением на уроках (5 учащихся);
- агрессия (3 учащихся).
Опрос учащихся, «В какой семье вы хотели бы жить?» показал, что большинство учащихся хотели бы жить в полной семье (22 из 26).
В каком браке вы хотели бы жить, создав семью, учащиеся ответили:
- Гражданский брак или светский брак (брачный союз, зарегистрированный и оформленный в соответствующих органах государственной власти) -19 человек.
- Церковный брак (венчание) - 2 человека.
- Фактический (сожительство, незарегистрированный брак) - 5 человек.
Таким образом я сделала выводы:
- Большая часть учащихся класса хотели бы жить в полных семьях, т.к. считают её надёжной опорой для своего будущего.
- Самым надёжным браком учащиеся считают Гражданский или светский брак (брачный союз, зарегистрированный и оформленный в соответствующих органах государственной власти).
Памятка: «Как уберечь семью от развода?»
☼ Учитесь говорить друг с другом.
☼ Всякий раз, когда вы будете спорить со своим партнером, перестаньте обвинять его, откажитесь от желания выйти из конфликта победителем, просто слушайте.
☼ Не переставайте благодарить.
(Не воспринимайте партнёра как само собой разумеющееся. Простое «спасибо» за действия или слова повышает настроение и мотивирует на дальнейшие свершения).
☼Одиниз самых важных факторов крепких отношений – уважение.
(Уважайте друг друга, избегайте словесных оскорблений).
☼Отпустите гнев.
(Если что-то всерьёз выбило вас из колеи, дайте себе 2 дня на размышления и только после этого действуйте. Прощая, прощайте).
☼ Оценивайте такие проблемы: «недостаток разговоров», «взаимные обиды» как симптомы заболевания. Лечите заболевание, а не симптомы.
☼ Не пытайтесь менять друг друга — меняйте себя.
☼В браке нет ничего важнее, чем отношения между мужем и женой.
(Отношения должны быть приоритетом для обоих. Проблемы начинаются тогда, когда карьера, дети или личные занятия становятся более важными. Не допускайте этого, и ваш брак будет процветать)
☼ Имейте четкое представление о совместном будущем.
(Садитесь рядом, говорите, внимательно слушайте. Гораздо проще создать крепкие отношения, если потребности и пожелания людей будут озвучены).
☼ Лучший способ укрепить брак - поддерживать друг друга.
(Сильный брак - это тот, в котором оба партнера понимают, что каждый должен иметь интересы за пределами дома и реализовываться в своем деле)
☼ В случае столкновения интересов не отказывайтесь в пользу другого от своих желаний, а придумывайте третий вариант.
☼Планируйте и организовывайте свой досуг.
☼ Находите время на развлечения.
Прислушайтесь к этим правилам, и ваш брак будет крепким!