kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Организация и проведение профориентационных экскурсий школьников на предприятия, в организации, учреждения, учебные заведения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

      Экскурсия является одним из видов профориентационной деятельности, поскольку оказывает большое влияние на формирование интереса к профессии, так как сочетает в себе наглядность и доступность восприятия с возможностью анализировать, сравнивать, делать выбор. Экскурсию можно рассматривать, как специфически организованный урок, и его эффективность значительно возрастает, если подготовить экскурсовода, тщательно продумать маршрут и объекты осмотра, подготовить учащихся к активному восприятию информации.
       Вид экскурсии выбирается, исходя из конкретных обстоятельств, в зависимости от возраста экскурсантов, содержания и формы предварительной профориентационной работы в школе; потребностей предприятия в кадрах, степени престижности профессии и т. д.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Организация и проведение профориентационных экскурсий школьников на предприятия, в организации, учреждения, учебные заведения.»

Организация и проведение профориентационных экскурсий школьников на предприятия, в организации, учреждения, учебные заведения. (методические рекомендации)












Содержание

1. Задачи профориентационных экскурсий
2.Общие правила проведения экскурсий
Дают учащимся общее представление об объекте экскурсии при первичном знакомстве с предприятиями, учреждениями, учебными заведени
2.Тематические экскурсии
3. Профессиографические экскурсии
4.Комплексные экскурсии.
4.Содержание экскурсий в учебные заведения.
5. Рекомендации работникам предприятий, занимающимся проведением профориентационных экскурсий
IV. Подготовка экскурсовода к проведению экскурсии.
2.Примерные вопросы, на которые должен обратить внимание экскурсовод при проведении экскурсии.
2.Содержание труда по специальности.
3.Требования к человеку.
5.Литература о данной профессии.
Информация для школ



Введение

Выбор профессии - одна из самых важных и актуальных задач, которую обязательно приходится решать юношам и девушкам. Это решение по своему значению в выборе жизненного пути, по влиянию на судьбу человека нельзя сравнить ни с какими другими. От правильности профессионального выбора зависит не только личное благополучие, но и эффективность трудового и нравственного потенциала страны.
Экскурсия является одним из видов профориентационной деятельности, поскольку оказывает большое влияние на формирование интереса к профессии, так как сочетает в себе наглядность и доступность восприятия с возможностью анализировать, сравнивать, делать выбор. Экскурсию можно рассматривать, как специфически организованный урок, и его эффективность значительно возрастает, если подготовить экскурсовода, тщательно продумать маршрут и объекты осмотра, подготовить учащихся к активному восприятию информации.
Вид экскурсии выбирается, исходя из конкретных обстоятельств, в зависимости от возраста экскурсантов, содержания и формы предварительной профориентационной работы в школе; потребностей предприятия в кадрах, степени престижности профессии и т. д. Экскурсии могут быть обзорными, тематическими, комплексными, профессиографическими.
Прежде чем провести экскурсию, необходимо организовать профпросвещение учащихся, групповые и индивидуальные беседы о выборе профессии, провести систематическую и планомерную работу по изучению личности школьников, их интересов и склонностей методом наблюдения, тестирования и др.
1. Задачи профориентационных экскурсий

На всех этапах развития ребенка, начиная с младшего школьного возраста и заканчивая полным завершением становления личности юношей и девушек (10 – 11 класс), очень важен процесс пробуждения у них интереса к различным видам трудовой деятельности. В начальной школе (1 – 4 класс) начинается формирование профессиональных интересов детей. Поэтому надо знакомить их с различными видами трудовой деятельности, воспитывать уважение к людям труда и отрицательное отношение к тем, кто не любит трудиться. Необходимо также формировать у них элементарные представления о культуре труда, учить работать в коллективе, вырабатывать привычку содержать в порядке свое рабочее место, умение общаться с материалами и инструментами. Все это должно определить специфику профориентационных экскурсий для младших школьников. Для закрепления познавательных интересов младших школьников, полученных в ходе экскурсии, можно использовать такие формы, как ролевые игры из жизни детей на профессиональные сюжеты, викторины, сочинения, конкурсы рисунков, стенгазет, альбомов, составление словарей профессий, конкурсы на лучшего знатока пословиц, загадок о труде, рабочих инструментах, карнавалы профессий, работу с детским конструктором. Уже в начальной школе необходимо развивать интерес к профессиям, связанным с техникой, вовлекать в кружки технического творчества и т. д.
В 5–8 классах основное внимание во время проведения профориентационных экскурсий уделяется знакомству учащихся с конкретными профессиями и различными условиями труда, формируется представление о главных отраслях народного хозяйства, интерес к определенной области трудовой деятельности, готовность к выбору профиля профессионального обучения.
С целью систематизации и обобщения знаний после экскурсий рекомендуется провести различные конкурсы: «На лучшее знание профессии», «Защиты профессии», «Знатоков профессий», а также устные журналы, библиографические уроки, сочинения, анкетирование, профориентационные игры. Необходимо продолжить вовлечение учащихся в кружки технического и эстетического творчества.
В 9 классах профориентационные экскурсии призваны подготовить учащихся к обдуманному выбору профессии и соответствующего учебного заведения для продолжения образования. В ходе экскурсии продолжается знакомство с видами трудовой деятельности в разных областях народного хозяйства, с массовыми рабочими профессиями, требованиями к уровню знаний, состоянию здоровья, морально-психологическим качествам. Определяется профессиональная пригодность. По итогам экскурсий проводятся различные мероприятия профориентационной направленности: анкетирование, часы вопросов и ответов, различные конкурсы, встречи с учащимися ПТУЗов и ССУЗов, беседы врачей, тестирование.
В 10 – 11 классах профориентационные экскурсии носят качественно новый характер. Они должны помочь школьникам соотнести их профессиональные интересы и знания, полученные в школе, с новыми представлениями о мире профессий, о различных видах трудовой деятельности, о структуре потребностей региона в кадрах и выбрать профессиональный путь, наиболее соответствующий их личностным качествам и интересам.
^ 2.Общие правила проведения экскурсий
Чтобы экскурсия вызвала интерес у школьников, важно во время экскурсии правильно преподнести материал. При этом необходимо соблюдать общие правила проведения экскурсий. Прежде всего, необходимо регулировать численность группы. Как правило, можно работать с группой 20 – 25 человек, но если шумно и установлены повышенные требования к безопасности, число экскурсантов не должно превышать 15 человек.
При знакомстве с группой экскурсовод должен выяснить ее возрастной состав, общую и техническую подготовку, узнать о ее интересах и заданиях, полученных в школе.
Во вступительной беседе он должен предложить общий план осмотра объекта, остановиться на поведении учащихся в цехах, отделах, учебных кабинетах, познакомить с правилами техники безопасности, выяснить, что знают учащиеся об объекте, с которым они знакомятся. Вступительная беседа не должна быть слишком продолжительной.
Если предприятие, организация, учреждение, учебное заведение имеет музей или комнату боевой славы, рекомендуется начать экскурсию со знакомства с его экспозицией. Тогда учащиеся, переходя к объекту, уже будут знать основные этапы истории предприятия, его лучших людей, результаты творческого труда коллектива.
Показ и рассказ должен вестись в заранее намеченных безопасных местах, позволяющих хорошо видеть объекты. Не следует обращать внимание экскурсантов на работу сразу всего объекта показа. Важно акцентировать внимание на работе участков и бригад, отделов, отдельных небольших коллективов. Познакомить с достижениями новаторов, рационализаторов, изобретателей, пользуясь при этом средствами наглядной агитации: плакатами, стендами, фотографиями передовиков производства. Именно такое преподнесение материала экскурсии и будет воспитанием не на каких-то отвлеченных, оторванных от жизни моментах, а на конкретных примерах трудовой деятельности.
От экскурсий у учащихся остаются, как правило, яркие впечатления. Но не всегда школьники могут их самостоятельно обобщить и проанализировать, сделать из этих наблюдений выводы. Рекомендуется в заключение провести итоговые беседы, в ходе которых экскурсовод направляет своими вопросами рассуждения детей, помогает разобраться в том, что они увидели и услышали, сделать правильные выводы.
Для закрепления и обобщения наиболее важных фактов и наблюдений, сделанных на экскурсии, школьники могут оформить небольшие стенды, фотоальбомы. Можно также провести различные конкурсы, например, на лучший рассказ об экскурсии и т.д.


Примерный план экскурсии на предприятие, в учреждение, организацию (распределение времени):
-музей или клуб (беседа) 10 – 15 минут.
- объекты показа 40- 45 минут.
- подведение итогов 20 – минут.

-на переходы отводится 40-60 минут.

Таким образом, на экскурсию отводится 2час 20 минут.
3.Типичные ошибки при проведении экскурсий
1. Плохая разработка маршрута экскурсии: задержки, длинные переходы, демонстрация старого оборудования.
2. Несоответствие моментов демонстрации и объяснения: при этом страдает качество восприятия. Если, например, в цехе шумно и сделать пояснение можно только вне его, то следует дать предварительное установочное пояснение и после демонстрации повторить пояснение.
3. Экскурсия посвящается какой–либо одной стороне производства или учебного процесса: демонстрации технического объекта, условиям работы, технологии и т.д.

  1. Избыточная детализация, использование специальных терминов, не понятных учащимся.

  2. Сухость, схематичность, поверхностность изложения.

  3. Отсутствие контроля со стороны школы за усвоением материала.

Виды профориентационных экскурсий.

1.Обзорные и ознакомительные экскурсии

Дают учащимся общее представление об объекте экскурсии при первичном знакомстве с предприятиями, учреждениями, учебными заведениями.

Основная цель – ознакомить учащихся с местом объекта в народном хозяйстве, историей и перспективой развития, с условиями и характером работы, если это предприятие, то с выпускаемой продукцией.
Важным моментом ознакомительной экскурсии является привитие эмоционально – положительного отношения к объекту отрасли народного хозяйства, ведущим профессиям. Для того, чтобы не вызвать негативных эмоций, следует избегать информационной перегрузки. Новизна обстановки сама по себе дает большую информационную нагрузку. Комментарии во время осмотра экспонатов должны быть емкими, но краткими, а общая продолжительность экскурсии не должна превышать 45 минут.
^ 2.Тематические экскурсии

Знакомят учащихся непосредственно в производственных условиях с конкретной специальностью. Школа разрабатывает тематический цикл экскурсий в соответствии со школьной программой в целях всестороннего ознакомления и пропаганды отдельных профессий среди школьников. В тематике экскурсий должно учитываться изучение отдельных тем школьных предметов Экскурсии на одно и то же предприятие проводятся по этапам, последовательно:
- Ознакомление с предприятием в целом.
- Ознакомление с ведущими профессиями.
- Ознакомление с производственной базой.
- Ознакомление с работой вспомогательных служб.
3. Профессиографические экскурсии
Профессиографическая экскурсия – это форма организации познавательной деятельности учащихся, направленной на получение и анализ профессиографической информации непосредственно в конкретных условиях профессиональной деятельности. В ходе экскурсии раскрывается содержание профессии. Ребята учатся самостоятельно проводить анализ профессий, знакомятся не только с содержанием и характером труда, но и со средствами, орудиями и условиями труда, с требованиями, предъявляемыми профессией к личным качествам человека. Очень важно предварить профессиографическую экскурсию консультацией. Перед экскурсией учебная группа разбивается на подгруппы с учетом интересов, склонностей, способностей. Желательно, чтобы число учащихся не превышало 15 человек. Проведение экскурсии требует от экскурсовода тщательной подготовки, знаний в области педагогики, психологии труда, организации производства.
Профессиографические экскурсии проводятся для учащихся 8 -11 классов.
4.Комплексные экскурсии.
Задачей комплексной экскурсии является последовательное ознакомление с профессией и постепенная интеграция учащихся в члены коллектива предприятия. Она проводится в несколько этапов и отличается многосторонностью. Ее цель - выделить группы учащихся, серьезно связывающих свое будущее с конкретной профессией. Учащиеся должны получить представление о возможности профессионального роста, о ступенях профессионализации, о продвижении от рабочего до специалиста, о льготах, предоставляемых молодым рабочим и специалистам. Огромное эмоциональное воздействие на подростков оказывает контакт с любящими свое дело представителями профессий.


III. Организация экскурсии.


В профориентации одной из эффективных форм ознакомления с разными видами трудовой деятельности являются экскурсии на предприятия, стройки, научно-производственные объединения, учебные заведения.
Организация, подготовка, проведение экскурсии предусматривает следующие этапы:
1. Выбор экскурсионного объекта.

  1. Разработка содержания экскурсии.

  2. Подготовка учащихся к экскурсионному ознакомлению с предприятием, учебным заведением.

  3. Проверка эффективности проведенной экскурсии.

  1. Выбор объекта

Предприятия, учреждения, учебные заведения, на которые организуется экскурсия, не должны быть крупными, технологический процесс производства – достаточно простой и доступный восприятию учащихся. Критерием служит высокий уровень организации производства на предприятии, оснащенность современной техникой, разнообразие профессий и специальностей.
2. Примерный план проведения экскурсий
Каждая экскурсия строится по определенному плану, где отражаются следующие этапы ее проведения.
1.Подготовка:

  • составление списков и подготовка учащихся к экскурсии;

  • разработка плана, содержания и маршрутов экскурсии; определение участников и объектов показа; расчет времени;

- подбор и назначение организатора экскурсии, экскурсовода

  • распределение вопросов и заданий, по которым необходимо в ходе подготовки и проведения экскурсии собрать материал;

2. Проведение экскурсии:

  • вступительная беседа;

  • практический показ с пояснением;

  • заключительная беседа, обмен впечатлениями, ответы на вопросы;

  • вручение памяток, буклетов;

  • выявление эффективности экскурсии путем анкетирования (приложение№1)

3. Подведение итогов:

  • беседа по содержанию экскурсии;

  • оформление альбомов, рефератов, информационного материала, бюллетеня, стенгазеты, и т.д.);

  • выявление профнамерений (сочинение, анкетирование).



3.Содержание экскурсии на предприятие

Профориентационная экскурсия – одна из самых эффективных форм ознакомления учащихся с производством, техникой, технологией различных предприятий и основами профессий.
Цель экскурсии:

  • познакомить учащихся с современным производством и перспективами его развития;

  • расширить представления учащихся о содержании производственных профессий, прививать интерес к ним;

  • познакомить с технологическими процессами, организацией и условиями труда;

  • познакомить с трудовыми традициями предприятия, передовиками производства, ветеранами труда.

Экскурсии должна предшествовать вступительная беседа в классе, в кабинете профориентации школы или предприятия. Задача вступительной беседы - дать учащимся общую характеристику предприятия, его коллектива, наиболее массовых профессий, а также разъяснить правила техники безопасности. Беседа не должна быть продолжительной и многоплановой.
После вступительной беседы экскурсовод ведет учащихся в цех, где в сжатой форме дается характеристика цеха, его коллектива, наиболее распространенных профессий. Затем он показывает учащимся рабочие места специалистов, знакомит с представителями определенных профессий, дает их профессиографическую характеристику. Ребята одновременно наблюдают за работой специалиста и слушают экскурсовода. По ходу экскурсии они задают вопросы. После окончания экскурсии здесь же, на объекте, проводится заключительная беседа. Экскурсовод отвечает на вопросы учащихся. Обсуждается и систематизируется полученная информация.


4.Содержание экскурсий в учебные заведения.

В учебных заведениях учащиеся знакомятся с характером и содержанием обучения, оснащением кабинетов и лабораторий, получают информацию о профессиях, которые можно получить в учебном заведении.

В ходе экскурсии освещаются следующие темы:

  • история возникновения и перспективы развития учебного заведения,

  • характер и содержание обучения по специальностям;

  • оснащение учебных кабинетов, лабораторий, мастерских, библиотеки;

  • условия приема, продолжительность обучения по специальности;

  • условия учебы, работы, распределения; перспективы специального и профессионального роста, роль школьных предметов в освоении специальностей.

  • организации быта и досуга.

После освещения этих вопросов представители учебного заведения отвечают на вопросы учащихся. Школьники разбиваются на группы по 5 – 7 человек и осматривают кабинеты, лаборатории, мастерские, учебные пособия, наглядные средства обучения
Заключительная беседа проводится в учебном заведении или в школе. Учащимся вручаются буклеты – обращения, памятки поступающим в учебное заведение. Вместо рассказа можно посетить музей, посмотреть фильм, побывать на практическом занятии с использованием наглядных тематических средств обучения.

Итогом экскурсии может стать изготовление стенда, альбома, информационного бюллетеня об учебном заведении и профессиях, запись в личный профессиональный план.
Во время экскурсии на производство или учебное заведение учащимся надо убедиться в том, что от современного специалиста требуются глубокие знания и большая техническая подготовка.
Побывав на различных предприятиях, учреждениях, организациях, учебных заведениях, школьники расширят свои представления о мире профессий, и им легче будет выбирать специальность в соответствии со своими интересами и способностями.


5. Рекомендации работникам предприятий, занимающимся проведением профориентационных экскурсий

Экскурсии на предприятие проводятся согласно плану-графику профориентационных мероприятий, утвержденному директором предприятия. Отвечают за проведение экскурсий на предприятие сотрудники кабинета профориентации предприятия или специально назначенные работники.
Они составляют план посещения предприятия, согласовывают его с Управлением образования;
- составляют маршруты для разных типов экскурсий, согласовывают их с отделом техники безопасности;
-составляют список экскурсоводов, согласовывают его с отделом кадров;
-совместно с ОТБ разрабатывают инструкцию по технике безопасности;
-отвечают за подготовку экскурсоводов-общественников; дважды в год проводят для них методическую учебу.

От мастерства экскурсовода зависит качество экскурсии. Он должен вызвать живой интерес к профессии. Экскурсовод ведет группу, находясь впереди. Встречает ее и провожает. В случае грубого нарушения техники безопасности экскурсовод имеет право прекратить экскурсию. Экскурсовод обязан изучить инструктивно – методические материалы по организации и проведению экскурсий. Давать рекомендации об изменении и улучшении маршрутов и совершенствовании форм проведения экскурсий.
Экскурсовод производственник должен знать:

  • цели и задачи экскурсии;

  • общий уровень подготовки и профессиональных интересов учащихся разных возрастов;

  • методику показа объектов по маршруту;

  • историю развития предприятия;

  • передовиков производства.

Экскурсовод – производственник должен отразить:

  • значение той или иной операции в технологическом процессе;

  • важность заинтересованного, творческого отношения к труду;

  • степень важности профессионального самоопределения для личности;

  • роль молодежи на производстве, возможности ее профессионального роста.

  • влияние правильности профессионального выбора на дальнейшую судьбу.



IV. Подготовка экскурсовода к проведению экскурсии.
Экскурсовод должен составить краткий план экскурсии: тема, цель, задача, краткая характеристика знаний, которые должны получить учащиеся на экскурсии, последовательность проведения экскурсии.
Экскурсовод должен помнить, что активность мысли рождается, если учащиеся во время экскурсии решают какую – либо проблему, задачу, преодолевают какое – то затруднение. Поэтому перед учащимися заранее ставится задача, способ решения которой должен быть в тех знаниях, которые им предстоит усвоить во время экскурсии. Это повышает интерес к экскурсии, и она приобретает практический смысл.
Наметить пути эмоционального воздействия на учащихся. Определить содержание информационного материала, четко выделить самое существенное во всем объеме информации, не перегружая внимание учащихся второстепенными подробностями, учесть вопросы и интересы учащихся.
Выделить незнакомые для учащихся понятия и придумать способы их объяснения, предварительно побеседовав по этому вопросу с классным руководителем
Учащимся также необходимо напомнить способы управления вниманием. Для чего экскурсовод ставит перед учащимися определенные задачи, разъясняет детали, дает ориентиры, отправные точки наблюдения.
1.Требования к личности экскурсовода.

  • Глубокая увлеченность своей профессией и знание своего дела.

  • Умение грамотно, доходчиво, эмоционально и логично излагать свои мысли.

  • Доброжелательное отношение к детям, умение понять их, в случае необходимости, быстро психологически перестроиться.

  • Умение привлечь участников экскурсии к главным вопросам.

  • Тактичность и внимание.

  • Умение учитывать возрастные особенности школьников.

Уровень, на котором излагается материал, должен соответствовать возможностям его восприятия учащимися данного возраста. Для младших школьников целесообразно проводить обзорные экскурсии или знакомство с музеем.
2.Примерные вопросы, на которые должен обратить внимание экскурсовод при проведении экскурсии.
1.Знакомство с профессией и подготовка к ней.
История развития профессии. Потребность в профессии. Значение ее в наши дни для народного хозяйства, для общества в целом. Связь этой профессии с другими профессиями. Учебные заведения, в которых можно приобрести специальность. Условия приема и значение учебы. Характер обучения в профессионально – технических учебных заведениях.
^ 2.Содержание труда по специальности.
Внешнее содержание трудового процесса: задание, материал, сырье, с которым работают, средства, ход, распределение и результат труда. Внутреннее содержание процесса: знания, навыки. Характер и условия труда: под открытым небом, в помещении, с животными, с техникой, требуют физического напряжения и прочее.
3.Требования к человеку.
Моральные, психофизиологические качества. Образованность, опыт. Медицинские и психологические противопоказания.
4.Социально – экономические особенности профессии.
Условия труда (время работы, охрана труда, отпуск и т.д.) заработок, система оплаты труда, рост доходов. Социальное обеспечение, деятельность профсоюзов. Жизненные и трудовые перспективы работников данной профессии. География профессии (местность, где работают специалисты данной профессии и где на них спрос.)
5.Литература о данной профессии.
Периодическая печать. Отдельные издания.


3.Разработка материалов экскурсии.
Проведение беседы, чтение доклада немыслимо без самой разработки специального плана или текста. Тем более это необходимо экскурсоводу, систематически проводящему экскурсии по определенному маршруту и теме. В его распоряжении должна быть картотека объектов, входящих в тему экскурсий, т.е. подробный фактический материал, который накапливается по мере изучения всех вопросов и объектов, входящих в экскурсию. Кроме картотеки объектов, следует постоянно собирать различные материалы о республике, городе, районе, где ведется работа.
Личную разработку экскурсии лучше составлять по установленной схеме. В методической разработке определяется тема, цель экскурсии, маршрут и объекты, продолжительность, методические приемы показа и рассказа.
Методическая разработка экскурсии должна состоять из трех разделов: вступление, основная часть и заключение
Во вступительной части формируется цель экскурсии, излагаются ее воспитательные и профориентационные задачи, основные вопросы, которые должны быть раскрыты во время экскурсии, и сообщаются сведения о маршруте, основных объектах и продолжительности экскурсии.
Основная часть методической разработки строится по следующей схеме:

  1. Маршрут экскурсии.

  2. Остановки.

  3. Объекты и показ.

  4. Время.

  5. Перечень основных вопросов.

  6. организационные указания.

  7. Методические указания.

Именно методическая разработка дает возможность экскурсоводу проводить экскурсию плавно и целенаправленно с учетом психологических особенностей школьников.






V. Приложение.
Анкета.
Юный друг!
Просим ответить на следующие вопросы:
1.Понравилась ли вам экскурсия?
Да;
Нет;
Не совсем;
Если нет, то почему?
2.Какая профессия, специальность, данного предприятия, организации, учебного заведения Вас интересует?
3.Желаете ли Вы освоить одну из профессий, заинтересовавших Вас во время посещения предприятия, организации, учебного заведения?
Да;
Нет;
Не знаю;
Знаю.
4.Если да, то какую?
5.Узнали ли Вы о ней что-нибудь новое для себя во время проведения экскурсии?
Да;
Нет;
Не совсем.
7.Если да, то что Вы узнали об интересующей профессии?
Содержание труда;
Орудия труда;
Условия труда;
Требования профессии к человеку.
8.Считаете ли Вы себя пригодным для данной профессии?
Да;
Не знает;
Знает.
9.Какую информацию вы хотели бы получить дополнительно об интересующей вас профессии?
10.Помогла ли вам экскурсия на предприятие, организацию, учебное заведение в выборе профессии?
Помогла выбрать профессию;
Получил (а) соответствующую информацию,
Получил (а) сведения, заставляющие задуматься о правильности выбора;
Полезной информации не получил (а).
11.Ваши предложения по улучшению проведения экскурсий на предприятия, организации, учебные заведения.
Благодарим за ответы!
Используемая литература.
1.Степаненков Н.К. Профориентация учащихся. Учебное пособие для студентов педагогических вузов. Мн., 1993 год.
2.Резапкина Г.В. Я и моя профессия. Москва, 2000 год.
3.Борисов Е.М. Индивидуальность и профессия. М., 1991 год.
4.Климов Е.А. Психология и профессионального самоопределения личности.. Ростов – на – Дону. 1996 год.
5.Меляков Н.И. Хрестоматия по педагогической профориентации. М.,1991 год.
6.Пути развития системы профессиональной ориентации. Сб. научных трудов. М., 1991 год.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Уварова Светлана Александровна

Дата: 13.11.2015

Номер свидетельства: 252622


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства