kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проектная деятельность обучающихся. Из опыта работы

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке описывается методика обучения учеников проектной деятельности. Приведены примеры ученических исследовательских проектов разных лет. Приведен подробный список литературы для более подробного изучения данной проблемы.

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность обучающихся. Из опыта работы»











Проектно-исследовательская деятельность

обучающихся. Из опыта работы.

Чугунова Наталия Юрьевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №2» города Чебоксары Чувашской Республики
















В МБОУ «Гимназия № 2» г. Чебоксары все обучающиеся имеют возможность получить навыки проектно-исследовательской деятельности. Начинается знакомство с этим видом деятельности, как и во многих школах, еще в начальных классах, например, в рамках изучения предмета «Окружающий мир».

А в пятых классах все гимназисты под руководством опытных наставников в течение года во внеурочное время изучают теоретические аспекты, затем самостоятельно выбирают тему индивидуального или группового проекта, выполняют работу и защищают ее. Защита в форме презентации проводится публично, с демонстрацией готового проектного продукта или исследования. В этом учебном году, например, лучшие проектные работы пятиклассников были представлены на общегимназической НПК 02.02.2018.

Ежегодно в среднем и старшем звене я как учитель истории и обществознания занимаюсь с гимназистами проектно-исследовательской деятельностью.

В 2015-2016 гг., например, это были работы:

1. Историческое значение Хабаровского процесса.

2. «Взаимодействие арабской и испанской культур как фактор развития Испании».

3. История арбуза.

4. «Дворцовые перевороты XVIII века».

5. Таможенная война XIX в. и санкционная война XX в. против России (3 место на муниципальной НПК в 2016 г., сертификат участника очного этапа Всероссийского конкурса «Наша история», проходившего в г. Москва 7-9 мая 2017 г.).





В 2016-2017 гг.

1. «Создание диска к учебнику 6 класса по истории». (3 место на муниципальной и республиканской НПК).

2. «Фашизм, национал-социализм и Нюрнбергский процесс» (2 место на республиканской НПК).

3. «Отношение обучающихся гимназии к проблеме наркотизации общества». (2 место на республиканской НПК).

В 2017-2018 гг.

  1. «Криптовалюта: плюсы и минусы использования».

  2. «И.В. Ведянин и его вклад в формирование архитектурного образа города Чебоксары».

  3. «Биометрические технологии и их применение в банковской сфере и в других областях». 

  4. 10М. Крымский мост как феномен.

  1. Экстремизм в российском сегменте сети Интернет в 2010-е гг.

  2. «Социальные факторы правонарушений молодежи в г. Чебоксары» (3 место на муниципальной НПК).

Заниматься проектно-исследовательской деятельностью непросто, она занимает много времени и у учителя, и у ученика. Это кропотливая совместная работа, большая часть которой не видна другим. Но вместе с тем это очень увлекательный процесс познания нового. И если ученик почувствовал интерес к такой работе, значит, работа проведена не зря.

Проектно-исследовательская деятельность дает возможность учителю:

- осуществлять индивидуальный подход при обучении (учитывать интересы, склонности, уровень знаний и умений, опыт исследовательской работы и даже темперамент);

- активизировать познавательную деятельность обучающихся;

- повышать мотивацию обучения;

- формировать коммуникативные умения и навыки (если работа в группе);

- развивать исследовательские умения и навыки обучающихся;

- развивать умение работать с информацией.

Проектно-исследовательская деятельность обучающихся способствует:

- применению знаний из различных областей, курсов школьных общеобразовательных программ при решении задач самостоятельного исследования;

- формированию умения получать новое знание из самых разных источников;

- формированию навыков работы с консультантами из различных сфер деятельности;

- на практике овладеть разнообразными методами исследования и формами предоставления полученного;

- грамотно оформлять результаты исследовательской деятельности;

- развитию творческих способностей детей (ведь они сами выбирают тему исследования из того, что интересно именно им);

- развитию критичности мышления;

-реализации индивидуальных возможностей и способностей;

- нередко и профессиональному самоопределению учеников;

- формированию умения публично выступать, аргументировано излагать материал, грамотно отвечать на вопросы, отстаивать собственное мнение.

- и, что немаловажно, ощутить успех или достойно пережить неудачу.

Большую роль играет возможность выбора темы проекта, членов проектной команды, источников и способов получения информации.


Рекомендуемая литература

Проектная деятельность в школе

  1. Петунин О. В. Проектная и исследовательская деятельность учащихся как способ выполнения требований ФГОС / О. В. Петунин // Инновации в образовании. – 2014. – № 1. – С. 20-26.

  2. Лебедев М. В. Образование в координатах будущего: развитие исследовательской позиции учащихся / М. В. Лебедев // Инновации в образовании. – 2014. – № 1. – С. 137-146.

  3. Суматохин С. В. Требования ФГОС к учебно-исследовательской и проектной деятельности / С. В. Суматохин // Биология в школе. – 2013. – № 5. – С. 60-67.

  4. Охрименко М. П. Учебный проект / М. П. Охрименко // Литература в школе. – 2013. – № 4. – С. 19-21.

Этапы работы; определение и структура учебного проекта.

  1. Сокольникова Ф. М. Проектная деятельность как условие формирования основных компетенций учащихся / Ф. М. Сокольникова // Воспитание школьников. – 2013. – № 1. – С. 39-41.

Внедрение метода проектной деятельности в образовательную практику школ Якутии.

  1. Шефер О. Р. Межпредметная проектная деятельность учащихся с использованием лего-проектов / О. Р. Шефер, Т. Н. Лебедева // Инновации в образовании. – 2012. – № 9. – С. 67-73.

  2. Оловянникова Т. А. Реализация потенциала преемственности в воспитании культуры исследовательской деятельности / Т. А. Оловянникова // Воспитание школьников.- 2012.- №2.- С.42-46.

О проблеме обеспечения преемственности в воспитании у школьников культуры исследовательской деятельности.

  1. Торосян В.Ф. Об организации научно-исследовательской деятельности учащихся / В.Ф. Торосян // Химия в школе.- 2011.- №9.- С. 2-3.

    9. Найденко  Г. В. Научная технология творчества через проектную деятельность  / Г. В. Найденко, А. В. Зайцева // Дополнительное образование и воспитание. – 2011. – N 8. – С. 3-6.

  1. Репин Ю. В. Индивидуальный проект школьника / Ю. В. Репин // ОБЖ. Основы безопасности жизнедеятельности. – 2011. – № 6. – С. 22-23.

  11. Малютина Л. Г. Технологии формирования динамических компетенций в гимназии / Л. Г. Малютина // Одаренный ребенок. – 2011. – № 5. – С. 94-104 .

Об исследовательской и проектной деятельности учащихся младших и средних классов общеобразовательной школы. Показана роль учителя в проектной деятельности.

  1. Пахомова Н. Ю. Проектная деятельность учащихся в образовательном процессе современной школы / Н. Ю. Пахомова // Инновации в образовании. – 2011. – № 5. – С. 51-57.

   13. Лебедев  М. В. Организационно-педагогическая модель научного общества учащихся лицея  / М. В. Лебедев // Одаренный ребенок. – 2011. – № 5. – С. 85-92.

Теоретические аспекты организации исследовательской деятельности учащихся лицеев.

  14. Ермакова О. А. Культура проектной деятельности как средство развития образовательной среды / О. А. Ермакова // Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. – 2011. – № 3. – С. 36-39.

Опыт работы лицея №1575 г. Москвы по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.

    15. Глухова С.В. Проектная деятельность в личностно-ориентированном обучении / С.В. Глухова // Сибирский учитель.- 2011.- №2.- С. 60-63 http://sibuch.ru/sites/default/files/60.pdf

   16. Бродовская З.В. Особенности педагогического проектирования в современных условиях/ З.В. Бродовская// Сибирский учитель.- 2011.- №1.- С. 42-44.

http://sibuch.ru/sites/default/files/42-44%20.PDF

  17. Кузьмин О. В. Формирование универсальных учебных действий в процессе организации исследовательской деятельности школьников / О. В. Кузьмин, Е. Ю. Кузьмина// Вестник Бурятского государственного университета. – 2010. – Вып. 15. – С. 57-63.

На примере лицея ИГУ описаны проблемы и пути создания условий для развития природных дарований каждого ребенка.

  1.  Матяш Н.В. Проектная деятельность как структурная единица процесса обучения/ Н.В. Матяш// Инновации в образовании.- 2010.- №11.- С. 23-30.

  2. Лякина Г. Главный результат – ход работы: еще раз о проектах в школе и в библиотеке / Г. Лякина // Библиотека в школе. – 2010. – № 11. – С. 13-16.

  3. Ляшко Л. Ю. Малая академия наук «Интеллект будущего»: 25 лет пути / Л. Ю. Ляшко, Т. В. Ляшко // Воспитание школьников. – 2010. – № 10; 2011. – № 1.

В т.ч. об одном из самых популярных проектов «Познание и творчество», который активно реализуется в российских школах.

  1. Белоусова Т. Н. Исследования и проекты: что снижает мотивацию школьников к познанию / Т.Н.Белоусова, М. А. Мазниченко // Народное образование. – 2010. – № 8. – С. 169-175.

  22. Воробьева  Л. Е. Особенности научно-исследовательской деятельности учащихся / Л. Е. Воробьева // Одаренный ребенок. – 2010. – № 5. – С. 121.

  23. Луппова Е. Н. Некоторые замечания о содержании и структуре научных проектов школьников / Е. Н. Луппова // Одаренный ребенок. – 2010. – № 5. – С. 33-36. 

  24. Леонтович А.В.Исследовательская деятельность школьников: международные проекты / А. В. Леонтович, К. С. Сальникова, И. С. Конрад//  Народное образование. – 2010. – N 3. – С. 253-259.

 Об участии делегации московских школьников в Международной выставке и исследовательской экспедиции.

    25. Захарова  Л. А. Целевая программа по созданию системы работы с одаренными детьми в массовой школе / Л. А. Захарова, М. Н. Вяткина, И. А. Матвеева// Одаренный ребенок. – 2010. – № 2. – С. 40-74.

Представлены стратегии обучения одаренных детей в условиях массовой школы. Они являются основой для выбора основного вида деятельности одаренных детей – исследовательской, как составной части познавательной.

    26. Кононова  Г. В. Школьное научное общество как фактор развития и реализации способностей учащихся / Г. В. Кононова // Одаренный ребенок. – 2010. – № 2. – С. 76-80.

Статья освещает работу с одаренными учащимися в школе N 24 г. Старый Оскол Белгородской области, ведущуюся согласно плану по реализации школьной программы “Одаренные дети”. Автор статьи рассказывает о проектной деятельности и достижениях школьного научного общества “Земляне”.

   27. Обухов  А.С. Развитие субъектной позиции учащихся в условиях учебно-исследовательской деятельности / А. С. Обухов, Б. А. Киселев//  Преподаватель. XXI век. – 2010. – № 2, ч. 1. – С. 179-188.

  28. Ступницкая М.  Работа над проектами и ее психолого-педагогический потенциал/ М. Ступницкая// Школьный психолог.- 2010.- №2.- С. 27-34.

 29. Альбицкая Н.Е. Технологии развития навыков исследовательской деятельности одаренных школьников / Н. Е. Альбицка // Исследовательская работа школьников. – 2010. – № 1. – С. 90-96.

  30. Леонтьева А.В. Креативность и ее взаимосвязь с проектно-исследовательской деятельностью учащихся / А. В. Леонтьева // Наука и школа. – 2010. – № 1. – С. 64-66 .

  31Королева Е. В. Проектно-исследовательская деятельность учащихся как средство формирования и развития инновационного мышления – генератора инноваций / Е. В. Королева // Исследовательская работа школьников. – 2010. – № 1. – С. 5-6.                                                                                                        

  1. Зеленская Е. В. Поэтапная организация учебной проектной деятельности учащихся/ Е.В. Зеленская// Школьные технологии.-2009.- №5.- С. 122-127.

  2. Волкова Л. А. Учебное исследование –  в школе: виды, алгоритмы, принципы/ Л.А. Волкова// Школьные технологии.- 2009.-№4.- С. 94-96.

   34. Рахманова  Л. В. Исследовательская практика учащихся: вопросы организации и методики  / Л. В. Рахманова // Учитель в школе. – 2009. – № 3. – С. 74-77.

   35. Медведева Ю.В. Проектно-исследовательская деятельность учащихся в рамках муниципального конкурса “Лучший предметный проект”  / Ю. В. Медведева // Информатика и образование. – 2009. – № 1. – С. 63-64.

   36. Банников В.Н. Влияние проектно-исследовательской деятельности на развитие творческого мышления и познавательной активности учащихся: дайджест / В. Н. Банников, М. А. Банникова // Психология обучения. – 2008. – № 12. – С. 113-114.

  37. Поднебесная Э. И. Творчество и социальное здоровье подростков  / Э. И. Поднебесная // Известия Волгоградского государственного технического университета. – 2008. – № 7. – С. 41-44.

  38. Возможности организации проектно-исследовательской деятельности учащихся в средней школе / О. А. Жильцова [и др.] // Школьные технологии. – 2008. – № 6. – С. 100-103.

  39. Калужская М. В. Как мы изобретаем велосипед, или Организация проектно-исследовательской работы в гимназии “Корифей” / М. В. Калужская // Перемены. – 2008. – № 5. – С. 54-61.

 40. Бузина Е. В. Приемы использования ИКТ в преподавании непрофильных предметов в профильных классах  / Е. В. Бузина // Учительский журнал. – 2008. – № 4. – С. 101-105.

  41. Романова С. А. Опыт проектного творчества / С. А. Романова, О. М. Родионова // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. – 2008. – № 2. – С. 25-28 .

 44. Нагель О. И.  О критериях оценки проектной деятельности учащихся / О. И. Нагель // Школа и производство. – 2007. –№ 6. – С.12-20.

  1. Селькова Н. Ученым можешь ты не быть…: исследовательская деятельность учащихся на базе методических рекомендаций библиотеки / Н. Селькова // Библиополе. – 2007. – №№ 5-12.

  43. Обухов  А.  Учить учителя /  А. Обухов //  Исследовательская работа школьников. – 2007. – № 3. – С. 3.

Подготовка учителя к руководству исследовательской деятельностью учащихся.

          44Колмогорова  Т. П.  Проектная деятельность в работе с одаренными детьми / Т. П. Колмогорова // Одаренный ребенок. – 2007. – № 1. – С. 95-103.

          45. Гликман И. З. Подготовка к творчеству: учебное исследование школьников /  И. З. Гликман //  Одаренный ребенок. – 2006. – № 5. – С. 6-14.

          46. Черемных Г. В. Художественно-графическое представление результатов проектной работы школьников/ Г. В. Черемных // Школьные технологии. – 2006. – № 4. – С. 67-76.

          47. Долматова  Е. Бескорыстный поиск истины  / Е. Долматова //  Одаренный ребенок. – 2006. – № 3. – С. 117-125.

Обзор материалов круглого стола, посвященного проблемам исследовательской деятельности учащихся, состоявшегося 24 апреля 2006 г. в Московском педагогическом государственном университете.

          48. Киселева М. И. Использование компьютерных технологий в межпредметных проектах / М. М. Киселева // Информатика и образование. – 2005. – № 8. – С. 27-37.

          49. Разуваева И. И. Метод ученического проектирования в гражданско-патриотическом воспитании школьников  / И. И. Разуваева // Образование в современной школе. – 2005. – № 4. – С. 47-49.

          50. Афиногенов А. М. Современное состояние: научно-исследовательская и проектная работа московских школьников / А. М. Афиногенов, О. П. Сахарова // Исследовательская работа школьников. – 2003. – № 1. – С. 48-51.

Представлен анализ работы базовых конференций научно-исследовательской и проектной работы школьников г. Москвы.

 

Исследовательская деятельность старшеклассников

  1. Вебер С. А. О механизме реализации личностных ресурсов старшеклассников через проектную деятельность / С. А. Вебер // Воспитание школьников. – 2013. – № 1. – С. 16-23.

  2. Опыкин Б.Н. «Юниор – 2011» / Б.Н. Опыкин, С.А. Ганат, С.Е. Муравьев // Экология и жизнь.- 2011.- № 8.- С. 38-43.

   53. Базаров Ц.Р. Управление исследовательской деятельностью старшеклассников в сельской школе / Ц.Р. Базаров // Вестник Бурятского государственного университета. – 2010. – Вып. 15. – С. 32-35.

   54. Иванчихин  В. Г. Введение в научное исследование / В. Г. Иванчихин // Профильная школа. – 2010. – № 6. – С. 45-46.

Элективный курс “Введение в научное исследование” разработан для учащихся 9-11-х классов. Курс призван расширить, углубить, систематизировать знания учащихся о методологии научного исследования, о формулировке и использовании аппарата исследования, приемах и методах ведения и оформления результатов научно-исследовательской деятельности.

    55. Исаева  Н. И. Инициативное исследовательское поведение старшеклассников в ситуациях профессионально-личностного самоопределения / Н. И. Исаева, В. Н. Кормакова//  Образование и общество. – 2010. – № 6. – С. 39-43.

  56. Веселовская  М. Хочется объять необъятное / М. Веселовская // Одаренный ребенок. – 2010. – № 5. – С. 155.

  1. Покровская А. В. Проектная деятельность как фактор профессионального самоопределения выпускников / А.В. Покровская // Воспитание школьников.- 2009.- № 10.- С. 17-22.

Ученица 9-го класса Лицея №2 г. Мурманска рассказала об участии во Всероссийской конференции в Москве, где она успешно защитила проект “Финансовая грамотность – залог стабильности семейного бюджета”.

   58. Зиангирова  Л. Ф. Организация проектной деятельности старшеклассников / Л. Ф. Зиангирова // Образование и наука. – 2008. – N 3. – С. 123-127  http://urorao.rsvpu.ru/filedirectory/155/2008-3.pdf

   59. Крылова  Н. Б.  Проектная деятельность школьников и новые задачи педагогов / Н. Б. Крылова // Дополнительное образование и воспитание. – 2007. – № 3. – С.  9-15.

  1. Баграмян Э.Р. Школьные экологические проекты / Э. Р. Баграмян, И. И. Курапова, А. В. Артемов // Экология и жизнь. – 2003. – № 5. – С. 31-32.

            Проектная деятельность на уроках истории  и обществознания                         

  1. Стрелова О. Ю. Организация проектной деятельности школьников на уроках истории и во внеурочной работе / О. Ю. Стрелова // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2013. – № 10. – С. 9-17.

  2. Бычков А. В. Инновационный проект в курсе обществознания / А. В. Бычков // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2013. – № 7. – С. 34-36.

Основные этапы выполнения и примерный перечень учебных инновационных проектов по обществознанию.

  1. Алексашкина Л. Н. Учебные проекты по истории в основной школе / Л. Н. Алексашкина, Н. И. Ворожейкина // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2012. – № 10. – С. 23-29.

  2. Хлытина О. М. Методологические проблемы организации исследовательской деятельности школьников в области истории и пути их решения / О. М. Хлытина // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2012. – № 7. – С. 24-31.

  3. Чиж Г. Д. Исследовательская работа школьников по истории : несколько простых правил / Г. Д. Чиж // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2012. – № 6. – С. 53-55.

123. Клементьев А. В. Из опыта организации исследовательской деятельности школьников по истории и обществознанию / А. В. Клементьев // Одаренный ребенок. – 2010. – № 5. – С. 122-140.

  1. Рафикова С. А. Историко-фамилистические исследования в учебном процессе / С.А. Рафикова // Преподавание истории в школе.-2010.- №4.- С. 39-44.

  2. Виноградова М. В. Проектная деятельность учащихся Х классов на уроках истории и информатики / М.В. Виноградова, И.А. Лебедева // Преподавание истории в школе.- 2009.- №9.- С.21-25.

          126. Курбатов Р. И. Мастерские по истории  / Р. И. Курбатов // Исследовательская работа школьников. – 2008. – № 2. – С. 76-79.

Методические разработки по проектно-исследовательской работе в рамках урока истории.

          127. Самохина А. “Обучение через делание”: использование проектного метода в правовой подготовке старшеклассников / А. Самохина // Учитель. – 2003. – № 4. – С. 22-31.     



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проектная деятельность обучающихся. Из опыта работы

Автор: Чугунова Наталия Юрьевна

Дата: 21.06.2019

Номер свидетельства: 515729

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Организация проектной деятельности обучающихся "
    ["seo_title"] => string(60) "orghanizatsiia-proiektnoi-dieiatiel-nosti-obuchaiushchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "107535"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403286748"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Формирование УУД через проектно-исследовательскую деятельность (из опыта работы) "
    ["seo_title"] => string(88) "formirovaniie-uud-chieriez-proiektno-issliedovatiel-skuiu-dieiatiel-nost-iz-opyta-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "222297"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1436127370"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Проектная деятельность по математике с учащимися 5-6 классов"
    ["seo_title"] => string(62) "proiektnaiadieiatielnostpomatiematikiesuchashchimisia56klassov"
    ["file_id"] => string(6) "282160"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453651147"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Из опыта работы по проектно -исследовательской деятельности"
    ["seo_title"] => string(64) "iz_opyta_raboty_po_proiektno_issliedovatiel_skoi_dieiatiel_nosti"
    ["file_id"] => string(6) "439782"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1511181285"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(261) "презентация на тему «Проектная деятельность как одна из форм организации учебного процесса, способствующая повышению качества образования» "
    ["seo_title"] => string(162) "priezientatsiia-na-tiemu-proiektnaia-dieiatiel-nost-kak-odna-iz-form-orghanizatsii-uchiebnogho-protsiessa-sposobstvuiushchaia-povyshieniiu-kachiestva-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "103837"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402640506"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства