Урок-экскурсия на предприятие и фермерские хозяйства, разработана на краеведческом материале,помагает воспитывать патриотов своего края, любящих труд простых труженников сёл и городов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок- экскурсия на предприятие.»
Урок-экскурсия на предприятие
Подготовила учитель истории
Рудик Л.Д.
Урок- экскурсии на предприятие, фермерские хозяйства сегодня как никогда очень важны в обучении учащихся, потому что ребята стремятся быть юристами, врачами, работниками банков и т.д., но ничего не знают о таких важных профессиях как: токарь, слесарь, фрезеровщик, оператор машинного доения, шофёр, тракторист…- А ведь от большинства этих профессий и многих других перечисленных выше , зависит прежде всего экономическое, социальное благосостояние страны, края в котором живут сегодняшние выпускники школ, а завтрашние высококвалифицированные рабочие. Ведь это они рабочие, труженики сёл, деревень создают ту базу в экономике, от которой зависит всё, что делает страну, край, людей независимыми , материально-обеспеченными , счастливыми, уверенными в завтрашнем дне. Это помогает воспитывать уважение к любым профессиям, т.к. каждая из них важнейшее звено в цепи всех профессий, существующих в жизни любого современного общества. Есть такая пословица «Где родился, там и пригодился» , которая свидетельствует о том, что если ребёнка убедить в том, что важнее рабочей профессии ничего на свете нет. Он не только ею овладеет, но и сделает её смыслом всей своей жизни. Повышая свой профессионализм , вкладывая свои результаты в общее благо всей страны, народа и своего края, где родился, учился и пригодился как мастер своего дела, любящий сын, дочь своей родины, любимого края, города, хутора, села.
Вот почему урок -экскурсии на предприятия, фермерские хозяйства, разработанные на краеведческом материале, помогают воспитывать патриотов своего края, любящих труд простых тружеников сёл и городов.
Краеведческий материал в процессе обучения способствует повышению эффективности преподавания истории. Одной из форм работы, которая позволяет использовать наклонности и практический склад характера, социальный опыт учащихся являются уроки – экскурсии на предприятие. Они способствуют привитию и повышению интереса к изучению истории. Желательно, чтобы профиль предприятия, где проходит занятие, был родственным будущей профессии учащихся (например: токаря, слесаря и т.д.)
Цель моя рассказать об опыте подготовки и проведения урока по теме «Экономическое и социальное развитие страны сегодня»
Задача урока-экскурсии: используя материал как дополнительную фактологическую основу, раскрыть экономическое и социальное развитие нашей страны сегодня , нашего народа, побудительные мотивы труда, воспитать у молодёжи чувство общественного долга, гордости за принадлежность к рабочему, создающему блага для людей, за страну в которой живёшь. Молодые рабочие - это гордость нашей родины за ними будущее. Они своим трудом воодушевляют подрастающее поколение ребят, помогают выбрать нужное для себя дело, профессию, которая станет смыслом всей их жизни, сделав их высококвалифицированными, нужными обществу и стране личностями. Быть рабочим- это почётно, рабочий- звучит гордо, звание рабочий присваивается рукастым умельцам, создавшим и создающим все блага, которыми пользовался и пользуется каждый из нас и каждое общество на планете Земля, без рабочих ничего бы не было, вот что значит быть рабочим, владеть навыками и умениями, которые заложены в сотнях рабочих профессий.
Занятие начинаю с объявления темы, цели занятия, делаю краткое выступление. Заранее готовятся небольшие выступления работников предприятия, включающиеся во время экскурсии в мой рассказ.
Конспект такого занятия целесообразно составлять в форме текстовой таблицы по следующим графам: 1) маршрут экскурсии, 2) объекты показа, 3) краткое содержание материала, 4) методика урока и организационные указания, 5) дополнительные материалы, 6) примечания. Конспект помогает мне ориентироваться во время экскурсии , более вариативно и полно использовать различный по характеру и объёму материал.
Вступительная часть проходит в актовом зале.
Подготовить группу к экскурсии мне помогает учитель трудового обучения, исполняющий обязанности классного руководителя. Он, как правило, сопровождает учащихся.
Урок-экскурсия посвящается изучению материала. Заранее сообщается тема, основные направления маршрута экскурсии, вопросы, на которые особенно следует обратить внимание ( план занятия см. ниже). Учащиеся предупреждаются, что им предстоит выполнить письменную работу по материалам экскурсии. Я подчёркиваю необходимость ведения записей по ходу занятия, даю указания, как лучше сделать это. Учащимся необходим соответствующий инструктаж как вести себя на предприятие ,чтобы избежать ЧП.
В свою очередь строю рассказ-беседу таким образом, чтобы максимально облегчить восприятие информации, её усвоение и синхронную запись наиболее существенных фактов и положений, цифрового материала, имён, названий и т.д. Необходимы паузы, повторения, риторические вопросы и другие приёмы.
На уроке экскурсии необходимо рассмотреть такие вопросы: 1) Подъём промышленного развития сегодня, от чего он зависит, 2) Новый метод хозяйственного производства в экономическом развитии страны 3) Рост благосостояния трудящихся нашего края в настоящее время.
Каждый из этих вопросов тесно связывается с конкретным местным материалом. Причём изложение ведётся или от частного к целому, или наоборот. Важно соблюсти рациональные пропорции при отборе факторов, чтобы история края не служила главной основой при изучении событий и явлений общесоюзного значения.
Первая часть экскурсии посвящается тому, что я знакомлю учащихся с экономическим и социальным развитием области и района, рассказываю о строительстве новых предприятий в нашем крае. Рассматривается вопрос- о подъёме промышленности в стране- связываю свой рассказ с каким-либо предприятием района, области, используя данные о нём: фотографии, печатный материал, презентации всё что помогает воспроизвести историю предприятия- новостройки, ввода его в эксплуатацию, выпуска первой продукции, борьбы коллектива молодого предприятия за выполнение поставленной перед ним задач.
Затем участники экскурсии в цехе знакомятся с ассортиментами выпускаемой продукции. Образцы изделий показывает и даёт подробную информацию об их назначениях сопровождающий экскурсию инженер ( о чём договаривалось заранее).
Как правило, большинство учащихся имеют основные сведения о том, в каких машинах и станках используются например- изделия завода.
В цехе, оборудованном токарными станками с программным управлением, учащиеся (будущие токари), узнают что такое станок автоматически выполняет более 30 операций. Им демонстрируется работа станка, смена операций; начальник цеха рассказывает об экономическом эффекте использования таких станков. Один рабочий, подчёркивает он, может обслужить 4 таких станка, что даёт экономию рабочей силы. Кроме того, сокращается время на смене операций и обеспечивается высокое качество продукции.
Рабочий, обслуживающий несколько станков, говорит, что для успешной работы на новом оборудовании необходимо знать специальную технологию, механику, электротехнику, математику, автоматику, а для этого надо учится хорошо.
Затем я рассказываю как сегодня строятся и вводятся в эксплуатацию новые предприятия, с какими трудностями приходится сталкиваться (фактический и цифровой материал даю в объёме учебника).
Так на конкретных примерах, учащиеся убеждаются что с трудом, но всё таки экономика страны, её промышленный потенциал набирает темпы.
Далее я перехожу ко второму вопросы темы- о новом методе хозяйственного руководстве, используя материалы данного предприятия. Начальник одного из цехов дополняет мои сообщения , говорит о внедрении нового метода хозяйственного руководства, как он отразился на трудовой активности, называет фамилии отличавшихся рабочих, приводит цифровые данные о перевыполнении ими производственных заданий. Среди передовиков много молодёжи, которая является достойным наследником пришедших поколений, не только переняла всё лучшее от них, но и облегчила практику новыми трудовыми инициативами и починами.(Называются фамилии лучших работников предприятия, ребята кратко рассказывают о их достижениях заранее, приготовив материал)
Учащиеся рассматривают печатный материал, дополняющий их сообщения об этих людях. У многих ребят с понятием «передовик производства» было связано представление о пожилом, умудренном опыте человеке. А перед ними молодые выпускники их школы , которым приятно поделиться с ребятами своими достижениями, опытом, привлечением новых методов и технологий в процессе промышленного производства в настоящее время.
Местный материал о новом методе хозяйственного руководства включало в свой рассказ о сущности экономической реформы, в основе которой были новая система развития и экономического стимулирования, внедрение экономических методов хозяйствования. Этот вопрос излагается в рамках учебника.
Последняя часть урока-экскурсии посвящена росту благосостояния трудящихся. Важно показать будущим рабочим, а пока ещё учащимся, что дальнейшее развитие экономики и укрепление обороны страны сочетается с ростом благосостояния трудящихся. Рассказываю о росте средней заработной платы, о решении жилищной проблемы в крае, в стране в целом, о введении двух выходных дней, о повышении квалификации старых кадров и подготовке новых высококвалифицированных рабочих.
Учащиеся подводятся в выводу, что повышение жизненного уровня трудящихся, забота о них, является одним из существенных признаков благосостояния страны, её общества.
Эта часть экскурсии проводится в цехе. Начальник цеха сообщает конкретные данные об увеличении заработной платы рабочих цеха и завода в целом. Продолжая беседу, я ставлю вопрос: что является стимулом успешного труда рабочих? Высказываются разные мнения. Большинство учащихся говорит о творческом отношении к труду, об ответственности за выполнение плана и т.д. Подытоживая высказывания, я характеризую побудительные мотивы ударного труда передовых рабочих.
После урока-экскурсии учащиеся выполняют письменную работу: описывают свои впечатления, отвечают на вопросы, предложенные мною заранее. Анализ письменных работ свидетельствует о большой воспитательной роли уроков-экскурсий, проводимых на предприятии. У многих учащихся возрастает интерес к изучению экономики края, а через него- и к истории как предмету.
Ученики участвуют в выпуске фотогазет о предприятии, его передовиках, презентации, рассказывающие о жизненных буднях его тружеников, оформляют монтажи.
Готовят доклады для краеведческой конференции с использованием материалов, которые были собраны на экскурсии. Юные краеведы, фотографы школы самостоятельно создают фильмы, презентации, посвящённые занятию на заводе, фабрике, фермерском хозяйстве и т.д.
Урок-экскурсия можно проводить не только на предприятие, но и по родному городу, району, области даже на родной улице, где расположена школа, улица на которой живут сами ребята, не менее важной и нужной могут быть уроки-экскурсии на фермерские хозяйства, которые сегодня играют важнейшую роль в развитии экономики края, внося свой неоценимый вклад в развитие экономики страны, в подъём социального благосостояния общества и каждого человека в частности.