Проектная деятельность обучающихся. Из опыта работы
Проектная деятельность обучающихся. Из опыта работы
В данной разработке описывается методика обучения учеников проектной деятельности. Приведены примеры ученических исследовательских проектов разных лет. Приведен подробный список литературы для более подробного изучения данной проблемы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность обучающихся. Из опыта работы»
Проектно-исследовательская деятельность
обучающихся. Из опыта работы.
Чугунова Наталия Юрьевна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №2» города Чебоксары Чувашской Республики
В МБОУ «Гимназия № 2» г. Чебоксары все обучающиеся имеют возможность получить навыки проектно-исследовательской деятельности. Начинается знакомство с этим видом деятельности, как и во многих школах, еще в начальных классах, например, в рамках изучения предмета «Окружающий мир».
А в пятых классах все гимназисты под руководством опытных наставников в течение года во внеурочное время изучают теоретические аспекты, затем самостоятельно выбирают тему индивидуального или группового проекта, выполняют работу и защищают ее. Защита в форме презентации проводится публично, с демонстрацией готового проектного продукта или исследования. В этом учебном году, например, лучшие проектные работы пятиклассников были представлены на общегимназической НПК 02.02.2018.
Ежегодно в среднем и старшем звене я как учитель истории и обществознания занимаюсь с гимназистами проектно-исследовательской деятельностью.
В 2015-2016 гг., например, это были работы:
1. Историческое значение Хабаровского процесса.
2. «Взаимодействие арабской и испанской культур как фактор развития Испании».
3. История арбуза.
4. «Дворцовые перевороты XVIII века».
5. Таможенная война XIX в. и санкционная война XX в. против России (3 место на муниципальной НПК в 2016 г., сертификат участника очного этапа Всероссийского конкурса «Наша история», проходившего в г. Москва 7-9 мая 2017 г.).
В 2016-2017 гг.
1. «Создание диска к учебнику 6 класса по истории». (3 место на муниципальной и республиканской НПК).
2. «Фашизм, национал-социализм и Нюрнбергский процесс» (2 место на республиканской НПК).
3. «Отношение обучающихся гимназии к проблеме наркотизации общества». (2 место на республиканской НПК).
В 2017-2018 гг.
«Криптовалюта: плюсы и минусы использования».
«И.В. Ведянин и его вклад в формирование архитектурного образа города Чебоксары».
«Биометрические технологии и их применение в банковской сфере и в других областях».
10М. Крымский мост как феномен.
Экстремизм в российском сегменте сети Интернет в 2010-е гг.
«Социальные факторы правонарушений молодежи в г. Чебоксары» (3 место на муниципальной НПК).
Заниматься проектно-исследовательской деятельностью непросто, она занимает много времени и у учителя, и у ученика. Это кропотливая совместная работа, большая часть которой не видна другим. Но вместе с тем это очень увлекательный процесс познания нового. И если ученик почувствовал интерес к такой работе, значит, работа проведена не зря.
Проектно-исследовательская деятельность дает возможность учителю:
- осуществлять индивидуальный подход при обучении (учитывать интересы, склонности, уровень знаний и умений, опыт исследовательской работы и даже темперамент);
- активизировать познавательную деятельность обучающихся;
- повышать мотивацию обучения;
- формировать коммуникативные умения и навыки (если работа в группе);
- развивать исследовательские умения и навыки обучающихся;
- развивать умение работать с информацией.
Проектно-исследовательская деятельность обучающихся способствует:
- применению знаний из различных областей, курсов школьных общеобразовательных программ при решении задач самостоятельного исследования;
- формированию умения получать новое знание из самых разных источников;
- формированию навыков работы с консультантами из различных сфер деятельности;
- на практике овладеть разнообразными методами исследования и формами предоставления полученного;
- грамотно оформлять результаты исследовательской деятельности;
- развитию творческих способностей детей (ведь они сами выбирают тему исследования из того, что интересно именно им);
- развитию критичности мышления;
-реализации индивидуальных возможностей и способностей;
- нередко и профессиональному самоопределению учеников;
- и, что немаловажно, ощутить успех или достойно пережить неудачу.
Большую роль играет возможность выбора темы проекта, членов проектной команды, источников и способов получения информации.
Рекомендуемая литература
Проектная деятельность в школе
Петунин О. В. Проектная и исследовательская деятельность учащихся как способ выполнения требований ФГОС / О. В. Петунин // Инновации в образовании. – 2014. – № 1. – С. 20-26.
Лебедев М. В. Образование в координатах будущего: развитие исследовательской позиции учащихся / М. В. Лебедев // Инновации в образовании. – 2014. – № 1. – С. 137-146.
Суматохин С. В. Требования ФГОС к учебно-исследовательской и проектной деятельности / С. В. Суматохин // Биология в школе. – 2013. – № 5. – С. 60-67.
Охрименко М. П. Учебный проект / М. П. Охрименко // Литература в школе. – 2013. – № 4. – С. 19-21.
Этапы работы; определение и структура учебного проекта.
Сокольникова Ф. М. Проектная деятельность как условие формирования основных компетенций учащихся / Ф. М. Сокольникова // Воспитание школьников. – 2013. – № 1. – С. 39-41.
Внедрение метода проектной деятельности в образовательную практику школ Якутии.
Шефер О. Р. Межпредметная проектная деятельность учащихся с использованием лего-проектов / О. Р. Шефер, Т. Н. Лебедева // Инновации в образовании. – 2012. – № 9. – С. 67-73.
Оловянникова Т. А. Реализация потенциала преемственности в воспитании культуры исследовательской деятельности / Т. А. Оловянникова // Воспитание школьников.- 2012.- №2.- С.42-46.
О проблеме обеспечения преемственности в воспитании у школьников культуры исследовательской деятельности.
Торосян В.Ф. Об организации научно-исследовательской деятельности учащихся / В.Ф. Торосян // Химия в школе.- 2011.- №9.- С. 2-3.
9. Найденко Г. В. Научная технология творчества через проектную деятельность / Г. В. Найденко, А. В. Зайцева // Дополнительное образование и воспитание. – 2011. – N 8. – С. 3-6.
Репин Ю. В. Индивидуальный проект школьника / Ю. В. Репин // ОБЖ. Основы безопасности жизнедеятельности. – 2011. – № 6. – С. 22-23.
11. Малютина Л. Г. Технологии формирования динамических компетенций в гимназии / Л. Г. Малютина // Одаренный ребенок. – 2011. – № 5. – С. 94-104 .
Об исследовательской и проектной деятельности учащихся младших и средних классов общеобразовательной школы. Показана роль учителя в проектной деятельности.
Пахомова Н. Ю. Проектная деятельность учащихся в образовательном процессе современной школы / Н. Ю. Пахомова // Инновации в образовании. – 2011. – № 5. – С. 51-57.
13. Лебедев М. В. Организационно-педагогическая модель научного общества учащихся лицея / М. В. Лебедев // Одаренный ребенок. – 2011. – № 5. – С. 85-92.
Теоретические аспекты организации исследовательской деятельности учащихся лицеев.
14. Ермакова О. А. Культура проектной деятельности как средство развития образовательной среды / О. А. Ермакова // Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. – 2011. – № 3. – С. 36-39.
Опыт работы лицея №1575 г. Москвы по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.
15. Глухова С.В. Проектная деятельность в личностно-ориентированном обучении / С.В. Глухова // Сибирский учитель.- 2011.- №2.- С. 60-63 http://sibuch.ru/sites/default/files/60.pdf
16. Бродовская З.В. Особенности педагогического проектирования в современных условиях/ З.В. Бродовская// Сибирский учитель.- 2011.- №1.- С. 42-44.
http://sibuch.ru/sites/default/files/42-44%20.PDF
17. Кузьмин О. В. Формирование универсальных учебных действий в процессе организации исследовательской деятельности школьников / О. В. Кузьмин, Е. Ю. Кузьмина// Вестник Бурятского государственного университета. – 2010. – Вып. 15. – С. 57-63.
На примере лицея ИГУ описаны проблемы и пути создания условий для развития природных дарований каждого ребенка.
Матяш Н.В. Проектная деятельность как структурная единица процесса обучения/ Н.В. Матяш// Инновации в образовании.- 2010.- №11.- С. 23-30.
Лякина Г. Главный результат – ход работы: еще раз о проектах в школе и в библиотеке / Г. Лякина // Библиотека в школе. – 2010. – № 11. – С. 13-16.
Ляшко Л. Ю. Малая академия наук «Интеллект будущего»: 25 лет пути / Л. Ю. Ляшко, Т. В. Ляшко // Воспитание школьников. – 2010. – № 10; 2011. – № 1.
В т.ч. об одном из самых популярных проектов «Познание и творчество», который активно реализуется в российских школах.
Белоусова Т. Н. Исследования и проекты: что снижает мотивацию школьников к познанию / Т.Н.Белоусова, М. А. Мазниченко // Народное образование. – 2010. – № 8. – С. 169-175.
22. Воробьева Л. Е. Особенности научно-исследовательской деятельности учащихся / Л. Е. Воробьева // Одаренный ребенок. – 2010. – № 5. – С. 121.
23. Луппова Е. Н. Некоторые замечания о содержании и структуре научных проектов школьников / Е. Н. Луппова // Одаренный ребенок. – 2010. – № 5. – С. 33-36.
24. Леонтович А.В.Исследовательская деятельность школьников: международные проекты / А. В. Леонтович, К. С. Сальникова, И. С. Конрад// Народное образование. – 2010. – N 3. – С. 253-259.
Об участии делегации московских школьников в Международной выставке и исследовательской экспедиции.
25. Захарова Л. А. Целевая программа по созданию системы работы с одаренными детьми в массовой школе / Л. А. Захарова, М. Н. Вяткина, И. А. Матвеева// Одаренный ребенок. – 2010. – № 2. – С. 40-74.
Представлены стратегии обучения одаренных детей в условиях массовой школы. Они являются основой для выбора основного вида деятельности одаренных детей – исследовательской, как составной части познавательной.
26. Кононова Г. В. Школьное научное общество как фактор развития и реализации способностей учащихся / Г. В. Кононова // Одаренный ребенок. – 2010. – № 2. – С. 76-80.
Статья освещает работу с одаренными учащимися в школе N 24 г. Старый Оскол Белгородской области, ведущуюся согласно плану по реализации школьной программы “Одаренные дети”. Автор статьи рассказывает о проектной деятельности и достижениях школьного научного общества “Земляне”.
27. Обухов А.С. Развитие субъектной позиции учащихся в условиях учебно-исследовательской деятельности / А. С. Обухов, Б. А. Киселев// Преподаватель. XXI век. – 2010. – № 2, ч. 1. – С. 179-188.
28. Ступницкая М. Работа над проектами и ее психолого-педагогический потенциал/ М. Ступницкая// Школьный психолог.- 2010.- №2.- С. 27-34.
29. Альбицкая Н.Е. Технологии развития навыков исследовательской деятельности одаренных школьников / Н. Е. Альбицка // Исследовательская работа школьников. – 2010. – № 1. – С. 90-96.
30. Леонтьева А.В. Креативность и ее взаимосвязь с проектно-исследовательской деятельностью учащихся / А. В. Леонтьева // Наука и школа. – 2010. – № 1. – С. 64-66 .
31. Королева Е. В. Проектно-исследовательская деятельность учащихся как средство формирования и развития инновационного мышления – генератора инноваций / Е. В. Королева // Исследовательская работа школьников. – 2010. – № 1. – С. 5-6.
Зеленская Е. В. Поэтапная организация учебной проектной деятельности учащихся/ Е.В. Зеленская// Школьные технологии.-2009.- №5.- С. 122-127.
Волкова Л. А. Учебное исследование – в школе: виды, алгоритмы, принципы/ Л.А. Волкова// Школьные технологии.- 2009.-№4.- С. 94-96.
34. Рахманова Л. В. Исследовательская практика учащихся: вопросы организации и методики / Л. В. Рахманова // Учитель в школе. – 2009. – № 3. – С. 74-77.
35. Медведева Ю.В. Проектно-исследовательская деятельность учащихся в рамках муниципального конкурса “Лучший предметный проект” / Ю. В. Медведева // Информатика и образование. – 2009. – № 1. – С. 63-64.
36. Банников В.Н. Влияние проектно-исследовательской деятельности на развитие творческого мышления и познавательной активности учащихся: дайджест / В. Н. Банников, М. А. Банникова // Психология обучения. – 2008. – № 12. – С. 113-114.
37. Поднебесная Э. И. Творчество и социальное здоровье подростков / Э. И. Поднебесная // Известия Волгоградского государственного технического университета. – 2008. – № 7. – С. 41-44.
38. Возможности организации проектно-исследовательской деятельности учащихся в средней школе / О. А. Жильцова [и др.] // Школьные технологии. – 2008. – № 6. – С. 100-103.
39. Калужская М. В. Как мы изобретаем велосипед, или Организация проектно-исследовательской работы в гимназии “Корифей” / М. В. Калужская // Перемены. – 2008. – № 5. – С. 54-61.
40. Бузина Е. В. Приемы использования ИКТ в преподавании непрофильных предметов в профильных классах / Е. В. Бузина // Учительский журнал. – 2008. – № 4. – С. 101-105.
41. Романова С. А. Опыт проектного творчества / С. А. Романова, О. М. Родионова // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. – 2008. – № 2. – С. 25-28 .
44. Нагель О. И. О критериях оценки проектной деятельности учащихся / О. И. Нагель // Школа и производство. – 2007. –№ 6. – С.12-20.
Селькова Н. Ученым можешь ты не быть…: исследовательская деятельность учащихся на базе методических рекомендаций библиотеки / Н. Селькова // Библиополе. – 2007. – №№ 5-12.
43. Обухов А. Учить учителя / А. Обухов // Исследовательская работа школьников. – 2007. – № 3. – С. 3.
Подготовка учителя к руководству исследовательской деятельностью учащихся.
44. Колмогорова Т. П. Проектная деятельность в работе с одаренными детьми / Т. П. Колмогорова // Одаренный ребенок. – 2007. – № 1. – С. 95-103.
45. Гликман И. З. Подготовка к творчеству: учебное исследование школьников / И. З. Гликман // Одаренный ребенок. – 2006. – № 5. – С. 6-14.
46.Черемных Г. В. Художественно-графическое представление результатов проектной работы школьников/ Г. В. Черемных // Школьные технологии. – 2006. – № 4. – С. 67-76.
47. Долматова Е. Бескорыстный поиск истины / Е. Долматова // Одаренный ребенок. – 2006. – № 3. – С. 117-125.
Обзор материалов круглого стола, посвященного проблемам исследовательской деятельности учащихся, состоявшегося 24 апреля 2006 г. в Московском педагогическом государственном университете.
48. Киселева М. И. Использование компьютерных технологий в межпредметных проектах / М. М. Киселева // Информатика и образование. – 2005. – № 8. – С. 27-37.
49. Разуваева И. И. Метод ученического проектирования в гражданско-патриотическом воспитании школьников / И. И. Разуваева // Образование в современной школе. – 2005. – № 4. – С. 47-49.
50. Афиногенов А. М. Современное состояние: научно-исследовательская и проектная работа московских школьников / А. М. Афиногенов, О. П. Сахарова // Исследовательская работа школьников. – 2003. – № 1. – С. 48-51.
Представлен анализ работы базовых конференций научно-исследовательской и проектной работы школьников г. Москвы.
Исследовательская деятельность старшеклассников
Вебер С. А. О механизме реализации личностных ресурсов старшеклассников через проектную деятельность / С. А. Вебер // Воспитание школьников. – 2013. – № 1. – С. 16-23.
53. Базаров Ц.Р. Управление исследовательской деятельностью старшеклассников в сельской школе / Ц.Р. Базаров // Вестник Бурятского государственного университета. – 2010. – Вып. 15. – С. 32-35.
54. Иванчихин В. Г. Введение в научное исследование / В. Г. Иванчихин // Профильная школа. – 2010. – № 6. – С. 45-46.
Элективный курс “Введение в научное исследование” разработан для учащихся 9-11-х классов. Курс призван расширить, углубить, систематизировать знания учащихся о методологии научного исследования, о формулировке и использовании аппарата исследования, приемах и методах ведения и оформления результатов научно-исследовательской деятельности.
55. Исаева Н. И. Инициативное исследовательское поведение старшеклассников в ситуациях профессионально-личностного самоопределения / Н. И. Исаева, В. Н. Кормакова// Образование и общество. – 2010. – № 6. – С. 39-43.
56. Веселовская М. Хочется объять необъятное / М. Веселовская // Одаренный ребенок. – 2010. – № 5. – С. 155.
Покровская А. В. Проектная деятельность как фактор профессионального самоопределения выпускников / А.В. Покровская // Воспитание школьников.- 2009.- № 10.- С. 17-22.
Ученица 9-го класса Лицея №2 г. Мурманска рассказала об участии во Всероссийской конференции в Москве, где она успешно защитила проект “Финансовая грамотность – залог стабильности семейного бюджета”.
58. Зиангирова Л. Ф. Организация проектной деятельности старшеклассников / Л. Ф. Зиангирова // Образование и наука. – 2008. – N 3. – С. 123-127 http://urorao.rsvpu.ru/filedirectory/155/2008-3.pdf
59. Крылова Н. Б. Проектная деятельность школьников и новые задачи педагогов / Н. Б. Крылова // Дополнительное образование и воспитание. – 2007. – № 3. – С. 9-15.
Баграмян Э.Р. Школьные экологические проекты / Э. Р. Баграмян, И. И. Курапова, А. В. Артемов // Экология и жизнь. – 2003. – № 5. – С. 31-32.
Проектная деятельность на уроках истории и обществознания
Стрелова О. Ю. Организация проектной деятельности школьников на уроках истории и во внеурочной работе / О. Ю. Стрелова // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2013. – № 10. – С. 9-17.
Бычков А. В. Инновационный проект в курсе обществознания / А. В. Бычков // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2013. – № 7. – С. 34-36.
Основные этапы выполнения и примерный перечень учебных инновационных проектов по обществознанию.
Алексашкина Л. Н. Учебные проекты по истории в основной школе / Л. Н. Алексашкина, Н. И. Ворожейкина // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2012. – № 10. – С. 23-29.
Хлытина О. М. Методологические проблемы организации исследовательской деятельности школьников в области истории и пути их решения / О. М. Хлытина // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2012. – № 7. – С. 24-31.
Чиж Г. Д. Исследовательская работа школьников по истории : несколько простых правил / Г. Д. Чиж // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2012. – № 6. – С. 53-55.
123. Клементьев А. В. Из опыта организации исследовательской деятельности школьников по истории и обществознанию / А. В. Клементьев // Одаренный ребенок. – 2010. – № 5. – С. 122-140.
Рафикова С. А. Историко-фамилистические исследования в учебном процессе / С.А. Рафикова // Преподавание истории в школе.-2010.- №4.- С. 39-44.
Виноградова М. В. Проектная деятельность учащихся Х классов на уроках истории и информатики / М.В. Виноградова, И.А. Лебедева // Преподавание истории в школе.- 2009.- №9.- С.21-25.
126. Курбатов Р. И. Мастерские по истории / Р. И. Курбатов // Исследовательская работа школьников. – 2008. – № 2. – С. 76-79.
Методические разработки по проектно-исследовательской работе в рамках урока истории.
127.Самохина А. “Обучение через делание”: использование проектного метода в правовой подготовке старшеклассников / А. Самохина // Учитель. – 2003. – № 4. – С. 22-31.