Формирование универсальных учебных действий на занятиях по экономике в рамках внеурочной деятельности
Формирование универсальных учебных действий на занятиях по экономике в рамках внеурочной деятельности
Формирование универсальных учебных действий на занятиях по экономике в рамках внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность создает условия для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта, развитие личности, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность.
В программе по внеурочной деятельности Л.В. Занкова сказано: «Важно стремиться к созданию целостной системы внеурочной работы, направленной на организацию такого уклада школьной жизни, который создает оптимальные условия для развития личности ребенка». Экономика в рамках внеурочной деятельности изучается с 1-го по 4-й класс по системе Л.В. Занкова.
Сегодня экономическая подготовка младших школьников стала необходимым условием для любой деятельности. Современная жизнь требует, чтобы ребенок знал и понимал многие экономические термины и понятия: потребности человека, цена товара, ресурсы (природные, экономические), ограниченность, бюджет семьи.
Ученикам моего класса нравятся занятия по экономике. В связи с тем, что курс экономики ориентирован на достижение оптимального общего развития детей, основной акцент в программе сделан на самостоятельное приобретение школьниками новых знаний. Организую занятия по экономике таким образом, чтобы каждый ребенок смог ощутить свою индивидуальность, уникальность и востребованность. Занятия сочетают индивидуальные и коллективные формы работы. Они в простой и доступной форме знакомят обучающихся с экономикой. Лучшему усвоению программы способствуют:
экскурсии на производственные объекты, в результате которых происходит осознание обучающимися ценности и важности каждой существующей профессии;
беседы родителей о своей профессии.
На этих мероприятиях обучающиеся узнают о мире профессий, знакомятся со многими профессиями людей, происходит углубленное изучение уже известных профессий и история их происхождения. Обучающиеся знакомятся с социальной значимостью этих профессий, знакомятся и общаются с новыми людьми. У учеников происходит формирование картины мира культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека. Таким образом, происходит профессиональная ориентация уже с младшего возраста.
На занятиях дополнительно использую пособия И.А. Сасовой и Е.Н. Землянской. Данные пособия содержат творческие задания, которые знакомят детей с основными экономическими понятиями. В увлекательной форме обучающиеся рассматривают проблемы выбора; умение делать осознанный выбор; происхождение и использование денег; доходы и расходы человека, семьи, предприятия, государства. Ребята легко и быстро запоминают понятия об экономических объектах и процессах, с которыми они встречаются в повседневной жизни: деньги и их назначение цены, финансы, производство, рынок, потребление.
Приведу пример некоторых задач, данных в этих пособиях.
Задание 20. Мама получает 100 монет за каждый проработанный день. Что бы вы посоветовали маме: не пойти один день на работу, остаться дома и сделать стрижку своим двум сыновьям или дать им денег на парикмахерскую? Стрижка в парикмахерской стоит 40 монет.
Задание 71. Помоги Пете сделать выбор.
Родители выдают Пете 10 монет в день для оплаты проезда в школу и обратно, 6 монет на завтрак и 20 монет в месяц на покупку карандашей. Но Петя очень любит пористый шоколад, который продается в больших плитках ценой 30 монет за плитку. Посоветуй Пете, чем ему пожертвовать, чтобы хотя бы один раз в месяц покупать плитку пористого шоколада.
Используемые пособия включают экономические задачи, которые одновременно способны решать сразу несколько задач:
Знакомят с историей нашей страны;
Развивают логическое мышление;
Формируют бережное отношение к ресурсам;
Развивают умение рационального жизненного выбора.
В дополнение на занятиях использую «Экономический сказочный словарь» Т.В. Смирновой. Автор в привлекательной для ребенка увлекательной сказочной форме дает объяснение новым экономическим категориям. Каждому экономическому термину посвящена своя сказка, где на одном игровом поле встречаются герои известных литературных произведений и новые придуманные сказочные персонажи. Содержание сказок-малюток, действия персонажей подводят маленьких учеников к самостоятельному определению того или иного экономического термина.
Значительно поднимает уровень организации внеурочной деятельности сотрудничество школы с культурными учреждениями нашего города. Понимая значимость обогащения жизненного опыта и профессиональной ориентации среди школьников в современной школе, информационный центр по атомной энергии нашего города проводит конкурсы и проекты среди обучающихся. «Наш друг – атомная энергия», «Мой атом - 2013».
На занятиях изучаются вопросы энергосбережения. Ребятам нравится, что у детей есть возможность организовать исследование, наблюдения, эксперименты. Детьми был предложен и создан краткосрочный проект, в результате которого они провели исследование, эксперимент, в который каждый ученик привлек свою семью, ребята писали сказки «Один день из жизни лампочки». Организованы деловые игры «Энергосбережение – дело каждого».
Ребята проводили небольшое исследование:
узнали, какую сумму за потребление энергии платят родители в месяц;
следующий месяц пытались дома экономить, следить за тем, чтобы свет зря не горел в комнатах;
сравнивали оплату двух месяцев и делали вывод;
составляли список покупок для каждой семьи на разницу в оплате;
Таким простым и интересным исследованием ребята себе показали, что значит экономить. Они поняли, что небольшими усилиями каждого члена семьи можно сэкономить в семье на потреблении энергии для других покупок. Задания, включаемые в занятия внеурочной деятельности, направлены на формирование всех видов учебных действий: личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных. Многие задания формируют и предметные умения (например, решение многих экономических задач требует то ученика правильных вычислительных умений).
В итоге те знания, которые получают на уроках экономики мои ученики, помогают понять, как устроено хозяйство отдельного человека и мира в целом, и значит, разумнее организовать свою жизнь.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование универсальных учебных действий на занятиях по экономике в рамках внеурочной деятельности »
Формирование универсальных учебных действий на занятиях по экономике в рамках внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность создает условия для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта, развитие личности, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность.
В программе по внеурочной деятельности Л.В. Занкова сказано: «Важно стремиться к созданию целостной системы внеурочной работы, направленной на организацию такого уклада школьной жизни, который создает оптимальные условия для развития личности ребенка». Экономика в рамках внеурочной деятельности изучается с 1-го по 4-й класс по системе Л.В. Занкова.
Сегодня экономическая подготовка младших школьников стала необходимым условием для любой деятельности. Современная жизнь требует, чтобы ребенок знал и понимал многие экономические термины и понятия: потребности человека, цена товара, ресурсы (природные, экономические), ограниченность, бюджет семьи.
Ученикам моего класса нравятся занятия по экономике. В связи с тем, что курс экономики ориентирован на достижение оптимального общего развития детей, основной акцент в программе сделан на самостоятельное приобретение школьниками новых знаний. Организую занятия по экономике таким образом, чтобы каждый ребенок смог ощутить свою индивидуальность, уникальность и востребованность. Занятия сочетают индивидуальные и коллективные формы работы. Они в простой и доступной форме знакомят обучающихся с экономикой. Лучшему усвоению программы способствуют:
экскурсии на производственные объекты, в результате которых происходит осознание обучающимися ценности и важности каждой существующей профессии;
беседы родителей о своей профессии.
На этих мероприятиях обучающиеся узнают о мире профессий, знакомятся со многими профессиями людей, происходит углубленное изучение уже известных профессий и история их происхождения. Обучающиеся знакомятся с социальной значимостью этих профессий, знакомятся и общаются с новыми людьми. У учеников происходит формирование картины мира культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека. Таким образом, происходит профессиональная ориентация уже с младшего возраста.
На занятиях дополнительно использую пособия И.А. Сасовой и Е.Н. Землянской. Данные пособия содержат творческие задания, которые знакомят детей с основными экономическими понятиями. В увлекательной форме обучающиеся рассматривают проблемы выбора; умение делать осознанный выбор; происхождение и использование денег; доходы и расходы человека, семьи, предприятия, государства. Ребята легко и быстро запоминают понятия об экономических объектах и процессах, с которыми они встречаются в повседневной жизни: деньги и их назначение цены, финансы, производство, рынок, потребление.
Приведу пример некоторых задач, данных в этих пособиях.
Задание 20. Мама получает 100 монет за каждый проработанный день. Что бы вы посоветовали маме: не пойти один день на работу, остаться дома и сделать стрижку своим двум сыновьям или дать им денег на парикмахерскую? Стрижка в парикмахерской стоит 40 монет.
Задание 71. Помоги Пете сделать выбор.
Родители выдают Пете 10 монет в день для оплаты проезда в школу и обратно, 6 монет на завтрак и 20 монет в месяц на покупку карандашей. Но Петя очень любит пористый шоколад, который продается в больших плитках ценой 30 монет за плитку. Посоветуй Пете, чем ему пожертвовать, чтобы хотя бы один раз в месяц покупать плитку пористого шоколада.
Используемые пособия включают экономические задачи, которые одновременно способны решать сразу несколько задач:
Знакомят с историей нашей страны;
Развивают логическое мышление;
Формируют бережное отношение к ресурсам;
Развивают умение рационального жизненного выбора.
В дополнение на занятиях использую «Экономический сказочный словарь» Т.В. Смирновой. Автор в привлекательной для ребенка увлекательной сказочной форме дает объяснение новым экономическим категориям. Каждому экономическому термину посвящена своя сказка, где на одном игровом поле встречаются герои известных литературных произведений и новые придуманные сказочные персонажи. Содержание сказок-малюток, действия персонажей подводят маленьких учеников к самостоятельному определению того или иного экономического термина.
Значительно поднимает уровень организации внеурочной деятельности сотрудничество школы с культурными учреждениями нашего города. Понимая значимость обогащения жизненного опыта и профессиональной ориентации среди школьников в современной школе, информационный центр по атомной энергии нашего города проводит конкурсы и проекты среди обучающихся. «Наш друг – атомная энергия», «Мой атом - 2013».
На занятиях изучаются вопросы энергосбережения. Ребятам нравится, что у детей есть возможность организовать исследование, наблюдения, эксперименты. Детьми был предложен и создан краткосрочный проект, в результате которого они провели исследование, эксперимент, в который каждый ученик привлек свою семью, ребята писали сказки «Один день из жизни лампочки». Организованы деловые игры «Энергосбережение – дело каждого».
Ребята проводили небольшое исследование:
узнали, какую сумму за потребление энергии платят родители в месяц;
следующий месяц пытались дома экономить, следить за тем, чтобы свет зря не горел в комнатах;
сравнивали оплату двух месяцев и делали вывод;
составляли список покупок для каждой семьи на разницу в оплате;
Таким простым и интересным исследованием ребята себе показали, что значит экономить. Они поняли, что небольшими усилиями каждого члена семьи можно сэкономить в семье на потреблении энергии для других покупок. Задания, включаемые в занятия внеурочной деятельности, направлены на формирование всех видов учебных действий: личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных. Многие задания формируют и предметные умения (например, решение многих экономических задач требует то ученика правильных вычислительных умений).
В итоге те знания, которые получают на уроках экономики мои ученики, помогают понять, как устроено хозяйство отдельного человека и мира в целом, и значит, разумнее организовать свою жизнь.