Повышение качества образования и формирование у учащихся ключевых компетенций – важнейшая задача модернизации профессионального образования, которая предполагает активную самостоятельную позицию учащихся в учении; развитие общеучебных умений и навыков. Формирование не просто умений, а компетенций, то есть умений, непосредственно сопряженных с опытом их применения в практической деятельности, приоритетное нацеливание на развитие познавательного интереса учащихся, реализацию связи обучения с жизнью.
Понятно, что успешных и компетентных специалистов можно получить, только если формировать их уже начиная со школы, и продолжать работу по развитию их исследовательской проектной деятельности в образовательных учреждениях, куда они поступили для получения профессии.
В результате исследовательская и проектная деятельность учащихся необратимо станет одной из важнейших форм современного образования.
Исследовательская деятельность учащихся служит достижению одной из важнейших целей образования – научить детей мыслить самостоятельно, уметь ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей науки.
Проектный метод входит в жизнь как требование времени. Метод проектов - один из интерактивных методов современного обучения. Он является составной частью учебного процесса. Метод проектов - совокупность последовательных учебно-познавательных приемов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательным представлением результатов.
В своей педагогической деятельности я использую метод проектов не первый год. Проект по математике - это такая учебно-познавательная деятельность учащихся, которая направлена на получение некоторого заранее спланированного, личностно значимого для них материального результата и которая предполагает самостоятельное решение учащимися математических задач.
Организация проектной деятельности очень важная часть моей работы. Каждый проект обязательно требует исследовательской, поисковой, творческой работы учащихся. Для успешной исследовательской деятельности я стараюсь выработать у учащихся элементарные навыки этой работы и пробудить интерес к исследовательской работе. Я учу их: ставить цель, составлять план исследований; подбирать необходимые материалы, проводить исследование и формулировать выводы. Я считаю, что метод проектов способствует повышению мотивации учащихся в получении дополнительных знаний, в овладении методами познания (выдвинуть замысел, сформировать задачу, сделать анализ, интерпретировать результат). Процесс работы над проектом способствует воспитанию у обучающихся значимых ценностей (социальное партнерство, чувство ответственности, взаимопомощь, самоорганизация). Участие в проектировании развивает как исследовательские, так личностные и социальные качества учащихся. К таким качествам можно отнести:
- умение работать в коллективе;
- умение брать ответственность за выбор, решение и т. п.;
- умение разделять ответственность;
- умение анализировать результаты деятельности;
- способность ощущать себя членом команды (подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела).
Работа над проектами проводится поэтапно. На всех этапах подготовки проекта я выступаю в роли консультанта и помощника, а не эксперта. При этом акцент обучения в ходе проектирования делается не на содержании учения как самоцель («что нужно делать?»), а на процессе применения имеющихся знаний («знать, как»). Существование в среде неопределенности активизирует познавательную деятельность учащихся.
1. Подготовительный этап.
Для того, чтобы организация этого этапа прошла успешно я готовлю проблемную задачу, которая бы подтолкнула ребят к обсуждению, применяю различные способы и средства для поддержания мотивации учащихся, продумываю вопросы, которые подтолкнули бы ребят к новой идее, необходимой для осуществления проекта. Именно, на этом этапе ставится проблема, определяются цели и задачи проекта, вид продукта и форма презентации, разрабатывается план выполнения поставленных задач. Моя задача на данном этапе – проследить, чтобы в каждой создающейся группе работали учащиеся с различным уровнем знаний, творческим потенциалом, различными склонностями и интересами. Далее выявляются потенциальные возможности каждого (коммуникативные, публицистические, организаторские, и т. д.). Я стараюсь построить работу так, чтобы каждый мог проявить себя и завоевать признание окружающих. .
2. Аналитический этап.
Этот этап самостоятельного проведения исследования, получения и анализа информации, во время которого каждый учащийся уточняет и формулирует собственную задачу, исходя из цели проекта в целом и задачи своей группы в частности, ищет и собирает информацию, учитывая: собственный опыт; результат обмена информацией с другими учащимися, преподавателями, родителями и т.д.; сведения, полученные из специальной литературы, Интернета и т.д.; а также анализирует и интерпретирует полученные данные.
3.Практический этап - этап обобщения информации.
На этом этапе осуществляются структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков. При этом учащиеся: систематизируют полученные данные; объединяют в единое целое полученную каждой группой информацию; выстраивают общую логическую схему выводов для подведения итогов . Форму представления результатов проекта учащиеся выбирают сами. Если ребята испытывают затруднения в процессе решения какой-либо проблемы, я вынуждена прийти им на помощь, но только с личного приглашения ребят. Без их согласия я стараюсь не вмешиваться в их творческий исследовательский процесс.
4. Презентационный этап.
Результатом работы над проектом является продукт, презентация продукта и защита самого проекта. На этом этапе учащиеся осмысливают полученные данные и способы достижения результата; обсуждают и готовят итоговое представление результатов работы над проектом (в техникуме, в, городе и т.д.). Моя задача как руководителя этого проекта – объяснить учащимся основные правила ведения дискуссий и делового общения; научить их конструктивно относиться к критике своих суждений;
5. Контрольный этап
При использовании метода проектов существуют, по крайней мере, два результата. Первый (скрытый) - это педагогический эффект от включения студентов в «добывание знаний» и их логическое применение: формирование личностных качеств, мотивация, рефлексия и самооценка, умение делать выбор и осмыслять как последствия данного выбора, так и результаты собственной деятельности.
Вторая составляющая оценки результата - это сам проект.
- Заключение.
В процессе проектной деятельности обучающиеся учатся самостоятельно работать с информационными источниками, находить нужную для проекта информацию, использовать ее в работе над проектом, проявлять свои творческие способности, работают в мини-группах. Поэтому стало возможным в системе реализовывать проекты исследовательской направленности, где формируются у обучающихся общие компетенции.
Учебное проектирование можно рассматривать как учебно-производственный эксперимент, связывающий две стороны процесса познания. С одной стороны, оно является методом обучения, развития творческих способностей обучающихся, с другой - средством практического применения усвоенных знаний и умений.
Таким образом, проектная исследовательская деятельность формируют у учащихся целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и ответственности, что и обеспечивает современное качество образования и повышает качество преподавания предмета